Можно ли монахам есть рыбу. Почему на афоне не едят мясо
Содержание
- 1 Можно ли монахам есть рыбу. Почему на афоне не едят мясо
- 1.1 Что едят монахи Святой Горы и доживают до глубокой старости: секреты Афона
- 1.2 Почему на Афоне не едят мясо
- 1.3 Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.
- 1.4 Пост – это Божественная благодать
- 1.5 Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Что едят монахи Святой Горы и доживают до глубокой старости: секреты Афона
Питание монахов дает нам хороший пример диеты, которой мы должны следовать в нашей жизни. Монахи не едят мясо. Они едят много бобовых, а в некоторых случаях едят рыбу. Они едят два раза в день в определенное время и потребляют небольшие количества.
В летние месяцы питание — это два приема: один в 8 утра- завтрак и один в 18:00, ужин, без обеда или промежуточной еды.
В зимние месяцы часы меняются на один час.
Но почему вы получаете только завтрак и ужин?
Часы Горы Афон — солнечные, монахи их называют «византийским временем». В основе византийского времени лежит закат. С закатом солнца, день закончился, и этот момент совпадает со всеми монахами которые закончили свои дела.
Таким образом, они точно знают, когда они будут есть, и поэтому их тело приспособилось к сбалансированной диете и определенному расписанию.
Кроме того, мера удовлетворяет потреблению определенного количества еды. В частности, как только количество еды закончено, нет никакой возможности для добавки.
Уровень качества их продуктов очень высок, поскольку все продукты органичны и произрастают у них на грядках.
Способ приготовления пищи тоже очень прост , продукты, которые они выбирают, помогают им в их умственной активности и в телесном укреплении.
Поэтому они успешно выполняют свою работу.
Несмотря на отсутствие мяса в их рационе, у них нет проблем со здоровьем, напротив, они редко болеют, и даже если это происходит, как правило уже будучи старыми.
Стоит отметить, что монахи не курят.
Подытожим диету на Афоне и подчеркнем самые важные секреты:
Продукты без жира и специй,
Небольшие порции пищи в определенное время;
Воздержание от мяса,
Использование только оливкового масла в пищу-сливочное масло, маргарин, сливки, и другие сопутствующие продукты в приготовлении пищи исключены;
Оливки, овощи, хлеб и макаронные изделия;
Сыр, яйца и пироги (кроме постных дней )
Потребления моллюсков (кальмары, осьминоги, каракатицы),
Потребление без ограничений, трав, грибов и лесных ягод (земляника, клюква, черника, клюква, каштаны и т.д.);
Вино, раки, кофе, чай и халва
Потребление большого количества овощей и фруктов, богатых витаминами (A, C, E), фолиевой кислотой, микроэлементами, антиоксидантами и клетчаткой.
Их рацион «беден» только в насыщенных животных жирах. Бобовые, в свою очередь, являются «мясом» поста. Они содержат сложные углеводы и белковые жировые белки.
Если бобовые правильно сочетать со злаками (рис, кукуруза, хлеб), они дают нам белок, равный мясу.
Хлеб находится в основе монашеской питательной пирамиды и помимо сложных углеводов (основной источник энергии для нашего организма), он содержит клетчатку и витамины B и E.
Богатая диета с питательной ценностью, как и у монахов, образует природный щит для защиты сердечно-сосудистой системы и имеет следующие преимущества:
● Снижает уровень холестерина и триглицеридов в крови
● Помогает регулировать уровень сахара в крови и артериальное давление
● Защищает кости от остеопороза и различных типов рака.
● Обладает антивозрастными свойствами.
● Способствует улучшению функции кишечника.
Для монахов основой всех добродетелей является голодание.
Пост — это уменьшение и замена пищи с осторожностью и соблюдением правил.
Закон поста, по-видимому, касается тела и, в частности, желудка, но на самом деле это касается души, и особенно ума.
На 7-м Конгрессе онкологической клиники в Западной Греции, состоявшемся 10 декабря 2011 года в Патрах, говорил монах Епифаний ср Святой Горы, старейшина Святого Евстафия (Милопотамос).
Я намеренно цитирую это из его речи: «Сегодня на горе Афон живет около двух тысяч монахов. Они обычно умирают от естественных причин, доживая до глубокой старости. Важная роль в физическом здоровье монахов — это неизбежный пост. Пост, как правило, не является наказанием. Это предложение о спасении. Монахи следуют правилам поста с удовольствием, потому что они испытывают преимущества. Пост очищает ум. Отражает мышление. Пост необходим, как дыхание ».
Почему на Афоне не едят мясо
Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.
Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.
Преподобный Паисий Святогорец
1. Он без конца все постился и постился, вспоминает Екатерина Патера о тогда еще маленьком мальчике, будущем афонском святом Паисие Святогорце.
– «Дитя мое, ты сегодня что-нибудь кушал?» – однажды спросила женщина.
– Нет. А как я могу есть, когда моя мать все варит в одной кастрюле: и мясное, и постное. Кастрюля впитывает в себя мясо, и я не могу есть даже постную пищу, которая в ней приготовлена.
–Дитя мое, но ведь твоя мать такая чистюля, она хорошо моет посуду водой с золой…
– Нет, я из этой посуды есть не могу.
2. После армии преподобный Паисий также не ел мяса, оправдываясь перед другими тем, что оно якобы вызывает у него отвращение. На самом деле он избегал мясной пищи для того, чтобы приучить себя к условиям монашеской жизни.
3. Святой Паисий как-то о себе вспоминал: «Когда я сидел на дворе и ел два помидора с кусочком сухаря, я стал размышлять о благодеяниях Божиих… Неожиданно ко мне подошел молодой человек, который несколько дней назад просил, чтобы я принял его в послушники. Чтобы он не видел меня плачущим, я сразу же вошёл в свою келию, умыл лицо и, прибравшись, пошёл открывать калитку. Очевидно, соблазнившись моей задержкой, он говорит мне: «Так что, так, э? И ты считаешься аскетом! Мясо ел и, как только меня заметил, сразу скрылся, чтобы я не увидел тебя. Теперь-то я понял, кто ты на самом деле!» Ошарашенный таким обвинением, я рассмеялся и не пытался оправдаться. Удивился я только тому, как он легко поддался плохим помыслам».
4. Однажды к старцу Паисию пришли три охотника. Они попросили у святого поесть фасоли. Но так как у них с собой было в мешке мясо, то они оставили его за оградой монастыря на дереве, потому что преподобный Паисий не разрешал печь мясо в монастыре.
5. Святой Паисий размышлял о мясе: «Несчастные мирские люди питаются мясом, а сил у них все равно нет: у них дрожат ноги, поститься они не могут, а все потому, что они живут с душевной тревогой и волнением и внутри у них без остановки вырабатывается желчь и желудочный сок. Когда человек упорядочит себя внутренне, его будет питать даже небольшое количество пищи».
Старец Дионисий (Игнат)
1. «Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом. Но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы легче было бороться с плотскими страстями».
Преподобный Силуан Афонский
1. Святой вспоминал о своем детстве следующее. Однажды в пятницу, забыв о посте, он наварил свинины и отнес её в поле, где шла жатва. Отец будущего святого перекрестился и начал есть сваренное мясо. Только через полгода он сказал с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты накормил меня в поле свининой? А ведь была пятница. Знаешь, я ел мясо, как падаль». Мальчик ахнул: «Что же ты не сказал мне?»
– «Не хотел тебя смутить», – ответил отец.
Спустя много лет, святой Силуан говорил: «Вот такого старца я хотел бы иметь. Он никогда не раздражался, был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, чтобы поправить меня, не смутив при этом!»
Старец Неофит Караманлис
1. Он молился на Святой Горе Афон 88 лет. Не говоря уже о мясе, в его монашеский рацион не входили яица, рыба и даже растительное масло. Его Устав предполагал полное воздержание от масла даже в Масленицу, Рождество и Пасху. Пасхальными яйцами у них был отваренный картофель, покрашенный в красный цвет.
Святитель Григорий Палама
1. Святой Григорий вспоминал о себе: «Внук великого эмира прислал к нам своего человека. После того, как мы уселись, мне подали фрукты, ему – мясо. Во время еды он спросил, неужели я никогда не ем мяса и почему. Тогда я ответил ему на это, что так полагается».
Преподобный Никодим Святогорец
1. Как-то он писал: «Гибельно желать пищи насладительной, сладкой и вкусной. Научись этому примером целого народа Израильского, который восхотел есть мясо, и рыбу, и лук, и чеснок, и порей, и огурцы, и дыню. За это Бог попустил израильтянам подвергнуться великому наказанию и смерти».
Напомним, что в VII веке византийский цар Ираклий пообещал, что если Бог поможет ему в войне против персидского царя Хозроя, то он запретит употребление мяса на неделе, которая предшествует Великому посту.
Святые отцы также советовали отказаться от мяса, чтобы люди не тяготились телом, внезапно переходя от многоядения и мяса к строгому посту.
Подготовительная неделя к Великому посту в народе называется «Масленица» или сырная неделя.
Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Отец Дионисий отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира. Предлагаем вниманию наших читателей беседу со старцем, посвященную посту.
– Да, каждый постится, как ему хочется. Но не все бывает так, как хотелось бы.
Посты установлены были святыми отцами на семи Вселенских Соборах, и, если мы их соблюдаем, нам подается великая Божественная благодать. Если же ты их не соблюдаешь, то тут начинается: «А, Петров пост! Да он не так уж и важен. Успенский пост! Да Богородица ведь знает, что мы не можем поститься. Великий пост! О-о-о, ну это уже слишком: целых семь недель». И так ты выдумываешь всяческие оправдания для себя и совершенно отходишь от постов. Но если нет поста, нет ничего! Ведь пост – это Божественная благодать.
И посмотри, ведь пост выхолостили уже давно. Еще в те времена, когда я был маленьким, в школе, Великим постом постились только на первой седмице да на Страстной, а в промежутке между ними разрешалось есть все. Но это далеко от истины [1] , а если ты отошел от истины, значит, мы уже начали хромать. Прихрамываешь сначала на одну ногу, затем на обе ноги, пока не скажешь вовсе: «Да ну его, Бог его знает! Буду жить как все».
Видишь? Нужно иметь чуточку внимания. Чуточку внимания – и Бог поможет нам.
– Да, что же это за христианин, если не почитает пост? Тогда все равно, какой ты веры. Ты говоришь, что ты христианин, но если не постишься, то чем же ты отличаешься от язычника?
– Видишь, как прогрессирует зло? Католики не постились, и приводят себе в оправдание доказательства из Писания, каким они его понимают, будто бы пост не нужен вообще. И хоть на семи святых Вселенских Соборах и были католики – ведь тогда между нами не было разделений, – но мало-помалу они дошли до того, что у них уже не стало поста.
В Румынии в 1939 году я беседовал с одной католической монахиней, и она мне сказала: «Если я могу, то не ем мяса в Великую пятницу. Если могу; а если нет – тогда ем».
В Великую пятницу, когда Спаситель был вознесен на Крест, у католиков говорят, будто бы ничего плохого в том, что ты поешь мяса! Они тоже были ортодоксальными христианами, как и мы, а посмотри, что вышло?
Итак, я сказал вам это для примера. Ведь посмотри, когда человек начинает спускаться с горы, он чуть ли не бежит, ибо, когда идешь вниз, труднее остановиться. Доходит до того, что человек говорит: «А зачем мне поститься? В Писании же написано: что выходит из человека, то и оскверняет его, а что входит в человека, это его не оскверняет» [2] .
Да, это так – да не так. Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Пост ты соблюдаешь, почитая страсти Спасителя: «Я пощусь, потому что Спаситель страдал за меня» и так далее. Ну а в том состоянии, в котором человечество находится теперь, чего еще ждать? [3]
– Говорят так: сейчас нельзя поститься потому, что если ты будешь поститься и не поешь мяса, то не сможешь работать в поле.
– Видишь, люди так считают, но это заблуждение. Это обман вражий, потому что естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру. Все, это конец». И с такими мыслями он действительно умрет!
Но это неправда. Это страсть, навязанная искусителем, который заведует складом всех зол и подбрасывает семя злых дел нам в душу и сердце. И если естество наше склоняется к одному из тех зол, которые он нам подбрасывает, то он впредь будет этим (злом) нам «помогать». Хочешь выпить водки – этим он тебе «помогает»! Хочешь поесть побольше отменных яств – этим он тебе тоже «помогает», пока не поселится в душе человека зло. Хочешь говорить ложь – он «помогает» тебе и этим, пока не приживется страсть, пока она не проклюнется, а если она проклюнется, тогда она уже пускает корень в душе и сердце человека. А если она пустила корень, то этот корень уже становится второй натурой, и ты уже убежден, что если не съешь или не выпьешь того, чего тебе хочется, то ты умрешь. Но это неправда! Это действие искусителя.
То есть ту страсть, которая закрепилась в сердце человека, пустила корни, ее уже труднее искоренить. Поэтому святые отцы учат, что всякий злой помысл, который есть в душе и сердце нашем, он очевиден, и мы должны быть уверены, что он от искусителя, и поспешить к духовнику и сказать ему: «Вот что говорит мне ум, батюшка. Вот, ум мой склоняется к тому-то и тому-то», – чтобы духовник дал тебе наставление, как его просветит благодать Святого Духа.
И этим ты посрамляешь врага, потому что если ты не идешь исповедаться, то страсти, занесенные им в твою душу и сердце, разрушат тебя. А когда никак не можешь найти священника, то исповедуйтесь друг другу, как говорят святые апостолы [4] , чтобы хотя бы так получить помощь и исцелиться, ибо по-другому ты не можешь исцелиться [5] .
– Есть ли шанс на спасение у тех монахов, которые едят мясо?
– Посмотрите: святые отцы изначально решили, чтобы монастыри строились вдали от людей, то есть в пустыне, чтобы монах, совершающий покаяние, мог сохранить свои пять чувств чистыми, близкими к Богу.
Монах ушел из мира, чтобы быть ближе к Богу, потому что человек, живя в миру, соскальзывает в злобу мира.
Святые отцы решили, что монахи не должны есть мяса, потому что оно разжигает страсти более всякой другой пищи. Монах, если он ест вдоволь, пьет вдоволь и спит вдоволь (особенно важен сон), тогда горе ему – он уже не может быть чистым. Тебя будут бороть страсти, плотские страсти, которые являются колоссальными страстями; поэтому святые отцы поставили предел, чтобы ты хранил себя: не ешь пищи, которая разжигает плотские страсти.
Еще тебе нужно, как монаху, не спать вдоволь, ибо тебе, как монаху, не нужно спать по восемь часов. Нужно подвизаться, ведь для того и существует монашеская жизнь, чтобы ты подвизался. Ведь посмотри, как пишут святые отцы: даже если пища у тебя смиренная, как положено монаху, но если ты спишь вдоволь, страсти снова будут бороть тебя со страшной силой.
Поэтому бодрствуйте и молитесь, чтобы войти в Царство Божие [6] , то есть не спи столько, сколько хочет того тело, но будем смирять его молитвой и постом, чтобы не разжигались в нас страсти.
– А что делать, если в монастыре едят мясо? Оказывать послушание настоятелю или уйти в другое место, где его не едят?
– Искушения вражии не оставят тебя в покое, куда бы ты ни пошел. Если ты уходишь из монастыря, потому что там едят мясо, и идешь в другой, то враг уже приготовил тебе там другие искушения. Но поскольку ты не можешь исправить положение дел, то оказывай послушание, а со временем, может, руководители решат, чтобы здесь больше не ели мяса, ведь, слава Господу, монахам в монастыре есть что поесть кроме мяса. Если же они не могут отказаться от мяса, то ешь так, чтобы только тебя видели, что ты ешь, но не так, чтобы наесться.
Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом, но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы тебе легче было бороться с плотскими страстями. Потому и установили наказание для тех, кто ест мясо.
Но поскольку люди изменились и в некоторых монастырях случаются волнения, если монахи не поедят мяса, то ты лучше оказывай послушание, садись за стол и ешь, если это монастырь общежительный. Но ешь так, чтобы только другие видели, что ты ешь, а сам поступай, как советуют и врачи, – вставай из-за стола с некоторым желанием поесть еще.
23 августа 2012 г.
[1] «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (69-е правило святых апостол. См. также 29-е, 56-е и 89-е правила VI Вселенского Собора, 49-е, 50-е и 52-е правила Лаодикийского Собора, 15-е правило св. Петра Александрийского, 1-е правило св. Дионисия Александрийского, 8-е и 10-е правила св. Тимофея Александрийского).
[3] Беседа с монахами из скита Лаку 9 ноября 2002 г.
[4] «Признавайтесь друг перед другом в проступках, чтобы исцелиться»(ср.: Иак. 5: 16).
Источники:
http://1gr.tv/poslednie-novosti/kulinarnyie-novosti/category/chto-edyat-monahi-svyatoy-goryi-i-dozhivayut-do-glubokoy-starosti-sekretyi-afona/
http://religions.unian.net/afon/1786456-pochemu-na-afone-ne-edyat-myaso.html
http://pravoslavie.ru/55630.html