Тайная исповедь. Епитимии

Тайная исповедь. Епитимии

Когда человек приходит на исповедь и искренне раскаивается в своих грехах, в эту минуту он побеждает диавола и свое собственное тщеславие, и за это уже частично заслуживает прощения. Но если такому человеку не помочь в борьбе с теми греховными страстями, которые явились причиной греха, то он и после совершения таинства исповеди снова может оказаться обуреваемым диаволом, и может снова впасть в грехи, легко утеряв то, что накануне приобрел покаянием. Именно поэтому всякому человеку, пришедшему на покаяние, как правило, дается определенное поручение, или епитимия [7] , в виде посильного, но и не слишком легкого труда, который бы служил на пользу в христианском утверждении. Вид и характер епитимии определяется духовником-священником в каждом конкретном случае – в соответствии с церковной практикой и его личным духовным опытом. Если человек старательно исполняет полученную им епитимию, благодать Божия укрепляет его в соблюдении заповедей и охраняет от диавольских ухищрений. Исповедь, подкрепленная старательным соблюдением епитимии, никогда не бывает напрасной и непременно продвигает человека по пути духовного совершенствования.

Важно, что и само прощение грехов в процессе таинства исповеди христианин получает не за одно лишь банальное (а иногда даже и не вполне осмысленное) признание своей греховности: «грешен я, во всех грехах грешен!», а потому, что, раскаиваясь в содеянных грехах, человек искренне желает избежать их повторения, и готов принести ради исполнения своего намерения даже и некие жертвы. В этом смысле епитимия предоставляет нам возможность на деле показать искренность нашего раскаяния и потрудиться для искупления совершенных грехов. Поэтому добросовестное исполнение епитимии является непременным условием действительного прощения грехов и реального исцеления от греховных недугов.

Священник, выслушав исповедь христианина и высказав необходимые наставления, испрашивает у Господа прощение исповеданных грехов в особых разрешительных молитвах, завершающих чин исповеди.

Однако не все совершенные человеком грехи могут быть прощены сразу же в момент исповеди, ибо некоторые предполагают определенный срок и условия «исправительных трудов». С другой стороны, момент прощения некоторых наиболее серьезных грехов может быть как ускорен, так и отсрочен духовником, смотря по тяжести совершенных прегрешений и по усердию кающегося, по его ревности к исправлению своей жизни. Христос, вручая своим ученикам-апостолам власть прощения грехов, завещал об этом так: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Иоанн, 20,23). Иначе сказать, духовнику в полном соответствии с буквой и духом Евангелия дано право не только прощать грехи, но так же и не прощать их – до поры. Таким образом, получение окончательного и полного про-щения увязывается в церковных канонах не с одним только осознанием своего греха и раскаянием в нем, но в еще большей степени – именно с исправлением человека и, по крайней мере, с добросовестным отношением к исполнению епитимии и всех прочих советов, полученных от духовника в процессе исповеди.

Благость Божия стремится никого не оставить без прощения, однако это прощение должно быть каждым верующим добросовестно заслужено. Иначе говоря: кто, будучи повинен в грехах, не желает совершенствоваться и трудиться для своего исправления –может ли быть прощен?

В прошедшие века обе эти возможности – простить и не простить – употреблялись Святою Церковью одинаково часто, что, несомненно, помогало христианам действенно совершенствоваться в соблюдении заповедей и добродетельном житии. Сегодня, к сожалению, многие ищут различных послаблений, зачастую вовсе неоправданных. И это не проходит бесследно для духовного состояния современных верующих. Чем еще можно объяснить то, что люди, считающие себя порядочными христианами, порой живут так, что вызывают осуждение даже у безбожников?

Поэтому и слова, завершающие исповедь, которые священник произносит от имени Господа – «Бог тебя простит», он произносит как бы авансом: Не сейчас уже простил, а именно – потом, впоследствии, после реально состоявшегося исправления жизни, и, во всяком случае, добросовестно исполненной епитимии.

Смысл епитимии заключается еще и в том, что, исполняя ее, человек своими трудами мало-помалу угашает праведный гнев Божий, возгоревшийся по причине совершенных им грехов, и склоняет Господа к милости. Тем самым человек идет к примирению с Богом.

  1. Епитимия – своего рода духовное наставление, призванное помочь чело-веку преодолеть его греховные пристрастия и, во всяком случае, послужить искуплению вины за совершенный грех или грехи. Может заключаться в конкретных молитвенных поручениях (например, совершать ежедневно определенное количество поклонов с молитвою какому-либо святому или прочитывать сколько-нибудь кафизм), либо в особо оговариваемых видах воздержания (например, от мяса или от спиртного). Епитимия может выражаться и в некоторых бытовых рекомендациях (например, не общаться с таким-то человеком, не заниматься таким-то делом, или, наоборот, что-то делать постоянно: например, творить милостыню). Все это определяется священником по его усмотрению на основе святоотеческих правил и церковных обычаев. Епитимия дается, как правило, на конкретное оговариваемое время (например, на несколько лет, или до следующей исповеди, или до следующего поста). В вопросах выбора и назначения епитимии священник зачастую советуется и с самим кающимся – например, на предмет выполнимости даваемых правил и поручений.

Таинство Покаяния (исповедь)

Одно из семи церковных Таинств, которое служит очищению души от грехов. Без него трудно было бы прожить человеку, особенно в наше трудное время соблазнов. Как и остальные Таинства, через него подается Божественная Благодать. Исповедь – это Таинство, которое можно проходить несколько раз в жизни. В этом его отличие от других Таинств.

Что такое исповедь

После Таинства крещения , в котором человеку отпускаются все грехи прежней жизни, множество соблазнов ожидают душу. Возвышенное состояние чистоты вскоре сменяется на тягость вследствие совершенных грехов. Дело в том, что после крещения, где оглашенный отрекается сатаны, всех дел его, плюет на него. Диавол, как существо крайне гордое, не может простить такого оскорбления человеку и начинает мстить ему. Таким образом, начинается настоящая война между диаволом и человеком, если, конечно, он имеет намерение служить Богу.

После грехопадения человека Господь послал Своего
Единородного Сына для того, чтобы Он распявшись на кресте, искупил человеческие
грехи. После этого мы можем смело каяться Богу и получать от Него прощение
своих грехов, ведь Он принес Себя в жертву за наши грехи.

Читать еще:  К чему снится черная смородина женщине. К чему снится сладкая черная смородина? Сонник — Белье

В Евангелии сказано не раз, как Господь прощал некоторым людям грехи:

  • блуднице, которая слезами омыла Ему ноги и волосами своими вытерла их;
  • расслабленному, которого внесли четыре человека через крышу в горницу, где сидел Христос;
  • женщине, схваченной во время прелюбодения;
  • Матфею-мытарю;
  • Закхею, начальнику мытарей и др.

В Деяниях апостольских рассказано подробно, как Господь позвал самого жесткого фарисея, и тот, покаявшись, стал великим апостолом (св. Павел). Сам Христос не раз говорил в Евангелии: «Прощайте, и прощено будет вам». Мысль о прощении пронизывает весь Новый Завет. Если в Ветхом было сказано: «око за око, зуб за зуб», в Новом – Благодать покрывает все грехи кающегося человека.

Следуя слову Христа, мы прощаем друг другу плохие поступки,
и Господь тогда прощает нас. Это – одно из условий покаяния. Если мы не прощаем
человека, то и Бог не простит нам грехи. Т.е., идя на Таинство исповеди, надо
всем простить плохие действия против нас, будь то поступок, злое слово и даже
взгляд осуждающий и помысел. Тогда только мы можем надеяться, что покаяние наше
будет принято Богом.

Для чего нужна исповедь

Некоторые говорят, зачем нужно каяться перед священником, ведь можно покаяться Богу. Священник, специально поставленный от Бога человек, имеющий Благодать отпускать людям грехи. В Евангелии сказано: «кому оставите грехи, тому оставятся». Это и было прообразом Таинства исповеди. Священники имеют право от Бога вязать и решить грехи людские.

Священник, как свидетель покаяния человека, посредник между Богом и человеком, нотариус, который ставит печать: «прощено». Можно, конечно, и нужно каяться дома перед Богом, но исповедь нужна для окончательного прощения и получения уверенности в том, что Бог простил грехи, названные на исповеди.

Стоит заметить, что на Таинстве прощаются только те грехи, которые человек назвал священнику на Таинстве, в которых он искренне покаялся. Если он постеснялся сказать какой-либо грех, пусть даже он в нем раскаялся, то он не будет прощен Богом. Поэтому нельзя утаивать из-за стыда свои грехи. Священник не заругает, не осудит, а будет только рад искреннему покаянию. К тому же есть тайна исповеди, согласно которой священник не имеет права разглашать грехи после исповеди. Если он даже просто намекнет кому-то об услышанном грехе, то будет отдан под запрещение.

Чувство стыда – это основа и смысл исповеди, благодаря этому человек откупается в этой жизни от своего греха, и на Страшном суде ему уже не будет стыдно за свои злодеяния. Раньше покаяние было всенародным, когда человек говорил перед скоплением людей о своих грехах. Была также епитимия, когда человек стоял при входе в храм и всем сообщал подробно, в чем он согрешил.

Сейчас времена изменились, мало кто способен на всенародное
покаяние. И епитимии священник все реже дает кающимся грешникам, вследствие
ослабления природы человека. Поэтому хотя бы перед священником на тайной
исповеди не надо утаивать свои грехи из-за ложного стыда. Если сумели сотворить
грех, надо иметь мужество рассказать о нем на исповеди.

После исповеди надо быть уверенным, что Господь простил названные грехи, если, конечно, покаяние истинное. Не стоит потом вспоминать, если грехи были отпущены на исповеди. Если же грех продолжает отягощать, можно повторно назвать его на Таинстве. Если грех был повторен после исповеди снова, то в нем надо каяться снова. И так до полного искоренения греха. Господь даст силы победить страсти человеку, если он искренне кается.

Что такое епитимия

В переводе с греческого «епитимия» означает – «наказание». В древности применялось как душевное врачевание в тех случаях, когда человек не чувствует удовлетворения после исповеди, когда совесть продолжает его мучить.

Епитимии были разными по силе и продолжительности. Самыми легкими считались земные и поясные поклоны. Батюшка мог назначить, например, двенадцать поклонов ежедневно с молитвой за незначительные, невольные грехи.

Еретиков же и убийц ждали более серьезные наказания сроком
до двадцати пяти лет. В это время они были отлучены от церковных Таинств,
некоторые не имели права даже заходить в храм. Некоторых ссылали на жительство
и исправление в монастырь.

В настоящее время епитимии почти не назначают. По канонам
священник, назначивший епитимию, должен сам же ее выполнять вместе с кающимися.
По иной версии лучшая епитимия – творить добрые дела.

Как происходит исповедь

Обычно Таинство совершается в храме, но если человек тяжело
болен, или находится в местности, где храмов нет, но желает исповедоваться, священник
выезжает к нему на дом и принимает его исповедание.

В храме священники обычно исповедуют во время всенощной или литургии . Если священник один служит в храме, то служба прерывается. Батюшка выносит на аналой крест и евангелие, читает положенные молитвы.

В чине есть обращение к кающимся, в котором находятся такие слова: «не убойся, да не скроешь что от меня, пойми, что пришел во врачебницу (больницу), да не исцелен отыйдешь (да не уйдешь неисцеленным).» Это очень важно, Церковь предупреждает, что скрывать грехи нельзя, иначе не будет никакой пользы.

После чтения молитвы, во время которых кающиеся называют
вслух свои имена, все подходят по очереди к аналою и начинают негромко каяться.
Остальные люди стоят чуть подальше и ждут. Ни в коем случае нельзя из-за
любопытства подслушивать чужие грехи, а тем более рассказывать о них, осуждая
человека.

После того, как все грехи названы, священник накрывает кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, совершая над его головой крестное знамение . В этот момент грехи прощаются кающемуся. Он должен поцеловать крест и Евангелие в знак обещания, что не будет возвращаться к прежним грехам, ведь покаяние есть исправление. Надо стараться больше не повторять названные на исповеди грехи.

Как часто надо исповедоваться

В идеале надо исповедоваться сразу же, как почувствуешь тяжесть греха на душе. Но понятно, что это практически невозможно. Древние христиане в обязательном порядке исповедовались и причащались каждое воскресенье. Конечно, надо по возможности чаще приступать к этому Таинству, ведь никто из нас не застрахован от болезни или внезапной смерти. А это как раз бывает наказанием за содеянные грехи.

Обычно Таинство исповеди бывает соединено с причастием. Но можно исповедоваться и отдельно от евхаристии, т.е. не идя после исповеди на причастие.

Подготовка к исповеди

Перед исповедью необязательно поститься, как это положено перед причастием. Но надо к этому Таинству готовиться душевно. Надо сесть и вспомнить все свои грехи, лучше записать их на бумаге, потому что память может подвести. Можно прочесть на исповеди этот список грехов, а можно отдать его священнику, он сам прочтет и разорвет бумагу в знак того, то грех простился.

Читать еще:  А что за игра шар судьбы. Вас могут заинтересовать другие онлайн гадания

Некоторые люди говорят, что не знают, в чем каяться и какие грехи называть. В пособие можно взять книги с напоминанием грехов. Например, святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся». Но не стоит читать и списывать грехи из новоиспеченных книг, которые кроме горького смеха ничего не вызывают, настолько нелепые «грехи» там перечисляются.

Исповедь – это серьезное Таинство, на котором присутствует невидимо Сам Христос и ангел-хранитель человека. Поэтому надо относиться к нему со всей ответственностью, не стоит называть мелкие промашки, которые кажутся грехами. А только те, которые действительно отягощают душу и являются препятствием соединению со Христом.

Митрополит Иларион о Таинстве покаяния, исповеди

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Тайная исповедь. Епитимии

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ ч. III ЕПИТИМИЯ

Говоря о Таинстве Покаяния, стоит отдельно остановиться на таком свя­щенническом праве, как наложение епитимии. Епитимия (в переводе с гре­ческого — «наказание»)— это особого рода духовное упражнение, налагаемое священником на верующего с целью искоренения грехов и дополнительной духовной закалки. Как пишет протоие­рей Геннадий Нефедов: «Цель епитимии состоит в том, чтобы исправить жизнь грешника, сделать его способным к осознанию и прочувствованию тяжести соделанных грехов»[45]. Таким образом, епитимия необходима, как своего ро­да духовное лекарство для пораженной грехом души человека. Это подтвержда­ют и слова протоиерея Николая Мали­новского: «В церкви православной под епитимиями разумеются запрещения или духовные наказания за грехи и вооб­ще дела покаяния, налагаемые духовни­ком на некоторых из кающихся, смотря по важности грехов и состоянию совес­ти кающихся, с целью уврачевания их нравственных болезней.»[46] Наложить епитимию может только священник или епископ (но не диакон); при этом важно знать, что и разрешить от епитимии (т. е. снять ее) должен именно этот же свя­щеннослужитель.

Епитимии, как особые духовные уп­ражнения, могут иметь разные формы — это и дополнительный пост, и колено­преклонение с чтением определенных молитв, и дела милосердия к ближним, и чтение определенной духовной лите­ратуры и т. д. Как правило, налагая епитимию, священник устанавливает опре­деленный срок ее исполнения. Степень епитимии должна быть соразмерной тя­жести совершенных грехов. Митрополит Филарет (Дроздов), раскрывая смысл наложения епитимий, писал: «по не­обходимости предписываются кающе­муся некоторые особые благочестивые упражнения и некоторые лишения, их цель — освобождение от неправды гре­ха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенно­го для всех, а за тяжкие грехи — отлуче­ние от Святого Причащения на опреде­ленное время»[47]. По установившейся в Церкви традиции епитимия налагается непосредственно в момент совершения Таинства Покаяния, т. е. именно тогда, когда человек сознается в своих гре­хах. В тоже время, Церковь рекоменду­ет подходить к делу наложения епити­мий очень осторожно и рассудительно. Священник должен остерегаться нало­жения несправедливой епитимии, т. к. она может пойти не во благо, а, наобо­рот, во вред человеку. Также, налагая епитимию, священнику следует учиты­вать ряд обстоятельств: степень тяже­сти совершенных человеком грехов, ис­кренность его покаяния, его духовные и телесные силы в деле исполнения воз­можной епитимии. Так, например, свя­щенник Александр Ельчанинов в своей работе «Советы молодым священникам» писал: «Епитимья — это памятка, урок, упражнение; она приучает к духовному подвигу, рождает вкус к нему; необходи­мо ее ограничивать точным сроком, на­пример, прочесть 40 акафистов и т. п.»[48].

Со своей стороны, человек, на кото­рого налагается епитимия, должен от­носиться к ней со всей серьезностью и быть готовым ее исполнить. В тоже вре­мя, верующий не должен ее бояться, а должен воспринимать ее, как полезное духовное упражнение, необходимое для искоренения своих страстей. Епитимия — это не наказание, а особая форма ду­ховного врачевания человека. Как писал о. Николай Малиновский: « хотя епитимии и являются особого рода нака­заниями, но они суть наказания только исправительные, отеческие. по отно­шению к согрешившим, точно такие, о каких говорит апостол: егоже лю­бит Господь, наказует (Евр. 12: 6).»[49] Неисполнение же наложенной епитимии может иметь более серьезные пос­ледствия, чем совершенный перед этим грех, т. к. это уже двойное нарушение за­конов Церкви.

По исполнении наложенной епитимии верующий приходит к священни­ку, и священник снимает с него данную епитимию, читая особое разрешение.

Интересно отметить следующий ис­торический факт. В период с XI по XII века на Руси уже сформировалась прак­тика наложения епитимий. Однако она несколько отличалась от нынешней тра­диции. Так, например, чем благочести­вее был человек, тем большая на него налагалась епитимия, и, наоборот, ме­нее благочестивые миряне исполняли более легкую епитимию. Также сущест­вовала традиция, при которой человеку, на которого была наложена епитимия, могли помогать в ее исполнении родные и близкие, а супругу — его вторая поло­вина. Таким образом, мы видим, что, не меняя своей сущности, тем не менее, традиция епитимий является живой тра­дицией и видоизменяется в соответствии с жизненной эпохой. Однако, при этом, каноны Церкви Христовой остаются не­изменными.

Таинство Покаяния в своей сущнос­ти и очень простое, и очень сложное одновременно. Вся простота исповеди заключается в том, что искреннее, иду­щее от сердца покаяние, Господь Иисус Христос готов принять от абсолютно любого человека. Необходимо толь­ко быть честным перед самим собой и Господом Иисусом Христом. Сложность же данного Таинства состоит в том, что далеко не каждый человек готов рас­крыть свою душу, побороть в себе сму­щение и гордыню и прийти к Господу в храм Божий. Особенно тяжело сделать такой шаг человеку, который только приобщается к вере, храму и, в целом, религиозной жизни. Хорошим под­спорьем здесь могут послужить выска­зывания и советы святых отцов и под­вижников Православия. Так о. Никон (Воробьев), игумен Оптиной пустыни, пишет: «Будьте мирны и надейтесь на Христа. Что беспокоит совесть, то ис­поведуйте, а прочее — общим итогом. Господь знает все и за веру и покаяние прощает все, и принимает в Царствие Небесное, не лишит Он этого и Вас»[50].

Еще в начале своего пути к Таинству Покаяния, человек уже совершает оп­ределенный духовный и телесный под­виг, а именно, соблюдает пост, усиленно молится и осознает совершенные гре­хи. Уже в этих первых шагах человека на пути к покаянию, мы можем увидеть и своеобразное начало Таинства. Здесь еще нет священника, нет храмовой об­становки, нет богослужебных текстов и молитв, но есть уже самое главное — человеческое раскаяние. Признание своих ошибок в деле исполнения за­поведей Господних, а за признанием ошибок — смирение перед Господом. За смирением следует добровольное пре­дание себя на суд Божий, но также и на милость Божию. Только после всех этих духовных ступеней личного покаяния начинается у человека путь к Таинству Покаяния в храме. Следует определен­ная духовная и телесная подготовка к Таинству, а потом — путь в храм Божий. Именно здесь и вступает в дело священ­ник, принимая пришедшего на исповедь человека. В храмовой обстановке чело­век чувствует себя более сконцентриро­ванным на том Таинстве, в котором он участвует, а результатом такой духовной концентрации является осознанное и искреннее исповедание своих грехов. Как учит Православная Церковь, в мо­мент покаяния и должно в человеке про­изойти то коренное изменение сознания, которое не позволило бы ему в дальней­шем возвращаться к своим страстям. Именно это, по учению святых отцов, и должно быть целью человеческого по­каяния — не простое изложение своих грехов, а уничтожение их в своем разу­ме, сердце и душе. Если человеку удает­ся добиться такого результата, то значит, он уже меняет свое сознание в сторону праведности, а не падения. Отсекая от себя свои страсти и грехи, очищая свое сердце, ум и душу, человек получает ту благодать, которая снисходит на него от Пресвятой Троицы. Конечно, страсти, искушения и соблазны никуда не исче­зают, а лишь на время отступают, но, тем более, человек должен сохранять, полу­ченную им в Таинстве Покаяния, чисто­ту своей природы. Именно это чувство и сознание и выносит человек, выходя­щий из храма. Хорошо данное состоя­ние определяют слова протопресвитера Михаила Помазанского: «Облегченный от бремени грехов человек вновь ожива­ет духовно и становится способным ук­репляться и совершенствоваться в доб­ром христианском пути»[51].

Читать еще:  Православный праздник 16 сентября. Церковный Православный праздник сентября

1. Время покаяния. Сборник. Данилов мужской монастырь. М.: Даниловский благовестник, 2008.

2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.: Свято-Успен­ский Псково-Печерский монастырь. Отчий дом, 2008.

3. Малиновский Н., прот. Очерк Пра­вославного догматического богословия. М.: Изд-во ПСТГУ, 2003.

4. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Русский хронографъ, 2004.

5. Никон (Воробьев), игум. Нам остав­лено покаяние. М.: Издательство Сре-тен ского монастыря, 2009.

6. Помазанский М., протопр. Право­славное догматическое богословие. М.:

7. Православие. Полная энциклопе­дия. СПб.: Издательская группа «Весь»,

8. Прп. Анатолий (Зерцалов). Сле­довать воле Божией. М.: Издательство Сре тен ского монастыря, 2008.

9. Прп. Антоний Оптинский. Наука о преданности воле Божией. М.: Изда­тельство Сретенского монастыря, 2009.

10. Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сре­тенского монастыря, 2007.

11. Свт. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. М.: Изда­тельство Сретенского монастыря, 2002.

[1] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 39.

[2] Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2008. С. 295.

[3] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ, 2004. С. 72.

[4] Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 224

[5]Малиновский Н., прот. Очерк православно­го догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Ч. 2. С. 202.

[6] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 39.

[7]Прп. Антоний Оптинский. Наука о предан­ности воле Божией. М.: Издательство Сретенс­кого монастыря, 2009. С. 199.

[8]Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт пост­роения исповеди. М.: Отчий дом, 2008. С. 8.

[9] Свт. Филарет (Дроздов), митр. Православ­ный катехизис. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002. С. 126.

[10] Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005. С. 343.

[11] Там же. С. 343.

[12] Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 265.

[14]Там же. С. 268—269.

[15] Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт пост­роения исповеди. М.: Отчий дом, 2008. С. 9.

[16] Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2008. С. 85

[17]Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005.

[19] Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт пост­роения исповеди. М.: Отчий дом, 2008. С. 7.

[22] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2007. С. 203

[23] Малиновский Н., прот. Очерк Православ­ного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Ч. 2. С. 203

[24]Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 140.

[25] Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2008. С. 99.

[26] Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 150.

[27] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ,

[28] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ,

[29] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ,

[30] Помазанский М.: протопр. Православное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005. С. 343.

[31] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 204.

[32]Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 323—324.

[34]Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М.: Издательство Сретенского мо­настыря, 2009. С. 158.

[35] Прп. Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. М.: Издательство Сретенского монасты­ря, 2007. С. 61.

[36] Время покаяния. С. 267

[37] Прп. Макарий Оптинский. Там же. С. 169.

[38] Прп. Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. М.: Издательство Сретенского монас­тыря, 2008. С. 113

[39] Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт пост­роения исповеди. М.: Отчий дом, 2008. С. 8—9.

[41]Прп. Антоний Оптинский. Наука о предан­ности воле Божией. М.: Издательство Сретенс­кого монастыря, 2009. С. 204.

[42]Там же. С. 204—205.

[43]Прп. Антоний Оптинский. Наука о пре­данности воле Божией. М.: Издательство Сре­тенского монастыря, 2009. С. 205.

[44]Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М.: Издательство Сретенского мо­настыря, 2009. С. 158.

[45] Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Пра­вославной Церкви. М.: Русский хронографъ,

[46] Малиновский Н., прот. Очерк Православ­ного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Ч. 2. С. 207

[47] Свт. Филарет (Дроздов), митр. Православ­ный катехизис. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002. С. 128

[48] Время покаяния. М.: Даниловский благовестник, 2008. С. 275.

[49] Малиновский Н. прот. Там же. С. 208.

[50] Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М.: Издательство Сретенского мо­настыря, 2009. С. 163

[51] Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005. С. 342.

Источники:

http://starovereya.ru/publications/176-confession?start=6
http://pravlife.ru/tainstvo-ispovedi/
http://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/5967783/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: