Проповедь по библии на тему рождество. Проповедь иоанна златоуста о рождестве
Содержание
Слово в Неделю по Рождестве Христовом
Священномученик Иларион, небесный покровитель нашей обители писал, что «праздник Рождества Христова не есть воспоминание рождения на земле великого учителя в идиллической обстановке вертепа. Нет, это величайшее торжество о совершении великой благочестия, т.е. религиозной тайны: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16) [1] ».
Событие Рождества Христова не было ни случайностью, ни исторической неожиданностью. Оно было исполнением обещания, произнесенного Богом еще в раю нашим прародителям, о том, что Семя Жены, тое есть Сын Матери Божией сотрет (поразит, сокрушит) главу змия [2] . Ожидание исполнения сего обетования было долгим и томительным. Множеством святых мужей Божиих – пророков в Духе Святом предсказали, каким будет это великое событие, каким будет ожидаемый Мессия, тем самым укрепляя и утешая народ в этом ожидании.
Среди этих пророков, которых Церковь именует и великими и малыми, был и ныне чтимый святой царь и псалмопевец Давид, прямой предок Царицы Небесной. «Богоотца вси восхвалим, Давида царя, из него бо пройде жезл – Дева. Из Нея возсия цвет – Христос» [3] – так величает храмовое песнопение святого именинника.
Жизнь Давида была наполнена и ратными подвигами и заботами о государственном устройстве, тогда еще полукочевого еврейского народа; были в его жизни и тяжкие грехопадения, были и примеры такого покаяния, которое и до ныне для нас остаются высочайшим примером и уроком. Сам будущий царь происходил из семьи старейшины города Вифлеема Иессея. Будучи самым младшим из восьми его сыновей он пас овец.
Святой Давид от юности был кроток и боголюбив. Уже в юные годы в минуты досуга он, играя на псалтири, от избытка сердца слагал под ее звуки славословия Богу. За эту великую любовь к Богу, Господь избрал его себе царем и через пророка Самуила помазал его на царство и на пророческое служение.
Это вызвало в царе Сауле ревность и от этого времени Саул, от которого отступил Дух Господень, мучился завистью и унынием [4] .
Много пришлось претерпеть Давиду от злого, но законного царя. Не желая мстить своему притеснителю, он не смел поднять на него оружие. В этих скорбях он взывал: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя» (Пс. 58, 2). «Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой» (Пс. 41, 12). «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33, 20).
Во время войны с филистимлянами Давид с помощь Божией одолел неприятельского воина Голиафа.
Давид отказался от воинского снаряжения и вышел на единоборство только с пращой – примитивным даже в те времена оружием. На насмешки Голиафа юноша отвечал: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских. » (1 Цар.17, 45).
После гибели на войне Саула и его наследников святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими.
Но он не превозносился в дни благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но вот случилась беда: увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся властелин: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. » (Пс 50,1). Господь простил пророка. Но во искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться.
За пролитую но войнах кровь Господь не дал возможности святому воздвигнуть храм Богу Вышнему, но отдал это его сыну, Соломону.
Однако все скорби и испытания святой царь принимал, как подобает и нам современным христианам, со смирением как воздаяния за свои согрешения.
Почил пророк Давид за тысячу лет до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме.
Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь – эту великую книгу, о которой мы слышали более всех книг из Ветхого Завета, книга, в которой выражены все переживания верующей души: ее скорбь об утрате Бога и молитва о милости и заступничестве от Всевышнего; безмерное ликование при соединении с Богом и горение божественной ревностью. Сколько в ней прекрасных духовных строк, которые всем памятны: «Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей…» (Пс. 50) или «Живый в помощи Вышняго…» (Пс. 90), «Благослови душе моя Господа…» (Пс.102) и «Внуши Боже, Молитву мою и не презри моления моего…» (Пс. 54) и еще много-много других – всех не перечислить.
Но самое главное сокровище этой книги – ее великие пророчества о Мессии, которые были изречены Духом Святым через благочестивого царя.
Давид Духом Святым предсказал сам факт прихода в мир Христа Спасителя (Пс. 88, 20), Божественную и человеческую природу Его – царя не иудейского народа, но Искупителя всего человечества.
Пророк предсказал поклонение волхвов и будущее священническое служение Мессии – проповедь среди народов и обращение их к истине.
Проречены были и торжественный въезд в Иерусалим (Пс. 8:3; 117:25-26) и предательство ближайшим другом и учеником (Пс. 40:10; 54:14) а вскоре и горькая смерть самого предателя (Пс. 54:16,24; 108:18).
Святой пророк предсказал страсти Христовы с такой силой, и в таких подробностях, как будто был им свидетель: отвержение иудеями и язычниками: «Предсташа царие земстии и, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его», (Пс. 2,1), преследования и клевету «яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася» (Пс. 108, 2)
Он описал и ложное обвинение Праведника (Пс. 26, 12; 34, 11; 108, 2; 2, 2,3) и Его молчание на суде (Пс. 37; 14) насмешки над Ним (Пс. 21:7,8,16; 108:25), издевательства, избиения, плевки, бичевание (Пс. 34:15,21). Предсказал позорную смерть – распятие (Пс. 21, 15–18), вкушение уксуса и желчи вместо питья (Пс. 68, 22).
Предвидел Духом Святым и молитву Спасителя о врагах (Пс. 108, 4) и восклицания на кресте: «В руце Твои предложу дух мой» (Пс. 30:6).
Торжественным гимном воскресения в пасхальную ночь звучат пророческие слова 67-го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».
Пророк предсказал Вознесение Сына Божия и его седение одесную Бога Отца (Пс. 15, 11; 23, 7; 67, 19; 109, 1; 117, 19) и Второе славное пришествие (Пс. 49, 3-6)
И вечное Царство над миром: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего» (Пс. 44: 6-7)
Вот каковы пророчества этой книги!
И если святой Давид великий пророк, то пример того, как надо внимать и исполнять пророчества – жития святых сегодняшнего дня – праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня.
Овдовевший благоговейный восьмидесятилетний старец Иосиф, имевший шестерых детей от первого брака, был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия от дней введения во храм. По святой чистоте он и в мыслях не мог допустить что-либо скверное подумать о Деве Марии, почему и был способен неизвращенным разумом принять от Ангела весть о великой тайне Воплощения. Он стоял у колыбели младенца при поклонении Тому пастухов и волхвов, а все свое последующее жительство посвятил служению Богородице и Ее Богомладенцу. В дни бегства в Египет от гнева царя Ирода он был хранителем их жизней, а потом зарабатывал на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет.
Святой апостол Иаков, брат Господень был старшим сыном Иосифа Обручника от первого брака. Он не сомневался, не говорил как некоторые о Христе: «Не сын ли это Иосифа, не беспомощным ли младенцем его я сопровождал в Египет, не простой ли это человек?» Но, приняв Христа как Спасителя, последовал за ним как ученик, трудами апостольскими утверждал учение Царства Божия.
После Вознесения Господня он был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением у простых жителей Святого Града. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили по приказу первосвященников с крыши Иерусалимского храма за публичную проповедь народу об исполнении пророчеств, о пришествии Мессии – Богочеловека Господа Иисуса Христа. Так погубившие Христова апостола иудейские священники отвергли исполнение пророчеств и отвергли свое спасение.
Их пример вразумление нам, что не только важно получить пророчество, знать его, как знали мудрецы иерусалимские, призванные Иродом для совета. Важно и дорого исполнить его своей жизнью.
В эти дни, вновь переживая радость исполнения благой вести, мы веруем, что все пророчества исполнились. Все, что человечеству необходимо было знать для спасения, для прощения грехов и обретения вечной жизни, явлено нам в Евангелии – этом изложении Божьего Слова. Нет больше духовных тайн ни на небе, ни на земле.
Но вот, имея таких свидетелей истины некоторые, в гордой самоуверенности и непомерном тщеславии считают, что Господь будет продолжать давать еще новейшие пророчества, которые будут являтся дополнением к Новому Завету или даже представят собой некий Новейший Завет. Эти люди, сами себя возводящие в сан пророков, или даже новых христов, создают свои учения и секты, провозглашают себя новявленными спасителями человечества.
Но цель их одна: они хотят своих наивных последователей сделать из рабов Божиих в рабов человеческих, жаждут поклонения своей личности, себе – твари, а не Богу Творцу. А бедные люди с жадностью пытаются увидеть в этом мутном зеркале отражение своей будущей судьбы, прозреть свое благополучие, узнать, что станет с миром, каков будет курс валют, какая футбольная команда одержит верх. И лжеучители-шарлатаны без смущения уводят своих последователей с пути евангельской правды. Святые пророки, для спасения нашего открывавшие Истину – Самого Христа, преданы и отвергнуты; Бог – забыт и смехотворным суевериям жадно внимают люди, считающие себя не только взрослыми и рассудительными, но даже именующие себя христианами.
Но, по словам другого великого пророка Даниила «тайны, о которой мы спрашиваем не откроют, не могут открыть ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели» (Дан. 2: 27). Сегодняшнее чтение из Послания Галатам апостола Павла гласит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1,11–12).
В пророки нельзя назначить и записаться. Пророков во все времена поставлял на их служение Дух Святой.
«Ложный пророк – это не пророк, не посланный Богом» – писал священномученик Иларион. Мы можем смело продолжить мысль нашего святого покровителя и сказать, что ложные пророки посланники тьмы и ее служителей.
Будем помнить это твердо и спрашивающим нас о пророчествах в современном мире скажем: «Господь Бог не меняется, и слово Его совершенно и постоянно».
Это слово есть писание Ветхого Завета и Нового Завета, которые свидетельствуют о Христе и спасении Им через Свою жертвенную смерть рода человеческого. Наше главное пророчество: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом [5] .
Время пророчеств свершилось, настало время труда по исполнению этих обетований.
И память трех сегодняшних святых – святых Ветхого и Нового Завета тому доказательство.
Нам же, совершающим праздничное поклонение Богомладенцу остается только с благодарностью повторять слова апостола Иоанна Богослова: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6; 68).
«Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается; силы Небесные радуются, и земля с человеки веселится; волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» [6] .
Проповедь по библии на тему рождество. Проповедь иоанна златоуста о рождестве
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лук.2:8-19).
Вот уже 2000 лет христиане поздравляют друг друга словами «счастливого Рождества!» Чем же знаменателен этот праздник, не утративший своей актуальности среди исторических потрясений двух тысячелетий? Почему он широко отмечается во всем мире?
1. Рождество — это праздник устроенный для всех
“В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего”.
Та ночь в окрестностях Вифлеема начиналась как обычно. Ничто не предвещало одного из величайших событий в истории мироздания. У безымянных пастухов все шло своим чередом, – овцы улеглись спать, а сами они вели неторопливую беседу о делах житейских. Да и о чем еще им было говорить?! Профессия их считалась самой непрестижной, а жизнь была небогата событиями. В кабинетах они не сидели, умных книжек не писали, в Государственную думу не баллотировались, на модных курортах не «зажигали». Вчера, сегодня, завтра, послезавтра – те же овцы, тот же тяжкий труд ради куска хлеба от зари до зари… Кому это интересно.
Большинство людей на свете принадлежат к разряду простых. Власть имущие даже вслух называют их без особого почтения: «массы», «электорат», «толпа», а в мыслях… вероятно, еще более обидными словами. Богу же простые люди приятны.
Жизнь простых людей переполнена непростыми заботами: где и как заработать деньги, чтобы прокормить семью, как разрешить жилищный вопрос, чем поддержать тающее здоровье, как уберечь детей от соблазнов улицы. Нередко простые люди жадно смотрят телесериалы про жизнь состоятельных граждан, завидуя их шикарным апартаментам, дорогим машинам и возможности жить в свое удовольствие. Некоторые при этом спрашивают: почему же нам так не везет? Почему мы совсем забыты Богом?
На самом деле именно простым людям Господь предназначил быть богатыми спасительной верой. Именно они первыми получили приглашение на праздник Рождества.
Лука начинает рассказ о главном происшествии с пастухами с многозначительного слова «вдруг». В захватывающих историях им всегда обозначали неожиданные повороты судьбы: вдруг нашел клад…, вдруг обокрали…, вдруг заболел…От каждого слова «вдруг» мы невольно ждем пощечины, а не подарка, потому что в жизни земной больше печальных поворотов, чем счастливых!
Итак, Лука сообщает: “Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим”.
Можно представить себе, что у пастухов колени затряслись, язык одеревенел и волосы на голове зашевелились, когда ночная темень озарилась неземным светом! Одно только и могло придти на ум: наступил день суда, о котором пророки предсказывали! И стремительная, как молния, пронеслась в голове мысль: «Сейчас явится Господь Саваоф и грозно спросит: «Кто из вас без греха? Кто может оправдаться предо Мною? »
Да разве пред Богом оправдаешься? Чтобы попасть в адское пекло, достаточно свершить один, самый маленький грех, ну, скажем, покривить душой. Всего один. Самый маленький. Только вот на самом деле каждый из нас совершил тысячи больших и малых грехов! Поэтому глупо говорить, что в человеке хорошего больше, чем плохого. Даже если чересчур смело предположить, что мы исполнены большой доброты с добавлением малого греха, то и такая «смесь» отвратительна для святого Бога и непригодна для Его планов. Это все равно, что влить в бочку с медом ложку дегтя, а затем доказывать покупателю: «мед все-таки хорош, потому что его много, а дегтя в нем совсем мало».
Но в мире нет людей с малыми грехами. Человеку не удалось исполнить ни одну из обязательных десяти заповедей. Умом мы понимаем, что закон Божий хорош, что если руководствоваться им, счастья хватит на десяток жизней! Но внутри нас сидит что-то недоброе и подталкивает к согрешению. Хоть плачь!… Короче, неприятное это дело, когда на тебя падает свет Господний. Он выявляет давно забытые грехи, и они возвышаются в душе, словно Гималайские горы, разделяя с Господом Саваофом.
Евангельская весть обращена именно к таким людям! Ангелы принесли приглашение на первый праздник Рождества не богатым, могущественным или святым, но простым и грешным! Это приглашение адресовано и тебе!
2. Рождество — это праздник истинной радости
Пастухи замерли от страха, озаренные небесной славой. Но вдруг из среды этого неземного сияния к перепуганным пастухам обратился Ангел Господень и торжественно, с великой добротой и любовью произнес:
“не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям”.
Пастухов словно теплой волной благодати накрыло. Леденящий страх сменился радостной надеждой. Ангел принес им весть о великой радости, о которой доселе они не могли и мечтать.
В тяжелой и однообразной жизни пастухов было нечто, наводящее их на особенно грустные размышления. Каждый день к ним приходили люди, чтобы отобрать лучших овечек из стада в храм для жертвоприношения за грехи. Реки крови проливались для очищения грехов. Но проходило время и те же самые люди приходили вновь, обремененные все теми же грехами, не ощущая никакой пользы для своей души от постоянных жертвоприношений. И снова лилась кровь жертвенных животных, не в силах смыть грех с сердец. Для этого нужно было что-то большее, чем религия. Но что? Этот вопрос столетиями оставался без ответа…
Но вдруг нежданно-негаданно для пастухов Посланец неба провозгласил: “ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь”.
Вот она, необыкновенно радостная весть: спасение от кары за грех приходит не через молитвы, посты и обряды, не через строгих священников, а только через Того, Кого Ангел назвал Спасителем, Мессией, Господом! От этой вести сердце выпрыгивало из груди: «Если пришел Спаситель, Он спасет меня от ада и смерти, от которых я отчаялся найти избавление»!
Но… как Его найти? К счастью, Ангел учел и это желание:
“и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях”.
Невероятно! Спаситель мира — на соломе в кормушке для скота? Какой царь позволил бы своему ребенку родиться в хлеву? Спаситель, которого тысячелетия ожидало человечество, не заслужил подобного унижения! Ему по сану положено родиться в наилучшем дворце и лежать в удобной колыбели, украшенной золотом и алмазами. Нет! Что угодно, только не пещера и ясли!
Но послушайте! Если бы Спаситель родился во дворце, простой человек не мог бы пойти и поклониться Ему! Спаситель должен быть доступен спасаемым! Чтобы вы и я могли приобщиться к Его божественности, Он приобщился к нашему человеческому естеству и нашим проблемам.
Поверьте, при этой мысли трудно сдержать слезы: «Ради меня Он приобщился к нищете и позору! Никто и никогда не проявлял ко мне такой любви! Все требовали что-то от меня, но никто ничего не сделал исключительно ради меня самого»!
3. Рождество — это праздник вдохновенного поклонения Христу!
“И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!”
Ангелы прославляли Бога за чудный план спасения. Им не безразлично, что происходит с нами – гибнем мы или спасаемся. И когда пришло время осуществления этого грандиозного плана, они радовались так, будто спасение принадлежало в равной мере и им. Мы тоже можем славить Бога за Его план спасения. Даже катастрофа такого масштаба, как грехопадение людей, не привела Его в растерянность. Он знает, как справиться с любой бедой!
“Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь”.
Для пастухов решение пойти поклониться Младенцу было связано с определенным риском: на кого оставить стада? Никто не хотел лишиться возможности увидеть рожденного Спасителя! Все понимали, что в пещере младенец долго не задержится, и потому нужно спешить! Я думаю, простые люди решили эту проблему без особых сомнений: «Есть вещи поважнее, чем овцы и увольнение с работы! Раз ангелы повелели спешить всем без исключения, то все и пойдем! Бог сохранит стада»!
Пастухи не обманулись в своем доверии Богу. Они не только не понесли материального ущерба, но приобрели уникальное преимущество – первыми склониться перед пришедшим в мир Спасителем и разделить общение с Марией и Иосифом. Помните, что повеления Господни намного важнее человеческих дел. Мы только выиграем, повинуясь им!
О, как спешили пастухи к заветной пещере! Скорее всего, они ног под собой не чуяли от радости! Искали они недолго, ведь всю эту местность, все пещеры они знали, как свои пять пальцев. Лука сообщает: «и нашли Марию, Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях». Вот такие, вспотевшие, запыхавшиеся они вошли в пещеру, и должно быть, пали в ноги родителям: «принимайте гостей, нас ангелы к вам послали»!
Должно быть, глава семейства, Иосиф, мягко, но настойчиво сказал: «Только не нужно склоняться перед нами, мы такие же простые люди, как и вы. Христу поклонитесь! Он наш Спаситель! Он Мессия, Сын Божий»! И, возможно, счастливая Мать, взяла ребенка и, протянув его к пастухам, сказав: «Можете подержать! Ведь Он не только наш Сын, но и Сын Человеческий! Расскажите, что же вы слышали от ангелов»?
“Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем”.
Несомненно, кто-то из пастухов мог спросить о значении той ангельской песни о мире на земле. «Неужели Римской оккупации конец, неужели царь Ирод стал святым монархом»? В ответ святое семейство, вероятно, объяснило, что ангелы пели о мире между Богом и верующими в Иисуса Христа людьми. «Он родился, чтобы умереть за всех нас», – должно быть, прошептала Мария, прижимая крошку к Своей груди. Как человек глубокого благочестия и знаток Писания, она не могла не знать, не могла не сказать о пророчествах Библии относительно ее Сына:
- Иисуса Христа без Его вины возненавидят старейшины народа
- близкий друг предаст Его за 30 серебренников
- от Него откажутся ученики
- Его подвергнут истязаниям
- а затем пригвоздят ко древу
- Он примет весь гнев Бога за грехи людей, будет даже на время оставлен Богом и испытает ужасы ада
- Он произнесет слова «Боже мой! Боже мой! Для чего ты Меня оставил?»
- Его похоронят в гробнице богатого человека
- но на третий день Он воскреснет
- Всякий, кто всей душой доверится искупительному подвигу Иисуса Христа и будет следовать Его учению, обретет мир с Богом и после смерти наследует вечную жизнь
Это возвещали пророки еще 2700 лет назад, и их пророчества в точности сбылись в тридцать третьем году нашей эры! Исполнившихся пророчеств вы не встретите ни в одной религии, и это выдает их земное, человеческое происхождение. Только Библия достоверно сообщает, о том, как все началось и чем все закончится. Время — лучший друг Библии, потому что подтверждает ее истинность, и худший враг лжепророков, потому что открывает их лживость.
5. Рождество — это праздник спасения!
…Вот так в безымянной вифлеемской пещере состоялось первое в мировой истории празднование Рождества. Приглашенным на него простым людям был возвещен путь спасения: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».(Иоан.3:16) Писание говорит: “Пастухи вернулись домой, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было”. Они знали, что Бог подарил им вечную жизнь ради веры в Его Единородного Сына. Теперь они — не простые пастухи, а дети Отца Небесного! Они навсегда в мире с Богом, и Он с ними! Они теперь богаче всех земных королей: вера, которую они обрели, дороже чистого золота.
Дорогой друг! И вы должны искать Христа, как искали Его вифлеемские пастухи, ведь это вопрос вашего вечного блага или вечного мучения! И хотя вас к этому призывают не святые ангелы, а простые христиане, Благая весть звучит так же серьезно, как если бы к вам проговорил Сам Бог. Христос сказал Своим ученикам: “Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня” (Лук.10:16.)
Как пастухи нашли Его не в украшенном золотом дворце, но в скромной обстановке, так и вы можете найти Христа и воздать Ему славу в простом, но сердечном общении христиан. Счастливого Рождества!
Рождественская проповедь
С Христовым. Мир вам, дорогие слушатели! Говорю эту проповедь по поводу рождения нашего Господа Иисуса. Поэтому поздравляю вам с радостным и светлым праздником Рождества Христова! Мы с вами, как и весь мир вступили в преддверие нового года. Это время имеет ежегодно особую характеристику, особый смысл для каждого человека. В ожидании нового года многие люди, а может, и большинство людей имеют особую надежду. Школьники надеятся успешно закончить следующий класс или вообще школьное образование.
Студенты вузов, техникумов или профтехучилищ, как более серьёзные по сравнению со школьниками, имеют твёрдое намерение закончить соответствующее учебное заведение и получить путёвку в жизнь.
Рабочие и служащие озабочены о том, чтобы в свете современного стресса не потерять работу, чтобы и дальше обеспечивать семью всем необходимым.
Одни мечтают о том, чтобы получить, наконец, квартиру. Другие желают приобрести более комфортабельную квартиру, а третьи – стремятся ко всему этому купить ещё хорошую автомашину! Всё это естественно и нормально.
Но преддверие нового года характерно тем, что непосредственно перед новым годом весь христианский мир празднует рождество. Многие люди даже не говорят уже «рождество Христово», а просто рождество. Почему?
Потому что они не знают, что этот праздник означает в жизни каждого человека. А если и знают, то не хотят об этом задуматься. Люди радуются этому празднику, потому что в этот день не нужно работать (а в Германии – два дня!).
Они охотно принимают подарки, устраивают гулянки, украшают свои дома, квартиры и даже усадьбы всевозможными гирляндами, потому что, в действительности, живут во мраке, но о самом главном смысле рождества не хотят даже говорить.
Я не зря говорю о том, что с новым годом люди связывают много надежд. В Библии – Слове Божием – мы не находим конкретных сообщений когда, в какой день родился Иисус Христос, Сын Божий. 25-ое декабря принято людьми условно за день рождения Иисуса.
И, тем не менее, Бог так устроил, что рождество Христово празднуется именно непосредственно перед Новым годом, так как только с рождеством Христовым действительно связаны все надежды погибших людей.
Дорогие слушатели, именно в этом месте я должен вам сказать, что людям не надо погибать, как некоторые думают: «о, я так согрешил, поэтому я теперь погибший человек»! Нет! все люди являются погибшими грешниками, потому что все мы происходим от Адама и Евы, которые жили в райском саду и имели всё в изобилии.
Господь дал им одну заповедь: не кушать плод с дерева познания. Эту заповедь они нарушили и в духе умерли для Бога. Хотя физически жили, но душа их умерла для Бога. Но так как внутри дерева познания находилось ещё дерево жизни, то Бог изгнал наших прародителей из райского сада.
Чтобы они съели ещё плод с дерева жизни, что привело бы к вечной смерти. Тогда спасение людей для вечной жизни было бы даже для Бога невозможным! Вывод: даже если бы кто-то из нас жил не согрешая, то, тем не менее, такой человек являлся бы погибшим грешником.
Потому что грех Адама и Евы передаётся по наследству. Об этом Слово Божие говорит в Рим.5,12: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили».
Не удивляйтесь, дорогие слушатели, ибо это есть духовный закон! Итак, все люди являются погибшими грешниками, поэтому погибать никому не надо, а нужно только спасаться!
Спасаться для жизни вечной. Почему для жизни вечной? Потому что небесный Отец вместе со Своим Сыном сотворили людей на Земле для того, чтобы Иисус Христос имел в вечности общение.
Поскольку Адам и Ева послушали голос змея (сатаны) и практически выполнили его волю, то все потомки Адама и Евы оказались в плену у сатаны! На этом Господь мог закончить и сказать: «это была лишь неудавшаяся проба»! Нет, нет!
Господь ошибок не делает, потому что в начале знает, что будет в конце (Ис 46,10). Он знал, что люди, Его творение, падут в грех, и Он допустил это. Этот вопрос не будем здесь обсуждать. Итак, люди, корона Божиего творения, оказалась в плену у противника Бога, у сатаны.
Но Господь не имел намерения оставить Своё падшее в грех творение, а имеет свой определённый план спасения, поэтому уже в Ветхом Завете читаем в Ис.49,24-25: «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?
25 Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу»
По поводу этого радостного сообщения и утешения, которое Господь дал людям уже в Ветхом Завете (в последнем выражении этого стиха) мы можем сказать что Господь разрушил дела сатаны на Голгофском кресте 1Ин.3,8: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола».
Этот план спасения людей из плена сатаны Господь Иисус вынашивал до тех пор, пока люди более или менее духовно созреют, чтобы осознать своё погибшее состояние. Но в ожидании этого времени, этого момента, Господь сообщает людям через того же пророка Исаию радостную весть о своём намерении.
Читаю это место, Ис.9,6: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
Кроме этого Господь Бог сообщает Своему падшему в грех Творению через того же пророка Исаию ещё одну очень радостную весть в отношении пришествия Сына – Иисуса Христа на землю с целью освобождения людей из плена сатаны.
Читаю из книги пророка Ис.7,14: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
Из этого стиха мы конкретно видим, как, каким образом должен был Иисус явиться на землю. Об исполнении этого обетования, этих обещаний людям в Ис.9,6 и 7,14. Читаем в Евангелии от Лук.1,31-33: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
И в Евангелии от Мтф.1,23: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
Имя Иисуса «Еммануил» на еврейском языке пишется «Immanuel», что означает: «с нами Бог». Окончание «ел» или «Елоим» означает по-еврейски Бог.
Для сведения всех слушателей хочу сразу сказать, что имя Иисуса «Еммануил» встречается в Библии 3 раза: в Ис.7,14; 8,8 и в Мтф.1,23. Число 3 означает «общение», так как лучшего общения, чем между Отцом, Сыном и Святым Духом нет и быть не может.
Но так как Отец и Сын сотворили людей для того, чтобы Сын имел в вечности общение, то имя Иисуса «Еммануил» («с нами Бог») не случайно. Все эти подробные сведения сообщает нам Святой Дух, чтобы ввести людей в Божий план спасения.
Иисус Христос – Бог! (см. Ин.1,1 и Рим.9,5) Следовательно, в лице Иисуса Бог был в плоти с людьми на земле, а в течение 2000 лет времени благодати, Он в духе находится среди людей, то есть: «с нами Бог»!
Напоминаю слушателям также о том, что Бог вынужден был истребить людей (за исключением семьи Ноя в составе 8 человек и Еноха) водами потопа. Чаша грехов была с краями полна , о чём читаем в Быт 6,5-7.
Мы можем также сказать, что тогда наступила полнота времени терпения Богом падших в страшный грех людей. Но о полноте времени мы снова читаем в Гал.4,4: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону»
Теперь мы приходим к цели, то есть к пришествию Иисуса в плоти на землю, к историческому моменту Его рождения Марией: « се, Дева во чреве приимет и родит Сына» .
Здесь мы видим исполнения пророчества, данного Господом через пророка Исаию. « Полнота времени », о которой мы читаем в Гал 4,4 заключается в том, что чаша грехов всего человечества на земле снова была полна с краями, как до потопа.
Поэтому Бог должен был снова истребить всех погибших грешников или … К великой нашей радости и к счастью Бог избрал второй вариант и послал Своего возлюбленного Сына Иисуса Христа в Жертву за грехи всех людей, за грехи людей всего мира.
Читаю из Евангелия от Ин.1,29: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира».
Именно об этой великой радости, что из любви к своему падшему в грех творению небесный Отец посылает Своего Сына, который должен взять на себя грех всего мира и дать людям возможность спастись для жизни вечной.
Именно об этой радости сообщает Ангел Господень пастухам в Евангелии от Лук.2,10-12: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Хотя Слово в Ис.9,6 и 7,14 написано задолго до пришествия Иисуса на землю, но о Его рождении Святой Дух сообщает нам в этих стихах в прошедшем времени! Почему? Потому что это было твёрдое решение небесного Отца, как уже совершившееся.
Об этом решении небесного Отца мы читаем в Ин 3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Отмечу ещё одну очень важную деталь в выше приведённом стихе (Ис.9,6), в котором Господь Иисус наделяется пятью различными именами: « Чудный , Советник , Бог крепкий , Отец вечности , Князь мира ».
О каждом из этих имён Иисуса можно написать прекрасную проповедь, но, к сожалению, у нас нет на это времени. Скажу только самое главное. Число пять означает благодать, так как пять ран Иисуса стали нам благодатью. Иисус пришёл на землю в плоти, чтобы создать фундамент для спасения благодатью.
Дорогие слушатели, обращаю также ваше внимание на то обстоятельство, что Иисус приходил в первую очередь к своему народу, Израилю. Об этом мы читаем в Ин.1,11: «Пришел к своим, и свои Его не приняли».
А поскольку Израиль не принял Иисуса своим Мессией, то Иисус отставил Свой народ на 2000 лет сторону и принял язычников, нас язычников! Дети Божии должны, конечно, печалиться и молиться за Божий народ Израиль, но для нас – это величайшая радость!!
И об этой великой радости, что великий, праведный, любящий и милостивый Бог выведёт язычников из мрака в Свой свет, Святой Дух сообщает нам уже в Ветхом Завете в Ис.9,1-2: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет».
В этом стихе мы дважды видим ссылку на язычников: Неффалим прообразно представляет язычников и «Галилея языческая», так как Галилеяне представляют собой смесь евреев с язычниками.
О том, что Господь Иисус никого из народов не обошёл благодатию, а хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины, мы видим также в Д.Ап.26,18: «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными”
Как протекал бы Божий план спасения людей, если бы Израиль принял Иисуса своим Мессией, я не стану здесь объяснять, но в вопросе спасения, Он ни евреев, ни язычников не ущемлял и не стал бы ущемлять. Потому что мы должны исходить из того, что Он хочет, чтобы все люди спаслись. Читаю из послания Тит.2,11: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков».
Господь Иисус хочет, чтобы все люди спаслись – это Его святая воля, но к великому сожалению далеко не все люди имеют это желание придти к Иисусу (пока ещё продолжается время благодати), и сказать Ему: «да! дорогой Господь Иисус, я понял (а), что являюсь погибшим грешником (цей) и нуждаюсь в спасении.
Поэтому прошу Тебя сегодня, прости мне все мои грехи, омой меня Своей святой спасающей кровью; дай мне Духа Святого и сделай меня дитём Божиим. Дай мне также великое желание постоянно читать Твоё Слово и мужества свидетельствовать окружающим людям о Твоей любви к ним, и о той дорогой цене, которой Ты заплатил за грехи каждого человека».
А теперь коротко вернёмся к началу нашей проповеди. Дороги слушатели, мы находимся с вами в преддверии нового года. Этим преддверием и настоящей надеждой каждого человека в новом году и в твоей жизни вообще является «рождество Христа», Который умер на Голгофе и за твои личные грехи.
В праздник «рождества Христова» Он с особым акцентом напоминает тебе о том, что любит тебя Своей Божественной любовью и хочет спасти тебя для жизни вечной. И если ты Иисусу ещё не позволил спасти себя, то Он сегодня стоит перед тобой с протянутой рукой, чтобы через твоё покаяние переложить жизнь вечную в твои руки. Скажи же Ему «да, я хочу».
И если ты сделаешь этот решающий в твоей жизни шаг и дашь Иисусу спасти себя для жизни вечной, то это будет для тебя страхование жизни: что бы с тобой на этой земле не случилось, ты будешь в вечности в славе Иисуса Христа.
Если ты позволишь спасти себя для жизни вечной, то это значит, что ты позволишь Иисусу вселиться в твоё сердце. Другими словами это значит, что Иисус родится в твоём сердце. Для тебя это будет истинным «рождеством Христа»!
Именно для этого Слово Божие постоянно напоминает каждому погибшему грешнику посредством праздника «рождества Христова» о том, есть на небесах милостивый, долготерпеливый Творец и Спаситель,
Который хочет спасти всех людей для жизни вечной. Он ждёт тебя! Не упусти время для спасения и эту возможность, которую Он сегодня тебе предлагает. Время благодати на исходе! Аминь.
Рейнгольд Рейнгардт
Проповедник, евангелист. Родился 04.08.1931 в семье служащего, в селе Новая Гололобовка в бывшей немецкой автономной республике немцев Поволжья. С 1980-го года переехал в Германию, в городе Франкфурте на Майне. Многие годы занимался организацией строительства молитвенных домов в Украине и России. С 1995-го года евангелизацией среди детей на Украине, с женой Леной.
Источники:
http://pravoslavie.ru/43975.html
http://ryagusov.ru/1679
http://www.e-istina.org/2008/01/06/2009-06-23-05-36-49/