Кто был первым монахом на руси. Епископ Боярский Феодосий

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Феодосий, архиепископ Боярский, викарий Киевской епархии (Снигирев Денис Леонидович)

Родился 31 августа 1974 г. в Киеве. В 1991 г. окончил среднюю школу. В 1994 г. окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер».

В 1994 г. поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 г. было преобразовано в духовную семинарию.

2 апреля 1998 г. архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

21 апреля 1998 г. архиепископом Климентом рукоположен в сан иеродиакона, 30 июня 1998 г. — в сан иеромонаха.

В 1998 г. окончил Калужскую духовную семинарию.

3 июля 1998 г. зачислен в братию Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря».

В 1999 г. назначен благочинным Пафнутьева Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии.

3 июля 2000 г. переведен на служение в г. Калугу, назначен секретарем Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Калуге.

23 августа 2001 г., согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 г. назначен настоятелем храма-часовни в честь прп. Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведен из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию, которую окончил в 2003 г.

С марта 2002 г. — главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск».

5 апреля 2004 г. возведен в сан игумена.

28 февраля 2005 г. возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой киевский Владимирский духовно-просветительский центр.

С мая 2007 г. — духовник международного православного фестиваля авторской песни «Благодатное небо».

С сентября 2007 г. — заместитель председателя международного общественного движения «Славянский молодежный союз», руководитель движения на Украине.

26 ноября 2007 г. указом Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира назначен ответственным секретарем Отдела по делам молодежи при Священном Синоде УПЦ.

6 февраля 2008 г. назначен заместителем председателя Отдела «Миссия духовного просвещения» при Священном Синоде УПЦ и руководителем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви.

28 апреля 2008 г. возведен в сан архимандрита.

25 мая 2010 г. назначен благочинным Киевской епархии по делам монастырей.

На заседании Синода УПЦ от 23 декабря 2010 г. (журнал № 44) избран во епископа Броварского, викария Киевской митрополии, с поручением управления Броварским викариатством Киевской епархии (журнал № 49).

Решением Синода УПЦ от 14 июня 2011 г. (журнал № 19) назначен председателем новообразованного Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов.

Читать еще:  Какая разница между верой католической и православной. Чем отличаются православие и католицизм

29 марта 2013 г. назначен председателем ставленнической комиссии Киевской епархии.

25 сентября 2013 г. Синод УПЦ в связи с образованием Бориспольской епархии, правящему архиерею которой усвоен титул «Бориспольский и Броварской», постановил епископу Феодосию иметь титул «Боярский» (журнал № 58). Освобожден от должности управляющего Броварским викариатством Киевской епархии и назначен на должность управляющего Северным викариатством г. Киева.

Решением Синода УПЦ от 16 сентября 2014 г. (журнал № 56) освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов (в связи с ликвидацией этой структуры).

9 декабря 2014 г. назначен председателем церковного суда Киевской епархии.

28 июля 2017 г. за Божественной литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа.

9 ноября 2019 г. удостоен ученого звания доцента Киевской духовной академии.

Кандидат богословия, доцент КДА, преподаватель курса Пастырского богословия в магистратуре КДА.

1998 г. — Калужская духовная семинария.

2003 г. — Киевская духовная академия.

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Феодосия (Снигирева) при наречении во епископа Броварского, викария Киевской епархии.

4. Монашество в Древней Руси. Преподобный Феодосий Печерский

Начало монашества на Руси восходит к концу X века. Первым на берегу Днепра поселился священник Иларион, который выкопал там себе пещеру. После его избрания в митрополиты его пещеру занял монах Антоний, вернувшийся с Афона. По-видимому, вокруг Киева жило уже в это время немало отшельников, так как преподобный Антоний обошел «много монастырей» (вероятно, небольших групп монахов), но решил поселиться отдельно. Вокруг него стали вскоре селиться другие монахи в пещерах. Первым пришел Никон, вторым Феодосий, и вскоре было положено основание организованному монастырю.

Основателем Киево-Печерской Лавры и образцом для подражания русским монахам явился преподобный Феодосий. Он родился около Киева, но родители вскоре переселились в Курск. С детских лет Феодосий любил ходить в церковь, читал Священное Писание и вел аскетическую жизнь. Он научился чтению и письму и по кончине отца хотел пойти в монастырь, но мать, его очень любившая, не хотела его отпустить, и ему пришлось претерпеть от нее много неприятностей. Узнав, что литургии в городе, где он жил, не могут часто совершаться из-за недостатка просфор, Феодосий сам стал печь просфоры. Но его мать не хотела этого допустить, так как считала такого рода работу для него унизительной. Когда же он отправился в соседний город и стал там помогать местному священнику печь просфоры, она вернула его насильно домой и запретила ему это делать. 24 лет он покинул свой дом и постригся в Киево-Печерской обители, где подвизался много лет, изумляя всех иноков своими подвигами молитвы и поста. В 1057 году он был избран игуменом монастыря и до самой своей кончины управлял им с великой мудростью и усердием. Преподобный не оставил своих подвигов, исполнял самые тяжелые работы за других, ел только сухой хлеб и зелень, проводил ночи в молитве.

Святой Феодосий не любил собирать запасов, но всегда, когда была нужда, в монастырь чудесным образом доставлялись хлеб или другая пища. Преподобный Феодосий обличал сильных и защищал невинно пострадавших и слабых. Он построил для них при монастыре особый двор. Каждый находил в Киево-Печерской обители даром кров и пищу. К преподобному Феодосию приходили за советом и князья, и бояре, и простые люди.

Православный русский народ считал его еще при жизни святым. Житие его было составлено преподобным Нестором. В 1091 году мощи его были обретены нетленными, а через 34 года после его кончины Церковь причислила его к лику святых (память 3/16 мая).

Читать еще:  Сонник улитки на теле. Большие улитки

Киево-Печерский монастырь с самых первых лет своего существования явился не только центром монашеских подвигов, но и распространителем церковной культуры. Его значение для жизни Киевской Руси было велико. Почти все епископы в XI и ХII веках были сначала иноками Печерского монастыря. В его стенах переписывались книги и велась запись событий. Инок Нестор, ученик преподобного Феодосия, составил летописное сказание (хронологическое изложение) о событиях до 1111 года, почему и называется летописцем. Он же написал житие святых князей Бориса и Глеба и жития отдельных печерских подвижников (память его 27/9 ноября).

Чем прославились Антоний и Феодосий Печерские?

15 сентября Православная Церковь чтит память преподобных Антония и Феодосия Печерских. Они считаются основателями современной Киево-Печерской лавры и одними из первых монахов на Руси. Как подвизались святые? За что их благодарят наши современники? Более о жизни праведников читайте далее.

Из Афона — на Киевскую землю

История Киево-Печерского монастыря берет начало от преподобного Антония Печерского. Он родился в 983 году, за пять лет до крещения Руси, и был назван Антипой. С раннего возраста проявилась его подлинная вера. Когда на Руси христианство только устанавливалось, зарождались первые храмы, Антипа совершил паломничество в Палестину, чтобы увидеть места земной жизни Спасителя. По дороге назад он посетил Афон, где вскоре принял монашеский постриг, и под новым именем Антоний подвизался на Святой горе.

Но через несколько лет игумен монастыря узнал Божью волю об иноке Антонии — своим примером утверждать христианскую веру на Руси. Так будущий святой вернулся в родную землю. В центре Руси — Киеве — он посетил все новообразованные монастыри, но места себе не нашел. Поэтому поселился тогда еще вдали от города, на Киевских горах, в одинокой пещере. Раньше в ней жил священник Иларион, будущий киевский митрополит.

С этой пещеры фактически и началась история Киево-Печерского монастыря. Считается, что обитель основали Антоний и Феодосий Печерские. Но на самом деле основателем был именно святой Антоний, Феодосий пришел после и стал игуменом обители. Но об этом немного позже.

Вдохновленные примером Антония

Монах Антоний был действительно великим аскетом. Он питался только черным хлебом, который употреблял через день, и умеренным количеством воды. Дни и ночи его проходили в молитве и труде.

Такой образ жизни инока привлекал желавших посвятить себя Богу. Одни просто считали его святым человеком, другие же хотели подражать ему и также служить Господу.

Первым пришел Никон, а вторым — Феодосий Печерский. Когда вокруг Антония собралось 12 монахов, он благословил выкопать большую пещеру. В ней было место для храма, трапезной и келий. Как выглядели эти сооружения, можно увидеть и в наши дни в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Так как Антоний всегда искал уединения, то он поставил игуменом монастыря Варлаама, а сам отошел выше и выкопал новую пещеру. Но недолгим был затвор Антония Печерского: его снова окружили иноки, желавшие посвятить себя Богу. Так возникли Ближние и Дальние пещеры, в которых сегодня покоятся мощи отцов Печерских.

Как Антоний оказался в Чернигове

С житием преподобного связана история еще одних пещер, уже не в Киеве, а в Чернигове, на Болдиной горе. Почему святой оставил свою обитель и переехал в совсем другой город?

Монахи неоднократно сталкиваются с клеветой в свой адрес. Так произошло и с основателем Печерской обители. Кто-то сказал правящему киевскому князю Изяславу, что Антоний скрытно поддерживает полоцкого князя Всеслава, захватившего власть в Киеве, даже дает ему советы. Кроме того, Изяслав обижался на преподобного за то, что он стриг в монахи его бывших воинов.

Читать еще:  Красный браслет на руке. Значение цвета нитей, украшающих запястье современной молодежи, политиков и алигархов

Черниговский князь Святослав решил тайно вывести Антония Печерского в свой город. Так на Болдиной горе возник монастырь, как и Киевская обитель, посвященный Пресвятой Богородице.

Прожил преподобный до 90 лет, в последние годы окончательно устранившись от управленческих дел, всецело посвятив себя молитве.

Молодой монах Феодосий

После преподобного Варлаама управление монастырем на длительное время перешло к Феодосию Печерскому, которого наравне с Антонием считают основателем монастыря. Но чем именно прославился Феодосий?

Он был где-то на 25 лет моложе Антония и считался его учеником. Феодосий пришел в обитель где-то в 1032 году, в возрасте приблизительно 24-х лет. До этого он вообще жил в Курске, служил в храме и мечтал о монашестве. Покинуть родной дом и мать его сподвигли слова Христа:

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. (Мф. 10:37)

Когда Феодосий оказался в Киеве, то обошел все обители. Но никто не хотел стричь его в монахи из-за юного возраста. По промыслу Божьему согласился только Антоний.

Заслуги нового игумена

В 1057 году Феодосий Печерский становится игуменом монастыря. Он был не только величайшим молитвенником, но и прекрасным руководителем. По его благословению было построено деревянное здание обители, начато строительство главного храма — Успенского, основана монастырская библиотека, что в то время вообще было редкостью.

Но главная заслуга игумена — принятие первого устава обители. Основой для него послужил студийский общежительный устав. Что это означало:

  • имущество монахов было общим;
  • братия проводила время в молитве и труде;
  • все начиналось именно с молитвы и благословения;
  • все монахи исповедовались игумену, открывая ему свои помыслы.

Кроме этого, особое внимание Антоний и Феодосий Печерские уделяли не только молитве и жизни братии, но и помощи нуждающимся. Известно, что святой Феодосий даже устроил специальное жилище для нищих и людей с особыми потребностями, на которое шла десятина от доходов обители. Заботился он и о заключенных, каждую субботу отправляя им воз хлеба.

Но проблемы братии и потребности других людей не отвлекали его от молитвы. Как ученик Антония, Феодосий был аскетом, уходил в затвор на весь Великий пост. В пещерку он брал только немного хлеба. Питала же его именно молитва. Чтобы ничто не отвлекало от общения с Богом, он просил братию присыпать вход в пещерку. Средством для скудной связи с монахами служило маленькое окошечко. Только в субботу и воскресенье иноки могли подойти к нему и обратиться к игумену с важными вопросами.

Скончался преподобный после непродолжительной болезни в возрасте чуть более 65 лет.

Мощи преподобных

Антония и Феодосия Печерских уважают во всем православном мире, но особо чтят их в Украине, России и Беларуси. Благодаря этим святым на Руси распространились подлинные монашеские традиции, также возникли первые библиотеки и школы, развилось переписывание книг и летописание.

Благодаря им возник Киево-Печерский монастырь, который дал христианскому миру известнейших архиереев и заступников пред Богом. Сегодня в лавре покоятся мощи более 120 святых, большинство из которых принадлежит печерским монахам.

Останки Антония и Феодосия Печерских также покоятся в этом святом месте, но пребывают они под спудом — то есть скрыты от человеческого взора и находятся в глухо запечатанных гробах. Vножество людей каждый день приходит в пещеры, чтобы помолиться преподобным Печерским и особенно — Антонию и Феодосию.

Что же рассказывает «Повесть временных лет» об основателях Печерской обители, вы узнаете из этого видео:

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/1380615.html
http://dvseminary.ru/entrants/training-manual/russian-church-history/28569/
http://megapoisk.com/antonij-i-feodosij-pecherskie-osnovateli-russkogo-monashestva

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: