Кто такие горские евреи таты. Где проживают таты? История нации в России

Кто такие горские евреи таты. Где проживают таты? История нации в России

Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями «горские евреи» и «таты». Даже в специальной литературе, иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно (стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу) смешивают татов и горских евреев.

Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев. Однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты — это один народ. Прежде всего, сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным, этническим общностям.

Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость, горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживает в Азербайджане , причем таты записаны в паспортах (и, следовательно, в переписях) как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане: здесь таты считаются одним из местных народов, причем основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, та-тов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедания составляют единый татский народ — один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах «татами», дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так, во время переписи 1979 г. свыше 20 тыс. горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте «тат», во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее всего, свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта.

В результате такого своеобразного решения «горско-еврейского», а заодно и «татского» вопросов статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы «горский еврей» и «тат» перепутаны.

Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта, причем пишущие на этом языке называли себя татскими, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями.

Сам по себе этноним «таты» впервые появился в VIII в. Таты — не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и, шире, всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним «таты» встречался на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время, кроме Восточного Кавказа, он используется для именования ираноязычного населения Южного (Иранского) Азербайджана. Слово «тат» также отчетливо слышится в этнониме «таджик», обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается Восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи, причем в этих регионах они сильно тюркизированы, и в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана (район Кубы), где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность.

Для тюрков термин «таты» обычно имел негативную коннотацию. Как писал Б. В. Миллер, с точки зрения тюрков: сами таты индифферентно относятся к своей национальности считая наименование «тат» малопочтенным.

Впрочем, сам Б. В. Миллер замечает далее: никакого презрительного отношения к своему языку я у татов не усмотрел.

Характерно, что и в настоящее время, несмотря на активную политику отуречивания татов, многие таты, особенно в горных районах, где они в большей степени сохранили свою самобытность, недовольны тем, что в паспортах они записаны азербайджанцами, лишены возможности сохранять язык, культуру и т. п.

Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах других народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Таты и горские евреи проживают в одном регионе, но мне не известно ни одно поселение (не считая больших городов типа Баку или Махачкалы), в котором бы они жили совместно.

Читать еще:  Свято-Успенская церковь (Кенай). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

До революции все авторы, писавшие о горских евреях, четко отличали их от татов-мусульман. Впервые идею «единого татского народа» сформулировал в 1928 г. Б. В. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры». В то же время в этой работе сам Б. В. Миллер, говоря о «так называемых» горских евреях, вынужден отметить, что: еврейская группа татов , единственная сознающая свою национальную обособленность (правда, пока, по религиозному признаку)?

Он же, посвящая в этой своей небольшой монографии отдельную главу горским евреям, пишет в ней так: Еврейско-татская группа единственная, себя национально выделившая из остальной массы татоязычного населения и положившая начало своей письменности на этом языке. Между тем таты-мусульмане, как мы видели, до революции не выделяли себя из общей массы закавказских мусульман, а после революции проявляют тенденцию выдавать себя за тюрков.

Идея, намеченная Б. В. Миллером, была подхвачена не только советским официозом,.но и частью горско-еврейской интеллигенции. Удивительно, но даже в наше время появляются публикации типа изобилующей фактическими неточностями книжки Б. Ш. Нувахова «Таты России», в которой можно прочесть, что «горские евреи по своим антропологическим характеристикам не имеют ничего общего с древними евреями (?!)», что надуманно причислять «татов-иудаистов к еврейской нации лишь на основании их приверженности к иудейской религии», что все разговоры о «так называемых» горских евреях являются результатом сионистской пропаганды и т. п. Полемизировать по существу тут незачем, но не очень понятно, что заставляет писать до сих пор такие книги «в защиту» горских евреев и одновременно не замечать «в списках не значащийся» и потому исчезающий реальный этнос, то есть татов-мусульман.

Горские евреи и таты: Обменяю название. Дорого. Тел/факс.

У меня радость – я снова еду в свой горячо любимый Дербент! Ну, надеюсь попасть, во всяком случае. Я был там зимой , теперь наконец побываю летом.

Собираюсь исполнять необычную миссию – участие в этнографической экспедиции, посвященной местным евреям. А евреи тут очень колоритные. Поскольку я, в общем, этой темой не занимаюсь, начал собирать информацию загодя.

Горские евреи живут на юге Дагестана и севере Азербайджана с незапамятных времен – с пятого века, как минимум, а то и дольше. Не все кавказские народы так долго обитают на Кавказе. их история полна темных пятен: одни горско-еврейские источники возводят их к коленам Иуды и Вениамина, другие – к десяти потерянным коленам (к 10 коленам возвести себя очень просто – это по дефолту делается. На происхождение от них даже пуштуны претендовали. А в последние десятилетия потерянные колена начали обнаруживаться по всей ойкумене. Впрочем, про это будет отдельный пост).

Горских евреев когда-то принесло миграционными волнами и древним царствостроительством с юго-запада Ирана, где они успели освоить язык, близкий современным фарси и курдскому. Вместе с ними принесло и татов – персоязычных азербайджанских мусульман. За много столетий эти два народца обычно не смешивались, но в глазах, к примеру, Российской Империи были очень схожи. Некоторые таты и лезгины, кстати, помнят, что их предки были евреями, но приняли ислам под давлением обстоятельств. Целые аулы. С такими аулами еврейские слободки имели тесные отношения, часто побратимские, и торговые связи. К примеру, муслимы делали ковры, а евреи из городка Куба их продавали.

Горские евреи, кстати, в Российской Империи чувствовали себя неплохо, хотя, в основном, жили бедно и безземельно. К моменту вхождения Дагестана и Азербайджана в состав имперских земель почти все они уже переместились из мелких аулов в крупные города. Последние аулы опустели во время Кавказской войны – мюриды иноверцев, сотрудничавших с русскими, не жаловали. Зато, в отличие от ашкеназов, горцы не имели проблем с чертой оседлости.

А вот в СССР после войны они попали под ту же антисионистскую раздачу. И тут всем стало выгодно вспомнить про татов. В 20 веке таты начали быстро ассимилироваться азербайджанцами. Свой язык они используют сейчас только в быту, да и в переписях записываются титульной нацией Азербайджана. А вот горские евреи идиш с ивритом осваивать не пожелали и создали целую литературу на своем, еврейско-татском, языке. Это послужило основанием называть их татами, а язык и литературу – татскими.

Читать еще:  К чему снится червивая ягода. Кушать ягоды

Называть евреев татами было интересно руководству СССР – так преуменьшался процент евреев, и можно было обвинять недружественных сионистов в клятой пропаганде на Кавказе. Так и прижилось.

Теперь горских евреев все повсюду называют татами, слово “джухури/джухути” (собственно, “еврей”) помнят только евреи и их односельчане. А на вопрос “А татов тогда как называть?” все удивленно хлопают глазами.

Кто такие горские евреи таты. Где проживают таты? История нации в России

Таты

Таты (тати, парси, даглы, лохиджихон) — народ иранской языковой группы, исторически проживающий в Азербайджане и на юге Дагестана.

Содержание

[править] Общие сведения

Таты говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков.

По мнению одних исследований, таты — мусульмане-шииты, и незначительное количество суннитов, которые населяют села к западу от города Дербент. До ислама таты исповедовали зороастризм.

По другой версии, кроме татов-мусульман, есть таты-армяне и таты-иудеи — горские евреи.

Название таты по одной версии означает с тюркского языка осёдлое нетюркского населения [1] . По другой версии, слово «Taj» — это арабское «корона», как называли коронные войска. На джагатайском наречии тюркского языка слово тат имеет значение подданного, живущего или служащего у вельможи.

Ныне таты проживают в Апшеронском, Хызинском, Дивичинском, Сиазаньском, Губинском, Хачмазском, Шемахинском и Исмаиллинском районах Республики Азербайджан, а также в ряде сёл Южного Дагестана.

[править] История

Персы стали заселять Кавказ начиная с эпохи Ахеменидов (558−330 гг. до н. э.), присоединивших Закавказье в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи [2] .

По мнению многих историков, предки татов переселились в Закавказье во времена династии Сасанидов (3−5 века), которые строили здесь города и основывали военные гарнизоны [3] .

В результате походов арабов на Кавказ в 7−8 веках началась исламизация местного населения.

С 11 века на Восточный Кавказ стали проникать племена огузов, возглавляемых династией Сельджуков. Видимо, в эту же эпоху появился термин «тат», обозначающего осёдлых земледельцев [4] .

Азербайджанский учёный и писатель Аббаскули-ага Бакиханов (1794−1847) в своей книге «Гюлистан-и Ирам» отмечает:

Обитатели восьми деревень в Табасаране — Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка. Это дает возможность полагать, что они были жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади. Все население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на то же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении [5] .

По данным на 1894 год в Закавказье насчитывалось 124 693 тата [6] , а по всероссийской переписи 1897 года в Российской империи проживало 95 056 носителей татского языка [7] .

Согласно переписи 1926 года в СССР насчитывалось 28 705 татов [8] . По переписи 1959 года — 11 463 человек [9] , по переписи 1970 года — 17 109 татов [10] , по переписи 1989 года — 30 669 человек [11] .

В 2005 году американские исследователи насчитали число татов в 15 553 человек [12]

[править] Таты и горские евреи

Таты и горские евреи — разные народы.

В советское время, когда шла борьба с «сионизмом», и «еврейским буржуазным национализмом», когда отрицалось само существование еврейского народа, а также благодаря усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи — это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за антисемитизма и ущемления в правах, горские евреи сами стали записываться татами.

Так, по переписи 1979 года свыше 20 тысяч горских евреев предпочли назвать себя татами [13] .

Читать еще:  Когда лучше делать заготовки по лунному календарю. Лучшее время для консервации огурцов

Впрочем, есть и сегодня сторонники данной теории [14] . Такие устаревшие выводы теперь опровергнуты недавними исследованиями галлогрупп ДНК генеалогии, которые доказывают самобытность горских евреев, их связь с другими еврейскими группами, и ближневосточной связью в общем.

В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекращается, в 1956 году в Дагестане возобновляется издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР (Дагестан, Кабардино-Балкария, и т.д.). В тоже время, партийная и колхозная элита в сущности заставляла при получении документов идентичности, указание национальности как “тат”, а не горский еврей, пользуясь невысокой образованностью, а иногда просто темнотой и невежеством населения. Это искажение истинного определения еврейского народа в последствие повлияло на новые поколения горских евреев вплоть до распада СССР.

Ранее места проживания татов-мусульман, были населены евреями:

Например, Дербенд-намэ сохранила известие, что до прихода арабов большая часть населения Табасарана исповедовала религию Моисея [15] .

Вильгельм де Рубрук писал:

На два дня пути отсюда мы нашли другой город, по имени Самарой [16] , в котором живет много иудеев; когда мы проехали через него, то увидели стены, спускающиеся с гор до моря. На следующий день мы проехали через некую долину, на которой видны были основания стен, простиравшихся с одной горы на другую, а по верхушкам гор не было никакой дороги. Это были укрепления Александра [17] , удерживавшие дикие племена, то есть пастухов из пустыни, от наступления на возделанные земли и города. Есть и другие укрепления, в которых живут иудеи, о которых я не мог узнать ничего верного; однако во всех городах Персии живет много иудеев, в котором живет много иудеев [18] .

В 1690 году Витсен, составивший описание Северной и Восточной Татарии, сообщает, что в селении Бойнаке (Буйнаке) и татарских (лезгинских) княжествах были тысячи евреев. В одном княжестве Остме (владении бывших харакайтакских уцмиев) их было 15 тысяч. По словам Витсена, евреи ведут своё происхождение из Вавилона и занимаются земледелием, между тем как лезгины преданы военному делу и занимаются грабежом.

По словам кубинских евреев, множество мусульманских селений, населенных ныне лезгинами и татами, были прежде «еврейскими»; так например, не менее 25 селений, расположенных от Баба-Дага в направлении Кубы, раньше держались Моисеева закона. Таково напр. было селение Шудуг (Şuduq) на юг от Кубы, которое и сейчас еще делится на 2 части, из коих одна до сих пор называется «еврейским кварталом» (çuhud məhələsi), хотя население последнего сейчас исключительно мусульманское. Жители села Ахти (Кюринского округа, на Самуре) и в 1928 году, как и 40 лет до этого, сохраняли воспоминание о том, что их предки были евреями [19] .

В доказательство исламизации части горских евреев можно привести пример из Азербайджана, где один из кланов, на которые делится татское, то есть мусульманское, население Шюдюха называется «Исраили». Члены этого клана отчетливо помнят о еврейском происхождении своих предков. Вплоть до 1946 года на территории села сохранялось еврейское кладбище [20] .

В 1913 году антрополог К.М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя — 79,21) от типа горских евреев [21] . Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана — от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев — крайняя брахикефалия.

Тем не менее, среди татов Курдов отметил целую четверть, как минимум, с горбинкой на носу, признак явной семитской/арменоидной принадлежности; Курдов заключил исследование так: “Таким образом, как показывает анализ физических признаков, таты весьма близко подходят по своему физическому облику к горским евреям Дагестана, и если наблюдается некоторая разница, то касается она несущественных подробностей;” – К. Курдов, “Таты Дагестана”, Русский Антропологический Журнал, Номер 3 и 4, 1907, с. 64.

Однако одним из выводов, предполагается что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническим самосознанием, самоназванием, бытом, материальной и духовной культурой [22] .

Источники:

http://www.istok.ru/library/199-gorskie-evrei-3-taty-i-gorskie-evrei.html
http://zen.yandex.ru/media/id/59e4dc63ad0f22d0920795db/5b71ea6e9be7c200a841aa89
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8B

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: