Икона рождение иисуса христа. Дополнительные сюжеты иконы

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Рождество Христово значение и в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди известных икон, написанных зарубежными и русскими авторами, существует одна, которая с древних времен является особенно почитаемой среди разных представителей православного общества, она называется Икона «Рождество Христово». Во всем мире рождественская икона почитается и вызывает истинный восторг у верующих христиан.

В настоящее время, икона Андрея Рублева, в которой продемонстрировано появление главного спасителя, Иисуса Христа на свет, является одной из самых известных и уникальных иконописных работ во всем мире.

История иконы

Икона «Рождение Христово» была написана в период «средней античности», в начале ХV века. За основу образа была взята липовая доска, на которой иконописец написал икону. Святой лик удалось сохранить до нашего времени, но на это потратилось много усилий и времени.

В 1960 году святыня подверглась серьезной угрозе, которая проявлялась в её дальнейшем уничтожении, но к счастью для всех верующих, во времена господствующего атеизма, этого все-таки не произошло. Так как главным директором, заведующим одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России. Доставленное произведение было долгое время скрыто под замаскированным слоем тонкой краски, пока в один прекрасный момент московскими реставраторами не стала известна такая информация.

Описание иконы и изображенных на ней фигур

В основе написания образа были использованы краски желтых оттенков, также использовались такие цвета, как зеленый и белый. Сочетание данных тонов позволяет художественному образу быть ярким и естественным, показывая контуры главных персонажей в более правдоподобном виде.

В центре данной библейской экспозиции отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего первенца.

Задумка художника сразу дает понять людям, что Пресвятая Богородица — это ключевая фигура в рождении Христа. В верхней части образа изображены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Две женщины служанки, нарисованные в нижней части иконы, соответственно Евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного ребенка.

Возле яслей младенца изображены также головы двух животных: вола и осла. Они выступают символическими знаками иконы «Рождество Христово», которые демонстрируют национальности разных народов, что получили спасение от Иисуса Христа: вол, по задумке автора, Андрея Рублева, представляет иудейскую нацию, а осёл язычников.

Таким образом, сцена святого образа «Рождества Христова» рассказывает людям главную библейскую историю — появления на свет Иисуса, которая является великим праздником. Помните, что иконы и картины рождества Христова также проиллюстрированы и в работах других иконописцев.

В чем помогает икона Рождество Христово

Данная икона имеет колоссальное значение для верующих православных, которые нуждаются в помощи Всевышнего.

Святой образ «Рождество Христово» помогает людям справиться с любыми возникающими жизненными проблемами, так как на нем изображено рождение Небесного Царя. Обратиться к образу с молитвами можно с любой просьбой, например, с целью избавления от различных тяжелых недугов, или для предотвращения душевных мук и переживаний.

Празднование

Праздник Рождества Христова — самый великий христианский праздник, известный во всем мире, его ежегодно отмечают 7 января. В этом день прославляется рождение главного Спасителя христиан, который и по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных проблем и невзгод. В этот день, люди всей семьей отправляются на религиозные службы в церковь, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, и благодарят его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.

Молитва иконе Рождество Христово

Молитва перед иконой Рождество Христово звучит следующим образом:

Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь.

Читать еще:  Переводы на русский язык. Забытая реальность

Икона Рождества Христова

Икона Рождества Христова, на первый взгляд, имеет довольно простой сюжет. Но так ли это на самом деле? Читайте подробную аналитику в статье на «Правмире».

Икона Рождества Христова и её смысл

Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Андрей Рублев. Рождество Христово

Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят».

Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI — VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века. Она хорошо известна: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда. А вокруг дополнительные сцены: благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Таким образом, в канонической иконографии Рождества Христова отчетливо выражено литургическое значение образа. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. И при взгляде на подобный образ во время богослужения особенно вдохновенно поются в верующем сердце радостные рождественские песнопения.

Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. В IV веке в катакомбах Севастиана появляется спеленутый Младенец, рядом — Богоматерь и двое животных. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены.

Основная мысль всей этой иконографии достаточно понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории и, по мнению некоторых мыслителей, ее смысл. Он в том, что приходит новый Адам — предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним и в познании тайны бытия, как тайны божественной любви. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. Григорий Неокесарийский. — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, Бестелесный, Непостижимый влачится человеческими руками…» В жизнь человечества вошло совершенно новое, ранее небывалое понимание всех вообще связей и отношений и внутри человечества, и вне его: и в отношениях человека с Богом, и в отношениях с ангельским миром, и друг с другом, и с материальной, наименее совершенной природой. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися…», — воспевается в службе навечерия.

Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И ангелы, и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере; но вся природа — Его храм! Пещера превращена в хлев, там животные; но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры… «И увидел Бог, что это хорошо…». Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, в мир падшего человека и падшей с ним природы, и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе — видимой и невидимой.

Как это выразить в звуке, как это выразить в образе? Церковь долго не приступала к изображению этой великой и таинственной Вифлеемской пещеры, пока не было разработано учение о богочеловечестве Спасителя на вселенских соборах V , VI и VII веков, где были ниспровергнуты, в первую очередь, ереси монофизитства и несторианства.

Читать еще:  Гороскоп на картах таро август. Отношения и любовь по картам Таро

Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Но в творчестве существует художественная свобода. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок; затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент, из которого она исходит в световом луче. Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.

К вершинам художественного воплощения образа относится, как нам представляется, фреска XIV века (1360-1370-е годы) в церкви Перивлепты в Мистре (Греция).

Вы прочитали статью Икона Рождества Христова — как её понять? Читайте также:

Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси

Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок.

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.

Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, бывшим архиепископом Равенны в середине 6 века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к 20 главе протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.

Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий. [1] Изображение Христа на алтаре связано с темой Евхаристии и может трактоваться как прообраз получившей распространение в византийском искусстве иконографической схемы мелисмос, в которой Младенец изображается на престоле как евхаристическая жертва.

В целом иконография Рождества Христова сложилась к 7 веку. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции будут являться пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.

Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и Омовения Младенца.

Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф.2, 1-12; Лк.2, 6-20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену Омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории Папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII-VIII вв.). Первыми примерами изображения Омовения в искусстве Византии являются книжные миниатюры 8-9 веков, например, армянского манускрипта Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовской Псалтири.

Читать еще:  Дмитриевская суббота. Димитриевская родительская суббота

Очень редко в иконах Рождества Христова встречается изображение св. пророка Исайи, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Так, в рукописи XI века, происходящей из монастыря Есфигмен на Афоне, в иллюстрации к тексту Слова св. Иоанна Дамаскина на Рождество на одной из миниатюр рядом с яслями Спасителя представлен пророк Исайя. А на иконе Рождества Христова строгановского мастера Михаила конца 16 века из Русского музея в Санкт-Петербурге пророк изображен у изголовья Богоматери. В руках он держит свиток с текстом пророчества: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына. » (Ис. 7, 14)

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI-XII веках почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. Так, конные изображения восточных мудрецов присутствуют в монументальной живописи собора Антониева монастыря в Новгороде, соборе Мирожского монастыря в Пскове, Борисоглебской церкви в Кидекше и Кирилловской церкви в Киеве (все – 12 века), в то время как в греческих мозаиках и фресках этого времени такие примеры единичны. [5]

В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому нами сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери – сюжеты находились друг напротив друга, например, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы. [6] Примеры такого решения программы росписи храмов существуют в различных регионах бывшего византийского мира – на Кипре, в Болгарии, Сербии, Греции и России.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова, и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.

Иконография Собора Богоматери сложилась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры: [7] «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…».

Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы. На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника.

Другими примерами иконографии «Собора Богоматери» на Руси являются фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля, икона «Что Ти принесем» из собрания П.Д. Корина. В XVI веке композиция сюжета усложнялась введением многочисленных дополнительных персонажей, особенно большого количества святых, предстоящих Младенцу и Его Матери.

Рассмотренные нами лишь некоторые примеры иконографии Рождества Христова показывают, с каким благоговением относились иконописцы к этим образам, как важно им было не только представить евангельскую сцену «исторически», в соответствии с церковным преданием, но и наполнить ее глубоким символическим содержанием, присущим иконе. Осмысление многочисленных деталей иконографии и понимание их значения важно для осмысления изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.

27 декабря 2005 г.

[1] Weitzmann K. Loca Sancta and the Representational Arts of Palestine // Dumbarton Oaks Papers. 28. 1974. P. 31-56.

[2] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 151.

[3] Луковникова Е. Иконография Рождества Христова // Альфа и Омега, 1994. №3. С. 170–185.

[4] Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986. С. 125.

[5] Сарабьянов В.Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира. М., 2001. Вып. 5. С. 29-39

[6] Этингоф О.Е. Литургическая символика парного расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери // Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии 11 – 13 веков. М., 2000. С.205-228.

[7] Орлова М.А. О формировании иконографии рождественской стихиры «Что Ти принесем…» // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 127-141.

Источники:

http://ikona-i-molitva.info/ikona-rozhdestvo-xristovo-znachenie-i-v-chem-pomogaet/
http://www.pravmir.ru/ikona-rozhdestva-xristova/
http://pravoslavie.ru/412.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector