Л фейербах был. Фейербах: биография жизнь идеи философия: фейербаха

Философия Людвига Фейербаха

Система и метод философии Гегеля

Развитие немецкого классического идеализма достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Его основные работы: «Феноменология духа» (1806), «Наука логики» (1816), «Энциклопедия философских наук» (1817) и др.

Основное достижение Гегеля — разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей.

Гегель — абсолютный идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, не материю, а «Абсолютную Идею» («Мировой Разум»). Эта Идея существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только Абсолютная Идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир — природа и общество — есть лишь отражение Идеи, результат её развития.

Абсолютная Идея саморазвивается. Источник её саморазвития — борьба противоположностей, которые заключены как в самой Идее, так и в её порождениях — природных вещах. В процессе саморазвития происходит самопознание Идеи.

Абсолютная Идея в своём развитии проходит три ступени — логическую, природную и духовную:

1) Идея порождает и накапливает своё собственное богатство содержания (качество, количество, меру, противоречия, … суждения, умозаключения и т. д.). Это процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»;

2) Идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире — в природе. Эту ступень Гегель рассматривает в «Философии природы». Природу Гегель воспринимает как систему ступеней, где каждая опирается и вытекает из предыдущей. Эволюционную теорию Гегель не принимает, ведь с его точки зрения развивается не природа, а её источник и духовная основа — Абсолютная Идея;

3) развитие Идеи завершается полным совпадением «Мирового Разума» с сотворённой им природой и обществом, тождеством Идеи и мира — «Абсолютным знанием» («Абсолютным духом»). Эта третья ступень движения Идеи исследована Гегелем в «Философии духа».

Таким образом, в своей философской системе Гегель завершает развитие Идеи, что находится в противоречии с методом Гегеля — диалектикой, которая предполагает бесконечное развитие.

Реакцией на бурное развитие идеалистической философии явился материализм Людвига Фейербаха (1804–1872). В центре его философского учения находится человек. Поэтому его систему называют антропологическим материализмом.

Свою философскую деятельность Фейербах начинает с критики религии. Подобно другим философам, он видит углубляющийся кризис церковного христианства. Он приходит к выводу, что мир вступает в новую постхристианскую эпоху: религия постепенно отмирает и освобождает культурное пространство для философии, которая должна качественно преобразиться и впитать в себя то, что «составляет сущность религии». То есть Фейербах говорит о формировании новой синтетической формы духовной культуры, призванной объединить то лучшее, что характерно для традиционной религии и философии.

Рассмотрим тезисно основные положения его учения.

Фейербах отрицает объективное существование Бога (атеизм). Божественная сущность, утверждает он, есть духовная сущность человека. Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и проецирует их на абстрактный выдуманный образ бесконечного, всемогущего, всесовершенного Существа, которое и именует Богом. Следовательно, не Бог творит человека, а человек — Бога.

Природа первична, существует вечно и никем не сотворена. Но она не механизм, а организм — нечто живое, чувствующее, страдающее. Здесь Фейербах дистанцируется от механицизма философов Просвещения и сближается с Шеллингом.

Человек — порождение природы, причём самое совершенное. Все высшие существа — плод религиозной фантазии. Тут позиция Фейербаха уязвима. Даже с точки зрения ортодоксального материализма вполне уместен вопрос: почему в беспредельном космосе не могут пребывать существа более высокоразвитые — в моральном, интеллектуальном, психическом, сенсорном и других смыслах, — чем земной человек?

В человеке Фейербах подчёркивает его природно-биологическую сущность. Ни социальный, ни исторический, ни духовный её аспекты он не рассматривает. За это Фейербаха справедливо критиковали. Его антропология имела чисто биологическую основу. Дух и тело составляют единый организм, утверждал Фейербах. После смерти организма дух (душа, сознание, разум или нечто иное) отдельно от тела существовать не может. Это положение будет заимствовано Марксом и Энгельсом и явит собой один из краеугольных камней антропологии диалектического материализма.

В проблеме познания Фейербах занимает сенсуалистическую позицию. Иными словами, единственный источник человеческого познания — деятельность органов чувств.

Философия Фейербаха пронизана гуманизмом. Христианская заповедь «возлюби ближнего» возводится им в ранг философского морального закона. Не Бог, а именно человек есть первый и высший объект любви для каждого. Отсюда этическая формула — «человек человеку — Бог». Этика Фейербаха лишена аскетизма. Высшее естественное стремление человека — стремление к счастью. Но оно, по мнению Фейербаха, невозможно за счёт других людей. Следовательно, необходимо согласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм должен быть уравновешен альтруизмом.

Философия Фейербаха

Эпоха, в которую развивалось учение немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, считалась завершающей стадией классической философии, а также первым этапом развития материализма. Основными чертами этого нового течения стала критика идеализма и обоснование чувственности как лучшего способа познания.

Общая характеристика

Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были:

  • разрыв с религией и попытка освободиться от продолжающегося на протяжении многих веков влияния церкви на философию
  • желание и стремление объяснить существование Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
  • поиск обоснования проблемам окружающего нас мира, учитывая современные философу достижения науки;
  • огромный интерес к общественно-политическим вопросам;
  • вера в то, что внешний мир можно познать.

Фейербах начал свою деятельность с критики идеализма. Он:

  • отрицал идею о равенстве существования и мышления;
  • не соглашался с мыслью о единстве теологии и философии;
  • утверждал, что окружающий нас мир можно почувствовать;
  • отвергал мысль о реальности абсолютной идеи в качестве первопричины всего сущего.
Читать еще:  Сонник толкование снов заблудиться. Заблудиться толкование сонника

Именно, основываясь на этих постулатах, философ отвергал идеи Гегеля, считая его мысли обращенными к прошлому, а также не принимающими в расчет прогресс современного научного знания. Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах:

  • человек объединяет в себе материальное и духовное;
  • идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
  • природа является вечной, у нее нет конца и начала, поэтому уничтожить ее невозможно;
  • никаких других реальностей нет, кроме человека и природы;
  • главным интересом философа должна стать именно личность.

Политические идеи Феёербаха напрямую связаны с антропологическим его учением. Рассмотрим основные положения:

  • сущность человека – биологическая, однако он наделен таким характеристиками, как воля, разум, чувства, желания;
  • основой социума должна стать религия, однако ей следует базироваться не на вере во всемогущее, сверхъестественное создание, а на любви людей друг к другу, а также привязанности в семье, полностью отвечающей реальной природе человека;
  • смысл всего существования личности находится в стремлении к счастью и его поиске;
  • реализация своих желаний возможна лишь в социуме.

Познание

Сначала основным авторитетом для Людвига Фейербаха был Гегель, однако согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания. Они слишком субъективны и ненадежны, а также не производят абстрактных категорий. Фейербах же, в свою очередь, главным способом не только восприятия, но и познания считал именно использование органов чувств. Поэтому он и считается материалистом. Он указывал, что все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине. В некоторых своих размышлениях немецкий философ активно противостоял гегелевской теории, говоря даже, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления.

Кроме того, философ выступает критиком и оппонентом Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека. Согласно мнению Фейербаха, наши гносеологические возможности не имеют пределов. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.

Материалист Фридрих Ланге отмечал еще одну характеристику учения о познании Фейербаха, называя эту черту «туизмом». Данное слово происходит от латинского «tu», которое переводится, как местоимение 2-го лица – «ты». Реальность существования не может определяться в тех случаях, когда она доступна собственному чувству всего одного человека, важно, чтобы она была действительной и для другого. Любовь между живыми созданиями лежит в основе бытия и раскрывает его истинную сущность. Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности.

Этика

Огромное внимание в учении Фейербаха уделяется этической составляющей. В то время немецкая этика основывалась на теории Канта. Кант доказал, что нельзя создать общеобязательную этику, которая стремилась бы к достижению индивидуального счастья и благополучия каждого отдельного человека. Взгляды Фейербаха несколько отличаются от господствующего тогда мнения.

Он считал, что этика основывается на нашем личном волеизъявлении, а оно, в свою очередь, опирается на стремление к счастью. Разумеется, «туизм» философа проявлялся и здесь. «Я» никаким образом не может быть отделено от «ты». Поэтому и настоящая этика должна базироваться не на личном удовлетворении, а на том, что принимает в расчет чужие стремления и желания, то есть она не эгоистична, как может показаться сначала.

Биологическая сущность людей такова, что они взаимозависимы друг от друга. Доказывается это существованием разных полов. Согласно этической теории Фейербаха, конфликтная ситуация между эгоистичным стремлением и долженствованием возникнуть может, однако, она разрешима. В процессе развития и взросления человек учится успешно совмещать исполнение обязанностей с личными желаниями и наклонностями. Как результат, следованию долга постепенно начинает сопутствовать чувство удовлетворения и порой даже счастья. Иногда жертвование своей жизнью ради существования другого даже приносит индивидууму наслаждение этического рода.

Теологическая философия

Важное место в учении Фейербаха занимает проблема Бога. Однако он, в отличие от других представителей материалистического направления того периода, категорически отрицал его существование. Основой измышлений Фейербаха всегда оставалась антропология.

Расскажем об основных постулатах немецкого философа в этой области:

  • Бога не существует, он просто продукт человеческого сознания;
  • религию невозможно совместить с реальным миром, это просто идеология, основанная на мифах и фантастическом видении;
  • религия распространяется, потому что человеку слишком тяжело живется. Кроме того, люди ощущают свое бессилие перед внешней средой, они зависят от неё, поэтому нуждаются в каком-то объяснении происходящего;
  • Бог предстает идеальным представлением о том, какой должна быть личность, к чему ей следует стремиться;
  • ни в коем случае не стоит рассматривать Бога как творца, поскольку на самом деле создателем является человек. Мы сами посредством разума сотворяем себе божество.

Учение Фейербаха прошло несколько стадий: от изучения теологии к гегелевской философии, затем – к гносеологическому сенсуализму, а также — антропологии в религии. То есть, в своем развитии он поэтапно освоил три фазы, описанные позитивистом Огюстом Контом: теологическую, метафизическую и позитивную. Философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.

Основные положения философской концепции Фейербаха

а) Понимание бытия

Одной из крупнейших материалистических концепций является концепция Людвига Фейербаха.

Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как фирм мировоззрения, которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что «божественная сущность – не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности».

Читать еще:  К чему снится цифра 50. Нумерология во сне: что означают цифры в сновидениях

Источник религии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Все это придает религии античеловеческий характер, так как она, с его точки зрения, «парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздания». Там же. С.60 В результате Фейербах создает концепцию, фактически отрицающую Бога, но выступающую как некий вариант религии.

Критика религии необходимым образом подвела его к критике идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появляется тезис о возможности « перевертывания» идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже применяет Маркс.

Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит из этого. Таким образом, вся концепция философа даже по форме выступает как последовательное противопоставление материалистических тезисов гегелевской системе, или их «переворачивание». Вопрос о бытии в его системе не просто очередная постановка философской проблемы. Он имеет практическое значение « для человека как определенного вида бытия», следовательно, «философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное бытие». Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 С.140

Фейербах считал, что новая философия рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта, «каково оно для нас» « Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви». Фейербах Л. Избранные философские произведения.Т.1 С. 184

Фейербах считал, что « и объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия – критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет истинности». Там же. С.184, 186

б) Гноселогическая позиция

В гносеологическом плане концепция реализуется как материалистический сенсуализм. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. В чем он состоит?

Взгляд Фейербаха отличался от механицизма, для него природа – не механизм, а организм. В центре философии, по Фейербаху, должен быть человек как природное, «родовое существо». « Новая философия,- писал он в произведении « Основные положения философии будущего»,- как философия человеческая, по существу есть также философия для человека…» Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1 М., 1955 С. 204

Фейербаховская концепция познания строится на материалистически обоснованном положении об единстве субъекта и объекта, человека и природы, человека и человека. Философ подчеркивает: « Познавательным принципом, субъектом новой философии является не Я, не абсолютный, т.е. абстрактный дух, – словом, не разум, взятый в абстрактном смысле, но действительное и цельное человеческое существо». Там же. С.132

Познает человек, субъект познания о нем, а не разум, как таковой, безымянный разум. Человек является мерой разума. Ложное истолкование разума может привести, как это случилось у Канта, к признанию границ разума в качестве его абсолютного ограничения. Фейербах настаивал на признании природы в качестве базиса духа и начала всякого познания, непосредственно чувственную его основу усматривает в единстве человека и природы, субъекта и объекта. Это единство человека-субъекта и природы-объекта раскрывается в конечном счете как их вещественное единство.

Философ придает большое значение тому факту, что человек не был продуктом какого-то отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан своим происхождением и существованием взаимодействию всей природы в целом.

Таким образом, со своей телесной стороны человек представляется философу единым с бытием, ибо он есть продукт этого бытия, порождение природы и состоит из тех факторов, которые образуют условия его возникновения и существования.

Поскольку тело человека – важнейший компонент человеческой сущности, эта сущность, по Фейербаху, едина с бытием. Фейербах утверждает, что в силу своего природного происхождения человек является нуждающимся существом, он постоянно нуждается в том, чтобы восполнять за счет природы те «элементы», которые вошли в состав его тела.

Но раз с качественной стороны природа полностью представлена в человеке, объектом его желания, стремления, является весь мир. «Человеческое существо не есть больше особое, субъектное существо,- пишет философ,- но существо универсальное, так как предметом познавательного стремления человека является вселенная, а ведь только существо космополитическое может сделать космос своим предметом. Подобное радуется подобному. Правда, звезды не являются предметом непосредственного чувственного созерцания, но самую суть мы знаем,- то, что они подчинены тем же законам, что и мы».

в) Социальная философия

В социальном плане концепция Фейербаха последовательно выступает с антирелигиозных позиций по отношению к роли религии в обществе. Верования человека должны находиться внутри, а не во вне. Религии, по мнению философа, должны быть упразднены, для того, чтобы человек вел более активную жизнь в обществе, повышал свою политическую активность. Это, в свою очередь, является условием действительной свободы человека. И здесь философия Фейербаха оказывается наиболее противоречивой. С одной стороны, он отрицает религию, а с другой- всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональных переживаний, влияющих на человека. Поэтому и воздействие на сознание человека с целью изменения его мировоззренческих установок необходимо должно опираться на «чувственные аргументы».

В результате он приходит к выводу о необходимости создания « новой религии», которая заменит старые, и в этом качестве должна выступить предлагаемая им «новая философия»; это некий синтез преимуществ религии как формы эмоционального воздействия на человека и философии, которая рассматривает эмоциональные структуры как онтологические предпосылки.

Любовь, именно половая любовь, по Фейербаху, великая социальная сила. Ее роль, прежде всего нравственная, исторически возрастает. В любви, по Фейербаху, проявляется единство человеческого рода, подлинная человечность человека. Но при всем при том отношения любви вписаны в социально-исторический контекст, оставленный без внимания основоположником антропологического материализма. Поэтому Энгельс и заключал, что в философии, религии и этике выступает наружу действительный идеализм Фейербаха. Этот исторический идеализм связан с абсолютизацией человеческих отношений, основанных на взаимной склонности- любви, дружбе, сострадании, самопожертвовании, одним словом, на чувстве сердечного отношения между человеком и человеком.

Читать еще:  О Фоминой неделе. Уверение Фомы

Социальный идеал Фейербаха является идеалом мелкобуржуазной демократии. Фейербах резко критиковал феодальные порядки в Германии и требовал политической свободы и установления республики. Опыт капиталистического развития передовых европейских стран давал Фейербаху возможность сделать вывод о том, что капитализм не устраняет социального неравенства.

Он полагал, что счастья и справедливости можно достичь на пути создания общества мелких частных собственников. Фейербах весьма противоречив в своих взглядах. С одной стороны, ненависть к социальной несправедливости, субъективное неприятие буржуазных общественных порядков. С другой стороны, как следствие теоретической незавершенности философского материализма, высказывание такого рода: « Основное стремление к самосохранению, к самоутверждению, следовательно, стремление к инертности. Желания человека, по крайней мере, обоснованные, не взятые с потолка, не выходят за пределы того, что он есть по своей существенной характерной определенности… Так вообще человек не желает быть иным, чем он уже есть, и иметь что-либо иное, чем то, что он уже имеет. Но хочет все это свое иметь в превосходной степени, в умноженном и увеличенном виде». Л.Фейербах. Т.1 С. 366

г) Понимание сущности человека

Человек для Фейербаха выступает, главным образом, как часть природы. Он не вскрывает специфическую, социальную природу человека, его активное, практическое отношение к природе. Человек, по Фейербаху, -порождение природы, он отражает самую породившую его природы, ибо несет ее в самом себе, в своем теле, в своей эмпирической чувственности. Универсальность природы определяет универсальность человеческого чувственного познания. Фейербах называет сущностью человека природу как таковую.» А то, в чем существо находит свое удовлетворение, -пишет Фейербах, -есть его предметная сущность». Там же. С. 190

Глаз, например, есть орган света. Объектом глаза является свет, а не звук и не запах. В объекте глаза раскрывается его сущность.

Человек, по Фейербаху, не только нуждается в предметах внешнего мира, ощущает потребность в них, он одновременно ощущает и сами предметы. Для восприятия различных свойств объективного мира природа, по мнению Фейербаха, породила различные, соответствующие характеру этих свойств органы чувств. « Природа вообще улавливается и воспринимается только через посредство самой себя,- говорит Фейербах,- т.е. через посредство однородного, родственного; воздух- через посредство легкого, этого, так сказать, наиболее воздушного органа, свет -через посредство глаза, органа света, звук -через посредство эластичных, приходящих в колебательное состояние орудий слуха, твердое, материальное – через грубое орудие материалистического органа осязания, съедобное, питательное – через органы еды». Там же. С.413

Благодаря телу, субъект является одновременно и объектом, он включен в телесный материальный мир. Теми воротами, отверстиями, пишет Фейербах, порами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание, служат чувства. Но раз человек обязан своим происхождением всей природе в целом, в нем, в его теле есть основание для восприятия любого чувственного качества, есть соответствующие органы чувств.

У человека как раз столько органов чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности. Породившая человека природа « навязывается человеку со всей силой». По мысли Фейербаха, если бы существовали предметы или отдельные свойства, восприятие которых было бы невозможно имеющимися органами чувств, то природа позаботилась бы об увеличении числа воспринимаемых органов». Любутин К.Н., Чупров А.С. Истоки философской антропологии. кант. Шопенгауэр. Фейербах.- Челябинск, 2005. С. 205

Итак, фейербаховский сенсуализм связан с признанием онтологически обусловленной универсальности чувственного познания. Мир открыт для головы человека, чувства являются отверстиями головы. Ощущение есть результат воздействия объективно существующих вещей на органы чувств. Горечь как вкус есть субъективное выражение объективного свойства соли. Ощущение есть субъективный образ объективного мира.

Человек, полагал Фейербах, а не Бог,- единственное существо, достойное любви. Религиозная же любовь- это лишь отчужденная, ложная форма подлинной – человеческой, родовой – любви. В произведении « Сущность христианства» он писал о любви как свойстве рода: «Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо. Это есть закон рода, закон разума. Любовь должна быть непосредственной любовью, и только непосредственная любовь есть любовь. Но если я между другим и мною, осуществляющим род в своей любви, вклиниваю представление личности, в которой уже осуществлен род, то этим я уничтожаю сущность любви и нарушаю единство представлением третьего существа, находящегося вне нас; ведь это другое существо является объектом моей любви не ради себя, т.е. не ради своей сущности, а потому только, что имеет сходство или нечто общее с этим прообразом». Там же. Т.I, II. С.306 Бог, таким образом, как бы встает между человеком и человеком и мешает искренности этих отношений.

Фейербах указывал на то, что именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, как считает Спиркин А.Г. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарика, 1998 С.165 этим и объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

Источники:

http://studopedia.ru/1_111423_filosofiya-lyudviga-feyerbaha.html
http://germanexpert.ru/filosofiya-fejerbaxa/
http://feuerbach.livejournal.com/849.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: