Полный коммунизм. Когда и где появились первые коммунисты

Коммунизм

Коммунизм — высшая общественно-экономическая формация, приходящая на смену капитализму, основывающаяся на общественной собственности на средства производства и включающая две основные фазы своего развития — социализм как неполный, незрелый коммунизм и полный, зрелый коммунизм. В узком смысле коммунизм понимается как одна из двух, высшая по сравнению с социализмом фаза, ступень зрелости коммунистической формации — полный, зрелый коммунизм, итоговый результат осуществления исторической миссии рабочего класса.

Содержание

История развития коммунистических идей

Первобытный коммунизм

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

Коммунистические идеи средневековья

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной — все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.

Светские концепции коммунизма

Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Утопический коммунизм

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Научный коммунизм

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30—начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun — «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

Читать еще:  Черный человек во сне что значит. К чему снится черный человек

Определения коммунизма

— Ф. Энгельс, «Принципы коммунизма» (1847 г.) [1]

— В. И. Ленин (декабрь 1919 г.) [4]

— Программа КПСС (1972 г.)

Коммунизм как идеология

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность. Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • коммунистическое общественное самоуправление;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Откуда взялись Коммунисты

Как и когда появились коммунисты? После 1917 года при Ленине? Или может раньше, при Карле Марксе? Оказывается, нет. Намного раньше!

Любопытно, что в советское время абсолютно все словари и энциклопедии происхождение термина «коммунист» объясняли лишь с той позиции, что коммунист – это сторонник идей коммунизма, либо член коммунистической партии. Про коммунизм же говорилось, как и дается объяснение и по сей день в Википедии, что он происходит от латинского слова «общий» и что в марксизме так назван гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

Костел коммунистов в Пинске (Белоруссия).

Но оказывается, коммунисты существовали за много веков до Маркса. Орден коммунистов был основан еще в средние века в Германии. Карл Маркс просто переписал у них и само название, и многие их идеи. В Италии также существовал орден светских ксендзов-коммунистов. Назывались они так потому, что жили в коммунах, то, к чему, кстати, изначально призывали и большевики, но что позже резко ушло у них в тень.

Однако в первом комсомольском уставе так и записано, что семья – это пережиток буржуазного образа жизни и что все молодые люди члены Ленинского союза молодежи должны жить в коммунах. Сейчас это звучит дико, но в 1920-е годы комсомольцы были настроены весьма решительно. Даже голыми ходили по улицам на демонстрацию с плакатами «Долой стыд! Долой семью!»

НАСТОЯЩИЕ КОММУНИСТЫ ВКЛ

Резиденции варфоломитов-коммунистов были в Люблине, Сандомире, Кольцах и других польских городах. Первые коммунисты у нас появились в Белоруссии. В 1695 году из Италии в Пинск прибыли светские ксендзы, их объединение имело много названий – бартоши, бартолиновцы, варфоломиты. Они построили костел Святого Карла Баромея – монастыря ордена коммунистов. Сами называли себя «ксендзы светские, живущие в коммуне». Первоначально костел построен из дерева, в 1770 году был переделан в каменный. Из исторических источников становится понятно, что бартоломиты появились только в Пинске и это был единственный город в Великом Княжестве Литовском, где присутствовал этот орден.
В отличие от иезуитов, орден коммунистов был менее активен, он не занимался так сильно, как иезуиты, пропагандой католицизма в практически протестантской на то время Белоруссии. Не устраивал торжественных парадов, не организовывал жарких дискуссий с представителями других конфессий, а сосредотачивался в основном на педагогической деятельности среди молодежи, решившей посвятить себя служению церкви. Кстати, не обязательно католической. Но именно благодаря иезуитам и коммунистам тоже, Белоруссия частично вернулась на рельсы католицизма, который почти утратил здесь в первой половине XVII века свои позиции.
Однако есть немало оснований полагать, что коммунисты уже были в Белоруссии задолго до приезда итальянских ксендзов в Пинск. На это указывает в частности пасквиль («Лепей было пане Филипе, сядеть у Липе») 1655 года на Филиппа Обуховича, мозырьского шляхтича, руководившего обороной Смоленска летом 1654 года от нападения царских войск. Смоленск мужественно держался четыре месяца, но потом в сентябре капитулировал. Филипп Обухович до последнего не хотел сдаваться, но его вынудили с одной стороны взбунтовавшиеся под началом городского судьи Галимонта горожане, уставшие от осады и постоянных обстрелов города, а с другой – отсутствие какой-либо помощи от Радзивилла и обещания царя отпустить всех сдавшихся восвояси.
Неприятели Обуховича среди литвинских шляхтичей (а таковых хватало) тут же написали язвительный пасквиль, не лишенный, правда, литературного дара изложения. В пасквиле Обухович обвинялся в том, что не удержал Смоленск, что, мол, позарился, видимо, на деньги, выплаченные ему царем, подвел-де родину и всех горожан. Подписан пасквиль был неким Комунякой, что явно псевдоним.
Комуняка – это не только обидное прозвище коммуниста ХХ века, бытовавшее среди людей, не жаловавших красный режим. Как видим, этот уменьшительный термин от слова «коммунист» ходил в XVII веке. Доказывающий, что коммунисты уже в 1655 году жили в Великом Княжестве Литовском.
Подпись «Комуняка» была сделана автором пасквиля неспроста: она как бы показывала, что писал пасквиль непредвзятый ксендз-коммунист, а Обухович был католиком. Истинный автор пасквиля как бы говорил, что обвиняет католика Обуховича тоже католик, мол, никаких религиозных претензий тут нет, не подумайте.
Впрочем, суд Речи Посполитой вполне справедливо оправдал Обуховича. Было четко доказано, что этот геройский воевода сделал многое и даже невозможное, чтобы укрепить оборону Смоленска за короткий срок и отбить несколько приступов. Ну а капитуляция – это уже было желание самих смолян. Обухович, как истинный демократ, организовал голосование, и большинство высказалось за капитуляцию.
Вот почему есть повод говорить, что коммунисты, вероятно, работали на территории Белоруссии задолго до прибытия итальянской миссии в Пинск. Вероятней всего, что коммунисты массово приехали в ВКЛ вместе с иезуитами, т.е. начиная с 1633 года.
В библиотеке Варшавского университета есть рукописная книга, в которой размещены работы и стихи Михаила Кодлубовского – воспитанника Пинской семинарии и будущего гродненского оффициала. Это четыре трактата о философии Аристотеля и три стихотворения.
Дела у ксендзов-коммунистов шли неплохо, поэтому в 1770 году они начали строительство нового – каменного – храма на месте деревянного. Костел открыл свои двери перед прихожанами в 1782 году. Его освятили в честь Святого Карла Баромея, освящение прошло в 1784 году. Карл Баромей был одним из видных деятелей католической церкви времен Контрреформации. За его труды его канонизировали. Святой Карл был представителем знатного итальянского рода, имел родство с Папой римским и был кардиналом-епископом Милана. Создание семинарий по всей Европе – его инициатива.
В конце XVIII века для варфоломитов наступают непростые времена. Постепенно их деятельность в Пинске становится все незначительнее и незначительнее. Совсем она прекращается в 1836 году, когда умирает последний ксендз Исидор Контонович. После этого костел долгое время находится в запустении. Правда, в 1860 году горожане собирают деньги на его ремонт. После ремонта костел снова освящают, но уже под именем Святой Троицы. А в 1912 году он присоединяется к костелу Успения Девы Марии.

Читать еще:  Уменьшительно-ласкательные формы имени яна.

XX век несет храму новые испытания. Сведений об этом костеле нет ни в одном советском учебнике по истории или архитектуре. Причиной этому стали ксендзы-коммунисты. Советская власть не могла допустить упоминания о том, что коммунисты на эту территорию пришли на двести лет раньше, и что они были священниками.
Сейчас в костеле располагается концертный зал. О возвращении костела верующим речь пока не идет.

ВСЕ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Зато летом 1812 года при Наполеоне делами в Белоруссии занимались комиссары. В ВКЛ комиссарами называли членов комиссий, назначенных Великим князем, радой или сеймом для какого-либо вопроса или для переговоров во время войны. Комиссар – с латинского «комиссариус» – так и переводится как уполномоченный. Также в Речи Посполитой комиссарами называли управляющих имением. Или же по-польски – комиссарчик. Были комиссары и в америкаской гражданской войне. И как раз со сходными функциями, что и в нашу гражданскую.
Так что коммунисты и комиссары не порождение революции 1917 года. Все новое – это хорошо забытое старое.

https://vetliva.ru/tourism/what-to-see/kostel-svyatogo-karla-baromeya-v-pinske/
http://probelarus.by/belarus/sight/church/kostel_svyatogo_karla_bar.html#prettyPhoto
http://www.secret-r.net/arkhiv-publikatsij/31-2014/katolicheskie-kommunisty
Оригинал взят у mikle1 в Коммунисты – изобретение католической церкви

Коммунисты – это кто? Партия коммунистов России

Хоть большинство стран, ранее входивших в состав одной из самых мощных держав мира, СССР, сегодня и пытаются открещиваться от прошлого, тем не менее во многих из них коммунистические партии существуют до сих пор. Давайте рассмотрим тему «Коммунисты – это кто?» более подробно. В данном случае особое внимание обратим на некоторые исторические вехи.

Истоки коммунистической философии

Для полного и всеобъемлющего понимания сопутствующей темы «Коммунисты – это правые или левые?», а также основного вопроса о том, что же на самом деле представляет собой коммунизм, сначала обратимся к истории.

Наверное, многие помнят еще из школьного советского курса истории, что первыми научные идеи коммунизма высказали еще Карл Маркс и Фридрих Энгельс в XIX веке, а затем большую часть этих идей в России того времени позаимствовал «вождь мирового пролетариата» В. И. Ленин (хотя само понимание коммунизма пришло из Франции времен Великой Французской революции).

Если говорить вкратце, вся суть коммунистических идей сводится к полной ликвидации частной собственности (переводом ее в ранг общественного достояния), что, в свою очередь, способствует появлению полного равенства между индивидами общества и исключает его разделение на социальные классы, группы и прослойки, а также любые виды эксплуатации человека человеком. Таким образом, все средства производства и созданные с их помощью материальные блага принадлежат не одному человеку или нескольким людям, а в равной степени всем и каждому.

По сути, это можно назвать даже узаконенной философией права одного человека на имущество другого (хотя, как уже понятно, право частной собственности должно быть полностью исключено). Кроме того, при таком подходе предполагается и отмирание государства как системы управления и изъятия из обихода любого типа денежных или заменяющих их средств. Понятно, что многие называют это утопизмом. Но если вспомнить историю, так было не всегда.

Коммунисты: это кто?

Итак, коммунистами в самом простом и, наверное, логичном определении можно звать людей, строго следующих этой доктрине. Что самое интересное, история показывает, что в том же СССР коммунистами изначально считали не только членов коммунистической партии, но в некоторых случаях беспартийных людей, близких к коммунистам по своему мировоззрению и взглядам.

Были еще и разные ответвления, скажем анархо-коммунисты, которые обещали переход к новому строю через насильственное репрессивное изъятие «добра» у богачей, а также без разного рода промежуточных стадий типа буржуазных революций или переходных периодов. Но их идеи не прижились.

Читать еще:  Почему нельзя собирать грибы возле дороги. Можно ли собирать грибы в високосный год

Впрочем, сегодня коммунисты – это последователи только основных идей философии, которая уже применяется к современным условиям развития человеческого общества.

Большевизм

В дореволюционной России в основу появления коммунизма легли идеи большевизма. При трансформации этого учения, созданного В. И. Лениным, принято было считать, что коммунисты – это большевики, состоявшие изначально в партии РСДРП (затем ВКП (б) и, наконец, КПСС).

В принципе, идеи Ленина от марксизма особо не отличались: все то же освобождение пролетариата, отсутствие разделения на классы, полная национализация средств производства и распределение материальных благ по потребностям каждого. Увы, как показывает история, коммунисты России того времени так и не достигли задуманного, хотя попытки были достаточно серьезными и глобальными. Тем не менее предполагаемых результатов это не принесло только в связи с заведомо неправильной трактовкой самого понятия коммунизма и возникновения культа личности.

Партия коммунистов в СССР

В бывшем Советском Союзе понятия коммунистической идеологии изменились еще больше. Тогда считалось, что коммунисты – это исключительно члены Компартии СССР, и никак иначе. Кстати сказать, о вступлении в ряды коммунистической партии на более позднем этапе развития социалистического строя в СССР можно было забыть, если человек, скажем, не был октябренком, пионером и комсомольцем.

Тогда весь этот учет велся намного более строго, чем даже темпы увеличения производства материальных благ. Более того, коммунистическая партия в Советском Союзе была одной-единственной, а инакомыслие преследовалось жесточайшим образом.

Конечно, потом (уже к периоду распада СССР) сама идеология, скажем, компартии России или других стран претерпела довольно значительные изменения. Вероятно, очень многие поняли, что учение марксизма-ленинизма о мировой революции или создании общества подобного типа в одной отдельно взятой стране является совершенно несостоятельным. Сегодня еще можно найти на карте мира страны, где правящей является именно коммунистическая партия или ее некое подобие. Но об этом чуть позже.

Коммунизм и религия

Интересным выглядит и вопрос отношения коммунистического учения к религии. Изначально даже не обсуждалось, что коммунист – это атеист, отрицающий веру в Бога. Взять хотя бы Ленина или Сталина. «Отец народов» так вообще получил образование в духовной семинарии, но затем снял с себя крест.

А чего стоит фраза Карла Маркса, которую потом позаимствовал известный литературный герой Остап Бендер о том, что религия – это опиум для народа? Да что говорить, во многих странах беспощадно уничтожалось все, что было связано с церковью и религиозными убеждениями. Диалектический материализм Маркса сыграл злую шутку.

Это сегодня коммунисты России или какого-то другого государства не только выходят на праздничные демонстрации, но и посещают богослужения и почитают церковные праздники.

Почему коммунистов мира называют левыми?

Сначала посмотрим, каковы сейчас коммунисты, это левые или правые партии и почему их так называют.

Прежде всего, стоит отметить, что не только коммунистов называют левыми. Сюда относят еще и социал-демократов, социалистов и т.д. Само же понятие «левых» пришло к нам из времен Великой Французской революции, когда при голосовании люди, предпочитающие оставить старый устрой государства, сидели по правую сторону, а выступающие за радикальные изменения, касающиеся, прежде всего, социального равноправия, – по левую.

Самые известные компартии мира

Сегодня в мире коммунистические идеи не так сильны, как раньше. В основном коммунисты – это обычные люди, не исключающие капиталистического пути развития держав, частенько имеющие собственный и достаточно прибыльный бизнес, располагающие отменными материальными благами, однако выступающие не то чтобы за стирание социальных граней, но, по крайней мере, за хоть какое-то выравнивание уровня жизни относительно разных классов и социальных групп населения.

Правда, в мире не все так просто. Ярким примером в свое время можно было назвать Кубу, где до недавнего времени бессменный лидер Фидель Кастро бессменно возглавлял так называемую кубинскую революцию и построение социалистического, а в перспективе и коммунистического общества. К чему это привело после 50 лет, можно увидеть невооруженным взглядом. Да, Куба является одним из самых крупных экспортеров многих видов сельскохозяйственной продукции, но вот уровень жизни населения страны является одним из самых низких в мире.

Что сказать, переходный период благодаря Фиделю Кастро и «команданте» Чегеваре уж что-то сильно затянулся. Да и за стол переговоров с теми же Штатами кубинские лидеры сели только недавно. А ведь даже в СССР была программа мирного сосуществования с капиталистическим миром.

В принципе, в качестве примера можно привести и Венесуэлу, долгое время возглавляемую лидером коммунистической партии Уго Чавесом. А ведь эта страна по оценкам того же агентства Bloomberg находится на грани дефолта и обладает уровнем жизни населения, сравнимым разве что с некоторыми африканскими странам, только стоящими на пороге развития.

Исключение здесь составляет только Китай, который развивается небывалыми темпами, хотя правящей является именно коммунистическая партия.

Заключение

В общем, если подводить некий итог, по современным меркам можно сказать, что коммунисты – это уже не те ярые последователи марксистско-ленинской философии, что были раньше. Из большинства идей и доктрин построения общества нового типа осталось разве что социальное равенство. По всей видимости, глобальная национализация средств производства и распределение материальных благ по потребностям выглядят просто невыполнимыми.

Но и здесь можно привести уникальный пример. Президент Беларуси Лукашенко добился того, что в СССР не смогли сделать за все время существования страны. Естественно, не обходится и без перегибов, но, судя по настроениям среди населения, большинство поддерживает такую политику, чего, правда, не скажешь о том, что происходит в России или соседней Украине.

Источники:

http://kommynist.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
http://yadocent.livejournal.com/967201.html
http://www.syl.ru/article/202397/new_kommunistyi—eto-kto-partiya-kommunistov-rossii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: