Что делать если не получается молиться. Что делать, если разучился молиться

Православная Жизнь

Main menu

Как преодолеть рассеянность мыслей при молитве?

Протоиерей Николай Фоменко, благочинный Александро-Невского округа в Славянске, размышляет о молитве и делится практическими советами, которые помогут молиться сосредоточеннее.

Как победить рассеянность в молитве? Я не учитель, но могу рассказать, что в этом отношении говорят святые отцы нашей Церкви. Например, к святому Иоанну Кронштадтскому обращались его духовные чада и говорили: «Когда мы начинали молиться, то делали это внимательно, а теперь рассеиваемся, отвлекаемся на другие мысли. Что нам делать?» Он ответил им очень просто: «Молитесь как в первый раз». Ещё советовал в каждой молитве найти красную нить, то есть ту строку, которая побуждает сердце взывать к Богу, и подчеркнуть её карандашом. Когда будете читать молитву, обязательно станете обращать внимание на эту строку — на то, что больше всего вдохновляет. В дальнейшем человек научится делать это уже автоматически, в каждой молитве, даже незнакомой. Я тоже так поступаю, очень помогает. Читал, что когда святой Иоанн скончался, оказалось, что весь его молитвослов был в таких подчёркиваниях.

Бывает, что во время молитвы одолевают навязчивые мысли. Святые Феофан Затворник и Иоанн Лествичник называют такое явление «окраденная молитва». Нечистый хочет отвлечь внимание человека от молитвы. Он-то и навязывает молящемуся мысли о каких-то других вещах. Причём мысли могут быть даже правильными. Люди порой говорят: «Я стоял на молитве, и ко мне пришла мысль». Сразу можно сказать: эта мысль нехорошая, пусть во время молитвы и пришла. Нечистая сила тоже может правду говорить — для того, чтобы потом изощрённее обмануть.

Если вы прочли молитву невнимательно, надо вернуться и перечитать её ещё раз. Я тоже так делаю, и во второй раз получается намного внимательнее. В покаянном каноне, в восьмой песне, есть тропарь, который надо прочитать дважды. Это не потому, что не хватило тропарей, но чтобы человек особо заострил на нём своё внимание.

Если вести борьбу, навязчивые мысли уходят. Например, святой Иоанн Лествичник боролся с невнимательностью так: когда его келейник читал молитвы, он клал поклоны, чем пробуждал своё внимание. Один земной поклон в начале молитвы, другой — в конце. Это тоже хороший способ.

Семейному человеку желательно молиться с семьёй. Домашняя церковь должна созидаться по слову Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Как хорошо, когда молятся муж, жена и дети! Молитвы нужно читать поочередно. Кто не умеет читать — пусть слушают, хотя малыши могут начинать с «Трисвятого».

Большая проблема кроется в том, что люди «вычитывают» молитвы. Делают они это механически. Такая молитва Богу не нужна. Молитва — это возношение к Богу ума и сердца. Если ум занят совсем другим, или мы не понимаем, что читаем, — о каком возношении может идти речь? Например, в молитвах ко святому Причащению, в каноне Иисусу Сладчайшему есть упоминание Манассии. Кто он такой? Нужно понимать, в каких грехах мы его превосходим. А многие верующие не знают, чем Манассия согрешил, чей он сын, в чём заключается его дурная слава? Ладно, если не знаем чего-то, впервые читая молитвенный текст, но впоследствии надо же поинтересоваться, о чём речь! Поэтому я бы посоветовал следующее: если в текстах встречаются какие-то библейские персонажи, надо на них заострять своё внимание. Если ничего о них не знаем, то или к священнику подойти, или в святоотеческой литературе почитать. Молитва должна быть качественной.

Второе: молитва — это устремление сердца к Богу. Святые отцы говорят, что богомыслие вменяется человеку в молитву, поэтому нужно побуждать себя думать о Боге. Становясь на молитву, не просто заученные фразы произносить, но именно молиться. Мы с детства калечим, требуя: «Вычитай молитвенное правило!» — то есть хотим механического выполнения, отчёта. В итоге человек привыкает сухо исполнять положенное, это входит в привычку, и он не понимает, что такое молитва.

