Но христос воскрес первенец из мертвых. Большая христианская библиотека

Проповедь — Первенец из умерших

Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, утверждая их в спасающей вере, в вере в воскресение.

Воскресение Господа Иисуса — это краеугольный камень нашего спасения, и, утверждаясь на нём верой, мы укрепляемся в нашем спасении и становимся способными свидетельствовать об этой спасающей вере и другим.

«Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Господь здесь назван первенцем из умерших. Вы никогда не задумывались о том, почему? Я имею в виду тот факт, что некоторые люди воскресали ведь прежде Иисуса. Уже в Ветхом Завете было, по крайней мере, три случая воскресения из мёртвых: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар. 17:17-24), пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (4Цар. 4:18-37) и один человек воскрес, коснувшись костей Елисея, когда погребавшие бросили его в гроб пророка (2Цар. 13:20-21). В Новом Завете раньше Иисуса воскресли, по меньшей мере, трое: дочь начальника синагоги (Мк. 5:38-42), Лазарь (Ин. 11:42-44) и сын наинской вдовы (Лк. 7:11-15). Почему же тогда наш Господь называется первенцем из умерших? Конечно, в Слове Божьем ошибки нет, просто нам надо что-то поправить в нашем понимании.

Чтобы понять, в чём тут дело, подумаем о том, что изменилось у Господа, когда Он воскрес из мёртвых, и что произойдёт с теми, кто воскреснет в конце времён. Воскреснет их тело, потому что дух наш уже вошёл в воскресение (Еф. 2:5-6; Рим. 6:5; Кол. 2:12; 3:1), уже рождён свыше (1Пет. 1:3,23), уже усыновлён (Рим. 8:15-16). Поэтому в связи с воскресением Господа поговорим о Его теле: что с Ним произошло и каким оно стало?

«Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (Кор. 15:42-44).

Итак, тело воскресшего Господа отличают четыре особенности: 1. нетление, 2. слава, 3. сила, 4. это тело духовное. Давайте об этом и порассуждаем, и тогда нам откроется, почему всё-таки Господь является первенцем из умерших.

Сначала хочу упомянуть о том, что во всех случаях воскресения, происходивших до воскресения Христа, это было не то воскресение, которого мы все ожидаем. Не удивляйтесь такому утверждению. Почему это так? Да потому, что, хотя там все умершие и вернулись из царства смерти, но у них ещё не было того нового тела, которое получил Господь Иисус и которое Он приготовил для нас. То воскресение, которое пережил Лазарь или сын наинской вдовы, скорее можно назвать совершенным восстановлением или всесторонним божественным исцелением, потому что оно ещё не было окончательной победой над смертью; все, вкусившие его, впоследствии всё-таки умерли.

Каким же стало тело воскресшего Господа? Во-первых, нетленным. Что это значит? «Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31). Это слова из Псалма 15, прозвучавшие в проповеди Апостола Петра в день Пятидесятницы. Когда воскрес из мёртвых Лазарь, то его тело ещё не стало нетленным, но тело Иисуса стало нетленным. Над нетленным телом смерть уже не имеет никакой власти. Нетленное тело уже не подлежит физическому распаду, оно не стареет, не болеет и не умирает.

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор. 15:50-54).

Первое, что отличает нетленное тело, — это победа над смертью. Законы смерти уже не влияют на такое тело. Однако этого нельзя сказать ни о ком из тех, кто воскрес до Иисуса Христа. Например, Лазарь после своего воскресения всё равно должен был умереть. Но воскресший Иисус получил тело нетленное, которое уже не подвержено воздействию смерти. Против такого тела смерть бессильна.

Вторая особенность нетленного тела — это право наследования Царствия Божьего (1Кор. 15:50).

Итак, мы видим, что новое тело Христа было, во-первых, нетленным, что даёт победу над смертью и право наследовать вечное царство.

Читать еще:  Самая лучшая любовница по знаку. Самые лучшие любовники по знакам зодиака

2. «Сеется в уничижении, восстаёт в славе» (1Кор. 15:43). Что значит «в славе»?

«Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор. 15:40).

Воскреснуть в славе — это значит получить небесное тело. Почему такое тело называется славным, а наше земное тело уничижённым? Слава — это не только сияние, но ещё и избавление от позора, а позор и уничижение на этой земле наши тела испытывают по причине греха. Новое, небесное тело освободится от этого позора, оно безгрешно и поэтому называется славным. Это первая характеристика славного тела, вполне понятная для нас.

Вторая характеристика прославленного тела может оказаться для нас неожиданностью. Апостол Павел говорит в одном из посланий, что «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия » (1Кор. 11:7).

Славное тело — это тело, полностью подобное телу Иисуса Христа. Оно даёт человеку возможность быть восстановленным, совершенным образом Божьим. Вот что значит воскреснуть во славе.

В-третьих, Господь воскрес в силе (1Кор. 15:43). Что здесь имеется в виду? Сила — это отсутствие всякой немощи. Но что такое немощь? Немощь — это болезни. Что же сделает Господь с нашими немощами?

«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).

Вот что значит воскреснуть в силе. Никакие болезни, никакие немощи, никакие скорби уже не смогут взять верх над человеком. Сила Божья будет побеждать и победит в таком теле.

В-четвёртых, это будет тело духовное: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор. 15:44). Тело духовное свободно от ограничений плоти, свободно от физических законов, например, от закона земного притяжения, и от других земных ограничений. Вы помните, что воскресший Иисус вошёл в горницу и стал посреди учеников, когда двери были заперты. В Своём прежнем теле, в теле душевном, Он так не делал ни разу. В новом теле Он неожиданно появляется и неожиданно исчезает. Для Него нет никаких преград. Значит, духовное тело не связано никакими физическими законами, оно живёт по законам духа. Не менее важна и другая его особенность: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Каждому ясно, что наше физическое тело бывает очень строптивым и непокорным. В нём живёт грех. Для нас самая большая проблема — это справиться со своей плотью. Но новое тело будет совершенно и абсолютно подвластно нашему духу. Вторая характеристика духовного тела — это полнейшая гармония тела и духа. Представьте только, что тогда не будет никаких противоречий, никакой внутренней борьбы. Это тело будет послушно одной только нашей мысли или малейшему движению сердца. Жить в таком теле означает полноту блаженства. Вот, в каком теле воскрес наш Господь.

В заключение хочется сказать нечто практически ценное и весьма отрадное для каждого христианина.

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:22-23).

Если Христос — Первенец из умерших, то это значит, что надо чётко отличать Его воскресение от всех, предшествовавших ему. Но этого ещё мало. Мы видим, какое славное, сильное, нетленное, духовное тело получил Иисус. Обладать таким телом — это ни с чем не сравнимое блаженство. Но для нас очень важно следующее: первенец — это тот, кто стоит на первом месте в ряду последующих за ним; первенцем нельзя назвать единственного. Единородный Сын Божий посредством Своей смерти и воскресения создал Себе семью, Церковь, приобрёл Себе братьев и сестёр. Он стал нашим старшим, первородным братом, а мы, которые стремимся наследовать это воскресение, по милости Божьей, получим точно такое же тело.

Дорогие, мы можем вполне присоединиться к словам христианской песни: «Стоит смиряться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать». Конечно, все вы хорошо наставлены в вопросах учения. Но Апостол Пётр учил напоминанием возбуждать наш чистый смысл (2Петр. 3:1). Это афиняне любили всегда говорить и слушать что-то новенькое (Деян. 17:21), а для нас всё, что касается Иисуса Христа, и особенно Его воскресение, — это всегда самая отрадная весть, которая оживляет наш дух, животворит нашу душу, укрепляет нашу веру. Это та весть, которая наполняет Церковь и ещё многих приведёт в собрание святых. Да будет слава нашему Господу, Отцу, и Сыну, и Духу Святому! Аминь.

Христос воскресе из мертвых! Эта главная весть христианской веры находится в самом центре проповеди, богослужения и духовной жизни Церкви: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15:14). Самую первую проповедь в истории Церкви апостол Петр начал так:

Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей было невозможно удержать Его.

Читать еще:  Сведения о храме святой софии. Собор Святой Софии (Айя-Софья) в Стамбуле

Смерть и Воскресение Христовы были настоящими и подлинными. Однако, ни Евангелие, ни Церковь не учат, умерший Христос был биологически возвращен к жизни таким же, каким Он был перед смертью. Иисус Христос воскрес в новом и славном образе: Он почти одновременно появляется в разных местах; Его трудно узнать; Он ест и пьет, чтобы показать, что Он – не призрак; позволяет дотрагиваться до Себя; Он появляется посреди учеников, проходя через закрытые двери и делается невидимым для них. Христос воистину воскрес, но Его природа наполнена вечной жизнью Царства Божия.

Воскресение Христово – это начало воскресения всего человечества, оно – исполнение Ветхого Завета, где написано: «…Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15 ). Во Христе исполнились все ожидания и надежды: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» ( Ос. 13:14 ).

Само слово «пасха» означает «исход», «переход». И если первый Исход положил начало Ветхому Завету, то Пасха Христова – это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанный древними пророками. Это – переход от смерти к жизни, от земли к небу. Это – День Господень, ожидаемый святыми праведниками, День Царства Божия, в котором «не будет ночи», ибо «светильник его – Агнец» ( Откр. 21:22–25 ).

Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия! Ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя).

Это – одно из главных пасхальных песнопений Православной Церкви, вдохновленное пророчеством Исаии и последними главами Книги Откровения, ибо «новое творение», «новый Иерусалим», «Небесный град», «Царство Божие», «День Господень» и «брачный пир Агнца с Невестой Его» – все это празднуется и осуществляется во Святом Духе в пасхальную ночь.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Кор. 15:20

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 20-23 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор.15:20) . Показав, сколько зла может произойти от неверия в воскресение, он опять повторяет: «но Христос воскрес из мертвых», постоянно присовокупляя: «из мертвых», чтобы заградить уста еретиков. «Первенец из умерших». Если Он «первенец», то и они должны воскреснуть. Но если бы (апостол) под именем воскресения говорил об освобождении от грехов, а без греха нет никого, – и сам даже Павел говорит: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1Кор.4:4), – то кто же воскреснет, по вашему мнению? Очевидно, что у него речь о (воскресении) тел. А чтобы сделать это несомненным, он постоянно указывает на Христа, воскресшего во плоти; потом приводит и причину, потому что, как я сказал, когда что-нибудь утверждается, но не приводится причина, то учение не так скоро принимается многими. Какую же причину? «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:21). Если человеком, то без сомнения имеющим тело. И посмотри на мудрость (апостола), как он доказывает еще с иной стороны необходимость (предложенной истины): побежденному, говорит, должно самому восстановить свое падшее естество и самому победить, потому что таким только образом может загладиться его бесчестье. Посмотрим же, о какой он говорит смерти? «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22). Что же, скажи мне, все ли умерли в Адаме смертью греховной? Как (умер) Ной, праведный в роде своем? Как Авраам? Как Иов? Как все другие (праведники)? И все ли, скажи мне, оживут во Христе? Где же те, которые будут ввержены в геенну? Если это сказано о теле, то сказано верно; а если о праведности и о грехе, то неверно. Далее, чтобы ты, слыша слова: «все оживут», не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: «каждый в своем порядке» (1Кор.15:23). Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие. Начаток Христос, потом же Христовы, т. е. верующие и благочестивые.

Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Кирилл Александрийский

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Хотя Слово бесстрастно, потому что по естеству Оно мыслится Богом, однако, по домостроительному усвоению, страдания Его плоти мыслятся Его собственными. Поэтому каким образом рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15), через Которого произошли начальства, власти, престолы и господства (Кол. 1:16), Которым все состоит (Кол. 1:17), стал первенцем из мертвых (Откр. 1:5) и начатком усопших, если только не сделал собственное тело по природе способным пострадать, будучи Богом Словом?

По благодати Божией [Господь] вкусил смерть за всякого (Евр. 2:9), отдавая за него собственное тело, хотя по естеству Он есть жизнь и Сам есть воскресение (Ин. 11:25). Ибо, неизреченной силой поправ смерть, Он стал по своей плоти первенцем из мертвых (Откр. 1:5) и начатком из усопших… Поэтому даже если говорится, что воскресение мертвых произошло через человека, то мы разумеем под человеком рожденное от Бога Слово и что Им сокрушилась держава смерти.

Читать еще:  К чему снится что тебя избивает мужчина. Бить (битый) во сне к чему снится (толкование по соннику Магини)

Послания.

Свт. Феофан Затворник

Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть

Ныне же. То выводил я следствия из того, если Христос не воста; теперь беру истину, что Христос воста, и покажу вам, что отсюда выходит.– Или ныне же, на деле же, в настоящей действительности вот что есть. Из вашей мысли мрачная картина выходит; а в действительности не то есть, не то выходит по истинному исповеданию веры нашей.– И живописует α) картину воскресения всех (стихи 20–23) и β) преславное изменение всего по возустроении всяческих (стихи 24–28).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Но истинно Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Показав, сколько рождается нелепостей от неверия в воскресение, повторяет слово и говорит как бы так: вот что следует, если нет общего воскресения, когда и Христос не воскрес. Но Христос воскрес. Посему будет и общее воскресение, и этих нелепостей не случится. Постоянно прибавляет из умерших, дабы заградить уста манихеев. Если Он — первенец из умерших, то, без сомнения, и им должно воскреснуть. Ибо первенец имеет и за ним следующих, например, когда из многих один сделает что-нибудь, начав первый, а прочие будут продолжать это.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Говоря это, Павел затрагивает лжепророков, которые отрицали факт рождения Христа, а через то — и Его воскресение во плоти, ибо нерожденные не умирают. Таким образом он доказывает воскресение Христа из мертвых, поскольку Он был человеком, дабы не оставалось сомнения в воскрешении Богом человеков из мертвых. Поскольку через прегрешения человека появилась смерть, правосудие Христа совершит воскресение из мертвых.

На Послания к Коринфянам.

Пелагий

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Если голова воскресла, то за ней следует и остальное тело.

Комментарий на 1-е послание к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 20-22 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут

Но Христос… Правильнее: «но теперь Христос»… Ап. противополагает состоянию безотрадности новое состояние души человека, которое имеет место именно теперь, со времени воскресения Христова. — Первенец — правильнее: начаток(απαρχή). Воскресший Христос относится ко всем тем, кто имеет воскреснуть при Его втором пришествии, как первый созревший колос во всей жатве. — Ибо как… эти слова служат к разъяснению того, почему Ап. назвал Христа начатком из мертвых. И смерть и воскресение одинаково происходят от человека: человек должен исцелить то зло, которое причинено также человеком. — Как в Адаме… Мысль, выраженная только что отвлеченно, теперь высказывается с определенным отношением к лицам — Адаму и Христу. — В Адаме — во Христе. Этою переменою предлога чрез (διά в 21 ст. ) на предлог в (εν) Ап. указывает на тесную связь, тесное жизненное общение между человечеством с одной стороны и Адамом и Христом — с другой. Ап. хочет сказать: «если все чрез Адама умирают, то это имеет свое основание в том, что они все в нем, как в своем родоначальнике заражены смертью. Если все чрез Христа опять должны восстать к жизни, то это происходит от того, что в Нем находится сила, которою они оправдываются и которою некогда, в силу своего общения с Ним, будут пробуждены к новой жизни». — Все. Некоторые полагают, что здесь речь идет действительно о всеобщем, спасении-восстановлении. Но такому предположению противоречит учение всего Нового Завета (ср. Мф XII:32; XXV:46; Мк IX:48; XIV:21; 2 Сол I:9; Флп III:19). Другие относят это пророчество только к верующим во Христа, но ограничивать так смысл выражения все (во Христе оживут) — это дело произвола. Притом и сравнение между делом Адама и делом Христа не выдерживается: Адам ведет к смерти всех, Христос — многих… Лучше поэтому принять мнение св. Иоанна Златоуста, по которому выражение все в обоих случаях имеет совершенно одинаковый объем. И у Иоанна Богослова Христос является виновником воскресения как праведников, так и грешников (Ин V:28 и сл.). Если Ап. употребил здесь выражение оживут (ζωοποιει̃ν) и о грешниках, которое чаще употребляется о воскресении праведных, то он мог его употребить в значении воскресения вообще, как в ст. 19-м слово жизнь (ζωή) он употребил как обозначение земного существования вообще.

Источники:

http://domostroitel.org.ru/propovedi/pervenets-iz-umershikh
http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/hristos-voskrese-iz-mertvyh/
http://bible.optina.ru/new:1kor:15:20

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector