Рустик святой в чем помогает. Склонение имени рустик

Свято-Данилову монастырю подарен образ первого парижского святого

Москва, 27 августа 2008 г.

Выставка, посвященная 25-летию возрождения московского Свято-Данилова монастыря, открылась 26 августа в Московском государственном выставочном зале «Новый манеж». Центральным событием торжественной церемонии открытия была передача Данилову монастырю иконы святого мученика неразделенной Церкви Рустика Парижского – это дар обители от посольства Франции в России, сообщает Благовест-инфо.

В ответном слове наместник монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов) отметил, что сейчас обитель, «восстановленная трудами Русской Православной Церкви и всего народа Божия», старается выполнять свою главную задачу: «нести свет Евангелия миру».

Далее второй советник посольства Франции в РФ Александр Жиоржини от имени посла Франции вручил Данилову монастырю икону св. мученика Рустика Парижского – святого, почитаемого как православными, так и католиками. «Важным символом взаимоотношений наших народов», «свидетельством о дружбе и духовной связи между ними» назвал дипломат этот образ, написанный во Франции в 2006 г. специально для Данилова монастыря. «В нашей традиции считается, что св. Рустик вместе со свв. Дионисием и диаконом Елевферием принес христианство в нашу древнюю столицу, а Данилов монастырь играл и играет важную роль в истории столицы вашего государства», – так обозначил А. Жиоржини связь времен и народов.

Председатель Даниловского общества любителей духовного искусства и культурного наследия Марина Коростелева пояснила, что икона выполнена при содействии французского отделения этого общества. По ее словам, история взаимоотношений Данилова монастыря и православных во Франции началась с того, что в иконописных мастерских московской обители была написана икона свв. Рустика и Дионисия, которая была подарена собору св. Александра Невского в Париже. Затем при поддержке Даниловского общества из Парижа в Данилов монастырь вернулся древний образ св. Александра Невского – отца князя Даниила Московского. Следующим шагом стал акт дарения иконы св. Рустика Парижского на открытии выставки, что является символом духовного единения народов России и Франции. Теперь граждане Франции в Москве могут поклониться «своему» святому в Даниловом монастыре, а те, кто носит имя Руслан, получат икону своего святого покровителя, сказала М. Коростелева.

Об особенностях изображения св. Рустика рассказала член Союза антикваров РФ Зоя Цветкова. Она зачитала экспертное заключение Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, в котором подчеркивается, что в православной традиции иконографии св. Рустика не существует. Иконописцу, который написал житийный образ святого покровителя Парижа, пришлось разрабатывать всю иконографическую схему, «сочетая научный подход и духовное осмысление темы», опираясь на житие святого. По словам экспертов, данная икона может стать образцом для развития в России иконографии св. Рустика Парижского.

Читать еще:  Магия садовых цветов. Магические растения: как использовать энергетику растений и их магические свойства с пользой для дома и семьи

На выставке представлены иконы святого основателя и покровителя монастыря – св. благоверного князя Даниила Московского, колокола обители, а также фотографии, освещающие с разных сторон будни и праздники Данилова монастыря: это и начало восстановления обители в 80-х гг. ХХ в., и патриаршие богослужения, и монастырские подворья, и деятельность Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ). В экспозиции представлены также детские рисунки – работы лауреатов всероссийских творческих конкурсов, проводимых ЦДРМ. Обращает на себя внимание галерея фотопортретов насельников и сотрудников монастыря, выполненная одним из послушников на высоком художественном уровне.

Выставка проводится в рамках программы празднования 25-летия возрождения монашеской жизни в стенах древнейшей обители Москвы. Юбилейная программа включает издательские и выставочные проекты, церковно-научную конференцию, которая пройдет в начале сентября, а также – торжественную церемонию возвращения даниловских колоколов из Гарвардского университета 12 сентября. Выставка в «Новом манеже» будет открыта до 1 сентября.

Справка: Пресвитер Рустик с Дионисием – первым епископом Лютеции в стране Паризиев (нынешнего Парижа) и диаконом Елевферием были обезглавлены во второй половине III в. Тела их были похоронены христианами на горе, которая от них получила название Горы Мучеников (Монмартр). В средние века Монмартр был местом паломничества верующих. День памяти св. Рустика – 3/16 октября. Во Франции святой Рустик считается покровителем государственной власти.

Священномученик Ру ́ стик Парижский, пресвитер

День памяти

Житие

Жития священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа, Рустика, пресвитера, и Елевферия, диакона

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский, пре­сви­тер Ру­стик и диа­кон Елев­фе­рий уби­ты в Гал­лий­ской Лю­те­ции (древ­нее на­зва­ние Па­ри­жа) в 96 го­ду (по дру­гим дан­ным – в 110 го­ду), во вре­мя го­не­ния при им­пе­ра­то­ре До­ми­ци­ане (81–96). Свя­той Ди­о­ни­сий жил в го­ро­де Афи­ны. Там же вос­пи­ты­вал­ся и по­лу­чил клас­си­че­ское эл­лин­ское об­ра­зо­ва­ние. За­тем от­пра­вил­ся в Еги­пет, где в го­ро­де Илио­по­ле изу­чал аст­ро­но­мию. Вме­сте с дру­гом Апол­ло­фо­ном он был сви­де­те­лем сол­неч­но­го за­тме­ния в мо­мент рас­пя­тия на Кре­сте Гос­по­да Иису­са Хри­ста. “Это или Бог, Со­зда­тель все­го ми­ра, страж­дет, или этот мир ви­ди­мый кон­ча­ет­ся”, – ска­зал то­гда Ди­о­ни­сий. В Афи­нах, ку­да он воз­вра­тил­ся из Егип­та, его из­бра­ли чле­ном аре­о­па­га (вер­хов­но­го афин­ско­го су­да).

Читать еще:  Самый правдивый астропрогноз на октябрь.

Ко­гда свя­той апо­стол Па­вел про­по­ве­до­вал в афин­ском аре­о­па­ге (Деян.17,16-34), Ди­о­ни­сий при­нял это спа­си­тель­ное бла­го­ве­стие и стал хри­сти­а­ни­ном. В те­че­ние трех лет Ди­о­ни­сий был спо­движ­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла в про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия. Впо­след­ствии апо­стол Па­вел по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Афин. В 57 го­ду свя­той Ди­о­ни­сий при­сут­ство­вал при по­гре­бе­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Еще при жиз­ни Ма­те­ри Бо­жи­ей Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, спе­ци­аль­но при­ез­жав­ший в Иеру­са­лим из Афин, чтобы уви­деть Бо­го­ма­терь, пи­сал сво­е­му учи­те­лю апо­сто­лу Пав­лу: “Сви­де­тель­ству­юсь Бо­гом, что, кро­ме Са­мо­го Бо­га, нет ни­че­го во все­лен­ной, в та­кой ме­ре ис­пол­нен­но­го Бо­же­ствен­ной си­лы и бла­го­да­ти. Ни­кто из лю­дей не мо­жет по­стиг­нуть сво­им умом то, что я ви­дел. Ис­по­ве­дую пред Бо­гом: ко­гда я Иоан­ном, си­я­ю­щим сре­ди апо­сто­лов, как солн­це на небе, был при­ве­ден пред ли­цо Пре­свя­той Де­вы, я пе­ре­жил невы­ра­зи­мое чув­ство. Пре­до мною за­бли­ста­ло ка­кое-то Бо­же­ствен­ное си­я­ние. Оно оза­ри­ло мой дух. Я чув­ство­вал бла­го­уха­ние неопи­су­е­мых аро­ма­тов и был по­лон та­ко­го вос­тор­га, что ни те­ло мое немощ­ное, ни дух не мог­ли пе­ре­не­сти этих зна­ме­ний и на­чат­ков веч­но­го бла­жен­ства и Небес­ной сла­вы. От Ее бла­го­да­ти из­не­мог­ло мое серд­це, из­не­мог мой дух. Ес­ли бы у ме­ня не бы­ли в па­мя­ти твои на­став­ле­ния, я бы счел Ее ис­тин­ным Бо­гом. Нель­зя се­бе и пред­ста­вить боль­ше­го бла­жен­ства, чем то, ко­то­рое я то­гда ощу­тил”.

По­сле кон­чи­ны апо­сто­ла Пав­ла, же­лая про­дол­жить его де­ло, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью в за­пад­ные стра­ны, со­про­вож­да­е­мый пре­сви­те­ром Ру­сти­ком и диа­ко­ном Елев­фе­ри­ем. Мно­гих он об­ра­тил ко Хри­сту в Ри­ме, а за­тем в Гер­ма­нии, Ис­па­нии. В Гал­лии, во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан язы­че­ски­ми вла­стя­ми, все три ис­по­вед­ни­ка бы­ли схва­че­ны и вверг­ну­ты в тем­ни­цу. Но­чью свя­той Ди­о­ни­сий со­вер­шил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в со­слу­же­нии Ан­ге­лов Бо­жи­их. На­ут­ро му­че­ни­ки бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­той Ди­о­ни­сий взял свою гла­ву, про­ше­ство­вал с ней до хра­ма и толь­ко там пал мерт­вый. Бла­го­че­сти­вая жен­щи­на Ка­тул­ла по­греб­ла остан­ки му­че­ни­ка.

Боль­шое зна­че­ние для Пра­во­слав­ной Церк­ви име­ют тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та. До на­ше­го вре­ме­ни из них со­хра­ни­лись че­ты­ре кни­ги: “О небес­ной иерар­хии”, “О цер­ков­ной иерар­хии”, “О Име­нах Бо­жи­их”, “О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии”, а так­же де­сять по­сла­ний к раз­ным ли­цам.

Кни­га “О небес­ной иерар­хии” на­пи­са­на, ве­ро­ят­но, в од­ной из стран За­пад­ной Ев­ро­пы, где про­по­ве­до­вал свя­той Ди­о­ни­сий. В ней из­ла­га­ет­ся хри­сти­ан­ское уче­ние о ми­ре Ан­гель­ском. Ан­гель­ская (или Небес­ная) иерар­хия со­сто­ит из де­вя­ти Ан­гель­ских чи­нов: Се­ра­фи­мы, Хе­ру­ви­мы, Пре­сто­лы, Гос­под­ства, Си­лы, Вла­сти, На­ча­ла, Ар­хан­ге­лы, Ан­ге­лы (Со­бор Небес­ных Сил бес­плот­ных – 8 но­яб­ря.)

Читать еще:  Старец никон. Преподобный никон, игумен радонежский

Цель Бо­го­учре­жден­ной Ан­гель­ской иерар­хии – вос­хож­де­ние к Бо­го­по­до­бию чрез очи­ще­ние, про­све­ще­ние и со­вер­шен­ство­ва­ние. Выс­шие ли­ки ста­но­вят­ся но­си­те­ля­ми и ис­точ­ни­ка­ми Бо­же­ствен­но­го Све­та и Бо­же­ствен­ной жиз­ни для ли­ков под­чи­нен­ных. Не толь­ко ум­ные, бес­плот­ные си­лы вклю­че­ны в све­то­нос­ные ду­хов­ные иерар­хии, но и род че­ло­ве­че­ский, вос­со­зда­ва­е­мый и освя­ща­е­мый в Церк­ви Хри­сто­вой.

Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия “О цер­ков­ной иерар­хии” яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем его кни­ги “О Небес­ной иерар­хии”. Цер­ковь Хри­сто­ва в ее все­мир­ном слу­же­нии зи­ждет­ся, как и Ан­гель­ские ли­ки, на Бо­го­учре­жден­ном свя­щен­но­на­ча­лии.

В мир зем­ной, к ча­дам цер­ков­ным, Бо­же­ствен­ная бла­го­дать нис­хо­дит при­кро­вен­но – в свя­тых цер­ков­ных Та­ин­ствах, ду­хов­ных по су­ще­ству, но чув­ствен­ных по об­ра­зу. Лишь немно­гие свя­тые по­движ­ни­ки про­зре­ва­ли зем­ны­ми оча­ми ог­не­об­раз­ную при­ро­ду Свя­тых Тайн Бо­жи­их. Но вне цер­ков­ных Та­инств, вне Кре­ще­ния и Ев­ха­ри­стии, нет для че­ло­ве­ка све­то­нос­ной спа­са­ю­щей бла­го­да­ти Бо­жи­ей, нет Бо­го­по­зна­ния, нет обо­же­ния.

Кни­га “О име­нах Бо­жи­их” из­ла­га­ет пу­ти Бо­го­по­зна­ния чрез Ле­стви­цу Бо­же­ствен­ных имен.

Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия “О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии” так­же из­ла­га­ет уче­ние о Бо­го­по­зна­нии. Бо­го­сло­вие Пра­во­слав­ной Церк­ви все ос­но­ва­но на опыт­ном Бо­го­по­зна­нии. Чтобы по­знать Бо­га – нуж­но к Нему при­бли­зить­ся, до­стичь со­сто­я­ния Бо­го­об­ще­ния и обо­же­ния. Это бо­лее все­го до­сти­га­ет­ся мо­лит­вой. Не по­то­му, что мо­лит­вой мы при­бли­жа­ем к се­бе Непо­сти­жи­мо­го Бо­га, но по­то­му, что чи­стая сер­деч­ная мо­лит­ва нас при­бли­жа­ет к Бо­гу.

Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (их на­зы­ва­ют “Аре­о­паги­ти­ки”) име­ют ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние в Бо­го­сло­вии Пра­во­слав­ной Церк­ви. На про­тя­же­нии по­чти че­ты­рех ве­ков, до на­ча­ла VI сто­ле­тия, тво­ре­ния свя­то­го от­ца со­хра­ня­лись лишь в тай­ном пре­да­нии, пре­иму­ще­ствен­но бо­го­сло­ва­ми Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Они бы­ли из­вест­ны Кли­мен­ту Алек­сан­дрий­ско­му, Ори­ге­ну, Ди­о­ни­сию Ве­ли­ко­му, пре­ем­ствен­но воз­глав­ляв­шим огла­си­тель­ное учи­ли­ще в Алек­сан­дрии, и свя­то­му Гри­го­рию Бо­го­сло­ву. Свя­той Ди­о­ни­сий Алек­сан­дрий­ский пи­сал свя­ти­те­лю Гри­го­рию Бо­го­сло­ву тол­ко­ва­ния на “Аре­о­паги­ти­ки”. Об­ще­цер­ков­ное при­зна­ние тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та по­лу­чи­ли в VI–VII вв. Осо­бую из­вест­ность име­ют ком­мен­та­рии к ним, на­пи­сан­ные пре­по­доб­ным Мак­си­мом Ис­по­вед­ни­ком († 662).

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уче­ние свя­то­го Ди­о­ни­сия о ду­хов­ных свя­щен­но­на­ча­ли­ях и обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды бы­ло из­вест­но сна­ча­ла по “Бо­го­сло­вию” пре­по­доб­но­го Иоан­на Да­мас­ки­на. Пер­вый сла­вян­ский пе­ре­вод са­мих “Аре­о­паги­тик” был сде­лан на Афоне ок. 1371 го­да мо­на­хом Ис­а­и­ей. Спис­ки его бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в Рос­сии. Мно­гие из них до­ныне сбе­ре­га­ют­ся в оте­че­ствен­ных кни­го­хра­ни­ли­щах – в том чис­ле пер­га­мент­ная ру­ко­пись “Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та”, при­над­ле­жав­шая свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну, мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му и всея Ру­си († 1406) и пи­сан­ная его ру­кой.

Источники:

http://pravoslavie.ru/27470.html
http://azbyka.ru/days/sv-rustik-parizhskij

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: