Вознесение. Как празднуют Вознесение Господне? Вознесение и Пасха

Вознесение Господне в 2020 году: история и традиции праздника

Вознесение – праздник с “плавающей” датой, которая напрямую зависит от Пасхи, выпадает на 40-й день после Светлого воскресенья и всегда приходится на четверг. В 2020 году православную Пасху отмечают 19 апреля, соответственно, Вознесение – 28 мая. Католики встретят Вознесение 21 мая.

Полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Праздник в церкви

В православии Вознесение входит в число 12 Двунадесятых праздников (они посвящены главным событиям евангельской истории). Приуроченные к нему службы начинаются ещё накануне. Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения. А вечером служат торжественное Всенощное бдение. На следующий день во время литургии читают Евангелие от Марка, где описаны события восшествия Христа на небо.

Так как праздник приходится на четверг, поста в этот день нет – можно есть любую пищу, а также заниматься привычными делами. Однако верующие стараются посетить церковные службы и уделить время молитве.

В католичестве на Вознесение приняты несколько особых церковных обрядов, например, благословение бобов и винограда во время мессы или тушение пасхальной свечи. В некоторых храмах статую Христа в праздник поднимают до самого потолка церкви, что символизирует сам процесс Вознесения для верующих.

В народе считалось, что в этот день весна окончательно переходит в лето, становится по-настоящему жарко, отцветают сады. Учитывая, что в 2020-м праздник выпадает на 28 мая, то для этого года такая примета вполне справедлива.

Как и многие православные праздники, Вознесение вобрало в себя бытовые народные традиции и даже древние языческие обычаи. Так, на праздник водили хороводы в честь будущего хорошего урожая, в некоторых местах устраивали веселые гулянья.

В домах на Вознесение пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья – “лесенки”, или “лествицы”, на которых обязательно делали семь “перекладин”, символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне.

Считалось особым грехом в период с Пасхи до Вознесения в чем-то отказывать странникам, верующие старались больше помогать нуждающимся, подавать милостыню просящим.

Читать еще:  Толкование от луки 16 глава святые отцы. Большая христианская библиотека

Вознесение Господне: что дает этот праздник каждому из нас

Отмечают его на сороковой день после Пасхи, а длится он целых десять дней, поэтому я и написала “6 июня 2019 года у православных начинается праздник Вознесения”. В основе праздника, как и следует из названия, лежит событие Вознесения Иисуса Христа на небо, которое произошло по мнению современных историков в середине мая 30 года I века нашей эры на горе Елеон, или Масличной горе, что к востоку от Иерусалима. Поскольку дата у праздника Пасхи, Воскресения Христова скользящая, то и празднование Вознесения Господня каждый год выпадает на разные дни, хотя это всегда четверг, ведь именно четверг шестой недели после Пасхи и будет сороковым днем. Но что нам за дело до эпизода, произошедшего почти две тысячи лет назад? Как нас это касается?

Начнем с того, что отмечается Вознесение Господне через сорок дней после Пасхи неслучайно. Как сообщает евангелист Лука, “в продолжение сорока дней” после Своего Воскресения Христос являлся Своим ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру в экстраординарное событие, событие, превышающее человеческий опыт, – в Свое Воскресение из мертвых, в Свою победу над смертью. Иисус готовит апостолов к грядущему служению. И на сороковой день после Пасхи Христос собирает апостолов, приводит их на Елеонскую гору и возносится на небо.

Перед самим событием Вознесения происходит важный диалог: Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем и о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его последователей, и они будут крещены Духом Святым. Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие – это торжество некоей политической системы, спрашивают у Христа: “Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” И Христос сурово отвечает: “Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти”, – и это ответ всем нам, людям, постоянно вопрошающим о временах и сроках конца света, Второго пришествия. Запомним это.

После этих знаменательных слов Спаситель обещает ученикам, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой (это событие мы будем отмечать на Троицу, 16 июня 2019 года). И говорит о том, что, приняв Духа Святого, апостолы начнут свою проповедь во всей земле. “Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их”, – читаем у евангелиста Луки.

Читать еще:  Чего нельзя спать напротив зеркала. Почему нельзя спать напротив зеркала: примета – одна, версий - много…

На иконах “Вознесение Господне”, изображают, как Иисус Христос возносится на небо в круглом облаке ярко синего цвета, поддерживаемом двумя ангелами. Синий цвет в иконописи – символ бесконечного неба, иного, вечного мира. Под облаком – Богородица. Стройные очертания Её фигуры выделяются на фоне светящихся одежд стоящих за Девой Марией двух ангелов. Богородица зрительно отделена от двенадцати апостолов, и в этом большой богословский смысл: так подчеркивается особое место Богородицы в христианстве. Композиционно Божья Матерь, стоящая на земле, больше соединена с Христом, чем с толпящимися вокруг двенадцатью апостолами: так показывается, что Богородица принадлежит миру горнему, миру небесному. Рядом, но все же отдельно от Богородицы, теснятся двенадцать апостолов, их взоры устремлены ввысь. Все в иконе “Вознесение Господне” пронизано светом и радостью, и это тоже неслучайно.

Праздник Вознесения Господня был любимейшим на Руси: звон колоколов, свобода выходного дня, когда никто не работает, ликование народа. В такой вот праздничный день в 1799 году родился еще наш гений – Александр Сергеевич Пушкин. В 1799 году, как и в 2019-м, это было 6 июня – день рождение великого поэта. Разве не чудо? Поэт, вознесший русскую словесность до высот недостижимых; гений, вся жизнь которого восхождение над своим человеческим: наследственностью, воспитанием, социальными рамками, темпераментом, характером, средой, в конце концов, судьбой появился на свет именно в праздник Вознесения. При всеобщем ликовании народа и звоне колоколов! Чудо Божье. Пушкин особо любил и выделял этот праздник, хорошо знал икону “Вознесение Господне”, и даже для венчания выбрал храм Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве.

Но Вознесение Иисуса Христа – не просто событие, имевшее место быть чуть меньше двух тысяч лет назад. Не просто исторический эпизод, вдохновляющий гениев, от Рублева с Пушкиным до классиков мировой живописи – Джотто, Тинторетто, Леонардо да Винчи, Рембрандт. Вознесение Христа касается каждого. Причем не только всех из рода человеческого, шире, Вознесение затронуло и весь тварный мир! Святому Ефрему Сирину принадлежат такие слова: “Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо”. В чем тут дело?

Читать еще:  Евангелие от марка 13 33. Большая христианская библиотека

Смотрите, Воскресение Богочеловека Иисуса Христа из мертвых, воскресение Христа живым, во плоти, с язвами на руках и ногах, с раной в боку – свидетельство того, что и тело человеческое призвано не к тлению, не к смерти, а к вечной, неумирающей, ликующей жизни. А вот Своим Вознесением Христос уже возносит и наше, человеческое естество на небо, ведь Спаситель вознесся в нашем, в человеческом теле. И этим вознес человеческую природу, показал, насколько возможно обожение человека. “Если мы хотим понять, сколь велик человек, не надо взирать на великих людей земли, но надо поднять взор к престолу Божьему и там узреть облеченного плотью человеческой Сына Божия во славе Отчей”, – говорил святой Иоанн Златоуст.

И это еще не все. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение принадлежит всем людям поскольку все воскреснут в день Второго пришествия Христа. Дата Второго пришествия, как мы помним из начала статьи, нам неизвестна, но зато мы знаем, кто будет вознесен, “восхищен на облаках” – те, кто “распял свой грех через покаяние и жительство по Евангелию”.

С тем, что дает человеческой природе Вознесение Христа разобрались, но что там со всем тварным миром – животными, птицами, гадами земными и морскими, царством растений, в конце концов?

Смотрите, как рассуждает митрополит Антоний Сурожский. Тело, в которое был воплощен Сын Божий Иисус Христос, тело, которым Он жил, которым Он ходил по земле, которым Он слышал и видел, тело, которое Он предал на истязание и смерть, – это тело состоит из всего того, из чего состоит наш видимый, тварный мир. В этом теле сосредоточено все вещество неба и земли, от самого простого до самого непостижимого, вся материя, соединившаяся с Божеством. И когда Христос возносится на небо, Он возносит не только человечество, Он возносит всю видимую тварь в глубины Божественной тайны, в недра Божественной действительности. И этот мир уже неотделим от Него.

Вслушайтесь, всмотритесь! Разве в утреннем радостном щебете птиц, в лучах солнца, в отблеске свечи у иконы, в молитве, в том добром деле, что кто-то сейчас совершает, не ощущается присутствие Божьей Любви в нашем мире? Неслучайно в церквях в день Вознесения постоянно повторяют такие слова о вездеприсутствии Господа в нашем мире: “Я с вами, и никто не одолеет вас!”

Источники:

http://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/voznesenie-gospodne/
http://rg.ru/2019/06/05/voznesenie-gospodne-chto-daet-etot-prazdnik-kazhdomu-iz-nas.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: