Петровка 28 высокопетровский монастырь. Петровский монастырь

МОСКОВСКИЙ ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

  • Адрес: Россия, 127051, г. Москва, ул. Петровка, 28/2
  • Телефон: (495) 623-75-80 (храм прп. Сергия Радонежского), 624-34-81 (церковная лавка)
  • Официальный сайт: http://vpmon.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь известен по письменным источникам с 1377 г. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв.

Основание монастыря

Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них обитель была основана в 1325 г., когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. По легенде и записи в Степенной книге в 1326 г., великий князь Московский Иван Калита, проезжая по берегу реки Неглинной около Высоцкой слободы, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился впечатлениями об увиденном с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора – это князь, снег – митрополит Петр, и поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя. Считается, что в память о видении Иван Калита повелел поставить на этом месте церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершили в 1379 г. Эта церковь и стала основой для создания монастыря.

По второй версии монастырь был основан самим митрополитом Петром в честь апостолов Петра и Павла, но в начале XVI в. был переосвящен в честь своего создателя – святителя Петра и назывался Петропавловским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учетом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся недалеко от Китай-города).

Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 г. построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времен Ивана Калиты.

Восстановление после пожара в начале XVI века

В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был разорен. В 1505 г. по велению князя московского Василия III в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили. В 1514 г. деревянную церковь разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514-1517).

Обустройство монастыря после Смутного времени

Почти через сто лет, как только Москва освободилась от литовско-польских интервентов, вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 г. севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1684 г. по воле царицы Натальи Нарышкиной и приказу Петра I на месте этой церкви заложили пятиглавый каменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, ставший усыпальницей Нарышкиных. В 1689 г. была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского. А позднее – основана церковь Толгской иконы Божией Матери.

Спустя десятилетие над южными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, рядом с братскими кельями поставили церковь святого Пахомия Великого (1753-1755). После пожара 1812 г. ее упразднили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки.

Во второй половине XVII в. Петровская обитель получила архимандрию с правом участия в деятельности Церковных Соборов.

Секуляризационная реформа 1764. Отечественная война 1812

Во времена секуляризации в 1764 г. монастырь причислили ко второму классу с возведением в степень ставропигиального монастыря, а с 1775 г. он стал епархиальным. В его помещениях размещался духовный цензурный комитет и склады, а позднее епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. В период эпидемии чумы 1771 г. в монастыре открыли лечебницу.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

В 1905 г. в одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божией Матери. В 1914 г. восстановили и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла.

Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища. С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. В стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.

Закрытие монастыря в советские годы

22 сентября 1918 года в монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал патриарх Тихон (Беллавин). Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

В 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано.

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

Осенью 1923 г. в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни.

Решением Моссовета в 1926 г. монастырь был окончательно закрыт. Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г. был закрыт храм Сергия Радонежского, в 1926 г. — храм Покрова Пресвятой Богородицы, в 1927 г. — Боголюбской иконы Божией Матери. Самой последней, в 1928 г., прекратила существование часовня Казанской иконы Божией Матери.

Все помещения обители, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.

В 1950-х гг. в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время.

Возрождение обители

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 101) в обители была возобновлена монашеская жизнь.

6 сентября 2014 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.

Храмы

  • собор святителя Петра, митрополита Московского
  • собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных
  • церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной
  • надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • церковь Толгской иконы Божией Матери
  • церковь святых апостолов Петра и Павла
  • церковь Казанской иконы Божией Матери

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская.

Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

Настоятели, наместники

  • Петр (между 1437 – 1461)
  • Иов (между 1437 – 1461)
  • Сергий I (1506)
  • Иона (1535 – 1544)
  • Петр (1597 – 1600)
  • Александр (1634 – 1637)
  • Евфимий (1641 – 1642)
  • Пафнутий (1644 – 1645)
  • Галактион (1647 – 1648)
  • N. N. (1654) (Дв. Зап., II, 219)
  • Моисей I (1655)
  • Феодорит (1666 – 1668)
  • Сергий II (1673 – 1675)
  • Моисей II (1676 – 1682)
  • Иосиф (1685 – 1688)
  • Иов (1690 – 2 мая 1694)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 – 1699)
  • Иоасаф (2 февраля 1699 – 22 сентября 1708)
  • Леонид (Петровский) (1709 – 18 февраля 1722)
  • Сергий (Белоградский) (3 марта 1722 – 1731)
  • Аввакум (Львов) (декабрь 1731 – 1735)
  • Пахомий (1735 – 1757)
  • Иоасаф (Хотунцевский) (12 мая 1757 – 24 мая 1758)
  • Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 – 17 декабря 1761)
  • Сильвестр I (Страгородский) (5 марта 1760 – декабрь 1760)
  • Сильвестр II (Юницкий) (1762 – 1775)
  • Феофилакт (май 1775 – 17 сентября 1776)
  • Сергий IV (15 сентября 1776 – 1787)
  • Мелхиседек (Заболотский) (1787 – 1788)
  • Иоанникий (Гаврилович) (28 августа 1788 – 7 апреля 1816)
  • Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 – 19 января 1819)
  • Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 – 28 марта 1826)
  • Платон (Березин) (1826 – 1828)
  • Смарагд (Крыжановский) (8 мая – 23 августа 1828)
  • Анастасий (Воскресенский) (1828 – 1830)
  • Гавриил (28 марта 1830 – 22 сентября 1845)
  • Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 – 1847)
  • Филофей (Успенский) (22 мая 1847 – 18 декабря 1849)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 – 6 октября 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 – 8 августа 1859)
  • Иоанникий (Холуйский) (10 августа 1859 – 2 марта 1861)
  • Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 – 17 июня 1866)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 – 1873)
  • Григорий (Воинов) (1873 – ?)
  • Иосиф (Левицкий) (? – 1884 [1])
  • Вениамин (Петухов) (3 сентября 1885 – 1888 [2])
  • Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 – 1890)
  • Виктор (Соловьев) (1890 – 26 сентября 1897)
  • Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 – 23 апреля 1900)
  • Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 – 1904)
  • Иннокентий (Кременский) (1904 – 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (1908)
  • Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 – 1909)
  • Никодим (Шатунов) (1909 – 1918)
  • Варфоломей (Ремов) (1923 – 1929)
    • закрытие монастыря
  • Иоанн (Экономцев) (1991 – 2009)
  • Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 – 26 июля 2012)
  • Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 – 12 марта 2013)
  • Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

История

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.

В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.

При пожаре 1493 года обитель выгорела.

По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.

В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.

С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.

В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.

С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Высокопетровский ставропигиальный мужской монастырь

Официальный приходской сайт

Главное меню

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы

Контактная информация

  • Ставропигия: да
  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Ежедневно в Сергиевском храме:
    8:00 братский молебен у иконы основателя монастыря святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца.
    9:00 – Божественная литургия.
    17:00 – вечернее богослужение.

В праздничные дни:
7:00 ранняя Божественная литургия
8:00 водосвятный молебен
9:30 поздняя Божественная литургия

Ежедневно в 14:00 в Толгском храме монастыря служится акафист перед чудотворной Толгской иконой Божьей Матери.

Ежедневно в Казанской часовне служится акафист перед чудотворной Казанской иконой Божьей Матери.

  • Наместник: Игумен Петр (Еремеев).
  • Престольные праздники:
    • апостола Петра – Январь 29 [по н.с.], Июль 12 [по н.с.]
  • Святыни: Крест с частицей Креста Господня
    Мощи Спиридона Тримифунтский, Серафима Саровского, Митрофана Воронежского Ковчег с мощами Киево-Печерских святых
    Мощи преподобного Нила Столобенского
    Икона святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси с частицей его мощей
    Чудотворная икона Казанской Божьей Матери
    Чудотворная икона Толгской Божьей Матери
    Частица мощей преподобного Алексия Зосимовского (2 сентября и 2 октября)
    Частица мощей преподобного Германа Зосимовского (14 сентября и 30 января)
    Частица мощей священномученика Фадея архиепископа Тверского (11 февраля и 31 декабря)
    Частица мощей преподобного Иова Анзерского (19 марта и 11 июня)
    Частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря)
    Частица мощей праведного Иоанна Кормянского (31 мая) Частица мощей преподобного Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября)
    Частица мощей, и часть мантии преподобного Серафима Саровского (15 января).
  • Краткая историческая справка: Высокопетровский монастырь был основан в XIV в. свт. Петром, митр. Киевским, Московским и всея Руси. Среди его строителей и ктиторов были свв. блгв. кнн. Димитрий Донской и Иоанн Калита, вел. кн. Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I, свт. Филарет, митр. Московский. В стенах обители совершали богослужения свт. Митрофан Воронежский и свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1926 г. монастырь был закрыт. Возрождён мужской Высокопетровский монастырь в нач. 1990-х гг., имея статус Патриаршего подворья. В его стенах работает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Священный Синод РПЦ 10 окт. 2009 г. принял решение об открытии этой обители для возобновления в ней монашеской жизни.
  • Источники:

    http://drevo-info.ru/articles/28017.html
    http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vysoko-petrovskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/
    http://vpmon.cerkov.ru/

    Читать еще:  Сон брат двоюродный незамужней. Сонник двоюродный брат
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: