Прощай, Афон? Что значат решения РПЦ о разрыве с Константинополем. На Афон – не для галочки: как мы почувствовали, что молимся вместе

Хамон или Афон? «Эксперты» о разрыве с Константинополем

Андрей Афанасьев

Очевидно, что это был удар не только и не столько по Русской Православной Церкви, сколько по России

После заявлений по результатам заседания Синода Русской Православной Церкви в СМИ и социальных сетях ожидаемо поднялась настоящая буря. Напомню, что русские архиереи приняли соборное решение о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Причиной этому стало незаконное вторжение патриарха Варфоломея на каноническую территорию Русской Православной Церкви – Украину. Реакция Московского патриархата была жесткой, но вынужденной – весь мир был свидетелем тому, что Русская Церковь до последнего пыталась вразумить заседающих в Стамбуле греков, увы, имеющих серьезные связи с западными спецслужбами.

Очевидно, что это был удар не только и не столько по Русской Православной Церкви, сколько по России – сегодняшней и исторической – и по русскому народу, живо переживающему из-за страданий своих братьев на Украине. И, как это обычно бывает, обстановку стали нагнетать и внутри страны. Ну, успели интернет-эксперты высказаться по поводу личностей Боширова и Петрова и поведении Кокорина и Мамаева, так нужно срочно переквалифицироваться в специалистов по каноническому праву.

И поведение этих самопровозглашённых экспертов очень сильно напоминает дружный плач по хамону после введения санкций в 2014 году. Что только ни прочитаешь в прессе и социальных сетях в эти дни. И «мировая изоляция», и «нас сделали изгоями», и много чего другого. Люди, которые в вяленой свинине разбираются гораздо лучше, чем в тонкостях взаимоотношений Поместных Церквей, на полном серьезе жалуются на то, что их теперь «не будут причащать на Афоне», особенно в этой связи поражает негодование женщин, которым по правилам Святой Горы путь на Афон закрыт.

При этом никого из плакальщиков не беспокоит судьба тех, кто действительно оказался в сложной ситуации, а именно русских монахов на Афоне. Все святогорские монастыри обязаны поминать Константинопольского патриарха, которому формально подчиняются. В том числе и Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Так как они являются чадами Русской Православной Церкви, они не могут молиться и совершать таинства на территории Константинополя, с которым у нас разорваны отношения. Если они покинут Афон, то о русском присутствии там, скорее всего, можно забыть на долгие годы. Так что получается, что наши монахи становятся настоящими исповедниками, остающимися в осажденной крепости. Давайте вместо пустых причитаний и истерик вместе молиться за то, чтобы наши русские монахи выстояли там.

Да и насчет всей это ситуации не стоит особенно убиваться и рвать волосы. Это все уже было не раз. Константинополь впадал в ересь, прогибался под кого не надо, а потом каялся. Вспомним Премудрого Соломона: все пройдет, и это тоже пройдет. Ведь мы точно знаем, что врата ада нашу Церковь не одолеют.

Читать еще:  Мобильный гороскоп — Водолей. Любовный гороскоп — Водолей

Подписывайтесь на канал
“Царьград” в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Кураев объяснил, как молиться на Афоне после конфликта с Константинополем

По словам протодиакона, запрет РПЦ — односторонний, и этим надо пользоваться

16.10.2018 в 17:13, просмотров: 8768

Самой большой потерей для русских православных станет утрата возможности посещать Святую гору Афон. Кроме того, что там бывал президент России Владимир Путин, масса важных чиновников (например, экс-губернатор Петербурга Полтавченко) и олигархов, Афон посещают тысячи обычных паломников. Как отразятся на них распри между Константинополем и РПЦ? Запрет пока односторонний. То есть молиться на Афоне или нет — это личное решение каждого паломника.

Русская православная церковь после разрыва отношений с Константинопольским патриархатом объявила, что молитвы в подчиняющихся ему храмах будут считаться для верующих грехом и требовать покаяния на исповеди, для православных священников предусмотрены особые наказания.

«Монашеская республика» на Афоне является внутренне самостоятельной, но формально находится под юрисдикцией Вселенского Патриархата. Верховным органом самоуправления Святого места является Священный Кинот, в который входят представители 20 монастырей «Автономного монашеского государства Святой Горы». Чтобы посетить Афон, священникам требуется благословение Вселенского Патриарха, за которым теперь клирикам обращаться нельзя.

Однако простые паломники могут получить разрешение (так называемый диамонтирион) на посещение Святого места в бюро паломников в Салониках (также эту услугу оказывают турфирмы). Женщинам посещать Афон строжайше запрещено.

Афон — это целое ожерелье монастырей, поделенных на пять групп, по четыре обители в каждой. Исполнительной властью Афона является Священная Эпистасия, состав которой меняется ежегодно. Казалось бы, Вселенский Патриархат не может оказывать на «монашескую республику» никакого влияния, однако периодический из Константинополя на Святую гору приходят указания. Например, ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %.

Русские иноки появились на Афоне еще в начале XII века. В 1169 году там появилась русская обитель «Руссик». Монахами из России были основаны два скита: Андреевский и Ильинский. А в 1875 году там появился полноценный русский монастырь — Пантелеймонов. Были времена, когда русских монахов там почти не оставалось.

Монашеская братия Пантелеймонова монастыря, имевшая в начале XX века численность в 1800 человек, к 1956 году сократилась до 7 престарелых монахов. Но со второй половины XX века русское присутствие в монастыре стало понемногу восстанавливаться. В настоящий момент вместе с послушниками там находятся более 100 человек. В мае 2016 года на Афон приезжал президент Владимир Путин вместе с Патриархом Кириллом – для празднования тысячелетия присутствия русских монахов на Святой горе.

Проблема в том, что жизнь монастыря во многом зависит не от РПЦ, с которой он имеет лишь духовную связь, а от властей Греции, которым территориально принадлежит Святой Афон, и от Вселенского Патриархата, под юрисдикцией которого он находится. В отношениях РПЦ и святогорского русского монашества уже были тяжелые времена, когда общение между ними было затруднено — с начала XX века по 1960-е годы, например. Впереди — новый тяжелый период.

«МК», между тем, выяснил, как решение РПЦ отразится на прихожанах.

Рубен Хохряков, паломник, часто посещающий Афон: «Для верующих людей решение РПЦ — это сильнейший удар ниже пояса. Гора Афон — Земной удел Пресвятой Богородицы, и для любого верующего очень важна возможность поехать туда. Нельзя запрещать людям посещать Афон даже чисто рекомендательно.

Все эти распри между патриархатами — ужасно некрасивое событие. Не думаю, что Греция запретит посещать Афон, и Константинопольский патриархат на это не пойдет. Вообще на Святой Афон вход для паломников открыт, и правила прибывания для всех одинаковые – там может находиться буддист, мусульманин или даже атеист. А молиться или нет — личное дело каждого, но я думаю, что в этом вопросе православные будут прислушиваться к здравому смыслу».

Читать еще:  Метафизика основные принципы. О методе метафизики как предфизики

Андрей Кураев, протодиакон: «Это односторонний запрет. Типичное ограничение прав и свобод своих граждан как бы для того, чтобы досадить заморским партнерам.

Греки ничего не запрещают и не планируют этого делать. Они с радостью примут в свои храмы паломников. Да и сам запрет никого не затронет. Только представьте: это каким странным надо быть, чтобы прийти в храм Константинопольского патриархата за границей, а потом об этом зачем-то где-нибудь в Рязани исповедоваться.

И еще надо найти такого священника, для которого это событие было бы значимо. Вероятность такого совпадения астрономически мала. Если подобное и произойдет, то таких совсем не жалко, поскольку люди сами такие проблемы создадут. Единственное, на чем отразится это решение церкви — на отношениях в самой церкви и в самой России, которое резко ухудшается».

Заголовок в газете: Без мощей Иоанна Златоуста, но с благодатным огнем
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27811 от 17 октября 2018 Тэги: Губернатор, Монастырь, Власть Персоны: Владимир Путин Организации: РПЦ Места: Россия, Греция

На Афон ходу нет. Все, что нужно знать о разрыве РПЦ с Константинополем

Что произошло?

На заседании Священного Синода Русская православная церковь (РПЦ) приняла решение прервать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Решение было принято из-за «антиканонических действий Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ». 11 октября синод Константинопольского патриархата отменил решение 1686 года, которым Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве.

Что это означает на практике?

Прекращение евхаристического общения означает, что последователи двух православных церквей больше не могут беспрепятственно участвовать в таинствах другой церкви. Епископы и священники Московского и Константинопольского патриархата больше не могут служить вместе, а прихожане не смогут вместе причащаться.

РПЦ уже составила список храмов, где нельзя молиться. Это храмы в Стамбуле, Анталии, на Крите и на Родосе. По словам секретаря Отдела внешних церковных связей московского патриархата Игоря Якимчука, за отказ следовать запрету для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви. В юрисдикцию Константинопольского патриархата входит и полуостров Афон, одна из главных православных святынь, куда стремятся попасть многие паломники, в том числе из России. Он также теперь закрыт для прихожан РПЦ.

Это означает, что на Афоне больше нельзя посещать православные храмы?

По словам доктора богословия Прешовского университета, заведующего Кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского университета Александра Дворкина, теперь на Афоне прихожане РПЦ не смогут причащаться ни в одном монастыре.

«Туда можно будет приезжать, можно будет посещать храмы. Но причащаться там до конца этого конфликта нельзя, что в значительной степени делает поездки на Афон бессмысленными. Все-таки паломники стремятся туда с духовными целями», — сказал Дворкин.

Случалось ли что-то подобное ранее?

Да, в 1996 году РПЦ уже разрывала отношения с Константинопольским патриархатом.

Александр Дворкин:

— Тогда ситуация касалась маленькой Эстонии и вопросов относительно ее церковной принадлежности. Страна находилась в юрисдикции РПЦ. По ряду причин, Константинополь тоже начал претендовать на эту территорию. Как и сейчас, евхаристическое общение между двумя патриархатами было разорвано, но по счастью тогда через несколько месяцев удалось достигнуть компромисса и восстановить связи.

Патриархии договорились, что в Эстонии будут существовать юрисдикции обеих церквей. Этот компромисс был абсолютно антиканоничным, поскольку по церковным канонам на одной территории может быть только один епископ. Устройство православных церквей территориальное. Ситуации, когда в одном городе есть эстонский епископ и русский епископ, неправильна — у нас церковь на национальности не делится. Духовное предстоятельство может быть только одно. Но худой мир лучше доброй ссоры, поэтому стороны пошли на компромисс. К сожалению, это решение показало Константинопольскому патриарху, что он может и дальше вмешиваться в дела РПЦ.

Читать еще:  Успение пресвятой богородицы приметы и обычаи. Успение Пресвятой Богородицы: приметы и традиции

Получится ли примириться как в прошлый раз?

Александр Дворкин:

— Украина — не Эстония. Ситуация гораздо более вопиющая. Константинопольский патриарх вмешался в наше судебное решение, не имея на то никаких полномочий. Он отменил анафему Филарета и принял в общение раскольников, которых он сам признавал раскольниками. Сделал он это без какого-либо разбирательства. Кроме того, он отменил решение своих предшественников о том, что киевская митрополия передается под управление РПЦ, упирая на то, что раз Константинополь принял это решение, то он же может его и отменить. С точки зрения канонов есть тридцатилетний срок давности, чтобы высказывать претензии по изменению границ епархии. Если жалоб в течение этого срока нет, то утверждается статус-кво. Тут прошло 300 лет, вопрос не поднимался, и вдруг через 300 лет отменяется решение. Это вопиющий случай.

Представьте, что вам дарят квартиру, оформляют дарственную. Вы в нее заселяетесь, владеете, ремонтируете нее, а через какое-то время человек, который вам ее подарил, и который в течение долгого времени не выказывал никаких претензий, дружил с вами, хочет забрать ее обратно. Какой-нибудь суд вернет эту квартиру? Очевидно, что нет. Здесь получается такая же ситуация.

Поэтому, решение Константинопольского патриархата нелогично и незаконно. Очевидно, что ответственность за разрыв лежит на нем.

Что будет дальше?

Эксперты пока остерегаются делать какие-либо «долгоиграющие прогнозы».

Александр Дворкин:

— Уже сейчас Филарет и президент Петр Порошенко совершенно искажают решения константинопольского синода. Они заявили, что синод признает киевского патриарха, хотя в постановлении синода говорилось лишь, что Филарету возвращают тот статус, который у него был на момент анафематствования — «бывшего митрополита Киевского».

Далее, в постановлении синода говорится о созыве собора, на котором будет объявлено о создании Украинской православной церкви под властью Константинополя. И только потом УПЦ сможет просить у Константинополя автокефалию. Филарет говорит, что раскольничью церковь уже признали как законную.

Самое интересное, что патриарх Варфоломей, который не мог всего этого не слышать, промолчал. Это может означать, что он не до конца самостоятелен в своих решениях, или что позиции Филарета гораздо прочнее.

Как ситуация с расколом отразится на верующих на Украине?

Ряд экспертов и СМИ уже выразили опасение, что предоставление автокефалии для УПЦ Киевского патриархата может привезти к противостоянию православных христиан. В частности, это дает повод начать оттеснять верующих УПЦ МП «на второй план» по отношению к открыто поддерживаемой властями УПЦ КП. Высказываются также предположения, что этот статус УПЦ КП дает властям Киева желаемый ими повод выпустить закон, который позволял бы отбирать храмы, монастыри и церковное имущество у «неправильных верующих пятой колонны» и отдавать их «правильной» церкви.

Александр Дворкин:

— Я не уверен, что автокефалия для УПЦ Киевского патриарха неизбежна, но, если это все же произойдет, верующие УПЦ Московского патриархата станут гражданами второго сорта. Потому что на них посыплются обвинения, что они «пятая колонна», «предатели», «рука Москвы» и так далее. Мы уже видим тревожные симптомы по всей Украине. Недавние разговоры о путях захвата Киево-Печерскую лавру — лишь самый вопиющий и громкий случай. Между прочим, один весьма влиятельный украинский религиовед уже опубликовал «рецепт» юридического отъема Лавры.

Источники:

http://tsargrad.tv/experts/hamon-ili-afon-jeksperty-o-razryve-s-konstantinopolem_163961
http://www.mk.ru/social/2018/10/16/kuraev-obyasnil-kak-molitsya-na-afone-posle-konflikta-s-konstantinopolem.html
http://aif.ru/society/religion/na_afon_hodu_net_vse_chto_nuzhno_znat_o_razryve_rpc_s_konstantinopolem

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: