Украинская автокефальная православная церковь уапц. Украинская Автокефальная Православная Соборная Церковь Каноническая

Судьба раскольников. В Украине ликвидирована автокефальная церковь

Своим появлением УАПЦ была обязана Февральской революции и особенностям православного мировоззрения. Католицизм интернационален — все католики, где бы они не находились, подчиняются Престолу Святого Петра. Православные же ревностно следуют указанию Иисуса оставить Богу богово, а кесарю — кесарево. Именно поэтому православные церкви имеют национальный характер. Чёткой нормы о том, что в независимом государстве должна быть независимая церковь, не существует, но фактически такая идея организации мирового православия не противоречит. Весь вопрос в том, чтобы желание духовенства, мирян и материнской церкви совпали в плане предоставления томоса об автокефалии (по канонам, томос даёт та церковь, от которой отделяется новая).

Предыстория

Как мы уже указали, жизнь УАПЦ дала Февральская революция. Как только на Украине начали всерьёз обсуждать возможность отделения от России и создание независимого государства, сразу же появилась идея создания собственной автокефальной церкви.

Течение это изначально было политическим, но вскоре появились и священнослужители, которые смекнули, что за счёт автокефалии можно сделать впечатляющую карьеру. Главное — первыми встать в очередь.

Движение пользовалось поддержкой и со стороны Центральной Рады, и со стороны большевиков, и со стороны гетмана, и со стороны Директории. Только белые её не одобряли и большая часть священников РПЦ.

На Украине в ноябре 1917 года была создана Временная всеукраинская православная церковная рада, требовавшая автокефалии. С января по октябрь (!) 1918 года в Киеве проходил церковный собор, который, однако, определённого решения не принял. Тогда 1 января 1919 года был принят «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства». До сих пор непонятно, почему власти современной Украины не воспользовались этой замечательной практикой УНР, если уж автокефалия так важна для государственности, как об этом говорил Пётр Порошенко

Первый период истории

5 мая 1920 года Всеукраинская православная рада приняла решение о создании автокефальной церкви.

Статус этого новобразования был ничтожным: не только ни одна православная церковь его не признала, но даже и своих епископов и священников рукоположить было некому — ни один иерарх РПЦ на сторону автокефалистов не перешёл.

В октябре 1921 года состоялся собор, на котором священники сами себя рукоположили в епископы (этому было дано богословское оправдание — мол, так делали в древности, например — в Александрийской церкви).

Советская власть на этом этапе УАПЦ поддержала. Во-первых, её видели средством ослабления РПЦ. Во-вторых, её видели средством ослабления православия в целом. В-третьих, её видели средством украинизации.

В 1923 году Михаил Булгаков, будучи в командировке в Киеве, написал об УАПЦ так: «за что молятся автокефальные я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру (имеется в виду Симон Петлюра — Авт.) в Киеве не бывать».

Собственно, так думал не только Булгаков и это УАПЦ подкосило — начиная с 1924 года церковь лишилась административной поддержки и, напротив, начались преследования её активистов по обвинению в национализме.

В январе 1930 года церковный собор объявил УАПЦ «явной антисоветской контрреволюционной организацией» и распустил её. Правда, церковь была восстановлена в декабре того же года под названием УПЦ, но после 1937 года на Украине не осталось ни одного епископа и ни одного прихода УАПЦ. Уцелела только епархия в США.

На землях, которые вошли в состав Польши, УАПЦ не было — там действовала Православная церковь в Польше, в 1934 году признанная Вселенским Патриархом.

Читать еще:  Как надо молиться иисусовой молитвой. Господи иисусе христе помилуй мя грешнаго молитва

Попытка восстановить УАПЦ была предпринята во время немецкой оккупации. В феврале 1942 года церковь де-факто была восстановлена, но особой поддержкой оккупационных властей не пользовалась. Иерархи церкви бежали с Украины вместе с оккупантами.

Второй период истории

Деятельность УАПЦ на Украине восстановилась явочным порядком в 1989 году. В июне 1990 году патриархом был провозглашён митрополит Мстислав (Скрыпник) — племянник Симона Петлюры. Забавно, что сам он на избравшем его соборе отсутствовал — не смог получить въездную визу. Впрочем, вскоре атмосфера потеплела — в октябре 1990 года Верховная Рада признала УАПЦ (это было непосредственное следствие принятой ранее Декларации о суверенитете). Патриаршим собором УАПЦ стала Андреевская церковь, в которой в 1942 году в ней был рукоположен в епископы Мстислав.

В июне 1992 года усилиями митрополита Филарета (Денисенко) было проведено объединение автокефалистской части УПЦ и УАПЦ. При этом Мстислав остался патриархом, а Филарет получил неслыханный в православии пост заместителя патриарха.

В 1993 году Мстислав умер, после чего УАПЦ вышла из объединения с УПЦ, которая вскоре стала УПЦ-КП. Главной причиной было недовольство жёсткой манерой управления Филарета. Надо сказать, что УАПЦ была в это время не в лучшей форме — часть общин и иерархов остались в УПЦ-КП, как в более крупной и богатой организации. Томосом и револьвером. За что архимандрит застрелил автокефального митрополита

В дальнейшем УАПЦ продолжала существовать в статусе третьей по численности приходов православной церкви на Украине. Самостоятельной роли она не играла — сказывалось отсутствие как легитимности, так и сильного лидера, которым был Филарет.

В 2018 году в УПЦ входило 12,3 тыс. общин, в УПЦ-КП — 5,2 тыс., а в УАПЦ — всего 1,2 тыс. Преимущественно эти общины были сосредоточены на Западной Украине.

На этом этапе УАПЦ ввязалась в порошенковскую авантюру по созданию ПЦУ и 15 декабря приняла решение о самороспуске. Филарет же традиционно «пропетлял» и сохранил часть структуры УПЦ-КП (довольно куцую).

Что в итоге?

Столетняя борьба за создание автокефальной украинской церкви закончилась частичным успехом.

Действительно удалось создать украинскую автокефальную церковь — ПЦУ. Правда, автокефальность её чисто формальная, а фактически-то она полностью подчинена Константинопольскому Патриархату. Даже миро самостоятельно варить не может и предстоятель её не имеет статуса патриарха.

Создание автокефальной церкви произошло вовсе не так, как мечталось её создателям — не православный мир признал раскольников-самосвятов, а Константинополь слепил ПЦУ из разного рода украинских раскольников. Причём УАПЦ отнюдь не играла в этом объединении ключевую роль. Подавляющее большинство православных общин и вовсе осталось в УПЦ.

Статус ПЦУ остаётся под сомнением — процесс её признания идёт крайне медленно и есть основания полагать, что до конца доведён не будет — скорее уж мировое православие расколется. Пока же иерархов ПЦУ до службы в большинстве православных церквей мира не допускают.

Стоил ли столь ничтожный результат пребывания в расколе нескольких поколений украинских священников и мирян — вопрос философский. Для православного раскол — страшный грех. А для украинских автокефалистов грех — быть в каких-то отношениях с русской церковью. Так что это явление не так религиозное, как политическое.

«Украинская автокефальная Православная Церковь» попросилась в Константинопольский Патриархат

Обращение к Патриарху Константинопольскому Варфоломею принял Архиерейский Собор, сообщает Интерфакс со ссылкой на сайт Карпатской епархии УАПЦ. В организации считают, что это поможет преодолеть «разделение украинских православных и утверждения единой поместной Автокефальной украинской православной церкви».

Украинская автокефальная Православная Церковь

Ранее Верховная Рада Украины приняла обращение к Константинопольскому Патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви. В обращении содержался призыв к Патриарху Варфоломею издать Томос (указ) об автокефалии Православной Церкви на Украине, на основе которого «она могла бы занять надлежащее место в семье поместных Православных Церквей».

Читать еще:  Вечери твоя тайная днесь молитва. Молитвы ко святому причащению

В обращении утверждается, что «большинство населения Украины уже не воспринимает идею церковного единения» с патриархом Московским и всея Руси Кириллом» и делается ссылка на войну с Россией. Депутаты просят «признать недействительным акт 1686 г. как принятый с нарушением священных канонов Православной Церкви» и «принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского Патриархата Всеукраинского объединительного Собора».

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что депутатами Верховной Рады, проголосовавшими за принятие проекта обращения к Константинопольскому Патриарху, движет не стремление уврачевать раскол, а желание продемонстрировать презрение к канонической Церкви Украины, ее мнению и законным интересам.

Близкой к изложенной в обращении Рады позиции придерживаются и в УАПЦ. В конце августа 2009 года было объявлено, что непризнанная организация заявила о намерении войти в состав Вселенского Патриархата на правах автономии. В начале октября того же года в Киеве состоялась встреча митрополита Мефодия (Кудрякова) с делегацией Константинопольского Патриархата, в ходе которой стороны обсуждали возможное принятие УАПЦ в юрисдикцию Вселенского престола. 16 июля 2010 года в Киеве состоялся Архиерейский Собор УАПЦ, утвердивший обязательное поминовение за всеми богослужениями имени Константинопольского Патриарха.

«Украинская автокефалия»: Позиция Православных Церквей

Большинство православных Предстоятелей неоднократно высказывались, что канонической Церковью на Украине является Церковь Московского Патриархата

Большинство православных Предстоятелей неоднократно высказывались, что канонической Церковью на Украине является Церковь Московского Патриархата

Незаконное, в нарушение всех церковных правил, вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, чьей самоуправляемой, но неотъемлемой частью является Церковь Украинская, вызвало закономерную реакцию значительной части Православного мира.

И хотя Предстоятели Поместных Православных Церквей пока не решаются прямо осудить антиканонические действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, большинство из них в последнее время уже не раз высказывали свою однозначную позицию, согласно которой только Церковь Московского Патриархата является единственной законной Церковью на территории Украины.

Телеканал «Царьград» сделал подборку наиболее ярких высказываний по данному поводу, выстроенных в порядке диптиха (первенства чести) Поместных Православных Церквей.

На сегодняшний день в мире таких Церквей 15 (автокефалия одной из которых – Православной Церкви в Америке – не признается всеми Поместными Церквами).

1. Предстоятель Александрийской Православной Церкви Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II:

«Давайте помолимся ко Господу, который все делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушел» (то есть в Русскую Православную Церковь – ред.).

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Антиохийский и всея Востока Иоанн X. Фото: www.globallookpress.com

2. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Антиохийский и всея Востока Иоанн X:

«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».

Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III. Фото: www.globallookpress.com

3. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III:

«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».

«Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков – это признаки такого процесса».

Также в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» представитель Иерусалимского Патриархата архиепископ Севатийский Феодосий (Ханна) дал еще более четкую характеристику происходящему:

«Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине – пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это».

Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Фото: www.globallookpress.com

Читать еще:  Святой мученик лонгин. Молитвы лонгину сотнику

4. Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (со слов представителя):

«Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признает законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия».

Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней. Фото: www.globallookpress.com

5. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней:

«Очень опасной и даже катастрофической ситуацией, вероятно, фатальной для единства Православия [является возможный] акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архираскольников, таких как «киевский патриарх» Филарет Денисенко. Приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И все это без согласия Москвы и координации с ними».

Также Синод Сербской Православной Церкви особо выразил поддержку канонической Украинской Православной Церкви:

«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей Украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».

Предстоятель Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит. Фото: www.globallookpress.com

6. Предстоятель Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит:

«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему сил и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».

Также епископ Мельницкий Герасим, секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви отметил, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена об украинских церковных проблемах, но в их решении необходимо строго соблюдать церковные каноны.

Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий. Фото: www.globallookpress.com

7. Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий:

«Вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чей юрисдикции находится Украинская Православная Церковь, затем – канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами, при наставлении Вселенского Патриарха. Но первое слово – за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат».

Представитель Элладской (Греческой) Православной Церкви Митрополит Китросский, Катеринский и Пталамонский Георгий. Фото: www.globallookpress.com

8. Представитель Элладской (Греческой) Православной Церкви Митрополит Китросский, Катеринский и Пталамонский Георгий:

«Греческая Православная Церковь, как и все остальные Церкви мира, признает только каноническую украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».

Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. Фото: www.globallookpress.com

9. Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий назвал единство Православной Церкви «ключевым вопросом ХХІ века»:

«Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестает звучать, стала следующая фраза: «Православная Церковь – это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь».

10. Позиция Польской Православной Церкви (из официального письма секретаря канцелярии):

«Для предоставления автокефалии Украинской Церкви необходимо согласие всех Поместных Церквей, а поспешное решение может углубить раскол».

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Фото: www.globallookpress.com

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав:

«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».

Таким образом, абсолютное большинство Предстоятелей и официальных представителей Поместных Православных Церквей уже в той или иной форме высказывались в поддержку канонической Украинской Православной Церкви как части Церкви Русской. И сегодня, когда ситуация на Украине обостряется в буквальном смысле с каждым часом, этот соборный голос Православного мира особенно важен.

Источники:

http://ukraina.ru/exclusive/20191205/1025935236.html
http://www.pravmir.ru/ukrainskaya-avtokefalnaya-tserkov-poprosilas-v-konstantinopolskiy-patriarhat/
http://tsargrad.tv/articles/ukrainskaja-avtokefalija-pozicija-pravoslavnyh-cerkvej_158211

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: