Каин после смерти авеля. Каин: история персонажа

Каин после смерти авеля. Каин: история персонажа

Человек, совершивший первое убийство в мире, не мог затеряться в истории. Имя главного грешника запечатлено в Библии и навсегда останется на слуху. Правда, причина убийства все-таки остается загадкой. На Каина возложили ответственность за распущенность и несдержанность человеческого рода. Невозможно представить, как сильно мужчина разочаровал собственных родных.

История появления Каина

Первое упоминание старшего сына Евы встречается в четвертой главе Книги Бытия, где раскрывается тайна рождения первых людей на Земле. Там же кратко рассказывается история первого убийства и изгнание первенца Евы.

В пятой главе Книги Бытия имя грешника-братоубийцы уже не встречается. Подобное отношение к персонажу Писания вызывает массу споров среди теологов. Исследователи Слово Божьего утверждают, что из Библии пропал кусок, затрагивающий жизнь грешника после изгнания. Достоверных доказательств выдвинутой теории нет.

В иудаизме, христианстве и мусульманстве существуют постбиблейские предания, посвященные прославленным братьям, но все они основаны на Ветхом Завете и субъективно раскрывают тему, зачем Каин убил Авеля. Несмотря на значимость фигуры братоубийцы для нескольких религий, Библия почти не содержит информации о первом земном грешнике.

Биография

Каин – первый рожденный на Земле человек. Старший сын Адама и Евы (по мнению последователей каббалы и гностицизма – сын ангела Самаэля и Евы) выбрал делом своей жизни земледелие. Младший брат Каина – Авель – пошел по другому пути и увлекся разведением овец. Оба мужчины чтили бога и регулярно приносили Всевышнему подношения.

Адам и Ева с детьми

При очередном жертвоприношении Бог отклонил жертву Каина, а жертва Авеля была принята. Неравнозначное отношение Всевышнего к детям Адама задело Каина. В порыве эмоций первый человек на Земле убивает младшего брата:

«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

В древних писаниях утверждается, что Каин не знал, как совершается убийство. Молодой человек вспомнил акт жертвоприношения овцы, которое совершал Авель, и так же перерезал брату горло. По другой версии, во время ссоры братьев на поле прилетели вороны. Одна из птиц убила другую камнем. Каин в точности повторил поведение ворона.

Каин убивает Авеля

В наказание Бог изгнал Каина в землю Нод – территорию, расположенную восточнее Эдема. Напоследок Господь поставил на лбу Каина печать, которая изображала первую букву имени Всевышнего. Отмеченный клеймом, Каин скитался по земле и встретил женщину, в будущем ставшую женой грешника. Имя возлюбленной Каина неизвестно. В скором времени у мужчины родился сын. Каин – отец Еноха – основал в честь первенца город:

«И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».

Богословы придерживаются трех вариантов смерти Каина. Первый – мужчина погиб под завалами собственного дома. Вторая теория – первый убийца на Земле умер во время Всемирного потопа.

Каин строит город Енох

Третья теория гласит, что Каин умер от рук собственного потомка. Слепой Ламех (внук в седьмом колене) вышел с сыном на охоту. Юноша направил руку отца в сторону виднеющихся из-за дерева рогов. Ламех выпустил стрелу и попал в голову Каина (Бог одарил мужчину не только печатью, но и рогами). Осознав ошибку, Ламех убил собственного сына.

Каин в религии

История первого убийства на Земле эксплуатируется во многих религиях, но имеет различное толкование. В христианстве и исламе причиной смерти Авеля считают зависть Каина. В отличие от младшего брата мужчина приносил жертвоприношения формально. Каин не испытывал истинного чувства веры и праведности, поэтому Господь предпочел подношения Авеля.

Каин

Иудеи считают, что Авель заслужил смерть за убийство животного. Скотовод, принесший в жертву овцу, поступил не менее гадко, чем Каин. В поздних вариантах трактование смерти Авеля рассматривается шире – Каин был не только братоубийцей, но и обманщиком. Убийству предшествовала драка, в которой победил Авель. Униженный Каин попросил о помощи, а получив ее, убил родственника. Еще одну теорию выдвинул раби Э. Эссас:

«Их было двое братьев. И это означало, что никому из них мир не принадлежал целиком. И Каин совершил убийство».

Помимо классических вариантов, существуют более экстравагантные версии. Выдвигается теория, что легенда о Каине и Авеле демонстрирует конфликт между земледельческим и скотоводческим ритмами жизни.

Скульптура Каина

Радикально мыслящие представители религиозных течений считают, что причиной убийства стала Ева. Единственная представительница противоположного пола была не только матерью, но и возлюбленной мужчин. Поэтому имя жены Каина нигде не упоминается. Раздираемый чувством ревности, первенец Евы избавился от соперника.

Экранизации

Биография братоубийцы – интригующая основа для фильма. Сценаристы предпочитают эксплуатировать библейский мотив, добавляя собственное видение ситуации.

Тимоти Омандсон в роли Каина

Читать еще:  Когда проходит причастие в православной церкви. Что такое причастие и для чего нужно причащаться

Яркий пример – сериал «Сверхъестественное». В одном из эпизодов главные герои сталкиваются с библейским персонажем. Только Каин предстает перед зрителями вовсе не плохим парнем. Мужчина убил брата, чтобы спасти его душу. Авель отправляется на небеса, а старший брат становится могущественным демоном. Роль служителя Люцифера досталась актеру Тимоти Омандсону.

Создатели сериала «Люцифер» имеют собственное видение жизни Каина после смерти Авеля. Проскитавшись по Земле сотни лет, братоубийца занимает пост лейтенанта полиции в Лос-Анджелесе. Мужчина борется с преступностью, заглаживая грех перед Господом. Образ бессмертного полицейского воплотил на экране Том Уэллинг.

Том Уэллинг в роли Каина

В фильме «Ной», вышедшем в 2014 году, Даррен Аронофски напоминает зрителю классическое толкование библейского сюжета. Перед тем, как рассказать легенду о Ное, режиссер напоминает о Каине, ставшем родоначальником человеческих пороков. Роль братоубийцы сыграл Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон.

Каин и Авель: поучительная история

Размышления об одном из сюжетов древней истории приводят к интересным выводам. История эта такова: «Расскажи им правдиво историю о двух сыновьях Адама. Когда принесли они оба жертву, то было принято оно от одного из них, и не было принято от другого. Он сказал: «Воистину, убью я тебя». Другой сказал: «Бог принимает лишь от остерегающихся» (Коран, 5: 27).

Попробуем разобраться в этой известной истории. О чем она, и что произошло на самом деле?

Итак, сыновья первого человека приносят жертву Богу. При этом, ни один из них не является грешником, оба они честно и усердно трудились, оба одинаково помнили о Всевышнем и, не сговариваясь заранее, в назначенный день пришли к Нему с плодами трудов своих, дабы почтить Его.

Но произошло, мягко говоря, странное: Бог принял жертву одного из сыновей Адама и не принял у другого. В чем причина такой несправедливости?

Конечно, можно сослаться на неисповедимость божьей воли. Точнее, согласиться с тем, что Бог творит произвол, делает что хочет и как хочет, а простому смертному не понять Его логики. Это легкий путь и им можно воспользоваться.

Однако, в одном из своих откровений, которые не вошли в Коран, Бог говорит, что он таков, каким мы его себе представляем. Это значит, что, если мы допускаем, что Бог не блюдет справедливость. И это при том, что одним из его прекрасных имен является имя аль-Адль т.е. Справедливый, и это при том, что он воздает за добро и зло сполна, не обижая даже «на толщину пленки на финиковой косточке» (Коран, 4: 49).

И если мы согласимся с тем, что для это нормальное поведение для Бога, то это будет означать, что мы и сами такие, мы сами непостоянны, наше настроение переменчиво, и стандарты у нас двойные и, соответственно, Бога мы не можем представить как-то иначе. В таком случае он для нас будет непредсказуемым в своем произволе. И мы покорно миримся с несправедливостью, которая нас окружает в мирской жизни, кивая на волю Бога.

Но Бог мудр и, напомним, что он назвал себя Рабб аль-алямин, т.е. «Воспитатель миров», т.е. он заботится о нас и воспитывает нас так, чтобы мы росли и крепли духом. А для того, чтобы мы росли, он не только поместил нас в мир, сотканный из его знания, но и заложил в нас некое устройство, которое непрерывно «сканирует» рутину жизни и обнаруживает в ней изъяны, которых, как следует понимать, не должно быть в совершенном мире, созданном совершенным Богом. Вот это устройство и не позволяет нам мириться с вышеупомянутым решением Бога по отношению к двум братьям, к сыновьям Адама. Я говорю о чувстве справедливости.

Конечно, можно попытаться заглушить это протестующее в глубине нас чувство, пытаясь обойти острый вопрос или перешагнуть его. Но, заглушая внутренний протест, мы тем самым игнорируем лишь человеку данный великий дар и важнейший инструмент приближения к Богу и постижения его. Мы попираем справедливость, которая является не только одним из прекрасных имен Бога, но и сущностной характеристикой человека. Мы пытаемся обойти вызов, который Бог посредством истории о жертвоприношении двух братьев предложил нам принять и разгадать ради нашего же роста. Поэтому, заглушая голос протестующей справедливости, мы отворачиваемся от Бога, объясняя это тем, что ему, мол так угодно.

В коранических аятах об Авеле и Каине Бог задал нам всем вопрос. Да, этот вопрос не очевиден, и аяты Корана можно прочитать просто как сюжеты древней истории. Но можно и вдуматься в священный текст, который сам Бог охарактеризовал как откровение «для людей размышляющих».

Прежде всего, обратим внимание на то, как выглядит в оригинале слово, которое переводится как «жертва». В Коране использовано слово курбан. Это слово восходит к корню со значением «приближение». Иными словами, Коран утверждает, что сыновья Адама стремились приблизиться к Богу, и оба были искренни в этом. Запомним это и пойдем дальше.

В своем откровении, т.е. в Коране, Бог заявляет, что оно было ниспослано в подтверждение истинности того, что было ниспослано ранее: «А прежде нее была Книга Моисея в качестве наставления и милости. А это (Коран) — Книга подтверждающая (Книгу Моисея)» (46: 12). «Ниспослали Мы Тору, содержащую наставления и свет. » (5: 44). Коль так, то нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к Торе, к Ветхому Завету и узнать из него подробности истории об Авеле и Каине:

Читать еще:  К чему снится усыновить мальчика. К чему снится усыновление ребенка

«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица. » (Быт 5:2-7).

Сообщается, что после убийства, совершенного Каином, Бог проклял его:

«. ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт 5: 12, 15).

Ключ к разгадке смысла этой истории, как мне кажется, кроется в видах деятельности, которыми занимались два брата. Задумаемся о том, что отличает труд пастуха от труда земледельца? Пожалуй, отношение к природе: так, пастух-скотовод не изменяет ее облик, он полностью от природы зависим. А земледелец активно изменяет окружающую среду, вырубает леса, осушает болота, меняет русла рек. Каждый из этих видов деятельности приводит к возникновению принципиально отличающихся друг от друга цивилизаций. Так, скотоводство порождает кочевничество. А земледелие порождает города, а затем и промышленность. На протяжении известной нам истории кочевые цивилизации неуклонно исчезают с лица земли, т.е. можно сказать, что Каин продолжает убивать Авеля. Земледелие набирает обороты и именно оно лежит в основе современной промышленно-техногенной цивилизации.

Но это только то, что лежит на поверхности. Если заглянуть глубже, то мы увидим не только эти различия. На мой взгляд, кочевая культура основана на гармонии с природой, она сердечна по отношению к ней. Так, в Золотой Орде, которую западное сознание рисует как обитель зла и варварства, существовала специальная государственная служба, занимавшаяся подкормкой птиц и животных в суровое зимнее время. Или возьмем классическую обувь тюрка-кочевника — сапоги из мягкой кожи, без каблука и с загнутым кверху носком. Такой сапог не продавливал землю каблуком и не рвал ее носком, не калечил траву. Земля для кочевника была матерью, которую он любил и о которой заботился. Отсюда и особое отношение кочевых народов не только к кормилице-земле, но и к ее обитателям. В конце концов, возьмем Ислам: он хоть и возник в среде городских арабов, но расцвел в среде арабов-кочевников. Интересно также, что большинство пророков были пастухами…

Что касается земледельческой цивилизации, то в своем отношении к природе она «опирается на ум». Наилучший пример тому — практика генетического «усовершенствования» сельскохозяйственных культур, создание ГМО, хотя нельзя сбрасывать со счетов и удобрения, и пестициды, и прочую отраву, которой поливают все и вся, ради прибыли. Тех, кто делает деньги, мало заботят последствия использования людьми выращенных таким образом продуктов, их не заботит и убивание природы, хотя, при этом, якобы забота о благополучии людей выставлена на витрину и звучат бодрые рапорты о соблюдении экологических норм.

Итак, история о Каине и Авеле это на самом деле история о противостоянии сердца и ума: не символизирует ли скотовод Авель приближение к Богу посредством сердца? А что касается земледельца Каина… не пытается ли он достичь Бога посредством ума? Таким образом, как мне кажется, эта древняя история учит, что попытки прийти к Богу посредством ума обречены на провал. Равно как и Бог приходит к человеку не через ум, но нисходит в сердце его. Но для этого сердце должно быть открытым для встречи Гостя.

И, наконец, что за знамение сделал Господь Каину, имея которое он оказался в безопасности?

По моему мнению, речь идет о том, что ум или решения ума воспринимаются человеком, который еще не обрел способность жить по велению сердца, как его собственные решения. Это и произошло с Каином. Понятно, что «самого себя», т.е. свой ум не убьешь. Этим и пользуется дьявол, который: «обещает вам бедность и велит вам делать мерзость» (Коран. 2: 268), ведь ему дана способность заставить человека «признать правдой его [т.е. дьявола] мысль» (Коран. 34: 20). Иными словами, дьявол влияет на человека через ум. И не просто так возникла фраза «мудрствовать лукаво».

Такое положение дел, а именно: дарованная человеку способность поступать «по уму» или «по сердцу», в конечном счете, и дает нам возможность научиться различать между умом и сердцем. За мерзость, содеянную по наущению ума, и которая кажется несущим благо решением, раскаяние придет рано или поздно, но придет неизбежно. А за поступок, совершенный по велению сердца, даже если кажется, что человек оказался в проигрыше, раскаяния не будет. Будет только чувство правды, ощущение движения в правильном направлении, по Прямому пути.

Каин и Авель — библейская история братьев

После того, как Адам и Ева были изгнаны из Эдема, у них родились сыновья – Каин и Авель.

Читать еще:  Чувственное и рациональное в научно познавательной деятельности. Чувственный и рациональный уровни познания

Братья честно трудились, Каин занимался земледелием, а Авель скотоводством.

История братьев

История братьев известна, наверное, всем, она повествует о жизни первых людей, детей Адама и Евы вне рая, а также о первом убийстве, предательстве и обмане. Согласно библии Каин стал первым убийцей на земле, а его брат – Авель, первой убитой жертвой.

Каин и Авель приносили Богу дары, плоды своих трудов. Авель уважал Бога и любил его, поэтому приносил дары от чистого сердца. А Каин не любил Бога, поэтому его дары не были благодатными, он давал их, потому что так нужно было. Тогда Господь отверг жертву Каина, понимая, что она не от чистого сердца дарована.

Каин озлобился на брата, ведь Господь его любит больше, так он подумал. Тогда он убил брата камнем. Убийца пытался скрыть свой грех, тем самым только усугубив ситуацию. Бог надеялся, что Каин покается, осознает свой грех, тогда он будет прощен, но этого не случилось.

Из-за убийства старший брат был проклят и изгнан в землю Нод. Бог лишил его силы, а чтобы он честно нес свое наказание, сделал знамение, в котором говорилось, что любой, кто лишит Каина жизни и мучений, будет жестоко отомщен.

Эта история дошла до нас в различных 24 интерпретациях, она подробно описана в Книге Бытия, в 4 главе. Самая старая версия пересказа истории о жизни и смерти Каина и Авеля датируется первым веком до нашей эры. Она зафиксирована в Курманских рукописях.

Некоторые ученые связывают эту историю с древними шумерскими сказаниями, где повествуется о ссорах между земледельцами, которые из года в год ухаживали и облагораживали землю, и скотоводах, которые кочевали по плодородным землям, чтобы прокормить свой скот.

Родители Каина и Авеля

Согласно библии, братья являются детьми первых грешников, изгнанных из рая – Адама и Евы.

Но это не единственная версия, так в каббале Каин считается сыном Евы и Самаэля, который был ангелом. В гностицизме матерью Каина также называется Ева, а вот отцом его признан сам сатана.

На ком женились Каин и Авель

Если кроме Адама и Евы, и их детей не было людей, то на ком женились братья, как из одной семьи появились народы и нации? По одной версии женой Каина была его родная сестра Аван, а по другой супругой ему стала рожденная вместе с ним Сава, так же сестра его.

Известно, что у Каина был сын – Енох, в его честь отец назвал ранее основанный город. Семья Каина просуществовала в 7 поколениях, род прервал потом, который они не пережили.

На основе рукописей Еноха, существует мнение, что дух Авеля преследовал род своего брата. Авель, лишенный жизни своим братом, стал мучеником и жаловался на Каина и весь его род, пока тот не вымер.

Как умер Каин

Существует несколько версий обстоятельств, из-за которых Каин лишился жизни. По первой, он лишился жизни в собственном доме, был погребен под камнями, когда его дом разрушился. Был убит тем, чем убил младшего брата.

По закону справедливости, то зло, которое мы совершаем ближнему, вернется к нам в несколько раз сильнее. Когда он умер, по некоторым сказаниям, ему было 860 лет.

По другой версии ему не удалось спастись от потопа. В писаниях говорится, что каждый год Бог посылал ему испытания, в наказание за его грех, и много раз спасал его от воды и потопа. Но во время всемирного потопа Бог смиловистился и позволил Каину умереть, чтобы он наконец обрел покой.

Третья версия связана с его потомками. Существует легенда, что Каин был убит своим родственником Ламехом, он был слепой, но очень любил охотиться. На охоту он брал с собой сына, который направлял его руки в сторону добычи. У Каина на голову были рога, поэтому издалека между двух холмов, мальчик принял его за животное и направил оружие отца в его сторону.

Стрела достигла цели, когда они подошли, мальчик сказал, что ошибся и по описанию Ламех узнал своего предка. Тогда он убил и мальчика своими сцепленными в замок руками.

Значение имени Каин

Существует 2 значения этого имени. От древнееврейского корень «кана» означает произвести на свет. По библии именно эта значение и имелось, ведь Ева сказал, что она произвела человека.

По второй версии берется корень «кина», который переводится как зависть. Сейчас можно услышать, что предавших людей называют каином, именем, которое в подобных случаях стало нарицательным.

Земля, где нашел приют Каин

После того, как Бог проклял Каина, он ушел в землю Нод, что была на востоке от Эдема. Некоторые толкователи, которые пытались связать Нод с известными нам землями, предполагают, что это могла быть Индия.

Существует одна легенда, которая рассказывает о том, что Бог послал Каина на луну, чтобы он мог наблюдать оттуда все радости земной жизни, но не мог к ним прикоснуться и почувствовать. В полнолуние, если посмотреть внимательно на луну, можно различить силуэт Каина, убивавшего Авеля.

Источники:

http://24smi.org/person/2686-kain.html
http://cont.ws/post/469250
http://1001molitva.ru/slovarik/kain-i-avel.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector