Катерина – решительный, цельный русский характер (по пьесе А. Островского «Гроза»)

Катерина – решительный, цельный русский характер (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

Характер – это судьба человека.
Древнеиндийское изречение
В XIX веке русская литература приобрела всемирное значение. В России шли бурные социальные процессы. “Переворотился” старый патриархальный порядок, “укладывался” новый, еще неведомый русским людям строй – капитализм. Перед литературой стояла задача показать русского человека переходной эпохи.
Нa этом фоне Островский занимает особое место. Он был единственным русским писателем первого ранга, целиком посвятившим себя драматургии и написавшем около пятидесяти пьес. Своеобразен и тот мир, который Островский принес в литературу: нелепые купцы, старомодные стряпчие, бойкие свахи, кроткие приказчики и строптивые купеческие дочки, актеры провинциальных театров.
Пьеса “Гроза”, опубликованная в 1860 году, явилась своеобразным источником творческих достижений Островского. В этой пьесе драматург изобразил не только мертвящие условия “темного царства”, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличив естественно слилось в этом произведении с утверждением в жизни новых сил,

В героине пьесы Катерине Кабановой писатель нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца “темного царства”.
Действительно, цельность характера Катерины прежде всего отличает эту иронию. Обратим внимание на жизненные истоки этой цельности, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.
В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность с веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка па цветок.
Вспомним, как молится героиня, “какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица как будто светится”. Что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние. Нo излучающая духовный свет земная героиня Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ec молитва – светлый праздник духа, пиршество воображения: эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, перекликающиеся с пением странниц, щебетанием птиц. “Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”.

A ведь “Домострой” учил молиться со страхом и трепетом, со слезами. Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от изживающих себя норм старой патриархальной нравственности.
В мечтах юной Катерины есть отзвук христианской легенды о рае, божественном саде Эдеме, возделывать который завещано было первотворным людям. Жили они, как птицы небесные, и труд их был свободным трудом вольных людей. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…

Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью”. Очевидно, что легенда о рае обнимает у Катерины и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей – студенцов, светлые образы ангелов и птиц.
В ключе этих мечтаний Катерины и другое нешуточное стремление полететь: “Отчего люди не летают. Я говорю: отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.

Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь”.
Откуда приходят и Катерине эти фантастические мечты? He плод ли они болезненного воображения? Нет. В сознании Катерины воскресают вошедшие в плоть и кровь русского народного характера языческие мифы.

А для народного сознания характерны всевозможные поэтические олицетворения. И Катерина у Островского обращается к буйным ветрам, травам, цветам по-народному как к существам одухотворенным.
He осознав этой первозданной свежести ее внутреннего мира, не поймешь жизненной силы и мощи ее характера, образной красоты ее народного языка. “Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем”. И верно, цветущая заодно с природой душа иронии действительно “увядает” в мире Диких и Кабановых.
Нежность и удаль, мечтательность и земная страстность сливающих друг с другом в характер Катерины, и главным в нем оказывается не мистический порыв прочь от земли, а нравственная сила, одухотворяющая земную жизнь.
Душа героини Островского из числа тех избранных русских душ, которым чужды компромиссы, которые жаждут вселенской правды и на меньшем не помирятся.
В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Томление героини но земной любви духовно возвышенно, чисто: Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке нa хорошей, обнявшись”. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь, от нее героиня ждет слитком многого.

Читать еще:  К чему снится идти по зеленому полю. К чему видеть поле во сне? Поле засеянное рожью

Любовь к Борису, конечно, ее тоску не утолит. Ни потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса.
Душевная культура Бориса совершенно лишена национального нравственного приданого. Он единственный герой в “Грозе”, одетый не по-русски. Калинов для него трущоба, здесь он чужой человек.

Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет настоящим днем и едва ли способен всерьез задуматься о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас весело и этого достаточно: “Надолго ль муж – то уехал? О, так мы погуляем!

Время-то довольно… Никто и не узнает про нашу любовь… Сравним его реплики со словами Катерины: “Пусть все знают, пусть все видят что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”
Какой контраст! Какая полнота свободной и открытой всему миру любви в противоположность робкому, сластолюбивому Борису!
Объясняя причины всенародного покаяния Катерины, не следует делать упор на суеверия и невежество, на религиозные предрассудки и страх. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. Страх Катерины – внутренний голос ее совести.

Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. Какая совесть! Какая могучая русская совесть!

Какая могучая нравственная сила!
Трагедия Катерины, на мой взгляд, в том, что жизнь, ее окружающая, лишилась цельности и полноты, вступила в полосу глубокого нравственного кризиса. Душевная гроза, пережитая, прямое следствие этой дисгармонии. Катерина чувствует свою вину не только перед Тихоном Кабанихой и не столько перед ними, сколько перед всем миром.

Ей кажется, что вся вселенная оскорблена ее поведением. Только полнокровная и духовно богатая личность может так глубоко ощущать свое единство с мирозданием и обладать столь высоким чувством ответственности перед высшей правдой и гармонией, которая в нем закреплена.
Для общего значения пьесы очень важно, что Катерина, решительный, цельный русский характер, появилась не откуда-то извне, а сформировалась в калиновских условиях. Именно в душе женщины из города Калинова рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще не ясное самой героине. Это просыпающееся чувство личности.

И это внушает надежду, что зреют в народе новые, свежие силы. Значит, и обновление жизни, радость свободы не за горами.

почему добролюбов называл характер катерины русским сильным характером? 10 баллов

Пьеса А. Н. Островского “Гроза” является одним из лучших его произведений. Борцом против “темного царства” выступает главная героиня пьесы — Катерина. В образе Катерины Островский показал решительный и цельный русский характер.

Характер Катерины своеобразный. Добролюбов сказал об этом так: “Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически”. Катерина никогда не каприз ничает, не кокетничает, она не хочет выделяться и хвастаться. Напротив, она живет очень мирно и готова всему подчиняться, если только это не противно ее натуре. Но зато признавая и уважая других, она требует того же уважения и к себе. Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала.

Читать еще:  11 августа день рождения знаменитостей. Какое название года животного по восточному календарю

В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. Птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица Катерина попала в железную клетку. Свекровь недолюбливает Катерину и все время ее упрекает во всяких мелочах. Но мы отмечаем, что характер Катерины не таков, и это подтверждают слова: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бы этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! ”

Развязка всей пьесы происходит тогда, когда Катерина признается своему мужу в измене. Делает она это потому, что не хочет и не умеет врать. К мужу у нее не было любви, а была только жалость. А изменила она ему с человеком, которого любила. Она поставлена в тупик, потому что видит ненависть и подозрение “темного царства”. И выход из этого тупика она нашла в решении уйти из жизни. Но в эти последние минуты она никого не винит, ни на кого не жалуется; напротив, она думает, что сама перед всеми виновата.

Добролюбов сказал так: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера! ”

Кто Катерина – «решительный русский характер» или слабовольная женщина?

А.Н. Островского можно назвать драматургом-новатором. До его появления в отечественной драматургии было всего три имени: Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Островский не только в совершенстве овладел этим сложным литературным жанром, но еще и привнес в него новых героев. Сам писатель родился и вырос в Замоскворечье, где на протяжении многих лет селилось купечество и простой люд (приказчики, ремесленники и так далее). Жизнь этих людей и стал отображать Островский в своем творчестве. Благодаря мастерски прописанным характерам и образу жизни, писателя назвали «Колумбом Замоскворечья».
Одна из самых известных пьес Островского – «Гроза». Здесь показывается жизнь, быт, нравы маленького городка Калинова. Именно в этой пьесе появляется персонаж, вызвавший неоднозначные отзывы критиков, – Катерина.
Катерина – невестка знатной купчихи города Калинова Марфы Игнатьевны Кабановой. Светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная натура, Катерина никак не может вписаться в домашний круг купчихи-тирана и самодура. В доме Марфы Игнатьевны «все как будто из-под неволи». Здесь все построено на лжи, обмане, покорности, лицемерии. Кабаниха требует полного подчинения домочадцев, соблюдения норм и порядков Домостроя. Катерине невыносимо находиться в такой атмосфере. С детства она привыкла находиться в атмосфере любви, тепла, искренности. Героиня рассказывает Варваре, как посещала церковь, занималась вышиванием, молилась, общалась со странницами и богомолками. Все это было наполнено радостью, светом. Катерине снились чудесные, удивительные сны, в которых являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные». По словам Добролюбова, Катерина «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны…». В Катерине подчеркивается ее духовное начало, стремление к красоте.
Катерина религиозна, но это не имеет ничего общего с религиозностью Кабанихи. Героиня верит в высшие силы, и это наполняет ее душу светом, счастьем, восторгом. В доме Кабанихи же религия призвана устрашать людей, угнетать их дух в ожидании неминуемого наказания за всевозможные прегрешение.
Постоянно подчеркивается, что Катерине тяжело жить в доме купчихи. Дети Марфы Игнатьевны приспособились к ее тираническому характеру, они нашли выход в молчании и лжи. Но для Катерины такое решение невозможно. В разговоре с Варварой она признается: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Не может Катерина терпеть и необоснованные оскорбления свекрови: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Когда Тихон уезжает, Кабаниха замечает, что «хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет». На что Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить».
Можно легко предположить, что Кабаниха постоянно нападает на свою невестку именно потому, что чувствует в ней силу, способную ей противостоять. Варваре Катерина говорит следующее: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» Показателен и другой ее рассказ Варваре, связанный с детством: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Мы видим, что Катерина отличается страстным, горячим характером. И вполне естественно, что семейная жизнь ее тоже не принесла героине ни малейшего удовлетворения. Она была готова любить и уважать своего мужа, если бы только он мог ей дать для этого малейший повод. Но Тихон слаб и безволен. Он не представляет собой ничего, безумно боится своей матери, предпочитает ей не перечить и напиваться при любой возможности.
Но в душе Катерины по-прежнему есть жажда любви. И со всей душевной искренностью героиня влюбляется в Бориса, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, не похожим на окружающих. Катерина тяжело переживает свою тайную страсть. Ведь измена – большой грех, это претит ее чистой душе. Но жажда другой, лучшей жизни, с которой у нее ассоциировался Борис, берет верх, и Катерина начинает с ним секретно встречаться. Сознание совершенного греха еще больше мучает героиню. В ее душе произошел трагический надрыв. Измена не только грех с точки зрения христианства, но и предательство ее собственных устоев, представлений о морали, добре и зле.
Возможно, у Катерины еще был шанс на счастье. Она просила, умоляла Бориса увезти ее из этого города, от этих людей. Героиня предчувствовала свою страшную кончину. Но Борис слишком озабочен своим наследством. Он не смеет перечить дяде. Можно сказать, что герой предает Катерину.
Героине уже нет спасения. Она признается в измене, понимая, что жить так больше не сможет. Трагедия положения Катерины заключается в безысходности. Даже если бы люди простили бы ее поступок, если бы она уехала с Борисом, то все равно не нашла бы покоя своей душе. Ведь этой изменой она предала, в первую очередь, себя. И выход здесь, пожалуй, один… Катерина бросается в Волгу.
Катерина никак не является слабовольной женщиной. Ее характер, решительность ни раз подчеркиваются по ходу пьесы. Героиня не смогла жить в удушающей атмосфере «темного царства». Ее поэтическая натура протестовала против деспотичности, глупости и бездуховности окружения. Но последней каплей для бедной женщины стало ее предательство своих же собственных принципов и устоев. Этого Катерина выдержать уже не смогла.

Читать еще:  Часто снится что я собираю грибы. Ядовитые грибы во сне

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источники:

http://lit.ukrtvory.ru/katerina-reshitelnyj-celnyj-russkij-xarakter-po-pese-a-n-ostrovskogo-groza/
http://otvet.mail.ru/question/19389724
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00206391257423501794

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: