Творческие работы по теме семья малая церковь. Семья — малая Церковь

доклад «Семья-малая церковь»
материал на тему

Выражение «семья — малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. В православном богословии есть область, о которой мало говорится, а значение данной области и трудности, с нею связанные, очень велики. Это — область семейной жизни. Семейная жизнь — это христианский труд, тоже «путь спасения души,» но нелегко найти учителей на этом пути.

Скачать:

Предварительный просмотр:

В ыражение «семья — малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. В православном богословии есть область, о которой мало говорится, а значение данной области и трудности, с нею связанные, очень велики. Это — область семейной жизни. Семейная жизнь — это христианский труд, тоже «путь спасения души,» но нелегко найти учителей на этом пути.

Были и есть проповедники, умеющие особенно доходчиво говорить о духовных нуждах современных семей. «В чем духовный смысл жизни в семье? — говорил Владыка Сергий. В несемейной жизни человек живет лицевой своей стороной — не внутренней. В семейной жизни каждый день надо реагировать на то, что в семье совершается, и это заставляет человека как бы обнажаться. Семья — это среда, заставляющая не прятать чувства внутри. И хорошее, и плохое выходит наружу. Это дает нам ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи является как бы нас спасающей. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, утверждает силу, ослабляет зло. » Мудрые это слова. Думается мне, что в наши дни создать христианскую семью труднее, чем когда-либо. Разрушительные силы действуют на семью со всех сторон, и особенно сильно их влияние на душевную жизнь детей. Помочь христианской семье действительно стать «малой церковью» — такая же великая задача, какой в свое время было создание монашества.

О семейном миросозерцании

Многое из того, что мы говорим и чему учим, забудется позднее, утечет, как вода. Возможно, другие влияния, другие впечатления вытеснят из их сознания то, чему их учили в детстве.

Но есть основа, трудно определяемая словами, на которой строится жизнь каждой семьи, некая атмосфера, которой дышит семейная жизнь. И вот эта атмосфера очень сильно влияет на формирование души ребенка, определяет развитие детских чувств и детского мышления. Эту общую, трудно определяемую словами атмосферу можно назвать «миросозерцанием семьи.» Мне кажется, что как бы ни сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остается что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самому себе, к радости и к горю.

Какие же главные черты этого семейного миросозерцания? Думается мне, что самое существенное -это то, что можно назвать «иерархией ценностей,» то есть ясное и искреннее сознание того, что более важно и что менее важно, например, заработок или призвание.

Искренняя, незапуганная правдивость — одно из самых драгоценных качеств, которые даются семейной атмосферой. Неправдивость детей иногда вызывается у них страхом наказания, страхом последствия какого-нибудь проступка. Но очень часто у добродетельных, развитых родителей дети бывают неискренни в выражении своих чувств, потому что боятся не соответствовать высоким родительским требованиям. Большая ошибка родителей — требовать от детей, чтобы они чувствовали так, как родителям хочется. Требовать можно соблюдения внешних правил порядка, исполнения обязанностей, но нельзя требовать, чтобы ребенок считал трогательным то, что ему кажется смешным, восторгался тем, что ему неинтересно, чтобы любил тех, кого любят родители.

Очень значительным элементом семейного миросозерцания является, мне кажется, понимание смысла послушания. Часто взрослые жалуются на непослушание детей, но в их жалобах бывает непонимание самого смысла послушания. Ведь послушания бывают разные. Есть послушание, которое мы должны внушить младенцу ради его безопасности: «Не трогай, горячо!» «Не лезь, упадешь.» Но для восьми-девятилетнего уже важно иное послушание — не сделать чего-нибудь плохого, когда тебя никто не видит. А еще большая зрелость начинает проявляется, когда ребенок сам чувствует, что хорошо и что плохо, и сознательно удерживается.

Цель дисциплины — научить человека владеть собой, быть послушным тому, что он считает высшим, поступать так, как он считает правильным, а не так, как ему хочется.

Этим духом внутренней дисциплины должна быть проникнута вся семейная жизнь, родителей еще больше, чем детей, и счастливы те дети, которые растут в сознании, что их родители послушны правилам, которые они исповедуют, послушны своим убеждениям.

Еще одна черта имеет большое значение в общей семейной жизни. По учению святых Православной Церкви, самая главная добродетель — смирение. Без смирения любая другая добродетель может «испортиться,» как портятся продукты без соли. А что такое смирение? Это способность не придавать слишком большого значения самому себе, тому, что ты говоришь и делаешь. Эта способность видеть самого себя таким, как ты есть, несовершенным, иногда даже смешным, способность иной раз посмеяться над собой, имеет много общего с тем, что мы называем чувством юмора. И думается мне, что в семейном мировоззрении играет очень большую и благодатную роль именно такое, легко воспринимаемое «смирение.»

Читать еще:  Что такое гносеология в философии. Гносеология

поколение, к сожалению, всегда плохо использует опыт предыдущего. Существует ли на самом деле проблемы отцов и детей? Она существует, так как

ребенок, юноша – ещё духовно неустойчив и иногда поддаются соблазном.

Тем более, что в обществе идёт информация о том, что молодое поколение –

это человек самостоятельный, у него другие мысли, другие идеалы, не

обязательно слушаться родителей. Это антихристианское отношение к старшим

очень опасно, потому, что если молодой человек не починает своих родителей,

то став взрослым, он не будет вообще почитать старших сотрудников,

начальство и для него будет никаких авторитетов. Такая личность, не знающая

своего места в иерархии семейной, в иерархии государства, в иерархии

социальной, представляет опасность для общества, потому этот человек плохо

управляемый и внутренне, и внешне.

Одно поколение, конечно, отличается от другого. Старшее поколение

всегда мудрее, чем младшее. А младшее, почему-то не доверяет старшим и

считает себя современнее и умнее. Каждое последующее поколение, к

сожалению, всегда плохо использует опыт предыдущего и ребенок всегда готов

слушать кого угодно, только не мудрый совет родителей. И порой своих

молодых родителей дети считают, прожившими жизнь и им ничего в этом мире

уже не нужно. Это эгоистическое отношение детей к родителям. Здесь беда и

родителей, когда они пытаются одеть детей лучше себя, сделать отдых детей

лучше, чем работающих родителей. Поэтому, каждый должен знать в семье

свое место, и родители должны с детства подчеркивать это. Ребенок так же в

семье не должен быть игрушкой, а воспитываться в доброте, ласке, любви,

которые через взор, голос, через отношение взрослых проявляются и в то же

время, родителям за собой нужно последить, чтобы не свои потребности

удовлетворять в первую очередь, а потребности ребенка. И в то же время не

нужно угождать. Все нормальные здравомыслящие родители плохого никогда

своим детям не пожелают. Если любят, то всегда тревожатся, боятся,

защищают. Ребенок должен знать, что если мама тревожится за него поздно

вечером, если отец беспокоится, ищет – то это не потому, что он злой, а потому,

что боится потерять ребенка. Нужно ребенку объяснить. Нужно ребенку с

детства внушать, чего он не имеет права судить ни отца, ни мать. Нужно знать,

что этих людей дал Бог. Каких дал – таких нужно почитать. А почитание

родителей состоит в послушании.

К сожаленью, мы начинаем терять самую главную традицию – умение

жить семейной жизнью. Дом, в котором живет семья, должен быть

миролюбивым, благодатным, спокойным и благочестивым. Он не должен быть

«проходным двором». Дом – это место, куда хочется идти, где тебя любят, где

тебя встречают с радостью, где ты чувствуешь себя умиротворенным. Дома ты

защищен от воздействия окружающего мира.

Мир переменчив, веяния разные, но есть ценное или, которые вне

времени. Это семейные традиции, культура, опыт, которые передаются из рода

в род. Вечное в доме должно накапливаться и передаваться из поколения в

В семье должны быть традиции семейной жизни, то есть традиции

соблюдения иерархичности, почитания главы семьи, почитание матери, традиции уважительного отношения друг к другу. Должна быть традиция

что семья – это целый, единый организм и поэтому мы должны

уметь угождать друг другу, не обижать друг друга и уважать друг друга. В

такой поддержке – ценность и неповторимость родственных отношений,

вынуждающих всех членов семьи сопереживать и волноваться, помогать в

трудную минуту, помогать выправиться и стать на ноги. Взаимное уважение,

чуткость, любовь и дружба должны быть постоянными признаками семьи, ибо

без этих черт она утрачивает весь свой смысл.

Группа

СЕМЬЯ — МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ

Информация

Другое

Действия

15 960 записей Показать все записи

13 января день канонизации преподобного ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА.

Наставления старца о семье, браке и воспитании детей:

«Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». Показать полностью… И в другой раз он сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество».

«Нужно терпение, а не злоба в сердце. Один человек во Фракии стал христианином. Однако его жена не только не последовала его примеру, но и сильно препятствовала ему и жестоко с ним обращалась. Но он терпел и отвечал ей любовью. Со временем жена склонилась перед его терпением и любовью и сказала: «Должно быть, истинен и велик Бог, в Которого он верит». И тоже стала христианкой.

«Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком».

Читать еще:  Оккультная символика планет. Символы планет

«Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний».

«Чтобы подчиняться кому-либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же — военной дисциплиной».

«Как-то ко мне пришел скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я сказал ему: «Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты не опытен в духовном, но брось хотя бы курить». Он с готовностью принял мой совет и уходя благодарил меня. Здоровье ребенка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. В результате возобновилась болезнь ребенка. Через два года отец его снова приехал и рассказал мне о случившемся. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и сказал, что Бог желает видеть некоторое старание и с нашей стороны. Вот так. Недостаточно молитвы другого человека Нужно, чтобы и мы сами проявляли старание и молились».

«Часто мы просим у Бога то одно, то другое, но Он не отвечает нам. Чтобы Он ответил на наше прошение и дал нам то, что просим, мы прежде всего должны иметь смирение. Все мы, и дети, и взрослые, имеем много эгоизма и не принимаем ни указаний, ни замечаний. Все мы знаем сами, все мы мудрецы. Когда в нас господствует эгоизм, то достаточно и малого повода, чтобы случилась большая ссора. Мы открываем дверь сатане, и он входит в нашу семью и разрушает ее. Оставьте незамеченным то, что вы видите и слышите в тот момент. Ваш совет не помогает, а еще больше разжигает огонь. Только немного потерпите, помолитесь, и, когда другой успокоится, тогда только будет возможно взаимопонимание. Рыбак не рыбачит в шторм, а ждет, когда успокоится море».

Из беседы старца с его посетителями-мирянами.

— Отче, мы боремся со множеством семейных проблем.

— Мы сами себе сильно затрудняем жизнь погоней за материальными благами. Мы не догадываемся о том, что чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше проблем прибавляем себе и своей семье.

— Отче, какие проблемы, создаваемые погоней за благами, ты имеешь в виду?

— Мы вдаемся в чрезмерную суету, теряя при этом драгоценное спокойствие. Мы распыляемся. Женщина вынуждена работать потому, дескать, что нам не хватает денег. А в результате дети лишаются своей матери. Ради чего-то незначительного мы теряем смысл и цель создания семьи.

— Однако большинство из нас пребывает в иллюзии, что мы не сводим концы с концами, поэтому все больше и больше женщин работает.

— Мы не сводим концы с концами, потому что хотим иметь видео, телевизор, новую машину, множество украшений. Нас засасывает суета, и мы никак не можем остановиться, мы желаем все большего и большего, а в результате дети остаются без внимания. Это огромная ошибка — вот что мы должны понять. Будем довольствоваться немногим. Тогда проблема перестанет существовать.

— Что означает «жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33)?

— Это значит, что она боится его огорчить, обидеть, боится разрушить его любовь. Любить — это жалеть любимого и бояться неправильно повести себя по отношению к нему.

— А муж должен бояться своей жены?

— Он должен Бога бояться и при этом «любить свою жену, как самого себя» (Еф. 5, 33). В этом-то иерархия и заключается, что муж боится Бога, жена боится мужа, а дети чтут родителей своих. Дети спасаются через почитание родителей, жена — через послушание мужу, а муж — через послушание Богу. Это тоже особый крест, который мы не выбираем. Не все мужчины хотят быть главой семьи, а хоть плачь; но будь, не все женщины хотят смиряться, но смиряться надо, потому что нахождение совместного правильного поведения в семье по отношению к Богу — это угождение Ему.

Памятна и достойна внимания беседа, которую имел старец с одним моим хорошим другом о религиозном воспитании детей. Здесь я помещаю ее главные моменты.

— Много искушений и опасностей сегодня для молодежи, батюшка.

— За детей, с малого возраста напоенных благочестием, не бойтесь. Если они и отойдут немного от Церкви с возрастом или из-за искушений, то потом вернутся опять. Они словно дверные косяки, которые мы смазываем маслом, и их не берет гниль.

— Как ты считаешь, отче, с какого возраста дети становятся восприимчивыми, и как мы, родители, должны поступать, чтобы не бояться нечаянно повредить им своими крайностями?

— Прежде всего дети копируют нас самих, и, конечно, с самого младенчества. Вот с этого времени и должны мы обращаться с ними, как с часами. Как только у них ослабнет пружина, будем сразу их заводить, но внимательно и потихоньку, чтобы она не лопнула от чрезмерного усилия.

— Часто, батюшка, дети противятся различным благочестивым обычаям.

— Когда что-то не в порядке, этому всегда есть причина. Может быть, вы подаете им плохой пример? Может быть, причина в каких-то недолжных зрелищах, дурных поступках, плохих словах в доме? Во всяком случае будем давать детям благочестие в виде молока, а не сухой и твердой пищи. Никогда нельзя давить на них или приказывать им, но прежде всего — быть самим примером для детей.

Читать еще:  Гуманизм и гуманисты эпохи возрождения. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? Задания для самостоятельного выполнения

— В случае плохих поступков приносит ли пользу телесное наказание?

— Будем, насколько возможно, избегать этого. Если же и допускаем его, то это ни в коем случае не должно быть постоянным. Телесно наказывать нужно так, чтобы ребенок понял, за что мы его наказываем. Только тогда это принесет пользу.

— Батюшка, несмотря на то, что мы все это исполняем, дети наши становятся необузданными. Иногда они переходят все границы. Мы не знаем, что нам делать.

— Будем давать иногда отвертку в руки Христа, чтобы Он Сам навел порядок, подкрутив некоторые винтики. Не будем думать, что со всем мы можем справиться сами.

— Если, батюшка, ребенок ходит в церковь, но с какого-то возраста поведение его начинает изменяться и он убегает из храма, как мы должны действовать?

— Спокойно. Если же будет что-то серьезное, то вмешайтесь. Но будем внимательны, чтобы ребенок не ожесточился и не случилось еще чего-нибудь худшего.

— Когда ребенок свяжется с дурными компаниями и покинет свой дом, еще не стяжав даже немного Христовой благодати, есть ли надежда на его возвращение?

— А вынес ли он оттуда любовь? Когда в доме любовь и самого ребенка мы окружаем любовью, то если он и уйдет и свяжется с дурными компаниями, в один прекрасный момент увидит, что там нет любви. Он увидит, что повсюду лицемерие, и вернется домой. Но если он будет помнить о враждебности и ненависти в доме, то его сердце не заставит его направить свои стопы обратно.

— Если мы познали Христа поздно, когда дети наши уже выросли, что нам делать, чтобы наставить их на путь Божий?

— Здесь только молитва приносит плоды. Мы должны со многой верой просить у Бога милости для этих детей, которые невиновны в своем неверии. Признаем, что ответственность лежит только на нас, смиримся и покаемся искренно, и Бог им поможет. Он все же бросит им какой-нибудь спасательный круг, чтобы спаслись и они».

Блаженной памяти преподобный старец Паисий Святогорец

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме «Семья — малая церковь»

Предпросмотр страницы №1

Урок по теме «Семья – малая церковь.»

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников

Задачи:
1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
3. Сплочение классного коллектива
4. познакомить с историей возникновения семейных праздников

5.показать роль праздников в жизни семьи

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология уровневой дифференциации

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, пословицы, каравай.

1) Чтение сказки.

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?»– спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.

«Да, — ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» — недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» — ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/17/doklad-semya-malaya-tserkov
http://vk.com/club153438667
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/osnovy-religioznyh-kultur/300932-metodicheskaja-razrabotka-uroka-po-orksje-po-

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector