О Фоминой неделе. Уверение Фомы
Содержание
Ильинский храм села Юрьево
наш приходской сайт
Главное меню
Навигация по записям
Антипасха в 2019 году – 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье
Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2019 году – 5 мая
Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2020 году – 26 апреля
Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2021 году – 9 мая
Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2022 году – 1 мая
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи”: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: “Пойдем и мы умрем с Ним” (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословынаоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.
Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). “Вложу руку мою в ребра Его” — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: “И не будь неверующим, но верующим”, то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…” И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.
Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).
Антипасха , Неделя 2-я по Пасхе , апостола Фомы
Апостольское чтение на Литургии
[Проповедь апостолов и чудеса; новое гонение]
[В те дни] руками апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса. Все они единодушно пребывали в [храмовом] притворе (портике, галерее) Соломона. Из посторонних же никто не осмеливался примыкать к ним, а народ их прославлял. Верующих в Господа становилось всё больше, множество мужчин и женщин; так что выносили больных на улицы и полагали на ложах и кроватях, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого-нибудь из них.
Сходилось и множество народа из городов вокруг Иерусалима, неся больных и одержимых нечистыми духами; и все они исцелялись.
Тогда первосвященник и все его сторонники из партии саддукеев исполнились ревности, наложили руки на апостолов и заключили их в общественную тюрьму. Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал: «Идите, станьте в Храме и говорите народу все слова этой жизни!»
Евангельское чтение на Литургии
[Явление Господа в день Воскресения и через неделю. Уверение Фомы]
В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из страха перед иудеями, — пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им снова: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец (Дидим), не был с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики говорили ему: «Мы видели Господа». Но он отвечал: «Пока не увижу на Его руках следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку – руку, никак не поверю!»
Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!» Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!» [1]
«Господь мой и Бог мой!» – воскликнул Фома. «Ты поверил потому, что Меня увидел? – говорит ему Иисус. – Блаженны не увидевшие и поверившие!»
Много и других знамений сотворил Иисус перед Своими учениками, о которых не написано в этой книге. А об этом же написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус – это Христос (Мессия), Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
«Блаженны не видевшие…»
Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконостаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – «только верой».
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных; темы же трех последующих возвращают нас к трём важным эпизодам евангельской истории, относящимся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа. В этих спасительных деяниях – подготовительных ступенях к будущему Воскресению! – Он явственно открыл Своё Божественное достоинство и силу, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его «неверным» ученикам уяснить их истинный смысл. Этим и определяется их место в календаре – между Пасхой и Троицей.
Сегодняшняя, вторая, «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой [2] (первой «неделей» считается сам День Пасхального Воскресения). На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни [3] , и в нём прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они ещё раз повторяются, затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!»
Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого. Кажется невероятным, чтобы Фома и его товарищи могли проявлять такую неверность Своему Учителю: ведь Он не только определенно говорил им (и не раз!) о том, что должно произойти, но даже призвал к Себе в «свидетели» двух самых авторитетных праведников – Моисея и Илию – во время знаменательного преображения на горе Фавор. (Не будем забывать, что это событие, в котором Сын Божий явил Себя Владыкой жизни и смерти, заранее уверяя апостолов в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением, – произошло весной, незадолго до страданий, а совсем не в августе!) Но это так: апостолы в страхе бежали из Гефсиманского сада, Петр малодушно отрекся от Учителя, а разочарованные Лука и Клеопа уходили из Иерусалима, хотя уже слышали (!) об опустевшем гробе (Лк.24:21-24)… Они были обыкновенными людьми, воспитанными в традиции, считавшей Мессию прежде всего земным царем-воителем, и подлинный смысл Его пришествия дался им не сразу.
С Фоминым воскресеньем связана ещё одна традиция. В Древней Церкви было принято, чтобы люди [4] , крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещённых завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.
Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе) совершается пасхальное поминовение усопших, которым Православная Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление. Истинный Бог – «Бог не мёртвых, а живых. Для Него все живы», – напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам (Лк.20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре Радоницей.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Примечания
[1] Русский Синодальный перевод этого места неудачен: «И не будь неверующим, но верующим», а церковнославянский гораздо точнее: «И не буди неверен, но верен» (Ин.20:27). Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь наши понятия «твердость», «доверие», «верность». Это не отвлеченная «философская» вера в Бога (признание Его существования), а верность Богу. Верить и быть в союзе можно только с личным, Живым Богом, но не с абстракцией «Абсолюта» или «Космического разума». Истинный Бог – это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и учёных» (Блез Паскаль). См.: Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 115–128 (статьи «Вера» и «Верность»).Отрицать существование Бога (или богов) древний человек мог лишь в одном случае (см.: Пс.13:1), а также Иак.2:19 (но такая вера не спасает!).
[2] Греческое название этого воскресенья в церковном календаре – Антипасха – буквально означает «вместо Пасхи»), «потому что этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется» (Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 639–640). Действительно, мы почтительно называем каждый воскресный день «малой Пасхой». Приходится сталкиваться с неверным пониманием термина Антипасха даже в священнической среде (греч. анти имеет несколько значений, главное – ‘вместо’, ‘за’).
[4] В древности крестили преимущественно взрослых и подросших детей, способных сознательно участвовать в таинстве крещения. Так было сначала и в Древней Руси.
О богословии канона Фоминой недели
Продолжается празднование святой Пасхи. Следующее воскресение после нее называется Антипасхой. Однако почему? Приставка «анти» в современном языке чаще всего имеет зловещее значение — «против». Однако разве это единственное значение греческой приставки αντι? Отнюдь нет, ибо другое ее значение — «вместо». Так вот, «Антипасха» — это празднество «вместо Пасхи». Восьмой день, или октава, после нее осмысляется как замещающее и соразмерное ей торжество, столь же величественное, как и сама Пасха.
В древности Антипасха также именовалась «Новой неделей», такое название есть в проповедях свт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Интересно, как называет ее Блаженный Августин — «Неделя в белом» (dominica in albis). Как считает М.Скабалланович, эта неделя названа так, потому что новокрещенные (неофиты) с этого воскресения переменяли белые одежды, надетые на них при Крещении, на обыкновенные[1]. Мнение Скабаллановича справедливо, ибо в 172 проповеди Блаженный Августин говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце»[2].
Однако издревле служба Антипасхи была посвящена также и уверению Фомы. Согласно свидетельству блаженной Эгерии, вечером в день Антипасхи в храме святого Сиона читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы. В «Апостольских постановлениях» (текст окончательно сложился около 380 г.) повествование об установлении праздника ведется от лица самого св. апостола Фомы: (ἑορτὴ τιμία αὐτὴ ἡ ὀγδόη, ἐν ᾗ δυσπιστοῦντα ἐμὲ Θωμᾶν ἐπὶ τῇ ἀναστάσει ἐπληροφόρησεν — досточтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего в Воскресение Фому, известил о нем.
Канон праздника был написан преподобным Иоанном Дамаскиным, по крайней мере в древнейших рукописях Триоди (Р.А.И.К 109 — IX в., Sin. Greek 735 — Х в.) он подписан именем Иоанна Монаха, под которым часто выступает великий богослов VIII в., некогда великий визирь Дамаскского халифа, а затем смиренный монах монастыря св. Саввы Освященного. Стиль канона соответствует стилю произведений преп. Иоанна Дамаскина. Однако не исключено, что 9 песнь канона древнее прочих и может даже восходить к V веку[3]. Что особенно привлекает нас в этом каноне?
Во-первых, богословие времени. Пасха осмысляется как «весна душам», спасение от мрачной и морозной зимы грехов:
Σήμερον ἔαρ ψυχῶν,
ὅτι Χριστὸς ἐκ τάφου,
ὥσπερ ἥλιος ἐκλάμψας τριήμερος,
τὸν ζοφερὸν χειμῶνα ἀπήλασε
τῆς ἁμαρτίας ἡμῶν,
Днесь весна душам,
зане Христос от гроба
якоже солнце возсияв тридневный,
мрачную зиму отгна греха нашего.
яко прославися. (1 песнь 1 ирмос)
Мы не случайно изменили несколько неверный славянский перевод χειμῶνα — «бурю» — на «зиму», поскольку здесь речь идет именно о зиме греха. Дорогой читатель, вы никогда не задумывались о происхождение слова «стыд»? Он происходит от древнерусского слова «студъ», однокоренного со словами «стужа», «студеный». Действительно, когда стыдно, все леденеет в душе, ибо она чувствует мертвящий холод греха. Не случайно Данте помещает предателей в ледяной колодец — последний и самый страшный круг ада. Но сияет Христос — Вечное Солнце правды — и растапливает лед наших сердец, и отгоняет мрачную и бурную зиму греха нашего.
Антипасха становится первым и восьмым днем, концом времени и его началом:
Ὡς πρώτη ὑπάρχει,
ἡμερῶν καὶ κυρία,
ἡ λαμπροφόρος αὕτη,
ἐν ᾗ ἀγάλλεσθαι ἄξιον,
τὸν καινὸν καὶ θεῖον λαόν·
ἐν τρόμῳ φέρει γάρ,
καὶ αἰῶνος τὸν τύπον,
ὡς ὀγδοὰς τελοῦσα τοῦ μέλλοντος,
ὁ ὑπερυψούμενος τῶν Πατέρων καὶ ἡμῶν,
Θεὸς εὐλογητὸς εἶ.
Яко первый есть
дней и господственный
светоносный сий, в оньже радоватися достойно
новым и божественным людем,
с трепетом приносит бо
яко осмица совершая будущаго,
превозносимый отцев и наш Боже,
благословен еси. (7 песнь 1 тропарь)
В каноне присутствует тема обновления времени и перехода времени в вечность, а равно и обновления человека, точнее — нового народа Божия.
Вторая важная тема — рождение веры из неверия. Парадоксально, но Христос радуется неверию Фомы, и радуется испытанию, и охотно позволяет ему осязать свои раны! Почему? Потому что Спаситель видит, что неверие Фомы связано не с гордыней, не с превозношением и злобным упрямством, но соединено с исканием, ибо Фома хочет поверить и преодолеть свое неверие, он ищет встречи с Господом.
веры родительницу нам показал еси,
Ты бо вся премудростию Твоею
промышляеши полезно, Христе,
яко Человеколюбец.(5 песнь 3 тропарь)
γεννήτριαν ἡμῖν, τὴν τοῦ Θωμᾶ ἀνέδειξας·
σὺ γὰρ πάντα τῇ σοφίᾳ σου,
προνοεῖς συμφερόντως, Χριστὲ
Не всуе усумневся
Фома о восстании Твоем,
но несумнетельное тщашеся
Христе, всем языком.
Отонудуже неверием уверив всех,
превозносимый, отцев и наш Боже,
благословен еси. ( 7 песнь 3 тропарь)
Οὐ μάτην διστάσας,
ὁ Θωμᾶς τῇ Ἐγέρσει σου,
ἀλλ’ ἀναμφίλεκτον ἔσπευδεν,
Χριστὲ τοῖς πᾶσιν ἔθνεσιν·
ὅθεν δι’ ἀπιστίας πιστωσάμενος πάντας,
ὁ ὑπερυψούμενος, τῶν Πατέρων καὶ ἡμῶν, Θεὸς
Следующая важная тема — «телесный огнь», огонь и свет, исходящий из плоти Христовой. Один из самых блистательных примеров — «огненное ребро Христово», которого касается рука Фомы. Эта тема присутствует в каноне Фоминой недели, написанного Иоанном Дамаскиным.
Σὲ τὸν χοικῆ παλάμῃ ψηλαφώμενον πλεύράν
καὶ μὴ φλέξαντα ταύτην
πυρὶ τῷ τῆς ἀύλου θείας οὐσίας
ἐν ὑμνοις μεγαλύνομεν
Тя перстною рукою осязанного в ребра,
И не опалившего сию
огнем невещественной Божественной сущности
в песнех величаем (9 песнь 3 тропарь)
Еще один пример:
ἐπαινουμένης τοῦ Θωμᾷ,
τολμηρῶς γὰρ εψηλάφησε τὴν πλευράν,
τὴν τῷ θείῳ πυρὶ ἀπαστράπτουσαν.
Дерзновенно бо коснуся ребра
Божественным огнем блистающа. (6 песнь 3 тропарь)
Вероятно, это тема была заимствована из более раннего кондака на Воскресение, написанного св. Романом Сладкопевцем (+560), где она выражена еще более ярко:
Τίς ἐφύλαξε τὴν τοῦ μαθητοῦ παλάμην τότε ἀχώνευτον,
ὅτε τῇ πυρίνῃ πλευρᾷ προσῆλθε τοῦ Κυρίου
Τίς ἔδωκε ταύτῃ τόνον, καὶ ἴσχυσε ψηλαφῆσαι
φλόγεον ὀστοῦν Πάντως ἡ ψηλαφηθεῖσα.
Εἰ μὴ γὰρ ἡ πλευρὰ δύναμιν ἐχορήγησε,
πηλίνη δεξιὰ πῶς εἶχε ψηλαφῆσαι
παθήματα σαλεύσαντα τὰ ἄνω καὶ τὰ κάτω
Кто сохрани ученика длань неопаленну
егда огенному ребру приближися Господа
Кто дарова ей стремление и укрепи коснутися
огненной кости? Если не осязанное
ребро силу дарова
перстней деснице, како имаше коснутися
страданьми поколебавшаго вышняя и нижняя?
Итак, мы видим явные свидетельства об огне, исходящем из ребер Христовых, свидетельства тем более важные, что на Туринской Плащанице сохранились следы как бы от некоего огня, очень «тонкого и умного» (по выражению А.Белякова), а также крови и воды, вышедших из пронзенного бока Христа. Возможно, это свидетельство преп. Иоанна Дамаскина и преп. Романа Сладкопевца восходит к раннехристианской архаике. Мы знаем, что, хотя св. Роман Сладкопевец большую часть своих произведений создал в Константинополе, тем не менее в его кондаках присутствуют следы многих архаических сирийских рассказов и апокрифов.
Поэтому тема «огненного ребра», общая для канона Иоанна Дамаскина и кондака Романа Сладкопевца, может быть объяснена как прямым заимствованием Дамаскиным у Романа, так и общим источником неизвестного происхождения. Для нас это не столь важно, гораздо более значимо богословское значение этой темы, особенно то, что огонь исходит из раны от копья, откуда изошли «кровь, вода, крещение».
И наконец — тема огромного духовного богатства, связанного с ребром Христовым, которого дерзновенно коснулся Фома:
ἐκ θησαυροῦ τοῦ ἀσυλήτου, τῆς θείας
λόγχῃ διανοιγείσης σου πλευρᾶς
σοφίας καὶ γνώσεως,
ἀναπιμπλᾷ τὸν κόσμον ὁ Δίδυμος.
от сокровища некрадомаго Божественнаго,
Благодетелю, копием прободеннаго Твоего ребра,
премудрости и разума
наполняет мир Близнец. (4 песнь 3 тропарь)
Поэтому призываем дорогих читателей сайта «Православие»: спешите приобщиться к этому великому сокровищу духовной премудрости и знания, к зрячей и твердой вере св. апостола Фомы.
[1] Скабалланович М. Толковый типикон. Вступительная глава Киев, 1912. С. 293.
[3] Подробнее см. Василик В.В. Проблема происхождения канона. Богословие. История. Поэтика. Спб 2006. C. 203-207.
Источники:
http://selo-jurjevo.cerkov.ru/2019/05/05/antipasxa-v-2019-godu-5-maya-nedelya-o-fome-fomino-voskresene/
http://azbyka.ru/days/p-antipasha-nedelja-apostola-fomy
http://pravoslavie.ru/102910.html