Стандартные размеры икон. Названия икон с фото

Стандартные размеры икон. Названия икон с фото

  • Главная /
  • Статьи /
  • О видах икон

О видах икон

Иконы занимали большое место в жизни наших предков. Иконы были не только частью храмового убранства, но и обязательной принадлежностью каждого жилого дома, от княжеских палат до крестьянской избы. Иных настенных украшений вплоть до конца 17 века старинное русское благочестие не допускало. По числу икон и по качеству их живописного исполнения судили о степени достатка хозяина дома. Иконы ставили в несколько рядов в переднем углу покоя. В убранстве дома этот угол играл первостепенную роль, недаром его называли «красный кут» – красивый угол.

Богатые хозяева украшали иконы золотыми и серебряными окладами и драгоценными камнями. Обладатели высокохудожественных по исполнению икон чрезвычайно ими дорожили. Их упоминали в духовных грамотах (завещаниях), их дарили в дни ангела особо почитаемым лицам, дарили в монастыри как вклад по близким. И в наше время иконы занимают важное место в жизни православного сообщества. Без нее невозможно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина. Далее подробнее рассмотрим виды современных икон которые можно купить или заказать в иконных лавках и мастерских.

Существуют несколько подходов к классификаций видов икон.

По композиции сюжета – оплечная, поясная, ростовая, сюжетная.

По способу изготовления – печатная икона, рукописная икона, резная икона.

Рукописные иконы в свою очередь делятся по стилю художественного исполнения – иконы в византийском/древнерусском стиле, иконы в стиле московской/палехской/ярославской школ 17-19 веков, в греческом стиле, в академическом стиле.

По местонахождению – храмовые иконы и домовые иконы. В группу домовых относят иконы принадлежащие частным лицам и находящиеся в их домах и квартирах. Домовые иконы принято в свою очередь делить на именные, семейные, венчальные, мерные.

Именная икона – пишется для конкретного человека или семьи. На иконе изображается святой, именем которого человек называется при крещении, или же святой, который особенно почитается в данной семье. Как правило святой на иконе изображается по грудь или по пояс.

Семейная икона изображает тезоименитых святых членов семьи. Если икона пишется для молодоженов, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены.

На иконе может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, в том числе и ушедших из жизни. Наверху иконы может быть написан образ Спасителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Так же на такой иконе может быть Ангел-Хранитель семейного рода, он изображается в центре, посреди семейных святых.

Венчальные иконы (венчальная пара) – композиция двух православных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, которая принимает участие в таинстве венчания и в последующем остается у молодых. Как правило, такие иконы родители дарят своим детям перед обрядом, благословляя их союз.

Мерная икона (княжеская, родимая) пишется ко дню крещения ребенка. Икона по высоте соответствует росту («мере») новорожденного и изображает в рост тезоименного ему святого.

К группе храмовых икон относят иконы принадлежащие церковным общинам и монастырям, находящиеся в храмах и иных церковных зданиях. Храмовые иконы подразделяют на аналойные, иконостасные, киотные. Количество икон в храме в зависимости от его размера может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч.

Аналойная икона имеет небольшие размеры (27х31 см, 30х36 см) и преднозначенна для возложения в храме на небольшой высокий столик с наклонным верхом (аналой), стоящий посреди храма перед иконостасом. Сюжетно аналойная икона связана с определенным событием из Евангелия или же святым, празднование которго совершается в данный день. Входящие в храм православные традиционно поклоняются и целуют икону лежащую на аналое. От этого пошло второе название – “целовальная”. В храмах храниться большое количество аналойных икон соответствующих Господским и Богородичным праздникам, событиям страстного и патидесятничного циклов, особенно чтимым святым.

Иконостасная икона распологается в преграде (иконостасе) отделяющей алтарь от остального пространства храма . Сюжеты и порядок размещения икон в иконостасе имеют сложившиеся традиции. Наиболее распространенный состав иконостаса следующий:

Местный ряд – самый нижний ряд иконостаса. По средине его располагаются Царские врата с иконами Благовещения и четырех евангелистов. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева икона Богородицы. Правее иконы Спасителя помещается икона праздника или святого в честь которого освящен храм или предел храма. На дьяконские двери обычно помещают иконы архангелов Гавриила и Михаила или иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, редко иконы других святых. Остальные иконы в данном ряду могут быть любыми в соответствии с желанием заказчиков. По этому ряд и получил название местный.

Праздничный ряд – второй с низу, в него помещают иконы сюжетно связанные с основными собитиями Евангльского повествования. В расширенных вариантах могут присутствовать иконы страстного цикла, “Жены мироносицы”, “Уверование Фомы”, “Крестовоздвижение”.

Деисусный – третий снизу ряд. В центре ряда всегда находиться икона Спасителя, чаще “Спас в силах” или “Спас на престоле”. Слева от иконы Спасителя располагается икона Богоматери, справа Иоанна Предтечи, далее архангел Михаил (влево), архангел Гавриил (вправо), апостолы Петр и Павел. Далее могут быть иконы любых святителей, мучеников и преподобных по желанию заказчиков. Все святые изображаются в три четверти оборота в сторону центральной иконы, молящимися Спасителю.

Читать еще:  Гадание на жениха под старый новый год. Гадания на Старый Новый год

Пророческий – четвертый с низу ряд в котором помещаются иконы ветхозаветных пророков. В руках пророков, как правило, изображают свитки с цитатами их пророчеств. Центральной иконой ряда обычно помещается одна из двух икон – Богоматерь Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле.

Праотеческий ряд – пятый с низу. В нем помещаются иконы ветхозаветных святых, предков по плоти Христа – Адама, Авеля, Авраама. В качестве центральной иконы ряда чаще в современных иконостасах выступает икона “Троица Ветхозаветная” изображающая явление трех ангелов Аврааму.

Киотная икона – икона размещенная в специальной раме называемой киотом. Киоты изготавливают как для установки на пол, так и для подвеса на стену. Очень часто киот выполняется застекленным, что во много раз повышает сохранность рукописной иконы, создавая необходимый микроклимат, сглаживая температурные и влажностные колебания. В киоты помещают иконы христианских праздников, чтимые образы Спасителя и Богородицы, различных святых. Перед такими иконами, как правило, устанавливают подсвечники куда прихожане ставят свечи.

Икона

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Разновидности икон

Составить классификацию икон можно по различным признакам. Наиболее часто можно встретить разделение икон по значению: венчальные, именные, праздничные, семейные или мерные.

Венчальные – это изображение Спасителя и Богородицы, которыми благословляют жениха и невесту, именные – изображения святых покровителей; мерные – то же, что и именная, только дарится ребенку на крещение и её высота соответствует росту малыша; семейные – опять же, именные, но вместо одного святого изображены покровители всех членов семьи; праздничные – изображают историю того или иного христианского праздника.

Иконопись — изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых. Наиболее важными в иконописи являются изображения Спасителя и Богородицы. Не удивительно, что столь много икон носят в себе именно этот сюжет.

Говоря об изображениях Христа, стоит начать с того, что любая из этих икон носит следующий смысл: отразить явление Господа на землю во плоти. Самым первым образом Христа был нерукотворный лик, «написанный» потом и кровью на платке. В иконографии «Спас Нерукотворный» присутствуют только оглавные изображения. Эти изображения восходят к древней легенде, окончательно сформировавшейся в среде францисканских монахов к XV веку. Во время крестного пути Спасителя на Голгофу, женщина по имени Вероника отерла Его лицо платом, на котором отпечатался Божественный лик. Это изображение передает муки и страдания Христа, как Агница Божия, который берет на себя грех мира. Основной же богословский смысл иконы «Спас Нерукотворный» – воплощение Сына Божия для спасения страждущего человечества.

Помимо нерукотворного образа различают также и другие виды изображений Спасителя. Икона «Господь Вседержитель» является одним из наиболее распространенных образов Христа. На ней изображен Иисус, одной рукой он благословляет, а в другой руке держит книгу. Ещё один важный образ – Господь на престоле. Иисус на нем изображен сидящим на престоле, что является символом царственности и, в то же время, символ вселенной. Кроме того часто в центр иконостаса выбирают икону «Спас в силах», которая также является одним из видов изображений Спасителя. Помимо изображения взрослого лика Христа, частым является и образ младенца Иисуса на руках у Богородицы.

Именно виды икон Божьей Матери наиболее богаты в своем разнообразии. Большую их часть можно объединить в группы. Каждая из этих групп будет восходить к одному из образцов изображения, обладающего своими отличительными чертами. Какие же это типы икон, и каковы их особенности?

Один из вариантов изображения – это икона Умиление. Многие весьма известные иконы относятся к этому виду. Характеризуется это изображение тем, что Богоматерь и младенец прильнули друг к другу ликами своими, воплощая в себе бесконечную любовь. Наиболее известной иконой вида «Умиление» является Владимирская.

Другие два известных вида: Одигитрия и похожая на неё Казанская икона Божьей Матери. Одигитрию также называют Путеводительница, так как она символизирует дорогу, которую проходит человек к спасению своей души. На иконе данного вида изображена Богородица, на одной её руке младенец Иисус, а другая рука её указывает на Спасителя, как на путь к очищению души.

Другой вид икон Божьей Матери – Знамение. Это образ Богородицы, где воздевает она руки в молитве за всех людей. В районе груди её изображается круг, в котором мы видим младенца Иисуса.

Икона «заступница» изображает Богоматерь без младенца. Она пишется в полный рост, и фигура повернута вправо. Иногда в руках изображается свиток.

Читать еще:  Большие и малые грехи. Новости ислама

Целая серия икон относится к виду акафистные. Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как «Неупиваемая чаша», «Неопалимая Купина» и другие. Им молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Также, говоря про различные типы иконы, стоит упоминать не только об их содержании, но и о технике изображения. Различают канонические и академические стили написания, которые достаточно существенно отличаются друг от друга. Наиболее древним является канонический стиль. «Канон» – традиция, привычное устоявшееся изображение. Такой стиль характеризуется двухмерным изображением, символичным, где некоторые отдельные детали, такие как элементы одежды или цвета, играют наиболее важную роль. Что касается икон “академического письма”, то они характеризуется реалистичностью. Иконы академического стиля восходят к образцам западноевропейской живописи. Этот стиль иконописания пришел в Россию с Запада и получил развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.

Классификация икон

По сюжетам иконы можно разделить на:

  • Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
  • Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятииХриста.
  • Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
  • Иконы святых и сил бесплотных.
  • Иконы праздников и событий священной истории.
  • Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии — сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По технике исполнения выделяют:

  • живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперныеиконы, иконы, написанныев технике масляной живописи, и т. д.
  • вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
  • литые иконы
  • резные иконы
  • печатные или типографские иконы
  • сводчатый алтарьскладная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.

Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

Изображение ангелов на иконах

Известно несколько видов изображений Ангелов на иконах. В ранних изображениях Ангелов, дошедших до нас, они изображались без крыльев. В более поздних изображениях Ангелы были уже с крыльями и нимбами над головой. Все Ангелы всегда изображались в туниках. Но иногда Архангел Гавриил, который был предводителем воинства по защите Божьего Престола, изображался в доспехах. Так же, иногда, Ангелов изображали в монашеских одеяниях. Цвет одежды так же имел большое значение, так как он показывал службу Ангела, то есть, что именно Ангел делал. Все изображения на иконах были строго регламентированы, их цвет и изображения Ангелов.

Размеры икон

В старину размеры икон не были случайны. Существовал пропорциональный ряд из двеннадцати размеров. Только иконы иконостаса не подчинялись этой закономерности, в этом случае размеры икон выбирались с учётом размеров архитектурного пространства храма. Все старые прориси икон вписываются в эти двеннадцать размеров. Киоты для икон также изготавливались в соответствии стандартным размерам досок.

Читать еще:  Астрология. Крыса и Крыса: совместимость в любви

В иконописном цехе художественно-производственного предприятия «Софрино» при написании икон используется ряд стандартных размеров (4х8, 6х7, 11х13, 11х22, 18х24, 24х30, 30х40, 40х50, 50х60 и т.д.).

Иконопись

Иконопись (от икона и писать) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Виды икон (полная версия)

Какие бывают иконы? Классификация икон. Школы иконописи, стилистические особенности икон. Иконописные каноны и традиции.

Существует огромное количество икон. Все их можно разделить на виды по следующим основным признакам:

  • по месту нахождения;
  • по сюжету;
  • по количеству изображаемых персонажей;
  • по количеству самостоятельных композиций;
  • по объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур);
  • по стилистическим особенностям;
  • по технике исполнения;
  • по размеру;
  • по проявлению (сил и благодати Небесных)

По месту нахождения иконы делятся на:

  • домовые: семейная (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерная (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальная (участвующей в обряде венчания), именная (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п.;
  • храмовые: иконостасные, заамвонные и т. д.;
  • путные (дорожные);
  • выносные – иконы, участвующие в Крестном ходе;
  • обетные – икона, написанная по особому обещанию.

По сюжетам иконы можно разделить на:

  • иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата;
  • иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют так называемые «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа;
  • богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников;
  • иконы святых и сил бесплотных;
  • иконы праздников и событий священной истории;
  • символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей бывают одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. –частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются:

  • ростовые иконы – изображающие персонажей в полный рост;
  • тронные иконы -полное изображение фигур восседающих на престоле;
  • поясные иконы – изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже;
  • огрудные иконы – изображение фигур в пределах линии пупа;
  • оплечные иконы – изображение фигур в пределах линии груди;
  • оглавные иконы – изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц.

Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи (по географическому признаку):

  • Новгородской;
  • Ростово-Ярославская;
  • Московской;
  • Псковской;
  • Тверской;
  • Киевская;
  • Владимиро-Суздальское;
  • Фряжская;
  • Греческая;
  • Корсунская;
  • Сербская;
  • Устюжская;
  • Костромская;
  • и т. д.

Кроме того, стилистическими особенностями выделяются иконы, выполненные знаменитыми иконописцами, такими как Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием и др., каждый из которых являлся родоначальником своей собственной школы (мастерской, окружения). Строгановская школа иконописи возникла от имени сольвычегодских купцов Строгановых -больших любителей изящного искусства.

По технике исполнения выделяют:

  • вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
  • литые иконы
  • резные иконы
  • печатные или типографские иконы
  • сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон;
  • живописные иконы, среди которых можно назвать:
      • Энкаустические

Выполненные техникой живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

Выполнялись красками, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

      • мозаические,
      • иконы, написанные в технике масляной живописи и т. д.

По размеру существует несколько характерных наименований:

  • листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
  • пядница (пятка) — икона размером в пядь.
  • осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.

По проявлению (сил и благодати Небесных) выделяют чудотворные иконы — отмеченные необычными явлениями по типу чудотворения иконы:

  • явленные (чудесно обретёнными),
  • мироточивые (выделяющими миро);
  • целительные и т. д.

Источники:

http://icon-stavros.ru/stati/96-naibolee-rasprostranennye-vidy-ikon
http://www.baget1.ru/Icon/Icon.php
http://www.glavikona.ru/stati/obshchie/vidy-ikon-polnaya-versiya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: