Петровский монастырь.

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

История

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.

В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.

При пожаре 1493 года обитель выгорела.

По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.

В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.

С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.

В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.

Читать еще:  К чему снится ураганный ветер и дождь. К чему снится ураган во сне для женщины, сильный ветер - сонник

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.

С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Петровский монастырь.

Войти

Высоко-Петровский монастырь

Район улицы Петровки – настоящий заповедник истории и архитектуры Москвы, концентрация архитектурного наследия здесь зашкаливает. Вот, например, прямо напротив Константипольского подворья стоит старейший монастырь Москвы – Высоко-Петровский. Его территория занимает практически целый квартал между улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром, и внутри оказывается гораздо больше, чем кажется снаружи. На самом деле, это огромный комплекс, который за один раз и не отснимешь.
Когда-то монастырь находился за пределами Москвы – в селе Высоком и защищал Москву с севера.

Высоко-Петровский монастырь имеет давнюю историю – ему более 700 лет, в ней отразилась вся история княжества Московского, а потом и государства Российского. Его основание связывается со временем Ивана Калиты, а название – с именем митрополита Петра, который Константинопольским Вселенским собором в 1339 году был причислен к лику святых. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря. Его дальнейшая история отражает борьбу Нарышкиных и молодого Петра I за власть. Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья – Новодевичий.

На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII веках.

Территория монастыря сложилась после присоединения в 1680 году нарышкинского владения и состоит из двух дворов: главного – северного, и хозяйственного – южного. Начнём с парадного двора монастыря.


План монастыря по первым этажам: 1 – Собор Петра Метрополита. 2 – Боголюбская церковь. 3 – Усыпальница К.П. Нарышкина. 4 – Колокольня с церковью Покрова над Святыми воротами. 5 – Настоятельный корпус. 6 – Церковь Сергия Радонежского. 7 – Братские кельи с палатами Нарышкиных. 8 – Монастырские службы. 9 – Толгская церковь. 10 – Церковь Пахомия над южными вортами. 11 – ограда.


Общий вид монастыря по Петровке. Фото 1980-х годов

Собор Петра Мирополита, церковь Толгской Богоматери, колокольня и церковь Боголюбская. Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его парадной площади. Собор, построенный в 1514-1517 годах является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Восьмилепестковый нижний ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершённый гранёным шлемовидным покрытием.

В конце XV века Василий III задумал украсить Москву каменными зданиями и храмами, для этого пригласил в Москву итальянского зодчего Алевиза Фрязина Нового (Алевизио Ламберти ди Монтаньяно). Алевиз построил в Москве одиннадцать православных храмов. В их числе Архангельский собор Кремля, собор в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря и собор во имя Петра Митрополита Петровского мужского монастыря на селе Высоком.

Читать еще:  Календарь викингов. Гороскоп викингов по дате рождения

Во время реставрации собор восстановили в первоначальном виде. Так, оконным проёмам был возвращен прежний нерастесанный вид, кроме того грунт у южной стены собора был понижен на два метра. До реставрации собор Петра Митрополита выглядел вот так.


Собор Петра Митрополита

Церковь Боголюбская и усыпальница Нарышкиных. Постройку собора Боголюбской иконы Божией Матери датируют 1684 годом. На протяжении 100 лет она служила усыпальницей рода Нарышкиных. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Это второй по значению храм монастыря. В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз, килевидные кокошники в обрамлении окон и в основании барабанов, которые украшены аркатурно-колончатым поясом.

Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до эпидемии чумы 1771 года. До 1812 года каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Их казнили перед монастырской стеной, выходящей на бульвар.

Усыпальница Нарышкиных. Небольшое каменное здание поставлено над могилой Кирилла Полуэктовича Нарышкина (1623-1691) – деда Петра I у Боголюбской церкви. Усыпальница отличается простотой наружной обработки. Внутри под сводом часовни находится сводчатый склеп.

Колокольня с церковью Покрова над святыми воротами. Основная вертикаль комплекса – колокольня, акцентирует главный въезд на территорию монастыря – Святые ворота. Святые ворота завершены открытой площадкой гульбища. Второй ярус – надвратная церковь Покрова, выше поднимаются два восьмерика колокольни, увенчанные небольшой главкой.

С 1703 года до конца XVIII века на колокольне существовали “немецкие” часы.

Святые ворота ведут с Петровки в парадный двор. Нижний ярус имел три арочных проезда, из которых средний был шире боковых.

Церковь Толгской Богоматери. Церковь в честь Толгской иконы Божией матери построена в 1744 году архитектором И. Ф. Мичуриным к югу от колокольни на средства Н. А. Нарышкиной в память о спасении Петра в Троице-Сергиевой лавре 8 августа 1689 г. от стрелецкого бунта 1689 года. Название свое получила, поскольку именно 8 августа (по ст. стилю) чествуется Толгская икона Богоматери.

Одноглавую церковь на подклети, прямоугольную в плане, бесстолпную, с пятигранной апсидой в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Западный фасад, на котором раньше в центре была икона, выходит на Петровку.

Церковь Сергия Радонежского (трапезная). Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его территорию надвое. Представляет собой двусветный трёхапсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Построена как трапезная церковь в 1690-1702 годах в стиле нарышкинского барокко. Одновременно с церковью построены Братские кельи, соединенные с ней арочным переходом.

Центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо. А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память спасения Петра I там во время стрелецкого бунта.

Дворы монастыря соединяются широким сводчатым проездом между Сергиевской церковью и Братскими кельями. В хозяйственный двор отправимся завтра.

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 16 фото

Высоко-Петровский монастырь предположительно, основан до 1326 года святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Впервые Петровский монастырь в Москве упомянут в “Повести о Митяе Михаиле”, содержавшейся в Троицкой летописи начала XV в.

Монастырь являлся одним из главных царских богомолий во второй половине XVII века.
02.

Святой митрополит Петр Киевский

Когда митрополитом Киевским и всея Руси стал Петр (вторая половина XIII века – 1326 г.), он часто приезжал в Московскую епархию, останавливался в Крутицком монастыре и вскоре стал духовным наставником Ивана Даниловича Калиты. Чтобы иметь возможность чаще видеть митрополита, Иван построил для Петра подворье в Кремле. И митрополит, приезжая в Московскую епархию, останавливался именно там.
03.

Иван Данилович Калита

Однако Петр привык молиться в уединении, а в Кремле же это было невозможно. Тогда и решил он снова основать себе монастырь для уединенных молений там, где сейчас и находится Высоко-Петровский монастырь. В те времена здесь был глухой лес, рядом протекала река Неглинная. Очевидно, эти места напоминали ему родные Волынские.
04.

Дмитрий Костылев. Митрполит Петр Московский.

Читать еще:  Евангелие от марка гл 8. Самое важное евангелие

Петр основал здесь монастырь, который занимал небольшую территорию; построил деревянный храм и назвал его в честь своего небесного покровителя, апостола Петра и храм был поименован во имя апостолов Петра и Павла. Вот почему монастырь первоначально назывался Петропавловским. До монастыря из Москвы (которая тогда не сильно выходила за границы кремлевских стенам) надо было ехать через лес. И сюда прорубили дорогу, которая тогда называлась Митрополичьей, а потом превратилась в нынешнюю Петровку.


Святой Петр Митрополит Московский

В Москве часто случались пожары, сгорал и деревянный храм Петра и Павла. Когда его восстановили, Иван Калита решил освятить его во имя митрополита Петра, который был к тому времени уже признан святым. Храм носит это название до сих пор.

После Ивана Даниловича монастырь восстанавливал Дмитрий Иванович, или Дмитрий Донской. При нем был построен еще один деревянный храм, поименованный в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
06.

Дмитрий Донской

После Дмитрия Ивановича монастырь упоминается при великом московском князе Василии III, который стал князем в 1505 г.
07.

Василий III

Отстроенный после пожара 1493 года по указу великого князя Василия III, монастырь приобрел первый каменный храм – во имя святителя Петра Митрополита, который был построен итальянским архитектором Алевизом Фрязином в 1514-17 годах и освящен 23 августа 1517 года.
08.

Алексей Митхайлович Романов

Через два года после смерти Марии Ильиничны Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне из рода Нарышкиных . Через год Наталья Кирилловна родила Алексею Михайловичу сына, будущего царя Петра I. Рождение в 1672 г. наследника престола – Петра Алексеевича – названного в честь Петра митрополита, укрепила связь с монастырем бояр Нарышкиных, по-видимому, существовавшую и ранее.


Наталья Кирилловна Нарышкина


Стрелецкий бунт при Петре

Коронация царя Петра

В 1689 г. Петра женили на Евдокии Лопухиной по настоянию его матери. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках власть. Софья уже вошла в роль царицы, и решила остаться, а для этого её надо было убрать Петра, то есть его убить .

Но Наталья Кирилловна, мачеха Софьи, которая была всего лишь на 6 лет ее старше, знала, что Софья что-то недоброе замышляет против Петра. Поэтому Наталья жила с сыном не в Кремле, а в своем селе Преображенском. И когда 7 августа 1689 г. Софья снова подняла стрельцов бунт и решала с последователяит, как выманить Петра из Преображенского, рано утром 8 августа Петра предупредили некие стрельцы о грозящей ему опасности, и он спешно скрылся в Троице-Сергиеву Лавру. На следующий день в Лавру отбыла царица Наталья Кирилловна и Потешный полк, который был уже к тому времени способен выдержать осаду Лавры. Позже к Петру присоединились еще 3 полка стрельцов – Преображенский, Семеновский и Бутырский под командованием полковника Сухарева. Постепенно в Лавру собирались все кто поддерживал Петра и, их становилось подавляющее большинство. Петр победил и стал править единолично. Софья была отправлена в Новодевичий монастырь под стражу, а поддерживающий ее Петр Шакловитый, глава стрелецкого приказа, казнен.
13.

Петр победил и начал благодарное строительство храмов.
14.

Размах строительства все время нарастает – возникают на месте снесенных деревянных богаделен архиерейские покои, к 1690-м гг. окончена колокольня с Покровской церковью над святыми воротами, к середине 1690-х гг. – возведение Сергиевской трапезной церкви, братских келий, переходов, стен вокруг территории. Все работы проводились на средства из Приказа Большой Казны, то есть являлись государственным заказом. К работе привлекались лучшие мастера.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть одну из важнейших ролей в духовной жизни Москвы. За ним укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский монастырь было переведено духовное училище. В монастыре находилось собрание Московской епархиальной библиотеки, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил архиепископ Филарет (Дроздов).

Первая часть выделена мной специально под исторические выкладки, дабы две остальные части, уже насыщенные реальными фотографиями Высоко-Петровского монастыря, были не перегружены текстами. Ну, так, продолжим! Перейти ко второй части.

Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. Институт археологии. Москва. 1995.

Источники:

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vysoko-petrovskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/
http://arch-heritage.livejournal.com/2706792.html
http://vladimirdar.livejournal.com/70887.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: