Джон локк представитель какой философии. Что такое собственность

Собственность в понимании Джона Локка

Джон Локк – британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.

Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

В учении Джон Локка центральное место занимала именно идея собственности.

Обосновывая естественный характер индивидуальной свободы (в том числе в идеологической и религиозной сферах), Локк в качестве основной гарантии независимости индивида называет обладание им собственностью.

Безусловно, Локк не был первым, кто заговорил о взаимовлиянии свободы и собственности. Проблема собственности выступала в качестве одной из центральных на протяжении всего развития мировой философской и политико-правовой мысли. Однако в XVII – XIX вв. понятие собственности получило, во многом благодаря именно Локку, качественно новый смысл. Необходимость полной независимости и защищенности частной собственности от посягательств государственной власти выдвигались третьим сословием в борьбе с абсолютизмом.

Учение Локка о естественном характере права на собственность было призвано теоретически обосновать требования (причем не только экономического, но и политического характера) молодого третьего сословия, добивающегося независимости от королевской власти. Гарантию такой независимости Дж. Локк видел именно в собственности. Исследование «трактатов» Локка показывает, что автор употребляет понятие собственности в двойственном значении. Во-первых, категорией «собственность» обозначается лишь право на материальное владение – «владения и средства к жизни, оцениваемые деньгами». Во-вторых, понятие «собственность» рассматривается намного шире. Мыслитель включает в него также определенные нематериальные ценности. В этом отношении показательны, например, такие высказывания Локка: «Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности», «люди объединяются в общество ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений, которые я называю общим именем – «собственность». Анализ теории собственности позволяет прийти к заключению, что его концепция характеризуется следующими ключевыми моментами: частная собственность, по Локку, имеет трудовое происхождение, а поэтому ее справедливость неоспорима; без возникновения и признания частной собственности прогрессивное развитие общества было невозможно; обращение индивидуумом обрабатываемой им земли или добытых им продуктов в частную собственность не ущемляет интересов и возможностей других индивидуумов, поскольку земельные просторы были необозримы, и каждый, приложив труд к земле, мог добиться благ, полагаясь на свой талант и трудолюбие. При этом своим трудом человек вносит в естественную вещь нечто особое, благодаря чему право других людей на эту вещь не могло быть допущено. Поскольку работа являлась непосредственной собственностью работника, то никто не мог требовать от человека, чтобы он отдал вещь, с которой связана его работа. Стремясь обосновать независимость права собственности от власти государства, ученый выдвинул гипотезу, согласно которой собственность как естественное право возникает еще в догосударственном обществе и что индивидуальное присвоение не требует какого-либо согласия людей, имеющих общее право на предметы природы: единственным основанием индивидуального присвоения является труд.

Читать еще:  Состоялось заседание церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников церкви русской. Тверская епархия

Общественное отношение собственности формирует феномен личности. Собственность выступает не просто как одно из направлений и форм выражения свободы и права человека. Она образует собой экономическую основу для свободы и права. Так считал Джон Локк.

Основные идеи Джона Локка

Становление философа

Локк Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, родился в 1632 г. в Рингтоне. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет.

В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти. Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции.

В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г. туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери.

Важнейшие сочинения Джона Локка

  1. «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.)
  2. «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.)
  3. Три письма о религиозной терпимости
  4. книга «Разумность христианства»
  5. «Несколько мыслей о воспитании»
  6. сочинение о деньгах и другие.

Теория Джона Локка

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод.

По его теории врожденных понятий нет у человека, все они приобретаются опытом.

  • внешний или ощущение (sensation), т. е. действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств
  • внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления.

Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление. Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи.

Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые.

Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их.

Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п. (это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.

Читать еще:  Евангелие от марка глава 14 читать. Евангелие от Марка

Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей.

Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается:

Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной

Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» Лейбница.

Мысли о политике

В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма, Его трактат «О гражданском правлении» имеет целью объяснить государственный порядок, установившийся в Англии со вступлением на престол Вильгельма Оранского. Происхождение государства Локк выводит из взаимного договора, заключенного людьми между собой для обеспечения жизни, свободы и собственности.

В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная. Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.

  • Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
  • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях
  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
  • Несмотря на это, Локк был одним из крупнейших инвесторов британской работорговли своего времени. Он также дал философское обоснование отъятия земель колонистами у североамериканских индейцев. Его взгляды на экономическое рабство в современной научной литературе расцениваются то как органическое продолжение антропологии Локка, то как свидетельство её противоречивости

Джон локк представитель какой философии. Что такое собственность

Ключевые слова: СОБСТВЕННОСТЬ; ЛОКК; ФИЛОСОФИЯ; ТРУД; НЕЗАВИСИМОСТЬ; PROPERTY; LOCKE; PHILOSOPHY; WORK; INDEPENDENCE.

Джон Локк в своих научных построениях базировался на философии эмпиризма и либерализма.

Трудно преувеличить то влияние, которое оказала научная мысль ученого на развитие гносеологии и политической философии. Джон Локк является одним из наиболее авторитетных исследователей Просвещения и создателей либеральной концепции. Эпистолярное наследие Локка оказало существенное влияние на таких виднейших мыслителей, как Руссо и Вольтер. Его идеи были использовались шотландскими философами Просвещения, а также он оказал значительное влияние на деятелей американской революции. Американская Декларация независимости содержит идеи Локка.

Читать еще:  Какой завтра день у козерогов. Гороскоп на завтра для мужчины знака козерог

Мысль философа была замечена и высоко оценена такими корифеями философской науки, как Давид Юм и Иммануил Кант.

Локку принадлежит первенство в выражении личности через континуальность сознания. Одной из базовых идей теории Локка является то, что разум человека-это чистая доска. У человека нет врожденных идей, и именно в этом было существенное расхождение с принципами Декарта. Суть знания, по Локку, представляет собой опыт, получаемый через чувственное восприятие [3].

Социально-политическая сущность теории Локка базировалась на идее собственности. Суть его позиции была в том, что индивидуальная свобода человека является естественной. И гарантирована она может быть наличием собственности у индивида. Взаимосвязь собственности и свободы не впервые была описана в трудах Локка. Собственность и связанные с ней политические, социальные, нравственные и правовые вопросы были предметом обсуждения в течение всего существования философской мысли.

Но именно в XVII — XIX вв. сущностная сторона собственности под влиянием мысли Локка обогатилась новыми смыслами. И это не случайно, так как, противостоя абсолютизму, третье сословие заявляло о категорической неприкосновенности частной собственности. Теория Локка о собственности использовалось третьим сословием как теоретический фундамент своих требований. Что характерно, речь шла и об экономических, и о политических требованиях, третье сословие стремилось к независимости от монархической власти. Естественным образом гарантированность независимости, с точки зрения Локка, могла быть приобретена только через собственность.

Следует отметить, что при внимательном прочтении трудов философа видно, что дефиниция собственности используется им неоднозначно. В первую очередь, под собственностью понимается право владения материальным ресурсом, а именно-«владения и средства к жизни, оцениваемые деньгами» [2]. Во-вторых, определение собственности приобретает больший смысловой объем. Суть в том, что Локк транслирует в него и понятия о тех ценностях, которые не могут быть определены как материальные. Имеет смысл в этой связи привести цитату мыслителя: «Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности», «люди объединяются в общество ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений, которые я называю общим именем — «собственность» [1].

Детальное рассмотрение концепции Локка дает основания для ряда выводов.

Итак. С точки зрения мыслителя Джона Локка, справедливость частной собственности не может быть оспорена по той причине, что собственность происходит из труда.

Прогресс без частной собственности как политико-правового явления не представлялся для Локка возможным. Естественность частной собственности обосновывалась тем, что земельные ресурсы чрезвычайно богаты, и, приложив труд, каждый человек имел возможность добывать себе благо, руководствуясь своими способностями и любовью к труду. При этом не происходит ущемления интересов других индивидуумов.

Кроме того, трудясь, индивидуум обогащает естественную вещь свои воздействием на нее, и в результате этого право иных лиц ограничивается и не допускается. Раскрывая эту мысль, добавим, что саму работу следует воспринимать как находящуюся в собственности трудящегося. И, поэтому, вещь, над которой трудился индивидуум, никем не может быть отчуждена.

Обосновывая автономность права собственности, его независимости от государственной воли, мыслитель предположил, что собственность является естественным правом и до существования государства. При этом единственным условием для присвоения будет являться труд человека, и никакого дополнительного согласия тех, кто имеет общее право на предметы природы, не требуется.

Источники:

http://studbooks.net/648100/filosofiya/sobstvennost_ponimanii_dzhona_lokka
http://ludirosta.ru/post/osnovnye-idei-dzhona-lokka_2563
http://novaum.ru/public/p1033

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: