Старообрядческая литература. Восстановление старообрядческой иерархии

Содержание

Валерий Волков: «Без книги было невозможно отстаивать старую веру»

От редакции: 17 ноября 2017 года в рамках выставки-форума «Северный ковчег» состоялась лекция Валерия Владимировича Волкова на тему «Старообрядческая книжность: Истоки и традиции». Валерий Волков — заведующий Библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, сотрудник музейно-архивного библиотечного отдела, прихожанин Покровского храма в г. Ржеве (РПсЦ).

— Церковный раскол начался с правки богослужебных книг, с выхода в 1653 году книги Псалтырь, где были опущены статьи о двуперстии и о поклонах, — подчеркнул в своей лекции В.В. Волков. — Сутью реформ было стремление построить Третий Рим не в духовном смысле, как это понималось раньше, а в материальном, политическом плане. Старообрядцы — это миряне и духовенство, не принявшие церковные реформы, начавшиеся при патриархе Никоне и сохранившие дониконовские богослужебные чины и церковные традиции.

В основе сохраняемой староверами дониконовской традиции лежала книга. Поэтому именно старообрядцами было сохранено большинство тех старопечатных и рукописных древнерусских книг, которые сейчас находятся в фондах государственных библиотек и музеев России.

Например, игумен Троице-Сергиевой лавры Дионисий, один из вдохновителей борьбы против поляков в Смутное время, пожертвовал в Успенский монастырь города Старицы книгу с дарственной надписью. После принудительного перехода монастыря на новопечатные книги пожертвованную Дионисием книгу продали, она оказалась у старообрядцев и в настоящее время находится среди экспонатов выставки старинных книг старообрядческого храма города Ржева. Старообрядческая книжность продолжала традиции древнерусской книжности. Без книги было невозможно отстаивать старую веру, поэтому собирали и бережно хранили не только старинные богослужебные книги, но и вероучительные.

Сохранение книжности было бы невозможно без создания книгохранилищ в духовных центрах старообрядчества — на Выге, Керженце, Ветке, Рогожском и Преображенском кладбищах.

Растрепавшиеся книги заново переплетали, сохраняя традицию изготовления кожаных переплётов с тиснением. Так как староверы долгое время не имели доступа к типографиям, необходимость тиражирования книг рукописным способом привела к сохранению искусства каллиграфии и книжной миниатюры. Первые опыты старообрядческого книгопечатания имели место в Стародубье и Ветке, где были организованы подпольные типографии для издания богослужебных книг по дониконовским образцам. Впоследствии книги заказывались в униатских книгопечатнях Польши, имевших славянские шрифты.

Для издания полемических сочинений в 60-х годах XX века старообрядцы освоили технологию гектографирования, позволявшую быстро выпускать книжки тиражом до сотни экземпляров. Кроме издания дониконовских книг, появилось немало сочинений, созданных в старообрядческой среде. Эта старообрядческая литература приняла эстафету от письменности Древней Руси, продолжила её традиции и жанровые формы, но при этом она имела свои особенности. Она была бесцензурной, имела возможность для творческой свободы, но из-за этого была гонимой, её создатели нередко подвергались уголовным преследованиям.

В старообрядческой литературе так же, как и в древнерусской, отсутствовал художественный вымысел, она всегда писала о действительных событиях. «Списатели» старообрядческой литературы были «начетчиками», хорошо ориентировались в Священном Писании и святоотеческой литературе. Старообрядческая письменность не была мертвой и застывшей, содержала в себе отклик на события современности, имела богатство стилей, литературных школ, жанровое многообразие. Старообрядческая литература была адресной, создававший её книжник четко представлял своего читателя. Эта литература была тесно связана с историей России, и поэтому её развитие и становление можно разделить на несколько этапов.

Первый период, с 1663 по 1683 годы (от начала никоновских реформ до казней видных деятелей старообрядчества и подавления восстания стрельцов «Хованщины»).

В это время заложены основы старообрядческой литературы. Первоначально она была представлена челобитными на имя, в которых защищалась старая вера, и перепиской между церковными деятелями. Авторы этого периода — протопоп Аввакум, священники Иван Неронов и Никита Добрынин, дьякон Феодор, инок Игнатий Соловецкий и другие соловецкие иноки, Герасим Фирсов. Со временем происходит переход от частных посланий и челобитных к литературно-публицистическим и богословско-учительским сочинениям. Примером этого являются сочинения протопопа Аввакума и его духовного отца инока Епифания. Появляется «Житие протопопа Аввакума», совмещающее черты традиционной книжности и новой литературы.

Период конца XVII — середины XVIII века.

После разгрома Соловецкого монастыря, казни протопопа Аввакума и его соузников, гонений в правление царевны Софьи начинается уход старообрядцев на окраины России. Происходит разделение старообрядцев на поповцев и беспоповцев. Появляются основные центры старообрядчества, такие как Керженец, Ветка, Выг, которые становятся центрами книжности и иконописания.

Беспоповцы Поморья создают Выговское общежительство — монастырскую республику, в которой действовали многочисленные иконописные мастерские, сложился особый стиль иконописи, медного литья, церковного пения. В книжных мастерских-скрипториях переписывались книги, их украшал великолепный орнамент и миниатюры. В монастырях Выга были созданы имеющие значение для всего старообрядчества сочинения: «Поморские ответы», «История об отцах и страдальцах Соловецких», «Виноград российский». В духовном центре поповцев, скитах Керженца, были созданы первые сочинения, темой которых стали внутристарообрядческие споры о том, сохранилось ли священство, о последнем времени.

Читать еще:  Рипсиме имя. Рипсимия (женское имя)

Сочинение инока Ефросина «Отразительное писание о новоизобретённом пути самоубийственных смертей» было направленно против самосожжений. Дьяконом Александром были составлены «Дьяконовы ответы», в которых отстаивалась дониконовская церковная традиция и необходимость священства. За это сочинение дьякон Александр был зверски казнен.

В этот период сложилось то ядро внутристарообрядческой полемики, которая продолжалась впоследствии. В центре её были вопросы эсхатологии, споры о духовном или чувственном антихристе.

Период середины XVIII — первой трети XIX веков.

В старообрядческой книжности относительное затишье, но создаются оригинальные сочинения.

Продолжается полемика между поповцами и беспоповцами о возможности сохранения священства. Созданы два сочинения с одинаковым названием «История о бегствующем священстве». Одно из них, игумена Ионы Керженского, отстаивает поповскую традицию, другое, Ивана Алексеева, — беспоповскую. Поморский автор Иван Тимофеев создаёт сочинение «Щит веры», направленное против новообрядчества и старообрядцев, приемлющих священство.

Иконописец из Твери, поповец Иван Пешехонов, пишет «Ответы Пешехонова», в которых отстаивает необходимость трехчинной иерархии.

В это время у части поповцев появилась идея просить архиерея у господствующей церкви для восстановления у старообрядцев трехчинной иерархии. Эти мысли изложены в сочинении «Статии» инока Никодима. Впоследствии из этого движения возникло единоверие — часть господствующей церкви, совершающей богослужение по старым обрядам.

Период 40-60-х годов XIX века.

В 1846 году произошло историческое событие — восстановление у старообрядцев-поповцев полноты трехчинной иерархии после присоединения митрополита Амвросия. За пределами России, в селе Белая Криница, на территории Австро-Венгрии, была создана архиерейская кафедра. Старообрядческим писателем иноком Павлом Белокриницким для австрийских властей был написан «Белокриницкий устав» с кратким изложением вероучения старообрядцев-поповцев. Гектографическим способом в середине XIX века была издана «История древлеправославной Церкви». В этот период у поповцев появилось несколько выдающихся духовных писателей.

Семен Семенович, крестьянин-самоучка, живший на Рогожском, автор ряда глубоких апологетических сочинений и видный начетчик-полемист, участник публичных диспутов с миссионерами господствующей церкви. Илларион Кабанов, писавший под псевдонимом Ксенос, автор знаменитого «Окружного послания». Основная его идея: Церковь, приемлющая белокриницкую иерархию, есть Церковь православная. Споры вокруг «Окружного послания» и полемические сочинения о нём продолжались до начала XX века.

Крупнейшим старообрядческим духовным писателем второй половины XIX века был епископ Арсений Уральский (Онисим Швецов). Он был воспитан на традиционной древнерусской книжности, но владел и широко использовал новейшую богословскую и церковно-историческую литературу. Язык сочинений Арсения Уральского архаический, но очень живой и выразительный. Ему принадлежат сочинения «Истинность старообрядствующей иерархии», «Оправдание старообрядствующей Церкви», «Показание всеобдержности двоеперстного сложения».

В последней четверти XIX века создавалась старообрядческая апологетика, темами которой было взаимоотношение с господствующей церковью, беспоповцами, обществом. Складывается кружок начетчиков — учеников Арсения Уральского. Среди них можно назвать Федора Ефимовича Мельникова и Ивана Григорьевича Усова (впоследствии митрополита Иннокентия). Начетчики — особый слой деятелей духовной культуры. Они обладали глубокими знаниями, полученными путем самообразования, так как возможности получить высшее образование для старообрядцев в то время не было. Иван Усов написал «Разбор ответов на 105 вопросов», «Церковь Христова временно без епископа», а Климент Перетрухин — сочинение «Меч духовный». Это классика старообрядческой литературы, востребованная и сегодня.

Также в защиту веры писали архиепископ Иоанн (Картушин) и его брат, впоследствии также архиепископ Мелетий (Картушин). В это же время началось издание старообрядческой литературы в подпольных и зарубежных типографиях, широкое распространение получили гектографические издания.

Период с 1905 по 1918 год.

Так называемый «золотой век старообрядчества».

В 1905 году произошло крупнейшее событие — указ императора Николая II о даровании веротерпимости. Старообрядчество получило возможность создать легальное книгопечатание, издавать газеты и журналы. Большую известность приобретает старообрядческий журнал «Церковь», издававшийся с 1908 по 1917 годы. Его авторами были видные деятели старообрядчества: епископ Михаил (Семенов), Ф.Е. Мельников, И.А. Кирилов, Д.С. Варакин, А.С. Рыбаков.

Проходят открытые диспуты, например, в Политехническом музее в Москве.

Советский период, с 1918 по 1988 год.

В конце 1917 года все изменилось, начался новый виток гонений, книгоиздание на многие десятилетия прекратилось.

Только после Великой Отечественной войны власти разрешили издавать ежегодный старообрядческий календарь. В нем были исторические заметки, материалы о жизни общин.

Период с 1988 года и по наше время.

После «перестройки» в начале 90-х годов XX века издательская деятельность у старообрядцев возобновилась. Началось переиздание классических сочинений старообрядческих авторов, эта работа продолжается до сих пор.

При Митрополии РПсЦ действует библиотека и информационно-издательский отдел, возглавляемый о. Алексеем Лопатиным. Появились современные старообрядческие писатели и исследователи, среди которых можно назвать автора-популяризатора Дмитрия Урушева, специалиста по святоотеческой литературе А.В. Муравьева и специалиста по старообрядческой литературе В. Боченкова.

После лекции Валерий Волков пригласил слушателей на выставку художника Дмитрия Гусева, где среди картин были витрины со старообрядческими книгами, иконами и богослужебными предметами. Там он продемонстрировал некоторые старообрядческие книги, рассказал об их особенностях и показал их слушателям, а также ответил на многочисленные вопросы слушателей об истории и культуре старообрядчества.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Старообрядческая литература

На протяжении веков она оставалась гонимой литературой. С одной стороны, это означает, что авторы не были связаны государственной цензурой и, стало быть, обладали высокой степенью творческой свободы, а с другой – то, что им приходилось платить весьма высокую цену за возможность писать, следуя голосу своей совести.
Характерно, что большинство старообрядческих авторов первой поры были казнены.
И даже ещё в XX веке многие старообрядческие писатели и журналисты подвергались уголовному преследованию.

Читать еще:  Если во сне болит зуб. Сонник: к чему видеть во сне больные зубы

Е.М. Юхименко. «Выговская старообрядческая пустынь». Москва. 2002 год.

Старообрядческий писатель Андрей Денисов. Хромолитография. Начало XX века.

Второй заметной особенностью старообрядческой письменности является почти полное отсутствие в ней художественного вымысла. События, о которых писали старообрядцы, лица, изображенные в повествованиях, – всё это имело место в действительности или, по крайней мере, мыслилось таковым.
Эта черта пришла в старообрядческую литературу из литературы древнерусской вместе с некоторыми другими особенностями. Например, в писаниях старообрядцев не часто можно встретить сочинения на какую-нибудь отвлеченную тему; гораздо чаще мы видим, что взяться за перо автора понуждает непосредственная «злоба дня», хотя по прошествии многого времени это может оказаться не всегда сразу заметно.

Но главной особенностью старообрядческой литературы является её православный традиционализм. Так же как и его древнерусский предшественник, автор-старообрядец ощущает за своей спиной могучий авторитет православной культуры, святых отцов, оставивших потомкам свои творения как несокрушимый и незыблемый щит веры.

Развитие литературы русского старообрядчества тесно связано с событиями истории и в соответствии с этим может быть разделено на несколько важных этапов.

От начала Никоновых новин до казни виднейших деятелей первоначальной истории старообрядчества и подавления стрелецкого восстания под предводительством князя Хованского.

В это время были заложены основы старообрядческой письменности. На первом месте, разумеется, находятся многочисленные челобитные, в которых царя Алексея Михайловича, а затем и его сына Федора Алексеевича извещали об отступлении Никона от древних православных обычаев, пытались открыть им глаза и молили «вернуть прежнее благочестие». Наибольшую известность и распространение получили челобитные протопопов Аввакума, Ивана Неронова, Никиты Добрынина, инока Авраамия, иерея Лазаря, диакона Федора, иноков Епифания и Игнатия Соловецкого, Саввы Романова. Причем многие из названных были авторами нескольких посланий. Несколько челобитных царю было направлено иноками Соловецкого монастыря, самой известной из которых является пятая по счету.
Уже в этих первых произведениях с достаточной полнотой были собраны и проанализированы результаты реформы патриарха Никона, аргументированно изложена идеология защиты старой веры. Здесь же содержатся ценные свидетельства современников о том, какими методами осуществлялась церковная реформа.

«Поморские ответы». Москва. Типография Московского Преображенского Богаделенного дома. 1912 год.

«Поморские ответы». Москва. Типография Московского Преображенского Богаделенного дома. 1912 год.

«Книга». Прп. Спиридон Потемкин. Гектограф. Начало XX века.

Создание на окраинах России духовных центров старой веры. Разделение в старообрядчестве и возникновение полемической литературы поповцев и беспоповцев.

Здесь не только переписывались книги характерным поморским стилем, не только делались переводы с французского и латыни, но и составлялись оригинальные произведения – разного рода слова и духовные поучения, агиографические и исторические сочинения. Наибольшую известность выговцам принесло составление знаменитых Поморских ответовисторико-богословского сочинения в защиту старой веры, написанного по требованию Синода. Кроме Поморских ответов на берегах Выга были созданы еще два известных старообрядческих историко-агиографических произведения – «История об отцах и страдальцах Соловецких» и «Виноград российский».

Литературная активность Ветковского духовного центра возникла в связи с начавшейся полемикой между ветковцами и дьяконовцами, но была вскоре прекращена из-за разорения ветковских скитов и посадов в 1735 году.

В целом к особенностями второго периода истории старообрядческой литературы можно отнести оживленную полемику представителей различных согласий как с миссионерами господствующего исповедания, так и между собой. Кроме того, в старообрядческой письменности того времени виден большой интерес к эсхатологической тематике. Вопрос об Антихристе и о конце света, поднятый ещё Спиридоном Потемкиным), надолго занял одно из главных мест в старообрядческой литературе.

Период относительной терпимости правительства по отношению к старообрядчеству. Углубление богословских и идеологических споров об антихристовом царстве, об истинном священстве, о браке.

В 1789 – 1791 гг. неким поморцем, последователем выговецких учителей (возможно, Тимофеем Андреевым), был составлен труд под названием «Щит веры», сочинение, направленное как против новообрядцев, так и против старообрядцев, сохраняющих священство. Его содержание составляют ответы беспоповцев на 382 вопроса поповцев, живших на Ветке. По мнению сторонних исследователей, после “Поморских ответов” это лучшее из беспоповских сочинений.

Сочинения епископа Михаила (Семенова). «Детям христианам». Москва. 1914 г.

Симеон Денисов. «История об отцех и страдальцех соловецких». Старообрядческая книгопечатня, 1916 год.

Н.В. Понырко. «Три жития – три жизни». Спб., 2010 год.

Восстановление старообрядческой иерархии. Творчество инока Павла Белокриницкого, Иллариона Кабанова и Арсения Уральскою.

Время массовой старообрядческой литературы. Появление множества новых авторских имен. Активное развитие начетнического движения. Начало старообрядческой периодики.

«Золотой век» старообрядчества, который длился очень недолго, но оставил большое количество памятников книжности, созданных в разных регионах. Расцвет старообрядческой периодики.

Период наибольшей свободы за всю историю старообрядчества показал, что творческие силы в нем за время гонений не угасли. В это время старообрядческие авторы получили возможность легально публиковать свои произведения в книгах и периодических изданиях.

Целая плеяда выдающихся имен появилась в различных старообрядческих согласиях, но среди всех старообрядческих писателей того времени можно выделить двух. Это епископ Михаил (Семенов) и Федор Мельников. Епископ Михаил, по сравнению с другими старообрядческими авторами, в своем творчестве намного чаще обращался к темам Евангелия, темам нравственно-духовного воскрешения человека. И в этом смысле его в наибольшей степени можно назвать именно духовным писателем. Недаром его называли апостолом XX века. Федор Мельников имел универсальный талант катехизатора, апологета, публициста, церковного историка. Он работал во многих жанрах, обладал высочайшей работоспособностью, часто публиковал в одном номере журнала несколько работ под разными псевдонимами, и оставил после себя обширное наследие, значение которого трудно переоценить.

Многие старообрядческие писатели не только защищали старую веру своими литературными произведениями, но и активно выступали на публичных беседах, давая отпор миссионерам господствующей церкви.
Произведения большинства авторов, творивших в этот период, до сих пор сохраняют актуальность и часто переиздаются.

Наиболее тяжкие и катастрофические по последствиям гонения на религию и почти полное прекращение книжной деятельности старообрядцев в СССР.

С начала перестройки до наших дней. Очень медленное восстановление разрушенных традиций.

Конечно, приведенная периодизация не претендует на всеохватность. Нельзя забывать, что многие авторы писали втайне, и многие сочинения не дошли до нашего времени. Большую работу по выявлению, сохранению и изучению памятников проделали многие отечественные ученыеВ. И. Малышев, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. Н. Покровский, Н. В. Понырко, Е. М. Юхименко, Н. Ю. Бубнов, Н. С. Демкова и др.
Однако комплексное изучение старообрядческой литературы как неотъемлемой части русской духовности ещё только предстоит осуществить в будущем.

Читать еще:  Имя груша. Груша (женское имя)

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта – иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор – кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации – Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор – Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005

Отпечатано в филиале ОАО “ТОТ” Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон – (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

История старообрядческой литературы на примере книги XIX в.

Сегодня в нашей статье поговорим о старообрядческой литературе XIX века. А так же разберем интересный феномен: “Почему книги, которые подвергались гонениям, к нашему времени сохранились лучше, чем свободная церковная # литература ?”

“Да! Много букв, много фото, Вы скорее всего не дочитаете, но, как сократить такую интересную историю? Рекомендуем все же найти 3-4 минуты и осилить весь текст, поверьте он интересный!” от автора.

Начнем с небольшой истории семьи, которая принесла к нам в мастерскую эту замечательную книгу на реставрацию. Светлана с сыном с трепетом отдавали эту книгу в работу, саму книгу они нашли в 90-х у своих дальних родственников в одном из шкафов. Книга была в ужасном состоянии, вся сырая, на переплете уже пошла плесень, она была никому не нужна и скорее всего судьба бы ее была печальна.

Забрав этот # фолиант они они, как смогли в то время почистили ее, высушили и хранили до сегодняшнего дня. Однажды, наткнувшись на нашу страницу в Instagram , решили принести ее к нам на реставрацию. Как и всегда, в ходе проведения работ мы не могли не изучить саму книгу и вот, что нам удалось найти!

“Николино житие” 1887 года – Старообрядческая (единоверческая) перепечатка с 1643 года.

Со времен реформ Никона в середине XVII века на Руси образовалось подпольное вероучение, получившее общее название – # старообрядцы. Это люди, не принявшие реформы и решившие следовать старым канонам. # История старообрядцев развивалась волнообразно, в одно время гонения утихали, потом вновь возобновлялись с новой силой. Однако, издательское дело оставалось под запретом вплоть до начала XIX века (до принятия закона о свободе вероисповедания).

Но ни какие запреты не смогли остановить распространение старообрядческой литературы. Книги печатали в подпольных типографиях которые размещались в скитах, лесах, подполье и прочих скрытных местах. Часть литературы печаталась заграницей куда сбежало часть духовенства и образовало свои приходы.

Отличительной особенностью таких книг является то, что в них редко присутствовали выходные данные, где были бы указаны год издания и типография. Причина этому лежит на поверхности, по таки данным типографию можно было легко найти и идентифицировать, а этого никто не хотел! Из-за этого на сегодня бывает достаточно сложно идентифицировать эти книги точно. Многие люди увлеченные кириллической литературы потратили годы на сбор информации о книгах и на сегодня многие из них можно идентифицировать. Так, мы смогли найти информацию, что эта книга была издана в 80-х годах XIX века.

Еще одной особенностью являются ложные выходные данные. К примеру на фото выше вы можете видеть дату когда была напечатана эта книга – 7151 год. Это указан год от сотворения мира, так времяисчисление вели старообрядцы. Если смотреть эту дату от рождества Христова, то это – 1643 год. Переиздавая свои книги старообрядцы трепетно относились к написанным текстам до реформ и старались ничего не менять в книгах, именно поэтому в них сохранились так называемые ложные выходные данные, по сути это дата выхода первоисточника.

Интересный момент заключается в том, что поскольку книги запрещенного вероисповедания прятали от посторонних глаз и хранили как самое дорогое. Да и просто пойти в магазин и купить их было нельзя. Именно благодаря этому такие книги в большинстве случаев дошли до нас в очень хорошем состоянии! А книги легальной религии были в свободном обороте и это привело к тому, что они доходят до нас зачастую в более печальном состоянии. Вот такой вот казус истории!

Книга пришла к нам с поврежденным # переплетом, пересохшей кожей и утерянными замками. Блок книги был в отличном состоянии, но требовал перешивки. Мы провели целый комплекс работ по реставрации.

Обработали кожу, деревянные сторонки переплета сохранили, да их повело но в этой кривизне история смой книги! Восстановили утраты по коже, местами кожа так пересохла, что просто распадалась в пыль, но мы постарались сохранить максимум. Восстановили замки на переплете. Блок отпрессовали, перешили, сплели для книги каптал. Последним этапом собрали книгу! Жить ей долгие лета!

Спасибо большое, что прочитали эту статью. В нашей ленте Вы найдете много интересного и познавательного. Мы будем рады видеть Вас в числе подписчиков, с удовольствием прочитаем Ваши комментарии и будем признательны если Вы поделитесь нашей статьей с друзьями!

А если Вашим книгам нужна помощь, то мы приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Источники:

http://ruvera.ru/articles/volkov_lekciya
http://nsportal.ru/groups/2016/05/12/staroobryadcheskaya-literatura
http://zen.yandex.ru/media/id/5bff92f46cbc8514b12943e3/5d9d65d76d29c100ade3c478

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: