Украинская Автокефальная Православная Соборная Церковь Каноническая.

Украинская Автокефальная Православная Соборная Церковь Каноническая.

Украинская Автокефальная Православная Церковь каноническая является правопреемницей Киевской Митрополии, основанной после крещения Киевской Руси в 988 году при св. князе Владимире Великом.

В Киевскую митрополию входили территории современной Украины, Белоруссии, Прибалтийских стран, части Польши и Смоленская область России.

Киевская митрополия была составной частью Константинопольского Патриархата с 988 г. до 1686 г., когда она незаконно и неканонически была оторвана Россией от Константинополя и присоединена к Московскому патриархату. Константинопольский Патриарх до сих пор не признает это присоединение.

До присоединения Киевской Митрополии к Московскому Патриархату, во времена Киевского митрополита Петра Могилы, Киевская митрополия имела права широкой автономии и уже тогда ставился вопрос о создании Киевского Патриархата. Но это намерение не было воплощено в жизнь из-за того, что в 1654 году, при гетмане Украины Богдане Хмельницком, под давлением московского царя, Украина была постепенно объединена с Московией – Россией.

В начале ХХ века вместе с борьбой за украинскую государственность на Украине началось движение за автокефалию Украинской Православной Церкви.

Во время Второй мировой войны в Украине состоялось возрождение канонической ветви УАПЦ. Она получила Автономию от Дионисия Валединского, Митрополита Польской Православной Церкви, которая в 1924 году получила статус автокефалии от Вселенского Патриарха Григория VII.

Митрополит Дионисий был рукоположен в епископский сан в 1913 году Антиохийским Патриархом Григорием IV, который имел рукоположение по линии Апостола Петра. А в 1932 году Митрополит Дионисий рукоположил митрополита Поликарпа Сикорского и в 1942 назначил его в оккупированную фашистами Украину для возрождения УАПЦ и рукоположения новых епископов. Таким образом, вся иерархия УАПЦ в 1942 году получила канонические хиротонии епископов по линии Апостола Петра. В числе рукоположенных епископов были покойные Патриарх Мстислав и Митрополит Григорий Огийчук, от которого идет каноническое рукоположение Патриарха Моисея.

Вселенский Патриарх Варфоломей признает каноничность УАПЦ. Свидетельством этого является то, что в 1995 году он принял под свой омофор в сущем сане епископов и духовенство УАПЦ в США и Канаде.

После завершения Второй мировой войны в 1945 году УАПЦ в Украине была уничтожена советской властью. Часть епископата и духовенства УАПЦ были забраны в немецкие концлагеря, а части удалось эмигрировать в Европу и Америку, где они продолжали свою церковную жизнь и строили церкви УАПЦ.

В 1990 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси-Украины, в Украине началось новое движение за возрождение автокефалии Украинской Православной Церкви. Его начал Митрополит Иван Бондарчук, а в центральной Украине в апреле 1990 года возрождение УАПЦ было начато протоиереем Олегом Куликом (сегодня Патриарх Моисей), который организовал около 200 общин УАПЦ будучи митрополитским администратором в Хмельницкой, Винницкой и Житомирской областях.

5-6 июня 1990 года в Киеве состоялся Всеукраинский Православный Собор с участием более 700 делегатов со всей Украины, среди них было 7 епископов и свыше 200 священников. Собор утвердил факт образования УАПЦ и избрал Патриархом Киевским и всей Украины митрополита Мстислава (Скрипника), который имел епископскую линию от Польской Православной Церкви.

2 октября 1990 года органы власти Украинской Советской Социалистической Республики официально зарегистрировали УАПЦ.

18 ноября 1990 года в соборе Святой Софии в Киеве состоялась интронизация Патриарха Киевского и всей Украины Мстислава.

С этого момента Патриарх Мстислав (Скрипник) не только стал первым Патриархом, но он временно объединил УАПЦ в Украине с УПЦ в США и диаспоре, имеющими каноническую ветвь от Польской Православной Церкви. С тех пор иерархи и духовенство УПЦ в США стали приезжать в Украину, служить в украинских храмах, принимать участие в рукоположениях священников. Так, Патриарх Мстислав вместе с епископом Вашингтонским Антонием (Щербой) хиротонизировали в епископа Хмельницкого Антония (Фиалку) и в епископа Днепропетровского – Пантелеймона, однако этих канонически рукоположеных епископов переманила к себе РПЦ и оставила УАПЦ в Украине без канонических епископов с анафемованым Филаретом Денисенко, бывшим митрополитом РПЦ.

С этого момента канонческая линия рукоположения Украинской Автокефальной Православной Церкви исчезла.

25-26 июня 1992 года в Киеве в доме Филарета произошла измена УАП Церкви управляющим делами митрополитом Антонием (Масендичем), который действовал за спиной Патриарха Мстислава и всего духовенства. Соблазнившись на деньги Филарета, он поддержал инициативу президента Кравчука Л.М. относительно фиктивного объединения УАПЦ и РПЦ. Выполнив свое назначение в этой комбинации, они оказались лишними на пути у Филарета, который стремился стать “патриархом” в незаконно созданной им организации под названием УПЦ КП. Измена Антония Масендича и Владимира Романюка стоила им жизни.

Патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник) не принял эту измену УАПЦ и призвал власть Украины и верных УАПЦ не признавать это объединение и всяческий противостоять этой измене. Но власть Украины была на стороне анафемованого Филарета Денисенко и незаконно передала всю церковную собственность УАПЦ под начало Филарета Денисенко.

11 июня 1993 года умер Патриарх Киевский и всей Украины Мстислав. Перед смертью Патриарх, считая, что предали его и УАПЦ, объявил свое завещание о том, чтобы УАПЦ не имела никакого отношения к бывшему митрополиту РПЦ Филарету Денисенко, который был лишен сана его родной Церковью – РПЦ.

На 20 октября 1993 года “синод” Филарета назначил созыв собора УПЦ КП для избрания патриарха Киевского и всей Украины, но невзирая на старание Филарета стать “патриархом” его так и не выбрали, а выбрали “патриархом” Владимира Романюка. Это способствовало нарастанию конфликта между “патриархом” Владимиром и Филаретом.

14 июля 1995 года “патриарх УПЦ КП” Владимир (Романюк) был убит, так как свою функцию ширмы для Филарета он отслужил. Похороны Владимира (Романюка) были трагическими. История, наверное, не знает такого глумления над похоронной процессией, потому что даже здесь Филарет спровоцировал правовые органы на кровавый конфликт, пытаясь гробом Владимира Романюка проложить себе дорогу к храму Святой Софии в Киеве.

В 2002 году Бог благословил возвращение в Украину канонически рукоположенного архиерея Моисея, Митрополита УАПЦ – канонической линии от Польской Православной Церкви.

УАПЦ каноническая является канонической правопреемницей Киево-Русской Митрополии 1000-летнего крещения Руси-Украины и имеет самое прямое отношение к Томасу автокефалии 1924 года, предоставленного Вселенским патриархом Григорием VІІ на канонической основе исторической принадлежности к Киево-Русской Митрополии.

Читать еще:  Можно ли священникам жениться второй раз. О повторных браках и венчании

Миссия по восстановлению действия этого Томаса 1924 года для УАПЦ в Украине решением Святого Синода УАПЦ в диаспоре поручена канонически рукоположенному Его Высокопреосвященству Моисею (Кулик) Митрополиту Киевскому и всея Руси-Украины.

17-18 июня 2005 года решением Святого Синода и решением Всемирного Архиерейского Собора УАПЦ канонической под действием Духа Святого и по воле Отца Небесного митрополит Моисей был избран и интронизованый в чин Патриарха Киевского и всей Руси-Украины. В Святом Соборе приняли участие 12 архиереев, духовенство и сотни верных со всего мира.

Интронизация состоялась в День Святой Троицы в православной святыне украинского народа в главном Храме Украины – в соборе Святой Софии города Киева.

«Собор на Украине неканоничен»

Митрополит Видинский Даниил

В опубликованном 15 декабря 2015 года интервью сайту «Гласове» иерарх Болгарской Православной Церкви митрополит Видинский Даниил поделился своими размышлениями о так называемом объединительном соборе, состоявшемся в этот день в Киеве, о церковной ситуации на Украине и состоянии межправославных отношений. Интервью также было размещено на официальном сайте Болгарского Патриархата.

— Почему не выражена позиция Священного Синода Болгарской Православной Церкви о церковном расколе на Украине?

— Священный Синод — коллективный соборный орган управления, его решения принимаются большинством, согласно Уставу Болгарской Православной Церкви. Рассматривая этот вопрос, Священный Синод создал комиссию, которая подробно исследует все документы, связанные с церковным кризисом на Украине, и затем выскажет свое мнение. При рассмотрении этого вопроса на синодальных заседаниях митрополитами, в том числе и мною, высказывались мнения о необходимости выразить позицию Синода. Но, как я уже сказал, Синод — коллективный орган. В то же время каждый несет личную ответственность за свой голос — как перед Богом, так и перед народом Божиим. Почему мы считали, что необходимо высказать свою позицию? Потому что Церковь — Соборная, как мы исповедуем в Символе веры. В этом смысле спор на Украине — не просто спор между двумя Поместными Церквами. Он имеет отношение ко всей Православной Церкви.

— Каково Ваше личное мнение по этому вопросу, и почему Вы считаете, что он касается всей Православной Церкви?

— Имеет отношение ко всей Православной Церкви, потому что имеет отношение к межправославным отношениям. Нарушает тысячелетнюю традицию канонического права в Церкви, один из основных принципов границ церковной юрисдикции. Эти границы ясно определены и общепризнаны. Каждая автокефальная Церковь имеет право на самостоятельное управление в своих границах и не имеет права распространять свою юрисдикцию на другие Поместные Церкви. Об этом говорит 2-е правило Второго Вселенского Собора и 8-е правило Третьего Вселенского Собора, которые запрещают отдельным Православным Церквам распространять свою юрисдикцию за пределы их области.

— То есть Вы считаете, что Патриарх Варфоломей нарушил границы своей юрисдикции?

— Мы уверены, что это так. С того времени, как Патриарх Варфоломей возглавляет Константинопольский Патриархат, т.е. с 1991 г., он всегда признавал, что Украинская Православная Церковь находится под юрисдикцией Московского Патриархата. И это было бесспорно подтверждено рядом писем и документов, под которыми стоит его подпись.

Сейчас он неожиданно заявляет, что Киевская митрополия никогда не была под полной юрисдикцией Московского Патриархата. Утверждает, что в известном документе от 1686 г., которым Константинопольский Патриархат дает право Московскому Патриархату рукополагать Предстоятеля Киевской митрополии, было положение о поминании на богослужении имени Константинопольского Патриарха. И это подается как знак признания юрисдикции Константинопольского Патриарха над Киевской митрополией. Насколько основательны эти претензии, это отдельный вопрос, но об этом заявляют только теперь, через 300 лет после появления этого документа, в то время, как правила Церкви определяют сроки давности для споров о праве юрисдикции на данную территорию. Так, например, 133-е правило Карфагенского Собора определяет срок давности 3 года. Если данный епископ считает, что на его территорию вторгся другой епископ, у него есть 3 года, чтобы предъявить претензии. 17-е правило Четвертого Вселенского Собора и 25-е правило Пятого и Шестого Вселенских Соборов определяет срок давности 30 лет для разрешения споров о юрисдикции над определенными приходами. А в нашем случае прошло несколько веков.

С точки зрения канонического права эти споры недопустимы. Вот только один пример: в 1917 г. Константинопольский Патриарх Герман V пишет епископу Грузинской Церкви после самопровозглашенной ею автокефалии: «Самостоятельную Грузинскую Церковь я не знаю и не могу знать, так как более ста лет православные грузины находятся под управлением Русской Церкви. Ваше отделение и образование автокефальной церкви возможно только с согласия вашей Церкви с Русской (…) Мы не можем вмешиваться в ваши внутренние церковные дела, но отечески советуем вам прислушаться к голосу вашего пастыря и таким образом перевести этот вопрос в спасительное русло церковных канонов».

Утверждение Константинопольского Патриарха о том, что его права были ущемлены, так как Киевский митрополит не поминает его имени за богослужением, несостоятельно, но используется как формальный повод для отмены документа от 1686 года. Но это положение не было оспорено в течение 300 лет. Три века православный народ Украины жил в полном единстве с Русской Православной Церковью и был ее нераздельной частью. С тех пор и до сегодняшнего дня Киевские митрополиты были членами Святейшего Синода Русской Церкви, имели право избирать и быть избранными ее Патриархами.

В течение этих 300-лет украинские верующие признавали своим духовным Предстоятелем Московского Патриарха. Может ли через 300 лет появиться кто-то извне и сказать «я ваш отец»? Кто за ним последует, и кто ему поверит? Как может кто-то провозгласить себя духовным отцом народа, если этот народ помнит и почитает отцов, которые его родили и воспитали в вере? Священные каноны четко определяют эти взаимоотношения.

— Но людям не всегда ясно, почему Украина как самостоятельное государство не имеет права на свою независимую Церковь?

— Этот вопрос, действительно, задают. Но, прежде всего, надо понять, что говорит православный народ и его канонические архиереи на Украине, потому что это очень существенно. Созванный 13 ноября сего года в связи с этими событиями Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, в котором участвовали 83 архиерея, определенно высказался против вторжения Константинопольского Патриархата в ее канонические границы и заявил, что «Украинская Православная Церковь имеет все права независимости и самостоятельности, которые сегодня необходимы для плодотворного служения Богу и народу Украины».

Читать еще:  Водные змеи: разновидности и особенности жизни. К чему снятся змеи в воде? Сонник целительницы Федоровской Во сне к чему снится Змея

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) имеет более 12 тысяч приходов, больше, чем две вместе взятые раскольнические группы — так называемые Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Автокефальная украинская православная церковь (УАПЦ).

Поэтому в своих письмах Болгарскому Патриарху и Предстоятелям других Поместных Церквей с полным основанием митрополит Онуфрий выражает недоумение, почему никто не обратил внимания на обращения тысяч членов Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею, чтобы тот не предоставлял автокефалии этим раскольническим группам.

Почему избирательно обращается внимание на голос одной группы людей, а не на голос канонической Церкви и ее паствы? Впрочем, все канонизированные святые ХХ века на Украине призывают своих духовных чад сохранять святое единство Украинской Православной Церкви с Русской.

Посмотрим на ситуацию и с этой стороны. И зададим себе вопрос: кто настаивает на автокефалии? В первую очередь — государственная власть. И, как правильно отмечает митрополит Онуфрий, почему принимают во внимание голоса этих групп, которые поджигают храмы, насаждают национализм, призывают к ненависти, кричат «смерть москалям», почему слышат только их голоса и их призывы к автокефалии?

И это при том, что та же государственная власть, судя по всему, готовится к расправе. Почему не принимают во внимание мнение единственно признанной канонической Украинской Православной Церкви? Почему превалирует мнение этих групп, чьи вожди лишены духовного сана и отлучены от Церкви?

— Можем ли мы провести аналогию с расколом в Болгарской Православной Церкви 20-летней давности?

— Да, в большой степени. Как раскол в Болгарской Православной Церкви был инспирирован и поддержан тогдашней государственной властью, то же происходит сейчас и на Украине. У нас раскол был преодолен благодаря Всеправославному Собору 1998 г., созванному по инициативе Болгарской Православной Церкви в Софии.

— Тогда Вселенский Патриарх поступил совсем иначе. Можно ли говорить о двойном стандарте?

— Замечу, что и тогда, на Соборе 1998 года, Вселенский Патриарх поставил вопрос об отставке Патриарха Максима, но тогда наши предшественники, архиереи с большим духовным опытом и доблестью, возразили ему и сказали: мы пригласили Вас сюда, чтобы исцелить раскол, а не углублять его. Так что параллель между расколом у нас и на Украине абсолютно уместна.

В настоящий момент Украинская Православная Церковь Московского Патриарха находится в том же положении, в котором была Болгарская Православная Церковь тогда. И наши раскольники старались украсть идентичность у Церкви, разграбить ее святыни, присвоить имущество, которое им не принадлежало; и, что самое печальное, это разрушало нравственный облик и убивало в людях веру. Мы знаем, как они закончили и каковы были их дела. То же самое происходит и на Украине.

В 1992 г. бывший Киевский митрополит Филарет был лишен сана из-за его впадения в раскол и доказанных личных нравственных прегрешений, а позднее он был отлучен от Церкви. Его низвержение из-за множества канонических нарушений было абсолютно основательно. Но своим решении от 11 октября сего года в полном противоречии со священными канонами Константинопольский Патриархат восстановил этого человека в духовном сане.

— Какой, во-Вашему, должна быть позиция Болгарской Православной Церкви?

— Три митрополита Священного Синода высказались в своем заявлении по ситуации на Украине, в котором, исходя из опыта Всеправославного Собора 1998 г., преодолевшего раскол у нас, мы предложили и в этом случае поступить так же — поставить вопрос о ситуации на Украине на всеправославное обсуждение.

— То есть снова созвать Всеправославный Собор?

— Это нужно сделать по разным причинам. Во-первых, возобновить диалог между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью после того, как Русская Православная Церковь приняла решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Возобновление диалога между двумя Церквами при участии представителей других Поместных Церквей — способ излечить рану на Украине. Всякое решение, которое касается Поместных Православных Церквей, не может быть принято и быть действительным без их согласия и поддержки.

— 15 декабря в Киеве состоится «объединительный собор», созванный Константинопольским Патриархом. Каким, по Вашему мнению, будет его результат?

— Я вам отвечу словами одного архиерея канонической Церкви, которыми он ответил на приглашение Патриарха Варфоломея принять участие в этом соборе: «Я твердо верую и исповедую, что остаюсь верен Православной Церкви, а мое присутствие на этом соборе будет противоречить псалму Давидову «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2). Каким может быть результат собора, который созван в нарушение канонического порядка и в котором участвуют люди, находящиеся вне Церкви? По моему мнению, этот собор не исцелит разделение верующего народа на Украине, а лишь углубит его. Во всей этой прискорбной ситуации есть одно утешительное обстоятельство — готовность православного народа этой страны сохранить единство Святой Православной Церкви, которое находит отклик и поддержку всего православного мира.

— Существует ли политическое давление на Священный Синод Болгарской Православной Церкви, чтобы склонить чашу весов в пользу одного или другого решения — в русскую или американскую сторону? Или со стороны Вселенского Патриархата, который является выразителем определенных интересов?

— Я определенно могу сказать, что во время обсуждений в Священном Синоде митрополиты выражают свои мнения. Так что изучение вопросов и принятие решений происходит на основании понимания и совести каждого архиерея.

— Но это не прямой ответ. Есть или нет политическое давление, по-Вашему? С русской стороны или с американской (через болгарское правительство), которая и является побудителем действий Вселенского Патриарха?

— Я могу свидетельствовать только за себя. И категорически заявляю, что на меня никто не оказывал давления. Принимая во внимание развитие ситуации, в данный момент все православные христиане должны усилить свои молитвы за сохранение единства Святой Православной Церкви на Украине и во всем мире.

Митрополит Видинский Даниил
Беседовал Явор Дачков

Судьба раскольников. В Украине ликвидирована автокефальная церковь

Своим появлением УАПЦ была обязана Февральской революции и особенностям православного мировоззрения. Католицизм интернационален — все католики, где бы они не находились, подчиняются Престолу Святого Петра. Православные же ревностно следуют указанию Иисуса оставить Богу богово, а кесарю — кесарево. Именно поэтому православные церкви имеют национальный характер. Чёткой нормы о том, что в независимом государстве должна быть независимая церковь, не существует, но фактически такая идея организации мирового православия не противоречит. Весь вопрос в том, чтобы желание духовенства, мирян и материнской церкви совпали в плане предоставления томоса об автокефалии (по канонам, томос даёт та церковь, от которой отделяется новая).

Читать еще:  В какие новогодние дни можно гадать. В какие дни лучше гадать

Предыстория

Как мы уже указали, жизнь УАПЦ дала Февральская революция. Как только на Украине начали всерьёз обсуждать возможность отделения от России и создание независимого государства, сразу же появилась идея создания собственной автокефальной церкви.

Течение это изначально было политическим, но вскоре появились и священнослужители, которые смекнули, что за счёт автокефалии можно сделать впечатляющую карьеру. Главное — первыми встать в очередь.

Движение пользовалось поддержкой и со стороны Центральной Рады, и со стороны большевиков, и со стороны гетмана, и со стороны Директории. Только белые её не одобряли и большая часть священников РПЦ.

На Украине в ноябре 1917 года была создана Временная всеукраинская православная церковная рада, требовавшая автокефалии. С января по октябрь (!) 1918 года в Киеве проходил церковный собор, который, однако, определённого решения не принял. Тогда 1 января 1919 года был принят «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства». До сих пор непонятно, почему власти современной Украины не воспользовались этой замечательной практикой УНР, если уж автокефалия так важна для государственности, как об этом говорил Пётр Порошенко

Первый период истории

5 мая 1920 года Всеукраинская православная рада приняла решение о создании автокефальной церкви.

Статус этого новобразования был ничтожным: не только ни одна православная церковь его не признала, но даже и своих епископов и священников рукоположить было некому — ни один иерарх РПЦ на сторону автокефалистов не перешёл.

В октябре 1921 года состоялся собор, на котором священники сами себя рукоположили в епископы (этому было дано богословское оправдание — мол, так делали в древности, например — в Александрийской церкви).

Советская власть на этом этапе УАПЦ поддержала. Во-первых, её видели средством ослабления РПЦ. Во-вторых, её видели средством ослабления православия в целом. В-третьих, её видели средством украинизации.

В 1923 году Михаил Булгаков, будучи в командировке в Киеве, написал об УАПЦ так: «за что молятся автокефальные я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру (имеется в виду Симон Петлюра — Авт.) в Киеве не бывать».

Собственно, так думал не только Булгаков и это УАПЦ подкосило — начиная с 1924 года церковь лишилась административной поддержки и, напротив, начались преследования её активистов по обвинению в национализме.

В январе 1930 года церковный собор объявил УАПЦ «явной антисоветской контрреволюционной организацией» и распустил её. Правда, церковь была восстановлена в декабре того же года под названием УПЦ, но после 1937 года на Украине не осталось ни одного епископа и ни одного прихода УАПЦ. Уцелела только епархия в США.

На землях, которые вошли в состав Польши, УАПЦ не было — там действовала Православная церковь в Польше, в 1934 году признанная Вселенским Патриархом.

Попытка восстановить УАПЦ была предпринята во время немецкой оккупации. В феврале 1942 года церковь де-факто была восстановлена, но особой поддержкой оккупационных властей не пользовалась. Иерархи церкви бежали с Украины вместе с оккупантами.

Второй период истории

Деятельность УАПЦ на Украине восстановилась явочным порядком в 1989 году. В июне 1990 году патриархом был провозглашён митрополит Мстислав (Скрыпник) — племянник Симона Петлюры. Забавно, что сам он на избравшем его соборе отсутствовал — не смог получить въездную визу. Впрочем, вскоре атмосфера потеплела — в октябре 1990 года Верховная Рада признала УАПЦ (это было непосредственное следствие принятой ранее Декларации о суверенитете). Патриаршим собором УАПЦ стала Андреевская церковь, в которой в 1942 году в ней был рукоположен в епископы Мстислав.

В июне 1992 года усилиями митрополита Филарета (Денисенко) было проведено объединение автокефалистской части УПЦ и УАПЦ. При этом Мстислав остался патриархом, а Филарет получил неслыханный в православии пост заместителя патриарха.

В 1993 году Мстислав умер, после чего УАПЦ вышла из объединения с УПЦ, которая вскоре стала УПЦ-КП. Главной причиной было недовольство жёсткой манерой управления Филарета. Надо сказать, что УАПЦ была в это время не в лучшей форме — часть общин и иерархов остались в УПЦ-КП, как в более крупной и богатой организации. Томосом и револьвером. За что архимандрит застрелил автокефального митрополита

В дальнейшем УАПЦ продолжала существовать в статусе третьей по численности приходов православной церкви на Украине. Самостоятельной роли она не играла — сказывалось отсутствие как легитимности, так и сильного лидера, которым был Филарет.

В 2018 году в УПЦ входило 12,3 тыс. общин, в УПЦ-КП — 5,2 тыс., а в УАПЦ — всего 1,2 тыс. Преимущественно эти общины были сосредоточены на Западной Украине.

На этом этапе УАПЦ ввязалась в порошенковскую авантюру по созданию ПЦУ и 15 декабря приняла решение о самороспуске. Филарет же традиционно «пропетлял» и сохранил часть структуры УПЦ-КП (довольно куцую).

Что в итоге?

Столетняя борьба за создание автокефальной украинской церкви закончилась частичным успехом.

Действительно удалось создать украинскую автокефальную церковь — ПЦУ. Правда, автокефальность её чисто формальная, а фактически-то она полностью подчинена Константинопольскому Патриархату. Даже миро самостоятельно варить не может и предстоятель её не имеет статуса патриарха.

Создание автокефальной церкви произошло вовсе не так, как мечталось её создателям — не православный мир признал раскольников-самосвятов, а Константинополь слепил ПЦУ из разного рода украинских раскольников. Причём УАПЦ отнюдь не играла в этом объединении ключевую роль. Подавляющее большинство православных общин и вовсе осталось в УПЦ.

Статус ПЦУ остаётся под сомнением — процесс её признания идёт крайне медленно и есть основания полагать, что до конца доведён не будет — скорее уж мировое православие расколется. Пока же иерархов ПЦУ до службы в большинстве православных церквей мира не допускают.

Стоил ли столь ничтожный результат пребывания в расколе нескольких поколений украинских священников и мирян — вопрос философский. Для православного раскол — страшный грех. А для украинских автокефалистов грех — быть в каких-то отношениях с русской церковью. Так что это явление не так религиозное, как политическое.

Источники:

http://www.soborna.org/history/ru/001.html
http://pravoslavie.ru/117971.html
http://ukraina.ru/exclusive/20191205/1025935236.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: