Богослужебные указания. Благове́щение Пресвятой Богородицы

Богослужебные указания. Благове́щение Пресвятой Богородицы

12 — Цвета богослужебных облачений

У казания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

И другие праздники

в честь Креста Господня.

бордовый 1 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

золотистый (желтый) или белый

Покров Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

(до отдания включительно)

Навечерие Рождества Христова

(до отдания включительно)

золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

белый или голубой

белый или золотистый

Богоявление (Крещение Господне)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

к Великому посту

золотистый (желтый) или фиолетовый

Великий пост (седмичные дни)

Субботы, Недели Великого поста

и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Литургия Преждеосвященных Даров

темно-фиолетовый или багряный

Вход Господень в Иерусалим

зеленый или белый

(на Литургии после чтения Апостола)

и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

(до отдания включительно)

(до отдания включительно)

Пятидесятница (День Святой Троицы)

(до отдания включительно)

Понедельник Святого Духа

зеленый или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Первоверховных апостолов Петра и Павла

(до отдания включительно)

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 3

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

красный или бордовый

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

белый или красный

Господские средние праздники,

седмичный и воскресные дни

вне Великого поста

Памяти 4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников

золотистый (желтый) или красный

и Христа ради юродивых

Памяти благоверных князей

золотистый (желтый), зеленый или красный 5

(вне Великого поста)

(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.

2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.

5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.

Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)

Источник: Богослужебные указания на 2017 год.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Богослужебные указания за 7 апреля 2019 года

Неделя 4-я Великого поста. Глас 4-й. Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы.

Прп. Иоа́нна Ле́ствичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста). Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России112 (службу зри 26 сентября).

Служба совершается по 5-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «А́ще ли случи́тся Благове́щение в Неде́лю 4-ю, или 5-ю посто́в»113.

Примечание. По причине совпадения в текущем году Недели 4-й Великого поста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба прп. Иоа́нна Ле́ствичника (из Триоди) переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта)114.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Благовещения, глас 6-й – 6 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни115; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть с Небесе́…» (догматик гласа не поется).

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся…», со стихами (по обычаю). Паримии Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й. »; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя. »116; 3-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков. »; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го. »; 5-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом. »).

На литии стихиры Благовещения, глас 1-й. «Слава» – Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…», «И ныне» – Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Днесь ра́дость благове́щения…» (см. в Минее 25 марта, на стиховне великой вечерни).

По Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна. » (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Све́тлую воскресе́ния про́поведь…» (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Благовещения, глас тот же: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна. ».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные117.

Полиелей. Величание праздника Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом118. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Благовещения, глас 1-й: «Вели́кий воево́да. » (см. по 2-м стихословии), седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется. » (см. по 3-м стихословии), седален Благовещения глас 4-й: «Гаврии́л с Небесе́. » (см. по полиелее)119. «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть Гаврии́л. » (см. по полиелее). Степенны – гласа. Прокимен праздника Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие праздника Благовещения – Лк., зач. 4. «Воскресение Христово видевше. ». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…»120.

Читать еще:  Почему на похоронах закрывают зеркала. Суеверия, которые связаны с похоронами: правда и вымысел

Примечание. «Евангелие оставляется на аналое посреди церкви, рядом с иконой Благовещения, для лобзания» (Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 108). «Степе́нна гла́са. Проки́мен и Ева́нгелие пра́здника. Та́же, Воскресе́ние Христо́во, псало́м 50-й, и целова́ние Ева́нгелия, по обы́чаю» (Типикон, 15 августа, Маркова глава).

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди 1-й канон (глас 5-й; о впадшем в руки разбойников)121 на 4 и Благовещения на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216.

Катавасия – праздника (ирмосы канона Благовещения).

По 3-й песни122 – седален Благовещения, глас 8-й: «Сло́во Бо́жие. ». «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть с Небесе́. ».

По 6-й песни – кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де…», и икос, глас тот же: «А́нгел предста́тель…».

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припев праздника Благовещения не поется).

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Благовещения: «А́нгельских сил Архистрати́г. », «И ныне» – ин светилен Благовещения: «Е́же от ве́ка днесь познава́ется та́инство Бо́жие. »123.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 4, и Благовещения, глас 1-й124 и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера), затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и самогласен Триоди, глас 1-й: «Прииди́те, де́лаим…». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; 2-й – «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, / воспо́йте Го́сподеви, вся земля́», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых. ».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я.

На часах – тропарь воскресный: «Све́тлую воскресе́ния про́поведь…». «Слава» – тропарь Благовещения: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна. ». Кондак Благовещения: «Взбра́нной Воево́де…»125.

Примечание. «При часе́ же второ́м дне твори́м исхожде́ние вне оби́тели, я́коже предуказа́ся на ряду́, и возвра́щшеся пое́м Литурги́ю Вели́каго Васи́лия» (Типикон, 26 марта, 5-я Маркова глава, «зри»).

Литургия свт. Василия Великого126.

На проскомидии заготовляются три Агнца – для среды, четверга и пятницы.

Блаженны гласа – 6 и Благовещения, песнь 3-я – 4.

На входе: «. Воскресы́й из мертвых. ».

По входе – тропарь воскресный, глас 4-й: «Све́тлую воскресе́ния про́поведь…», тропарь Благовещения, глас тот же: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна. ». «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Благовещения.

Апостол и Евангелие – Недели 4-й Великого поста и Благовещения.

Примечание. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен прп. Иоа́нна Ле́ствичника опускаются, поскольку служба прп. Иоа́нна Ле́ствичника переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта).

Задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона Благовещения: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту. » (по традиции, с припевом: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию. »)127.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых. ».

Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии ве́лие: яди́м ры́бы, и пие́м вино́, в ки́йлюбо день случи́тся, еди́ножды днем, кроме́ суббо́ты и Неде́ли» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).

112 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

113 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 608–609.

114 Ср.: Типикон, 24 марта, 3-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 609, 644.

115 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173–174.

116 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вни́де Моисе́й. » и «Госпо́дь созда́ мя. », а затем: «Изы́де Иа́ков. », «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го. » и «Прему́дрость созда́ Себе́ дом. ». О порядке чтения пяти паримий праздника Благовещения ср.: Минея-Март, «Потре́ба есть ве́дати, я́ко а́ще случи́тся Благове́щение в кото́рую суббо́ту поста́» (с. 176).

117 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от ве́ка…».

118 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

119 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава.

120 Покаянные песнопения Триоди («Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», и проч.) по 50-м псалме не поются. Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава, 37-я Храмовая глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606, 608, 405.

121 Второй канон Триоди (глас 8-й; прп. Иоа́нна Ле́ствичника) не поется, поскольку служба прп. Иоа́нна Ле́ствичника переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта).

122 Кондак и икос Триоди (см. по 6-й песни канона), а также седальны Триоди (см. по 3-й песни канона), вместе со службой прп. Иоа́нна Ле́ствичника переносятся на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта). Однако в аналогичной ситуации отмены службы прп. Иоа́нна Ле́ствичника при совпадении предпразднства Благовещения с Неделей 4-й Великого поста, Устав сохраняет на утрене по 3-й песни канона седален Триоди, глас 5-й: «Пречи́стый Крест Твой…» (ср.: Типикон, 24 марта, 3-я Маркова глава: «А́ще случи́тся предпра́зднство Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в Неде́лю 4-ю, или 5-ю посто́в»). Расширительно толкуя схематичные указания Устава (см. Типикон, 26 марта, 5-я Маркова глава) относительно седальнов по 3-й песни канона и учитывая содержание соответствующих триодных песнопений, можно считать допустимым исполнение в составе текстов по 3-й песни канона седальна Триоди, глас 5-й: «Пречи́стый Крест Твой…» (либо перед седальнами праздника, либо на «Славу»). Ср.: Устав. М., 1641. Л. 559.

123 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 108.

124 В Минее 4 стихиры, одна из них опускается.

125 Воскресный кондак в богослужении данного дня опускается.

126 См.: Типикон, 26 марта, 5-я Маркова глава, «зри»; ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава.

127 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 608.

Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (в том числе – на примере текущего церковного года)

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке.

Читать еще:  Можно молиться если не крещен. Молитва за некрещеных усопших - как правильно молиться за взрослых и детей

В древности Благовещание называлось днем Воплощения и праздновался как Господский праздник. Сейчас он воспринимается как чисто Богородичный праздник.

Богослужение сконцентрировано на диалоге арх.Гаврииила с пресвятой Богородицей (Лк.1.26-38). Наиболее ярко этот диалог присутствует в каноне (Творение свт.Феофана, мтп. Никейского 9в., однако в стихирах и др. случаях так же звучит эта тема.)

Каждый год служба на благовещение является неповторимой, т.к. праздник может попасть на любой день от четверга 3-й седмицы В.П. – до среды святой седмицы.

Для каждого случая праздник имеет особый вид, который подробно описан в Типиконе (см. Типикон на Благовещание 25 марта.)

Особенности богослужения. По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но так как часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства или отдание праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если Благовещение бывает в неделю Ваий или в Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ иногда начинается великим повечерием (как в праздник Р.Х.), иногда великой вечерней, а иногда – сразу утреней.

1. Великим повечерием всенощное бдение праздника начинается тогда, когда в канун его (т.е. 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паремиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (если праздник случается во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу св. Четыредесятницы и во вторник, среду и четверг Страстной седмицы) .

2. Великой вечерней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Неделю (воскресения) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы.

3. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение случится в Великий Пяток (вечерня была накануне, в четверг пред литургией св. Василия Великого) и в Великую Субботу (вечерня совершалась особо накануне, в Пятницу).

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4-й): «Днесь спасения нашего главизна …». На утрени: полиелей и величание: «Арангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою?» Евангелие (Лк. зач. 4-е). Канон праздника по обычаю читается двумя чтецами (до 9-й песни): один читает тропари Ангела, другой Богородицы. Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8-й песни канона «Честнейшую», как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключением суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй» нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). ИСКЛЮЧЕНИЕ:

1) Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3).

2) Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели Ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели Ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава: Днесь Христос входит во град Вифанию. », «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже. ».

3) Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка.

Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресение) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесятницы и Страстной Седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно Великие часы и Пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается пред литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время – вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице.

ЛИТУРГИЯ в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресения) Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня», в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати»). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника.

Практическое отправление службы праздника. Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (а среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню. Кроме того, в Типиконе под 24 и 25 числами нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа. » и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа. » опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем. ». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице. ». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше. ». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже очисти грехи моя, и помилуй мя. Создавый мя Господи, помилуй. Без числа согреших Господи, прости мя». Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословенно Царство. », начертывая крест Евангелием над антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся. » и т.д. Если праздник случится в Великий пост, то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1. Быт. гл. 28, 2. Иезек. гл. 43-44, 3. Притч. гл. 9. Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исход, гл. 3 (о купине) и 2) Притчей, гл. 8 (о вечном бытии Сына Божия). Затем «Сподоби, Господи». На стиховне – самогласная стихира дня (дважды) и мученичен, «Слава, и ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника, ектения, три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина и отпуст. Всенощное бдение начинается по Уставу с великого повечерия. После прочтения славословия совершается лития. Поются стихиры праздника 3, гл. 1. (В субботу и Неделю – на «Слава» – «Да веселятся небеса»). «Стихиры на стиховне праздника, с их припевами, т.е. «Благословите день от дне спасение Бога нашего». На благословении хлебов – тропарь праздника (трижды). «Буди имя Господне» и Пс. 33. На утрени: на «Бог Господь» тропарь праздника (трижды). По кафизме – седальны праздника. Полиелей, седален праздника, степенны – 1-й антифон 4 гл. Прокимен гл. 4: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Воспойте Господеви песнь нову». Евангелие от Луки, зач. 4. Затем «Слава: Молитвами Богородицы», на «И ныне» – то жеи «Помилуй мя, Боже». Стихира праздника. Канон – праздника, гл. 4, ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия – праздника. Но в тех песнях канона, где совпадают трипеснцы, т.е. в понедельник 1,8,9 и т.д., то канон праздника с ирмосами на 6 и трипеснец на 8. Катавасия – ирмос триоди. По 3-й песни – седальны праздника. По 6-й песни – кондак «Взбранной Воеводе. » и икос. На 9-й песни – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу» и ирмос: «Яко одушевленному. » Если есть трипеснец, то припев: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе», а затем ирмос Триоди. Светилен праздника «Ангельских сил. » (дважды). «Слава, и ныне» – «Еже от века днесь познавается».

Читать еще:  Как попасть в иной мир. Как создать свой собственный фантастический мир

На хвалитех – стихиры на 4, «Слава, и ныне» – «Еже от века таинства». Если праздник случится в субботу или воскресенье, то поем великое славословие, если же в другие дни, то читается вседневное славословие. По прочтении великого славословия произносится ектения: «Исполним утреннюю молитву» Далее поются стихиры на стиховне и читается: «Благо есть. » (единожды). По «Отче наш. » – тропарь праздника, после которого сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже. ». Затем: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен. » Хор: «Аминь». Чтец – молитву: «Небесный Царю. », после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами и сразу же читается 1-й час и отпуст. 1-й час с кафизмой, тропарь и кондак праздника. В конце часа, после возгласа: «Боже, ущедри ны. », три великих поклона и молитва «Христе, Свете истинный» и отпуст. Часы 3-й, 6-й и 9-й тоже с кафизмами, но без поклонов. На 6-м часе – паремии Триоди. Затем «Блаженны», но не с начала, т.е. «Благослови, душе моя, Господа. » (Пс. 102), а прямо «Во Царствии Твоем. » и т.д. (скоро, без пения и без поклонов), «Помяни нас, Господи. », «Лик небесный. », «Ослаби, остави. ». По «Отче наш. » – кондак праздника, «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», возглас «Боже, ущедри. » и три великих поклона с молитвой св.Ефрема Сирина и молитва «Всесвятая Троице. ». Далее священник на амвоне: «Премудрость». Хор: «Достойно есть»; священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже. » Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови» и бывает полный отпуст, после которого священник молится у престола как обычно перед литургией: «Царю Небесный. ». Вечерня начинается возгласам: «Благословено Царство. » Следует отметить, что вечерня, которая предваряет литургию св. Иоанна Златоуста, помещена в Типиконе под 26 числом. Так как служба под 25 марта оканчивается часами с изобразительными. Вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры Триоди 2 и подобны Триоди 3, праздника 3 и архангела 3. В это время совершается проскомидия. Вход с Евангелием. «Свете тихий». Прокимен дня, 4 паремии: 2 дневных и праздника 2: 1) Исход, гл. 3 («Вниде Моисей. »); 2) Притчей, гл. 8 («Господь созда мя начало путей Своих. »). Затем ектения малая и возглас: «Яко свят еси. ». Поется «Святый Боже. ». Затем прокимен, гл. 4: «Благовестите день от дне. », Апостол к Евр., зач. 306. Евангелие от Луки, зач. 3, и прочее последование литургии св. Иоанна Златоуста. Задостойник: «Благовествуй, земле. », «Яко одушевленному. ». Причастен: «Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе». ОТДАНИЕ праздника Благовещения (26 марта). В самый день праздника – вечером св. Четыредесятницы службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней – вечером, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении «Честнейшую» произносится молитва св. Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: «Христос истинный Бог. ».

Источники:

http://diak.ortox.ru/bogosluzhebnyjj_ustav/view/id/1204187
http://www.patriarchia.ru/bu/2019-04-07
http://studopedia.ru/6_103014_bogosluzhenie-na-blagoveshchenie-presvyatoy-bogoroditsi—marta-v-tom-chisle—na-primere-tekushchego-tserkovnogo-goda.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector