Памяти святых Царственных страстотерпцев. Ключ к пониманию жизни – Евангелие

Храм новомучеников

Приходское собрание. Обсуждение и выработка решений

В минувшее воскресенье решили подумать над предложениями и принять окончательный вариант после литургии в воскресенье, 23 ноября. Одно из главных решений — когда собираться читать Акафист новомученикам и исповедникам Церкви Русской и сколько раз в неделю, какие прошения включить в молитву по соглашению.

Поделиться:

Приходское собрание

Приходское собрание состоялось в воскресенье, 16 ноября по окончании Божественной литургии .

Обсудили обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к архиереям, приходским настоятелям и клирикам, церковным старостам, членам приходских собраний и советов, штатным и добровольным сотрудникам приходов с посланием, посвященным вопросам развития приходской жизни.

Решили, что будем каждый вечер читать молитву по соглашению. Читать далее →

Поделиться:

Приглашаем на приходское собрание

Увы! На вечерней службе 15 ноября было мало прихожан и отец настоятель принял решение провести приходское собрание в воскресенье, 16 ноября по окончании Божественной литургии . Батюшка отменил обычные в воскресный день молебен и панихиду.

Обсудим обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к архиереям, приходским настоятелям и клирикам, церковным старостам, членам приходских собраний и советов, штатным и добровольным сотрудникам приходов с посланием, посвященным вопросам развития приходской жизни.

Ждём всех на приходское собрание!

Поделиться:

15 ноября Приходское собрание!

Сегодня, после Божественной литургии настоятель прихода Иерей Андрей Машанов зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к архиереям, приходским настоятелям и клирикам, церковным старостам, членам приходских собраний и советов, штатным и добровольным сотрудникам приходов с посланием, посвященным вопросам развития приходской жизни.

Договорились обдумать слова Святейшего Патриарха и провести приходское собрание по окончании вечернего богослужения в субботу, 15 ноября 2014 г.

«25 июля с.г. Священный Синод, обсуждая тему границ приходов, подчеркнул «важность воссоздания общинного строя приходской жизни» (журнал № 74). Синодальное решение напоминает архипастырям, пастырям и верным чадам церковным, что «важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви».

«Каждый клирик или мирянин, в той или иной мере несущий ответственность за различные стороны приходской жизни, призван осмыслить это важнейшее синодальное определение, подумать о том, как оно может быть реализовано в его служении Богу и людям», — отмечается в послании Его Святейшества. Читать далее →

Поделиться:

Почтили память жертв политических репрессий

30 октября во Владивостоке почтили память жертв политических репрессий. Среди мероприятий этого дня – митинг у мемориального камня на месте бывшего пересыльного пункта ВладЛАГа. На этом месте возведён храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви русской.

После митинга, на котором родственники убитых, члены местного отделения общественной организации «Мемориал», рассказали о судьбах тех, кто находился в этом лагере. Со словами утешения обратился к собравшимся настоятель храма в честь Новомучеников и исповедников Церкви русской иерей Андрей Машанов.

Комментарий священника Андрея Машанова:

– Митинг у памятного камня во дворе нашего храма был не первым и не последним в череде мероприятий Дня памяти жертв политических репрессий. Ветераны торопились, поэтому я один отслужил в храме заупокойную литию по всем погибшим в годы репрессий.

Очень немного верующих среди детей и членов семей репрессированных. Их память, их боль до сих пор терзают души, и я обратился к ним со словами утешения. Читать далее →

Поделиться:

Имя Божие похулившие. Годы хрущевских гонений: судьбы отступников

Отрекись от Него— и громом
Не расколется небосвод…
Только свет из грешного дома,
Может быть, навсегда уйдет.
И заметишь ты это едва ли:
Всё заботы да суета…
Мы уже не раз предавали
И стыдились верить в Христа.
Но глядит Он из дальней дали,
Весь изъязвлен и весь в крови:
Дети, дети Моей печали,
Дети, дети Моей любви.

Мы молитвенно чтим память новомучеников и исповедников Российских, чья святость просияла в годы гонений. Однако не только святость являют такие годы, но и апостасию— отступничество от Христа. О некоторых из тех, кто пошел по этому пути в эпоху хрущевской атаки на Церковь, наш сегодняшний рассказ.

Эпоха

С первых дней своего существования советская власть объявила Православной Церкви беспощадную войну. Гонения начались при Ленине, продолжились при Сталине. Мощной, продуманной и организованной атаке подверглась Церковь при Хрущеве. Не так уж мало было пострадавших за веру и при Брежневе, но это отдельная тема. Читать далее →

Поделиться:

Лампада с елеем и кровью

«Я не художник и не писатель… Я умею только видеть, слышать и копить в памяти слышанное и виденное»,— так сказал о себе автор «Неугасимой лампады» Борис Николаевич Ширяев. Писатель он или нет, но созданное им произведение читают более полувека, и интерес не ослабевает: были эмигрантские издания, а с 1991 года, когда публикация этой книги стала возможной в России, вышло по меньшей мере восемь различных отечественных, причем многие — с допечаткой тиража.

Не побоюсь сказать: «Неугасимая лампада» — одна из самых значительных книг в русской литературе ХХ века. И дело не только и не столько в ее несомненных литературных достоинствах (Ширяев умел создавать яркие, запоминающиеся образы: кто из читавших забудет «утешительного попа» отца Никодима или баронессу, фрейлину трех императриц!). Главное здесь — сам материал. Ширяев описывает Соловецкий концлагерь начала-середины 1920‑х годов, процесс становления лагерной системы — «открытой могильной ямы, в которую упоенный победою всероссийский Шигалев сбрасывал огулом действительных и возможных врагов грядущего коммунистического рабства». Как капля воды отражает океан, так Соловки того времени отражали происходившее в стране, «все основные черты тогдашней жизни Советского Союза, население которого, болезненно отрываясь от старого уклада, еще только приспособлялось к новым уродливым формам». Читать далее →

Поделиться:

Сохранившие верность

17 июля — день памяти святых царственных страстотерпцев — семьи последнего русского императора Николая II. Молитвенно вспоминая их, необходимо вспомнить и тех, кто прошел вместе с ними крестный путь, кто сохранил верность в те дни, когда предательство стало обыденностью и нормой.

«Кругом измена и трусость, и обман!» — записал император Николай II в дневнике в ночь после отречения. Сказать так он имел все основания: измена царю, подобно эпидемии, охватила все сословия. Предатели были среди великих князей: именно здесь сочинялись грязные сплетни о царской семье, затем спускавшиеся на страницы бульварных изданий и в умы обывателей; не забудем и о том, что двоюродный брат царя Кирилл Владимирович привел Гвардейский экипаж присягать мятежной Думе за сутки до отречения (его потомки ныне претендуют на российский престол, к равному недоумению как противников, так и сторонников восстановления монархии). Читать далее →

Поделиться:

Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II

Источник: Православный вестник

20 августа 2000 года в Храме Христа Спасителя в Москве в присутствии глав и представителей всех Православных Автокефальных Церквей состоялось прославление Царской Семьи в полном составе. Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века гласит: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке». Читать далее →

Читать еще:  Влюблен ли лев. Как ведет себя мужчина-Лев, если он влюблен? Совместимые знаки зодиака

Поделиться:

Макиавелли и святой Государь Николай II

Протоиерей Александр Шаргунов

Не каждый знает, что Макиавелли — итальянский политический мыслитель начала XVI века, с его знаменитой книгой «Государь» — сыграл роковую роль в гибели нашего святого Государя Николая II и в уничтожении православной монархии в России. Какова логика этого странного совпадения? Почему до сегодняшнего дня идеи Макиавелли и его последователей продолжают способствовать переориентации всей мировой политики? Читать далее →

Память святых царственных страстотерпцев

17 июля — день памяти святых царственных страстотерпцев — семьи последнего русского императора Николая II.

Государь Николай II и его семья были носителями идеалов Святой Руси, идеалов Православия.

Они были Божиими избранниками, а потому людьми не от мира сего (Ин. XV, 19); в тогдашнем высшем обществе они были чужими. Истинные христиане, в мире они были гонимы; скорбный их путь был увенчан мученичеством. Ныне в сонме других русских угодников они предстоят Христу в молитве за Россию.

Ключ к пониманию жизни — Евангелие

Что такое хорошо и что такое плохо? Что такое сила и что — слабость? Где свобода , а где рабство? В чем триумф, а в чем трагедия?

На все эти вопросы лучше всего можно ответить, если смотреть не на земную только, временную нашу жизнь, а прежде всего иметь в виду жизнь будущую, вечную. Ибо главный смысл нашей нынешней жизни, словно пар постоянно исчезающей, — спасение души.

Ключ к правильному пониманию любого события человеческой жизни — святое Евангелие.

С точки зрения видимаго сего жития, Господь на Кресте потерпел полное поражение. Его, как Человека, казнили, Он умер. Всё, конец всему! Конец проповеди, чудесам, умножению Его последователей. Даже ближайшие ученики Его кроме одного разбежались.

Но это — только в видимой жизни, которая давно прошла.

А полная правда об этом событии говорит, что Господь воскрес и что это была самая великая Победа в человеческой истории.

Вот так же и подвиг святого Царя-мученика Николая можно постараться верно оценить, если посмотреть на него глазами Евангелия. Так и сам Царь Николай смотрел на жизнь свою, своей Семьи , на жизнь страны.

Он был глубоко верующим, молящимся, богобоязненным христианином, всегда ходил пред Господом. Верой постигая духовную природу царской власти, он знал, что даст ответ за свое служение прежде всего Тому, Кто дал ему эту власть — Царю царей.

И то, что неверующему взгляду представляется его слабостью, было великой силой. Силой веры, силой смирения, терпения, самопожертвования, любви.

Твердо следовать за Господом, как бы ни волновалось море житейское, положиться полностью на волю Божию, преодолеть гипноз обстоятельств, общественного мнения, газетной клеветы, всероссийской, даже всемирной молвы и поступать по совести — для этого требуется великая сила воли. Она была у Царя-мученика.

Какое мужество нужно было иметь, какую силу духа, чтобы в условиях нарастающей кампании клеветы, революционного угара, окружающих со всех сторон «измены, трусости и обмана» сохранять непоколебимую решимость оставаться верным своему долгу. Хотя и ему приходилось идти на неизбежные компромиссы, выбирая из двух и более зол меньшее — тоже по Евангелию.

В оценке первого лица государства люди обычно переносят события, которые произошли в стране во время его правления, на него самого — значит, мол, они от него и исходили. Но это не так. Далеко не всё из того, что происходит в государстве, подвластно даже самодержцу. Император не решает всех вопросов за своих подданных. Человеческую волю даже Господь не подавляет, ожидая от нас свободного добра. Власть верующего православного императора ограничена — в том числе, евангельскими заповедями.

Когда против Царя назрел заговор, он не стал противитися злу (Мф. 5:39). Он предал себя в руки Божии — догадываясь заранее, какое великое испытание ждет и его, и Россию, и всячески желая ей только блага.

Он принес свое служение, свою жизнь и даже жизнь глубоко любимых им супруги и детей в жертву за горячо любимое им Отечество, за святое Православие.

28 июля 1932 года в Белграде в слове о святом равноапостольном князе Владимире святитель Николай Сербский (Велимирович) сказал :

«Если бы царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей видимости, и сегодня сидел на своем престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному. »

Царь Николай II выбрал Царство Небесное. Господь принял его жертву. Россия прошла огненные испытания в ХХ веке. Миллионы наших соотечественников полегли и на фронтах войн, и в мирные годы вслед за святыми Царем и его Семьей. И страна наша, народ наш выжил, прежде всего духовно.

А рхимандрит Кирилл (Павлов), который много лет был духовником Троице-Сергиевой Лавры, был и духовником Святейшего Патриарха Алексия II, в 1993 году сказал о Царе Николае:

— Великий мученик. Первый удар принял на себя.

И потому день памяти Царской Семьи , — они приняли мученическую кончину вместе и в один день — должен быть днем великой благодарности им, столь близким нам святым, которым и мы близки и дороги, нынешние граждане их великой страны, за которую они всегда молились здесь и почти столетие непрерывно молятся на Небесах.

Не нам, не нам, но имени Твоему…

Благодарность Господу, Его Пречистой Матери, святым — это глубокое, истинное чувство. Главное Таинство нашей Церкви — Евхаристия — это Таинство благодарения. В благодарности — вера в Промысел Божий (что Бог ни делает, всё к лучшему). В благодарности — любовь и смирение: мы не приписываем ничего доброго себе, но только Подателю всяческих благ Богу: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу… (Пс. 113:9).

О том, что Царь Николай горячо молился Царице Небесной о том, что он вручал Россию, нас с вами Ее державному Покрову, свидетельствует чудесное явление Державной иконы Пресвятой Богородицы в тот самый день, когда заговорщики и изменники силой и обманом лишили его царской власти.

И это же явление свидетельствует о том, что Сама Матерь Божия приняла его подвиг самопожертвования.

Здесь было уподобление Христу до мелочей. Как за Христа в Гефсиманском саду заступился один из бывших с Ним, обнажив меч, а Господь его остановил, так и здесь один офицер хотел заступиться за Царя, но так же был им остановлен.

В том, что все советские годы шли клевета на Царя и его Семью, на монархию, на Российскую Империю, что она живуча даже до сих пор, ничего удивительного нет. Сам Господь предсказал: “Если Меня гнали, будут гнать и вас” (Ин. 15:20).

Захватившим власть в 1917 году силой и обманом безбожникам нужно было во что бы то ни стало доказывать народу «законность» этого переворота. Всякая революция — это некое «узаконенное беззаконие».

После отречения от престола д ля Государя и его семьи началась новая эпоха; кончилась жизнь и началось житие, христианский подвиг. Уповали узники только на волю Божию, и Господь помогал им до конца сохранить душевный мир. Царю и его семье приходилось теперь терпеть унижения и издевательства со стороны охранников и прочих “новых” людей, окружавших их.

Клевета на Царя Николая опровергала сама себя. С одной стороны, его обвиняли в безволии и мягкотелости: мол, допустил революцию. С другой — в излишней жестокости: якобы, мол, «кровавый». Клевете ведь не нужна истина — лишь бы поверили и отвергли. Но и то, и другое — неправда.

Читать еще:  Сонник раны на теле у себя. К чему снится рана, опасное ранение или простая царапина? Основные толкования: к чему снится рана на руке, ноге или теле

Бог правду видит, да не скоро скажет, — это давно заметил наш народ, опять-таки по Евангелию: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мр. 4, 22).

Суть христианства — Крест. Сам Господь указал нам путь ко спасению: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16:24).

В страданиях дух царственных мучеников возрастал и крепнул. “Путь Божий есть ежедневный крест”, – выписала в свою тетрадь Царица слова св. преп. Исаака Сирина. “Христиане должны переносить скорби и внешние и внутренние брани, чтобы, принимая удары на себя, побеждать терпением. Таков путь христианства”, – по этой другой ее выписке (из св. преп. Марка Великого) можно догадаться о самом сокровенном внутреннем делании стра стотерп цев .

Спасение души — главная, высшая земная цель. И лучшие русские государи приблизились к этому идеалу симфонии властей — светской и церковной. Как никакая другая, русская история тесно переплетается с церковной историей. И поняты могут быть и та, и другая только во взаимосвязи. Это требует особенного осмысления: то, что во главе русского государства во все века вставали святые люди — князья, полководцы, цари…

Равноапостольный великий князь Владимир, внук святой равноапостольной княгини Ольги. Святые благоверные князья Борис, Глеб, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Московский, Димитрий Донской… И, наконец, святой Царь-мученик Николай и его семья.

Это говорит, может быть, больше всего о том, что русский народ особенно близко к сердцу воспринял евангельскую правду, правду Креста. Воспринял не как боковое украшение жизни, не как еженедельный ритуал, но как главную правду всей своей жизни, выше которой, дороже которой для него ничего нет. Потому и полита русская земля — Святая Русь — кровью воинов, душу свою положивших — по Евангелию — за веру и Отечество. В том числе, за святого Царя, положившего душу свою за народ.

Елицы

19 января – праздник Крещения Господня (Богоявление). Заказав записки за ваших родных и близких на Крещенскую Литургия на Святой земле в Храме Рождества Христова в Вифлееме, вы бесплатно получите на почту Именные Сертификаты, которыми сможете поздравить их с праздником Крещения Господня.

В чем победа, а в чем поражение? Памяти святых Царственных страстотерпцев

Ключ к пониманию жизни — Евангелие
Что такое хорошо и что такое плохо? Что такое сила и что — слабость? Где свобода, а где рабство? В чем триумф, а в чем трагедия?
На все эти вопросы лучше всего можно ответить, если смотреть не на земную только, временную нашу жизнь, а прежде всего иметь в виду жизнь будущую, вечную. Ибо главный смысл нашей нынешней жизни, словно пар постоянно исчезающей, — спасение души.
Ключ к правильному пониманию любого события человеческой жизни — святое Евангелие.
С точки зрения видимого жития, Господь на Кресте потерпел полное поражение. А полная правда говорит, что Господь воскрес и что это была самая великая Победа в человеческой истории
С точки зрения видимаго сего жития, Господь на Кресте потерпел полное поражение. Его, как Человека, казнили, Он умер. Всё, конец всему! Конец проповеди, чудесам, умножению Его последователей. Даже ближайшие ученики Его кроме одного разбежались. Воинов, которые были свидетелями Воскресения Христова, удалось подкупить, и они стали лгать, будто бы Тело Его, пока они спали, ученики тайком унесли и погребли.
Но это — только в видимой жизни, которая давно прошла.
А полная правда об этом событии говорит, что Господь воскрес и что это была самая великая Победа в человеческой истории.
Вот так же и подвиг святого Царя-мученика Николая можно постараться верно оценить, если посмотреть на него глазами Евангелия. Так и сам Царь Николай смотрел на жизнь свою, своей Семьи, на жизнь страны.
Он был глубоко верующим, молящимся, богобоязненным христианином, всегда ходил пред Господом. Верой постигая духовную природу царской власти, он знал, что даст ответ за свое служение прежде всего Тому, Кто дал ему эту власть — Царю царей.
И то, что неверующему взгляду представляется его слабостью, было великой силой. Силой веры, силой смирения, терпения, самопожертвования, любви.
Твердо следовать за Господом, преодолеть гипноз газетной клеветы и поступать по совести — для этого требуется великая сила воли
Твердо следовать за Господом, как бы ни волновалось море житейское, положиться полностью на волю Божию, преодолеть гипноз обстоятельств, общественного мнения, газетной клеветы, всероссийской, даже всемирной молвы и поступать по совести — для этого требуется великая сила воли. Она была у Царя-мученика.
Какое мужество нужно было иметь, какую силу духа, чтобы в условиях нарастающей кампании клеветы, революционного угара, окружающих со всех сторон «измены, трусости и обмана» сохранять непоколебимую решимость оставаться верным своему долгу. Хотя и ему приходилось идти на неизбежные компромиссы, выбирая из двух и более зол меньшее — тоже по Евангелию.
В оценке первого лица государства люди обычно переносят события, которые произошли в стране во время его правления, на него самого — значит, мол, они от него и исходили. Но это не так. Далеко не всё из того, что происходит в государстве, подвластно даже самодержцу. Император не решает всех вопросов за своих подданных. Человеческую волю даже Господь не подавляет, ожидая от нас свободного добра. Власть верующего православного императора ограничена — в том числе, евангельскими заповедями.
Когда против Царя назрел заговор, он не стал противитися злу (Мф. 5:39). Он предал себя в руки Божии — догадываясь заранее, какое великое испытание ждет и его, и Россию, и всячески желая ей только блага.
Царская Семья

Он принес свое служение, свою жизнь и даже жизнь глубоко любимых им супруги и детей в жертву за горячо любимое им Отечество, за Великороссию и Малороссию, за святое Православие, за нас с вами.
28 июля 1932 года в Белграде в слове о святом равноапостольном князе Владимире святитель Николай Сербский (Велимирович) сказал:
«Если бы царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей видимости, и сегодня сидел на своем престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному. Еще один Лазарь и еще одно Косово. »
Святой благоверный князь Сербский Лазарь в XIV веке, накануне решающей битвы на Косовом поле, когда турецкое войско во много раз превосходило числом сербское, имел небесное видение. Он был спрошен: какое Царство он изберет, земное или Небесное. И князь избрал Небесное, ибо земное царство — преходящее, а Небесное — вечное. Всё сербское войско, причастившись перед битвой, погибло. Но в этот день тысячи мучеников взошли на Небеса.
«Поскольку сербское войско всё на Косовом поле полегло — причем, добровольно — за истину и правду Божию, то оно и победило», — писал святитель Николай. Этому духовному событию владыка посвятил свою замечательную книгу «Царёв завет».
Наш Царь Николай тоже выбрал Царство Небесное
Наш Царь Николай тоже выбрал Царство Небесное. Господь принял его жертву. Россия прошла огненные испытания в ХХ веке. Миллионы наших соотечественников полегли и на фронтах войн, и в мирные годы вслед за святыми Царем и его Семьей. И страна наша, народ наш выжил, прежде всего духовно.
Помнится, архимандрит Кирилл (Павлов), который много лет был духовником Троице-Сергиевой Лавры, был и духовником Святейшего Патриарха Алексия II, в 1993 году сказал о Царе Николае:
— Великий мученик. Первый удар принял на себя.
И потому день его памяти, день памяти Царской Семьи, — они приняли мученическую кончину вместе и в один день — должен быть днем нашей великой благодарности им, столь близким нам святым, которым и мы близки и дороги, нынешние граждане их великой страны, за которую они всегда молились здесь и почти столетие непрерывно молятся на Небесах.
Не нам, не нам, но имени Твоему…
Чудотворная икона Божией Матери «Державная»
Благодарность Господу, Его Пречистой Матери, нашим святым — это глубокое, истинное чувство. Главное Таинство нашей Церкви — Евхаристия — это Таинство благодарения. В благодарности — вера в Промысл Божий (что Бог ни делает, всё к лучшему). В благодарности — любовь и смирение: мы не приписываем ничего доброго себе, но только Подателю всяческих благ Богу: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу… (Пс. 113:9).
О том, что Царь Николай горячо молился Царице Небесной о том, что он вручал Россию, нас с вами Ее державному Покрову, свидетельствует чудесное явление Державной иконы Пресвятой Богородицы в тот самый день, когда заговорщики и изменники силой и обманом лишили его царской власти.
И это же явление свидетельствует о том, что Сама Матерь Божия приняла его подвиг самопожертвования.
Здесь было уподобление Христу до мелочей. Как за Христа в Гефсиманском саду заступился один из бывших с Ним, обнажив меч, а Господь его остановил, так и здесь один офицер хотел заступиться за Царя, но так же был им остановлен.
В том, что все советские годы шли клевета на Царя и его Семью, на монархию, на Российскую Империю, что она живуча даже до сих пор, ничего удивительного нет. Сам Господь предсказал: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15:20).
Захватившим власть в 1917 году силой и обманом безбожникам нужно было во что бы то ни стало доказывать народу «законность» этого переворота. Всякая революция — это некое «узаконенное беззаконие».
Клевета на Царя Николая опровергала сама себя. С одной стороны, его обвиняли в безволии и мягкотелости: мол, допустил революцию. С другой — в излишней жестокости: якобы, мол, «кровавый». Клевете ведь не нужна истина — лишь бы поверили и отвергли. Но и то, и другое — неправда.
Бог правду видит, да не скоро скажет, — это давно заметил наш народ, опять-таки по Евангелию: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мр. 4, 22).
Как ни желали мы в смутные 1990-е годы скорейшего прославления Царской Семьи, как ни тормозили это событие его противники, великое деяние нашей Церкви совершилось с небесной точностью — в год 2000-летия Христианства. И где? В только что восстановленном Храме Христа Спасителя — символе несокрушимости правды Божией на земле.
Битва за историю, за наше понимание предназначения России: быть хранительницей истинной веры для всего мира, — не прекращается
Однако битва за историю, за наше понимание предназначения России: быть хранительницей истинной веры для всего мира, — не прекращается. И в этой земной жизни ей нужно не только стремиться к высшему идеалу, но и быть могучей и независимой. Этому и служила в нашей истории православная империя. Вот почему такое неприятие вызывают ныне у приверженцев либерального мировоззрения так называемые «имперские амбиции» России.
Что такое православная империя?
Император Николай II
В либеральном мировоззрении видится еще одна причина непризнания некоторыми нашими соотечественниками христоподражательного подвига Царя-мученика.
Суть христианства — Крест.
Сам Господь указал нам путь ко спасению: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16:24).
Именно креста-то либерализм прежде всего и не приемлет
Но именно креста-то либерализм прежде всего и не приемлет. Не приемлет отвержения себя, не приемлет ограничения индивидуальной свободы, не приемлет жертвы.
Liberte — свобода. Какая? Суть либерализма — во внешнем понимании свободы.
Отсюда — неприятие империи, неприятие государства как такового, всякой власти государства над личностью как таковой. И всё это выступает как якобы противоположное тоталитаризму. Любая несвобода, мол, — тоталитаризм.
Христианство учит иначе. Господь сказал: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Познайте истину, и истина сделает вас освободными (Ин. 8:32). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:17).
Государство может быть антихристианским, может быть и христианским. Может быть христианский государь, благословленный Церковью, священноначалием, помазанный святым миром для несения своего тяжелейшего креста. Не для подавления воли подданных, не для произвола своей власти — нет! Для того, чтобы творить волю Божию на земле, охранять здесь Его Церковь, употребляя данную от Бога власть для добрых дел, а не для злых (ср. Рим. 13:3).
Спасение души — главная, высшая земная цель. И лучшие наши государи приблизились к этому идеалу симфонии властей — светской и церковной. Симфония эта — в согласном служении главной цели: спасению душ подданных.
В замечательной книге «Русская симфония» приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва; 1927–1995) даны основы православного понимания русской истории. Владыка раскрывает ее духовный, промыслительный смысл, тайну русской судьбы.
О том, что такое империя в подлинно православном понимании — так, как это понимал и святой Царь Николай, — в ней говорится:
«Империей (от латинского imperium — власть) в христианском понимании принято называть государство, почитающее сохранение истин веры своей главной обязанностью; государство, объединяющее в себе различные культуры, народы и племена, спаянные в единый общественный организм вокруг некоторого державного ядра. Таким ядром является народ — носитель державной идеи, народ — защитник святынь и страж устоев государственного бытия, блюститель мировоззренческого единства, политической стабильности общества и экономической дееспособности страны. К сожалению, в результате многочисленных исторических искажений и целенаправленной антиимперской пропаганды понятие “империя” приобрело ныне в господствующей либерально-демократической среде отрицательное значение “тюрьмы народов”, государства, в котором митрополия богатеет и пухнет за счет нещадно эксплуатируемых, нищающих национальных окраин…
Империя, внушают нам, — это такая форма государственности, в которой господствующий народ угнетает другие народы, в которой злокозненный “центр” живет за счет ограбления “колоний”. Потому-де такому чудовищу не место в “цивилизованном мире”…»
Заметим: эта пропагандистская теория сыграла свою зловещую детонирующую роль и в последних известных событиях.
«Однако всякий беспристрастный человек, мало-мальски знакомый с историей нашего Отечества, — продолжал владыка Иоанн, — может легко убедиться, что Российская Империя никогда не соответствовала такому определению. Этот карикатурный образ не имеет ничего общего с нормальной имперской государственностью. Более того, в основании здорового христианского империализма лежат понятия и чаяния вполне духовные, благонамеренные и благодатные, берущие свои начала в Священном Писании и церковном вероучении».
Точка отсчета для либерала — что скажет о нас Запад?
А почему, собственно?
Ведь все «преимущества» западной жизни, которые нам ставятся в пример, имеют ценность только в земной жизни, — а для главной жизни, для вечной они, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «меньше, чем ничто».
Русская история тесно переплетается с нашей церковной историей. И поняты они могут быть только во взаимосвязи
Как никакая другая, русская история тесно переплетается с нашей церковной историей. И поняты могут быть и та, и другая только во взаимосвязи.
Это требует особенного нашего осмысления: то, что во главе русского государства во все века вставали святые люди — князья, полководцы, цари…
Равноапостольный великий князь Владимир, внук святой равноапостольной княгини Ольги. Святые благоверные князья Борис, Глеб, Игорь, Олег, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Московский, Димитрий Донской… Святой праведный Феодор Кузьмич Томский — он же, как это практически доказали уже и историки, Император Александр I Благословенный. И, наконец, святой Царь-мученик Николай.
Это говорит, может быть, больше всего о том, что наш народ особенно близко к сердцу воспринял евангельскую правду, правду Креста. Воспринял не как боковое украшение жизни, не как еженедельный ритуал, но как главную правду всей своей жизни, выше которой, дороже которой для него ничего нет. Потому и полита наша земля — Святая Русь — кровью наших воинов, душу свою положивших — по Евангелию — за веру, Царя и Отечество. В том числе, за святого Царя, положившего душу свою за народ.
Священник Николай Булгаков
17 июля 2014 года

Читать еще:  Толкования на Мф. «Маловерный! Зачем ты усомнился

Источники:

http://novomuchenik.cerkov.ru/?m=201411&paged=2
http://panteleimon-vyatka.ru/missionerstvo/dushepoleznye-chteniya/1233-pamyat-svyatykh-tsarstvennykh-strastoterptsev/
http://elitsy.ru/profile/303/34547/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: