Протоиерей Андрей Ткачев: Когда пост становится самообманом.

Протоиерей Андрей Ткачев: Когда пост становится самообманом

– Как не провести пост так, чтобы он прошел мимо? Как не превратить его в формальность? Какие конкретные задачи нужно ставить на пост?

Касающееся поста должно касаться всей жизни в общем. Пост – это только концентрированное отношение к жизни. То, что происходит в пиковые, какие-то экстремальные ситуации на высших и низших точках нашей жизни, – это только заострение бытия. Поэтому нужно ставить вопрос о том, как сделать, чтобы вся жизнь не прошла мимо, как вообще сделать так, чтобы все важное в жизни не превратилось в формальность, и какие конкретные задачи нужно на жизнь ставить человеку. В течение обычной жизни мы не очень обеспокоены такими вещами, пока не заболеем или пока мы не вступим в какую-то особую полосу.

Христиане, например, никогда так много не грешат, как тогда, когда пост заканчивается. В течение поста более-менее у нас есть обычай застегнуться на все пуговицы, взять себя в руки. Но когда пост заканчивается, мы выписываем себе индульгенцию на то, чтобы отвязаться от всех правил и законов. Начинается какое-то разливанное море беззакония. Итак, пост – это всего-навсего концентрированное выражение к жизни вообще.

Меру достоинства любого дела определяет то, ради чего и ради кого ты это делаешь. Если пост держится человеком ради диеты, в смысле улучшения состояния здоровья или внешнего вида, то это диетологические упражнения, и у них одна цена. Если пост делается, потому что «так надо», без критического осмысления, то это есть следование традиции, не посоленное личным отношением. Тут другая цена.

Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу, связав пост в своем сознании с тем фактом, что это была первая заповедь. Заповедь «Не вкушай» была первой заповедью новосотворенного человека. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако, конкретные, запретительные и повелительные.

Повелительная была возделывать и хранить Эдемский сад, а запретительная – не вкушать от одного из деревьев сада, от Древа Познания Добра и Зла. Поэтому «Не вкушай» – это первая запретительная заповедь человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой заповеди. Нужно отказаться от определенных родов пищи с тем, чтобы истончить свою телесную природу, несколько ослабить её влияние на душу. Чтобы рабство души у тела, если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила крылья.

Дух и плоть после грехопадения находятся в противоборстве, и они примириться не могут. Дух хочет противного плоти, а плоть хочет противного духу. Это, по сути, борьба человека с самим собой. Самая великая борьба – это борьба с самим собой. Об этом говорят все великие культуры, об этом говорит, конечно же, Священное Писание. Побеждающий города, по слову Соломона, не так славен, как обуздывающий гнев. И человек, побеждающий себя, воздерживающий язык или другие свои движения души, более славен, чем все остальные победители.

Пост, таким образом, есть борьба человека с самим собой, совершаемая ради Господа Иисуса Христа и по подражанию Господу Иисусу Христу. Ведь Сам Он, выходя на проповедь, перед этим 40 дней постился.

Нужно разделить пост и воздержание. Воздержание – это некое уменьшение еды, отнятие времени от сна, умножение молитв, а пост – вообще неядение. Не есть и не пить – это собственно и есть настоящий пост. Если туда ещё включить молитву, то это есть война. Война с собой, с миром падших духов, влияющих на всякого человека, главным образом на его мысли. Если человек вступает в этот труд, то он – воин Христов.

Воинское сознание вообще сопутствует христианскому сознанию. Сознание христианина – это не сознание пацифиста, но сознание военного человека. Если это есть, то пост не будет формальным. Если это есть, то пост не пройдет мимо. Он и пробежит быстро. Его нужно облобызать, как святыню, обнять и обрадоваться тому, что он пришел.

Человек должен знать себя самого. Никто не знает, что у человека внутри, кроме духа, живущего в человеке. Я знаю свои проблемы. Вы должны знать свои внутренние и духовные проблемы. Если вы не знаете их, то вы, быть может, вообще ничего не знаете. Как вы можете знать другого человека или происходящее в мире, понимать все это правильно и давать достойную оценку, если вы не понимаете самих себя?

Читать еще:  Сонник: к чему снится береза. К чему снится Береза

Человеку вменяется необходимость самопознания. Об этом апостол Павел говорит Тимофею: «Вникай в себя и в учение, занимайся им постоянно». Заметьте: вникание в себя предваряет вникание в учение. Чтению Библии предшествует повеление «Вникай в себя!». Если ты не будешь знать себя, то ты дальше не двинешься. Человек – как воевода в городе – должен знать, какая из стен плохо укреплена, и какие из ворот более всего могут подвергнуться нападению. Так же и всякий из нас должен знать себя.

Знание своих проблем определяет направление борьбы. Словно военный стратег христианин должен нарисовать на карте личной войны синими и красными стрелочками направления главных ударов. Это нужно как раз для того, чтобы пост не был формальностью. Борец неизбежно приходит со временем в изнеможение. Он ощущает, что враги сильны и тогда он начинает молиться Богу о помощи. И до этого состояния должен каждый из нас дойти. До состояния священной немощи и взывании к Богу о помощи.

Кроме того, существует такая необходимая вещь для современного человека, как информационный пост. Если человек отдает уши и глаза на откуп всему тому, что показывается по телевизору и в интернете, всему тому, что поется по радио, он не постник – он обманщик. Обманщик себя самого. Если человек пьет молоко и не смотрит телевизор, но читает Евангелие каждый день – это хороший человек в отношении поста. Это даже подвижник. Он совершает посильный подвиг. Если же человек грызет одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему ТВ, – это самобманщик. Он не постится. Главное ведь в нас не брюхо, простите, а сфера ума. И этой сферой ума вращает лукавый, как игрушкой.

Необходимо ограничить или закрыть доступ к лишней и вредной информации до тех пор, пока вы не научитесь работать с этой информацией: дозировать, анализировать, отсеивать. Это очень сложные навыки, которые не всем даются. Для большинства же нужно решительно ограничить или даже пресечь доступ ненужной информации внутрь своей души. Это важнее всего остального.

Итог: чтобы пост не стал формальностью необходимо совершить его во имя Иисуса Христа, как борьбу с собой ради Царствия Божьего. Оно – Царство – силой берется, и употребляющий усилия достигает его. Надо в духовном смысле овладеть Обетованной землей. И тогда не будет никаких формальностей. Будет все очень строго, честно, по-настоящему, и это даст человеку венцы и награды.

Записала Лариса Бойцун
Видео: Владислав Грабенко

Андрей Ткачев: “Не ешь” – столь же древний запрет, как сам человек

Протоиерей Андрей Ткачев о Великом Посте

Протоиерей Андрей Ткачев о Великом Посте

Дорогие друзья, похвалим пост. Похвалим пост как явление, совечное человеку.

Когда человек был создан, и ничто ему не угрожало, перед ним расстилалась чистая гладь великой жизни, он был связан слабыми заповедями, маленькими. Была повелительная заповедь: возделывать и хранить сад Эдема. Земледелец, садовник – это первая профессия человека.

А вторая заповедь была ограничительной: не вкушать от одного из деревьев. То есть “не ешь” это столь же древнее явление, как сам человек. Как только человек был создан, его уши огласились Голосом “не ешь!” Не в смысле ничего не ешь. Ешь, ибо ты плоть, ты нуждаешься, ты связан с миром.

Мы через еду подтверждаем свою связь с миром. Мир нам не чужой. Поэтому мы должны его любить. Поэтому не должны плевать в колодцы, отравлять источники рек, вырубать леса, загаживать отходами химического производства пашни и поля. Потому что это все кормит нас, мы нуждаемся в этом. Эта наша связь с миром, она рождает сострадание к миру, благодарность к нему и любовь к нему. Но была заповедь – не ешь. Запрет на определенное вкушение был столь же древним, как древен сам человек.

Пост известен всем, кто хоть немножко знает Бога и кто стремится к тому, чтобы знать Его больше. Вы не найдете ни одной культуры, ни одной религиозной практики, ни одной религиозной традиции, в которой бы не нашли поста в той или иной его форме. Есть религии, требующие изуверского поста. Есть религии, требующие очень слабого, разжиженного, маленького поста. Но вы не найдете ни одной культуры, глубокой, серьезной, где есть поэзия, философия, аскеты, подвижники, храбрые воины, верные жены, великие цари, где не было бы понимания о том, что нужно поститься.

Читать еще:  Дуся полное имя женское православное. Значение имени евдокия

Когда Иона пришел в Ниневию и сказал, что еще три дня, и Ниневия будет разрушена, то первой реакцией, желанием спастись у ниневитян, у этих язычников, было не кормить никого. Самим не есть и не пить, детей не кормить. Пусть этот крик некормленных детей достигает неба. Скотину не кормить, чтобы она мычала там, выла, пищала, гавкала и мяукала. Чтобы и эти крики голодной твари поднимались к небу. Сесть в прах и смириться перед Богом. Эти люди тоже знали, что пост спасает человека.

У евреев есть великий день поста, когда они смиряют свои сердца перед Господом. В исламе есть месяц один в году, когда они слюну боятся сглатывать, боятся Бога, и хотят очистить душу от грехов. У всех них есть понимание, что пост и покаяние неразрывны, что пост нужен для прощения наших неправд.

Он есть, есть у людей. Но он должен быть и у нас. И он, конечно, есть у нас. У монашествующих, у благочестивых, у тех, которые имеют чистое сердце, обрезанное, или тех, кто стремится к чистому сердцу. Но далеко не у всех.

Никто никогда не ел так много, как ест сегодняшний человек. Столько перемен блюд на столах не было даже у царей, не то, что у работника ЖЭКа. Никогда человек не ел мяса круглый год. В самых богатых странах, в самых развитых культурах мясную пищу ели те, кому было разрешено. У китайцев, например, князья имели название “едящий мясо”. Не потому, что крестьянин не мог себе курицу зарезать – ему нельзя было.

То есть мясо ели не все. А те, кто ел, не ел его всегда.

Пост – матерь добродетелей. Все-таки он отводит зло от человека, он утончает его помыслы, он смиряет его сердце, он рождает много свободного времени. Он дает ему толчок в спину для того, чтобы он дальше пошел. И начал трудиться над душой своей.

Поэтому, пожалуйста, займитесь этим постным трудом. Все в свою меру, но все. Займитесь. Пользу ощутите сами. И потом не будете нуждаться, чтобы кто-то вас научил. Сами будете знать: в посту я был лучше, чем до поста или без поста. С Богом.

Подписывайтесь на канал
“Царьград” в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Протоиерей Андрей Ткачев и «стокгольмский синдром»

Последние несколько дней в так называемом «православном секторе» социальной сети Facebook бурлит очередной медиаскандал. Известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев в эфире телеканала «Царьград», отвечая на заданный женщиной вопрос об исповеди, разразился грубой и оскорбительной бранью в ее адрес, используя слова вроде «дерьмо», «приковать к себе священника за руку» и многие другие, все это – на повышенных тонах. За манерой ответа и используемыми оборотами очень быстро потерялась суть обсуждаемого вопроса, и ответ превратился в более широкое рассуждение, смысл которого можно свести к следующему: вы, прихожане, меня достали своей тупостью, шли бы вы уже куда подальше!

Видео разошлось по соцсетям и вызвало бурную реакцию православных. Одни защищают пастыря, говоря, что батюшка пусть и резко, и грубовато, но с любовью бичует пороки прихожан, что такая манера проповеди многим по душе, ссылаются на ветхозаветных пророков и эпизод из Евангелия, где Иисус Христос бичом изгоняет торговцев из иерусалимского Храма. Другие же, наоборот, указывают на недопустимую для священника манеру вести разговор, нарушение пастырской этики, дискредитацию образа священника в медиапространстве. Среди как и тех, так и других есть и миряне, и священнослужители, сотрудники храмов и церковных структур, и обычные прихожане. Некоторые недвусмысленно намекают даже, что переехать в соседнее государство (в 2014 году отец Андрей эмигрировал с Украины, где был настоятелем храма св. Георгия Победоносца в Киеве, по его собственному заявлению, из опасений за свою безопасность) и начать грубить его гражданам как минимум невежливо.

Это не первый раз, когда отец Андрей Ткачев становится персонажем подобных скандалов. В предыдущей истории поднялась такая волна возмущения, что священник отреагировал заявлением, которое с некоторой натяжкой можно принять за публичные извинения.

К сожалению, нельзя сказать, что речь идет о проблеме конкретного священника, которому медийная популярность, что называется, ударила в голову. Так называемый «казус Ткачева» отражает определенные тенденции в церковной жизни, ярко показывает определенные проблемы, существующие в русском православии и шире – в российском обществе, членами которого, без сомнения, являются миряне и священнослужители Русской Православной Церкви.

Я бы обозначила эту проблему как «запрос на насилие» или более распространенным термином – «стокгольмский синдром».

Читать еще:  Служба в храме на крещение 18 января. Когда святят воду на Крещение

Не секрет, что протоиерей Андрей Ткачев невероятно популярен. Он выступает в эфире православных телеканалов, постоянно публикуется на различных площадках, группы, посвященные ему в соцсетях, весьма активны, ролики с ним на YouTube набирают сотни тысяч просмотров. Беглый анализ комментариев под постами и роликами показывает, что большая часть его поклонников – женщины в возрасте от 30 до 55 лет, хотя, разумеется, не только они. Сопоставление этих данных со статистикой разводов в России дает возможность с уверенностью предполагать, что среднестатистическая поклонница отца Андрея – это одинокая женщина 40+, часто с детьми.

Проблема искажений в отношениях священников и прихожан, особенно женского пола, остро стоит в русской церковной среде со времен так называемого церковного возрождения конца восьмидесятых годов – как раз тогда во вновь открывавшиеся храмы хлынул поток прихожан, большинство которых составляли (и составляют до сих пор) женщины. Нетрудно догадаться, что для многих из них, выросших в семьях с ушедшими или изначально отсутствующими отцами, имеющих проблемы в семейной жизни и отношениях с мужчинами или совсем одиноких, батюшка стал образом идеального мужчины. Вежливый, добрый, понимающий, всегда готовый выслушать и утешить – вот и готовый предмет для обожания, которое может принести с собой немало проблем для обеих сторон. В различных публичных высказываниях принято аккуратно обходить темы эротического подтекста подобных «обожаний» (он присутствует не всегда, надо отдать должное), несдержанности, которую порой проявляют женщины, тайно, а порой и явно желая присвоить этот «идеал», в отдельных случаях доходящей до признаний в любви, а то и домогательств с последствиями в виде скандалов на приходе и проблем в семье священника.

Но я хочу сосредоточиться на другом. Очень, очень долгое время образ этого «идеального батюшки» по большей части был таков: кроткий, ласковый, доступный, мягкий человек, священник-утешитель, которому можно выплакать свои беды. Яркий почти до абсурда пример подобного священника – протоиерей Артемий Владимиров, менее известный как медийное лицо, но тоже очень популярный. Но вот этот образ меняется на ровно противоположный: грубый, подчеркнуто маскулинный. Мачо, который сверкает глазами, строжит, угрожает карами небесными и земными за неповиновение, обличает в мыслимых и немыслимых грехах. А еще хвалит мусульман за следование «традиционным ценностям» и в грубых выражениях ругает современных женщин за распущенность, суетность и непослушание, а мужчин – за слабоволие. И этот человек очень быстро становится популярным, востребованным, его не просто хвалят как проповедника, а благодарят (!) за научение и «правду-матку». Общий лейтмотив хвалебных и апологетических высказываний поклонников отца Андрея – «да, так с нами и надо». Что же это? Какой-то поворот во внутрицерковной среде? Люди устали от добрых и понимающих батюшек? В них пробудилась совесть и сознание собственной греховности, которую необходимо обличать «жестокими словами»? Или все-таки это отражение глубоких проблем, свойственных и Церкви, и обществу в целом?

Несколько лет назад в российском информационном пространстве началось обсуждение темы насилия, в том числе домашнего насилия: статьи, колонки, даже флешмобы в соцсетях, информационные и благотворительные кампании и так далее. Почти всегда это вызывает бурную общественную реакцию – и всегда находятся люди обоих полов, которые высказываются в духе «самавиновата», отрицают наличие проблемы или же считают, что она как минимум преувеличена. И в Церкви приверженцы подобных взглядов на семью, брак и отношения могут найти немало подтверждений и оправданий насилию, в том числе и в словах такого проповедника, как протоиерей Андрей Ткачев.

Другие священники – как в ответ на его слова, так и по собственной инициативе – регулярно заявляют, что насилие над другим человеком, в какой бы форме оно ни проявлялось, и тем более насилие в браке, – грех. Но их голоса часто тонут в хайпе вокруг очередного хлесткого высказывания сурового протоиерея, и сторонников у них меньше.

О чем это может свидетельствовать? О том, что общество наше больно многими болезнями: одна из них – невротическое чувство вины и жажда наказания, которое это чувство снимает, другая – понимание любви в первую очередь как насилия. Церковь отражает эти болезни как зеркало, показывая их нам в гипертрофированном и даже уродливом виде.

Однако на примере протоиерея Андрея Ткачева мы видим, что оскорбления прихожан и призывы к насилию уже не принимаются как само собой разумеющееся, они начали вызывать острую негативную реакцию. Может быть, это станет началом исцеления? Кто знает.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Источники:

http://www.pravmir.ru/protoierej-andrej-tkachev-kogda-post-stanovitsya-samoobmanom/
http://tsargrad.tv/articles/andrej-tkachev-ne-esh-stol-zhe-drevnij-zapret-kak-sam-chelovek_51325
http://blog.predanie.ru/article/protoierej-andrej-tkachev-i-stokgolmskij-sindrom/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: