Что можно есть в пост мирянину. Традиции Великого поста

Пост — труд на грани возможностей?

Близится Великий пост. Кто-то преступает к нему впервые, у кого-то за плечами многолетний опыт. И в том и в другом случае человек не застрахован от ошибок в деле прохождения великопостного подвига. О самых распространенных из них и о том, как их избежать, размышляет настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Строже или либеральнее?

Гастрономическая составляющая — это лишь внешний фактор, позволяющий, скажем так, воздействовать на себя самого. Ведь борьба с любой страстью начинается с того, что человек отказывает себе в том удовольствии, мнимом или реальном, которое ему удовлетворение этой страсти обычно приносит. А пища — это самое примитивное удовольствие, к которому, так или иначе, все люди стремятся за редким-редким исключением. И когда человек отказывается от отдельных видов пищи или начинает есть меньше, то у него, соответственно, появляется навык ограничивать себя в чем-то еще. Появляется «фундамент» для того, чтобы строить на нем борьбу уже со всеми остальными страстями.

Человек, для которого церковная жизнь только-только начинается, зачастую старается более строго, а лучше сказать, более буквально выполнить то, что относится к телесной составляющей поста. А для человека, глубже понимающего церковную жизнь, все-таки характерно больше задумываться о тех внутренних изменениях, которые в течение поста должны с ним произойти и которым он воздержанием от пищи только лишь способствует.

В решении вопроса о том, строже надо поститься или, наоборот, либеральнее, все упирается в меру сил и здоровья конкретного человека. Есть люди, обладающие необходимым здоровьем для того, чтобы поститься без масла и даже вкушать неприготовленную пищу, кто-то может есть однажды в день, кто-то — раз в два дня, но это редко. Чаще всего современный человек настолько физически и психологически слаб, что, если он будет буквально придерживаться Типикона, то, скорее всего, не сможет пост провести до конца. Или же он не сможет ходить на богослужения, или не будет понимать того, что там читается и поется просто потому, что его мозг, не получая необходимого питания, будет угнетен. Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом.

Конечно, если человек постится в первый раз, он не может знать, что для него посильно, а что нет. Поэтому, на мой взгляд, приступая к подвигу поста, нужно советоваться по всем сопряженным с этим вопросам со священником, у которого человек обычно исповедуется и который, соответственно, знает особенности его здоровья, образа жизни, опыт церковной жизни. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд, который даже не ощущает.

Более того, советоваться по этому поводу со священником естественно, потому что поститься, находясь вне Церкви, практически бессмысленно, ведь пост — это церковное установление, и служит он тому, чтобы человек более глубоко в церковную жизнь вошел. Это некое объединение с жизнью Церкви, а если его не происходит, то тогда это просто диета получается, не более того.

Бывает так, что человек, который уже давно находится в Церкви, на первых порах старался поститься строго и, может быть, даже повредил своему здоровью, и поэтому потом происходит некий откат назад — возникает страх перед постом. Должен быть разумный подход. Например, у многих святых, у того же преподобного аввы Дорофея, можно встретить такое наставление о посте: отмерь для себя, сколько тебе пищи необходимо, чуть-чуть от этого отними, и вот твой пост.

Устав поста для мирян?

В среде воцерковленных людей бытует мнение, что поскольку устав поста был писан для монахов, то нужно составить другой, особый — для мирян. Но дело в том, что у нас действительно существует единый церковный устав, основанный на Типиконе, который естественно рождался в монашеской среде. Нужен ли отдельный устав о посте для мирян, так же как и устав приходского богослужения, я не знаю. Вопрос достаточно сложный и многосторонний. С одной стороны, в этом есть смысл и некое рациональное зерно. С другой стороны — мы в Типиконе видим своего рода икону подвижнической жизни, идеальный образ, к которому человек должен стремиться. Это задает тот уровень, который для нас оказывается во многом недостижимым, но к которому мы, тем не менее, тянемся.

Заповеди Христовы, по слову Спасителя, не тяжки и просты, но когда человек пытается их выполнять, оказывается, что это практически непосильно. Всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы это трудно для нас ни было. А это труднее, чем устав о посте или о богослужении. Но если мы отказываемся от Типикона в том виде, в котором он есть, из-за его сложности и ищем более простого устава, приближенного к нашим немощным силам, то тогда нужно создать какие-то заповеди для мирян. Но это же абсурд. Есть одно Евангелие, оно — для всех.

Тогда, может быть, и не стоит ничего менять? А всю жизнь тянуться к должному, и при этом иметь все основания для того, чтобы говорить: Мы рабы неключимые (Лк. 17, 10). Это ощущение собственной «никуданегодности» и есть то самое, к которому человек должен прийти благодаря посту. Ведь физически крепкого человека, который может вкушать крайне мало пищи и радоваться этому, поджидает другая опасность — возгордиться, как фарисей, о котором мы слышим в песнопениях Недели о мытаре и фарисее. Когда же получается, что кто-то старается, но физически не может чего-то сделать, он смиряется. И мне кажется, что это некая идеальная модель.

Символ или труд?

Распространенной ошибкой наших прихожан является то, что они зачастую сосредотачивают все свое внимание на гастрономической части поста, забывая о его духовной составляющей. И эта ошибка имеет отношение не столько к вопросу «как поститься?», сколько к проб­леме неправильного понимания христианской жизни как таковой. Христианская жизнь — это есть совлечение с себя ветхого человека и облечение в человека нового, это постоянный труд над своим сердцем. И христианин должен сначала, прежде всего, стать хорошим человеком, а потом уже хорошим христианином, что сопряжено именно с теми изменениями, которые происходят в сердце. Все остальное носит только внешний характер. Мы состоим из души и тела, и обе эти составляющие должны в равной степени в этом труде участвовать, но по-разному. И первично все-таки то, что внутри.

Читать еще:  Национальное достояние. Колокольня Новодевичьего монастыря

Однако тут возникает некоторый соблазн сказать, что пост вообще не важен и можно его свести к некоему символу. Нет, во всем, что человек делает, должен присутствовать труд, приближающийся к грани его возможности, потому что Господь начинает по-настоящему помогать тогда, когда человек делает все от него зависящее: в исполнении ли заповедей Христовых, в каких-либо трудных жизненных ситуациях или вот в данное время поста. И тогда этот труд по благодати Божией приносит плод. Если же человек сам полагает себе предел труда: я могу сделать столько-то, и этого хватит, потому что это не важно,— то пользы не будет. Мы должны показать твердость своего произволения, а остальное восполнит Господь. Место для лукавства, конечно, остается во всем, что мы делаем, и от нас только зависит: замечать в себе это лукавство, бороться с ним, быть к себе чуть более требовательными и даже, может быть, жестокими или нет.

Один из действенных способов не упустить из внимания духовную составляющую великопостного делания — это составить для себя план, пусть даже на бумаге, и наметить, что я в течение этого поста должен постараться сделать. Уверен, что у любого разумного православного христианина ключевым моментом в этом плане будет не сведение потребления пищи к такому-то минимуму, а духовные требования к себе: изменить что-то в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми, даже в своей работе. Но при этом замечено, что когда человек ограничивает себя в еде, ему меньше хочется говорить, осуждать. Правда, он становится и чуть более раздражительным, но, зная эту особенность, нужно просто быть внимательным и правильно к этому относиться.

Люди, которые уже давно в Церкви и чувствуют себя уверенно, приступая к посту, тоже не застрахованы от ряда ошибок. Есть такое распространенное выражение: «углубленный в церковную жизнь», и, наверное, это главная ошибка — ощущение своей углубленности. У нас нет задачи углубиться во что-то — в церковную жизнь, в чтение святых отцов, в Евангелие. У нас есть задача стать хорошими людьми и хорошими хрис­тианами, приблизиться к Богу. Вся наша христианская жизнь проявляется в том, каковы плоды этой жизни.

В патерике есть история о том, как некий брат ходил и везде хвалил своего духовного наставника как великого старца. И кто-то в конце концов спросил у него: «Как же с такого доброго дерева, как он, родился такой кислый плод, как ты?». Человек может очень много читать, часто бывать на службе, строго поститься, много молиться, но при этом не приобрести ни смирения, ни кротости, ни терпения всего того, что Господь в жизни посылает, ни готовности волю Божию принимать и исполнять, в чем бы она ни заключалась. А ведь именно в это человек должен углубиться — в преданность воле Божией.

Газета «Православная вера» № 3 (527)
Записала Инна Стромилова

Великий пост 2020: что можно и нельзя есть по дням недели

Сегодняшняя статья будет посвящена Великому посту, который считается самым строгим из существующих в христианском календаре и пора уже задуматься, что можно есть в этот период. Далее мы расскажем с какого числа и по какое число в православии будет пост в этом году, что можно и нельзя есть в Великий пост 2020 по дням недели для мирян, напишем разрешенный список продуктов, которые можно включить в меню в этот период, а также сообщим кому нельзя поститься, какие правила поведения необходимо соблюдать в пост.

Сорокадневный весенний пост олицетворяет собой одухотворение человека, покаяние, проявление смирения, отказ и очищение от злых помыслов, а также приближение православного христианина к своему Создателю. Рассматривая, с какого числа, и по какое число в православии надо поститься, выясняется – соблюдать постование нужно семь седмиц. В 2020 году Великий пост начнется 2 марта, а завершится перед светлым воскрешением Спасителя 18 апреля, поэтому ещё есть время присоединиться к истинно верующим, и обновить свой дух и тело, избавившись от прегрешений.

Великий пост: что можно есть по дням недели мирянам

Постование предусматривает время для воздержания, однако существуют и послабления, которые помогают поддерживать организм в здоровом состоянии. Лучше всего, поддерживать правильный пищевой режим, используя календарь питания по дням:

  • полный отказ от еды – понедельник;
  • во вторник можно съесть немного чёрного хлеба и выпить воды;
  • приём сухой еды в – среду;
  • в четверг по церковному уставу также желательно не кушать;
  • горячие кушанья с маслом едят в пятницу;
  • в воскресенье к горячим, заправленным маслом блюдам, добавляется немного красного вина.
  • в 1, 3 и 5 день разрешается сухая, сырая еда без масла;
  • во вторник – горячие блюда без масла;
  • в субботу подогретая пища с маслом;
  • в воскресенье – горячие блюда с маслом и вино.
  • в 1, 3 и 5 день – сухоядение, без употребления масла;
  • во вторник и четверг – горячие блюда без масла;
  • в субботу – приправленные с маслом горячие блюда;
  • в воскресенье — горячая еда с маслом и вино.
  • в 1, 3 и 5 день – сухие, сырые блюда без масла;
  • во вторник, четверг – горячая пища без использования масла;
  • в субботу горячие блюда с маслом;
  • в воскресенье – горячее с маслом и небольшое количество вина.
  • в 1, 3 и 5 день – сухоядение без употребления масла;
  • во вторник и четверг – горячие блюда без масла;
  • в субботу горячие кушанья, заправленные маслом;
  • в воскресенье горячие блюда с маслом, вино.
  • в 1, 3 и 5 день – кушают сухие блюда, не заправленные маслом;
  • во вторник – горячую еду без масла;
  • в Лазарев День (субботу 31 марта) разрешается кушать горячие блюда, рыбу, морепродукты, икру, пить вино;
  • в Вербное воскресенье православные кушают рыбные, горячие блюда, пьют вино.
  • в понедельник и среду – сухая еда без масла;
  • во вторник и четверг – приготовленная с маслом горячая пища;
  • в пятницу – полный отказ от принятия еды;
  • в субботу – лучше воздержаться от пищи, но поскольку это сложно, то допускается употреблять хлеб, овощи и фрукты без масла, и воду.

В воскресение миряне разговляются пасхальными яйцами, куличом и другими угощеньями, приготовленными к торжеству.

Правила поведения в Великий пост

Огорчает формальность, с которой некоторые подходят к добровольному воздержанию от запрещённых кушаний и бездумного веселья, в конце концов, не является данное действо разгрузочными днями, а символизирует собой более высокую цель – возрождение и обновление во имя любви к Богу. В течение нескольких недель любой может заняться самосовершенствованием, воспитанием в себе терпимости и лучших человеческих качеств, на фоне мирской суеты важно найти в жизни место и для более важных, нематериальных ценностей.

Но тем, кто решил серьёзно отнестись к отречению от всего негативного, что разрушает душу, стоит знать, как соблюдать условия воздержания в Великий пост, что можно есть по дням недели, и какого поведения придерживаться:

  1. Прежде, как поститься, сходить необходимо в божий храм, и пройти обряд причащения, таинство это связно с предварительным постованием в течение трёх суток. Затем будут отпущены грехи, а батюшка даст своё благословение и наставление по поводу предстоящего воздержания.
  2. На протяжении всей Пятидесятницы христианин должен не только думать о правильном питании, но и избегать дурных поступков, более лояльно относиться к окружающим людям, другим живым существам. Важно, чтобы в этот период человек тщательно следил за своими мыслями, эмоциями и речью, за тем, что думает, делает и говорит. Скверные слова, которые ранят других людей и загрязняют эфир, отравляют и самого человека. По этому поводу в Евангелии говорится, что оскверняет даже не пища, которая входит в уста, а то, что из них выходит.
  3. В столь важное время нежелательно посещать шумные торжества, устраивать вечеринки и гулянья с громкой музыкой и смехом. Разумеется, пост – дело добровольное, но по церковным канонам запрещён даже громкий разговор. Наверное, не стоит упоминать о том, что пост и употребление веселящих напитков несовместимо.
  4. Тому, кто решил выполнить все условия религиозного закона, и пройти путь духовного обновления, будет понятен отказ от плотских наслаждений. Официально в это время в церкви не проходит венчаний, свадьбы запрещены. Также священники указывают на то, что хорошо воздержание и от супружеского общения, но оно не должно идти против воли мужа или жены. Что же касается молодых пар, то для них главным достижением в дни поста станет способность усмирять свою гордыню и умение уступать, что для Бога ценнее, чем отречение от близости.
  5. Бескорыстная, добровольная помощь близким и незнакомым людям – это один из аспектов духовного очищения. Конечно, хотелось бы, чтобы миряне проявляли своё сострадание и в остальное время, но важность таких поступков во время поста обладает особой ценностью.
Читать еще:  К чему снится йога. Грязь в комнатах квартир в Вашем доме

Посещение храма Божьего – ещё одно непоколебимое правило, без которого это мероприятие бессмысленно. Молясь, исповедуясь, приходя на службы, слушая рассказы о жизни Спасителя, мы приобщаемся к Богу, очищаем свою душу от скверны, поскольку в церкви находимся в непосредственной близости к нему.

Кому нельзя поститься в Великий пост

Некоторые послабления в отношении людей, которым противопоказано отказываться от пищи животного происхождения, всё же есть. Касаются они возраста и медицинских ограничений. Мясные продукты по своей структуре содержат много важных компонентов, включая аминокислоты, необходимые протеины и витамины, которые нужны организму для нормальной работы гормональной системы и восстановления крови, тканей органов.

Поэтому от поста уместно освобождать:

  • людей, страдающих болезнями пищеварительного тракта, среди которых – язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, воспаление тонкого кишечника, гастрит, заболевания желчного пузыря и поджелудочной железы;
  • людей пожилого возраста, которым крайне важно употребление в пищу белков, поскольку они нужны для строительства новых клеток;
  • растущих деток (младше семи лет) – для их развития, роста белки представляют особую ценность.

Кроме того, нежелательно поститься людям с серьёзными недугами, являющимися определённой угрозой для жизни, с сахарным диабетом, перенесшим операцию и занимающимся тяжёлой физической работой.

Не следует соблюдать пост женщинам, вынашивающим ребёнка и кормящим грудью – в этом случае полноценное питание важно для них и для младенца.

Для мирян, страдающих от патологий сердца, гипертонии и больной психики, следует держать пост с осторожностью.

10 ошибок постящегося в Великий пост

Разрешенные продукты в Великий пост: список

Ограничение от пищи во время постования в православии – не самая важная сторона вопроса, но, довольно значимая, ведь, тем самым, мы тренируем свой дух, проявляем силу воли, боремся с искусами. Потому нельзя недооценивать этот аспект, считая его формальностью. Итак, наступил Великий пост – что можно есть по дням недели, какие продукты при этом разрешены?

Есть множество съедобных вещей, и их можно кушать с удовольствием, принося благо своему организму:

  • всевозможные крупы;
  • из разновидностей хлеба – серый, чёрный, отрубной, содержащий злаки;
  • высушенные ягоды, фруктовые плоды;
  • все виды орехов;
  • чечевицу, горох, другие бобовые культуры;
  • лесные грибы и шампиньоны;
  • овощные заготовки (соленья, маринады), овощи в сыром, отварном виде;
  • фруктовые компоты, свежие фрукты;
  • натуральный мёд.

Из сладкого допустимо есть варенье, халву, печенье из овсяных хлопьев, мармелад и пастилу. Меню получится разнообразным для постования, и если приложить фантазию, то из перечисленных компонентов, придумав нежирные соусы, готовятся замечательные яства и закуски.

На Благовещенье и Вход Господень в Иерусалим допускается кушать рыбу и приравниваемые к ним морепродукты, считающиеся деликатесом.

Что можно пить в великий пост 2020

Пожалуй, самым приоритетным напитком является чистая питьевая вода, но, понятно, что трудно смириться с отказом от привычного горячего чая либо кофе. Однако, оздоровляя своё тело, все мы понимаем, что большое количество кофе и крепкого чая не полезно для организма. Поэтому чай лучше употреблять зелёный, либо делать отвары из трав, а от кофе лучше отказаться или выпивать его понемногу.

Также допускается заменять воду:

  • молоком кокоса, свежими овощными и фруктовыми соками;
  • рисовым, соевым молоком;
  • компотами из сухофруктов с минимальным количеством сахара;
  • киселями из фруктов и замороженных ягод;
  • можно позволить себе напиток, приготовленный из отрубей, злаковых зерен.

Кофе и чай, вполне, можно заменить натуральным цикорием, употребление которого не сказывается столь негативно на работе сердца и нервной системы.

Тем, кто не страдает зависимостью от алкоголя, разрешено выпивать немного вина в выходные дни, либо использовать его для приготовления постных кушаний. Но речь идёт о настоящем виноградном напитке, который предотвращает атонию сосудов, улучшает состояние иммунитета, нормализует состав и качество крови.

Меню в первую неделю Великого поста

Период строгого постования – первая мартовская неделя, когда после Прощёного Воскресенья, миряне вступают в новую жизнь, простив и попросив прощенья у всех, кого обидели, поэтому есть своеобразные, связанные с этим требования:

  • аскезы требует первый день седмицы, что исключает любую еду;
  • на второй день уместно использование чистой воды с хлебом;
  • принятие холодных блюд, не сдобренных маслом, и не подогретого питья – в среду;
  • такое положение сохраняется в Чистый четверг и Великую пятницу;
  • время, когда можно есть горячее, добавив в него масло – выходные.

Если совсем никак нельзя обойтись без еды, то можно есть в первый день, но тогда христианину предстоит сухоядение, ужесточённый вариант постования.

Среди некоторых кушаний для этого времени подойдут: смесь из сушёной сливы, абрикоса и винограда, орехов, лимона и мёда, печёная морковь, картошка, тыква, свёкла, салат из сельдерея, орехов и яблока, квашенья, маринады. Сухие кушанья приправляют свежевыжатыми соками.

Что нельзя есть в Великий пост перед Пасхой

По церковным уставам есть целый список продуктов, не разрешённых к употреблению, это важно в отношении правил поста, но мы не будем брать строгий монастырский устав, по которому даже кушать можно однократно в сутки, перед сном, исключая дни, предназначенные для отдыха от работы. В выходные разрешается позавтракать, помимо вечерней трапезы.

Обычным мирянам нельзя есть следующие продукты:

  • мясные изделия – свинину, говядину, другие виды подобной продукции, включая курятину;
  • морскую и речную рыбу, морские деликатесы;
  • яства на основе молока – творог сметану, кефир, сыр, а также яйца, как варёные, так и поджаренные;
  • белый хлеб, сладкую выпечку, при содержании в составе дрожжей;
  • специи употреблять можно, но в ограниченном количестве.

Между тем, яичный порошок, желатин, молоко входят в перечень многих блюд, в связи с этим придётся отказаться от шоколада и шоколадных конфет, творожников, быстро приготовляемых вермешелек и других закусок.

Что касается преддверия воскрешения Христа, наистрожайшей является последняя Седмица, а в первый и пятый день недели нежелательно есть вообще. Всё остальное время нужно питаться крайне строго, употребляя минимум постной пищи.

История и традиции Великого поста

Рекомендуем посмотреть видео ниже, в нем рассказывается об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать — в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого — освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: жестких универсальных инструкций к Великому посту нет — каждый из нас принимает решение сам.

Читать еще:  Православный календарь. Церковные праздники

Когда грядёт Великий Пост, что можно есть по дням недели, наверное, важнейший вопрос для всех, кто решил пройти испытание плоти, и вырасти в духовном плане. Не всем удаётся стойко переносить воздержанность от любимых вкусностей, но тем ценнее их жертва. Впрочем, нельзя считать пост только страданием и ограничением, это наполнение духа божественным светом и идеалами добра.

Благодарим за интерес к статье «Великий пост 2019: что можно есть по дням недели мирянам, а что нельзя». Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:

  1. Поделитесь с друзьями с помощью кнопки социальных сетей
  2. Напишите комментарий внизу страницы — поделитесь советами, выскажите свое мнение
  3. Посмотрите ниже похожие статьи, возможно, они окажутся вам полезны

Пост для мирян: что можно есть, а что нельзя?

Придерживаться постов – традиция столь древняя, что однозначного ответа, когда и почему она появилась, не существует. Кто-то говорит об особенностях сезонных биоритмов, кто-то утверждает, что к ограничениям приводила банальная нехватка еды. Со временем пост принял характер обряда, а потом в нем появился и религиозный смысл. Так или иначе, но в современном цивилизованном мире, где еды в избытке, посты – вещь полезная. Тем более что в христианской традиции говенья присутствует и духовная сторона: человек должен не только отказаться от скоромной пищи, но и отречься от страстей и пороков.

Каждый год после окончания веселой Масленицы начинается Великий пост для мирян. Что можно есть, а что нельзя на протяжении этого периода, интересует многих верующих. Мы расскажем об этом в нашей статье.

Что такое пост для мирян?

Ограничения в еде во время христианского поста регламентируется Церковным уставом, которого неукоснительно придерживается духовенство. Все прочие люди, живущие в миру, в целом должны следовать тем же правилам. Но православный пост для мирян отличается меньшей суровостью. Священнослужителям и монахам предписывается больше ограничивать себя в еде и удовольствиях, чаще молиться и предаваться духовным размышлениям.

Четыре многодневных поста

Каждый год Великий пост начинается и заканчивается в разное время, поскольку предшествует празднику Воскресения Христова, а он не имеет фиксированной даты. Это самый долгий, семинедельный, пост.

Продолжительность и время начала Петровского говенья зависит от того, на какой день выпадает праздник Воскресения: чем раньше Пасха, тем дольше пост. Он начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля, в день апостолов Петра и Павла.

Следующий раз придется отказываться от скоромного с 14-го по 28 августа. Это Успенский пост, он приурочен к празднику Успения Святой Богородицы. В простонародье его называют Спасским.

Сорок дней продолжается Рождественский пост для мирян – с 28 ноября по 6 января.

Пост перед Воскресением Христовым

Великий пост появился в церкви еще в апостольские времена. Он посвящен Иисусу Христу, который сорок дней молился и постился в пустыне перед проповедью.

Великий пост для мирян не только самый длительный, но и самый строгий. В первый день есть нельзя вовсе. Точно так же воздержаться следует в Страстную пятницу (накануне Пасхи). В этот день Спаситель был распят, и верующие вспоминают его страдания и читают особые молитвы.

Миряне могут употреблять холодную вареную пищу в 1-ю и 4-ю неделю поста, есть горячее в прочие недели, кроме Страстной: в последнюю седмицу перед праздником предписывается строгое соблюдение всех ограничений.

Чего нельзя есть?

В пост нельзя есть мясо, молоко (даже сухое), яйца (и яичный порошок), жиры животного происхождения. Запрещено употреблять блюда, в которых содержатся эти продукты. В магазине придется подолгу задерживаться у каждой полки, чтобы внимательно прочитать состав того, что предполагается купить. Сегодня многие производители предлагают специальные постные продукты и даже рестораны быстрого питания составляют отдельные меню без скоромных блюд.

Что есть можно?

Пища, которую можно употреблять в пост, зависит в том числе от недели. В первую, четвертую и седьмую седмицу строгим постом предписывается употреблять в будние дни сырую пищу и хлеб – так называемое сухоядение. Во вторую, третью, пятую, шестую неделю еду разрешается варить.

В пост можно есть все, что имеет растительное происхождение, – разнообразные крупы, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб. Обязательно нужно включать в рацион бобовые и зелень. Постной едой считаются также грибы. Пригодится консервация: варенья, яблоки, абрикосы и груши в сиропе.

Довольно строги ограничения, которые устанавливает Великий пост для мирян по дням недели. Так, понедельники, среды и пятницы – наиболее строгие дни. В них нельзя есть горячее даже во 2-ю, 3-ю, 5-ю и 6-ю недели. Постное масло допустимо в субботу и воскресенье, в большие церковные праздники – Благовещенье (7 апреля) и Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) – можно есть рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) позволяется рыбная икра.

Алкоголь, от которого пост для мирян велит вообще-то воздерживаться, разрешен только в виде виноградного вина по воскресеньям. Количество его должно быть очень умеренным.

Спорные продукты

Священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению по поводу морепродуктов. Одни полагают, что их употребление возможно, поскольку креветки и моллюски в церковной традиции не считаются живыми существами. Другие склоняются к тому, что есть морепродукты можно тогда же, когда и растительное масло, – в выходные и праздничные дни. Ветхий завет вообще называет эту пищу «нечистой», вкушать ее запрещается – ортодоксальные иудеи морепродукты не едят. Христианская религия во многом отступает от ветхозаветных принципов, и уставы ряда православных монастырей позволяют есть черепокожных даже в Великий пост. Употреблять их в пищу или нет – это во многом личный выбор постящегося.

Тело и дух

Следует помнить о том, что Великий пост для мирян – это не просто диета, а повод очистить душу и помыслы от греховных и суетных мыслей и чувств. Очищение только тела без участия души противоречит смыслу поста, который призван приблизить человека к Богу. В это время следует отказаться не только от вкусной еды, но и от других удовольствий: не посещать увеселительные мероприятия, не устраивать шумных праздников.

Пост – это в первую очередь время для совершения добрых дел, неукоснительного соблюдения Христовых заповедей, воздержания от суетных забот. Обязательно нужно помогать ближнему, подавать милостыню нуждающимся.

Пост и здоровье

Врачи считают пост полезным: разгрузка организма от пищи животного происхождения благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, обменные процессы. Важно в этот период соблюдать баланс жиров, белков и углеводов. Растительная пища дает такую возможность: большое количество белков содержат бобовые и грибы, углеводов много в каждом овоще и фрукте, а необходимыми жирами обеспечивают масла, особенно нерафинированные, рыба и морепродукты. Рацион постящегося должен быть сбалансированным, особенно это касается людей, состояние здоровья которых небезупречно.

Как выйти из поста без вреда здоровью?

Важно знать, что пост для мирян производит определенные изменения в организме. Вырабатывается больше ферментов, призванных переваривать растительную пищу, а от животной организм отвыкает. Поэтому из поста нужно выходить правильно. В день Святой Пасхи не стоит набрасываться на скоромную еду: одного-двух кусочков освященного кулича и яйца более чем достаточно, чтобы разговеться. Не каждый организм выдержит, если после длительной диеты сразу получит много жирного мяса, десяток яиц и два килограмма сладкой сдобы. Количество острых панкреатитов и холециститов в пасхальные дни резко увеличивается именно из-за того, что некоторые миряне неразумно выходят из поста.

Источники:

http://pravoslavie.ru/77389.html
http://gotovim7e.ru/velikij-post-chto-mozhno-est.html
http://fb.ru/article/177019/post-dlya-miryan-chto-mojno-est-a-chto-nelzya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: