50 й день от пасхи. Троица.(пятидесятница)50-й день после пасхи (воскресенье), переходящий праздник
Содержание
- 1 50 й день от пасхи. Троица.(пятидесятница)50-й день после пасхи (воскресенье), переходящий праздник
- 1.1 Пятидесятница
- 1.2 День Святой Троицы (Пятидесятница, 50-й день после Пасхи)
- 1.3 В литературе
- 1.4 Утоли моя печали
- 1.5 Другие записи в этом разделе
- 1.6 Великий двунадесятый праздник: «День Святой Троицы (Пятидесятница)» — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье (переходящий).День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Троицын день, Пятидеся́тница[1] — один из главных христианских праздников.Православные церкви празднуют День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.В Новом ЗаветеСошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян. 2:14-18)Название и толкованиеСвоё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. Что пишет по этому поводу Иоанн Златоуст:„И наполнил весь дом“. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь — с апостолами; а с пророками — иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну[7]В день Пятидесятницы, по мнению епископа Александра (Милеанта), была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».Тро́ицын день (Троица) — праздник в народном календаре у славян.Обряды восточных славян Троицын день в новгородской деревне Кулачные бои у Царёва городища на Троицу. Нач. XX в.Праздновали Троицын день три дня, сначала Пресвятую, потом Духов день, Вода-Именинница, потом Трава-Именинница.Считается, что праздник Троицы был введён в обрядовую практику Русской Православной церкви в начале XV века Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс полностью завершился к XIX веку. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком, в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье. В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево», «встреча русалок»). В старину этот праздник отмечался на протяжении шести дней — с четверга по вторник Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи[54].Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»В день Троицын, когда народЗевая, слушает молебен,Умильно на пучок зариОни роняли слезки три…и у Сергея ЕсенинаТроицыно утро, утренний канон,В роще по берёзкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна.На резных окошках ленты и кусты.Я пойду к обедне плакать на цветы…В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия.Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Троицын_день
- 1.7 В Новом Завете
- 1.8 Название и толкование
- 1.9 Тро́ицын день (Троица) — праздник в народном календаре у славян.
- 1.10 Обряды восточных славян
Пятидесятница
1. Пятидеся́тница – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Иначе называется Днем Святой Троицы. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян. 2:2-4 ; см. также далее).
Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».
2. Пятидесятница – пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы.
- В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин.20: 24–29 ).
- Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница.
- Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк.15:40-41; 16:1-8 ).
- В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели ( Ин. 5:1-15 ).
- В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки ( Ин. 4:5-42 ).
- Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого ( Ин. 9:1-38 ).
- В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне.
- В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора.
- Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой.
- В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы.
- Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа.
- В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых.
- С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост.
- В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших.
Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди.
Об украшении храма на праздник Пятидесятницы
«Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы».
Руководство для сельских пастырей, 1889, 19
День Святой Троицы (Пятидесятница, 50-й день после Пасхи)
В пятидесятый день после Пасхи (через 7 недель) совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Обычно этот праздник попадает на июнь и всегда на воскресенье (к дате Пасхи нужно прибавить 49 дней).
В 2019 году День Святой Троицы празднуется 16 Июня (28 Апреля празднуется Пасха).
Этот праздник состоит из двух дней – первый посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день — в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа).
В Троицын день, тотчас после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.
Эпизод сошествия Святого Духа на апостолов описан в Деяниях Святых Апостолов, глава 2:
“Деян.2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
Деян.2:2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
Деян.2:3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
Деян.2:4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать”.
Клычков С.А. в книге “Князь мира” (1928 г.) в примечании к фразе “Гуляла как-то у нас Феклуша в Троицын день в Чертухине и вместе с другими вела хоровод” пишет – “Троица – июньский праздник, в котором отразилась языческая культура предков. Летние хороводы продолжались от Троицы до спожинок – до конца жатвы”.”
Праздник упоминается в Библии:
Во 1-м Послании к Коринфянам Святого Апостола Павла говорится:
“1Кор.16:7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
1Кор.16:8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы,
1Кор.16:9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.”
Даты дня Святой Троицы. Пятидесятницы
В 2020 году День Святой Троицы празднуется 7 Июня (19 Апреля празднуется Пасха).
В 2019 году День Святой Троицы празднуется 16 Июня (28 Апреля празднуется Пасха).
В 2018 году День Святой Троицы празднуется 27 Мая (8 Апреля празднуется Пасха).
2017 год – 4 Июня (Пасха 16 апреля)
2016 год – 19 Июня (Пасха 1 мая)
В литературе
“Лето Господне” (1933—1948) – в главе “ТРОИЦЫН ДЕНЬ” описывается, как отмечали День Святой Троицы в 19 веке.
Утоли моя печали
Другие записи в этом разделе
Великий двунадесятый праздник: «День Святой Троицы (Пятидесятница)» — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье (переходящий).День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Троицын день, Пятидеся́тница[1] — один из главных христианских праздников.Православные церкви празднуют День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.В Новом ЗаветеСошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян. 2:14-18)Название и толкованиеСвоё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. Что пишет по этому поводу Иоанн Златоуст:„И наполнил весь дом“. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь — с апостолами; а с пророками — иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну[7]В день Пятидесятницы, по мнению епископа Александра (Милеанта), была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».Тро́ицын день (Троица) — праздник в народном календаре у славян.Обряды восточных славян Троицын день в новгородской деревне Кулачные бои у Царёва городища на Троицу. Нач. XX в.Праздновали Троицын день три дня, сначала Пресвятую, потом Духов день, Вода-Именинница, потом Трава-Именинница.Считается, что праздник Троицы был введён в обрядовую практику Русской Православной церкви в начале XV века Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс полностью завершился к XIX веку. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком, в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье. В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево», «встреча русалок»). В старину этот праздник отмечался на протяжении шести дней — с четверга по вторник Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи[54].Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»В день Троицын, когда народЗевая, слушает молебен,Умильно на пучок зариОни роняли слезки три…и у Сергея ЕсенинаТроицыно утро, утренний канон,В роще по берёзкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна.На резных окошках ленты и кусты.Я пойду к обедне плакать на цветы…В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия.Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Троицын_день
День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Троицын день, Пятидеся́тница [1] — один из главных христианских праздников.
Православные церкви празднуют День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.
В Новом Завете
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:
Название и толкование
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. Что пишет по этому поводу Иоанн Златоуст:
В день Пятидесятницы, по мнению епископа Александра (Милеанта), была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47) .
В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».
Тро́ицын день (Троица) — праздник в народном календаре у славян.
Обряды восточных славян
Праздновали Троицын день три дня, сначала Пресвятую, потом Духов день, Вода-Именинница, потом Трава-Именинница.
Считается, что праздник Троицы был введён в обрядовую практику Русской Православной церкви в начале XV века Сергием Радонежским . В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс полностью завершился к XIX веку. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком , в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье . В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево», «встреча русалок»). В старину этот праздник отмечался на протяжении шести дней — с четверга по вторник
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи [54] .
Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
и у Сергея Есенина
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…
В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия .
Источники:
http://azbyka.ru/pyatidesyatnica
http://dslov.ru/prazd/pr182.htm
http://hram-utoli.ru/2019/06/10/velikij-dvunadesyatyj-prazdnik-den-svyatoj-troitsy-pyatidesyatnitsa-50-j-den-posle-pashi-vsegda-v-voskresene-perehodyashhij-den-svyato-j-tro-itsy-sokr-troitsa-troitsyn-den-pyatidesya-tnitsa-1-odin-i/