Философия нового времени течение эмпиризма и рационализма. Новоевропейская философия: рационализм и эмпиризм

Философия: Шпаргалка (В. П. Огородников, 2011)

В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

Оглавление

  • 1. Основания возникновения философии
  • 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
  • 3. Основные разделы философского знания
  • 4. Основные философские направления
  • 5. Диалектика и метафизика
  • 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
  • 7. Основные философские учения Древней Индии
  • 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
  • 9. Философия средневековья
  • 10. Философия эпохи Возрождения
  • 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Из серии: Завтра экзамен!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка (В. П. Огородников, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Наступившее после Возрождения Новое время (XV–XIX вв.) ознаменовано как эпоха капиталистических революций, сформировавшая иное отношение к природе и духовному миру человека.

В XVII веке в европейской философии сформировалась оппозиция сенсуалистически-эмпирического и рационалистического направлений.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – родоначальник традиции эмпиризма, главное внимание обращает на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Для этого, прежде всего, нужно выявить причины, задерживающие умственный прогресс. К ним Бэкон относит разного рода «идолы», «призраки», предрассудки, которым подвержен человеческий ум. Это присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода»), индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры»), влияние особенностей социальной жизни на человека («идолы площади»), склонность к вере в авторитеты («идолы театра»).

Бэкон критикует средневековую схоластику, говоря, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и т. п. Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения. Поэтому в фундамент научного познания должно быть положено изучение отдельных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, организованного опыта, на базе чувственных данных. Затем нужно использовать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом является индукция. Бэкон свое понимание индуктивного метода демонстрирует на примере отыскания природы, «формы» теплоты. Когда собраны и анализируются конкретные факты присутствия и отсутствия теплоты, ее различные степени у вещей, на основе этого делается обобщающий вывод о том, что «формой» теплоты является движение.

Рене Декарт (1596–1650) в отличие от Бэкона разрабатывает так называемую рационалистическую методологию. Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании; сущность вещей мы познаем иным путем. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, простых понятий и идет к все более сложным. Интуиция и дедукция – основные компоненты метода Декарта. При этом у Декарта сближаются интуиция и врожденные идеи. Врожденные идеи не зависят от чувственности. К врожденным идеям Декарт относит идеи Бога, субстанции, движения, аксиомы типа «две величины, равные третьей, равны между собой» и т. д. В дополнение к этому Декарт вводит принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что должно исключить возможность поспешных суждений.

Систематическое изложение философии должно начинаться с некоторого интуитивно ясного представления. Таковым является – «cogito» («Я мыслю»). В этом каждый уверен. Даже если в этом усомниться, то само сомнение – акт мышления. От факта мышления мы приходим к выводу «cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую). Следующий шаг – у нас есть представления о вещах вне нас. Но достоверны ли они? Может быть – это иллюзия? Здесь Декарт апеллирует к Богу, который не способен на обман, он – гарант истинности нашего познания. Затем Декарт выстраивает дуалистическую систему, в которой разделяет две качественно различные субстанции – природу, с ее каузальностью и людей, обладающих свободой воли. Для первой субстанции характерна протяженность, для второй – мышление.

Читать еще:  Храм священного сердца иисуса испания красивое описание. Полезная информация о храме Святого Сердца в Барселоне

Сенсуалистическая линия продолжена Гоббсом и Локком. Томас Гоббс (1588–1679) считает, что процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина ощущений – вне нас, внешние тела оказывают воздействия на органы чувств, вследствие чего рождаются образы их в мозге. Гоббс говорит, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которое не было бы порождено первоначально в органах ощущения. На чувственном опыте основаны мышление и язык, теоретические утверждения, наука.

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Развитие философии в XVII-XVIII вв. определяется большой ролью научных открытий и применением науки в производстве, в экономичеких и общественных отношениях. В это время происходит смена научных идеалов. Целое тысячелетие научное исследование имело идеалом аристотелевский вариант: ученый – это мудрец, которому открывается истина. Новый идеал науки связан с успехами механико-математического естествознания (И. Кеплер, Г. Галилей).

Ученый – в первую очередь экспериментатор, от него зависит научная истина. Развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум основным направлениям. Во-первых, разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Ньютон). Во-вторых, неуклонно совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Постепенно были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление.

Натурфилософский гилозоизм Возрождения сменился геометрико-механистической, количественной картиной мира, в которой устройство Вселенной рассматривалось по аналогии с устройством гигантского часового механизма. К концу XVII в. европейская наука окончательно приобрела вид экспериментально-математического естествознания, а механика стала образцом рационального объяснения универсума, включая общество и человека. Складывается классический идеал научной рациональности, основанный на чистом, объективном, необходимом и всестороннем научном познании. Это в свою очередь определило проблему статуса, ценности научных знаний и ценностей природы как объекта научного познания и преобразования. Философия должна быть наукоцентрической, должна стать на рельсы науки.

Наиболее актуальными стали гносеологические вопросы. Как возможно объективно-истинное научное познание? Какие методы более адекватны для него? В философском обосновании методов истинного научного познания возникают два направления – эмпиризм и рационализм.

Основатель эмпиризма – английский ученый Ф. Бэкон. От науки он требует решения задач, важных для человечества. Старое, традиционное познание критикуется, создается новый метод – «Новый Органон». Старые методы изучения негодны, так как там господствуют идолы – «рода, пещерырынка и театра». Это различные суеверия и предрассудки, связанные с природой самого человека и его отношениями. Новый метод, свободный от идолов, это метод индукции, связанный с опытом и чувственным познанием. Правильная научная позиция – это позиция пчелы, а не паука или муравья. Разум в познании нужен для вывода истины из опыта.

Читать еще:  Родинка на левой кисти руке у женщины. Родинки на руках: значение родинок на пальцах и ладони

Эмпирическая традиция научного познания развивалась в творчестве Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Беркли, французских просветителей XVIII века. Достоянием эмпиризма стала разработка опытного познания, материалистическое и субъективно-идеалистическое объяснение возможностей чувственных способностей и форм знаний.

Основы рационалистической традиции новоевропейской классики заложены французским философом Р. Декартом. Декарт стремился найти черты достоверности знаний в них самих. Примером таких знаний является математика. Математические доказательства показывают предельно простые и ясные, непосредственные аксиомы – очевидные истины. Пример математики нужно сделать универсальным. Отсюда 4 правила метода: очевидности, анализа, синтеза, контроля. В учение о методе Декарт вводит методическое сомнение, находя очевидность знания в самом мышлении. «Я мыслю, значит, существую». Содержание имеющихся знаний – это прирожденные идеи, которые заложены в нас Богом. Значит, Бог есть гарант объективности и достоверности знаний.

Декарт считает, что любые вещи имеют основой две независимые субстанции – мыслительную и протяженную, душу и тело. Природа тел описывается концепцией механизма. Душа и тело человека – это также механизм.

Рационализм получил продолжение у выдающихся мыслителей XVII в Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Сделаем основные выводы:

1. Философия XVII в. – наукоцентрическая. Познающий субъект, мыслящий, деятельный человек – исходный принцип философии.

2. Эмпиризм обосновывает достоверность знаний индуктивным методом чувственного познания в материалистической и субъективно-идеалистической трактовках.

3. Рационализм приводит онтологические субстанциональные обоснования истинных знаний и основательность дедуктивного метода для рационального теоретического познания.

4. Эмпиризм и рационализм закладывают основы новой классической философии.

5. В новоевропейской философии делаются попытки перенести методы теоретического природоведения на общество. Складывается метафизически-механистическая картина мира.

109.201.143.233 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Европейская философия 17 в. Эмпиризм и рационализм

XVII в. ознаменовал наступление нового этапа в эволюции европейской философской мысли. В эпоху Нового времени философия развивалась в тесном контакте с наукой, принявшей характер систематического исследования природы, основанного на наблюдении, эксперименте и использовании математики. Под влиянием экспериментально-математического естествознания в новоевропейской философии господствовали метафизика и механицизм. Для механицизма XVII — XVIII вв. было характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественного своеобразия законов природы, стремление объяснить движение и взаимодействие объектов, исходя из законов классической механики.

Гносеологическая проблематика стала преобладающей в новоевропейской философии, а поиск метода научного познания во многом определил философский облик XVII века. При решении проблемы метода в философии Нового времени сложились два метафизических в своей сути подхода, по-разному трактовавшие источник и природу человеческого знания – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (греч. empeiria– опыт) новоевропейской философиивозник как результат транформации весьма давней гносеологической традиции сенсуализма (лат. sensus — чувство, ощущение) под влиянием развивающегося естествознания. Суть сенсуализма заключается в абсолютизации роли чувственного познания, в рассмотрении чувственного опыта человека как исчерпывающего источника познания им окружающего мира. Эмпиризм утверждал, что все знание основывается на опыте. Сторонники эмпиризма акцентировали внимание на экспериментальных методах исследования природы и рассматривали индуктивный метод в качестве средства обобщения данных эксперимента.

Разработка идей материалистического эмпиризма в Новое время начинается Ф. Бэконом, которому принадлежит постановка проблемы научного метода исследования природы. Учение Ф. Бэкона стало отправной точкой формирования не только философии Нового времени, но и стиля мышления этой исторической эпохи.

Читать еще:  Приснилось что ты убил человека. Толкование сновидений: к чему видеть убийство во сне

С именами философов-материалистов Т. Гоббса и Дж. Локка, разделявших позиции эмпиризма, связано также становление новых социальных идей в философии XVII в. Концепции политической философии, созданные этими мыслителями, в частности, утверждали необходимость подчинения всех людей одним и тем же юридическим законам (при естественном несходстве разных индивидов) на основе “общественного договора”, без которого они не способны к мирному сосуществованию друг с другом.

Идеалистическое крыло в эмпиризме представлено Д. Юмом и Дж. Беркли, в XVIII в. заложившими субъективно-идеалистическую традицию в классической философии.

Рационализм(лат. ratio — разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания – ощущениями, восприятиями, представлениями. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу, включающему интеллектуальную интуицию. Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. В противоположность эмпиризму программа обоснования знания у основателя новоевропейского рационализма Р. Декарта предполагала использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания – с другой. Обособив ум человека от всего телесного, Р. Декарт сформулировал концепцию двух субстанций: души и тела, атрибутами которых являются мышление и протяжение. Дуализм Р. Декарта преодолел Б. Спиноза, выдвинувший материалистическую идею единой субстанции – протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя. Идеи рационализма Б. Спиноза воплотил и в решении этических проблем. Человек, с его точки зрения, должен руководствоваться в своей деятельности только разумом.

Учению Б. Спинозы о единой субстанции представитель идеалистического направления в рационализме Г. Лейбницпротивопоставил идею множественности субстанций – монад. Благодаря Г. Лейбницу в философию проникла идея эволюции. В своей монадологии мыслитель предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде – Абсолюту, Богу.

XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества.

Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.

Для философии французского Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.

Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию. Видные мыслители французского Просвещения развивали теории “естественного права” и общественного договора”. Революционный смысл этих теорий состоял в защите права народа на восстание, если власть нарушает условия договора и становится тиранической.

Во второй половине XVIII и в начале XIX века просветительские идеи поличили распространение в России (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и Просвещения разрабатывались в трудах К. Нарбута, И. Массальского, К. Бощеславского и др.

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%92_%D0%9F_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0/11
http://studopedia.ru/1_111021_empirizm-i-ratsionalizm-v-filosofii-novogo-vremeni.html
http://studopedia.ru/4_80588_evropeyskaya-filosofiya–v-empirizm-i-ratsionalizm.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: