Православный календарь 21 октября. Православный календарь

Православный календарь 21 октября. Православный календарь

Прп. Илариона Великого (371-372). Перенесение мощей свт. Илариона , еп. Меглинского (1206).

Мчч. Дасия , Гаия и Зотика (303). Прп. Илариона , схимника Печерского (XI). Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476).

Сщмчч. Павлина , архиеп. Могилевского, Аркадия , еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия и Никандра пресвитеров и мч. Киприана (1937). Сщмч. Дамиана , архиеп. Курского (1937). Сщмчч. Константина , Сергия , Василия , Феодора , Владимира , Николая , Иоанна , Василия , Александра , Димитрия и Алексия пресвитеров, Сергия и Иоанна диаконов, прмчч. Софрония и Неофита (1937). Прмц. Пелагии (1944).

Евангельские Чтения

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Гал. 6, 11-15; Лк. 16, 19-31). Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь послан был к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию Откровения Господня. Но и в этом им откажется, ради того, что Откровение для желающих знать истину само удостоверительно, а для не желающих и не любящих истины неубедительно будет и самое воскресение кого-либо из умерших. Чувства этого приточного богача наверное испытывают все отходящие отселе. И следовательно, по тамошнему убеждению, которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни – Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере, свидетельству тамошних, перенося себя в состояние их. Сущие в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, да не придем на место их мучения. Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: “авось, как-нибудь пройдет”. Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого.

Молитвы

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иларионе, отче наш:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Яко иноков утверждение, наставник же граждан пустынных,/ и чудотворец благодатию Великому Антонию подобяся,/ помощник в страстех бедствующим неотступен, Иларионе отче наш,/ моли за чтущия святую память твою.

Чудо явився извещения,/ делы возсиял еси добродетелей Божиих,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища изчистил еси,/ еретическаго же нападания не усумневся,/ церкви Христовы воздвигл еси,/ преподобне Иларионе,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недуг,/ и демоны прогоняет,/ сего ради молим тя:/ моли спастися душам нашим.

Яко светоносна явися, архиерее, память твоя,/ тьму разруши уныния и свет облиста даров Небесных,/ вся созывающи на радость,/ от Бога бо, Иларионе, благодать обрел еси/ и монахов был еси степень.

Читать еще:  Похороны плащаницы. Порядок звонов, совершаемых в страстную седмицу

Воистину достойне наречен был еси Иларион,/ тихостен бо и кроток нрав по имени твоему имел еси, блаженне,/ имже кроткому Господу Иисусу благоугодив,/ молися Ему о нас рабех твоих.

Великий Ангельский образ иноческаго чина святую схиму яко прием,/ и второе отрицание суетнаго мира сего яко сотворь,/ тщался еси всеми образы, преподобне Иларионе,/ обещание делом исполнити/ и образу святому приличие пожити,/ тем тя чтим и ублажаем.

В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Православный календарь 21 октября. Православный календарь

Прп. Илариона Великого (371-372). Перенесение мощей свт. Илариона , еп. Меглинского (1206).

Мчч. Дасия , Гаия и Зотика (303). Прп. Илариона , схимника Печерского (XI). Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476).

Сщмчч. Павлина , архиеп. Могилевского, Аркадия , еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия и Никандра пресвитеров и мч. Киприана (1937). Сщмч. Дамиана , архиеп. Курского (1937). Сщмчч. Константина , Сергия , Василия , Феодора , Владимира , Николая , Иоанна , Василия , Александра , Димитрия и Алексия пресвитеров, Сергия и Иоанна диаконов, прмчч. Софрония и Неофита (1937). Прмц. Пелагии (1944).

Евангельские Чтения

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(2 Кор. 5, 1-10; Лк. 7, 1-10). Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры – тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. Апостол, называя веру Божиим даром. Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

Некоторые особенности богослужения

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.

В пятницу вечера накануне субботы после 9-го часа совершается вседневная Вечерня , на которой стихословится рядовая 18-я кафизма.

Поется прокимен дня, глас 7: Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя. Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

По Трисвятом поется тропарь Апостоли, мученицы и пророцы , на Славу – тропарь Помяни, Господи, яко Благ, на И ныне – Богородичен Мати Святая

Читать еще:  Место евангелия от матфея в евангельской традиции. Доработка евангелия от марка

На утрене:

Вместо Бог Господь поется Аллилуиа на 2-й глас с заупокойными стихами и тропарями: Апостоли, мученицы и пророцы (дважды), Слава – Помяни, Господи, яко Благ, И ныне – Богородичен Мати Святая,

Поются Непорочны (17-я кафизма-118 псалом), разделяемая на 2 статии. Припев к стихам 1-й статии: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (на практике обычно поют первую половину этого стиха: Благословен еси, Господи). После первой статии произносится ектения об усопших (малая заупокойная ектения).

2-я статия начинается с 94 стиха – Твой есмь аз. с припевом к стихам Спасе, спаси мя.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных Святых лик обрете источник жизни с припевом: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. И бывает полное каждение всего храма. Затем произносится малая заупокойная ектения, и поется седален: Покой, Спасе наш.

На каноне, после 6-й песни – малая заупокойная ектения, кондак: Со святыми упокой и икос: Сам един еси, Бессмертный. Диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и народ. После этого священнослужители уходят в алтарь.

По Трисвятом поется тропарь Апостоли, мученицы и пророцы , на Славу – тропарь Помяни, Господи, яко Благ, на И ныне – Богородичен Мати Святая

На Литургии:

По входе c Евангелием – тропари: Апостоли, мученицы и пророцы , Помяни, Господи, яко Благ, Слава – кондак: Со святыми упокой, И ныне – Богородичен Тебе и стену и пристанище.

Прокимен дня, глас 8: Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии. Стих: Блажени ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси, и заупокойный, глас 6: Души их во благих водворятся.

Аллилуарий: дня – Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь, и заупокойный Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род

Причастен дня: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала, и заупокойный: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

Молитвы

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иларионе, отче наш:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Яко иноков утверждение, наставник же граждан пустынных,/ и чудотворец благодатию Великому Антонию подобяся,/ помощник в страстех бедствующим неотступен, Иларионе отче наш,/ моли за чтущия святую память твою.

Чудо явився извещения,/ делы возсиял еси добродетелей Божиих,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища изчистил еси,/ еретическаго же нападания не усумневся,/ церкви Христовы воздвигл еси,/ преподобне Иларионе,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недуг,/ и демоны прогоняет,/ сего ради молим тя:/ моли спастися душам нашим.

Читать еще:  Супруги с одинаковым числом гуа. Неблагоприятные в фен-шуй направления

Яко светоносна явися, архиерее, память твоя,/ тьму разруши уныния и свет облиста даров Небесных,/ вся созывающи на радость,/ от Бога бо, Иларионе, благодать обрел еси/ и монахов был еси степень.

Воистину достойне наречен был еси Иларион,/ тихостен бо и кроток нрав по имени твоему имел еси, блаженне,/ имже кроткому Господу Иисусу благоугодив,/ молися Ему о нас рабех твоих.

Великий Ангельский образ иноческаго чина святую схиму яко прием,/ и второе отрицание суетнаго мира сего яко сотворь,/ тщался еси всеми образы, преподобне Иларионе,/ обещание делом исполнити/ и образу святому приличие пожити,/ тем тя чтим и ублажаем.

В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Православный календарь на 21 октября 2018 года

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Память святых отцов VII Вселенского Собора (787).
Прп. Пелагии (457).
Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского (1612). Собор Вятских святых 1 . Прп. Таисии (IV). Св. Пелагии девицы (303).
Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, прмчч. Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, прмц. Татианы Бесфамильной, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима Щелокова, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама Ефимова (конец 1930-х).

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Гал., 203 зач., II, 16–20. Лк., 30 зач., VII, 11–16. Свв. отцов: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Ин., 56 зач., XVII, 1–13.

Воскресная служба Октоиха соединяется со службой святых отцов (см. 11 октября в Минее).

1. Тропарь и кондак собора Вятских святых см. в приложении 4.

Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа (см. приложение 1) Тропарь отцов, глас 8: Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́. Кондак отцов, глас 6: ́Иже из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще,/ почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Проповедь о Христе, свидетельство о Христе всегда связаны с уровнем собственной религиозности проповедующего, потому что ничто не убеждает так, как личный опыт человека. Если вы в разговоре с современным неверующим человеком будете приводить по схоластической богословской схеме так называемые доказательства бытия Божия, то в лучшем случае он плечами пожмет. А вот если вы будете говорить ему, что такое молитва в конкретных ситуациях, в которых этот человек оказывается, то не исключено, что он поймет, что молитва – это великая сила, способная в тот момент, когда проваливаешься в жизненную трясину, оказаться твердой почвой и спасти от гибели.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Days/20191021.html
http://days.pravoslavie.ru/Days/20181021.html
http://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/2018/oktyabr/21

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: