Архимандрит Иларий (Шишковский). Священномученик Константин Голубев (1852–1918)

Архимандрит Иларий (Шишковский). Священномученик Константин Голубев (1852–1918)

Архимандрит Иларий (Шишковский)

Священномученик Константин Голубев (1852–1918)

Начало XX-го столетия ознаменовано страшным гонением на Церковь. Как в первые века христианства мученики проливали кровь за Господа, так и в наше время свидетели веры “даже до крове” прославляли Бога и отдавали жизнь за Истину.

Новомученики ХХ века

Один из первых исповедников-новомучеников Российских – Святейший Патриарх Тихон – призывал православную паству в трагическую эпоху мужественно принять испытание и разделить с ним чашу страданий: “Если нужно пострадать за дело Христово, — зовем вас, возлюбленные чада Церкви, на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”.

Бесчислен сонм мучеников Русской Церкви XX-го века — все они, уже знаемые и еще незнаемые, прославлены Богом. В этом многочисленном ряду свидетелей истины не последнее место занимает имя протоиерея Константина Голубева.

Родился Константин Алексеевич Голубев в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во Святом Крещении наречен именем благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября). Его отец умер, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после этого Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.

Миссионер по призванию

Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он, почувствовав в себе дар миссионерского служения, вступил в Саратовское братство в честь Креста Господнего и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправился в качестве миссионера в родное село Барановку.

Константин Алексеевич был уверен, что отход от Православия возможен только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Поэтому первым делом он основал церковно-приходскую школу. Молодому миссионеру помогал настоятель местного храма священник М. Васильев. Местные власти определили ему постоянное жалование за учительскую деятельность.

Круг миссионерской деятельности Константина постепенно расширился. По благословению святителя Тихона, его утвердили учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначили миссионером Братства Креста Господнего, руководителем миссионерских бесед и основателем противосектанской библиотеки в Вольском. Еще через три года святитель Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначил его противосектанским миссионером Саратовской епархии.

Их число и исчислить трудно

За время своего самоотверженного подвижнического миссионерского служения в епархии (с 1876 по 1895 годы) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в различные секты, а также утвердить в Православии более пятисот человек, хотя, по свидетельству современников, их число и “исчислить трудно”.

Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). В то время его обеспокоила активность сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде.

Именно сюда, в Богородск, 4 марта 1895 года Константин Голубев был определен Митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию — не в этом ли состояла высокая оценка заслуг Константина Алексеевича на миссионерском поприще? — к Богоявленскому собору с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов.

Награждения и назначения

12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного попечительного отделения о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных. Так он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник.

За обращение в Православие опступивших от него отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской церковно-приходской школы при фабрике Шибаевых, и с 1901 года состоял законоучителем при ней.

В 1897 году протоиерей Константин Голубев был избран членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.

“Какими будут женщины в стране, — считал он, — какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России”. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу.

В 1901 году он был избран членом Богородского комитета народной трезвости. Несмотря на загруженность, священнослужитель не оставлял миссионерскую деятельность. И кроме проповедей, в соборе организовал более десяти публичных бесед в городе и в селах Богородского уезда.

Семья отца Константина

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья его была большая, дружная, дети — а их было семеро — воспитывались в строгом православном духе. Две старшие дочери вышли замуж за священнослужителей; старший сын, протоиерей Константин Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Свято-Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 году); а младший, Леонид Константинович, по окончании Московской Духовной Академии был педагогом и директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову. Часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Пудовом монастыре, а в приезды императора Николая был участником торжественных молебствий в Кремле.

В 1913 году преставилась супруга отца Константина, матушка Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и кончины. Перед всенощной, в день памяти святителя Филарета Милостивого, батюшка прилег отдохнуть. Во сне ему явился святой Филарет и сказал: “Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна”. В тот же вечер Мария Никитична почила о Господе — 1 декабря (14 декабря).

Катастрофа 1917 года

Но вот над Россией разразилась страшная катастрофа 1917 года, а вместе с ней наступили небывалые за всю историю гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого, жившего своей патриархальной жизнью Богородска, и в первую очередь обрушились на исповедников святого Православия.

Арестовали отца Константина после богослужения в апреле-мае 1918 года (по другим сведениям в сентябре-октябре; точную дату ареста установить невозможно из-за отсутствия архивных документов). Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме. В то время в Богородске жила дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом — незамужняя дочь Анна.

Читать еще:  Выплевывать что то изо рта во сне. Сонник – Вытаскивал из ушей макриц что ли

Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему все же объявили, так как он передал из тюрьмы свой наперсный крест и служебник.

Священник не просил, чтобы его освободили. Он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священнослужителя за время его нахождения в тюрьме, избрали для исповедника мучительную казнь. Отец Константин понял это, когда она началась. Но и тогда он не просил, чтобы его отпустили. Но чтобы, уже решив убить, убивали скорее, без того мучительного изуверства, к которому прибегли палачи.

Дата кончины отца Константина неизвестна. В тот день была ненастная погода, дул сильный ветер. О подробностях гибели протоиерея Константина Голубева мы узнаем из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917–1918 годов В. П. Шеина. Впоследствии он стал архимандритом Сергием, а еще позже — новомучеником. Его расстреляли в 1922 году вместе со Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). Не явился ли для В. П. Шеина мученический подвиг многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову, в том числе и мученичество отца Константина Голубева, примером свидетельства за истину “даже до крове”?

И вот, в докладе будущего мученика мы читаем такие слова о смерти отца Константина: “При расстреле в Богородске, Московской епархии, протоиерея Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану; еще живого бросили в яму и стали засыпать землей. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла, чтобы отца не хоронили живым. Но ничего не помогало, и злодейство было доведено до конца — его засыпали живым.”

Отец Константин прослужил в Богородске двадцать три года. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли близко, слышали, как отец Константин вспоминал слова Спасителя: “Не ведают, что творят”.

Вот так расстреляли отца Константина на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым — по свидетельству очевидцев земля над погребенным еще некоторое время “дышала”. Впоследствии пришедшие на место расстрела протоиерея закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и концы рясы.

Свидетели расстрела священника также вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

По словам старшей дочери убиенного протоиерея, Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея. Он выстрелил в вошедшую и убил ее, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика. Но духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, приносили на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады и служили панихиды по убиенному протоиерею.

Причисление к лику святых

Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля — 20 ноября 1995 года были открыты нетленные мощи протоиерея Константина, а также останки двух других пострадавших с ним мучеников.

В 1996 году священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 года — прославлен в лике новомучеников Российских уже для общецерковного почитания. Память его совершается 2 октября (по новому стилю). Мощи священномученика Константина почивают в Богоявленском соборе г. Ногинска (Богородска) — храме, в котором он предстоял Престолу Божию более двадцати лет.

Православные верующие Богородска и паломники из других городов приходят поклониться честным останкам священномученика Константина и иже с ним убиенных. Они хранят в сердцах упование, что эти свидетели веры Христовой первых лет гонения на святую Церковь предстоят ныне Престолу Божию в сонме бесчисленных святых Его избранников — и молятся за нас.

© Официальный сервер УПЦ “Православие в Украине”

ГОЛУБЕВ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ

Родился в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Его отец умер, когда мальчику было всего девять лет.

В 24 года окончил Саратовскую духовную семинарию по первому разряду и вступил в Саратовское братство Святого Креста. Уроженец села, пораженного сектами и расколом, он в семинарии особое предпочтение оказывал изучению предметов, изъясняющих существо раскола и различных сект.

В 1874 году, по благословению епископа Тихона (Покровского), отправился миссионером Братства в родное село, где церковно-приходскую школу, в которой был и директором, и учителем по многим предметам и, в частности, по Закону Божию. За два года, благодаря миссионерским трудам Константина Алексеевича, из раскола к Православной Церкви присоединились 1500 человек.

В 1876 году представил написанные им пробные лекции и по рассмотрении их епископом Тихоном и был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначен, как миссионер Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и блюстителем противораскольнической библиотеки в городе Вольске.

Был деятельным участником бесед с раскольниками, проводившихся в Вольске, Саратове, а также на своей родине в селе Барановке. Некоторые статьи по важным для своих оппонентов вопросам, как, например, о клятвах Собора 1666 и 1667 годов, Константин Алексеевич опубликовал позже в “Саратовских епархиальных ведомостях“. Скоро беседы в Вольске приобрели известность и среди раскольников уезда, которые стали приезжать в город, чтобы присутствовать на них.

В 1879 году назначен на должность разъездного епархиального миссионера, и с этого времени его беседы в Вольске были переведены из епархиального училища в более поместительный Предтеченский собор. В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской епархии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Посещал с беседами также и Воронежскую епархию по приглашению местного архиерея.

Затем был приглашен митрополитом Сергием (Ляпидевским) на работу в Богородский уезд Московской епархии.

4 марта 1895 года был определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору города Богородска с правом первостояния между всеми священниками Богородского и Павло-Посадского уездов. Под его начало отошли шестнадцать приходов.

Читать еще:  Сонник мне подарили цветы. К чему снится что дарят цветы? Большой сонник Фебе

12 марта того же года был рукоположен во священника епископом Можайским Тихоном (Никаноровым).

В том же году вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных.

Весной 1896 года назначен председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.

В 1897 году был назначен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковно-приходской школы, при которой с 1901 года стал законоучителем. Тогда же был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. В 1900 году открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году был избран членом Богородского комитета народной трезвости. Участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. При этом. отец Константин не оставлял своих миссионерских бесед с раскольниками.

22 ноября 1903 года был возведен в сан протоиерея.

В 1913 году после двух с половиной лет тяжелой болезни скончалась его жена Мария.

В начале 1918 года был арестован в Богородске и без суда осужден на смертную казнь. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы детям свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть, и был к ней готов.

О предстоявшей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом многих православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли рядом с ним, слышали, как отец Константин вслух сказал: “Не ведают, что творят”.

Неглубокая могила была вырыта на опушке соснового бора под Богородском [1] на дне небольшого карьера, откуда когда-то бралась земля для различных технических нужд. Отцу Константину связали руки, и он просил освободить их, чтобы в смертный час осенить себя крестным знамением, но Белозеров отказал ему, сказав: “Довольно, поп, открестился”. Красноармейцы из отряда Богородской ЧК вначале отказывались стрелять, и руки у них дрожали. Затем, выстрелив отцу Константину в ноги и в плечо, палачи стали засыпать свяшенномученика живого землей. “Несчастный, – сообщал на Поместном Соборе 20 сентября 1918 года архимандрит Сергий (Шеин), – подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца – его засыпали живым”.

По преданию, после расстрела священник стал являться командиру отряда красноармейцев, выполнявших расстрел. Однажды, когда в комнату вошла с распущенными волосами его жена, он принял ее за убитого им священника, выстрелил в нее и убил. И затем застрелился сам.

20 ноября 1995 года были обретены мощи священномученика и перенесены в Тихвинский храм города.

При обретении были обнаружены останки еще двух человек, погребенных в той же могиле, которые в жизнеописаниях о. Константина часто именуются мучениками, пострадавшими вместе со священником. По этому преданию, один из них был солдатом, состоявшим в отряде красногвардейцев, родом из Богородска. Он отказался стрелять в священника и был за это убит. Другой была женщина, бесстрашно защищавшая о.Константина. Однако, по-видимому, это миф.

В жизнеописании священномученика Константина, составленном И. И. Ковалевой [2], приводятся следующие сведения. По сообщению газеты “Известия ВЦИК” от 24 сентября 1918 года, «Богородская уездная ЧК 20 сентября приговорила к смертной казни протоиерея города Богородска Голубева за контрреволюционную деятельность. Расстрелян также милиционер Сидоров, уличенный в краже советского имущества». В газетной заметке дата вынесения приговора отцу Константину – 20 сентября 1918 года – была указана неточно: к этому дню обстоятельства его мученической кончины уже были известны в Москве и сообщены членам Поместного Собора архимандритом Сергием (Шеиным). Осужденный Сидоров, по-видимому, был убит в ближайший к 24 сентября день и захоронен в восточном углу могилы, ископанной для отца Константина.

О втором неизвестном лице, также сброшенном в восточный угол могилы, поверх Сидорова, упоминается в книге А. Письменного «На Глуховке за 20 лет»: «После октябрьского переворота. Сумароков вместе с провокатором священником Константином были расстреляны в г[ороде] Богородске. Воля народа была выполнена Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией» [3]. Григорий Сильвестрович Сумароков был служащим Глуховской фабрики и активным членом морозовской старообрядческой общины. В начале 1917 года он уехал из Богородска и при советской власти, в октябре 1918 года, был арестован Богородской ЧК по обвинению в доносительстве на рабочих, участвовавших в революционном движении. 4 ноября уездная ЧК приговорила его к расстрелу; 14 ноября смертный приговор был санкционирован местным совдепом, а 12 декабря утвержден ВЧК. 26 декабря 1918 года Г. С. Сумароков был расстрелян. Из материалов его архивно-следственного дела стало известно, что в 1918 году ему было пятьдесят шесть лет и что многие годы он страдал туберкулезом и лечился от этой болезни. Судебно-медицинское исследование останков второго неизвестного лица, захороненного в могилу священномученика Константина Голубева, установило его усредненный возраст — около пятидесяти шести лет, а также тяжелое хроническое легочное заболевание, которым он страдал.

18 апреля 1996 года протоиерей Константин Голубев был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Награды

  • скуфья (1896)
  • камилавка, наперсный крест (1897)

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 50-74.
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe. 911
  • БД ПСТГУ “Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века”
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?HY. tk*
  • “Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева” / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / Редкол.: прот. В. Воробьев (гл. ред.) и др.)

[1] Ныне в городской черте города Ногинска (Богородска), опушка соснового бора за стадионом

[2] “Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева” / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил.

[3] Письменный А. На Глуховке за 20 лет. [М.] 1937. С. 16.

Читать еще:  К чему снится гармошка. Современный cовмещенный сонник

Священномученик Константин Алексеевич Голубев

Священномученик Константин Алексеевич Голубев, Богородский протоиерей родился в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика, и во святом Крещении был наречён именем благоверного князя Константина Ярославского, Чудотворца (память 19 сентября). Отец его отошёл ко Господу, когда мальчику исполнилось 9 лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

Когда Константину исполнилось 24 года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения. Он вступает в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправляется в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием старообрядцев. Константин Алексеевич был уверен, что отход от Церкви происходит только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Первым делом он основал церковно-приходскую школу. Помогал молодому миссионеру настоятель местного храма М. Васильев, поддерживало его и Вольское земство.

Круг его миссионерской деятельности постепенно расширялся — по благословению преосвященного Тихона он назначается в 1876 году учителем русско-славянского языка Вольского Духовного училища и миссионером братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем просветительской библиотеки в городе Вольский. Ещё через три года преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначает его противораскольничим и противосектантским миссионером Саратовской епархии.

Деятельность Саратовского епархиального миссионера обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). 4 марта 1895 года он определяет Константина Голубева в Богородск на протоиерейскую вакансию. 12 марта 1895 года епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и православных старообрядцев. В том же году отец Константин вошёл в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах Комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключённых — так, он совершил богослужение в тюремном храме, покуда туда не был определён постоянный священник. За свою деятельность по обращении из старообрядчества и сектантства отец Константин был награждён наперсным крестом. Весной 1896 года его назначают председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.

В 1897 году отец Константин Голубев избирается на три года членом попечительного совета Богородской женской протогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа. Какие будут женщины в стране, считал батюшка, какова будет их вера и религиозная просвещённость, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году его избрали членом Богородского Комитета народной трезвости. При этом он не оставлял миссионерской деятельности.

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья у него была большая, дружная, дети — а их было семеро — воспитывались в строго православном духе. Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкого храма в Наташине, а младший, Леонид Константинович, окончил М.Д.А. и позднее был педагогом и директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок священномученику протоиерею Иоанну Восторгову (память 23 августа), часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды Государя Императора Николая II был участником торжественных молебнов в Кремле. После совершённого государственными преступниками переворота 1917 года начались жестокие гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого Богородска. Хотя новая богоборческая власть ещё не вполне была установлена в Богородске, отца Константина довольно быстро арестовали. Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия приговорили к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян ему было объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный Крест и служебник.

О подробностях гибели протоиерея Константина мы узнаём из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917-1918 годов В. П. Шеина, впоследствии новомученика архимандрита Сергия (память 31 июля), расстрелянного в 1922 году вместе со священномучеником митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским, память 31 июля). Возможно, что мученический подвиг отца Константина и многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову явился примером для архимандрита Сергия свидетельства за истину «даже до крови». В докладе будущего мученика мы читаем такие слова о смерти отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану и ещё живого бросили в яму и стали засыпать землёй. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца. Его засыпали живым».

Свидетели расстрела священника вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров. По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привёл в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял её за расстрелянного священника и, выстрелив, убил её, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина на опушке соснового бора за городским стадионом г. Богородска почиталось благочестивыми жителями, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампаду, служили панихиды по убиенному протоиерею.

Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени. В конце 1995 года были открыты нетленные мощи отца Константина, а также останки убиенных с ним воина и мученицы.

Канонизован священномученик протоиерей Константин Голубев как местночтимый святой Московской епархии в 1996 году. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Источники:

http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Saints_10/St_Konstantin_Golubev.htm
http://drevo-info.ru/articles/18520.html
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4841.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: