Зло греха. V

ЗЛО ГРЕХА

Грехи – причина всех зол, причина всех и всяких бедствий, случающихся в мире…

Преподобный Иустин (Попович)

Обуздывая и исправляя зло, и при этом не стесняя свободы тварей

Так как мир – это премудрое творение Божией благости и любви, то и в бытии он удерживается действием вечной Божией благости и любви. Зависимый от Бога своим происхождением, мир зависит от Него и своим дальнейшим бытием. Сотворив мир с определенной целью, Бог Своим непрестанным о нем промышлением ведет его к достижению этой предназначенной цели. Иначе и быть не может, ибо «Бог по природе благ и мудр, и поэтому промышляет о мире, – говорит святой Дамаскин, – ибо не благ тот, кто не промышляет. Будучи бесконечно Благим, Он дивно промышляет обо всем; будучи несказанно Премудрым, Он обо всем печется наилучшим образом». В соответствии с этим, Божественный Промысл – это непрестанное действие Божией премудрости, благости, любви и всемогущества, действие, которым Бог сохраняет и поддерживает бытие и силы Своих творений, надзирает за ними, направляет их к конечной цели, поощряя всякое благо, обуздывая и исправляя зло, и при этом не стесняя свободы тварей.

Ощущая ужас отпадения от Бога, они жаждут освобождения от греха и зла

Приготовление человеческого рода к принятию Спасителя и спасения начинается с момента мятежного отпадения Адама от Бога. Тотчас по грехопадении человеколюбивый Господь в Своей промыслительной любви открыл Адаму и Еве тайну искупления, обещав им, что «семя жены» сотрет змия диавола и его порождение: грех и смерть, то есть спасет человеческий род (Быт.3:15) и тем самым станет смыслом и средоточием всей человеческой истории, начиная с Адама и кончая последним человеком на земле. Эту изначальную благую весть [произнесенную] в горькой атмосфере человеческой жизни, отравленной грехом и зараженной смертью, святые отцы справедливо наименовали первоевангелием. Она и есть первоевангелие, так как содержит в себе мысль, что Мессия-Спаситель родится от жены, поразит и низложит искусителя, освободит человека от рабства греху, злу и смерти и восстановит между человеком и Богом ту связь и то отношение, которые существовали до грехопадения. Так поняли это первоевангелие и наши прародители. Ощущая весь ужас своего постыдного отпадения от Бога, они жаждут освобождения от греха и зла и потому своего первого сына называют Каином, то есть «человеком от Бога» (Быт.4:1) с тайной надеждой, что он и есть то самое «семя жены». Ламех называет своего сына Ноем, то есть «успокоением», говоря: «Сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог» (Быт.5:29), уповая тем самым на исполнение первоевангелия. Сам Ной выражает свою веру и надежду на Искупителя в благословении, преподанным им Симу, в котором он знаменует его как родоначальника обетованного семени (Быт.9:26-27).

Грехи – причина зол

«Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушение и удары — все это – для беззаконных» (Сир. 40:9). Грехи – причина всех зол, говорит святой Златоуст. Грех — причина всех и всяких бедствий, случающихся в мире, если бы не было греха, не было бы и бедствий. Появился в мире грех, и последовало за ним всякое бедствие. Сладок людям грех, но горьки им его плоды. Но горькое семя рождает и горькие плоды. Молитва человека, не желающего расстаться с грехами, не принесет пользы. Мудрование плотское производит множество грехов.

От злых и развращенных людей удаляйтесь. Ибо если и хорошо человек воспитан, и живет благочестиво, но общаясь со злыми, может развратиться, как пачкается прикасающийся к саже: Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Потому, как Лоту из Содома, так доброму нужно убегать от пребывания со злыми, чтобы не погибнуть, развратившись их беззакониями.

Святитель Феофан Затворник

Человек неблаговолительно смотрящий на добродетель… есть злой грешник

Человек рассеянный или решительно небрежный, неблаговолительно смотрящий на добродетель и нравственность, есть в корне злой грешник. Его греховность тем более тяжка, чем бесстыднее его неглижерство, настоятельнее презорство к долгу и яснее сознание всего сего.

Так, трезвиться и бодрствовать должно, препоясав чресла помышлений своих. Надо обоими глазами смотреть под ноги, чтобы не споткнуться, и молиться: стопы моя направи по словеси Твоему. Когда хотят различать грехи по участию в них воли и самодеятельности человека, то обращаются или к исходищу и началу греха, или к его образованию из мысли в дело.

Читать еще:  Лунное затмение что нельзя делать. Лунное и Солнечное Затмения

Как вообще все дела человека или исходят непосредственно от его лица, или совершаются вследствие требований и возбуждений сторонних, приходящих со вне, или от низших его сил, так и грехи иной совершает по увлечению развратных желаний, а иной по хладнокровному соображению. Последние суть грехи злости или злонамеренности и разврата, а те грехи страсти и увлечения.

Нет нужды и указывать на то, что грехи, исходящие из развратного и злого ума и сердца, суть последней степени тяжести. Ибо тут человек становится сам в своем лице исходищем зла, следовательно, близким подобником злого сатаны, услаждающегося злом и о нем только и помышляющего. Таковый стоит уже во глубине зол, в которую пришедши нерадит (Притч. 18:3), и не уснет, аще не сотворит зла (Притч. 4:16).

Зло греха

Что есть грех? Грех — это говорить: я отрицаю Бога, Который меня создал; я отрицаю Его право руководить мной; мне безразлично, что Он говорит мне, какие заповеди Он мне дал, мне безразличны Его увещевания; я предпочитаю свое личное одобрение Его одобрению. Меня не волнует все то, что Он для меня сделал; Его дары и милости ничего для меня не означают: я сам себе хозяин. Грех — это противостояние Всемогущему Богу. Вот как отличается истинное понимание греха от того, как мир понимает грех! Как бесчувственны те невозрожденные люди и как невосприимчивы к славе Бога и к тому, чего Он от нас требует!

Обычно люди считают, что величайшее зло греха состоит во зле по отношению к людям. Для существа, привыкшего к высокомерному чувству самонадеянности, именно это является самым страшным грехом. Отвергать Того, чья слава и чье совершенство бесконечны, Того, Кого должны почитать, любить и Кому должны подчиняться, — вот это действительно ужасное преступление. Стремиться понравиться своим мирским приятелям больше, чем искать милости в глазах Бога, — вот низость, страшнее которой нет. О, читатель, если вы не понимаете величайшего зла греха, то вы чужие для Бога, вы не знаете Его вечного совершенства — вы находитесь под ослепляющей властью греха.

Дорогой друг, хорошо обдумай все сказанное, если ты дорожишь своей душой. «Обольстившись грехом» (Евр. 3:13), вы, возможно, до сих пор закрываете глаза на то положение, в котором находитесь. Если это не так, то хотите ли узнать сегодня истину?

Вы хотите увидеть себя таким, каким вы есть на самом деле? Тогда не обманывайте себя: ни один грешник не был прощен, если он продолжал упорствовать в грехе; не может быть искреннего раскаяния без глубокого прочувствования всей глубины зла греха; не может быть осознания глубины зла греха без познания великого и славного Бога, против Которого он согрешил. Мы на самом деле можем сожалеть о грехе по другим причинам: стыд перед людьми, потеря репутации или Божье наказание за ваш грех. Но если вы никогда не видели всей глубины зла греха против славного Бога, то ваше покаяние было ненастоящим, и Бог не простил вас.

«Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:6). Для истинного покаяния необходимо чувствовать величайшее зло греха. Мы не можем определить свое отношение к тому или иному явлению, пока мы не видим его сути. Если мы не понимаем великолепия кого-то или чего-то, то наше сердце не будет тронуто этим. Даже безграничная слава Бога не вызовет нашего поклонения и любви, если мы не ощущаем всей душой эту славу. Даже если бы грех не был таким злом, мы бы все равно не знали, как к нему относиться, если бы не осознавали грех. Мы должны ненавидеть грех всей душой, грех должен вселять в нас ужас, мы должны склоняться перед Богом и всею душою печалиться о грехе, бояться греха и сопротивляться греху, как величайшему злу, — но мы не будем так делать до тех пор, пока не будем видеть грех во всей его порочности. Поэтому именно глубокое понимание бесконечного зла греха абсолютно необходимо для покаяния, и именно это приводит к покаянию.

Зло греха предстает перед нами во всей своей полноте, когда мы осознаем свой долг любить и служить Тому, Кто обладает бесконечной славой. И пока мы этот свой долг не осознаем, искреннего покаяния не будет, да и быть не может. Сердце каждого грешника говорит: «Мне безразлично, чего требует Бог, — я буду делать все по-своему; мне все равно, что Бог мне говорит, — я отказываюсь Ему подчиняться; меня не волнует то, что Он обещал сделать с теми, кто отверг Его. Может быть, Он меня и видит, но это меня не останавливает. Мне все равно, что Он любит и что ненавидит. Я буду поступать так, как мне угодно». Но когда Святой Дух озарит душу этого грешника, то сердце говорит: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал».

Читать еще:  К чему снится кашель во сне. К чему снится Кашель во сне, сонник видеть Кашель что означает? Сонник домохозяйки Сон приснился Кашель

Нет зла злее греха. Поучение святителя Димитрия Ростовского

Грех — великое зло, и много зла от него происходит. Грех светлого Ангела обратил в темного сатану, и низринул его с небес. Грех Адама изгнал из рая, и навел проклятие и смерть на весь человеческий род. Грехи истребили огнем Содом, Гоморру и соседние с ними города.

Грехи многими казнями поразили Египет, и погрузили в море фараона со всем его воинством. За грехи не вошли в обетованную землю, а скончались в пустыне все те израильтяне, которых Бог извел из Египта. Грехи самую землю под Дафаном и Авироном разверзли до ада, — людей обращали в скотов, как Навуходоносора, и в столпы безчувственные, как жену Лотову, и никогда никого не щадили, а напротив, всякому грешнику готовили от Бога суд и наказание.

Грехи человеческие пригвоздили к кресту и Самого ни в чем неповинного, праведного и святейшего Сына Божиего, «Иже греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устах Его» (Ис.53:9). Пощадят ли они какого-нибудь грешника? Тяжкие грехи — низвергали с престолов сильных земли, разоряли царства, разрушали города, уничтожали стройные полки войск, опустошали целые страны, да и ныне делают то же самое. О, как жесток всякий грех! Хорошо увещевает Писание: «якоже от лица змиина бежи греха, аще бо приступиши, у грызнет тя» (Сир.21:2). — Нет в поднебесной зла злее греха. Будет ли болезнь, или какая напасть, нищета или гонение, беда или злострадание — все это еще не столь великое зло, как смертный грех. Святой Иоанн Златоуст говорит: “Что такое болезнь? Что — слепота? Все это — ничто; вот величайшее зло — это грех!” Почему же все скорби и беды в мире — ничто против греха? Да потому, что все это — временное, а грех готовит муку вечную. Если даже и будет он прощен, то все же он останется в памяти самого согрешившего навсегда.

Как рана на теле, хотя и была исцелена, но оставляет знак, так и в душе согрешившей, и получившей прощение от милосердия Божия, хотя она и будет обитать во Царствии Небесном, однако же в ней останется воспоминание о грехе, как знак бывшей ее раны. И человек, сознавая неизреченное Божие к нему милосердие, вместе с тем будет сознавать и то, в чем было оказано ему сие милосердие, — что вот Бог простил ему великий его грех, да еще не один, а многие грехи. Представляя себе милосердие Божие, человек будет представлять и те дела, которыми он прогневал во временной жизни своей столь всеблагого и милосердного Господа. Итак, всякий грех, раз сделанный, хотя уже и прощенный, и покрытый забвением в очах милосердного и непамятозлобивого Бога, у самого соделавшего сей грех будет всегда в памяти.

Правда, у Пророка Иезекииля сказано: «беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ему» (Иез.18:21,22), но не помянутся они только в том смысле, что не будут подлежать обличению и казни, ибо что раз прощено, то прощено навсегда. Но воспоминание о них не изгладится, ибо и Бог все прошедшее помнит, и будет помнить вечно, и человек все сделанное им не забудет никогда. Да и как он будет знать все величие милосердия Божьего, если не будет помнить всей тяжести грехов своих? За то-то он и будет во веки веков славить и благодарить Бога, что Бог простил ему столько тяжких грехов и беззаконий. Да, грех есть зло безконечное: он не только будет вечно мучителен для нераскаянных грешников во аде, но и покаявшимся и удостоившимся прощения, и сподобившимся веселия во Царствии Божием вместе с праведными — будет памятен, хотя и не для того, чтобы служить для них обличением и стыдом, а для большего прославления Божия милосердия, — но все же, говорю, будет памятен! Преподобный Дорофей говорит о сем так: “Души помнят все, что было здесь, как говорят Отцы, и слова, и дела, и помышления, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказанное в псалме: «в той день погибнут вся помышления их» (Пс.145:4), говорится о помышлениях века сего, то есть о стремлении, имуществе, родителях, детях и всяком даянии и получении. Все сие вместе с тем, как душа выходит из тела, погибает (для нее), и из всего этого она тогда ни о чем не вспоминает и не заботится. А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит по выходе из тела, и притом еще лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела. Некогда говорили мы о сем с одним великим Старцем, и Старец сказал, что душа, по выходе из тела, помнит страсти и грехи, которые она исполнила, и лица, с коими совершала их. А я говорил ему: может быть, это и не так; но, конечно, она будет иметь злой навык, полученный ею ко греху, и будет вспоминать о нем.

Читать еще:  Кто ты по знаку зодиаку кот. Какая ты кошка по гороскопу

Мы долго спорили об этом предмете, желая уяснить его; но Старец не согласился со мной, говоря, что душа помнит и сам вид греха, и само место, и то самое лицо, с которым согрешила”. — Отсюда ясно, что и по кончине человек вечно будет помнить грехи свои. Разве в том будет разница, что осужденный грешник будет в муке вечной вспоминать свои грехи на большее мучение своей совести, а тот, кто получит милость Божью, будет их помнить на большее прославление милосердия Божьего, которое простило ему грехи. Чем больше царь щадит провинившихся пред ним, оказывая им милосердие и прощая их, тем более прославляется его милосердие, кротость и незлобие; и чем более врач проявляет свое искусство в излечении неизлечимых болезней, тем более славится его опытность; так и Божие милосердие будет тем более прославляемо во веки веков, чем больше будет видимо в Царстве Небесном грешников помилованных, прощеных, от ран греховных исцеленных, очищенных и к праведным причтенных.

Грех — это такое великое зло, за которое человек, сам собой, без содействия милосердия Божьего, никогда не может совершенно удовлетворить правде Божьей, хотя бы он прожил и тысячу лет, и все эти годы провел в трудах покаяния, в посте, молитвах и слезах. “Если бы, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — если бы грешник заставил всю вселенную плакать о себе, если б он весь Иордан в слезы претворил, и каплями от очей своих извел, если бы и тысячью смертей за Христа пострадал, и тогда не может он сам собой уплатить долг за грехи свои, ибо не может же кровь его сравняться с кровью Сына Божьего, за нас пострадавшего”. Один грех Адама был столь тяжек, что его не могли искупить все слезы праотцов, вся кровь Пророков, невинно пролитая; нужно было, чтобы Сам Сын Божий сошел с неба, воплотился, пострадал, и Своей кровью уплатил долг правосудию Божьему за грех человеческий. Что же нам делать не с одним, а с безчисленным множеством тяжких грехов наших? Что принесем Богу за них? Чем расплатимся, если не взыщем Божьего милосердия? Но если и будем искать сего милосердия, мы не найдем, если прежде не расстанемся со своими грехами, ибо невозможно, согрешая, умилостивить Бога! Грех — такое великое зло, что он не только губит самого согрешающего, но и других, неповинных в грехе, подвергает бедам.

За грех Ионы все бывшие с ним в корабле подвергались опасности и отчаивались в жизни своей. И тот корабль, о коем сказано в Евангелии: «корабль покрывашеся волнами» (Мф.8:24), подвергался опасности не столько от ветра и бури, сколько от того, что на нем находился Иуда. Так рассуждает о сем святой Амвросий Медиоланский: “Хотя и много добрых дел учеников Христовых было на том корабле, — говорит он, — но корабль погружался от волн неверия предателева”. Значит, ради неверного Иуды возмутилось и море, не терпя, чтобы он плыл по его волнам, — ради него и святые Апостолы были в страхе и трепете от волнения и бури. Да и во время потопа с нечестивыми людьми погибли и звери, и скоты, и птицы, ни в чем не согрешившие пред Богом. А ныне в мире, как в волнующемся море, сколько бывает бед за грехи людей! И все эти беды вместе с виновными претерпевают и невинные, за чужие грехи страдают и не согрешившие, как это было и при Давиде: согрешил один Давид, а все царство понесло наказание за грех.

Из «Летописи» святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Источники:

http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/greh-i-zlo.html
http://runtogod.ru/zlo-grexa/
http://3rm.info/publications/51030-net-zla-zlee-greha-pouchenie-svyatitelya-dimitriya-rostovskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: