Победил ли ирод иоанна. Иоанн Креститель – жизнь и смерть

Глава III

Рождению Господа нашего Иисуса Христа в земный мир предшествовало рождение Предтечи Его Иоанна; так и вольной смерти Господа долженствовала предшествовать смерть Иоаннова, дабы как на земле Иоанн проповедывал людям пришествие Христово, так и заключённым во аде душам Святых Праотцев принёс радостную весть о скором сошествии во ад Искупителя рода человеческого.

Христос пострадал и умер за грехи всего человечества. Предтеча Его страдальчески умер от беззакония Царя Ирода. Вот как это было:

Царь Ирод, называемый Антипа, был женат на дочери Аравийского Царя Арефы. Прожив с нею уже не малое время, прельстился он красотою своей невестки Иродиады, жены брата Филиппа, и воспылал к ней беззаконною страстию, по желанию самой Иродиады, прогнал законную жену свою и вступил в непозволенный союз с женою брата, который, как говорят, был жив. Но ежели бы Иродиада, и не имела уже мужа, то закон Иудейский не позволял бы жениться на ней Ироду, потому что у Иродиады было от Филиппа дочь. А Иудейский закон повелевал брать за себя после брата жену только тогда, когда брат не оставил детей. И так Ирод против всех законов взял себе в жёны Иродиаду, жену живого брата своего, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель.

Такого беззакония не стерпел ревнитель закона Божия, изобличитель грехов человеческих, проповедник покаяния Иоанн Креститель. Он в лице и при всех обличал Ирода в прелюбодеянии и похищении жены брата своего, и говорил ему прямо: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

Ирод, не снеся обличения повелел взять Иоанна и посадить в темницу. Более же Ирода злобилась на Иоанна Иродиада, и хотела немедленно убить его, но не могла. Сам Ирод воспрещал то исполнить, и берёг заключённого от жены, желавшей смерти Иоанновой.

Ирод почитал Иоанна, как мужа праведного и Святого; он прежде с наслаждением слушал его, и по словам Иоанновым поступал во многом, как надобно доброму Царю, и теперь боялся выдать его на убиение. Но прельщённый женщиною, боялся уже более народа, нежели Бога, потому что весь народ чтил и любил Иоанна как пророка, и узнав о убиении его, мог взбунтоваться против Ирода. Иоанн и в темнице продолжал обличать Ирода в беззакониях.

Иоанн заключён Иродом в темницу по прошествии немногого времени от первой Пасхи после крещения Господня, когда Иисус Христос, бывший в Иерусалиме на праздник Пасхи, не удалился ещё из Иудеи. Ибо, по сказанию всех Евангелистов, заключение Иоанново в темницу сближается с удалением Иисуса Христа из Иудеи в Галилею.

Ученики Иоанновы, оставшись одни без учителя своего, и вероятно увлекаемые невыгодными о Христе толками Книжников и Фарисеев, соблазнились делами Христовыми. Так видим, что когда Господь, пред наступлением второй Пасхи Своего служения возлежал на вечери в доме мытаря Матфея или Левия, ученики Иоанновы пришли ко Христу и спросили Его: «для чего мы и Фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» ( Мф.9:14 ).

И отвечал Иисус: «могут ли брачные гости печалиться, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». При сем Господь сказал им притчу: «Никто не приставляет лоскута от нового платья к старому платью! А иначе и новое он испортит; и к старому не пристанет лоскут от нового. И никто не вливает вина молодого в вехи старые; а иначе вино молодое порвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; и тогда и то и другое, сбережётся. И никто пивши старое, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». ( Лк.5:36 –39 ).

И по заключении Иоанна в темницу, ученики его имели вход к нему. Когда они собирались к учителю, Иоанн учил их молиться, жить по закону Божию и проповедывал им о пришедшем в мир Мессии. Уже после второй Пасхи служения Христова, когда Христос наполнял землю Израильскую Божественным Своим учением и множеством дивных чудес, когда страх объял всех, и все славя Бога, говорили: «великий пророк востал между нами и Бог посетил людей своих; и когда слух о Христе разнёсся по всей Иудеи и по всем ея окрестностям, тогда ученики Иоанновы, пришедши в темницу к учителю, рассказали о всём том. Иоанн, уже готовый скоро оставить землю и учеников, хотел, чтобы ученики его не соблазнились о Христе, и собственными очами увидели чудеса Иисуса Христа, совершенно удостоверились, что Он есть желанный Мессия, пришествия Которого с таким нетерпением ждал род человеческий несколько тысяч лет. Посему призвав двух учеников своих, Иоанн послал ко Христу сказать: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?

Посланные, пришедши ко Христу сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе узнать: Ты ли Тот, которому должно придти, или другого ожидать нам? В это время Христос исцелил многих от болезней, недугов, от злых духов и многим слепым даровал зрение. И был ответ Христов ученикам Иоанновым: «подите, перескажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозирают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищим благовествуется. И блажен, кто не соблазнится о Мне». ( Мф.11:2 , Лк.7:21–23 ).

Читать еще:  Если снится что тебя душат во сне. К чему снится, как вас душат

Когда ученики Иоанновы ушли, Христос начал говорить народу об Иоанне:

«Чего смотреть ходили вы в пустыню? Трости ли ветром колеблемой? Чего же смотреть ходили вы? Человека ли в дорогие одежды одетого? Одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся во дворцах Царских. Чего же смотреть ходили вы? Пророка ли? Так, говорю вам, и более Пророка. Сей есть, о котором сказано в писании: Се, Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою 12 . Истинно говорю вам: из рожденных жёнами не было больше Пророка Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии небесном больше его. Закон и все Пророки до Иоанна: от дней же Иоанна Крестителя доныне Царствие небесное силою берётся и усильные искатели достают оное. И ежели хотите знать: он есть Илия, которому должно придти. – Имеющий уши слышать, да слышит!» ( Лк.7:24–27 , Мф.11:7–15 ).

Весь народ и мытари, слушавшие Христа, воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым. А Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестясь от Иоанна.

Тогда-то Христос сказал о них: «с кем сравню людей рода сего и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улицах, кличут друг друга, и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы вели вам плачевныя песни, и вы не плакали. Пришёл Иоанн Креститель, ни хлеба ни ест, ни вина не пьёт; и говорите: в нём бес. Пришёл Сын человеческий, и ест и пьёт, и говорите: вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам. Но все чада премудрости воздали ей справедливость». ( Лк.7:31–33 ).

Вскоре после этого настал день рождения Царя Ирода, тогда предстал случай Иродиаде умертвить Иоанна Крестителя. Ирода праздновал своё рождение в своём Самарийском городе Севастии, и давал вечерний пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Во время пиршества вошла к пировавшим дочь Иродиады и начала плясать так привлекательно и соблазнительно, что прельстила Царя Ирода и гостей его. Ирод, восхитившись пляскою девицы, сказал ей при всех: «проси у меня, чего хочешь, и дам тебе», и с клятвою прибавил: «чего бы ты у меня ни просила, дам тебе, даже до полуцарства моего». Она вышла и спросила мать: – чего просить у Царя?». Злая Иродиада не на доброе дело наставила дочь, не надоумила просить у Царя хотя дорогих нарядов, сколько нибудь приличных ея девическому возрасту, но научила просить того, что свойственно желать не девице, а злым мучителям, воспользовалась удобным случаем исполнить своё зверское желание. Иродиада сказал дочери: «прости главу Иоанна Крестителя». Девица тотчас же поспешно вошла на пиршество и с просьбою сказала Царю: «хочу, что бы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но дав клятву, не хотел ей изменить, тем более, что клятва дана была в присутствии гостей. Ирод, будучи пьян, не только забыл святость Иоанна, но и прежнюю свою боязнь – убить его. И тотчас послал стража в темницу к Иоанну, повелев отрубить Иоанну голову и на блюде принести к себе. Страж исполнил повеление Царское, отрубил главу Иоанну Крестителю в темнице. Так окончил земную жизнь свою Предтеча Христов на 33 году от рождения. Это было в глубокую ночь; потому что пир был вечером, продолжался долго, все уже опьянели, когда вошла плясать дочь Иродиады, не мало времени забавлялися её пляскою, и тогда уже послано было совершить беззаконное убийство. Вдруг, среди весёлого пира, принесена на блюде глава Святого Иоанна Предтечи. Ещё кровь капала из нея, и внезапно, как пишут некоторые, замершия уста Крестителя проговорили Ироду те же обличительные слова, какия вещали ему при жизни: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

Ирод отдал её плясунье, та безбоязненно взяла её с блюдом, и отнесла своей злой матери. Иродиада, взяв от дочери главу Предтечеву, долго колола иглою язык Крестителю, который обличал ея беззаконие; и довольно надругавшись над главою Предтечевою, не отдала хоронить её вместе с телом, боясь, что Иоанн воскреснет, когда приложена будет глава к телу, и опять станет обличать её с Иродом в грехах. Она глубоко закопала Крестителеву голову в землю во дворце своём, в месте тайном и нечистом; а тело Предтечево, ученики Иоанновы, в ту же ночь взяли из темницы, погребли близ оной, по преданию около гроба Пророка Елиссея. После этого пошли они к Иисусу Христу и рассказали Ему о всём случившемся.

Зная, за что предан Иоанн Креститель на смерть, нельзя не заметить, что Христа и Предтечу Его вели на убиение два главные греха, обладавшие всем родом человеческим. Христос продан за деньги, Предтеча умер за женщину.

Иродиада зарыла в землю главу Предтечеву тайно; но о том знала Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, о которой упоминает Святый Евангелист Лука. Окончив повествование о том, как в доме Фарисеевом грешная жена помазала миром и слезами омыла ноги Спасителя, Св. Лука продолжает: «После сего Христос проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать Апостолов и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова и Сусанна и другие многие, которые служили Ему имением своим». ( Лк.8:1–3 ). Иоанна сподобилась быть в числе жён мироносиц, которые следовали из Галилею во Иерусалим за Иисусом, входившим на вольную страсть, смотрели, как полагали тело Его во гробе, и в первый день недельный рано утром пришли с миром ко гробу Христову и первые узнали о воскресении Христовом. ( Лк.23:55, 24:1–10 ).

Читать еще:  Стиль одежды водных знаков зодиака. Модный гороскоп: РАК

Иоанна, скорбя о неповинной смерти Великого Святого Пророка Крестителя Иоанна и о поругании соделанном честной главе Его, тайно ночью вырыла главу Предтечеву, и положив её в глиняный сосуд, похоронила в горе Елеонской, где тогда было Иродово село.

В последствии времени, когда Ирод услышал о чудесах, творимых Христом, пришёл с Иродиадою в недоумение: некоторые говорили, что Иоанн воскрес из мёртвых; другие, что Илия явился; а иные, что один из древних Пророков воскрес. Тогда сказал Ирод: «Иоанну я отсёк голову; кто же это, о котором я слышу столь чудесное?». После сего хотел он увидеть главу Иоанна Предтечи; стал искать её в том месте, куда зарыла Иродиада, и не нашедши, сказал служителям своим об Иисусе Христе: «это Иоанн Креститель, которому я отсёк голову; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются от него». И с сего времени Ирод искал случая увидеть Иисуса Христа.

Смерть Иоанна Предтечи

СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ.
Трагична смерть Иоанна Предтеча, крестившего самого Иисуса Христа в реке Иордане и ставшего первым свидетелем появления на Земле Мессии. Гибель Иоанна Крестителя предшествовала казни Иисуса Христа. Оба они служили одной цели –торжеству истины, в которой и были заложены истоки спасения человечества. Служили они по-разному. Иисус поражал врагов истины логикой суждений, эмоционально Спаситель был сдержан и мягок. Иоанн был резок и нетерпелив. Но, вернемся к свидетельства гибели Крестителя. Правил в то время в Иудее Ирод Антипа, сын Ирода Великого. Унаследовал Ирод Антипа от своего отца жестокость и подозрительность, добавив к ним необузданность желаний и развратность. Впрочем, иначе и быть не могло. Права истина – «Яблоко от яблони далеко не падает» Кстати, и брат Ирода Антипы – Архелай привлекательными чертами характера тоже не отличался. Каждый из властителей Иудеи время от времени обязан был появляться в Риме, которой Иудея подчинялась в качестве автономной провинции. Рим не вмешивался в законодательство Иудеи, но зорко следил за тем, чтобы в казну Рима своевременно поступали сестерции, да и голову иудеи чтобы не поднимали. Во время своего визита в Рим Ирод-Антипа вступил в любовную связь с Иродиадой. Не остановили его и те обстоятельства, что Иродиада была женой его брата по отцу Филиппа и то, что он был женат сам. н Он развёлся с женой, отнял жену у брата и сделал ее иудейской царицей. Такой преступный союз был резко принародно осуждён Иоанном Крестителем. Новая царица не простила Иоанну его осуждения и потребовала его заключения в темницу. Она хотела бы казнить Иоанна Предтеча, но слишком велико было влияние Крестителя на Ирода. По словам евангелиста Марка: “Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его”. Изможденный суровым содержанием в темнице не был сломлен, и Иродиада понимала, что никогда не удастся сломить бес-страшного пророка. Она опасалась того что наступит такой момент, когда пророк будет освобожден из заточения, поэтому тщательно искала возможности, чтобы заставить пророка умолкнуть навсегда.
И такой момент наступил. У Ирода был дворец в Тивериаде, но он проводил большую часть своего времени в двух укреплённых городах Переи, которыми были Юлия и Махер. Чаще местом пребывания царя был Махер – громадная крепость на восточном побережье Мёртвого моря. В этой крепости собралась в день рождения Ирода-Антипы вся иудейская знать. Высокопоставленные военные и гражданские чиновники съезжались со всех концов к нему на пиршество. В ярко освещённом зале вино текло рекой. Опьяневшие гости, хорошо знавшие особенности характера правителя, выкрикивали непристойности, вызывавшие взрывы смеха. Пир постепенно превращался в оргию. Развратный царь придумал для гостей новое развлечение. Он велел позвать свою падчерицу Саломею, искусницу в эротических танцах, чтобы та разожгла возбуждённые алкоголем чувства гостей. Саломея, кажется, на этом пиру превзошла самое себя. Звуки восторга сопровождали её изящные движения. По окончании её танца раздались бурные возгласы одобрения. Опьяневший от выпитого вина, а еще более от разгоревшихся пламенем эротических чувств, Ирод громко воскликнул: «Я щедро одарю тебя даже до половины моего царства”. И он поклялся ей тут же, в присутствие всех гостей словом своим. Саломея не знала, что просить и пошла к матери за советом. Та поняла, что момент расправы с Крестителем настал. «Проси голову Иоанна Крестителя» – сказала Иродиада . Саломея вновь предстала перед царём и потребовала голову пророка. Антипа, услышав требование, тут же протрезвел, а в пиршенством зале воцарилась гробовая тишина. Царь оглядел присутствующих гостей. Лица их были смущены или долу опущены. Царь уже здорово пожалел о вырвавшейся из его уст клятве. Саломея вновь повторила свое требование. Царь обязан был выполнить клятву. И он велел оруженосцу принести голову Иоанна.
Так погиб этот суровый человек Божий. Его высокие мо-ральные качества не входили ни в какое сравнение с прочими детьми человеческими. Всю свою жизнь он посвятил исполнению Божьей воли.

Читать еще:  Елисей, архиепископ Гаагский и Нидерландский (Ганаба Илья Владимирович). Слово Антония Сурожского на интронизацию Алексия II

Ученики Иоанна с печалью пошли в замок и забрали оттуда обезглавленное тело. С глубоким почтением они его похоронили и отправились на север, чтобы сообщить Иисусу эту трагическую весть.

Безумен мир, жесток,
Грозит бедой, особенно тому,
Кто помыслами чистый и высок,
Креститель заключен был Иродом в тюрьму.

За то, что правды ради,
Клеймил разврат, продажных жен,
Досталось от него Иродиаде,
Сам Ирод метким словом был сражен.

Филиппова жена, Иродиада,
Просила «деверя» Крестителя казнить.
«Иначе с правдолюбцем нам не сладить,
В сердцах людей он долго будет жить!

Заклятия его доходят и оттуда,
Гневна и громка его речь,
Мирского не боится суда,
Пусть голова скатится с его плеч.

Но, понимает все тетрарх Ирод:
Любовь к крестителю высока,
Казнить его, поднимется народ,
В народе почитается пророком!

У Ирода Антипы на пиру
Прекрасно танцевала Саломея.
«В свидетели Юпитера беру! –
Восторженно сказал тетрарх хмелея.-

За танец этот – все отдам,
Но, протанцуй еще его сначала!»
«Мне нужен только Иоанн, –
Открыто дева отвечала,-

Крестителя нужна мне голова,
Свидетели – сидящие здесь люди.
Все клятвы слышали слова?
Подай мне голову его на блюде!»

Палач на блюде голову подал
Иродиаде для глумления,
А тело мертвое Крестителя отдал,
Ученикам его для погребения.
После смерти Иоанна Иисус сильнее, чем когда-либо почувствовал жесткую реальность предстоявшего Ему распятия на кресте. Негодование священников в Иерусалиме и всё более жёсткое сопротивление Галилейских книжников стали на Его пути. И теперь слова должны смениться делами, ибо силы зла наступали. Пролилась праведная кровь. Смелый пустынный пророк, посвятивший всю свою жизнь приготовлению людей к принятию Мессии, был мёртв.

Узнав о смерти Иоанна,
Иисус оставил Назарет
Пророку не было здесь равных
И до и после много лет

Учение нести он будет много лет.

Как погиб Иоанн Креститель. Виновата ли Саломея?

Зачастую, библейские сюжеты являются лишь одной из версий событий, имевших место в прошлом. Примером является история с казнью Иоанна Крестителя. Альтернативная версия смерти Предтечи изложена римским историком иудейского происхождения Иосифом Флавием, жившим в первом веке нашей эры.

Библейский рассказ об обстоятельствах смерти Иоанна Крестителя, на протяжении веков вдохновлявший великих художников, настолько же легендариен, насколько прекрасен.

Вспомним вкратце библейский сюжет. Тетрарх Иудеи Ирод Антипа (сын Ирода Великого) взял в жены жену своего брата Иродиаду. Это было вопиющим нарушением норм морали, за что его яростно обличал Иоанн Креститель. За критику Ирод Антипа заточил Иоанна в темницу, но казнить не решался. На пиру дочь Иродиады Саломея так поразила Ирода Антипу своим танцем, что он обещал ей любую награду. По совету матери Саломея попросила голову Иоанна Крестителя и тетрарху пришлось выполнить обещание.

“Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.” (Мк 6:21-25,27)

Версия Иосифа Флавия

Иосиф Флавий в своей книге “Иудейские древности” описывает арест и казнь Иоанна Крестителя, как вполне рядовое действие правителя по пресечению смуты. По словам Флавия, Ирод Антипа опасался, что проповедь Иоанна приведет к массовым волнениям и предпочел решить проблему обычным для того времени способом – казнить Предтечу.

Какая из версий более правдоподобна?

Библейское повествование прекрасно с точки зрения художественной литературы, но с достоверностью возникают вопросы. Например, откуда евангелистам так подробно известно то, что происходило на пиру Ирода Антипы? И Иисус, и Иоанн проповедовали среди низших слоев общества, и вряд ли кто-то из их сторонников мог присутствовать на пиру тетрарха.

Версия Флавия представляется более реалистичной. Во-первых, она вписывается в реалии Палестины первого века нашей эры. Во-вторых, она дает более правдоподобное объяснение мотивов Ирода – опасение народных волнений. В-третьих, она не содержит остросюжетных подробностей, которые если и имели место, то были бы известны лишь узкому кругу высших вельмож, пировавших с Иродом.

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhizn-svjatogo-ioanna-krestitelja/3
http://www.proza.ru/2013/09/03/1181
http://zen.yandex.ru/media/id/5ad3618cfd96b14f752512b2/5b0a67103c50f79e1553085f

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: