О Фоминой неделе. Уверение Фомы

Ильинский храм села Юрьево

наш приходской сайт

Главное меню

Навигация по записям

Антипасха в 2019 году – 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2019 году – 5 мая

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2020 году – 26 апреля

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2021 году – 9 мая

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2022 году – 1 мая

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи”: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: “Пойдем и мы умрем с Ним” (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословынаоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). “Вложу руку мою в ребра Его” — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: “И не будь неверующим, но верующим”, то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…” И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

Антипасха , Неделя 2-я по Пасхе , апостола Фомы

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

[Про­по­ведь апо­сто­лов и чу­де­са; но­вое го­не­ние]

[В те дни] ру­ка­ми апо­сто­лов со­вер­ша­лись в на­ро­де мно­гие зна­ме­ния и чу­де­са. Все они еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в [храмо­вом] при­тво­ре (пор­ти­ке, га­ле­рее) Со­ло­мо­на. Из по­сто­рон­них же ни­кто не осме­ли­вал­ся при­мы­кать к ним, а на­род их про­слав­лял. Ве­ру­ю­щих в Гос­по­да ста­но­ви­лось всё боль­ше, мно­же­ство муж­чин и жен­щин; так что вы­но­си­ли боль­ных на ули­цы и по­ла­га­ли на ло­жах и кро­ва­тях, чтобы хоть тень про­хо­дя­ще­го Пет­ра осе­ни­ла ко­го-ни­будь из них.

Читать еще:  Россия, армения и иран имеют больше прав на арцах, чем азербайджан.

Схо­ди­лось и мно­же­ство на­ро­да из го­ро­дов во­круг Иеру­са­ли­ма, неся боль­ных и одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми; и все они ис­це­ля­лись.

То­гда пер­во­свя­щен­ник и все его сто­рон­ни­ки из пар­тии сад­ду­ке­ев ис­пол­ни­лись рев­но­сти, на­ло­жи­ли ру­ки на апо­сто­лов и за­клю­чи­ли их в об­ще­ствен­ную тюрь­му. Но ан­гел Гос­по­день но­чью от­во­рил две­ри тюрь­мы и, вы­ве­дя их, ска­зал: «Иди­те, стань­те в Хра­ме и го­во­ри­те на­ро­ду все сло­ва этой жиз­ни!»

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

[Яв­ле­ние Гос­по­да в день Вос­кре­се­ния и через неде­лю. Уве­ре­ние Фо­мы]

В тот же пер­вый день неде­ли, ве­че­ром, ко­гда две­ри до­ма, где со­бра­лись уче­ни­ки Его, бы­ли за­пер­ты из стра­ха пе­ред иуде­я­ми, — при­шел Иисус, стал по­сре­дине, и го­во­рит им: «Мир вам!» Ска­зав это, Он по­ка­зал им и ру­ки и бок. Уче­ни­ки об­ра­до­ва­лись, уви­дев Гос­по­да.

Иисус же ска­зал им сно­ва: «Мир вам! как по­слал Ме­ня Отец, так и Я по­сы­лаю вас». Ска­зав это, ду­нул, и го­во­рит им: «При­ми­те Ду­ха Свя­то­го. Ко­му про­сти­те гре­хи, то­му про­стят­ся; на ком оста­ви­те, на том оста­нут­ся».

Фо­ма же, один из Две­на­дца­ти, на­зы­ва­е­мый Близ­нец (Дидим), не был с ни­ми, ко­гда при­хо­дил Иисус. Дру­гие уче­ни­ки го­во­ри­ли ему: «Мы ви­де­ли Гос­по­да». Но он от­ве­чал: «По­ка не уви­жу на Его ру­ках сле­ды от гвоз­дей и не вло­жу в эти ра­ны па­лец, а в ра­ну на бо­ку – ру­ку, ни­как не по­ве­рю!»

Через во­семь дней Его уче­ни­ки сно­ва бы­ли вме­сте, на этот раз с ни­ми был и Фо­ма. Дверь бы­ла за­пер­та. Иисус во­шел, стал в се­ре­ди­ну и ска­зал: «Мир вам!» За­тем го­во­рит Фо­ме: «Про­тя­ни сю­да па­лец и по­смот­ри на Мои ру­ки. Про­тя­ни ру­ку, вло­жи ее в ра­ну на бо­ку! И пе­ре­стань со­мне­вать­ся, но верь!» [1]

«Гос­подь мой и Бог мой!» – вос­клик­нул Фо­ма. «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? – го­во­рит ему Иисус. – Бла­жен­ны не уви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Мно­го и дру­гих зна­ме­ний со­тво­рил Иисус пе­ред Сво­и­ми уче­ни­ка­ми, о ко­то­рых не на­пи­са­но в этой кни­ге. А об этом же на­пи­са­но для то­го, чтобы вы уве­ро­ва­ли, что Иисус – это Хри­стос (Мес­сия), Сын Бо­жий, и, ве­руя, име­ли жизнь во имя Его.

«Бла­жен­ны не ви­дев­шие…»

Вче­ра за­вер­ши­лась Свет­лая сед­ми­ца, за­кры­лись вра­та ико­но­ста­са и нам раз­да­ва­ли арт­ос. Но празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва не за­кон­чи­лось: че­ство­ва­ние это­го ве­ли­чай­ше­го в ми­ро­вой ис­то­рии со­бы­тия про­дол­жа­ет­ся, хо­тя и с мень­шей тор­же­ствен­но­стью, еще 32 дня, т. е. до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Каж­дая неде­ля от Пас­хи до Пя­ти­де­сят­ни­цы (Дня Свя­той Тро­и­цы) по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию опре­де­лен­но­го со­бы­тия еван­гель­ской и древ­не­хри­сти­ан­ской ис­то­рии, – со­бы­тия, ко­то­рое и со­об­ща­ет этой неде­ле осо­бое на­име­но­ва­ние в цер­ков­ном ка­лен­да­ре. Раз­мыш­ляя над их со­дер­жа­ни­ем, мы глуб­же осо­зна­ем весь про­ти­во­ре­чи­вый и тра­ги­че­ский смысл тех да­ле­ких лет, дней и ча­сов, – вер­ность и со­мне­ние, лю­бовь и нена­висть, умуд­рен­ность и про­сто­ду­шие. Эти те­мы веч­ны, как ве­чен тра­гизм че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, пре­одоле­ва­е­мый, – по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла, – «толь­ко ве­рой».

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных; те­мы же трех по­сле­ду­ю­щих воз­вра­ща­ют нас к трём важ­ным эпи­зо­дам еван­гель­ской ис­то­рии, от­но­ся­щим­ся еще ко вре­ме­ни об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста. В этих спа­си­тель­ных де­я­ни­ях – под­го­то­ви­тель­ных сту­пе­нях к бу­ду­ще­му Вос­кре­се­нию! – Он яв­ствен­но от­крыл Своё Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство и си­лу, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его «невер­ным» уче­ни­кам уяс­нить их ис­тин­ный смысл. Этим и опре­де­ля­ет­ся их ме­сто в ка­лен­да­ре – меж­ду Пас­хой и Тро­и­цей.

Се­го­дняш­няя, вто­рая, «неде­ля» (вос­кре­се­нье) по Па­схе име­ну­ет­ся Неде­лей Фо­ми­ной [2] (пер­вой «неде­лей» счи­та­ет­ся сам День Пас­халь­но­го Вос­кре­се­ния). На Ли­тур­гии чи­та­ет­ся Еван­ге­лие от Иоан­на (20 гла­ва). Первую часть это­го чте­ния мы уже слы­ша­ли во вре­мя Пас­халь­ной ве­чер­ни [3] , и в нём про­зву­ча­ли сло­ва недо­ве­рия и со­мне­ния. Се­го­дня они ещё раз по­вто­ря­ют­ся, за­тем сле­ду­ет на них «от­вет» и уко­риз­нен­ные сло­ва Иису­са Хри­ста апо­сто­лу Фо­ме: «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? Бла­жен­ны (счаст­ли­вы) не ви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Ра­зу­ме­ет­ся, эти сло­ва об­ра­ще­ны не толь­ко к апо­сто­лу, но и ко всем нам. Они на­по­ми­на­ют, что на­сто­я­щая ве­ра об­ла­да­ет ду­хов­ным зре­ни­ем, про­ни­ка­ю­щим через за­ве­су ви­ди­мо­го и ося­за­е­мо­го. Ка­жет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы Фо­ма и его то­ва­ри­щи мог­ли про­яв­лять та­кую невер­ность Сво­е­му Учи­те­лю: ведь Он не толь­ко опре­де­лен­но го­во­рил им (и не раз!) о том, что долж­но про­изой­ти, но да­же при­звал к Се­бе в «сви­де­те­ли» двух са­мых ав­то­ри­тет­ных пра­вед­ни­ков – Мо­и­сея и Илию – во вре­мя зна­ме­на­тель­но­го пре­об­ра­же­ния на го­ре Фа­вор. (Не бу­дем за­бы­вать, что это со­бы­тие, в ко­то­ром Сын Бо­жий явил Се­бя Вла­ды­кой жиз­ни и смер­ти, за­ра­нее уве­ряя апо­сто­лов в том, что близ­кие стра­да­ния – не по­ра­же­ние и по­зор, но по­бе­да и сла­ва, увен­чан­ная Вос­кре­се­ни­ем, – про­изо­шло вес­ной, неза­дол­го до стра­да­ний, а со­всем не в ав­гу­сте!) Но это так: апо­сто­лы в стра­хе бе­жа­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да, Петр ма­ло­душ­но от­рек­ся от Учи­те­ля, а разо­ча­ро­ван­ные Лу­ка и Клео­па ухо­ди­ли из Иеру­са­ли­ма, хо­тя уже слы­ша­ли (!) об опу­стев­шем гро­бе (Лк.24:21-24)… Они бы­ли обык­но­вен­ны­ми людь­ми, вос­пи­тан­ны­ми в тра­ди­ции, счи­тав­шей Мес­сию преж­де все­го зем­ным ца­рем-во­и­те­лем, и под­лин­ный смысл Его при­ше­ствия дал­ся им не сра­зу.

Читать еще:  К чему снятся желтые нарциссы. К чему снятся нарциссы

С Фо­ми­ным вос­кре­се­ньем свя­за­на ещё од­на тра­ди­ция. В Древ­ней Церк­ви бы­ло при­ня­то, чтобы лю­ди [4] , кре­стив­ши­е­ся в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, в Фо­ми­но вос­кре­се­нье сни­ма­ли с се­бя все­на­род­но ту бе­лую одеж­ду (сим­вол ду­хов­но­го рож­де­ния и чи­сто­ты), ко­то­рую они но­си­ли всю Свет­лую сед­ми­цу, и от­да­ва­ли на хра­не­ние в цер­ков­ную риз­ни­цу. По­это­му и сам этот день на­зы­вал­ся на За­па­де «Вос­кре­се­ньем в бе­лых (одеж­дах)», Dominica in albis; а на Во­сто­ке «Но­вым Вос­кре­се­ньем», – в знак то­го, что празд­ник но­во­кре­щён­ных за­вер­ша­ет­ся, и на­чи­на­ет­ся их но­вая и мно­го­труд­ная жизнь в хри­сти­ан­ском зва­нии.

Во втор­ник Фо­ми­ной сед­ми­цы (де­вя­тый день по Па­схе) со­вер­ша­ет­ся пас­халь­ное по­ми­но­ве­ние усоп­ших, ко­то­рым Пра­во­слав­ная Цер­ковь воз­гла­ша­ет ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Гос­по­да, по­бе­див­ше­го смерть и тле­ние. Ис­тин­ный Бог – «Бог не мёрт­вых, а жи­вых. Для Него все жи­вы», – на­по­ми­на­ет Хри­стос не толь­ко Сво­им совре­мен­ни­кам, но и всем нам (Лк.20:38). По­то­му и день этот име­ну­ет­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре Ра­до­ни­цей.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

При­ме­ча­ния

[1] Рус­ский Си­но­даль­ный пе­ре­вод это­го ме­ста неуда­чен: «И не будь неве­ру­ю­щим, но ве­ру­ю­щим», а цер­ков­но­сла­вян­ский го­раз­до точ­нее: «И не буди неве­рен, но ве­рен» (Ин.20:27). Биб­лей­ско­му по­ня­тию «ве­ра» со­от­вет­ству­ют в первую оче­редь на­ши по­ня­тия «твер­дость», «до­ве­рие», «вер­ность». Это не от­вле­чен­ная «фило­соф­ская» ве­ра в Бо­га (при­зна­ние Его су­ще­ство­ва­ния), а вер­ность Бо­гу. Ве­рить и быть в со­ю­зе мож­но толь­ко с лич­ным, Жи­вым Бо­гом, но не с аб­страк­ци­ей «Аб­со­лю­та» или «Кос­ми­че­ско­го ра­зу­ма». Ис­тин­ный Бог – это «Бог Ав­ра­ама, Иса­а­ка и Иа­ко­ва, а не Бог фило­со­фов и учё­ных» (Блез Пас­каль). См.: Сло­варь биб­лей­ско­го бо­го­сло­вия / Под ред. Кса­вье Леон-Дю­фу­ра и др. Брюс­сель, 1974, кол. 115–128 (ста­тьи «Ве­ра» и «Вер­ность»).От­ри­цать су­ще­ство­ва­ние Бо­га (или бо­гов) древ­ний че­ло­век мог лишь в од­ном слу­чае (см.: Пс.13:1), а так­же Иак.2:19 (но та­кая ве­ра не спа­са­ет!).

[2] Гре­че­ское на­зва­ние это­го вос­кре­се­нья в цер­ков­ном ка­лен­да­ре – Ан­ти­пас­ха – бук­валь­но озна­ча­ет «вме­сто Пас­хи»), «по­то­му что этот день – пер­вый из вос­крес­ных дней все­го го­да, в ко­то­рый со­бы­тие Вос­кре­се­ния по­вто­ря­ет­ся» (Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995. С. 639–640). Дей­стви­тель­но, мы по­чти­тель­но на­зы­ва­ем каж­дый вос­крес­ный день «ма­лой Пас­хой». При­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с невер­ным по­ни­ма­ни­ем тер­ми­на Ан­ти­пас­ха да­же в свя­щен­ни­че­ской сре­де (греч. анти име­ет несколь­ко зна­че­ний, глав­ное – ‘вме­сто’, ‘за’).

[4] В древ­но­сти кре­сти­ли пре­иму­ще­ствен­но взрос­лых и под­рос­ших де­тей, спо­соб­ных со­зна­тель­но участ­во­вать в та­ин­стве кре­ще­ния. Так бы­ло сна­ча­ла и в Древ­ней Ру­си.

О богословии канона Фоминой недели

Продолжается празднование святой Пасхи. Следующее воскресение после нее называется Антипасхой. Однако почему? Приставка «анти» в современном языке чаще всего имеет зловещее значение — «против». Однако разве это единственное значение греческой приставки αντι? Отнюдь нет, ибо другое ее значение — «вместо». Так вот, «Антипасха» — это празднество «вместо Пасхи». Восьмой день, или октава, после нее осмысляется как замещающее и соразмерное ей торжество, столь же величественное, как и сама Пасха.

В древности Антипасха также именовалась «Новой неделей», такое название есть в проповедях свт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Интересно, как называет ее Блаженный Августин — «Неделя в белом» (dominica in albis). Как считает М.Скабалланович, эта неделя названа так, потому что новокрещенные (неофиты) с этого воскресения переменяли белые одежды, надетые на них при Крещении, на обыкновенные[1]. Мнение Скабаллановича справедливо, ибо в 172 проповеди Блаженный Августин говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце»[2].

Однако издревле служба Антипасхи была посвящена также и уверению Фомы. Согласно свидетельству блаженной Эгерии, вечером в день Антипасхи в храме святого Сиона читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы. В «Апостольских постановлениях» (текст окончательно сложился около 380 г.) повествование об установлении праздника ведется от лица самого св. апостола Фомы: (ἑορτὴ τιμία αὐτὴ ἡ ὀγδόη, ἐν ᾗ δυσπιστοῦντα ἐμὲ Θωμᾶν ἐπὶ τῇ ἀναστάσει ἐπληροφόρησεν — досточтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего в Воскресение Фому, известил о нем.

Канон праздника был написан преподобным Иоанном Дамаскиным, по крайней мере в древнейших рукописях Триоди (Р.А.И.К 109 — IX в., Sin. Greek 735 — Х в.) он подписан именем Иоанна Монаха, под которым часто выступает великий богослов VIII в., некогда великий визирь Дамаскского халифа, а затем смиренный монах монастыря св. Саввы Освященного. Стиль канона соответствует стилю произведений преп. Иоанна Дамаскина. Однако не исключено, что 9 песнь канона древнее прочих и может даже восходить к V веку[3]. Что особенно привлекает нас в этом каноне?

Во-первых, богословие времени. Пасха осмысляется как «весна душам», спасение от мрачной и морозной зимы грехов:

Σήμερον ἔαρ ψυχῶν,

ὅτι Χριστὸς ἐκ τάφου,

ὥσπερ ἥλιος ἐκλάμψας τριήμερος,

τὸν ζοφερὸν χειμῶνα ἀπήλασε

τῆς ἁμαρτίας ἡμῶν,

Днесь весна душам,

зане Христос от гроба

якоже солнце возсияв тридневный,

мрачную зиму отгна греха нашего.

яко прославися. (1 песнь 1 ирмос)

Мы не случайно изменили несколько неверный славянский перевод χειμῶνα — «бурю» — на «зиму», поскольку здесь речь идет именно о зиме греха. Дорогой читатель, вы никогда не задумывались о происхождение слова «стыд»? Он происходит от древнерусского слова «студъ», однокоренного со словами «стужа», «студеный». Действительно, когда стыдно, все леденеет в душе, ибо она чувствует мертвящий холод греха. Не случайно Данте помещает предателей в ледяной колодец — последний и самый страшный круг ада. Но сияет Христос — Вечное Солнце правды — и растапливает лед наших сердец, и отгоняет мрачную и бурную зиму греха нашего.

Читать еще:  Что значит красная нить на левой руке. Что значит красная нить на запястье, на какой руке носят красную нить? Как правильно завязать красную нить на запястье? Как правильно завязать красную нить для защиты от негатива, а также от сглаза и порчи

Антипасха становится первым и восьмым днем, концом времени и его началом:

Ὡς πρώτη ὑπάρχει,

ἡμερῶν καὶ κυρία,

ἡ λαμπροφόρος αὕτη,

ἐν ᾗ ἀγάλλεσθαι ἄξιον,

τὸν καινὸν καὶ θεῖον λαόν·

ἐν τρόμῳ φέρει γάρ,

καὶ αἰῶνος τὸν τύπον,

ὡς ὀγδοὰς τελοῦσα τοῦ μέλλοντος,

ὁ ὑπερυψούμενος τῶν Πατέρων καὶ ἡμῶν,

Θεὸς εὐλογητὸς εἶ.

Яко первый есть

дней и господственный

светоносный сий, в оньже радоватися достойно

новым и божественным людем,

с трепетом приносит бо

яко осмица совершая будущаго,

превозносимый отцев и наш Боже,

благословен еси. (7 песнь 1 тропарь)

В каноне присутствует тема обновления времени и перехода времени в вечность, а равно и обновления человека, точнее — нового народа Божия.

Вторая важная тема — рождение веры из неверия. Парадоксально, но Христос радуется неверию Фомы, и радуется испытанию, и охотно позволяет ему осязать свои раны! Почему? Потому что Спаситель видит, что неверие Фомы связано не с гордыней, не с превозношением и злобным упрямством, но соединено с исканием, ибо Фома хочет поверить и преодолеть свое неверие, он ищет встречи с Господом.

веры родительницу нам показал еси,

Ты бо вся премудростию Твоею

промышляеши полезно, Христе,

яко Человеколюбец.(5 песнь 3 тропарь)

γεννήτριαν ἡμῖν, τὴν τοῦ Θωμᾶ ἀνέδειξας·

σὺ γὰρ πάντα τῇ σοφίᾳ σου,

προνοεῖς συμφερόντως, Χριστὲ

Не всуе усумневся

Фома о восстании Твоем,

но несумнетельное тщашеся

Христе, всем языком.

Отонудуже неверием уверив всех,

превозносимый, отцев и наш Боже,

благословен еси. ( 7 песнь 3 тропарь)

Οὐ μάτην διστάσας,

ὁ Θωμᾶς τῇ Ἐγέρσει σου,

ἀλλ’ ἀναμφίλεκτον ἔσπευδεν,

Χριστὲ τοῖς πᾶσιν ἔθνεσιν·

ὅθεν δι’ ἀπιστίας πιστωσάμενος πάντας,

ὁ ὑπερυψούμενος, τῶν Πατέρων καὶ ἡμῶν, Θεὸς

Следующая важная тема — «телесный огнь», огонь и свет, исходящий из плоти Христовой. Один из самых блистательных примеров — «огненное ребро Христово», которого касается рука Фомы. Эта тема присутствует в каноне Фоминой недели, написанного Иоанном Дамаскиным.

Σὲ τὸν χοικῆ παλάμῃ ψηλαφώμενον πλεύράν

καὶ μὴ φλέξαντα ταύτην

πυρὶ τῷ τῆς ἀύλου θείας οὐσίας

ἐν ὑμνοις μεγαλύνομεν

Тя перстною рукою осязанного в ребра,

И не опалившего сию

огнем невещественной Божественной сущности

в песнех величаем (9 песнь 3 тропарь)

Еще один пример:

ἐπαινουμένης τοῦ Θωμᾷ,

τολμηρῶς γὰρ εψηλάφησε τὴν πλευράν,

τὴν τῷ θείῳ πυρὶ ἀπαστράπτουσαν.

Дерзновенно бо коснуся ребра

Божественным огнем блистающа. (6 песнь 3 тропарь)

Вероятно, это тема была заимствована из более раннего кондака на Воскресение, написанного св. Романом Сладкопевцем (+560), где она выражена еще более ярко:

Τίς ἐφύλαξε τὴν τοῦ μαθητοῦ παλάμην τότε ἀχώνευτον,

ὅτε τῇ πυρίνῃ πλευρᾷ προσῆλθε τοῦ Κυρίου

Τίς ἔδωκε ταύτῃ τόνον, καὶ ἴσχυσε ψηλαφῆσαι

φλόγεον ὀστοῦν Πάντως ἡ ψηλαφηθεῖσα.

Εἰ μὴ γὰρ ἡ πλευρὰ δύναμιν ἐχορήγησε,

πηλίνη δεξιὰ πῶς εἶχε ψηλαφῆσαι

παθήματα σαλεύσαντα τὰ ἄνω καὶ τὰ κάτω

Кто сохрани ученика длань неопаленну

егда огенному ребру приближися Господа

Кто дарова ей стремление и укрепи коснутися

огненной кости? Если не осязанное

ребро силу дарова

перстней деснице, како имаше коснутися

страданьми поколебавшаго вышняя и нижняя?

Итак, мы видим явные свидетельства об огне, исходящем из ребер Христовых, свидетельства тем более важные, что на Туринской Плащанице сохранились следы как бы от некоего огня, очень «тонкого и умного» (по выражению А.Белякова), а также крови и воды, вышедших из пронзенного бока Христа. Возможно, это свидетельство преп. Иоанна Дамаскина и преп. Романа Сладкопевца восходит к раннехристианской архаике. Мы знаем, что, хотя св. Роман Сладкопевец большую часть своих произведений создал в Константинополе, тем не менее в его кондаках присутствуют следы многих архаических сирийских рассказов и апокрифов.

Поэтому тема «огненного ребра», общая для канона Иоанна Дамаскина и кондака Романа Сладкопевца, может быть объяснена как прямым заимствованием Дамаскиным у Романа, так и общим источником неизвестного происхождения. Для нас это не столь важно, гораздо более значимо богословское значение этой темы, особенно то, что огонь исходит из раны от копья, откуда изошли «кровь, вода, крещение».

И наконец — тема огромного духовного богатства, связанного с ребром Христовым, которого дерзновенно коснулся Фома:

ἐκ θησαυροῦ τοῦ ἀσυλήτου, τῆς θείας

λόγχῃ διανοιγείσης σου πλευρᾶς

σοφίας καὶ γνώσεως,

ἀναπιμπλᾷ τὸν κόσμον ὁ Δίδυμος.

от сокровища некрадомаго Божественнаго,

Благодетелю, копием прободеннаго Твоего ребра,

премудрости и разума

наполняет мир Близнец. (4 песнь 3 тропарь)

Поэтому призываем дорогих читателей сайта «Православие»: спешите приобщиться к этому великому сокровищу духовной премудрости и знания, к зрячей и твердой вере св. апостола Фомы.

[1] Скабалланович М. Толковый типикон. Вступительная глава Киев, 1912. С. 293.

[3] Подробнее см. Василик В.В. Проблема происхождения канона. Богословие. История. Поэтика. Спб 2006. C. 203-207.

Источники:

http://selo-jurjevo.cerkov.ru/2019/05/05/antipasxa-v-2019-godu-5-maya-nedelya-o-fome-fomino-voskresene/
http://azbyka.ru/days/p-antipasha-nedelja-apostola-fomy
http://pravoslavie.ru/102910.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: