Почему татьянин день так назван. Почему Татьянин день — праздник студентов
Содержание
- 1 Почему татьянин день так назван. Почему Татьянин день — праздник студентов
- 1.1 Праздник 25 января – Татьянин день и День Студентов
- 1.2 История праздника Татьянин День
- 1.3 Татьянин день и День студента
- 1.4 Традиции на Татьянин День. Празднование Татьяниного Дня
- 1.5 История праздника День студентов
- 1.6 Празднование Дня студентов
- 1.7 Почему студенты отмечают Татьянин день?
- 1.8 Когда появился День студента?
- 1.9 Почему Татьянин день называют Днём студентов?
- 1.10 Традиции празднования студенческого дня
- 1.11 Почему на Татьянин день студенты пьют медовуху?
- 1.12 Почему Татьянин день — праздник студентов?
- 1.13 Татьянин день
Праздник 25 января – Татьянин день и День Студентов
25 января в нашей стране сразу 2 праздника – женщины с именем Татьяна отмечают свои именины, а вся Россия празднует День студента .
История праздника Татьянин День
Святая мученица Татьяна родилась в знатной римской семье – ее отец трижды избирался консулом. Но он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татьяна не стала выходить замуж и служила Богу в одном из храмов, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся.
В 226 году девушка была схвачена во время очередных гонений христиан. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась – и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью. На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли.
Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу.
Святая Татиана перекрестилась и стала молиться, – и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны.
Потом девушку вывели на арену цирка, выпустили на нее страшного льва, но зверь только ласкался к святой и лизал ей ноги . А когда его попытались увести обратно в клетку – внезапно бросился на одного из мучителей и растерзал его. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы , чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены. В конце концов судья распорядился отсечь голову Татьяне и ее отцу, и она была занесена христианами в святцы как погибшая за веру. Как свидетельствует история, среди московских престольных праздников Татьянин день был особенным.
Татьянин день и День студента
В 1755 году день святой великомученицы Татьяны (Татьянин день) получил новое значение в истории российской науки – императрица Елизавета Петровна подписала “Указ об учреждении в Москве университета из двух гимназий”. Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так появился студенческий праздник – Татьянин день и День студента.
Московские студенты чтили память мученицы Татианы торжественными молебнами и выступлениями своих хоров в церквях. И университетская церковь была освящена в честь Татьяны. В этом храме долгие годы молились многие поколения студентов и университетских профессоров. Советская власть закрыла храм. В 1994 году 25 января по новому стилю Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые отслужил в Татианской церкви молебен. В тот же день в университете начал свою работу I Всецерковный съезд православной молодежи. Татьянин день стал любимым праздником студентов еще и потому, что в российской системе высшей школы он традиционно совпадает с окончанием осеннего семестра и началом зимних каникул. Не стоит забывать и такой исторический факт: 12 января по старому стилю отмечалось Тезоименитство Ея Императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны Романовой, дочери царя Николая II, расстрелянной большевиками в Екатеринбурге в 1918 году. Татьянин день с его братскими пирушками, розыгрышами почтенных профессоров, катанием на санях стал непременным объектом студенческого фольклора, атрибутом студенческих традиций.
Традиции на Татьянин День. Празднование Татьяниного Дня
В России еще в середине прошлого века Татьянин день (День студента) стал веселым и шумным праздником студенческой братии. В этот день толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером, на одном извозчике и горланили песни. Хозяин “Эрмитажа”, француз Оливье, отдавал студентам в этот день свой ресторан для гулянки. Пели, говорили, кричали. Профессоров поднимали на столы. Ораторы сменялись один за другим.
Так праздновался Татьянин день студентами России дореволюционной. После Октябрьского переворота об этом празднике вспоминали нечасто. Но в 1995 году снова открылся храм святой Татьяны при Московском университете. А в актовом зале старого здания в этот день были вручены премии, учрежденные в часть основателей первого российского университета – графа И.И. Шувалова и ученого М.В. Ломоносова. И снова в России появился веселый студенческий праздник – Татьянин день.
История праздника День студентов
Исторически так сложилось, что как раз в тот самый Татьянин день, в далеком 1755 году 12 января, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета» и 12 (25) января стало официальным университетским днем (в те времена он именовался «днем основания Московского университета»). Именно с тех пор святая Татиана считается покровительницей всех студентов. Нужно отметить, что в переводе с греческого само древнее имя «Татиана» означает «устроительница».
В 60-70 гг. XIX столетия Татьянин день превращается в неофициальный студенческий праздник. C этого дня, к тому же, начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческая братия всегда весело отмечала. Празднование «профессионального» дня студентов имело традиции и ритуал – устраивались торжественные акты с раздачей наград и речами.
Празднование Дня студентов
В первое время, день студентов отмечался только в Москве, и отмечался он очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица.
В XVIII – первой половине XIX века университетским, а потому и студенческим праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовала публика, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 12 января. Но его называли не Татьяниным днем, а «днем основания Московского университета».
Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник – Татьянин день и День студента.
Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции праздновать его сохранились и в наши дни. Студенческая братия как устраивала широкие гуляния более ста лет назад, так и в настоящее время 25 января День студента бурно и весело отмечается всеми студентами по всех Росси. Нужно отметить, что в этот день квартальные даже чрезвычайно трезвых студентов не трогали. А ежели и приближались, то козыряли и осведомлялись: «Не нуждается ли господин студент в помощи?».
Впрочем, студенты никогда не упустят свой шанс отдохнуть от долгого и нудного учебного процесса – и, согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь период сессии.
Почему студенты отмечают Татьянин день?
25 января студенты и преподаватели университетов отмечают свой «профессиональный» праздник. Для многих учащихся это повод отпраздновать конец сессии и начало каникул. АиФ.ru рассказывает, когда в России начали отмечать День студента, и как этот праздник связан с Татьяниным днем.
Когда появился День студента?
25 января 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета.
День был выбран не случайно. Основатель университета граф И. И. Шувалов приурочил открытие учебного заведения к именинам своей матери Татьяны Ростиславской.
Почему Татьянин день называют Днём студентов?
Именно в этот день, 25 января, православная Церковь вспоминает святую Татиану Римскую. Она приняла мученическую смерть за веру в Христа. Подробнее о святой Татиане читайте в статье>>
В 1791 году в одном из флигелей главного здания университета на Моховой улице была создана домовая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая была объявлена покровительницей всего российского студенчества.
Традиции празднования студенческого дня
В 60-70-е годы XIX века Татьянин день превратился в неофициальный студенческий праздник. Сначала его отмечали только в Москве, затем традиция распространилась и в других городах России, где были высшие учебные заведения.
Официальным праздником считалось 12 января. И только указом императора Николая I празднование Дня студентов было перенесено на 25 января — день подписания указа об основании Московского университета.
До революции у праздника были свои традиции и ритуалы. В Татьянин день устраивали гуляния. На улицы выходили преподаватели и профессура, студенты и выпускники высших учебных заведений — юристы, врачи, учителя и другие представители интеллигенции.
Схема празднования была универсальна: обедня, молебен с акафистом святой мученице Татиане, торжественное мероприятие при университете, затем развлечения.
Праздник отмечался достаточно шумно и весело. Полиции не рекомендовалось в этот день арестовывать и даже задерживать выпивших студентов, им наоборот оказывали помощь.
Студенты прогуливались по Большой Никитской и распевали гимн «Gaudeamus igitur». После толпа перемещалась к Тверскому бульвару, в излюбленные кабаки. Еще с семидесятых годов XIX века хозяин «Эрмитажа» француз Оливье отдавал студентам на этот день свой ресторан для празднования. На этом пиру за одним столом могли оказаться бедные студенты и именитые профессора — на один день учёное сообщество забывало про чины и становилось единым братством.
После 1917 года о Татьянином дне забыли на долгие десятилетия, однако в 1990-е годы праздник снова вернулся. Многие традиции, к сожалению, не сохранились.
День студента официально признали только в 2005 году: 25 января президент Владимир Путин подписал указ о дате праздника и присвоении ему высокого статуса общегосударственного.
Традиции празднования Дня студенчества для каждого города, каждого университета или колледжа иногда в значительной степени отличаются. Например, в Волгограде к этому дню открывается выставка работ, выполненных исключительно Татьянами. А в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова ежегодный Татьянин бал открывается танцем со свечами — эта традиция восходит к дореволюционным торжественным шествиям со свечами в Московском университете. На другом конце страны, во Владивостоке ведут Большую книгу студенческих рекордов.
Почему на Татьянин день студенты пьют медовуху?
На Татьянин пили разные горячительные напитки. Дети из богатых семей могли позволить себе вино или шампанское. Для обычных студентов самым доступным напитком была медовуха. 25 января ее выкатывали на улицу прямо в бочках. Подробнее о традиции читайте в материале>>
Приготовить медовуху на Татьянин день самостоятельно вы можете по нашему рецепту>>
Почему Татьянин день — праздник студентов?
Обычно на этот вопрос отвечают, что 12 января 1755 года (по старому — юлианскому — календарю) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Якобы друг Ломоносова Иван Иванович Шувалов, императрице сей указ предложивший, выбрал именно этот день потому, что мать его звали Татьяной. И вот логическая цепочка: день рождения Московского университета — соответственно Татианинский храм — соответственно главный российский вуз…
И Татиана, небесная покровительница всех российских студентов. В такой, казалось бы, очевидной версии есть очевидные натяжки.
Начать с того, что храм Мученицы Татианы был освящен в 1791 году, когда уже ни Елизаветы Петровны, ни Ломоносова, ни Шувалова в живых не было. И связывать освящение храма с датой 12 января, когда университет, собственно говоря, существовал еще только на бумаге, можно достаточно условно.
Естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью.Тем не менее была выбрана мученица, о которой на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой — древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.
Татьянин день
Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире — между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь — интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками Татьянин день.
И последнее. Был такой римский император Александр Север, можно сказать, религиозный глобалист той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос — «один из». Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма — вот путь святости, который тоже столь важен сегодня.
Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них.
Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц, на которых с любовью останавливается взор каждого патриота, ревнующего о благе и славе родной земли. Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо патриотизм не есть качество, не есть добродетель, а есть долг, обязательный для всех.
Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце, где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает восторг и любовь — везде известен, везде любим и славим Московский университет, как главный рассадник истинного знания, как хранитель Просвещения. Мирно и тихо течет ученая и учебная жизнь в стенах Московского университета, и поколение за поколением проходит в стенах его, черпая здесь знания, необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине.
Пройдут еще века, и все так же Московский университет, великий в своей седой древности, богатый лучшими преданиями своих былых времен, по прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев, пока мало по малу — хочется этому верить — в стенах именно Московского университета впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий с одной стороны в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного мира, с другой — в смиренном сознании, что есть еще целая область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый скальпель ученого, но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна.
Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки, как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета!
Татьянин день Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нем можно видеть залог величия и славы нашего университета.
В старое время, когда идеал западно-европейской цивилизации, состоящий в поклонении плоти преимущественно перед духом, не соблазнял еще своим лживым блеском наших предков, они, приступая к сооружению нового города, прежде всего ставили храм Божий и только затем уже закладывали городские стены и другие здания. Этим призывалось на новый город Божье благословение, этим полагалось основание его будущему благосостоянию и развитию.
Печальный XVIII век, век отрицания истины и торжества лжи, оказался гибельным и для России — где в это именно время стали забываться многие лучшие обычаи и предания старины.
Так и Московский университет долгое время по своем основании не имел собственного храма, о чем глубоко скорбели все любящие родне просвещение, понимая, что никакие самые богатые приспособления и научные пособия не принесут пользы, если над всем этим не будет Божьего благословения.
Желание иметь при университете отдельный храм по ревностным стараниям директора Московского университета Фонвизина осуществилось, наконец, 5 апреля 1791 года, когда митрополит Платон освятил церковь во имя мученицы Татианы, «сооруженную Императорским Московским университетом в доме своем, в незабвенную память своего заведения»
В 1812 году, во время неприятельского нашествия, здания университета сгорели, а с ними вместе сгорела и Татианинская церковь.
В 1817 году, после Высочайшего повеления о восстановлении университетских зданий, попечитель университета князь А. П. Оболенский докладывал преосвященному Августину, управляющему Московской Епархией, что для университета возобновить прежнюю церковь во имя мученицы Татианы представляется неудобным, и потому просил: «Георгиевскую церковь, примыкающую к самому университету, сделать университетской со всей принадлежащей к ней утварью, ризницей и землей, и поставить в церкви местный образ мученицы Татианы для всегдашнего воспоминания дня, в который основан Императорский Московский университет».
Эта просьба кн. Оболенского была уважена преосвященным Августином, и резолюцией его от 18 сентября 1817 года означенная Георгиевская церковь сделана университетской.
Такое положение дел продолжалось до приобретения Московским университетом дома гг. Пашковых и до приспособления его к университетским нуждам, когда в 1836 году отношением от 15 декабря попечитель Московского университета граф С. Г. Строганов уведомил Высокопреосвященнейшего Филарета, что с Высочайшего соизволения в зданиях университета устраивается собственная Церковь во имя св. мученицы Татианы.
Этот храм и был освящен самим святым митрополитом Филаретом 12 сентября 1837 года.
В наше время после десятилетий запустения при безбожной власти храм был возрожден при ближайшем участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, тщанием ректора Виктора Антоновича Садовничего в 1995 году.
Такова краткая история нашей университетской церкви.
Ежегодно сотни новых студентов вступают в храм св. мученицы Татианы и просят у нее помощи и заступничества перед Всевышним Богом, но не будет преувеличением сказать, что лишь очень немногим из них известны жизнь и страдания св. Татианы, покровительницы Московского университета. А между тем много поучительного заключает в себе повесть о житии и страданиях св. Татианы, которая, будучи богатой, знатной и красивой римлянкой, отвергла все утехи мира и пошла на служение Церкви. Исполняя обязанности диакониссы, она вместе с тем, как обладавшая значительными познаниями, выступала и проповедницей истинного просвещения и многих из тьмы невежества и заблуждения привела к познанию истины.
Когда затем ее схватили и судили, как Христианку, когда ее принуждали принести жертву богам — или даже только сделать вид, что она согласна на это — св. Татиана с негодованием отвергла это и предпочла страдания и смерть вероотступничеству, хотя бы мнимому.
Она понимала, что в истинном Христианстве нет места уступкам, что лучше страдать и умереть, чем хоть на словах отречься от Христа своего.
Какой великий пример для нашего времени, когда снова возрождается язычество, когда снова созидаются кумиры которым толпа, ослепленная фанатизмом, требует поклонения и принесения жертв!
Много этих кумиров и разнообразны они — подобно богам римского пантеона в середине III века.
Тут и ложная наука на почве материализма; тут и социализм, при помощи которого люди думают достигнуть на земле полной степени совершенства и всеобщего блага; тут и пресловутые права человека, возвещенные миру среди потоков крови, при зареве пожаров, среди дикой вакханалии разнузданной черни; тут отрицание родины, семьи, нравственности… Этим кумирам большинство требует принесения жертв, и это требование особенно часто предъявляется к юношам и девушкам, только что со школьной скамьи вступающим в университет, еще не искушенным жизнью, не твердым в умении отличить мишуру от золота — и часто предъявляется с дерзкими упреками, под страхом насмешки или обвинения в отсталости.
Какой ответ дать этим искусителям и обвинителям, вот чего не знают часто эти молодые люди, сбитые с толку неожиданным наплывом новых впечатлений, новых, разнообразных идей.
А ответ может быть только один, тот самый, который, по преданию, св. Татиана дала своему мучителю, когда тот, после многих пыток, стал уговаривать ее, не принося даже жертвы богам, лишь назвать Зевса — богом, обещая за то избавление от страданий и смерти и всяческие почести и награды. Громко и смело ответила на это св. мученица Татиана: «я называю его (Зевса) идолом скверным и непотребным — делай со мной, что хочешь, но меня ты ему кланяться не заставишь, ибо со мной мой Господь — Иисус Христос». Сказала это св. Татиана и пошла на лютые муки, ибо знала, где истина и где ложь.
Вот пример, достойный подражания для многих современников наших — главным образом из молодежи — вот почему, думается мне, и прочтётся житие св. Татианы не без пользы всеми лицами, видящими смысл жизни не в одном лишь грубом наслаждении ее благами.
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/59c1f8f3ad0f22f9d0f90e41/5a683f67f4a0dd1720744ff6
http://aif.ru/dontknows/file/1089483
http://www.pravmir.ru/pochemu-tatyanin-den-prazdnik-studentov/