Посмотрите, что происходит в храмах. Возглашают: «Помолитеся, оглашении!» — и все крестятся и кланяются. Это же не вас касается! Нужно думать головой, трезвить себя, а то возгордимся, решим, что хорошо молимся, а мы ещё даже не начинали учиться.

Учиться нужно на святоотеческих примерах — скажем, у святого Феофана Затворника. В своё время он написал много писем, в которых отвечает на вопросы своих духовных чад, в том числе и о молитве. Например, ему пишут, что хотят помолиться за своего усопшего отца. Святой отвечает: «Пойдите в церковь и попросите священника неспешно отслужить панихиду». Очень важный момент: неспешно! Тенденция молиться бегом, поспешно не приведёт к сосредоточенности. Если христианин молится по принципу «отстрелялся и побежал» — зачем он это вообще делает? В храме тоже спешка. Вы пришли помолиться? — вот и помолитесь не торопясь.

В храме очень важно, как трудятся чтецы. От них многое зависит. Если человек понимает, о чём он читает, то и слушающий поймёт, поэтому к чтецам в храме должны быть высокие требования. Конечно, слушающим тоже расслабляться нельзя. Как бывает? — батюшка помазывает, а все начали болтать. Молиться небрежно нельзя. Ещё у пророка читаем: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

Читать еще:  Приснилось что высокая температура. К чему снится Высокая температура по соннику

В заключение хотелось бы всем пожелать научиться любить Бога и общаться с Ним на земле, чтобы мы могли продолжить это общение в Царствии Его любви. Для того нам и дана земная жизнь.

Записала Екатерина Щербакова

Что делать, если молитва не идет?

Молитва — диалог человека с Богом, непосредственная беседа с Ним. Через нее мы благодарим Создателя за все, что Он сделал для нас, просим Его что-либо в своих нуждах и скорбях, воистину нелегкого и тернистого жизненного пути. Святой Церковью установлены молитвенные правила для всех православных христиан.

Это утренние, вечерние молитвы. Можно читать и другие молитвы в течении дня: каноны и акафисты Богородице, святым угодникам. Молимся мы и в храме за богослужением, вместе со всеми православными христианами. Что же делать, если не хочется молиться, если молитва «не идет» так сказать?

Неволить себя на молитвенный подвиг, пожалуй, вряд ли стоит. Ведь чистая искренняя молитва Господу нашему идет непосредственно от сердца, от всей души! Но выделять при этом банальную лень все же необходимо. Усталость и физическая невозможность — это одно. Ну а если же лень нам молиться — это совершенно другое, это есть грех. Необходимо стараться бороться с ним,как и с прочими нашими грехами, душевными и телесными. Бог — наш Создатель и Благодетель! Несомненно стоит уделять беседе с ним — молитве — хотя бы коротенькие ежедневные минуты!

Дьявол-искуситель старается отвратить нас от беседы с Господом. Использует он различные приемы: забивает голову преувеличенными заботами, мыслями и планами. Хотя утреннее и вечернее правило стоит соблюдать каждому православному христианину! Бывает так, что встанем на молитву, но вдруг мысли расползаются на другое что-либо, даже может стать жарко, душно во время молитвы .

Приемы лукавого воистину безграничны! Но будем помнить Бога, просить у Него молитвенного состояния! Есть даже молитва о даровании молитвы, которую можем найти на православных ресурсах , в современных христианских молитвословах. Целесообразности читать ее, когда отсутствует молитвенное настроение. Приведем ниже отрывок из нее:

Сего ради я, недостойный раб (раба) Твой(я), молюся Тебе: прожени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаблудно, во смирении, внимательно, с чувством покаяннаго сокрушения, устами, умом и сердцем творить непрестанно молитву сию: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго !”

Сила молитвы, каждой, в том числе и этой исключительно велика! И действительно: читая молитвенное правило внимательно, со смирением, с христианскими чувствами надеемся мы, что Господь пошлет нам молитвенное настроение, что искренне и с верой будут прочтены все молитвы, а не только устами!

А что же делать если молитва не идет в тот час, когда мы пришли в Божий храм и стоим на службе? Мысли рассеиваются, растекаются. Это состояние многих православных христиан, к сожалению. Стоит в этом случае постараться придти до начала службы, встать поближе к алтарю. Тогда ничто и никто не будет отвлекать нас от общения с Господом в Его Доме — Храме Божием. Бывает и так: мы не понимаем того, о чем читают и поют за богослужением. Стоит ознакомиться с текстами служб, приобретя соответствующую книгу в церковной лавке. Ее можно держать перед глазами и за богослужением.

Самое главное просить и молиться Богу, чтобы Он даровал нам Благодать Свою и молитву, молитвенное чувство! Господь поможет нам и наставит на путь истинный! И молитва в нашем сердце, душе и разуме обязательно пойдет во славу Господа!

Что делать, если разучился молиться?

Проблема, когда человек вроде живет церковной жизнью, но внутренне ничем ее не наполняя, не чувствуя, актуальна и касается очень многих из нас. Особенно тех, кто в Церкви длительное время.

Протоиерей Кирилл Каледа

Как говорил один современный церковный мыслитель, особая благодать дается тем, кто только приходит в Церковь, и тем, кто потрудился в ней в течение очень длительного времени. Наверное, это наиболее ярко проявляется в той благодати, которая дается священнослужителям.

Особую благодать получают молодые священники, только что принявшие дар священства, они буквально горят своим служением. С другой стороны, особую благодать имеют те священники, которые послужили даже не десять и не двадцать лет, а десятки лет. Они приобретают ее к старости, что дает право народу Божьему называть их старцами.

То есть изначально, когда люди только приходят в Церковь, они испытывают особое состояние, и это действительно дар Божий, который дается, чтобы люди почувствовали близость Божию, поняли, как хорошо быть с Богом.

А затем Господь как бы отступает. Он дает членам Церкви, верующим в Него, возможность потрудиться. И только в конце жизни нисходит та особая благодать – за плоды многолетней деятельности, многолетнего труда.

Святитель Феофан Затворник так и говорит, что такие духовные плоды все равно являются даром Божьим и даются за богоугодную жизнь в течение десятков лет. Эти «десятки лет» могут оказаться достаточно долгими.

Читать еще:  Происхождение имени арам. «Арам» - значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы

Жизнь христианина можно сравнить с жизнью спортсмена. Спринтерская дистанция, наверное, гораздо проще, чем марафон, потому что суметь распределить физические силы на пятьдесят или более километров, не истратить их в самом начале, чтобы хватило до самого конца, до финиша, – действительно большое искусство.

Вот и большая часть нашей жизни – именно этот утомительный, длительный этап бега между первыми метрами от старта, когда все так хорошо, и временем, когда мы подходим к финишу и видим, что вот уже близок конец, перед которым мы тоже испытываем своего рода духовный подъем.

А в большую часть жизни, к великому сожалению, часто встречаются искушения, когда нас заедает повседневность, земная суета, земные попечения. Причем, они могут быть иногда даже вполне благочестивыми: необходимо заботиться о своих близких, о престарелых родителях, о детях. Возникает много проблем, которые надо решать, хоть некоторые из них порой кажутся пустяковыми. И это все нас засасывает, отбирает внимание и силы.

Единственный способ с этим бороться – наше общение с Богом, которое в первую очередь заключается в молитве.

Надо стараться неукоснительно выполнять молитвенное правило. Пусть это может быть сложно, причем даже не потому, что у нас напряженный ритм жизни, не потому, что мы загружены в семье, на работе. Нам именно внутренне трудно выполнять молитвенное правило, которое является как раз той нитью, которая не позволяет нам оторваться от Церкви, от Бога. И, конечно, в такой ситуации важно участие в церковной жизни, регулярные исповедь и причастие.

Посмотреть на священномученников

Да, бывает в этот главный долгий период, что человек ничего не чувствует, молится автоматически, даже не молится, а вычитывает. В таких случаях надо обращаться к церковному опыту, читать жития святых.

И мне кажется, очень поучительны в этом плане жития новомучеников, которые жили в сходных с нами условиях. Не в смысле гонений, которых сейчас, слава Богу, нет, а в смысле схожести житейских забот. У многих из них были семьи, необходимость организовывать чисто земную жизнь своих близких, решать какие-то бытовые вопросы. Их опыт показывает, что только непрестанная молитва их и спасала. Хотя есть свидетельства из их жизни, что иногда молиться им было крайне, крайне сложно.

Мне вспоминается случай, который описывается писателем Олегом Волковым в автобиографической книге «Погружение во тьму». Его арестовывали за его дворянское происхождение, причем несколько раз. Так что в тюрьмах и лагерях он провел много времени.

Самой трудной оказалась последняя отсидка в сороковых годах. Олег Волков объясняет, почему. Он всегда отчетливо понимал, что его в тяжелых условиях заключения спасает молитва. И вдруг, во время последней отсидки, он увидел, что потерял способность молиться. Сердце окаменело. При этом он знал, что это единственная нить, которая ведет его, может спасти. И вот эта нить спасения – рвется.

Он буквально выдавливал из себя какую-то молитву, какие-то обращения к Богу, когда их гнали на работу. Господь, видя его усилия, может быть, даже усилия от отчаяния, спас и сохранил. Олег Волков вышел на свободу и, слава Богу, даже сумел написать несколько книг, в том числе о своих переживаниях, о своей жизни в тяжелых условиях лагерной и тюремной жизни.

Мне, когда я был молодым человеком, приходилось много общаться с теми людьми, которые прошли через испытания лагерями. Они также подтверждали то, что только молитва удерживала их, и приводили примеры, как старшие соузники (я общался с теми, кто был в 30-х годах относительно молодыми), – архиереи, священнослужители молились в камерах. Эта молитва укрепляла в вере и тех, кто молился, и тех, кто был рядом. Эти люди, несмотря на пережитое, на действительно очень тяжелую жизнь, были очень светлыми.

Так что никогда не надо опускать руки. Не надо бояться прийти и сказать о таком своем состоянии священнику на исповеди: священник может подсказать в какой-то нужный момент что-то, сказать какое-то ободряющее слово.

Хотя я по своему священническому опыту могу поведать, что принимать такую исповедь – очень непросто. Гораздо проще исповедовать человека, который только пришел в Церковь и увидел, что он жил совсем не благочестивой жизнью и хочет эту жизнь изменить, а затем действительно меняет эту жизнь. И вот он искренне кается в содеянных грехах: иногда тяжких, иногда не очень тяжких. У него чувствуется горение, стремление быть с Богом.

Другое дело, когда человек приходит на исповедь и говорит: «Вроде бы делаю или стараюсь делать, все, что положено, а как-то все между пальцев, и ничего не получается. Внутри – тоска, тяжело и в семье что-то не так, не все устраивает так, как бы хотелось. Дети разбегаются в разные стороны. Любви не хватает и сил не хватает, чтобы все это собрать».

Надо уповать на то, что Господь видит наши труды и в нужный момент Он укрепит. Самое главное – не сходить с «дистанции», стараться почаще приходить к таинствам. В первую очередь, к таинству Евхаристии.

Слава Богу, что сейчас в нашей Церкви явно видно особое внимание и понимание важности этого таинства, о чем свидетельствует недавно принятый нашей Церковью документ «Об участии верных в Евхаристии». Важно черпать силы в богослужении и участии в этом таинстве. Даже если кажется, что богослужение «выстаиваешь», а молитвы – «вычитываешь». Все равно надо стараться, сосредоточиваясь в меру своих сил, не отпускать ту нить, за которую мы держимся. Ее очень легко порвать…

Читать еще:  Как была устроена русская православная церковь. Как устроена русская православная церковь

Исповедь

Многие помнят ощущение первых исповедей, когда человек искренне горячо кается, а потом ему легко-легко, словно он сбросил тяжелый груз. Гораздо проще поднять камень и убрать его с дороги, чем возиться с мелкими камушками и даже – частичками пыли. Бывает, ты их веником сметаешь, а они от дуновения ветра опять на место возвращаются. Но если не пытаться убрать, можно утонуть в мусоре.

Не случайно Господь большинству из нас дал несколько десятков лет жизни. Значит, Он предусматривает, что мы за эти несколько десятков лет должны каким-то образом трудиться духовно и духовно возрастать. И вот эти частички отсекать. Молитвой. Раздражился – прочитал Иисусову молитву. Два раза раздражился, – два раза прочитал Иисусову молитву.

Здесь, вновь повторяю, важно не забывать об исповеди, пусть вновь и вновь на ней звучит вроде бы то же самое. Мы наш дом регулярно подметаем, а пыль вновь через окно налетает. Но все равно мы опять к празднику стараемся убраться в доме, протереть пыль, привести в порядок красный уголок и так далее. Уберемся, скатерть красивую расстелем и у нас чувство праздника. Здесь то же самое.

Если же чувство праздника не возникает, если на каждой исповеди и после нее – бесчувствие, тогда нужно поговорить со священником, с духовником, чтобы он дал, может быть, какую-нибудь епитимию, может быть – дополнительное правило.

Иногда бывает полезно добавить к вечернему правилу какие-то новые молитвы, какой-то акафист, какой-то канон, чтобы оживить, чтобы не просто скользить по уже знакомым словам молитвы, уже практически автоматически их повторяя. С тем, чтобы заставить, в том числе, и свой ум и свои уста задуматься над каким-то новым содержанием. Это бывает полезно.

Надо ждать

Если мы перестали чувствовать смысл поста, нам кажется, что постимся чисто автоматически, все равно важно помнить – мы трудимся ради Господа.

Наверное, хорошо, когда у человека есть навык, и вот что-то произошло в жизни неприятное, а он вместо того, чтобы паниковать, а может быть даже мысленно ругаться, начинает творить пусть даже самую простую молитву: «Господи, помилуй». Пусть даже на автомате. Значит, это человек поднялся на какую-то определенную ступень. Надо постоянно работать над собой, следить за собой. Стараться использовать какие-то новые духовные приемы, в том числе и молитвенные.

Повторяю, что очень помогает обращение к опыту Церкви. К тому, как наши предшественники, достигшие Царствия Небесного, это делали. Сейчас, слава Богу, доступ к подобной литературе открытый и широкий. Даже на телефоне – открыл интернет и, пока едешь в транспорте, взял и какой-то соответствующий короткий рассказ прочитал, вместо того, чтобы глазеть неизвестно куда.

Если человеку кажется, что его церковная жизнь не имеет смысла, в ней нет Христа, надо ждать. Ведь когда мы бежим марафон, мы можем какое-то время бежать по безлюдному неприятному месту, а затем выбежать на красивую дорогу, по краям которой сады.

Естественно, бывают такие состояния, когда Господь как бы отходит. Но, это не значит, что Он нас оставляет. Он за нами внимательно следит. И в какие-то жизненные моменты, если мы действительно стараемся следовать Его заповедям, Он нас спасает.

Думаю, каждый из нас может свидетельствовать о том, что в жизни были такие моменты, которые вроде стечение каких-то обстоятельств, но мы понимаем, что по большому счету это было проявление воли Божьей. Даже в тот момент, когда мы совсем были вдалеке от Него и, может быть, даже совсем о Нем не думали.

Если говорить о страхе выгорания, – здесь очень важно стяжать смирение. Смирение и терпение. Потому, что выгорает тот, кто много предполагает о себе, то есть, грубо говоря, гордится. Потом видит, что он не соответствует тому, что о себе надумал, намыслил. И из-за этого отчаяния сходит с этапа.

И, к великому сожалению, в нашей жизни есть случаи, что даже священники говорят: «Я больше не могу, все, я смог это сделать, теперь схожу с дистанции и перестаю служить». Но, это действительно связано с тем, что человек в какой-то момент возгордился и подумал о себе очень много.

Если мы себя смиряем и с терпением несем свой крест, тогда все будет хорошо. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22), – они относятся не только к мученикам, которые страдали за веру, но и к нам. Нам надо с терпением нести те тяготы жизни и те жизненные обстоятельства, тот крест, который каждому дан с тем, чтобы донести его до конца. Равнодушие, охлаждение – одна из частей жизни, испытание, которое попускает Господь.

В завершение нашего разговора хотелось бы напомнить слова преподобного Петра Дамаскина:«Те, которые здесь уже получили обручение жизни вечной, имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиги».

А также вспомним святителя Феофана Затворника, который говорил: «Терпение в жизни есть дар Божий и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах, неполадках».

Источники:

http://pravlife.org/ru/content/kak-preodolet-rasseyannost-mysley-pri-molitve
http://zen.yandex.ru/media/id/5af07619482677c91ba8a5ab/5c868e3771d0b100b3b65165
http://www.pravmir.ru/chto-delat-esli-razuchilsya-molitsya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector