Старец никон. Преподобный никон, игумен радонежский

Никон, Игумен Радонежский

Житие преподобного Никона, Игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия.

(память 17/30 ноября)

«Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» (4 Цар. 8, 4). Так говорил царь израильский отроку — слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поелику почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».


Преподобный Никон Радонежский, ученик преподобного Афанасия Старшего и второй игумен Троице-Сергиевой обители на иконе из Высоцкого монастыря.

Преподобный Никон родился и лета детства провел в недалеком месте от обители преподобного Сергия, в городе Юрьеве Польском. В юном возрасте Никон, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, пришел к святому Сергию в обитель и просил приобщения к лику монашествующих. Но случилось то, чего не ожидал проситель: преподобный Сергий не принял своего будущего преемника.

Дела святых бывают и в малом велики, и в виде недоразумений премудры. Так некогда преподобный Евфимий Великий не принял в свою лавру будущего основателя лавры и вождя всех палестинских монахов Савву Освященного, пришедшего к нему в юном возрасте, а отослал его в другой подчиненный монастырь к преподобному Феоктисту.


Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра вкладной книги Высоцкого монастыря.

Несообразным находил он, к собору, составленному преимущественно из старцев-подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и преподобный Сергий о юном Никоне, провидя его чистоту и благоразумие, потому решился поставить его в неожиданный подвиг послушания к смирения.

Предвидел прп. Сергий будущую судьбу Никона и хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками лавры, явился им, по крайней мере не юношей, а уже в пресвитерском сане. Таким образом авва послал юношу в монастырь к ученику своему Афанасию Высоцкому (+ после 1401 г.; память 12/25 сентября).

Сергий Радонежский и Никон Радонежский. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

Заметим начальный, но уже не маловажный подвиг Никона. Он знал святость и премудрость прп. Сергия и в нем именно надеялся найти для себя совершенного руководителя. А прп. Афанасия, по всей вероятности, он не знал и не мог иметь к нему такой веры, какую имел к Сергию. Кто в подобных обстоятельствах не был бы в искушении сделать возражение наставнику? Но Никон не прекословил. Он согласился быть в удалении от прп. Сергия, и тем совершил подвиг послушания и самоотвержения; согласился быть учеником ученика, и тем совершил подвиг смирения. И как подвиг его награжден впоследствии! Никто не пользовался такой близостью к прп. Сергию, как сей, из послушания удалившийся от него. Таков жребий беспрекословного послушника. Он еще ничего не сделал, а уже совершил подвиг и обеспечил себе награду.

И прп. Афанасий не без испытания принял Никона. Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец устрашал его трудностями монашеского жития: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают. Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдания, и если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на небе». Но видя его твердую решимость на все требуемое и слезы, принял его и облек в иноческий образ. Прп. Никон следовал руководству опытного подвижника, как бы самого прп. Сергия: учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста он был возведен в сан иеромонаха.

Блаженный Афанасий любил Никона, но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители, как возникло в нем сильное желание видеть преподобного Сергия, получить его благословение и слышать его богомудрое наставление. То было сокровенное мановение благодати, зовущей его к предопределенному назначению. Он открыл свое желание прп. Афанасию и, получив благословение, пришел в лавру Сергия. Угодник Божий не только с любовью принял его, как посетителя, но и оставил в своей обители. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи — в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел ему пребывать с собой в одной келлии. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Любящее сердце прп. Сергия было для прп. Никона отверстой дверью, отколе исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона к Сергию было также отверстой дверью для открытия помыслов и душевных движений, дабы никакая мгла сомнения или смущения не уменьшала чистоты совести. Уже одно открытие старцу худых помыслов, по свидетельству опытных подвижников, истребляет их и обессиливает страсти. Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями прп. Сергия в открытую для них душу прп. Никона! Так почил на блаженном Никоне дух великого Сергия.

Видя духовную зрелость и опытность ученика, строгий игумен сначала возложил на преподобного Никона часть своих попечений о братии под своим смотрением, а за шесть месяцев до своего преставления, перед удалением для безмолвия в затвор, назначил его своим преемником. После блаженной кончины любимого учителя (+ 25 сентября 1392 г.) кто мог наполнить безмерную пустоту, оставленную в обители? По крайней мере, никто лучше преподобного Никона не мог уменьшить чувство сего лишения. И он с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием. По обычаю он обходил все монастырские службы, никогда не оставляя общих дел, трудился наравне с братией, о которой постоянно заботился, и отечески, с любовью поучал всех не ослабевать в молитве, но подвизаться каждому по мере сил. Если он видел их преуспеяние в духовном делании, то радовался о своих чадах, а когда замечал нерадение о спасении, то скорбел и обращался к виновным с напоминанием об иноческих обетах: «Попекитесь, братия, о своем спасении, ведь мы отверглись мира ради заповеди Божией, поэтому следует нам, посвятившим себя Богу, внимать одной только Его воле, чтобы не лишиться вечного спасения». Подобные наставления получали и многочисленные миряне, приходившие к благодатному игумену из различных городов и селений. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона.

Читать еще:  Кому помогает святитель григорий неокесарийский. Святитель григорий чудотворец епископ неокесарийский

Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем совместные подвиги с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию.

Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3/16 декабря). Но и сей оставил начальствование и, по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича, удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель на «Стороже». Тогда братия обители Сергиевой, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, пришли к нему вновь и со слезами умоляли его паки вступить в должность игумена. «Неприлично, — говорили они, — тебе, отче, искать пользы для себя одного; попекись лучше и о спасении ближних». Закон братолюбия победил, богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

Пустынная жизнь текла тихо и богоугодно. Но вот слух о приближавшемся Едигее с свирепым войском привел (в 1408 г.) в страх всю Россию. Прп. Никон молил Господа о защите и призывал на помощь переселившегося на небо наставника своего, дабы не погибли плоды трудов его пустынных. Раз, после долгой молитвы, сел он для отдыха и в тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326, память 21 декабря/3 января) и Алексий (+ 1378, память 12/25 февраля) с преподобным Сергием. «Так угодно судьбам Божиим, — сказал Сергий, — чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав мир, святые перестали быть видимы. «Боже правды и милосердия! — восклицает в благоговении святитель Филарет Московский. — Кто весть державу гнева Твоего? Кто уразумеет судьбы Твои, по которым и на дела святых, и на места святыни приходят грозные посещения? Возымела ль обитель Сергиева нужду довольно скоро после чистоты Сергеевой в огненном очищении? Надлежало ли ей пострадать безвинно, как жертве, чтобы вслед за гневом на грешников скорее привлечено было милосердие молитвами безвинно страждущих? Или по подобию того, как подобаше пострадати Христу, и через крест и смерть внити в славу воскресения, и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть? Ты сие веси, Господи! Мы только веруем и знаем, что праведен еси во всех путех Твоих и преподобен во всех делех Твоих (Пс. 144, 17), и в правде милостив, равно как и в милости праведен. Уже милость Твоя предварила Твой суд, когда Ты благоволил предвещанием предохранить Твоего угодника от усугубляющей бедствие внезапности, и против находящих скорбей укрепить надеждою лучшего будущего».

По кратком времени за предвещением последовало событие. Обитель Сергиева не укрылась от набега иноплеменников, опустошена и сожжена. Но преподобный Никон с братией, по Божественному предварению, благовременно удалился и имел возможность сохранить от свирепых хищников некоторые святыни, иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи. Когда опасность миновала, то преподобный Никон возвратился на пепелище, собрал рассеявшуюся братию и на прежнем месте стал создавать обитель. Прежде всего был построен храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, где теперь стоит церковь Сошествия Святаго Духа; и освящен сей храм был в 1412 году, 25 сентября, в день преставления прп. Сергия. И достойные видели, как святитель Алексий с преподобным Сергием приходили освящать новые здания обители.

Преподобный ученик великого аввы, подобно наставнику своему, пользовался великим уважением и любовью не только у народа, но и у князей. В 1401 году он крестил сына Димитрия у князя кашинского Василия Михайловича; в 1410 году, по просьбе доброго князя Владимира Андреевича, он свидетельствовал духовное завещание его о разделе удела между детьми. Великий князь Василий Димитриевич чтил преподобного Никона, как это показывают жалованные грамоты князя. При Никоне обитель приобрела несколько земельных владений часто складами, частью покупкой, и много льгот в ограждение ее спокойствия. Но всего более заботился преподобный об устроении душевного спасения себе и другим. Святой Исаак Сирин, коего поучения описаны были в обители еще при жизни преподобного Сергия, учит: «От воспоминания о мирских предметах хладеет горячность любви и душа впадает в суетные и безрассудные пожелания». И преподобный Никон заботливо оберегал свою братию от этой духовной опасности. При нем и по его указаниям в Сергиевой обители, кроме многих богослужебных книг, списаны были: два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия.

Когда исполнилось 30 лет по преставлении преподобного Сергия, Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго пред строением нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену и братии: «Векую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» И преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но даже самые одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода.

При общей радости святые мощи положили в новую раку и перенесли в деревянную церковь. После открытия цельбоносных нетленных мощей обитель Троицкая стала любимым местом богомолья русского народа, что содействовало ее обогащению. Новый белокаменный храм, как место покоя великого Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Андрей Рублев (+ ок. 1427 г.) и Даниил Черный. В это время преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы, величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию. О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, и освящает молящихся, и руки нечестивых врагов доныне не прикасались к нему.

Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру своему братию и дал им последние наставления: соблюдать чин молитвы, дневной и нощной, не часто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность — гнездо пороков, любить безмолвие — матерь добродетелей, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон сказал: «Отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего! Изыди, душа моя, — тихо промолвил он наконец, — идеже ти уготовано пребывалище; пойди радующися: Христос зовет тя!» Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия.

Над могилой преподобного Никона построен около 1560 года каменный храм во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей. Рака великого Сергия отделяется одной каменной стеной от раки ученика его. Близки были друг к другу в земной жизни преподобные Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Неоднократно они оба вместе являлись и совокупно чудодействовали.

Читать еще:  Видеть во сне как плачет ребенок. К чему снится плач ребенка? Если кроха плачет

НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ

Родился в Юрьев-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание – послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте.

По достижении совершеннолетия он был рукоположен в сан священника.

Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: “Хорошо, что ты пришел, чадо Никон”, и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи – в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.

После преставления преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+1407).

В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326) и Алексий (+ 1378) с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа).

Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного. Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто преподобному Сергию.

До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: “Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя”. Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки преподобного Сергия.

При святителе Московском Ионе иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.

Молитвы

Тропарь Никону, игумену Радонежскому

Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Тем же и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь Сергию и Никону, Радонежским

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, Тройческим светом озаряете сердца верных,сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся,и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,вся бо демонския скверны отгнавше отсюду вашими чистыми учении и делы, добре упасосте стадо, собранное вами, но и ныне молим вас: посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице, Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога да спасет души наша.

Старец никон. Преподобный никон, игумен радонежский

Приближается 590-летняя годовщина со дня преставления ко Господу второго игумена Троицкой обители, который почитается наравне с ее преподобным основателем, как один из величайших русских святых, – преподобного Никона Радонежского. Поэтому, говоря о роли преподобного игумена в становлении молодой еще в его время Сергиевой обители, уместно было бы упомянуть и о наследии преподобного Никона: о собранной в годы его игуменства библиотеке, предметах ризницы, дошедших до наших дней, о храмах, освященных в его честь и о его образе, дошедшем до нас благодаря древнейшим изображениям.

Важный этап истории Троице-Сергиевой обители конца XIV и первой половины XV веков – это время игуменства преподобного Никона Радонежского [2] , по временным рамкам совпавшее с княжением Василия I Дмитриевича [3] , которое ознаменовалось всесторонним усилением Московского княжества. В 1392 году Василий I присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397–1398 годах – Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли Коми. Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I Московское княжество не испытало каких-либо внутренних потрясений.

Это время – время формирования древнерусской государственности. Оно неразрывно связано с историей сравнительно молодой тогда, но уже славной своими учеными тружениками обители преподобного Сергия. Данный период ознаменован тесным сотрудничеством Великого князя с Троицким монастырем и непосредственно с его игуменом – преподобным Никоном. Это говорит о высоком личном авторитете игумена, и о зарождающейся государственной значимости его обители, свидетельством чего являются совместные труды Московского князя Василия I и преподобного Никона Радонежского.

Будучи игуменом, преподобный Никон тщался развивать книжную деятельность в своем монастыре. О книжной деятельности в Троицкой обители во время его игуменства свидетельствуют приписки на рукописях, указывающие, что известная рукопись написана «замышлением» или благословением игумена Никона: «В лето 6926 (1418) списана бысть книга сия, рекомая по елинех Диоптра, по нас же зерцало, Святей Троице в Сергиев монастырь, замышлением игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа…» [20] , «кончаны быша книги сия месяца августа на память первомученика Стефана рукою многогрешьнаго раба Божия… Илии [21] и замышлением преподобнаго игумена Никона и молитвами его и всея братии, а милостью святыя Троица и поспешением» [22] . В сборнике XIV века [23] есть приписка: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго Назара. Господину моему и отцу кир Никону метание от Назара». И эта рукопись писалась тоже по благословению преподобного игумена Никона или в дар ему. Во время игуменства преподобного Никона, в Троицком монастыре некоторые усердные монахи, заказывали для себя книги. В 1412 году «помощию Святыя Троиця съписася книга сия, ейже именование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго в иноцех, смиреннаго многыми грехы Варлама» [24] . Для священноинока Матфея написана была также и Диоптра [25] , как гласит приписка [26] : «в обители царстеи Святыя и Живоначальныя Троиця, в устроени преподобнаго Сергия на имя священноиноку Матфею. списася сия книга в лето… (1412) индикт 3 месяца февроуаря в … день на память святаго мученика Феодора Стратилата. Списа же ся си книга, при настоятельстве преподобнаго игумена Никона рѫкою многогрешнаго инока – Антоньа».

Читать еще:  Украинская автокефальная православная церковь уапц. Украинская Автокефальная Православная Соборная Церковь Каноническая

До наших дней сохранилось жизнеописание преподобного Никона и служба ему, впервые составленные в Троицком монастыре иеромонахом Пахомием Сербом в 1440–1450 годах [27] . Сохраняются две редакции Жития: пространная и краткая (в тексте краткой редакции указано авторство иеромонаха Пахомия). Это произведение не имело непосредственного текста-предшественника – оно составлено на основе собранных самим автором свидетельств «еще в теле обретавшихся тояже обители иноков, свидетелей известных», в первую очередь – от инока Игнатия. Поэтому Житие преподобного Никона ценно, как исторический источник: именно из него мы узнаем о том, как пострадал монастырь при нашествии Едигея, о том, как усилиями святого игумена Никона был возведен Троицкий собор над могилой преподобного Сергия и о том, что фресковая роспись собора, выполненная приглашенными игуменом Никоном живописцами – Даниилом Черным и Андреем Рублевым – способны «всех зрящих удивити». В этом Житии иеромонах Пахомий сообщает, что, исполнив заказ игумена Никона, а после, расписав Спасскую церковь в московском Андрониковом монастыре, иконописцы вскоре отошли ко Господу.

В рукописном Сборнике [28] XV века так же имеется Житие преподобного Никона. Привлекает внимание автограф иеромонаха Пахомия Логофета – Житие преподобного Никона в краткой редакции. Оно начинается иначе, чем обычная краткая редакция, а именно: «Егда благоизволи Бог и вь последнихъ днехь рода нашего рускыхъ странахъ многимъ и великымъ мужемь въ добродетели просіяти, отъ нихже бысть и сый блажени отець Никонъ, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатіе, веди исперва роженіе и житіе градъ Юрьевъ зовомъ» [29] . Обычно краткая редакция начинается так: «Сей блаженный духоносный отец Никон рождение имеше град Юрьев зовом» [30] .

Объемный фрагмент Жития близко к тексту цитируется на старинном иконописном изображении, на правом столпе Успенского собора лавры. Икона XIX века изображает явление преподобному Никону преподобного Сергия с двумя Московскими святителями – Петром и Алексием, предупреждающих его о предстоящем нашествии врагов на обитель, ее разорении и последующем восстановлении и величии. В верхней части иконы приводится текст в шесть строк, повествующий об этом чудесном видении [37] : «Преп. Никон, в нощной молитве, прося о защите всеобщаго Владыку Христа, призывал к предстательству пред ним и преп. Сергия. Седши для отдыха от труда молитвы, внезапно сведен он был как бы в тонкий сон и явились ему святители Петр и Алексий и с ними блаженный Сергий. Посеем явившиеся изрекли ему мир, и престали быть видимы. Преп Никон пришед в себя, поспешил к дверям келлий, и нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, идущих от его келлии к церкви и удостоверился что несон был ноистинное видение» [38] .

Интерес представляет уникальный текст, написанный на свитке в левой руке преподобного: «ТЕРПИТЕ, БРАТИЕ, ПРАВДЫ РАДИ СКОРБИ И БЕДЫ, ДА ВЕЧНЫЯ МУКИ УБЕЖИТЕ, В МАЛЕ ПОТРУДИМСЯ – ДА ВЕЧНО ВОЗВЕСЕЛИМСЯ. ХРИСТА С МУДРЫМИ ДЕВАМИ СРЯЩЕМ И ЦАРСТВО ЕГО НЕБЕСНОЕ ОБРЯЩЕМ, УКЛОНИМСЯ ШИРОКОГО ПУТИ, ВЕДУЩАГО В ПОГИБЕЛЬ – ТЕЦЕМ УЗКИМ И ПРИСКОРБНЫМ, ВЕЧНЫЯ РАДОСТИ ВИНОВНЫМ (пунктуация – авт.)» [46] .

В правой части алтаря Успенского собора Лавры имеется фреска XVII века с ростовым изображением преподобного Никона. Напротив нее, слева, располагается такое же изображение преподобного Сергия. Преподобный Никон изображен с развернутым свитком, на котором узнается тот же «симоновский» текст, очевидно, живописец взял за основу надгробный образ, выполненный Ушаковым.

В сокращенном варианте этот же текст повторяется на небольшом иконописном изображении преподобного Никона на современном иконостасе Никоновского предела, написанном под руководством выдающегося иконописца нашего времени – монахини Иулиании (Соколовой) в 50-х годах XX века.

Изображения преподобного на шитых покровах

Евангелие преп. Никона [51]


Кадило преп. Никона
[55]


Панагия преп. Никона

Фелонь преп. Никона


Голубая плащаница


Покров на гробницу преп. Сергия


Богослужебные сосуды

Деревянные богослужебные сосуды, хранящиеся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии. Так же сохранилось несколько предметов, принадлежавших преподобному Сергию [64] , несомненно, преемник великого аввы использовал их за церковным богослужением. «Деревянные богослужебные сосуды преподобного Никона, – те же самые (идентичные – авт.), что и преподобного Сергия. Во всем похожи на последние, за исключением того, что по краям читается надпись: «пити от нея, се есть Кровь Моя Нового Завета во оставление грехов» [65] . Сосуды эти – два деревянных потира и два таких же деревянных дискоса. Чаши, как и дискосы, изготовлены методом точения на станке, окрашены алой киноварью с иконописными изображениями. Чаша, принадлежавшая преподобному Сергию, выполнена изящнее – ее стенки заметно тоньше, на ней имеется широкая трещина с краю ножки. Трещина эта не современная, она заметна и на литографическом изображении начала XX века, опубликованном в Житии преподобного Сергия, изданном в 1909 году [66] . Между прочим, в описании этого изображения, составитель данного издания – архиепископ Никон (Рождественский) указывает, что это именно та чаша, из которой, «по преданию, преподобный Сергий причащался благодатным огнем» [67] .

Ко времени преподобного Никона традиционно относят серебряный потир [68] с золоченным изображением святых и надписью и дискос [69] , однако, профессор Е.Е. Голубинский ставит под сомнение факт сохранности серебряных чаш, предполагая, что они были «переделаны после» и «перестали считаться сосудами преподобных Сергия и Никона» [70] .


Колокол «Никоновский» или «Чудотворцев»

На сохранившемся в Лавре пятидесятипудовом колоколе [71] читаема надпись: «Ис. Хс. НК. В(о) славу С(вя)тые и Живон(а)чальныя Троица св(е)ршиси колокол сей въ лета бл(а)гоч(ест)иваго и великого князя Василия Дмитриевича и архиеписк(о)па Фотия, Митрополита Киевскаго всея Руси, во обитель въ пр(епо)добнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве от(ца) н(а)шего Никона игумена, въ лето 6928 (1420), индикта 13, м(еся)ца августа 15, на успение Пр(е)чистые Вла(дычи)ца нашея Богородица Мария» [72] .

Несомненно, важнейшим и наиболее выдающимся наследием преподобного Никона Радонежского для Троицкой обители и всей православной Руси, дошедшим до наших дней, является созданный им Троицкий собор – старейший храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, созданный в годы игуменства преподобного, своды которого помнят голос святого игумена.

Отрадно осознавать, что спустя более чем пол тысячелетия, имя и подвиги преподобного Никона игумена Радонежского сохраняется в памяти соотечественников. Особенно важным является тот факт, что предметы древности – священные реликвии и книжные памятники, помнящие прикосновение рук святого, доступны сегодня боголюбивым паломникам и всем, интересующимся родной историей. Несомненно, в этом заслуга сотрудников Сергиево-Посадского Государственного Исторического музея, сотрудников Церковно-археологического музея при Московской Духовной Академии и братии святой обители Сергиевой.

Молитвами святых преподобных отец наших Сергия и Никона игуменов Радонежских, Господи помилуй нас!

Источники:

http://www.vidania.ru/saints/zitie_nikona_igumena_radonezskogo.html
http://drevo-info.ru/articles/11655.html
http://acmus.ru/news/stati/o_nasledii_prepodobnogo_nikona_radonezhskogo/index.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: