Свято-Успенская церковь (Кенай). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Свято-Успенская церковь (Кенай)

Свято-Успенская церковь или Храм Вознесения Девы Марии — русская православная церковь в городе Кенай на Аляске.

Содержание

Краткие сведения

Первая епархия Русской православной церкви была создана на Аляске в 1840 году, православие стало быстро распространятся по региону, особенно среди кенайцев, так русские поселенцы назвали коренных жителей полуострова Кенай. Первая часовня была построена Русско-американской компанией в форте святого Николая рядом с деревней Кенай, первым священником стал игумен Николай Милитов прибывший в 1844 году и прослуживший вплоть до своей кончины в 1869 году. [1]

Священник Николай Милитов курировал также строительство в 1849 году церкви в другой части Аляски. Им была создана приходская школа 1860-х годах, русский язык стал основным языком в образовании и торговле. Церковь служила культурным центром и способствовала более быстрой ассимиляции коренного населения Аляски, а также продвигала русскую культуру среди коренных жителей. В дополнение к религиозным и образовательным целям церковь служила административным и судебным центром региона. [1]

Современная церковь была построена в 1895—1896 годах и стала вторым храмом заменив постройку 1849 года. Церковь построена из брёвен в псковском стиле в форме корабля. Колокольня была пристроена к церкви позднее, в 1900 году. [1]

В 1906 году напротив Свято-Успенской церкви была построена часовня святого Николая рядом с могилами первого священника Николая Милитова, чтеца Макария Иванова и неизвестного монаха. Расположенный рядом с часовней и церковью дом приходского священника построенный в 1881 году считается старейшей сохранившейся постройкой на полуострове Кенай.

В 1970 году церковь, часовня и кладбище признаны Национальным историческим памятником США. В настоящее время Свято-Успенская церковь является действующим приходом Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. [2]

Список священников

  • 1844—1867; игумен Николай Милитов
  • 1867—1877; Макарий Иванов
  • 1881—1886; иеромонах Никита
  • 1888—1892; Николай Митропольский
  • 1893; Александр Ярошевич
  • 1895—1906; Иоанн Бортновский
  • 1907—1952; Павел Шадура
  • 1952—1972; дьякон Александр Иванов служил в церкви без постоянного священника.
  • 1969—1973; Кирилл Булашевич
  • 1970—1972; Михаил Осколков и Семён Осколков служили в качестве приглашенных священников.
  • 1975—1991; Макарий Таргонский
  • 1992—1993; Павел Меркульев служил в качестве приглашенного священника.
  • 1993—1997; от. Сергий
  • 1998; Михаил Трефон
  • 2003; Томас Эндрю

Напишите отзыв о статье “Свято-Успенская церковь (Кенай)”

Ссылки

  • [loc.gov/pictures/item/ak0069/ исторический обзор американских строений]
  • [tps.cr.nps.gov/nhl/detail.cfm?ResourceId=1051&ResourceType=Building Национальные исторические памятники США]

Источники

  1. 123 [www.nps.gov/history/history/online_books/nhl/russian-america/sec4.htm National Park Service: Russian America Theme National Historic Landmarks (Holy Assumption Orthodox Church)]
  2. [www.oca.org/DIRlists.parish.deanery.asp?deanery=OCA-AK-KED&SID=9&TYPE=DEANERY&x=24&y=13 OCA — Parish Listings]

Отрывок, характеризующий Свято-Успенская церковь (Кенай)

Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г’асскажи ты мне пг’о себя, – сказал он.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
– Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.
– В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
– Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.

Успенский собор

Сооружение большого соборного храма было заветной мечтой настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова). Проектирование его он предложил сделать известному петербургскому архитектору, академику А. М. Горностаеву. Характерной чертой проекта явилось совмещение византийских форм и традиций русского зодчества. «Для построения этого прекрасного храма, – свидетельствует Григорий Кулжинский, – пришлось преодолеть много трудностей». Теснота места, где предполагалось строить собор, потребовало отсекать горы, укреплять их кирпичными стенами, засыпать неровности оврага.

Читать еще:  Описание русских христианских крестов. Что означают надписи на кресте

Ровно через месяц после закладки собора, 12 октября 1859 года, архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания этого храма перешло в руки его преемника – архимандрита Германа.

Иконостас Успенского собора. Фото к. XIX в.

4 сентября 1868 года Успенский собор был освящен Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Внушительны его размеры: высота – 53 метра, длина по линиям восток-запад – 42 метра. Успенский собор представляет собой большой четырехстолпный крестовокупольный храм с пятью главами и тремя невысокими апсидами.

Храм трехпрестольный: центральный придел его посвящен Успению Богоматери, южный придел – святой великомученице Варваре и мученице Татиане, северный придел – святителям Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. После закрытия монастыря советской властью соборный Успенский храм был кощунственно перестроен под кинотеатр.

Успенский собор. Фото 1995 г.

В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий.

8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение .

Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным.

Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах.

Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от Него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым.

Интерьер Успенского собора. 2012 г.

Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника .

В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские.

Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век.

Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.

В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника . Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях».

Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы.

Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой, раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия , Киприана , Лонгина , Исаакия и архимандрита Арсения . С правой стороны преподобноисповедники Михаил , Трифон , Иоанн , преподобный Иоанникий , в малом ковчеге мощи архимандрита Германа . Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих.

Читать еще:  1 июня церковный. Именины в июне, православные праздники в июне

Успенский собор

В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы.

Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.

Алтарь Успенского собора

На левом и правом задних столпах, друг напротив друга, установлены иконы «святитель Иоанн Златоуст в житии» и «Святой великомученик Феодор Стратилат в житии». Это списки с икон XVI века, находящихся в Переславском монастыре святого великомученика Феодора. Написаны они по следующему случаю. Когда царь Иоанн Грозный в 1557 году въезжал в город Переславль-Залесский, то получил известие о рождении сына царевича Феодора. В память об этом событии он повелел написать иконы своего святого покровителя, а также покровителя своего новорожденного сына и установить их в Переславском монастыре.

В соборе находится икона Пресвятой Троицы, точная мера и подобие иконы прп. Андрея Рублева, прориси для нее были сняты в Третьяковской галерее, где хранится сейчас оригинал самой известной в мире русской иконы.

Икона прп. Алексия, человека Божия

В левом приделе положена на аналой икона святителей Митрофана и Тихона с частицами их мощей. Это дар обители епископа Алипия (Погребняка). Частица мощей находится и в иконе покровителя обители преподобного Алексия, Человека Божия.

Лепной декор храма в недавнее время был покрыт сусальным золотом. Своды между колоннами расписаны изображением крестов на фоне богатого орнамента. В медальонах помещены иконы святых.

Сион Успенского собора

На престоле храма по великим праздникам устанавливаются сионы. С ними в руках в положенное время дьякона совершают каждение храма. Сионы сделаны по образцу большого сиона собора Софии Новгородской. Внизу сребропозлащённого Сиона изображены двенадцать апостолов, вверху он украшен аспидным камнем.

Кроме резного иконостаса в храме многие иконы имеют резные деревянные кивоты, по древним образцам сделано игуменское место. Пол собора украшен рисунком из белого мрамора, серого гранита и лабрадорита, в центре храма выложена восьмиконечная звезда.

Вид на собор с колокольни

Площадка возле собора ограждена чугунной решеткой, по вечерам площадь освещается светом фонарей старинной формы. Подъем к собору идет по двум гранитным лестницам. На нижней площадке построены два мраморных фонтана, в центре которых установлены большие мраморные кресты. Вода этих фонтанов дарит радость всем в знойные летние дни.

Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Святогорской Лавры. Накануне совершается праздничное всенощное бдение с литией вокруг собора. В самый день праздника, 28 августа, в Успенском соборе служится водосвятный молебен с акафистом на распев Успению Богородицы, затем Божественная литургия, по окончании которой совершается крестный ход вокруг Успенского собора с чтением Евангелия и многолетиями.

Успенский собор

Сооружение большого соборного храма было заветной мечтой настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова). Проектирование его он предложил сделать известному петербургскому архитектору, академику А. М. Горностаеву. Характерной чертой проекта явилось совмещение византийских форм и традиций русского зодчества. «Для построения этого прекрасного храма, – свидетельствует Григорий Кулжинский, – пришлось преодолеть много трудностей». Теснота места, где предполагалось строить собор, потребовало отсекать горы, укреплять их кирпичными стенами, засыпать неровности оврага.

Ровно через месяц после закладки собора, 12 октября 1859 года, архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания этого храма перешло в руки его преемника – архимандрита Германа.

Иконостас Успенского собора. Фото к. XIX в.

4 сентября 1868 года Успенский собор был освящен Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Внушительны его размеры: высота – 53 метра, длина по линиям восток-запад – 42 метра. Успенский собор представляет собой большой четырехстолпный крестовокупольный храм с пятью главами и тремя невысокими апсидами.

Храм трехпрестольный: центральный придел его посвящен Успению Богоматери, южный придел – святой великомученице Варваре и мученице Татиане, северный придел – святителям Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. После закрытия монастыря советской властью соборный Успенский храм был кощунственно перестроен под кинотеатр.

Успенский собор. Фото 1995 г.

В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий.

8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение .

Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным.

Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах.

Читать еще:  Захоронение русских царей. Архангельский собор Московского Кремля: описание, история и интересные факты

Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от Него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым.

Интерьер Успенского собора. 2012 г.

Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника .

В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские.

Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век.

Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.

В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника . Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях».

Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы.

Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой, раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия , Киприана , Лонгина , Исаакия и архимандрита Арсения . С правой стороны преподобноисповедники Михаил , Трифон , Иоанн , преподобный Иоанникий , в малом ковчеге мощи архимандрита Германа . Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих.

Успенский собор

В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы.

Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.

Алтарь Успенского собора

На левом и правом задних столпах, друг напротив друга, установлены иконы «святитель Иоанн Златоуст в житии» и «Святой великомученик Феодор Стратилат в житии». Это списки с икон XVI века, находящихся в Переславском монастыре святого великомученика Феодора. Написаны они по следующему случаю. Когда царь Иоанн Грозный в 1557 году въезжал в город Переславль-Залесский, то получил известие о рождении сына царевича Феодора. В память об этом событии он повелел написать иконы своего святого покровителя, а также покровителя своего новорожденного сына и установить их в Переславском монастыре.

В соборе находится икона Пресвятой Троицы, точная мера и подобие иконы прп. Андрея Рублева, прориси для нее были сняты в Третьяковской галерее, где хранится сейчас оригинал самой известной в мире русской иконы.

Икона прп. Алексия, человека Божия

В левом приделе положена на аналой икона святителей Митрофана и Тихона с частицами их мощей. Это дар обители епископа Алипия (Погребняка). Частица мощей находится и в иконе покровителя обители преподобного Алексия, Человека Божия.

Лепной декор храма в недавнее время был покрыт сусальным золотом. Своды между колоннами расписаны изображением крестов на фоне богатого орнамента. В медальонах помещены иконы святых.

Сион Успенского собора

На престоле храма по великим праздникам устанавливаются сионы. С ними в руках в положенное время дьякона совершают каждение храма. Сионы сделаны по образцу большого сиона собора Софии Новгородской. Внизу сребропозлащённого Сиона изображены двенадцать апостолов, вверху он украшен аспидным камнем.

Кроме резного иконостаса в храме многие иконы имеют резные деревянные кивоты, по древним образцам сделано игуменское место. Пол собора украшен рисунком из белого мрамора, серого гранита и лабрадорита, в центре храма выложена восьмиконечная звезда.

Вид на собор с колокольни

Площадка возле собора ограждена чугунной решеткой, по вечерам площадь освещается светом фонарей старинной формы. Подъем к собору идет по двум гранитным лестницам. На нижней площадке построены два мраморных фонтана, в центре которых установлены большие мраморные кресты. Вода этих фонтанов дарит радость всем в знойные летние дни.

Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Святогорской Лавры. Накануне совершается праздничное всенощное бдение с литией вокруг собора. В самый день праздника, 28 августа, в Успенском соборе служится водосвятный молебен с акафистом на распев Успению Богородицы, затем Божественная литургия, по окончании которой совершается крестный ход вокруг Успенского собора с чтением Евангелия и многолетиями.

Источники:

http://wiki-org.ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9A%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B9)
http://svlavra.church.ua/o-lavre/xramy-i-chasovni/uspenskij-sobor/
http://svlavra.church.ua/o-lavre/xramy-i-chasovni/uspenskij-sobor/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: