Значит коран. Коран: основной источник Ислама

Коран

Исламское вероучение строится на Священном Писании – Коране и на Священном Предании – Сунне. Коранические откровения посылались Пророку постепенно на протяжении почти двадцати трех лет. Мусульмане верят, что Коран является точным воплощением Слова Аллаха. В нем содержатся только откровения, ниспосланные Аллахом. В нем нет ни единого слова от Пророка. Он был всего лишь Посредником. Получив откровение, Пророк заучивал речения наизусть, а затем передавал услышанное немногим посвященным. Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали для себя отдельные отрывки на пальмовых листьях, горшечных черепках, белых камнях, пергаменте, верблюжьих лопатках, бараньих ребрах. Однако в целом Коран передавался по памяти.

Человека, знающего Коран наизусть, называли хафизом, или хранителем. По преданию первым хафизом был сам Пророк.

Одно речение Книги называется аят, а глава называется сура. В Коране содержится 114 сур различной длины и 6616 айатов – в общей сумме 78000 слов на арабском языке. Все суры, кроме девятой начинаются словами: «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного».

В Коране суры расположены не в хронологическом порядке. По мнению ученых, первое откровение содержится в суре 96:1 – 5, а последнее откровение содержится в суре 5. Существующий ныне порядок сур был именно в таком виде заповедан Пророку, который каждый рамадан прочитывал все речения, полученные им от ангела Джибрила, а незадолго до своей смерти сверил вместе с ангелом истинность и точность всего текста дважды.

Первая сура называется аль-Фатиха (Открывающая). Некоторые суры получили свое название по какому-нибудь выдающемуся событию, о котором они повествуют, или слову, которое они содержат. Среди них встречаются и несколько странные названия, например, аль-Бакара (Корова) и аль-Анкабут (Паук). Другие названы именами Аллаха, например, ан-Нур (Свет), ан-Назир (Предостерегающий), аль-Маджид (Славный). Сура «Корова» является самой длинной, ее называют «Маленьким Кораном». Она повествует главным образом о религиозных обязанностях, о законных основаниях для развода и о правилах ведения справедливой войны. Самой краткой сурой является сура «Люди».

В войнах погибало много сподвижников Пророка – хафизов, и народ стал беспокоиться о том, чтобы сохранить священный текст. Начали повторять коранические речения, перекладывать их на свои диалекты, что привело к опасности личного истолкования, несогласованности разных версий, неверному пониманию. Поэтому первый халиф Абу Бакр поручил сподвижнику Пророка Зайду ибн Табиту составить полный письменный текст Корана в одной книге. Зайд ни в чем не изменил смысл посланий и не добавил никаких добавлений и примечаний. Этот текст Абу Бакр передал Омару, а после него они перешли к Хафсе, жене Пророка, дочери халифа Омара.

Считается, что единый и окончательный текст Корана был установлен между 650 и 656 годами по велению третьего халифа Османа. В основу канонического текста, который Осман объявил единственно верным, лег текст Зайда. Все существующие до этого времени письменные версии Корана либо сверяли на полную согласованность с образцом, либо уничтожали. Затем были сделаны многочисленные списки с образцового текста и разосланы во все главнейшие центры ислама. С тех пор все копии Корана в точности соответствуют друг другу.

Первые рукописи Корана были строги и безыскусны, так как писцы не хотели, чтобы люди рассеивали внимание на внешние украшения, пренебрегая внутренним содержанием священных речений. Позже богатые султаны стали заказывать для себя роскошные, цветные, отделанные золотом Кораны.

Все мусульмане благоговеют перед Священным Писанием. В домах зажиточных мусульман Коран хранится в отдельной чистой комнате, специально предназначенной для молитвы и чтения Священного Писания. В случае, если свободного места мало, Коран можно хранить на отдельной полочке на стене. Она должна быть расположена выше всего находящегося рядом. После чтения Коран заворачивают в ткань, чтобы предохранить от пыли. Благопристойным считается использование Корана в качестве настенного украшения. Обычно его размещают на стене, к которой обращены лица всех присутствующих. Поворачиваться к Корану спиной считается недопустимым.

В комнате, где находится Коран, мусульмане должны вести себя пристойно, без скандалов, споров, распрей, проявления высокомерия и эгоизма. Нельзя, например, включать телевизор и смотреть фильм о насилии. Коран способствует возникновению в доме атмосферы молитвы, являясь безмолвным символом мусульманской покорности Аллаху.

Когда Коран читают вслух, мусульманам нельзя разговаривать, пить, есть, курить и шуметь. Перед тем как прикоснуться к Корану, необходимо вымыть руки. Мусульманки обычно покрывают голову, как на молитве. Запрещается прикасаться к Корану женщинам во время регул, а также роженицам. Перед началом чтения мусульманин очищает свое сердце осознанным размышлением об Аллахе, прося у него защиты от сатаны. Затем принимает специальную позу, обычно садясь на пол и кладет Коран на особой подставке. Класть Коран на пол нельзя. Чтение с сердцем, душой, умом и прилежанием называется тилава, а правильное произношение, которое обычно постигают в медресе (религиозной мусульманской школе) называется таджвид. После чтения Коран заботливо кладется на отведенное для него место. На столе Коран никогда не оставляют.

Переводы Корана на другие языки не пользуются тем уважением, каким окружен сам Коран. Многие мусульмане уже свыклись с тем, что переводы подвергаются случайному, небрежному обращению в магазинах, школах, библиотеках. Мусульманин будет шокирован, увидев, как немусульманин, пренебрегая правилами ритуального очищения, достает из кармана Коран, чтобы почитать его в баре или на остановке. Однако в наше время необходимость коранических переводов на основные языки мира признают и поощряют многие мусульманские ученые. Самые авторитетные переводы дают обязательный арабский текст и подчеркивают, что это не перевод слов Аллаха, а только передача их смысла. Подражать Корану бесполезно и святотатственно.

История возникновения Корана. Чем Коран отличается от других священных книг

Коран — священная книга мусульман, собрание откровений, посланных Аллахом Мухаммеду свыше, основа мусульманского вероучения. Исходя из основных положений Корана, строятся в исламе социальные, экономические, политические, юридические и семейные отношения. Коран ниспослан на арабском языке. Коран — это книга, включающая более 500 страниц текста, в нем 114 глав (сур). Значительные части текста Корана представляют собой рифмованную прозу.

Читать еще:  Славянская и греческая мифология боги. Анализ и сравнение верховных богов стран древней греции и рима, индии и руси

По вероучению ислама Коран — книга несотворенная, существующая вечно, как сам Аллах, она — его слово. Судя по данным мусульманской традиции, откровения Аллаха передавались пророку Мухаммеду примерно в 610—632 годах, а их запись, собирание и составление книги растянулось на долгие годы. И вот уже почти 14 веков эта книга живет и сохраняет свое значение не только как религиозный, но и как исторический, литературный памятник. В странах, где ислам государственная религия, из Корана исходят многие правовые акты, на Коране присягают, дают клятву. Изучение Корана и его толкований (тафсир) является одним из основных предметов религиозных учебных заведений ряда стран.

Что же означает слово «Коран»?

Название священной книги мусульман обычно переводят как «чтение». Но это не означает читать в прямом смысле этого слова. Ведь Мухаммед читал свои проповеди не по написанному тексту, а наизусть. Кроме того, Мухаммед произносил проповеди ритмично, как бы декламируя их. Слово «Коран» часто употребляется с артиклем «аль» — «Аль-Коран», что означает священная книга, которая, как и Библия, Тора, предназначена для чтения вслух, наизусть. Согласно мусульманской традиции Коран непереводим на другие языки. Мусульмане, для которых арабский язык не родной, заучивают наиболее важные части Корана наизусть. Читать или слушать Коран на арабском языке означает для мусульманина внимать речи самого бога.

Известный ученый, востоковед, переводчик Корана на русский язык И. Ю. Крачковский пишет, что Коран очень труден для понимания, многие проявления духовного мира людей той эпохи оказались навсегда утраченными для нашего времени. Так как переводить на другие языки и печатать Коран было делом запретным, поэтому очень долгое время Коран только переписывался.

Будучи неграмотным, Мухаммед не записывал свои проповеди, но многие из его последователей заучивали их наизусть, так как они были похожи на стихи. Тех, кто знал наизусть весь Коран, называли хафизами. Однако некоторые отрывки Корана были записаны грамотными арабами на пальмовых листьях, пергаменте, плоских костях, глиняных табличках. Часть священной книги записал личный писец Мухаммеда – Зайд ибн Сабит.

После смерти пророка первый халиф, друг и родственник Абу Бакр решил собрать все тексты и составить сборник проповедей Мухаммеда. Появился первый вариант Корана (Сухуф), окончательная же книга пророка подготовленная при халифе Усмане, получила название «Мусхаф» и была канонизирована. Эта книга была больших размеров и написана на пергаменте. С «Мусхафа» было снято несколько копий, одна из них хранится в Каабе рядом с «черным камнем». Другой экземпляр Корана хранится в Медине, во дворе Мечети пророка. Считается, что сохранились еще два первоначальных списка Корана: один находится в Каире, в Египетской национальной библиотеке, другой — в Ташкенте.

Коран для мусульман — руководство к действию, жизни. Он обращен к мусульманам и дает им совет, как жить, работать, относиться к людям. Коран — это путеводитель, в котором мусульманин находит ответы на многие интересующие его вопросы. Будучи преимущественно религиозно-философским произведением и законодательной книгой. Коран является уникальным историко-литературным произведением, читая который мы узнаем о географических особенностях Аравийского полуострова, о жизни и быте, занятиях арабов, исторических событиях той эпохи. В Коране можно прочитать и о нравственной культуре мусульман, их поведении, взаимоотношениях. Останавливаясь на содержании Корана, отметим, что в проповедях Мухаммеда представлены различные сюжеты — предания, мифы, легенды арабских племен. Борьба с многобожием, утверждение монотеизма, т. е. единства бога, — главная идея Корана. В Коране представлены некоторые религиозные сведения о бессмертии души, о рае и аде, о конце света, о Судном дне, о сотворении мира и человека, о грехопадении первых людей — Адама и Евы, о всемирном потопе и другие.

Отличительная особенность Корана в том, что Аллах в нем говорит от первого лица — это первое и самое существенное отличие Корана от Торы и Евангелия. Большая часть Корана — диалог Аллаха с людьми, но обязательно через Мухаммеда, его устами. Поскольку Коран — произведение сложное для понимания, существуют различные его толкования. Толковать Коран раньше и сейчас позволялось самым авторитетным ученым, недопустимо искажать смысл ни одного аята Корана. К сожалению, в наши дни мы видим как различные террористические организации и секты, по своему толкуют Коран искажая смысл, призывают неграмотных людей к войне и к совершению всяких преступлений против человечества.

Так же удивительно и привлекательно в Коране образность изложения, эмоциональность, богатство поэтических приемов и лексики. Стихи Корана волновали многих известных ученых, поэтов. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о роли Корана:

С небесной книги список дан

Тебе, пророк, не для строптивых:

Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

А великий татарский поэт Г. Тукай отмечал: «В Коране истинный оплот». Вспомним слова Б. Пастернака относительно Библии, но удивительным образом применимы они и к Корану: «. это не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества». Тексты Корана древние, но нестареющие, принятые поколениями ушедшими и ждущие принятия поколениями грядущими, питающие живой мыслью и последователей ислама, и ученых, и поэтов.

Это интересно: Английский исламовед Уильям Уотт пишет: «Когда арабские исследования, арабская мысль, арабские сочинения предстают в полном объеме, становится ясно, что без арабов европейская наука и философия не смогла бы развиваться такими темпами. Арабы были не просто передатчиками, но и подлинными носителями греческой мысли. Европейцам пришлось учиться у арабов всему, что было возможно, прежде чем они смогли двинуться вперед». (Л. И. Климович «Книга о Коране, его происхождении и мифологии». — М., 1986)

Читать еще:  Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл — учители словенские. Молитва святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителем словенским

Источники Ислама: Коран

Все религиозно-правовые положения Ислама, касающиеся мирской жизни и вечной, имеют четыре источника.

Это Коран, Сунна (действия и высказывания Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)), иджма (единодушное мнение учёных) и кыяс (суждение по аналогии). Источники Ислама используются в значении «адилла арбаа» (четыре доказательства, указания), которые также называют «адилла шариййа» (доказательства шариата).

Эти четыре доказательства называют основными. Но кроме них есть ещё «адилла фариййа», то есть вспомогательные или дополнительные: «масалих мурсаля», «истихсан», «урф-адат», «шару ман кабляна» (религиозные законы тех религий, которые существовали до Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)), «кавли сахаба» (высказывания сподвижников) и «истисхаб».

Главный источник Ислама — Китаб (Коран)

Китаб — это Коран, ниспосланный Аллахом Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) на арабском языке, собранный в единую книгу и переданный последующим поколениям без всяких изменений. Коран начинается с суры «аль-Фатиха» и заканчивается сурой «ан-Нас».

Коран сильно отличается от предыдущих божественных книг тем, что затрагивает не только темы веры и поклонения, но также вопросы нравственности и общественно-социальных отношений. Священная Книга мусульман сконцентрировала законы, направленные на установление порядка, и регулирует социальные отношения личности и общества. В аятах говорится: «[Вспомни, Мухаммад,] тот день, когда Мы выставили против последователей каждой общины свидетеля из их среды — и тебя выставили свидетелем против [мекканских многобожников], как Мы ниспослали тебе Писание в разъяснение всего сущего как руководство к прямому пути, как милость и добрую весть для муслимов» (Сура ан-Нахль, 16/89).

В другом аяте сказано: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, — ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, — а потом все они будут собраны перед своим Господом» (Сура «ан-Ан`ам», 6 / 38).

Всевышний начал ниспосылать Коран Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) в месяц Рамадан, в ночь Лейлятуль-кадр, в пещере Хира, где тот уединялся для размышлений и поклонения. Суры и аяты передавались через ангела Джибрила (алейхиссалям) в течение 22 лет, 2 месяцев и 22 дней.

Первыми были ниспосланы аяты: «Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь — самый великодушный, который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал» (Сура «аль-Алак», 96 / 1—5).

Последний аят был ниспослан Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) во время прощального Хаджа, на четвёртый день месяца Зульхиджа: «Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, [убоину] удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами и [скотину], которую задрал хищник, — если только вы не заколете её по предписаниям, — и то, что заколото на [языческих] жертвенниках. Запрещено вам также предсказывать будущее. И всё это — нечестие. Сегодня те, которые не уверовали, потеряли надежду отклонить вас от вашей веры. Но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довёл до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам. Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет [съесть запретное], то ведь Аллах — прощающий, милостивый» (Сура «аль-Маида», 5 / 3).

Однако, по мнению известного учёного и сподвижника, Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анху), последним был ниспослан аят: «Страшитесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждому человеку воздастся по заслугам его. И никто не будет обижен [не по праву]» (Сура «аль-Бакара», 2 / 281).

Вначале были ниспосланы аяты, в которых содержатся сведения о вечной жизни. Затем, когда вера укрепилась в душе первых мусульман, Аллах стал ниспосылать предписания, связанные с харамом (запретными действиями) и халялем (дозволенным).

Большинство аятов ниспосылались после возникновения какого-либо вопроса или ситуации. Это называется «асбабун-нузуль» (причина ниспослания аятов). Когда приходили Откровения, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) просил записывать их и указывал место аята. Существует единое мнение исламских учёных, что очередность записи аятов основана на повелениях Аллаха. Это же касается и последовательности сур.

Положения Корана делятся на три вида:

1) Связанные с вероучением. Их обязан знать каждый мусульманин, ибо они затрагивают ключевые вопросы веры: в Аллаха, в ангелов, в Книги, в Судный День, в предопределение. Большинство этих положений ниспослано в мекканский период и призвано избавить людей от ошибочных воззрений, верований и предрассудков.

2) Нравственные положения направлены на укрепление веры и искренности мусульманина, воспитание полноценной и добродетельной личности. Кроме того, нравственные предписания помогают обрести положительные качества, которые улучшают отношения. К ним относятся предупреждающие аяты, а также рассказывающие о жизни пророков.

3) Положения «амали» регулируют практические действия человека: религиозные ритуалы, слова, поступки, обещания и соглашения. Они охватывают все общественно-социальные отношения людей. Именно в эту группу входят аяты, которые являются вопросом изучения фикха (исламского законодательства) и «усулуль фикх» (методики мусульманского права). Хадисы Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) можно классифицировать таким же образом.

Положения «амали» можно изучать, предварительно разделив их на две части: касающиеся богослужения и муамала (общественно-личностные отношения).

a) Положения богослужения

Все обязательные предписания кратко указаны в Коране. Однако подробности, условия и формы их выполнения объясняет Сунна. Например, совершение намаза, соблюдение поста, совершение Хаджа, выплата закята, адак (вид милостыни) и клятвы были воплощены Расулюллахом (салляллаху алейхи ва саллям) и разъяснены его последователям. Хадисы ясно указывают на соответствие форм и способов выполнения богослужений показанным Пророком (салляллаху алейхи ва саллям): «Совершайте намаз так же, как и я»; «Ритуалам совершения Хаджа учитесь у меня!» (Бухари, «Азан», 18; «Адаб», 27; «Ахад», 1; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», 3 / 318, 366).

Читать еще:  Союз между тельцом и стрельцом. Стрелец и телец - совместимость в любви и семейной жизни

Также к вопросам богослужений относятся каффарат (штрафные санкции), предназначенные для восполнения недостатков или исправления допущенных при совершении молитвы и межличностных ошибках. Это — «зихар», о котором сказано в Коране: «Те из вас, которые называют своих жён как бы хребтом своих матерей, [не правы] — в действительности их жёны, [конечно], не матери им, ведь их матери — только те женщины, которые их родили. [А утверждающие иное] утверждают предосудительно и лживо. Воистину, Аллах — прощающий, снисходительный. Тем, которые разводятся со своими жёнами по языческому обряду, а потом отрекаются от того, что сказали, надлежит освободить одного раба, прежде чем [супруги] сойдутся друг с другом. Так наставляют вас, и Аллах ведает о том, что вы делаете. Если же у кого-либо нет раба, то надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва, прежде чем [супруги] сойдутся. А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков. [Всё] это — для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Это — ограничения, наложенные Аллахом, а для неверных уготовано мучительное наказание» (Сура «аль-Мужадаля», 58 / 2—4)

Другая ошибка — «йамин», о которой ниспослан аят: «Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы — накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трёх условий], то ему следует поститься три дня. Всё это — искупление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны» (Сура «аль-Маида», 5 / 89)

Третья ошибка — убийство верующего по неосторожности.

К ним относятся юридические вопросы, касающиеся договоров, преступлений, наказаний. Они служат для исправления и улучшения межличностных и общественных отношений. Положения муамала можно разделить на несколько групп:

Семейное право. В Коране семейное право изложено самым подробным образом. Это никах (заключение брака), талак (бракоразводный процесс), нафака (содержание семьи), валая (поручительство или попечительство), идда (состояние женщины после развода), мирас (наследство) и насаб (родословная или родство).

Гражданское право. Это положения, касающиеся межличностных и экономических отношений: купли-продажи, аренды, залога имущества, торгового товарищества, совместных предприятий, долговых обязательств, кредитов. Гражданское право решает экономические вопросы между физическими и юридическими лицами, а также охраняет частную и общественную собственность.

Уголовное право подразумевает наказания за совершённые преступления и проступки, которые нужны для охраны личного имущества, жизни, чести и достоинства от различных посягательств. Виды наказания, указанные в аятах и хадисах, называются «хадд». Они даются за кражу, грабёж, употребление спиртных напитков. Наказания, предусмотренные законами какого-либо государства для общественной пользы и сохранения порядка, называются «тазир». К ним относятся предупреждение, побивание палками, ссылка и лишение свободы.

Процессуальное право регламентирует ведение судебного процесса. Оно включает выслушивание свидетелей, дачу клятвы. Главной целью судебной системы является восстановление справедливости с помощью определённых методов.

Конституционное право. Его положения регулируют отношения между работодателем и подчинёнными. Они основываются на принципах справедливости, шуры (совет или совместные заседания), взаимопомощи и охраны государственных интересов. Справедливость является главным правилом, которым обязан руководствоваться правитель. В аятах Корана повелевается: «Воистину, Аллах велит вам возвращать владельцам имущество, которое было отдано вам на хранение; [велит] судить по справедливости, когда вы судите [тяжущихся]. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — слышащий, видящий» (Сура «ан-Ниса», 4 / 58).

«Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас, — быть может, вы последуете совету» (Сура «ан-Нахль», 16 / 90).

Принцип шуры (совета) является одним из прекрасных методов руководства, так как помогает находить и принимать правильные решения, препятствует корысти и личным амбициям. В Коране сказано: «Для тех, которые повинуются Аллаху, совершают обрядовую молитву, вершат свои дела по взаимному совету и делают пожертвования из того, чем Мы их наделили» (Сура «аш-Шура», 42 / 38). «По милосердию, внушённому тебе Аллахом, ты [, Мухаммед,] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси Для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (Сура «Али Имран», 3 / 159).

Руководство исламским государством основано на шуре. Также эти аяты указывают, что мусульманская умма будет контролировать власть и всегда помогать управлять страной. Для этого необходимо выбрать группу людей и поручить им ведение государственных дел (Мухаммад Абу Захра, «Усулуль фикх», 1377 / 1958, стр. 100, 141, 142; Абдульваххаб Халлаф, «Илму усули фикх», перевод Хусайн Атай, Анкара, 1973, стр. 176).

Государственное право. В Коране приводятся принципы регулирования межгосударственных и международных отношений. В аятах указывается, что заключившие договор страны обязаны выполнять условия соглашений: «Будьте верны завету с Аллахом, если вы его дали; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ибо вы признали Аллаха своим поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы содеете» (Сура «ан-Нахль», 16 / 91).

По законам исламского государства, немусульмане имеют три статуса: зимми и муахиды, мустаманы, мухарибы или харби.

Экономическое право включает вопросы государственного бюджета, доходов и расходов, положение бедных и неимущих слоев населения.

Источники:

http://religion.wikireading.ru/149589
http://zen.yandex.ru/media/id/5a6d5a7c9b403cbda9803c3d/5aa36f753dceb78b33754ed2
http://www.islamisemya.com/istochniki-islama-koran.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: