Основные мотивы творческой деятельности человека (тезисы). Культура первобытной эпохи

Основные мотивы творческой деятельности человека (тезисы). Культура первобытной эпохи

В специальной литературе по психологии творчества недостаточно разработан раздел мотивации творчества. Такая же картина наблюдается и в «тризовской» литературе. Там есть описание условий, при которых жизнь человека становится творческой, есть рекомендации по преодолению сопротивления внешней среды на путях построения творческой жизни. Но, к сожалению, нет описания и анализа мотивов, которыми руководствуется человек, совершая свои творческие поступки. (Г.Альшуллер, И.Верткин. «Как стать гением»)

А что заставляет человека проявлять и повышать свою творческую активность?

Этому вопросу в известной литературе, к сожалению, уделено мало места.

Если мы сумеем разобраться в этом вопросе, то более ясными станут пути воспитания и развития творческого человека.

Известно, что любая система, в том числе и человек, начинает видоизменяться, т.е. развиваться, под воздействием внутренних (личных) потребностей и внешних требований окружающей среды.

Внутренние мотивы творческой деятельности человека:


1. Реализация генетически заложенной в человеке поисковой потребности.

Каждое живое существо, а тем более человек, с первых дней своей жизни активно исследует среду, в которую он попал, и пытается ее приспособить для своего существования.

Реализация естественной поисковой потребности (любопытство) заставляет анализировать ситуацию, делать выводы, принимать творческие решения.

2. Инстинкт самосохранения, продолжения рода и выживания.

Действительно, в экстремальных условиях наблюдается всплеск творческих действий и поступков, направленных на сохранение жизни и ее продолжения. История знает массу таких примеров.

3. Удовлетворение первичных материальных потребностей (пища, кров, одежда и т.п.)

Значительная часть мирового патентного фонда содержит в себе творческие решения направленные на удовлетворение именно этих потребностей человека, начиная от изобретения молотка, дамских колготок, быстрорастворимого кофе и кончая космическими поселениями.

4. Удовлетворение первичных духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание, любовь, самореализация и саморазвитие).

При удовлетворении первичных материальных потребностей, проявляются духовные потребности, основанные на желании осознать свою роль и свою значимость в этой жизни. Человек начинает самоутверждаться, т.е. оценивать себя, вырабатывать чувство самоуважения и ожидает такого же признания его личности вначале ближайшего окружения, а затем все более отдаленного. Эта нескончаемая и постоянно растущая потребность является одним из мощных мотивов проявления творчества.

5. Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм.

Стремление быть богатым и властительным, для некоторых является достаточно сильным мотивом развития своих творческих способностей. Вероятно, это связано с удовлетворением личной потребности в безопасности и выживании.

6. Лень, не желание тратить свою энергию, паразитизм.

Многие считают, что лень и желание человека паразитировать на окружающей среде, является одной из движущих сил развития человечества, особенно на его ранних стадиях. Устал первобытный человек искать корешки для своего пропитания, и, занялся земледелием, лень ему было гоняться за мамонтом — изобрел ловчую яму, неохота стало ходить пешком — появилась конная упряжка, автомобиль, паровоз. И так почти во всем.

Внешние мотивы творческой деятельности человека:


1. Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества в своем сохранении и развитии.

Здесь можно привести обширный ряд примеров проявления творчества для удовлетворения указанной потребности — от изобретения семейного, общего очага и до спутниковой связи, системы Internet. У современного человека, цивилизованной страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо.

2.Следование идеологии, культуре и мифам общества.

Каждая личность в той или иной степени подвержена влиянию культивируемой в данном обществе (сообществе) идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится.

3. Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других.

Этот мотив особенно развит в тех обществах, где понятие «потерять лицо» или «быть не таким как все» означает нарушение общепринятых правил и норм, а значит испытывать не признание обществом. Если среда, в которую попал человек, является творческой, то и этот человек стремится развить свои способности. * * *

Читать еще:  Онлайн гадание на рунах как поступить. Гадание на ситуацию онлайн

Как правило, перечисленные мотивы действуют одновременно, каждый в той или иной степени, но один из них, все же является доминирующим. Это определяется историческими и социальными условиями, в которых находится человек, его воспитанием, образованием и мировоззрением.

При выяснении вопроса о существовании видов мотивации, возникает следующая задача: Какие мотивы творчества необходимо задействовать и развивать в наше время, какие методы использовать для этого?

Здесь огромный объем работы для родителей, учителей и педагогов, которые решают задачи связанные с воспитанием творческой личности.

Этапы развития первобытного искусства

Художественная деятельность первобытного человека

В первобытном искусстве были выражены мировоззренческие установки и ценности людей, определявшие культурную деятельность.

В чистом виде первобытного искусства не существовало. Это связано с синкретическим характером первобытной культуры, с нерасчлененностью ее основных элементов. Поэтому древнейшее искусство неотделимо от мифологии, магии, ритуалов и т.п. Например, первобытные охотники создавали не просто изображение зверя, а формировали подлинный объект охоты и считали, что поражение этого звериного двойника копьем или стрелой с необходимостью обеспечит им успех на охоте. Искусство также создавало опознавательные знаки, символы того или иного коллектива людей, обереги, спасающие от несчастий или болезней. В качестве такого знака, например, могло выступать изображение тотемного животного, которое наносилось не только на стены жилища или предметы быта, но и на тело человека в виде особой раскраски или татуировки. То же можно сказать и про орнамент гончарных изделий, отличавшийся у разных племен.

Искусство является показателем развития не только духовной, но и материальной культуры. Можно связать его происхождение как с трудовой, так и с игровой деятельностью людей. Искусство в определенной степени отражало окружающий мир, было его копией. Считается, что одним из первых произведений первобытного искусства стал отпечаток руки – «знак принадлежности», который часто встречается среди наскальных рисунков. Такие изображения рук (чаще всего левых) служили знаком обладания и волшебной власти над некой территорией или объектом. В некоторых восточных странах до сих пор изображение женской левой руки крепят на капот автомобиля, что имеет тот же смысл, что у славян подкова – «на удачу».

Основные виды изобразительного искусства, по мнению археологов, появились в эпоху палеолита. Многочисленные памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства, относящиеся к этому периоду, были обнаружены в Европе, Южной Азии Северной Африке. Ранние рисунки первобытных людей были весьма примитивны: это и контуры голов зверей на известняковых плитах в пещере Ла–Ферраси (Франция), оттиски человеческой руки, обведенной краской, переплетения волнистых линий, сделанные по сырой глине пальцами рук. Несколько позднее в пещерной живописи отмечается явный прогресс: изображается огромное число фигур разнообразных животных, нанесенных кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины. Пи этом первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.

Высшего своего расцвета палеолитическое искусство достигло в период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) В это время образы животных приобретают конкретные черты, появляется точность формы, умение из массы признаков и деталей выделить главное. Животные уже изображаются не статично, а в разнообразии движений, поз, в том числе в стремительном беге. В пещерной живописи происходит переход от простого контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи, которая позволяла моделировать объемные формы посредством изменения тонов при использовании двух-трех красок. Выдающимися росписи этого типа были обнаружены во Франции в пещере Фон де Гом и в испанской пещере Альтамира. Эти изображения не просто отображают внешний облик животных – они передают их характер, повадки, силу, движение и даже эмоции. К этому периоду относится и зарождение представлений о композиции, объединяющей все многофигурное изображение. Так, например, во французской пещере Ласко изображена отдельная сцена смерти охотника, пораженного смертельно раненным бизоном.

В эпоху верхнего палеолита развивается круглая пластика, а также резьба по камню, кости, дереву. Особое распространение получили в этот период статуэтки, известные как «палеолитические Венеры», чье происхождение связано, по всей видимости, с культом плодородия, который до сих пор сохраняется у многих этнографических народов, а также, вероятно, с эротической магией. Женские статуэтки с условными чертами лица и преувеличенными размерами груди, бедер и живота символизировали животворящую силу природы и чувственное наслаждение, что воплощалось в образе женщины-прародительницы. При этом «Венеры палеолита» были лишены индивидуально-личностных особенностей – напротив, первобытные скульпторы делали акцент на природное, животное начало, всячески избегая детализации и конкретики в изображении лиц или каких-то иных особенностей, способных привязать изображение к конкретной модели.

Читать еще:  Иулиан тарсийский. Житие: «Страдание святых мучеников Иулиана и Василиссы и других с ними»

В эпоху мезолита изменился образ жизни первобытных людей. Ледник отступил и небольшие коллективы охотников стали быстро осваивать новые территории. В это время значительно усовершенствовалась орудийная деятельность, стали широко использоваться лук и стрелы, была приручена собака и некоторые другие виды животных. Появляются и новые способы и методы художественного творчества. Однако основная часть энергии людей направлена на освоение внешнего природного мира. В силу этого в произведениях искусства проявляется схематизм, а в живописи преобладает монохромность. В картинах мезолита фигуры людей и животных передаются силуэтно, объемность одноцветных изображений отсутствует. Однако в этих наскальных росписях появляется и то, чего не было ранее – они приобретают повествовательный характер, события передаются последовательно и взаимосвязано. Эти росписи постепенно превращались в своеобразную летопись первобытного человека, повествующую о его труде и открытиях.

Центр интереса художников мезолита оказался перемещен с животного на человека, который постепенно возвышается над природой, навязывая ей свою волю, подтверждением чему могут служить многочисленные сюжеты, связанные не только с хозяйственной или военной деятельностью людей, но также и с их развлечениями (знаменитое изображение танцующих женщин на скале у мыса Доброй Надежды).

В период неолита происходят существенные изменения в ведении хозяйства. В это время происходит переход от присваивающей деятельности к производящей. Появляются новые виды производящей деятельности – земледелие, скотоводство, новая техника производства каменных орудий, гончарное производство, строительство, ткачество. В это время заселяются широкие пространства, усиливается борьба между племенами за охотничьи угодья и места, удобные для жизни.

В этот период усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, в результате чего укрепляются родовые связи между людьми. В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения в ряде случаев достигали высоты около 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречаются примитивные изображения людей. Петроглифывстречаются на северо-востоке Европы, на Кавказе, Урале, в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

На юге Европы получила распространение антропоморфная скульптура. Наибольшую известность получили «каменные бабы» Северного Причерноморья, похожие на круглые каменные столбы. Помимо монументальных произведений, развивалась также и мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство и орнамент, где отмечается переход к абстрактному геометрическому рисунку. Особенно широкое распространение получил геометрический орнамент на керамике. Примером таких произведений являются сосуды Триполья (Южная Европа, 4-3 тыс. до н. э.), для которых характерен полихромный орнамент и разнообразные полосы, спирали и окружности.

В эпохубронзыпроисходит дальнейшее совершенствование производства орудий труда, при котором используются медь и бронза. Ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства, окончательно утверждается патриархат. В этот же период на Ближнем и Дальнем Востоке возникают первые государства. С развитием хозяйственной деятельности и появлением рабовладения сложились благоприятные условия для развития духовной культуры.

Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура (греч. megas – большой, lithos – камень), тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями.

Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры (бретонск. men – камень, hir – длинный) – это одиночные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. Примером может служить широко известная аллея менгиров в Бретани, а также «Каменное войско» (Армения).

Дольмены (бретонск. tol – стол, men – камень) – сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода. Такие сооружения находятся не только в Европе, но и в Африке, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи (бретонск. crom – круг, lech — камень) – самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Наиболее известным кромлехом является сооружение в Стоунхендже (Англия), имеющий внешний диаметр 30 метров и состоящий из четырех колец. Есть предположение о том, что кромлех был святилищем солнца.

С началом эпохи железа каменные сооружения приобретают выраженный утилитарный характер – распространение получают каменные крепости и погребальные камеры в курганах вождей племен, получившие широкое распространение в Западной Европе, на Балканах и в Закавказье.

Читать еще:  Православное имя дина. Происхождение и характер имени дина

В первобытную эпоху наметились две основные тенденции в развитии искусства – натурализм и символизм. На самом раннем этапе развития художественного творчества преобладала первая – главной своей целью художник видел максимально достоверную передачу внешнего облика реального объекта, которым чаще всего было животное. Далее происходит поворот к некоторому обобщению и схематизму изображений. На следующем этапе происходит возврат к натурализму и детализации, когда воспроизводятся целые эпизоды жизни и даже пространные повествовательные сюжеты. Но, в конечном итоге, в первобытном искусстве окончательно побеждает символизм, когда натуралистический образ заменяется знаком, а на смену живой имитации приходит сухой символ. Многие до сих пор полагают, что первобытный человек не уделял большого внимания искусству, будучи полностью поглощен борьбой за существование.

Однако не следует забывать о том, что первобытный человек еще сравнительно недавно отделил себя от природы и искусство играло в этом процессе очень важную роль – человек, вероятно, не стал бы человеком, будучи лишен возможности выражать себя в творчестве. Кроме того, судя по формам и количеству произведений первобытного искусства, первобытный человек обладал не меньшими творческими способностями, чем современный, а, скорее всего – даже большими. Он имел абсолютный художественный вкус, являясь активным художником в той же мере, в какой он был охотником, рыболовом или собирателем. Очевидно, что искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни, его естественной потребностью и условием выживания. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.

Историко-культурное значение первобытной культуры видится в следующем:

· первобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;

· носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;

· в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека);

· первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;

· значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в инвентаре современной культуры.

Методолог

Сайт посвящен изобретательским задачам и методам их решения.

Main menu

Secondary menu

You are here

Основные мотивы творческой деятельности человека (тезисы)

Submitted by content manager on чт, 06/01/2011 — 21:40

Алфавитный указатель:

Рубрики:

  • Log in or register to post comments

Комментарии

Re: Основные мотивы творческой .

Submitted by Фил on вс, 09/01/2011 — 19:52

Здравствуйте, уважаемый Геннадий Иванович!

Всем известно, что любая гипотеза, тем более, если она претендует на какое-то теоретическое обобщение, требует для своего подтверждения десятки, а иногда и сотни фактов. А вот чтобы опровергнуть или показать ошибочность рассуждений, иногда бывает достаточно привести всего один факт.
Уважаемые коллеги, помогите мне найти такой факт, который разрушит высказанные соображения.

Какие мотивы двигали (и продолжают двигать) людьми, изобретающими оружие массового уничтожения — атомную (термоядерную) бомбу, биологическое оружие, химическое оружие. А так же средства агрессии -баллистические ракеты, дальние бомбардировщики, авианосцы. Просто автоматическое оружие, УЗИ, например. Трудно обвинить таких людей в любви к человечеству и даже в чувстве моды.

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

  • Log in or register to post comments

Re: Основные мотивы творческой .

Submitted by priven on пн, 10/01/2011 — 03:01

Здравствуйте, уважаемый Геннадий Иванович.

Пожалуй, соглашусь с Филом в части неполноты Вашего списка. Ибо он содержит аж целых десять элементов, а значит — как нас учили — должен иметь некую свою внутреннюю структуру, которая и покажет, что элементов в списке должно быть именно и ровно десять, не более и не менее.

Ну, а опровергать конкретные элементы списка я не вижу смысла: в принципе все указанные Вами мотивы, что называется, «имеют место бысть». Но хотелось все же бы чего-то большего, чем перечисление.

  • Log in or register to post comments

Re: Основные мотивы творческой .

Submitted by lox on пн, 10/01/2011 — 05:17

честно говоря не совсем понятно что надо разрушить каким то фактом.

Источники:

http://www.trizminsk.org/e/25010.htm
http://studopedia.ru/2_127886_etapi-razvitiya-pervobitnogo-iskusstva.html
http://metodolog.ru/node/845

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector