Толкование евангелия от иоанна 3 главы. Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский)

Толкование на Евангелие от Иоанна

Предисловие

Сила Духа Святаго, как написано ( 2Кор. 12, 9 ) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом. Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого и иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях ( Деян.4:13 ). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимались рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида. Однако же, смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении незамечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и немогущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «И Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ).

Иные говорят, что Православные и просили его написать о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Иисус был простой человек. Говорят также, что святой Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолов. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился в заточении на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.

Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо “блаженны , – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господу, а посему и сын ее Иоанн – племянником Господу.

Читать еще:  Введение к евангелию от матфея. Библиография иностранных работ по четвероевангелию

Быть может, не неуместно разобрать и имена матери Иоанна и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ее. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с прочими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться божественной благодати.

Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно: он один только, а матерей оказывается у него три: родная Саломия, гром, ибо за великий глас в Евангелии он – «сын громов» ( Мк. 3, 17 ), и Богородица, ибо сказано: «се, Матерь твоя!» ( Ин. 19, 27 ).

Сказав это прежде изъяснения, мы должны теперь начать разбор и самих речей Иоанновых.

Толкование Евангелия от Иоанна

Апостол Иоанн считается любимым учеником Христа. Единственный из всех апостолов, он дожил до глубокой старости и умер своей смертью – все остальные приняли мученическую смерть. И это неслучайно. Кроме того, именно он написал Апокалипсис. В чем же состоит отличие Евангелия от Иоанна от остальных Евангелий?

Богослов и Апостол Любви

Почему апостол Иоанн был прозван Богословом? Именно с его Евангелия раскрывается учение о Боге как Слове. Из всех учеников Христа он больше всех пишет о его божественной природе. Возможно, он опасался, что из остальных трех Евангелий у читающих сложится впечатление, что Иисус – не более чем «сын человеческий», один из величайших святых и пророков.

По-другому его называют Апостолом Любви. Это связано с тем, что Иоанн глубже всех понял и выразил главные заповеди Христа – о любви к Богу и любви к ближнему. В многочисленных речах Иисуса, которые не встречаются в других евангельских текстах, открывается и его любовь к людям.

Кто такой Иоанн?

Иоанн был сыном рыбака Зеведея, по-видимому, состоятельного, т. к. в Евангелии от Марка упоминается, что он имел работников. Матерью апостола была Саломия. Предполагается, что она была одной из дочерей Иосифа, обручника Марии. Эта женщина сопровождала Христа, после его распятия именно она была одной из жен-мироносиц. Предполагается, что Иоанн, будучи учеником Иоанна Крестителя, последовал за Христом вместе с Андреем. Ведь в Евангелии от Иоанна совсем не упоминается имя второго ученика, в то время как открыты имена всех последующих апостолов. Для апостола Иоанна было характерно из глубокого смирения не называть себя по имени. Он упоминает себя в третьем лице, например, «ученик, которого он любил».

Евангелие от Иоанна начинается знаменитой фразой «Вначале было Слово». Существует немало толкований Священного Писания. Но одним из самых популярных толкований Евангелия от Иоанна является таковое от блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского.

Божественная сущность Христа и начало служения

Автор толкования подробнейшним образом останавливается на каждом предложении первой главы. Его книга представляет собой толкования глав Евангелия от Иоанна. Дело в том, что в этих коротких фразах кроется глубочайший смысл, описывающий сущность Бога, взаимоотношения между ипостасями Святой Троицы. На внимательном анализе каждого слова блаженный Феофилакт строит полемику с еретиками. Словом назван Сын Божий, который существует предвечно, то есть был всегда – еще до сотворения мира, до отсчета времени.

Повествование о событиях жизни Христа начинается не с рождения, как в остальных трех Евангелиях, а с рассказа об Иоанне Крестителе. Этот святой иносказательно сообщает фарисеям о скором явлении Христа. Вскоре Иисус приходит к нему принять крещение. Затем апостол опускает эпизод с искушением в пустыне и сразу же повествует о призвании первых учеников. Христос открывает им себя, когда провидит будущее или прошлое этих людей. Например, Нафанаилу он сообщает, что видел его под смоковницей, хотя в тот момент будущий апостол беседовал с братом и больше никого рядом не было.

Читать еще:  Кто автор евангелия от иоанна. Евангелие от иоанна

Беседы Христа

В следующих главах повествуется о беседе Христа с Никодимом, который не может понять мысль о рождении свыше. О беседе с самарянкой у колодца. Автор внимательно разбирает все моменты, которые стали почвой для противоречий и ересей. Он опровергает все альтернативные толкования. В беседе с самарянкой Иисус говорит о живой воде, а с апостолами – о пище, которой они не знают. Именно самарянке Иисус открывает истину, что именно он и есть тот самый Мессия, Христос. Тщательно комментируются многочисленные притчи Христа о Царствии Небесном.

Страстная неделя

Событиям, произошедшим всего за одну неделю, апостол посвящает несколько глав – с 11-й по 19-ю, с воскрешения Лазаря и до распятия. Эти главы подробно повествуют обо всех событиях, произошедших в эти дни, которые, начиная со дня после входа Господня в Иерусалим мы называем Страстной неделей. В словах Господа в эти дни открывается вся глубина его любви и его жертвенного служения. В беседе после Тайной вечери Иисус дает заповедь: «Да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики». Несмотря на то что апостолы совершат немало чудес, именно любовь становится отличительной чертой ученика Христа.

Беседы Иоанна Златоуста

Есть и другие толкования. У Иоанна Златоуста имеются толкования Евангелия от Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Святой с глубоким благоговением относился к главной книге христианства и стремился донести до людей истинную суть без искажений. В беседах Иоанна Златоуста об Евангелие апостол, который был рыбаком и не получил никакого образования, сравнивается с греческими философами. Ясность, непротиворечивость и глубина учения о Боге в устах этого человека становится доказательством того, что это учение не придумано. Никакой изощренный человеческий ум не достиг такого знания. Не иначе как сам Бог открыл свою истину любимому ученику. Беседы Иоанна Златоуста строго не привязаны к главам Евангелия от Иоанна. Многие из их касаются более общих тем. Однако и в них есть последовательность – первые несколько затрагивают тему Слова как Бога Сына, последние повествуют о воскресении и событиях после него. Особое внимание святой уделял полемике с еретиками. Кроме того, его беседы изобилуют нравоучениями. Автор подробно объясняет, почему не нужно прелюбодействовать, почему нельзя слишком бурно, напоказ, демонстрировать скорбь об умерших. Он неоднократно подчеркивает преимущество веры над умствованиями, которые способны принести человеку лишь смутные представления о душе и Боге.

Иоанн как свидетель распятия

Даже во время распятия Иоанн выделен из других учеников. Он не отрекается, как Петр, и не убегает, как все остальные, а стоит у креста. Иисус поручает апостолу мать, чтобы тот о ней заботился. Это огромная степень доверия. Неслучайно именно Иоанн положил голову на грудь Спасителя на Тайной вечере. При этом апостол каждый раз умалчивает свое имя. Истечение крови и воды из пробитых ребер Христа символично – вода означает крещение, кровь – причастие. И на том, и на другом строится Церковь.

Читать еще:  Старинные вещи во сне. Толкование сна старинные в сонниках

Блаженный Феофилакт Болгарский – Толкование на святое Евангелие. Том 1-2.

Название: Блаженный Феофилакт Болгарский – Толкование на святое Евангелие. Том 1-2.
Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский
Форматы: fb2, pdf, rtf
Год издания: 2010

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI – нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем.

Блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется Православной Церковью, но он пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Большую часть творений блаженного Феофилакта составляют толкования Священного Писания, в которых он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста.

Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.

Издается по: Благовестник, толкование на Святые Евангелия блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911.

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский
Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского
Творения блаженного Феофилакта
Истолковательные сочинения
Обличительные сочинения
Поучительные сочинения
Исторические сочинения
Письма
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский
О Четвероевангелии
Толкование на Евангелие от Матфея
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Глава двадцать вторая
Глава двадцать третья
Глава двадцать четвертая
Глава двадцать пятая
Глава двадцать шестая
Глава двадцать седьмая
Глава двадцать восьмая
Святитель Димитрий Ростовский
Тропарь, глас 3-й
Кондак, глас 4-й
Толкование на Евангелие от Марка
О Евангелии от Марка
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Святитель Димитрий Ростовский
Тропарь, глас 3-й
Кондак, глас 2-й

Толкование на Евангелие от Луки
О Евангелии от Луки
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Глава двадцать вторая
Глава двадцать третья
Глава двадцать четвертая
Святитель Димитрий Ростовский
Толкование на Евангелие от Иоанна
Жизнеописание евангелиста Иоанна (по Софронию)
Предисловие к евангелию от Иоанна
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Святитель Димитрий Ростовский

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna
http://www.syl.ru/article/380047/tolkovanie-evangeliya-ot-ioanna
http://prav-book.ru/books/view/399-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%84%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5-%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%BE%D0%BC-12

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: