Хождение игумена даниила в палестину. Житие и хожение даниила, игумена русской земли

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

Игумен Даниил из Русской земли захотел увидеть город Иерусалим и всю Святую землю. Дошёл он до Иерусалима, обошёл землю Галилейскую и решил описать всё, что видел. Он надеялся, что многие, прочитав об этом, потянутся «душею и мыслию» ко святым местам.

Придя в Иерусалим, Даниил шестнадцать месяцев прожил в монастыре святого Саввы. Все свои деньги он отдавал провожатым, которые показывали ему святые места. К счастью, Даниил встретил в лавре некоего старца, который согласился водить его по всей Святой земле.

Игумен ехал в Иерусалим через Царьград. Оттуда его путь лежал в Эфес, где находится гроб Иоанна Богослова, а также мощи семи отроков эфесских и многих других святых. В стороне, далеко в море — остров Патм, где Иоанн Богослов написал Евангелие. Дорога шла через остров Род, где добывается чёрное благовоние под названием гомфит. Побывал игумен и на большом острове Крит, где царица Елена поставила кипарисный крест. На этом острове собирают ладан.

Последние вёрсты по дороге к Иерусалиму особенно трудно преодолеть: здесь велика опасность нападения сарацинов. А когда наконец открывается вид на Иерусалим, все христиане льют слёзы радости.

В Иерусалимской церкви Воскресения находится Гроб Господень. Это маленькая пещерка, где лежало тело Иисуса Христа Недалеко оттуда и темница, куда посадили Христа перед казнью, и Голгофа, где его распяли. В Иерусалиме много мест, которые напоминают о Ветхом Завете: жертвенник Авраама, столп, где пророк Давид написал Псалтирь, дом Урии. Есть там и двор Иуды, который всё стоит пустым, ибо никто не решается там поселиться. Неподалеку — Овчая купель, где Христос исцелил расслаб­ленного.

В Иерусалиме стоит и церковь Святая Святых. На этом месте Иаков боролся с ангелом и видел во сне лестницу, ведущую на небо. И пророк Давид здесь видел ангела. Старая церковь Святая Святых разрушена, а эта построена начальником сарацинским по имени Амор. Там же, рядом, дом Соломона.

Село Вифания находится за две версты от Иерусалима. В нем Христос воскресил Лазаря. Село Гефсимания тоже близко от Иерусалима. В нём находится гроб Богородицы. Это небольшая пещерка. Над ней была построена церковь, но её разорили мусульмане. Неподалеку оттуда — пещера, где был предан Христос, и сад, где он молился перед казнью. По дороге оттуда к Елеонской горе находится пещера, где Христос научил апостолов молитве «Отче наш». С Елеонской горы Христос вознёсся; теперь на этой горе есть как бы каменный круглый двор, посредине — «теремок» без верха, а в нём — тот самый камень, с которого вознёсся Христос.

Сам же Иерусалим — город большой и крепкий. Вокруг него — горы и ущелья. Место это безводное, так что все люди и животные пьют дождевую воду. Хлеба хорошие родятся там без дождя и много полезных деревьев растёт.

Путь от Иерусалима к Иордану «тяжек велми и страшен и безводен». Тут высокие горы и много разбойников. А неподалеку — Содомское море.

На Иордане, на том самом месте, где Иоанн Креститель крестил Христа, построен небольшой алтарь и свод. Вода Иордана мутная и вкусная для питья. Рядом — то место, где Илья-пророк вознёсся в небо на колеснице огненной. Сохранилась пещера Иоанна Крестителя, а также пещера пророка Илии.

Игумену Даниилу удалось трижды побывать на Иордане, в том числе в день великого водоосвящения. В этот день множество народу приходит на Иордан. Все поют молитвы, а в полночь купаются в реке.

Оттуда несколько верст до города Иерихона и горы Гаваонской, которые связаны с именем Иисуса Навина. В той же горе есть пещера, где Христос сорок дней постился.

От Иерусалима до Феодосиева монастыря шесть вёрст, а оттуда шесть вёрст до монастыря святого Саввы. Лавра эта удивительно устроена. Раньше там протекал глубокий поток с высокими и скалистыми берегами. Поток обезводел, а на обрывах лепятся монашеские кельи. В лавре много мощей великих святых. Рядом с лаврой — высокие скалы, где водятся дикие звери, и Содомское море, в котором нет ничего живого, ибо под ним — место мучений.

Вне городской стены — гора Сионская, где был дом Иоанна Богослова, в котором Христос вечерял с учениками. На этом месте построена церковь. В этой же церкви — комната, где преставилась Богородица. Неподалеку дом Каиафин, где Петр отрекся от Христа. Под горой — село Скудельничье, которое купили на полученные за Христа тридцать сребреников.

В шести верстах от Иерусалима — Вифлеем. Там, в пещере, Богородица родила Христа. Над этой пещерой выстроена большая Церковь. Там находятся ясли, в которые положили младенца Христа. Рядом — место, где ангелы благовестили пастухам о Рождестве.

К югу от Вифлеема находятся Хеврон и Мамврийский дуб. Места эти опасны для проезжающих, но у игумена Даниила были хорошие попутчики, и все вместе прошли страшные места благополучно.

Мамврийский дуб красив и раскидист. Под этим дубом обедала Святая Троица, придя к патриарху Аврааму. А Хеврон — это Земля Обетованная. Она очень плодородна. Здесь находится Сугубая пещера. В ней лежат тела ветхозаветных праведников.

Сохранился каменный столп, в который превратилась жена Лота. Столп этот стоит на взгории. А до места, где был Содом, игумен Даниил так и не дошёл. Это место опасно, и оттуда исходит смрад, от которого можно даже заболеть. Вместе со своими попутчиками Даниил вернулся в Иерусалим.

Возле Иерусалима известно место, где Давид убил Голиафа. А к западу от Иерусалима находится дом Захарии, отца Иоанна Крестителя. Полверсты оттуда до той горы, где пряталась Елисавета с младенцем Иоанном, спасаясь от воинов Ирода. Ещё западнее — село Ельмаус, по пути в которое воскресший Христос явился ученикам.

Побывал игумен Даниил и в Капернауме, и на горе Кармильской, где жил Илья-пророк. Оттуда он направился в город Акру, оттуда в Антиохию Великую. Мимо многих городов проплыл он на корабле. Возле города Патары на его корабль напали корсары, захватили всех и ограбили. А дальнейший путь до Царьграда прошёл без происшествий.

Читать еще:  Святые лики православия. Иконы всех Святых: фото и их значение

Есть дорога от Иерусалима в Галилею, к городу Тивериаде. Путь этот очень тяжёл и страшен, но игумен Даниил преодолел его вместе с войском иерусалимского князя Балдвина, короля крестоносцев, который ехал на войну. Игумен попросил, чтобы Балдвин взял его с собой, и тот охотно согласился. Некогда в этих местах был убит Саул и братья бросили Иосифа в ров.

Воины Балдвина, а с ними и Даниил остановились на ночлег у колодца Иакова. А потом пошли мимо города Васана к верховьям Иордана. В тех местах водится много львов и часты нападения сарацин. Там есть водоём, где купался Христос с учениками. Искупался там и Даниил и его попутчики.

У моста в верховьях Иордана князь Балдвин с воинами остановился пообедать. Потом он пошёл в Дамаск на войну, а Даниил с другими паломниками ходил по святым местам, пока через десять дней Балдвин не вернулся с войны. Паломники купались в Тивериадском море. В этом море водится вкусная рыба, которую любил есть ещё Христос.

В городе Тивериаде Христос совершил множество чудес. На склоне горы известно место, где Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Фаворская гора и Назарет находятся западнее Тивериадского моря.

Гора Фавор очень красива На самом верху её — место, где преобразился Христос. Оно обнесено каменной оградой. На этой горе теперь латинский монастырь. Рядом — пещера, где жил святой Мелхиседек.

Погостив в Преобра­женском монастыре, Даниил с прочими паломниками пошёл на запад, к Назарету. Спутников было мало, и все они были безоружны. Но путь они прошли благополучно, хотя и было страшно.

Назарет, где было Благовещение, где много лет прожил Иисус Христос, — маленький городок в горах. Там сохранился гроб Иосифа, обручника Марии. Латиняне устроили церковь над тем местом, где произошло Благовещение. Из Назарета игумен Даниил со спутниками пошёл в Кану Галилейскую, где Христос превратил воду в вино. Там паломники встретили большой отряд и пошли вместе с ним в Акру. Оттуда же пустились в обратный путь к Иерусалиму. И во время всех этих путешествий с ними не случилось ничего плохого.

Игумену Даниилу довелось увидеть, как ко Гробу Господню сходит свет небесный. В Великую Пятницу вливают чистого масла во все лампады, которые находятся в Гробе Господнем. Лампады оставляют незажжёнными. Гроб же Господень закрывают и гасят лампады и свечи во всех храмах. В пятницу же игумен Даниил пошёл к князю Балдзину и попросил разрешения поставить лампаду на святом Гробе от всей русской земли. Князь разрешил. Это было для Даниила великой радостью. Он поставил лампаду и поклонился святому Гробу.

В Великую Субботу перед церковью всегда собирается множество людей. Внутри церкви находятся одни священники. Когда приходит князь с дружиной, открывают церковные двери, и в большой тесноте, давке люди наполняют церковь. Все не могут войти: многие остаются снаружи. Все молятся, взывают: «Господи, помилуй!» И сам князь Балдвин стоит «со страхом и смирением великим».

Когда князь с дружиной пошёл ко Гробу Господню, он позвал с собой игумена монастыря святого Саввы и братию его. Вместе с ними пошёл и игумен Даниил. Князь повелел идти игуменам и монахам впереди, а дружине — сзади. Когда подошли к церкви, дружина князя силой проложила путь ко Гробу. Православные священники стали над Гробом, латиняне — в великом алтаре. В восьмом часу и те и другие начали свою службу.

А в девятом часу на небе появилась туча и небольшой дождь прошёл над святым Гробом. Тогда в пещере воссиял свет. Епископ вошёл туда и зажёг свечу от небесного света и подал князю. От этой свечи все люди в церкви зажгли свои свечи и ликовали, восклицая «Господи, помилуй!». Кроме Даниила, это чудо видели другие новгородцы и киевляне, которые были в Иерусалиме в Пасхальную ночь.

С горящими свечами все пошли домой и зажгли от них лампады в своих церквах.

На следующий день игумен Даниил с игуменом и братиею монастыря святого Саввы опять пошли ко Гробу Господню. Войдя в пещеру, они увидели горящие лампады. Эконом и ключник рассказали, что зажглись только те лампады, которые были поставлены православными.

Через три дня игумен Даниил пошёл взять свою лампаду от Гроба Господня. Ключник дал ему кусочек камня из пещеры.

У Гроба игумен Даниил молился прежде всего о князьях русских, а только потом о себе.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Игумен Даниил житие и хождение, поломничество

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие и хождение игумена Даниила — это древнейшее описание паломничества на Святую Землю. Это прекрасный литературный памятник, который проникнут радостным узнаванием, написан рукой человека, а не напечатан на машинке человеком, который умеет быть внимательным и тщательно в деталях описывает все то, что видит.

Биография игумена Даниила

К сожалению точных данных о биографии игумена Даниила нет. Неизвестно даже то, с какого монастыря он был игуменом. В свое время М.Карамзин отождествил его епископом Даниилом, поставленным в Юрьеве – Южном в 1115 году и умершим в 1122 году.

Паломником же его назвали благодаря его хождениям в святые места в Царьград. Это путешествие, как и много других в деталях были описаны в сведении Даниила .

Из упоминаний имен некоторых князей из писания «Хождение игумена Даниила», а также правителя Константинополя , с войском которого Даниил и сделал одно из своих странствий, было сделано вывод, что время его путешествий припадало на 1106-1108 гг. или на 1113-1115 года. Конечно, первые предположения считают более правдоподобными.

Читать еще:  Молитва матроне о семейном счастье. Молитва о сохранении семьи сильная: обращаемся к святым за покровительством

Нужно отметить, что подробности жития игумена Даниила не известны и по сегодняшний день. Как предполагают историки, он скорее всего родился и жил в Черниговского области (из Киевской земли). Там он проживал до того, как решил принять монашество. После 1111 года он был назначен епископом в пограничный город Юрьев. Сегодня этот город именуется Белая Церковь.

Паломничество игумена Даниила

Свое паломничество игумен Даниил начал примерно с 1106 года. Главной целью этого путешествия было посещение Палестины. Ведь это страна, в которой жил и проповедовал Иисус Христос. В этой стране находятся священные места для всех православных людей : Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская и т.д.

Но в период с 1099 по 1187 гг Палестина находилась под контролем Крестоносцев, поэтому в это время разрушений и войны было особо тяжело путешествовать. В эти года на территории этой страны велись постоянные военные действия, поэтому эта земля подвергалась постоянному значительному опустошению.

После посещения этой земли паломник отправился в Константинополь. Это место для путешествия было выбрано не случайно. Ведь это исторический центр всего Православия.

Киевские князья были против проведения военных действий на территории Палестины. Они не поддерживали крестоносцев и арабов. Их очень сильно интересовало отношение местных правителей к Православию. Поэтому во время путешествия разобраться в сложившейся ситуации. Вместе с ним было отправлено еще двое человек. К сожалению, их имена нигде не упоминаются. Но все же главной целью хождения было совсем иное.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Куда совершил паломничество игумен Даниил

И так как уже упоминалось выше в начале 12 века русский игумен Даниил начал свой паломнический путь. Куда только не совершил паломничество русский игумен Даниил. Он посетил достаточно большое количество городов и поселков, которые и по сей день считаются святыми.

  • Весь свой путь он размечает местами, в которых он побывал. Эти места служат своеобразным ориентиром.
  • Не доходя до Средиземного моря, он замечает, что его путь расходиться на две стороны. Одна сторона ведет в Иерусалим, а другая — на Афон.
  • Также на своем пути он посетил город Эфес. В нем находится гроб Иоанна Богослова. Это место имеет сильные целебные свойства, которые усиливаются в день его памяти. Стоит отметить, что молясь над ним многие тяжело больные, исцеляются и выздоравливают. Также данный город является знаменитым среди паломников тем, что в нем находится пещера, в которой лежат тела 7 отроков, проспавших 360 лет. Тут же покоятся и тела других многих святых, в том числе и Марии Магдалены.
  • С помощью попутных кораблей Даниил достиг острова Хиоса, Родоса и многих других. После чего он попал на Кипр.
  • На острове Родос Игумен сделал интересное открытие. Им было обнаружено следы пребывания на этой земле Князя Олега Святославовича. По мнению паломника, самым интересным достопримечательным местом на Кипре является кипарисный крест. Он был поставлен на самой высокой горе святой Еленой. На кресте есть прибитый гвоздь. Тот самый, которым прибивали Христа во время распятия. Он также имеет целебные свойства. К этому кресту приезжают паломники и верующие со всего мира, чтобы избавится от множества недугов.
  • Встретив на своем пути других паломников, вместе с ними он добирается до города Яффа. Стоит отметить, что именно этот город служит началом пути на Святые Земли для многих паломников. Несмотря на то, что от Иерусалима Яффа находится совсем недалеко, путь является очень опасным. Так как тут ведут разгул разбойники арабы. Они избивают и грабят странников.
  • Удачно преодолев этот опасный участок, Даниил все же попадает в Иерусалим. Вошел он в город через Вениаминовы ворота. На Святой Земле Даниил посетил все возможные святыни. Он их детально описал в своих записях. Имеются детальные описи Церкви Святой Святых, Церковь Воскресенья, Фаворская гора и многое другое.

На протяжении всего своего пути, посещая святые места, паломник Даниил воспринимая свое путешествие как общерусское дело, молился о боярах и всех православных людях. Сначала всех их поминал, а потом себя.

Но в этих записях самым ценным является каждое описание сделанное игуменом. Особенно описания всех святых мест, храмов и церквей, находящихся в самом Иерусалиме.

Это путешествие было невероятно увлекательным. Его нельзя сравнить с современными путешествиями, которые происходят в комфортных условиях поездов или самолетов. Ведь в те времена такого транспорта не было и основную часть пути путешественники преодолевали пешком. Конечно, основную часть своего пути Даниил совершил по морю.

И напоследок хотелось бы отметить, что «Хождение» на сегодня стало не просто древнейшим описанием путешествия на Святую Землю. Это одно из самых ярких древнерусских произведений литературы, читать которую не только легко, но и неимоверно интересно.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о хождении игумена Даниила:

ДАНИИЛ

(2-я пол. XI – 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена»).

Косвенные данные (сравнение в «Хожении» Иордана с притоком Десны р. Сновью, протекающей в окрестностях Чернигова) позволяют предположить, что Д. был выходцем из южнорус., скорее всего черниговских, земель. По-видимому, он принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре и до игуменства являлся его насельником. Исследователи датируют путешествие Д. 1113-1115, 1106-1108 или, как принято в последнее время, 1104-1106 гг. Н. М. Карамзин первым выдвинул предположение, что Д. после возвращения на Русь, в 1114 г., был поставлен митр. Никифором I епископом г. Юрьева на р. Рось, в 1115 г. участвовал в перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба и преставился 9 сент. 1122 г. Это предположение поддержал А. В. Поппе ( Поппе А . Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305) // Щапов Я . Н . Государство и Церковь в Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 53). М. Н. Тихомиров атрибутировал этому Юрьевскому епископу «Послание о повинных», адресованное, по его мнению, вел. кн. Владимиру (Василию) Всеволодовичу Мономаху ( Тихомиров М . Н . Малоизвестные памятники. 2. Киевские князья XI в. в «Послании о повинных» // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 454-456). (Предположение Б. А. Рыбакова о том, что до епископства Д. был архимандритом Корсунского мон-ря на р. Рось,- результат смешения Д. с соименным укр. паломником кон. XVI в. (см. Даниил, архим. корсунский). Рыбаков необоснованно приписал Д. Сказание, или Повесть, о походе рус. князей на хана Шарукана 1111 г. в составе «Повести временных лет», а также «Слово святого Григория» об идолах ( Рыбаков Б . А . Язычество древних славян. М., 1981. С. 10-30); последнюю атрибуцию справедливо критикует Д. М. Буланин (см.: Буланин Д . М . Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Münch., 1991. С. 155-156, 290).

Читать еще:  Гроб господень после реставрации. "Плита Гроба Господня — новодел": о реконструкции главного храма христианства

«Хожение» Д. дошло почти в 150 списках (самые ранние датируются 2-й пол. XV в.), к-рые делятся на 2 группы (независимо друг от друга отражающие протограф), сложившиеся в основном не позднее XV в.: Основную и Минейную сокращенную (названа по Великим Четьим-Минеям). Группы подразделяются в свою очередь на ряд редакций. Списки 2-й группы отличаются от списков 1-й группы меньшим числом подзаголовков, пропуском гл. «О горе Армафем» и сокращенным пересказом молитвы Авраама о жителях Содома. Ряд списков 2-й группы, выделяемых М. В. Веневитиновым в 3-ю редакцию, имеет в начале послесловия указание на время путешествия Д.: «Ходил есми тамо во княжение руское великаго князя Святополка Изяславича, а внука Ярослава Володимиря Киевскаго». Уникальный характер имеет один из древнейших списков «Хожения» (РГБ. Ф. 205. ОИДР. № 189, посл. треть XV в.), в к-ром текст снабжен глоссами из рассказа о святынях Иерусалима и Палестины Арсения Солунского (см.: Гюрова С . Разказът на солунския дякон Арсений в контекста на гръцката и руската поклоническа проза през XIV-XVII вв. // Palaeobulgarica. 1991. № 1. С. 96-108; Кобяк Н . А . Чудовская и Оксфордская редакции Индекса ложных книг, приписываемых митрополитам Киприану и Зосиме // Там же. 1997. № 4. С. 101-102).

Все известные списки западнорус. происхождения принадлежат к Минейной группе. Известны укр. переделка «Хожения» кон. XVI в. (см. Даниил, архим. корсунский) и перевод памятника на укр. язык, выполненный во 2-й пол. XVII в. (см.: Адрианова-Перетц В . П . Из истории рус.-укр. лит. связей в XVII в.: (Укр. переводы «Хожения» игум. Даниила и «Сказания Афродитиана») // Исследования и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. С. 245-263, 271-292).

Отправной и конечной точкой описания паломничества Д. является К-поль (Царьград), сведений о путешествии из Руси в К-поль и обратно в «Хожении» нет. Описывая плавание из К-поля через острова Эгейского м. к Св. земле, Д. упоминает, что на о-ве Родос в течение 2 лет находился рус. кн. Олег (Михаил) Святославич. В рассказе «О Кипрском острове» сообщается, что на Кипре 14 (в нек-рых списках 20) епископий, «митрополия же едина, а святых в нем без числа лежит».

Приплыв в Яффу (Палестина), Д. с группой паломников направился в Иерусалим, где поселился в мон-ре св. Саввы (см. Саввы Освященного лавра в Иерусалиме), в к-ром прожил 16 месяцев. В течение этого времени Д. при помощи провожатых – насельников мон-ря св. Саввы – осмотрел город и его окрестности, ходил на Иордан и к Мёртвому м., посетил Вифанию, Гефсиманию, Сион, Вифлеем, Хеврон и др. Во время пребывания в Иерусалиме Д. встречался с иерусалимским кор. Балдуином I (королевство возникло в 1099 в результате 1-го крестового похода), любезно принявшим рус. паломника. С разрешения короля Д. вместе с отрядами крестоносцев, двигавшимися к Дамаску, совершил путешествие в Галилею, дошел до верховьев Иордана, в течение 10 дней осматривал окрестности Тивериадского (Геннисаретского) оз., побывал на горе Фавор, в Вифсаиде, Назарете, Кане Галилейской, Кесарии и через Самарию вернулся в Иерусалим. Пользуясь расположением Балдуина, Д. не только посетил места, куда обычно паломников не допускали, но и поставил в Великую пятницу в ногах камня Гроба Господня лампаду «от всея Русьскыя земля». В Великую субботу он (вместе с др. рус. паломниками – новгородцами и киевлянами) стал свидетелем чуда схождения благодатного огня и принял участие в пасхальном богослужении в иерусалимском храме Воскресения.

В мон-ре св. Саввы Освященного Д. записал для поминовения имена 9 наиболее влиятельных рус. князей, их жен и детей. По предположению В. Л. Янина, в этом перечне нашла отражение система старшинства, предложенная вел. кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом и утвержденная на княжеских съездах рубежа XI и XII вв. для предотвращения усобиц. Пробыв в Св. земле ок. 2 лет, Д. по морю добрался до К-поля.

«Хожение» было оформлено в самостоятельное произведение, по-видимому, после возвращения Д. на Русь, хотя во время поездки он, вероятно, вел записи, мн. описания составил со слов провожатых-греков. Целью создания «Хожения», по словам Д., было стремление удержать читателей от самостоятельного паломничества, чтобы те не впали в грех, возгордившись своим поступком. Указывая расстояние и направление своих передвижений, Д. подробно описывает палестинские святыни (состояние, размеры, материал, из к-рого они изготовлены), особое внимание обращает на храмы и монастыри. Паломник посещал как правосл., так и католич. обители (число последних увеличилось в Св. земле благодаря крестовым походам). При этом Д. отчетливо осознавал себя православным и в своем сочинении отметил преимущества Православия перед «латинством» (рассказ о чудесно зажженных лампадах правосл. мон-рей). Тщательность и подробность описаний Д. делают «Хожение» важным источником для изучения исторической ситуации в Палестине, сложившейся в нач. XII в., после 1-го крестового похода, а также для исследования древнерус. систем линейных мер, географических представлений древнерус. человека.

Др. целью написания «Хожения» было желание свидетельствовать об истинности событий священной, в первую очередь евангельской, истории. Повествуя о том или ином пункте путешествия, Д. постоянно цитирует Свящ. Писание, к-рое является главным лит. источником «Хожения», при этом основное внимание автора обращено к Евангелиям. Библейские цитаты составляются соединением разных текстов, зачастую в свободном изложении автора, придающего им свое толкование. Значительное место в «Хожении» Д. отводит проверке на месте апокрифов и местных легенд, услышанных во время путешествия или вычитанных из книг. Произведение содержит немногочисленные цитаты из апокрифов, в частности из Первоевангелия Иакова.

Авторы последующих древнерус. хожений использовали произведение Д. в качестве образца.

Источники:

http://briefly.ru/palomnik/khozhdenie_igumena_daniila/
http://ikona-i-molitva.info/igumen-daniil-zhitie-i-xozhdenie-polomnichestvo/
http://www.pravenc.ru/text/171234.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: