Звездное небо нравственный закон внутри нас. Нравственный закон внутри нас

Нравственный закон внутри нас

Кант говорил, что удивляется двум вещам :
звездному небу над нами
и нравственному закону внутри нас.

Звездное небо мы изменить не можем, а вот помочь Канту сформулировать нравственный закон нам вполне по силам и это должен для себя сделать каждый.
И, конечно, нравственный закон одного человека, будет несколько отличаться от другого.

1. Немного истории.
Нравственные законы человек разрабатывает давно и были они самые разные.
Основу в них закладывают обычно законы религии, как заповеди пришедшие от бога.
Самые известные – декалог Моисея.

Но изучая такие законы, находишь в них и противоречия и пустоты – некоторые
практические и важные ситуации совсем не прописаны, а некоторые написанием своим закрепляют неравенство людей (заповедь 10 декалога) и это рождает сомнение в их безупречном происхождении.

2. Золушка совесть.
“Нравственный закон внутри нас” еще называют голосом совести.
Разберем сначала практическую и простую ситуацию выбора обуви.
В магазине видов обуви много и нам без проблемы выбора не обойтись.
Когда мы покупаем обувь в магазине, что для нас, кроме цены, цвета и страны производителя является главным оценочным критерием?
Правильно, как в сказке Щарля Перо: а подходит ли это по ноге?

Наша нога здесь выступает в роли эталона – цензора.

3. “Эври тайм” или каждый день.

Когда мы каждый день, совершаем какие-нибудь действия, мы сознательно или бессознательно соизмеряем их с несколькими категориями выбора: желание, необходимость, время, место, результат или последствия.
И есть еще одна важная категория о которой мы говорим по Канту, которая делает из нас людей, и о которой мы иногда забываем – это нравственный закон – как императив и ответ на вопрос: а подходит ли это нам ?

Ситуаций человеческих – множество. И, приложимых к ним нравственных законов, еще больше. Но есть из них основные – из которых вырастают остальные и такие без которых остальные – теряют смысл.
Часть из них изложены в том же декалоге.

4. Нравственный декалог.
Попробуем изложить основные нравственные законы, не претендуя на истину и полноту.

4.1. Человека нельзя лишать жизнь (убивать) никогда, ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу. Нет таких причин, правил, убеждений, обязательств или выгод, которые оправдывали бы убийство человека. (декалог шестая заповедь.)
4.2. Нельзя лишать жизни любое живое существо, имеющее живую душу и разум.
(Для человека это уже с момента зачатия.)
Это может относиться к животным, к птицам, к рыбам, насекомым и к растениям.
4.3. Нельзя употреблять в пишу убитых животных, рыб и птиц и убивать их с целью употребления в пишу. Для употребления в пищу лучше использовать естественные продукты: молоко, плоды растительного мира или самому синтезировать органическую пишу из другой или из энергии.

Сказанное относится к определенному уровню развития личности.
Мы исходим из того, что человек, вообще, наделен правом и свойством самому для себя выбирать и устанавливать нормы дозволенного, соответствующие уровню развития его сознания и иметь все результаты такого выбора.

4.4. Нельзя использовать насилие.
Насилие не приемлемо ни в какой форме. Общество счастливых людей это общество в котором нет насилия.
Наше общество находится на таком уровне развития, что оно вынужденно выделяет из себя группу людей, наделенных правом применять насилие по отношению к тем, кто нарушает права людей, изложенные в основном законе. Отрицательным результатом этого является то, что в силовые структуры притягивают людей склонных к насилию.
Первое, что здесь нужно сказать: нельзя использовать насилие со стороны родителей к своему ребенку.
И во всех случаях: Ребенка бить или шлепать – нельзя. Ребенка нельзя бранить, пугать и обманывать. Ребенка нельзя, якобы в воспитательных целях, запирать, ставить в угол, принуждать к совершению неприемлемых для его действий, унижать его физически и морально, обзывать.
Нельзя ребенку отказывать в пище и заботе со стороны родителей.
Нельзя насильственно отлучать ребенка от родителей матери и отца.
Имеет место, что родитель сначала лишается права быть таковым, а потом отлучается от права воспитывать своего ребенка.

4.5. Воровство. Всякая вещь, предмет, одежда, утварь, продукт обычно находится в чьей-то собственности. Она может быть им получена в собственность разными способами: изготовлена, приобретена или получена в подарок.
Некоторые важные атрибуты бытия имеют сертификат, клеймо, логотип, экслибрис, подпись – устанавливающий собственника. Другие, как например карманные деньги, являются средством платежа с переменным правом собственника – переходят из рук в руки.

В любом случае действует первичный, установленный порядок определения собственности и права обладания по месту положения: в чьих руках (так же в квартире, машине, кармане,банке и в т.п. правовой зоне ) находится вещь – тот и собственник.
Переход право собственности из рук в руки может происходит только добровольно.
Смена права обладания или собственности без волеизъявления первичного обладателя – является воровством, хищением или грабежом.
Принуждение – свободном волеизъявлением не является.
Сказано: не укради (декалог. заповедь восьмая)

Читать еще:  Астрология 2. Что значит второй дом в астрологии

4.6. Не лги.
Человек живет мире информации. Способов, средств и ситуаций передачи информации много и иногда достоверность ее становиться жизненно важной.
Никакая из информаций, ничто из сказанного или написанного (в том числе и под авторством бога) не должно быть избавлено от проверки на достоверность.
Любители софистики и демагогии ищут такие случаи, когда “ложь во благо”.
Мы таких случаев не находим. А вот соответствовать времени, месту и условиям информация должна.
Ложь, неправда, вранье, равно сокрытие информации, которая должны быть доступной и публичной делает не только нашу жизнь некомфортной, но и небезопасной и приравнивается к покушению на жизнь и здоровье.
Ложь покушается на наши другие основные права и свободы.
Не лги. (Заповедь девятая)

4.7. Не вмешиваться.

Все в природе и жизни человека должно происходит свободно, естественно – без вмешательства одних в жизнь других. Это касается и отношений между людьми и
отношений между народами и странами и, особенно, отношений между человеком и природой.
Принцип невмешательства не отменяет помощи и соучастия.

4.8. Не навреди.
Жизнь и деятельность человека должна происходить под этим первичным девизом.

4.9. Не кантовать.
Не лишай и не ограничивай свободы воли и свободы выбора. Это может относится и к человеку и животным. Дело не в том к кому это относится.
Это прежде всего внутри самого себя – каждодневное соблюдение этого нравственного закона.
“Кантовать” здесь в смысле ограничивать по периметру.

4.10. Не прелюбодействуй.

Человек создан, рождается и живет в атмосфере любви.
Седьмая заповедь не объясняет сказанного.
Любовное чувство безгранично и свободно. Сказанное говорит, о том, что человек триедин – он состоит из тела, души и духа.
“Прелюбодействие” касается только телесной – физической любви.
Любовное чувство это прежде всего духовное. И возникновение физической любви, точнее сказать гормонального влечения, без любви духовной это и есть дисгармония отношений.

5. Морализмы.
И, конечно, здесь изложены нравственные законы имеющие характер запрещения и ограничения, но основные законы нравственности – это побуждающие к совершению действий.

термины по теме
1.Ригоризм
– моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований
нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении.
2. Принцип – сформулированный общий тезис, означающий понятие о плохом и хорошем.

3.Закон талиона — назначение наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

4 НРАВСТВЕННОСТЬ- Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (Ожегов)
5. Гегель в «Философии права» Нравственность представил, в отличии от абстрактного права и морали, как завершающий этап развития духа в и проявляющийся в семье и гражданском обществе.

Нравственный закон внутри нас, что это за выражение, что оно означает ?

Что имеют ввиду, когда говорят об этом ? Что это за свод правил и почему находится в сознании человека ?

Автор публикации

Достижение получено 12.09.2018

Нравственный закон внутри нас – это голос нашей совести, не позволяющий нам поступать безнравственно.
Ну а если нужен свод правил – они, эти правила, содержатся в десяти библейских заповедях. Причем, если их обобщить, то получатся две основные:

Возлюби Бога превыше всего

Возлюби ближнего своего как самого себя

Это – для людей верующих. Но среди атеистов тоже немало людей нравственных, что ж, они могут руководствоваться последними шестью заповедями:

Почитай отца и мать…

и остальными, перечислять все не буду, их несложно найти.
Только вот можно назубок знать заповеди и старательно их соблюдать, а можно и не знать их, но тем не менее, тоже соблюдать, просто прислушиваясь к голосу своей совести.

Синонимом нравственного закона можно считать совесть человека. За исполнением обычных законов следят всякие государственные органы, а за исполнением нравственного закона отвечает совесть, при этом говорят – “мне совесть не позволяет”. Думаю, что это результат воспитания человека в семье и в обществе. Хотя имеется такое мнение, что опыт прошлой жизни, как раз и выражается в совести, при этом совсем не отражается в нашей памяти. Сегодняшнее наше общество мало заморачивается с нравственностью, раньше эта тема была более “модной”. И тема “Что такое хорошо, что такое плохо” звучала чаще и с экранов телевизоров, и в школьных учреждениях. Сейчас понятие нравственности уже подошло вплотную к границе обычных законов – уголовного кодекса, например. Если не нарушаешь УК РФ – значит с нравственностью всё в порядке. То ли ещё будет!

А ведь это слова И. Канта. Это он писал, что поражает человека? Это звездное небо и нравственный закон внутри нас. Если коснуться звездного неба, то сейчас оно меньше волнует воображение. Звезды приходится отличать от спутников и беспилотников. А вот нравственный закон сильно будоражит душу. Особенно сейчас, когда мир изменяется – от натурального к виртуальному.
Нравственный закон Канта как свод нравственных норм, которые, в той или иной форме, встречаются в христианской традиции, буддийской педагогике, у античных греческих философов. А как мало рассуждений и мнений по этому поводу здесь и сейчас. Надеемся пока.
Нравственный закон живет внутри нас? Живет. Весом у всех разный. И чем старше человек, тем этот нравственный закон становится тяжелее на несколько томиков. У всех по-разному. Что это? Совесть, как уже отметили – да. А ведь что-то еще такое, как будто весы. Все время взвешивает. Помогает человеку балансировать на фоне нормы человеческих поступков. а иногда и как шлагбаум работает. Помогает пропускать проявление человечного достоинства и наоборот бережет от животных чувств и прочей мерзости. Этот нравственный стержень, гибкий или закаленный – зависит от воли и характера. Живет этот внутренний закон внутри нас, независимо от нашего желания. Чаще мучает, чем радует. У него видно задана функция такая. Ограничивать пространство дороги, по которой идешь. Чтобы ни влево, ни вправо не свалиться, чтобы идти вперед.

Читать еще:  Убегать от медведя во сне мужчине. Убегать от белого медведя

“Две вещи не перестают приводить меня в изумление: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас”

Только что отвечал что такое оксюморон, и саму эту цитату И. Канта можно рассматривать как своего рода философский оксюморон: в нем объединение объективного с субъективным, вечного с личностным, можно ли говорить о нравственном законе внутри, если закон безусловен… Закон дается человеку как свод правил для исполнения, не случайно, а именно для этого человеку было дано знание о добре и зле, У Канта моральный закон это «категорический императив» ( расшифровка и цитата что к этому относится под катом)

*** Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
*** Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
*** Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Нравственный закон внутри нас – это… я мог-бы написать множество заумных фраз, но проще рассказать реальную историю из жизни, чтобы было понятно и доступно для всех.

Вы когда – нибудь играли со своей совестью? Как – то мне и моему другу нужны срочно были деньги. Нам надо было 5000 рублей. Мы решили занять. Авто стояла на платной стоянке.

Мы пошли. На встречу нам шла женщина везла детскую коляску, а рядом с ней шла девушка с маленьким ребенком на руках. Когда мы пропустили их чтобы они прошли, мой друг поднял кошелек, который они потеряли.

Мы пошли в авто. Действие было прямо напротив автостоянки. Забор был сетка рабица машина стояла в 5 метрах от забора. Как только мой друг захотел посмотреть в кошелек.

Появились они эта женщина, девушка с ребенком они шли вдоль стоянки и искали кошель. Возникла пауза и мой друг сказал – если будет меньше 5 отдадим, если больше, то не отдадим.

Но вот эти звезды они иногда становятся в елочку. Там в кошельке было ровно 5000 рублей, одной бумажкой и фото девушки с ребенком, в других кармашках, на беглый взгляд ничего не было.

Мы не отдали эти деньги. Они прошли обратно мимо нас. Прямо рядом с нами, я видел эту девушку и ребенка на руках, как она смотрит под ноги в надежде найти свой кошелек.

Тогда мы с другом рассуждали так: глядя на их одежду, что они не бедные, и деньги эти, для них не последние. Но черт возьми – да нам тогда срочно нужны были эти 5 тысяч, но они не наши.

Надо отдать, порешали мы, так как потом совесть внутри нас не даст спокойно жить, мы догнали эту девушку с ребенком и вручили ей ее кошелек, она растерянно посмотрела внутрь и выудила из маленького кармашка микросимку, а 5 тысяч она отдала нам, в знак благодарности.

Сейчас мой друг и та девушка поженились, и у них растет маленький сынишка, который уже знает, каким образом познакомились его папа и мама.

Хочу сказать всем – люди, поступайте по совести всегда и добро к вам обязательно вернется.

Кант – 285 лет. “Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас”

Иммануил Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. С детства познал лишения, родившись в небогатой семье ремесленника-седельщика. Из-за смерти отца Кант не мог завершить учёбу в Кенигсбергском университете и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Потом Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. . Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» трудами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы, обосновывает разумность мирного сосуществования.
Кант написал фундаментальные философские работы, прославившие его как одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
– «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
– «Критика практического разума» (1788) — этика
– «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Читать еще:  Лето Господне: “знамение оставления”.

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Он совершил коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

В этике Кант оставил свой глубокий след. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе долга.
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
– Человек как явление;
– Человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Категорический императив – предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). Есть три формулировки категорического императива:
1) “поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”.
2) “поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству”.
3) “принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы”.

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

“Этика долга” Канта, его категорический императив – вошли в историю философии, как важный шаг в развитии этики. Насколько возвышенная и прекрасная этика Канта реализуема практически? Этот вопрос зачастую становился предметом споров. Сам Кант готов был следовать своему учению, но вот как эту концепцию воспринимали другие? И во что можно превратить даже самое прекрасное учение?

Кант замечал: “. В отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым. “

Кант жил размеренной, добродетельной жизнью, не гонялся за удовольствиями, всего себя посвятил науке. Будучи слаб здоровьем, хрупкий, невыского роста, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев. Все знали, что герр Кант в строго определенные часы ходит на прогулку, всегда в одно и то же время обедает, проводит занятия. Так что горожане даже сверяли по Канту часы, когда он прохолдил мимо.
Женат он не был, говорил, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел… Кант так и остался девственником, но это не мешало ему делать меткие замечания о дамах. Например: “Мужчина ревнует, когда любит; женщина – даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга ее поклонников”.

Говорят, однажды у Канта спросили:
– Какие женщины самые верные?
На что философ не задумываясь сразу ответил:
– Седые!

Нередко отечественные философы шутили, что великий немецкий философ Кант родился в Кенигсберге, а похоронен в Калининграде.

Шутки шутками, а ведь когда Кенигсберг взяли русские войска во время Семилетней войны, то Кант стал русским подданным, присягнув русской императрице Елизавете Петровне.
Кант читал русским офицерам лекции по математике, фортификации, военному строительству и пиротехнике. . Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.

Иммануил Кант на лекции для российских офицеров — by I. Soyockina / V. Gracov, Музей Канта, Калининград

Кант прожил долгую жизнь и оставил глубокий след в истории философии. И при этом Кант говорил, что не устает удивляться двум вещам : звездному небу над нами и нравственному закону внутри нас.

Источники:

http://www.proza.ru/2015/04/27/563
http://borodatiyvopros.com/questions/26981/
http://tverdyi-znak.livejournal.com/144140.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: