Можно ли священникам жениться второй раз. О повторных браках и венчании

Можно ли священникам жениться второй раз. О повторных браках и венчании

Является ли грехом вступление в повторный брак?

Ясно, что отношение Церкви ко второму браку определяется словами Господа: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Добавим, что поскольку муж и жена становятся одною плотью (Мф. 19, 5), то эти слова имеют и обратную силу —девушка или женщина, выходящая замуж за разведенного, подлежит тому же определению Господа, что и мужчина, который на ней женится [1] . Свт. Григорий Нисский пишет об этом: «Человеку дана от Бога одна помощница, и над женою поставлена одна глава. Итак, если кто стяжал себе, по выражению божественного Павла, свой собственный сосуд (1 Фес. 4:4), тому закон естественный предоставляет его праведное употребление. Но если кто обратится не к собственному, такой, без сомнения, похитит чужое. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное… Итак, все незаконное есть уже противозаконное, и берущий несобственное очевидно берет чужое»[2].

Иначе обстоит дело в случаях, если человек овдовел. Вступление в повторный брак после смерти жены или мужа нигде в Евангелии не названо прелюбодеянием. Так апостол Павел пишет в послании к Римлянам: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (Рим. 7, 2–3). Впрочем, церковная традиция ставит «честное вдовство» выше счастья вдовцов в повторном браке, и потому запрещает жениться вновь овдовевшим священнослужителям под страхом извержения из сана.

Но вернемся к браку после развода. С самых давних времен Церковь по снисхождению к человеческой немощи допускала повторные браки. В то же время правила обязывали священника отклонить приглашение на повторную свадьбу: «Пресвитеру [священнику] на браке двоеженца не пиршествовать. Ибо двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который через участие в пиршестве одобрял бы подобные браки?» [3] Второбрачные подлежали отлучению от Причастия на год и более. В наше время эта мера не практикуется, зато сохранился и используется чин венчания для второбрачных, включающий в себя ряд покаянных молитв.

При вступлении в третий брак срок епитимии увеличивался. «О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности [греха], — пишет свт. Василий Великий. — Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года (нужно помнить, что сроки отлучения от Причастия в современной церковной практике сократились во много раз! Авт.), и называют такой союз уже не браком, но многоженством, или, скорее, наказанным блудом. Посему и Господь самарянке, переменившей пять мужей, говорит: тот, которого ныне имеешь, тебе не муж (Ин 4. 18), показывая этим, что переступившие предел второбрачия уже недостойны называться именем мужа или жены. Мы же не от правила, но от последования предшественникам, приняли обычай, троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем, не должно совсем заграждать для них вход в Церковь, но удостаивать их слушания Писаний два или три года, а после этого допускать до стояния [в храме], но удерживать от приобщения святыни, и только после этого, показывающих некий плод покаяния, восстанавливать на место общения [допускать до Причастия]» [4] .

В другом месте свт. Василий отзывается о третьем браке еще более строго: «На троебрачие нет закона: поэтому третий брак не составляется по закону. На подобные дела смотрим, как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению их не подвергаем, как лучшие, чем распутное любодеяние» [5] . Четвертый и последующие браки свт. Василий называет многобрачием, говоря, что о нем «Отцы умолчали, как о деле скотском и совершенно чуждом роду человеческому», и что ему «этот грех представляется тягчайшим блуда» [6] .

Итак, Церковь по снисхождению к нашей немощи допускает повторный брак и даже венчает его. Многие нашли семейное счастье именно во втором браке. Впрочем, по статистике вторые браки распадаются чаще, чем первые, и спасение души явно важнее, чем счастье. Но если вы по тем или иным причинам остались в одиночестве и рядом появляется человек, с которым вы хотите связать свою жизнь в новом браке, то вы можете это сделать… Ясно осознавая, что Господь в Евангелии этот путь не называет лучшим и благословляет его через повторное венчание затем, чтобы сохранить нас от худшего, то есть от внебрачного сожительства. Четвертый же брак, согласно Правилам и Святым Отцам, не лучше блуда и потому совсем не благословляется Церковью.

Мы не принимаем развода для священника, потому что священник призван быть примером, образом для своих пасомых, но мы с милосердием, с любовью и с глубокой болью допускаем развод среди мирян. Но это не норма, это не одна из возможностей, стоящая перед людьми, когда они решают венчаться, — это катастрофа. Поэтому Церковь в древности после развода в течение долгого времени, порой до семи лет, не допускала до брака разведшихся, считая их незрелыми для того, чтобы вступить в новый брак. Они должны были пройти целую школу духовного воспитания — не образования, а именно воспитания, взращивания, чтобы можно было войти в брак совершенно по-иному, зрелыми людьми.

Читать еще:  Кто такой пророк исайя читать. Йешаяhу (Исаия), библейская книга

Елицы

19 января — праздник Крещения Господня (Богоявление). Заказав записки за ваших родных и близких на Крещенскую Литургия на Святой земле в Храме Рождества Христова в Вифлееме, вы бесплатно получите на почту Именные Сертификаты, которыми сможете поздравить их с праздником Крещения Господня.

Допустимо ли священникам вступать во второй брак?

Священникам Константинопольского Патриархата разрешили вступать во второй брак. У нас, в Русской Церкви, тема эта обсуждалась до революции, но Поместный Собор 1917-1918 гг. такую возможность безусловно отвергал.

А как Вы считаете, может ли священник жениться второй раз и при этом оставаться в служении?
В данный момент каноны Церкви запрещают священнику второй брак. В случае ухода от него матушки, или её смерти, он не имеет право жениться вторично, и тогда продолжить служение. Священник может, либо оставаться безбрачным, либо принять монашество. Если он женится второй раз, то должен будет оставить священство.
С одной стороны, есть строгое каноническое правило. С другой, возможно, тут нужно пользоваться принципом икономии — вдруг человек в молодости ошибся в выборе матушки (например), и она не выдержала тягот священнической жизни и ушла. А он хочет служить и при этом жениться. Можно ли допускать подобное? Как Вы считаете?

#священство #брак #Таинство #икономия #Православие

  • 2011
  • |
  • 4
  • |
  • 17
  • |
  • 3

Думаю, священники имеют право жениться вторично. Знаю случай, когда у замечательного священника матушка была вздорной и жадной, страдала гордыней. Требовала с него много денег и хотела переехать в город. Она даже бросала его, надолго уезжая куда-то. Возможно, блудила. Священник был натурой интелл.

Думаю, священники имеют право жениться вторично. Знаю случай, когда у замечательного священника матушка была вздорной и жадной, страдала гордыней. Требовала с него много денег и хотела переехать в город. Она даже бросала его, надолго уезжая куда-то. Возможно, блудила. Священник был натурой интеллигентной и чувствительной, он начал с горя пить. В селе его не осуждали и жалели, потому что знали как доброго тихого человека. В итоге его убили собутыльники — местные мужики. А ведь мог бы бросить свою дурную матушку и найти новую жену.

» Думаю, священники имеют право жениться вторично. Знаю случай, когда у замечательного священника матушка была вздорной и жадной, страдала гордыней. Требовала с него много денег и хотела переехать в город. Она даже бросала его, надолго уезжая куда-то. Возможно, блудила. Священник был натурой инте.

«Думаю, священники имеют право жениться вторично. Знаю случай, когда у замечательного священника матушка была вздорной и жадной, страдала гордыней. Требовала с него много денег и хотела переехать в город. Она даже бросала его, надолго уезжая куда-то. Возможно, блудила. Священник был натурой интеллигентной и чувствительной, он начал с горя пить. В селе его не осуждали и жалели, потому что знали как доброго тихого человека. В итоге его убили собутыльники — местные мужики. А ведь мог бы бросить свою дурную матушку и найти новую жену.»

Marina, какая грустная история.

Marina, какая грустная история.

«Что касается решения Константинополя по в второбрачию священников, тот тут с вдовыми доводы относительно понятны — Писание прямо разрешает вдовым вступать в брак, тут обиды и несправедливости нет никому. А вот если жена сбежала — тут мутно выходит. Может, она сбежала с олигархом в Куршавель, а б.

«Что касается решения Константинополя по в второбрачию священников, тот тут с вдовыми доводы относительно понятны — Писание прямо разрешает вдовым вступать в брак, тут обиды и несправедливости нет никому. А вот если жена сбежала — тут мутно выходит. Может, она сбежала с олигархом в Куршавель, а бедный священник виноват в том только, что он не олигарх. Ну и в неосторожном пригревании змеи. А может это он ее довел и вынудил убежать. Тут дозволение второбрачия ставит под удар женщину — типа надоела жена, так просто вынуди ее бежать и женись на влюбленной прихожанке без проблем.
То есть запретительный подход тут ставит под удар добросовестного мужа, от которого змея убежала в Куршавель, а позволительный — невинную жену.
При этом при запретельном подходе можно разобраться и сИкономить — мол, да, змея, полностью ее вина, ты свободен — а при позволительном что-то сделать гораздо проблематичнее.
Плюс тот фактор, что матушка не вращается обычно в среде романтически настроенных олигархов, а у батюшки напротив, постоянное общение с прихожанками, которые могут путать братскую любовь с романтической, и опасность для семьи тут несомненно выше. Поэтому возведение второбрачия в правило ударит по матушкам прежде всего. » (с) умные люди в фейсбуке

О повторных браках и венчании

Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

Читать еще:  Мясопустная родительская суббота, особое поминовение усопших перед великим постом. Традиции и обычаи Масленицы

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

Читать еще:  Как приворожить мужчину без последствия в домашних условиях. Как эффективно приворожить парня в домашних условиях

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Источники:

http://azbyka.ru/znakomstva/blogs/0/66348
http://elitsy.ru/communities/29846/1735367/
http://pravoslavie.ru/66120.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×