Как были украшены первые христианские катакомбы. Древние катакомбы под римом

Содержание

Катакомбы Рима: что хранят в себе неизведанные подземелья Вечного Города

Принято считать, что катакомбы Рима — это сеть подземных коридоров и туннелей, образовавшихся в результате работ старых каменоломен или заброшенные бомбоубежища. Однако, это не совсем так. На самом деле, понятие катакомбы появилось еще сотни лет назад: в древние времена так называли подземные галереи, которые использовались для погребения усопших , там же располагались и небольшие часовенки, где совершали религиозные обряды.

Первые римские катакомбы были обнаружены еще в XVI веке. На сегодняшний день их насчитывается не менее шестидесяти, общей протяженностью более полутора сотен километров, где находится около 750 000 древних захоронений.

Катакомбы Рима представляют собой сеть подземных коридоров, проделанных в туфе, на глубине нескольких десятков метров от поверхности земли, иногда располагающиеся в несколько уровней. По обе стороны основных ходов находятся так называемые кубикулы, небольшие помещения, вмещающие сразу несколько захоронений. Чаще всего такие крипты являлись фамильными склепами и, в основном, их могли позволить себе только состоятельные граждане. Обычных горожан и рабов хоронили непосредственно в проходах, в узких прямоугольных нишах, расположенных по бокам в несколько рядов.

Возникновение римских катакомб

Подземные захоронения в Древнем Риме возникли еще при язычестве. Первые погребальные галереи появлялись на территориях приватных земельных владений еще в 1 веке до нашей эры. Зажиточные семьи могли себе позволить соорудить отдельную усыпальницу, предназначенную для захоронений не только членов семьи, но и своей прислуги. Естественно, склепы последних располагались в отдельной камере, но они все же были соединены с основной узким проходом.

Одна из самых крупных подобных кубикул насчитывает более семидесяти могил, расположенных в несколько рядов.

С приходом христианства, обычай хоронить усопших в катакомбах не утратил свое значение, а наоборот. Именно подземные галереи стали практически единственным местом погребения первых великомучеников и жертв гонений при языческих императорах во II-IV веках н.э.

При Константине Великом, когда преследования по религиозным мотивам были прекращены и начали возводиться первые христианские храмы, в катакомбах получила свое распространение традиция совершения обряда литургии и поклонения мощам святых.

Помимо кубикул, в римских катакомбах найдены так называемые гипогеумы, предназначение которых до сих пор остается неизвестным, а также небольшие помещения для поминальных трапез и широкие залы для проведения всевозможных собраний.

Упадок и запустение катакомб

Начиная с V века практически все катакомбы Рима были закрыты для захоронений. Подземные галереи стали местом массового паломничества, здесь находились апостольские усыпальницы, могилы великомучеников и проповедников. Многие паломники оставляли на стенах катакомб записи и рисунки. Некоторые из таких надписей рассказывают о впечатлениях от посещения катакомб и, таким образом, являются ценнейшим источником информации для историков и археологов.

В середине VI века в римских катакомбах провели первое вскрытие гробниц. Мощи святых, изъятых из усыпальниц, были перенесены в городские храмы и базилики.

В IX веке, по распоряжению Папы Пасхалия I, из катакомб были извлечены и перенесены в базилику Санта Прасседе мощи двух тысяч трехсот святых, мучеников, епископов и тринадцати пап римских. Об этом свидетельствует мемориальная мраморная доска, установленная в то же время в крипте базилики.

В связи с такими перезахоронениями паломники вскоре утратили интерес к римским катакомбам. На протяжении последующих шесть столетий о древнейшем христианском некрополе забыли, многие подземные галереи подверглись разорению, а некоторые со временем были разрушены.

Исследования и раскопки в катакомбах

Интерес к катакомбам возник в начале XVI века. Тогда к изучению древних захоронений приступил библиотекарь Римской церкви, имевший возможность исследовать раннехристианские манускрипты.

В 1578 году, в результате строительных работ на виа Салария, были найдены мраморные плиты с античными надписями и изображениями из цеметерия Jordanorum ad S. Alexandrorum , хотя изначально предполагалось, что это были катакомбы Святой Присциллы. Последующие раскопки привели к обвалу помещений некрополя и работы решили приостановить.

Позже исследованиями древних захоронений занялся Антонио Босио, открывший более тридцати подземных погребальных галерей и написавший трехтомный труд о результатах своей работы. Именно он впервые спустился в катакомбы Святой Присциллы.

Масштабные работы по изучению и раскопкам римских некрополей проводились с начала с XIX века. Тогда интерес был прикован не только к истории образования катакомб и захоронениям, но и к обнаруженным фрескам.

Римские катакомбы сегодня

На сегодняшний день в Риме, а точней в его недрах, насчитывают более шестидесяти катакомб, однако для посещения открыты всего несколько из них, остальные же закрыты для дальнейшего исследования и проведения работ по реконструкции.

Катакомбы Святого Каллиста

Одни из крупнейших раннехристианских захоронений, образующих сеть галерей, расположенных на четырех уровнях. Здесь находятся более 170 000 погребений II-IV веков. Особый интерес представляют собой хорошо сохранившиеся фрески, папская кубикула, крипта Святой Цецилии, а также пещера Святых Тайн.

Возможно Вас заинтересует:

Катакомбы Присциллы

Самые древние катакомбы Рима, находящиеся на глубине 35 метров и образующие три уровня захоронений, которых насчитывается порядка 40 000. Помимо христианских здесь находятся и языческие погребения, а также целая крипта, украшенная надписями на греческом языке.

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы образованы из нескольких языческих фамильных склепов, предположительно принадлежавших императорской династии Флавиев. К концу IV века подземные захоронения представляли собой уже крупнейший некрополь, состоящий из четырех уровней, каждый из которых имел высоту 5 метров. На сегодняшний день Катакомбы Домитиллы представляют собой самое крупное подземное кладбище в Риме.

Территория, на которой располагаются катакомбы, в античные времена принадлежал некой Флавии Домитилле, о чем свидетельствуют обнаруженные эпиграфии и античные документы. Женщин с таким именем в I веке существовало две: первая являлась супругой римского консула 95 года Тита Флавия Клемента (внучатого племянника императора Веспасиана ), вторая же – сестрой императоров Тита и Домициана.

С античных времен катакомбы Домитиллы в Риме известны среди паломников как место поклонения святым Ахиллею и Нерею. Здесь же, согласно античным документальным источникам, покоятся останки Святой Петрониллы – дочери (вероятней всего духовной) Апостола Петра.

Катакомбы Домитиллы в Риме: четырехуровневое подземное кладбище

Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро

Римские катакомбы, посвященные мученикам Марчеллино и Пьетро, на протяжении долгого времени хранили гробницы христианских святых, чьи имена они носят. Святые были обезглавлены по приказу императора Диоклетиана в 304 году и погребены в ямах, которые Марчеллино и Пьетро вырыли собственноручно перед казнью.

Катакомбы Марчеллино и Пьетро, вместе с одноименной базиликой, мавзолеем Елены и остатками кладбища императорских конных телохранителей Equites singulares, составляют единый комплекс, известный с древних времен под названием «Ad duas lauros». Захоронения в данных катакомбах производили начиная со II века. На сегодняшний день подземное кладбище занимает площадь порядка 18 000 кв.м. и содержит огромнейшее число захоронений, точное число которых установить сложно. Ученые предполагают, что только в III веке на данном кладбище были погребены не менее 15 тысяч человек.

Катакомбы Святого Себастьяна

Здесь находятся как языческие, так и раннехристианские погребения. Хорошо сохранившие фрески и надписи раскрывают период перехода вероисповедания. Предполагается, что именно здесь были погребены апостолы Петр и Павел.

Катакомбы Святого Панкратия

Катакомбы Святого Панкратия, известные также под названием «Катакомбы Оттавилла», расположены на одноименной площади в Риме, в квартале Джаниколенсе и посвящены христианскому святому, пострадавшему за свои религиозные убеждения в 304 году нашей эры. Согласно легенде, Панкратий, прибывший в Рим из греческого города Фри́гия, отказавшись поклониться языческим богам, был обезглавлен. Его тело обнаружила в районе улицы Аурелия римская матрона по имени Оттавилла, которая похоронила мученика на небольшом кладбище, располагавшемся неподалеку.

Помимо Святого Панткратия, в катакомбах, носящих его имя, были захоронены Вера, Надежда, Любовь и их матерь София, почитаемые в христианской церкви в лике мучениц.

Крипта Капуцинов и тысячи монашеских скелетов

Катакомбы Понциано

Еще одни римские катакомбы, заслуживающие интерес, расположены по улице Портуензе, в подземельях холма Монтеверде. Они названы по имени человека, являвшегося владельцем данной территории в античные времена. Согласно предположениям исследователей, Понциано во времена правления императора Александра Севера (222-235) предоставил убежище Папе Каликсту I.

Читать еще:  Молитва господи иисусе помилуй меня. Основные православные молитвы - Irzeis

Катакомбы, состоявшие из нескольких уровней подземных галерей, имели также наземный некрополь. На сегодняшний день бóльшая часть катакомб Понициано в Риме не изучена и лишь один их уровень, датированный концом III-началом IV века, доступен и не представляет опасности.

Одним из самых любопытных помещений катакомб Понциано, является так называемый «подземный баптистерий», представляющий собой уникальный элемент гипогеального (т.е. подземного) римского кладбища.

Катакомбы Коммодилла

В квартале Остиензе, по улице Сэтте Кьезэ (via delle Sette Chiese), находятся катакомбы Коммодилла, обнаруженные в 1595 году археологом Антонио Бозио. Римское подземное кладбище, имеющее три уровня захоронений, использовалось по назначению в VI веке нашей эры. Наиболее интересным с археологической точки зрения является центральный уровень, представляющий собой античную шахту по добыче пуццола́на, переоборудованную под фунеральные нужды. Здесь же располагается и небольшая подземная базилика, посвященная мученикам Феликсу и Адавкту, пострадавшим при Диоклетиане. Высоким художественным интересом обладают фрески кубикула Леонэ (ит. cubicolo di Leone). Погребальная камера влиятельного римского военачальника второй половины IV века украшена росписями с библейскими сюжетами.

Катакомбы Святой Агнессы

Еще одни важные римские катакомбы расположены на территории комплекса Сант Аньезе Фуори ле Мура, в современном квартале Триесте. Катакомбы посвящены Святой Агнессе, единственной погребенной здесь христианской мученице, о которой сохранились документальные свидетельства. Большинство погребений датировано III-IV веком.

Катакомбы Рима – завораживающий подземный мир Вечного города

Катакомбы Рима – древние подземные лабиринты-некрополи, в которых язычники и первые христиане хоронили своих умерших. Города мертвых многое могут поведать живым, потому что они практически не испытывали влияний извне на протяжении столетий, тогда как город живых (Рим) неоднократно перестраивался и изменял свой облик.

В окрестностях Рима находится более 60 катакомб, но в этой статье речь пойдет о самых длинных и значительных – тех, которые находятся на построенной еще в дохристианскую эпоху Аппиевой дороге. Катакомбы познакомят вас с ранним утром христианства (II-V века нашей эры) и перенесут во времена первых пап, начиная с апостола Петра, когда эта религия только начинала завоевывать умы и сердца и обретала свой собственный художественный язык.

Содержание статьи:

1. Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима

Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль Аппиевой дороги .

Остальным же, кто не мог позволить себе отдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.

Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.

В коридорах катакомб, вдоль стен разветвленных и узких тоннелей, выдалбливась прямоугольные ниши в несколько рядов (loculi – дословно «местечки»), где хранились останки большинства усопших (и язычников, и христиан). Останки святых и мучеников удостаивались отдельной гробницы с отверствием сверху и невысокой глухой аркой, обычно украшенной фресками и христианскими символами.

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии

Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и Ватикана , центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.

Я зыческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро) . Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.

Кубикулы (дословно «покой») – небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, часто они служили фамильными склепами

Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.

В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.

В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.

2. Катакомбы Рима на Аппиевой дороге

Аппиева дорога (Via Appia Antica) – одна из 7 основных дорог, соединявшая столицу империи с морским портом Брундизием (современный Бриндизи), расположенном на «каблуке» Аппенинского «сапога». Сегодня э та дорога приведет вас в уникальный парк, где практически не бывает туристов, но очень многолюдно по выходным – здесь любят отдыхать сами римляне: устраивать пикники, играть в мяч или просто валяться на солнышке. Кстати, на территории парка снимали сцены для таких фильмов, как «Сладкая жизнь» , «Мама Рома», «Великая красота» и телесериал «Рим».

Вдоль Аппиевой дороги расположены как мавзолеи и колумбариии римской знати, так и самые обширные катакомбы Рима с уникальными фресками и рисунками на стенах и потолках. Наиболее интересные и масштабные катакомбы, открытые для посещения на Аппиевой дороге: катакомбы Святого Каллиста (San Callisto), катакомбы Святого Себастьяна (San Sebastiano), катакомбы Святой Домициллы (Santa Domitilla). Посещение катакомб проводится в составе организованных групп. Гидом, как правило, является священник или монах, хорошо владеющий историей и понимающий символику этих подземных раннехристианских некрополей.

Катакомбы Святого Каллиста, катакомбы Святой Домициллы и катакомбы Святого Себастьяна находятся близко друг от друга, так что есть возможность посетить их за один раз. Тщательно распланируйте день, используя информацию о времени работы катакомб, если хотите посетить все три достопримечательности за одну поездку.

Как добраться до катакомб на Аппиевой дороге на общественном транспорте?

Автобус ROMA ATAC:

  • №660 от станции метро «Colli Albani» (красная линия A)
  • № 118 от станции метро «Colosseo» или станции метро «Circo Massimo»(синяя линия B)
  • №218 от станции метро «San Giovanni» (красная линия А)

3. Катакомбы Святого Каллиста (Сан-Каллисто)

Катакомбы Сан-Каллисто – самые популярные у туристов (а значит и самые загруженные), но и представляющие наибольший интерес. Они же считаются самыми древними и протяженными (свыше 20 км, 4 уровня, уходящие в глубь земли на 20 метров). Здесь находились останки 16 римских пап, а также более 50 христианских мучеников. Эти катакомбы получили свое название в честь диакона и впоследствии Папы Римского Каллиста, который в III веке н.э. значительно их расширил и благоустроил.

Подземный некрополь включает в себя несколько значимых областей, состоящих из крипт и кубикулов. Склеп пап – самый важный и почитаемый склеп кладбища, называемый «маленький Ватикан», поскольку здесь находилось официальное захоронение девяти пап и, возможно, восьми высокопоставленных лиц Римской церкви III века.

В крипте Святой Цецилии, покровительницы церковной музыки, умершей мученической смертью, на протяжении нескольких веков хранились ее останки, пока в 821 году они не были переданы церкви в Трастевере, построенной в ее честь.

Статуя Св. Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году

Рядом со склепом пап находятся кубикулы Таинств – 5 маленьких комнат, служащих фамильными склепами. Они ценны своими фресками начала III века, которые изображают раннехристианские символы и сцены таинства Крещения и Евхаристии.

Кубикулы Таинств

Адрес: Via Appia Antica 110/126

Время работы: 9.00 — 12.00, 14.00 — 17.00. Закрыто по средам, 25 декабря, 1 января, в Пасхальное воскресенье. Катакомбы Сан-Каллисто будут закрыты с 25 января по 21 февраля 2018 года.

Читать еще:  Пасха что делать в чистый четверг. Какие существуют приметы на чистый четверг перед пасхой

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 €, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

4. Катакомбы Святого Себастьяна

Эти катакомбы названы в честь Святого Себастьяна, римского легионера, исповедовавшего христианство и принявшего мученическую смерть. Римляне не использовали слово «катакомбы» в современном значении, их кладбища и захоронения назывались «цеметерий» (усыпальница). Могила Святого Себастьяна находилась в месте, которое называли ad catacumbas, что означает «рядом с углублениями (котлованами)» – из-за шахт по добыче туфа (травертина) , который использовали для строительства римских зданий. С тех пор и пошел обычай называть подземные захоронения катакомбами.

У входа в катакомбы сохранилось помещение, называемое triclia. Многие ученые полагают, что именно здесь временно размещались останки апостолов Петра и Павла (больше узнать о них можно на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана» ), о чем могут свидетельствовать символы и надписи , посвященные самым почитаемым в католичестве святым. Также в этих катакомбах расположена крипта св. Себастьяна, где до переноса в церковь хранились его мощи. Крипта отреставрирована, на части античной колонны находится бюст св. Себастьяна, выполненный Бернини.

Адрес: Via Appia Antica, 136

Время работы: 10:00 – 17:00. Закрыто по воскресеньям, 25 декабря и 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

5. Катакомбы Святой Домициллы

Катакомбы Святой Домициллы являются одними из крупнейших в Риме и достаточно хорошо сохранились. Их протяженность – 17 км, они имеют 4 уровня и 150 000 захоронений, датируемых II-V веками н.э. Катакомбы расположены под римской базиликой святых Нерея и Ахилея, на месте семейного захоронения Флавиев (римской императорской династии, при которой началось строительство Колизея, называемого также амфитеатром Флавиев).

По одной из существующих версий, участок принадлежал Домицилле, внучке императора Веспасиана и жене консула Тита Флавия Клеменса. По приказу императора Домициана, при котором начались масштабные гонения на христиан, Тита Флавия казнили, а Домициллу сослали на отдаленный остров. В официальном обвинении значилось, что их покарали за « атеизм» – считается, что супруги либо исповедовали иудаизм, либо приняли христианство, отказавшись от господствовавшего в империи культа римских богов и обожествления императора. Так или иначе, Домицилла, которая позволила хоронить в принадлежащих ей галереях христиан, была причислена к лику святых католической и греческой православной церквями.

Самый большой интерес в этих катакомбах Святой Домициллы представляют фрески – первые попытки изобразить Иисуса, апостолов и сцены из Библии, давшие толчок развитию христианской художественной мысли. Один из самых бесценных рисунков – Иисус в образе Доброго пастыря с агнцем на плечах, иллюстрирующий слова из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый».

В 2014 году изображения в катакомбах Святой Домициллы, частично скрытые под слоем грязи, плесени и отложений карбоната кальция, были очищены группой реставраторов с помощью лазера, и миру открылись новые неизвестные участки древних фресок. Например, найдена иллюстрация к истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Также найдено изображение пекаря с меркой для зерна и цикл фресок, показывающий, как зерно доставляют из Египта в морской порт Рима Остию (так называемая «комната пекарей»).

«Комната пекарей». Надпись Bosio оставлена Антонио Бозио, который в XVI веке открыл существование катакомб и на протяжении 36 лет их изучал

Посетители также могут ознакомиться с экспонатами небольшого музея, в котором представлены статуи, части саркофагов и другие артефакты из гробниц.

Адрес: Via delle Sette Chiese, 280/282

Время работы: 9:00 – 12:00; 14:00 – 17:00. Закрыто по вторникам, 25 декабря, 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 6 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

Автобусы ROMA ATAC №№ 714, 716, 160, 670, 30 ( карта )

Рим подземный

Жизнь и смерть в древнехристианских катакомбах

«В Риме есть что-то даже кощунственное», — писала в 1960-х годах Анна Ахматова, ощутившая в этом городе накал непрекращающейся борьбы язычества с христианством. Его остро чувствуешь и сегодня. Здесь вас то и дело норовят схватить за рукав мелкие жулики, проститутки, торговцы подделками. Но есть и другой Рим — спокойный, величественный, сохранивший святыни христианства, мощи тысяч мучеников. Православного паломника, посетившего Вечный город, дороги непременно приведут в римские катакомбы. Они под землей, но возносятся над ней гораздо выше, чем гигантская колонна Траяна.

Зачем христиане первых веков спускались под землю?

Христианство пришло в столицу Римской империи во второй половине I века н. э. вместе с апостолом Петром и его учениками и сразу же нашло множество последователей среди людей всех социальных слоев, от рабов до консулов. Некоторое время христиан воспринимали безразлично — мало ли странных восточных культов приплыло в столицу из Азии. Новой верой в Риме сложно было кого-то удивить, а тем более вызвать чью-то ненависть. От представителей всех религий требовали только одного: чтобы они признавали богом императора. Разумеется, сами императоры, не считая психически нездорового Нерона, и большинство тех, кто признавал-таки их богами, в божественность кесарей не верили. Как сказал император Веспасиан в III веке н. э., «кто хочет убедиться, что я человек, пусть спросит об этом у раба, который выносит мой ночной горшок». Итак, это требование носило чисто политический характер. К христианам оно относилось точно так же, как и ко всем остальным. Но вот когда выяснилось, что последователи новой «иудейской секты» почему-то настаивают на существовании всего одного Бога, и Бог этот — отнюдь не император, христиане испытали на себе всю тяжесть карающей руки властей империи. Началась эпоха гонений.

И все-таки, вопреки широко распространенному заблуждению, первые христиане строили катакомбы не для того, чтобы прятаться от преследовавших их императорских солдат. В катакомбах никто никогда не жил. Да это и невозможно. Жить в подземном коридоре, где крупный человек едва не задевает стены локтями, где всегда темно, а вокруг лежат мертвые, невозможно. Главным назначением катакомб было захоронение умерших последователей Христа отдельно от язычников, совершение погребальных обрядов и иногда — Литургии.

Jules_Eugene_Lenepveu_The_Martyrs_in_the_Catacombs – Ш.Ленепвё. Погребение мучеников в катакомбах. 1855 год

Мы спускаемся по длинной, очень крутой лестнице, и каменные своды смыкаются над нашими головами. Меня сопровождает отец Эдуард, католический священник, иезуит и декан Богословского факультета Папского Восточного института. Он говорит по-русски с сильным акцентом. Белый свет ветреного зимнего дня исчезает за поворотом, и отец Эдуард тихо говорит: «Похоже на ваши Киевские пещеры, да?» Я вынужден признаться, что никогда не бывал в пещерах Киево-Печерской лавры. Отец Эдуард удивленно поднимает брови и говорит: «Мне кажется, каждый русский должен побыть там. Это очень важно, итальянцы заботятся про свою историю, а вы — меньше». Мои шаги глухо отдаются в каменных стенах, и я слушаю описание киевских пещер, о которых мне рассказывает католический священник-иезуит за тысячу километров от Киева. Отец Эдуард говорит, что отшельнические пещеры возле Киева и римские катакомбы очень похожи. Вся разница в том, что катакомбы — это кладбище, здесь никогда не жили христианские подвижники.

Кладбище единоверцев

Как правило, основой катакомб были частные владения, на территории которых состоятельные римляне, принявшие христианство, хоронили своих близких и домочадцев. Иногда владелец такого фамильного склепа завещал его Церкви для захоронения в нем всех христиан. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи на греческом и латыни, сохранившиеся на стенах катакомб святого Каллиста: «Усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам». Такие подземные захоронения расширялись, объединялись между собой и становились важной частью жизни первых последователей Христа.

Кстати, первые христиане — создатели катакомб, использовали слово «цеметериум» (от лат. «покои»). Катакумбосом называлось лишь одно из подземных кладбищ, впоследствии известное как катакомбы святого Севастьяна. После падения Римской империи лишь Катакумбос ( от греч. k atakymbos — углубление ) сохранился нетронутым и доступным для изучения историкам Средневековья, поэтому со временем все подземные захоронения стали называть катакомбами.

Callist_Cripta_papi Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто – один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых прославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы

Старейшие римские катакомбы появились еще в дохристианский период истории города. Однако только с приходом христианства в Рим они стали действительно важным явлением в жизни столицы империи.

Читать еще:  Какой церковный праздник 5 августа. октября - день Осия Колесника

Христианская община Рима считала своим долгом обеспечить всем единоверцам захоронение на христианском кладбище. Однако, не располагая достаточными средствами, первые христиане могли позволить себе лишь очень простые похороны. Усопшего омывали, иногда натирали благовониями и заворачивали в саван. После этого тело клали в стенную нишу и замуровывали отверстие терракотовой или, реже, мраморной плитой, на которой высекалось имя почившего и лаконичная эпитафия. В стену рядом с захоронением часто вделывался масляный светильник или сосуд с благовониями. Иногда в одну нишу клали несколько тел, как правило членов одной семьи, но большинство захоронений — одиночные. Ниши с телами умерших высекались в стенах катакомб в пять-шесть ярусов, поэтому, при узких проходах, коридоры катакомб очень высокие — иногда достигают пяти метров в высоту.

В более поздние времена простые ниши иногда заменяли на аркосолии — невысокие глухие арки в стене, под которыми в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие захоронения располагалось не сбоку, а сверху. В аркосолиях часто хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении Литургии.

Иногда в основных коридорах делали небольшие боковые комнаты – кубикулы, обычно служившие фамильными склепами или местами захоронения наиболее почитаемых мучеников и пап. Изредка встречаются в катакомбах могилы, выдолбленные прямо в полу кубикулов и даже проходов.

Людей, занимавшихся выкапыванием катакомб и содержанием их в порядке, христиане называли фоссорами. Их портреты часто встречаются на стенах — фоссоров изображали с инструментами их ремесла: кирками, лопатами и масляными лампами. Руководили фоссорами люди, специально назначаемые римским епископом. Большинство катакомб названы именно в честь этих управляющих, как, например, катакомбы Сан-Каллисто, названные так в честь протодиакона Каллиста, по поручению общины руководившего созданием подземных захоронений в I или II веке.

По образцу древних хранителей гробниц современные работники катакомб также называются фоссорами. Они проводят дальнейшие раскопки и являются проводниками по недоступным обычным туристам неосвещенным коридорам, составляющим большую часть катакомб.

Мозаика из храма св. Прасседы (II век) с изображением свв. Агнессы, Присциллы (слева), Прасседы (справа)

«Да внидут во ад живи»

Отчасти из-за того, что христианские обряды часто совершались в подземных кладбищах, в I — II веках среди римского плебса ходили слухи, что христиане издеваются над трупами, закапывают живьем младенцев и т. д. Сплетни распускались с молчаливого согласия властей, искавших козла отпущения, на которого можно было бы свалить все социальные проблемы. На стенах катакомб св. Каллиста по сей день сохранилась выцарапанная кем-то надпись: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!»

В катакомбах хоронили не только бедняков и рабов, не имевших фамильного склепа, но и жертв гонений, мучеников и даже епископов Рима. Именно отсюда произошел обычай служить Литургию на мощах святых. В катакомбах св. Каллиста похоронено девять пап и неисчислимое число мучеников, среди них — особо почитаемая итальянцами святая Цецилия ( II — III века). Дочь благородных родителей, она с юных лет уверовала во Христа и носила под пышными одеждами власяницу. Цецилия обратила к Богу своего жениха, молодого патриция Валерия, и еще множество римлян, за что и была приговорена к смерти. Мощи св. Цецилии были обретены в 1599 году, после чего скульптор Стефано Мадерно создал ее знаменитую статую, которая сейчас находится в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

Туф (порода, в которой выкапывали подземные галереи для захоронений) порист и очень мягок, почти крошится в руках, поэтому в нем можно выкопать сложные системы переходов, используя лишь лопаты, кирки и ломы. Зато на воздухе туф быстро твердеет, поэтому катакомбы и просуществовали так долго.

Как правило, в катакомбах были небольшие залы для собраний и трапезные для поминовения усопших. Светильников не было, катакомбы освещались либо через шахты, пробитые в потолке, либо свечами, которые посетители приносили и уносили с собой. Поэтому на большей части площади катакомб лежал непроглядный мрак. «Здесь такая темнота, что почти сбывается это пророческое изречение: “Да внидут во ад живи”», — писал блаженный Иероним, в молодости учившийся в Риме. В наши дни в той части катакомб, которую показывают туристам, на перекрестьях переходов висят голые лампочки, однако многие десятки километров подземных ходов так и лежат во тьме вот уже более пятнадцати веков. Прижимаюсь лицом к ржавой стальной решетке, отделяющей туристскую часть от лабиринта извилистых непроглядно-черных переходов, и пытаюсь представить, как чувствовали себя здесь наши далекие предшественники. Экскурсовод окликает, напоминая, что отставать нельзя — иначе потеряешься. Здесь немудрено заблудиться так, что и не найдут никогда.

Опустошенные и забытые

В V веке, с фактической легализацией христианства при Константине Великом, катакомбы перестают быть местом захоронения усопших, зато становятся местом активного паломничества — ведь в них были захоронены тысячи, если не десятки тысяч святых Западной Церкви. Паломники часто оставляли на стенах рисунки и надписи, впоследствии ставшие важным источником информации для исследователей. Но вскоре по указаниям римских епископов мощи святых стали переносить в городские церкви и соборы. Так, папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона, одного из крупнейших соборов Рима на тот момент, вывез из катакомб тридцать две (!) повозки с мощами святых, а при папе Пасхалии из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. Об этом гласит надпись на стенах одной из базилик.

Лишенные мощей мучеников, катакомбы были забыты. В Средние века их посещали лишь грабители могил и немногие любознательные путешественники. Лишь в XVI веке о катакомбах вспомнили снова. Их изучением занялся Онуфрий Панвинио, хранитель папской библиотеки, и Антонио Бозио, историк. Раскопки они не вели, а лишь спускались в уже известные катакомбы, копировали рисунки на стенах и пытались расшифровать надписи.

По-настоящему масштабное изучение катакомб началось лишь в XIX веке, и, как ни странно, важную роль в нем сыграл наш соотечественник. Помимо итальянских археологов Джузеппе Марки и Джованни Батисто Де Росси, большой вклад в исследование катакомб внес русский художник-акварелист Ф. П. Рейман, в конце XIX века создавший более ста копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

С 1929 года изучением и охраной катакомб занималась Папская комиссия священной археологии. С этого момента начинается тщательный сбор и опись всех предметов, найденных в катакомбах, от тел умерших до осколков глиняной посуды и серебряных монет.

Всего в Риме пять крупных христианских катакомб — св. Каллиста, Домитиллы, Присциллы, св. Себастьяна и св. Агнессы. Катакомбы св. Каллиста расположены возле Аппиевой дороги, той самой, по которой уходил из Рима потерявший надежду на успех своей проповеди апостол Петр. Здесь ему явился сам Христос. Спаситель спросил Петра: «Куда идешь?» Петр рассказал Господу о тяготах проповеди христианства в языческом и развращенном Риме, и Бог дал ему сил вернуться. Недалеко от входа в катакомбы св. Каллиста стоит небольшая церковь, построенная на том месте, где, согласно преданию, Петр говорил с Богом. У входа в эту часовню лежит гранитная плита с отпечатками двух ступней. Жители Рима говорят, что это — ноги апостола Петра.

Катакомбы Сан-Каллисто — самые крупные в Риме, они имеют протяженность в двадцать километров и содержат сто семьдесят тысяч захоронений. Туристам доступна лишь очень малая часть гигантского лабиринта, который еще не до конца изучен даже археологами. В этих катакомбах итальянцы с гордостью показывают приезжим первые известные историкам изображения Евхаристии. Также часто встречается изображение рыбы — одного из древнейших христианских символов.

Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда при тусклом свете голой электрической лампочки ты видишь полустертые, угловатые, бледные рисунки на могильных плитах, которые старше тебя на восемнадцать веков. Что чувствовал блаженный Августин, стоявший на этом самом месте полторы тысячи лет назад? А Лютер, который молился о даровании веры здесь же, в душных переходах римских подземных кладбищ?

Я поднимаюсь по крутым, истертым ногами миллионов паломников ступеням, открываю простую стеклянную дверь — такая могла бы быть в супермаркете или офисе — и выхожу на воздух. Меня встречает легкий запах померанцев, растущих у входа. Холодный зимний ветер после жара подземного лабиринта кажется обжигающим. Медленно бреду вниз по Аппиевой дороге — к центру города. Там меня снова встретят шум, крики, пыль, пестрая разноязыкая толпа. Здесь же – тихо и почти безлюдно. Катакомбы находятся в стороне от исторического центра и даже не обозначены на туристической карте, что не удивительно – в древнем Риме захоронения располагались за чертой города. Но только здесь, в этих не тронутых современностью подземельях, можно по настоящему прикоснуться к той далекой эпохе, которая именуется первохристианской.

Источники:

http://39rim.ru/katakombyi-rima.html
http://wowitaly.ru/katakomby-rima/
http://www.pravmir.ru/rim-podzemnyj/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: