Начало всенощной службы на крещение. Литургия в день богоявления

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Богослужебные указания за 19 января 2018 года

Пятница. Святое Богоявле́ние. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее.

Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 10-м но́щи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января)69. Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампа́ны.

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…»70 (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог. », пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, глас 1-й: «Во Иорда́не креща́ющуся Тебе, Господи…».

По 2-м Трисвятом поется кондак праздника, глас 4-й: «Яви́лся еси днесь вселе́нней…».

По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.

На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, испо́лнити хотя́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Е́же от Де́вы Со́лнце…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника.

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Мо́ре ви́де и побеже́, Иорда́н возврати́ся вспять»; стих: «Что ти есть, мо́ре, яко побе́гло еси, и тебе́, Иорда́не, яко возврати́лся еси вспять?». Евангелие – праздника. По 50-м псалме: «Слава» – праздника, глас 2-й: «Вся́ческая днесь…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Бог Сло́во яви́ся…».

Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Глубины́ откры́л есть дно…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Ше́ствует морску́ю…», по дважды, тропари на 6).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни).

По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 5-й (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем71, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.)

1-й лик поет припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу»72, и ирмос 1-го канона: «Недоуме́ет всяк язы́к…».

1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от Предтечи…», тропарь: «Давиде, прииди́ Духом…».

2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, во Иордане…», тропарь: «Давиде, прииди́ Духом…».

1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от Оте́ческаго гла́са…», тропарь: «Иса́ия, – измы́йтеся, очи́ститеся. ».

2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, Еди́наго от Тро́ицы…», тропарь: «Иса́ия, – измы́йтеся, очи́ститеся. ».

1-й лик припев: «Проро́че, прииди́ ко Мне…», тропарь: «Соблюда́емся благода́тию…».

2-й лик припев: «Проро́че, оста́ви ны́не…», тропарь: «Соблюда́емся благода́тию…».

Читать еще:  Преподобный варнава гефсиманский житие духовные поучения. Упокоение усопших

1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Влады́ка преклоня́ет вы́ю…», и ирмос 2-го канона: «О, па́че ума́…».

1-й лик припев: «Днесь Иоанн креща́ет…», тропарь: «Уве́дехом Моисе́ю…».

2-й лик – тот же припев и тропарь.

1-й лик припев: «Днесь Владыка вода́ми погреба́ет…», тропарь: «Уве́дехом Моисе́ю…».

2-й лик припев: «Днесь Владыка свы́ше свиде́тельствуется…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».

1-й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Владыка прии́де освяти́ти…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».

2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Владыка Крещение прие́млет…», тропарь: «Помазу́еши, соверша́я…».

Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Недоуме́ет всяк язык…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоня́ет вы́ю…», и ирмос 2-го канона: «О, па́че ума…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Вода́ми Иорда́нскими…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христо́с…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди спасе́ния, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Примечание. «В се́й де́нь Литурги́я быва́ет пора́ну, труда́ ра́ди бде́ннаго» (Типикон, 6 января).

На Литургии праздничные антифоны.

Входное (вхо́дный стих): «Благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне, благослови́хом вы из до́му Госпо́дня: Бог Госпо́дь и яви́ся нам».

Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти», как и перед пением «Прииди́те, поклони́мся. » (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи. », «Последование литургии. »; «В четверток 6-я седмицы. Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи. », «Последование литургии. »)73.

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся…».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.

Задостойник – припев: «Величай, душе́ моя, Честне́йшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоуме́ет всяк язык…» (так до отдания).

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в на́вечерие).

Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень. », и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспои́м, ве́рнии…», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Бу́ди имя Господне. » (трижды), псалом 33-й и отпуст.

Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени).

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой.

Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапе́зе быва́ет утеше́ние бра́тии ве́лие. Яди́м ры́бу, и сыр, и я́ица, и пие́м вино́; мирсти́и же мя́со, а́ще бу́дет и в сре́ду, или́ пято́к» (Типикон, 6 января).

С 7 по 13 января – попразднство Богоявления.

14 января – отдание праздника Богоявления.

69 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

70 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3-е «зри».

71 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим», не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

72 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

73 Входный стих заменяет собой обычное входное песнопение Литургии: «Прииди́те, поклони́мся. », а не возглас: «Премудрость, про́сти». При архиерейском богослужении после возглашения входного стиха поется «Прииди́те, поклони́мся. » (с окончанием, соответствующим припеву 2-го праздничного антифона на Литургии).

Как совершается служба на праздник Крещения Господня

  • Как совершается служба на праздник Крещения Господня
  • Что нужно делать в Крещение
  • Что такое Крещение

Время начала праздничной службы в честь события Крещения Христа в Иорданской реке может разниться (настоятель прихода вправе назначать время начала богослужения). Чаще всего служба в этот день совершается по подобию богослужения Рождества Христова, начинаясь в 11 часов вечера 18-го января. При этом всенощное бдение соединяется с центральной службой суточного круга – литургией. В некоторых храмах богослужение бдения отправляется с пяти-шести часов вечера, а литургия служится на сам праздник приблизительно в 9 часов утра.

Читать еще:  Комментирует протоиерей Павел Великанов. Толкование Евангелия блаженногоФеофилакта Болгарского

Богослужение на Крещение начинается великим повечерьем, большая часть молитвословий которого вычитывает чтец. Однако в этой части богослужения хор исполняет песнопение пророческих слов Исайи о том, что в мир является Спаситель, “Бог крепкий и Властитель”, которого нарекут Еманнуил (значение – “С нами Бог”). Само песнопение называется по первым словам пророчества – “С нами Бог”. Из праздничных песнопений великого повечерья стоит выделить тропарь и кондак Крещения Господня.

Повечерье переходит в литию – часть богослужения, за которой священник читает молитву на освящение пшеницы, растительного масла (елея), вина и хлеба. По окончании литии и праздничных стихир начинается утреня, отправляемая по обычному уставу бдения на великие православные праздники.

На утрени после троекратного пения тропаря и чтения псалтири хор исполняет гимн “Хвалите имя Господне”, именуемый полиелеем. Само название “полиелей” с древнегреческого языка переводится “много милости”. Это песнопение прославляет великие милости Бога к человеку. Далее духовенство и хор в особом песнопении (величании) воспевают ныне крестившегося Христа.

За полиелеем следует чтение евангельского зачала о принятии Христом крещения от пророка Иоанна в Иордане, праздничный канон. В конце утрени хор исполняет праздничное великое славословие, которое принято петь по уставу на всех торжественных службах.

По окончании утрени вычитывается первый час. Если литургия соединяется с бдением, то по первом часе следуют часы третий и шестой, во время которых священник у жертвенника в алтаре совершает проскомидию, подготавливая вещество для таинства евхаристии.

Литургия на день Крещения Господня отличается торжественностью. В самом начале хор поет краткие крещенские антифоны, древний гимн, посвященный Спасителю, “Единородный Сыне”, несколько раз повторяет тропарь Крещения (главное краткое песнопение торжества, отображающее его суть).

Далее последование литургии совершается по своему чину. После окончания службы верующие люди не расходятся по домам, ведь на праздник Крещения Иисуса Христа освящается вода. Чаще всего чин великого водоосвтия совершается в храме, но существует практика после литургии освящать воду непосредственно на источниках.

После завершения чина водоосвятия верующие люди набирают святую воду и с миром отправляются по домам, духовно торжествуя в честь великого христианского праздника.

Начало всенощной службы на крещение. Литургия в день богоявления

Стих 1: Возлюбих, яко услышит Господь / глас моления моего.

Стих 1: Я возрадовался, что услышит Господь / глас моления моего. Пс 114:1

Спаси ны, Сыне Божий, / во Иордане крестивыйся, поющия Ти: / аллилуия.

Спаси нас, Сын Божий, во Иордане крестившийся, / поющих Тебе: аллилуия.

Стих 2: Яко приклони ухо Свое мне, / и во дни моя призову.

Стих 2: Ибо склонил Он ухо Своё ко мне, / и во все дни мои буду Его призывать. Пс 114:2

Спаси ны, Сыне Божий:

Спаси нас, Сын Божий:

Стих 3: Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, / скорбь и болезнь обретох и Имя Господне призвах.

Стих 3: Охватили меня муки смертные, беды адские постигли меня; / скорбь и муку я встретил, и имя Господне призвал. Пс 114:3 – 4А

Спаси ны, Сыне Божий:

Спаси нас, Сын Божий:

Стих 4: Милостив Господь и праведен, / и Бог наш милует.

Стих 4: Милостив Господь и праведен, / и Бог наш милует. Пс 114:5

Спаси ны, Сыне Божий:

Спаси нас, Сын Божий:

Слава, и ныне: Единородный Сыне:

Слава, и ныне: Единородный Сын:

Антифон 3, псалом 117, глас 1:

Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, / яко в век милость Его.

Антифон 3, глас 1

Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, / ибо вовек милость Его! Пс 117:1

Тропарь, глас 1:

В о Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.

Тропарь, глас 1

П ри крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Стих 2: Да речет убо дом Израилев: / яко Благ, яко в век милость Его.

Стих 2: Пусть же скажет дом Израилев, / что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:2

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи:

Тропарь: При крещении Твоем во Иордане, Господи:

Стих 3: Да речет убо дом Ааронь: / яко Благ, яко в век милость Его.

Стих 3: Пусть же скажет дом Ааронов, / что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:3

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи:

Тропарь: При крещении Твоем во Иордане, Господи:

Стих 4: Да рекут убо вси, боящиися Господа: / яко Благ, яко в век милость Его.

Стих 4: Пусть же скажут все боящиеся Господа, / что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:4

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи:

Читать еще:  Рекомендации родителям — в какие дни можно крестить ребенка. В какой день крестить ребенка

Тропарь: При крещении Твоем во Иордане, Господи:

Входное:

Благословен грядый во Имя Господне, / благословихом вы из дому Господня, / Бог Господь и явися нам.

Благословен Грядущий во имя Господне, / благословили мы вас из дома Господня; / Бог – Господь, и Он явился нам! Пс 117:26 – 27А

Тропарь: Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи:

Тропарь: При крещении Твоем во Иордане, Господи:

Кондак, глас 4:

Я вился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.

Кондак, глас 4

Я вился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / “Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!”

Вместо же трисвятаго поем: Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. Аллилуия. (3)

Вместо Трисвятого: Сколько вас во Христа ни крестилось, / во Христа вы все облеклись. Аллилуия. (3)

Прокимен, глас 4:

Благословен грядый во Имя Господне, / Бог Господь и явися нам. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Прокимен, глас 4

Благословен Грядущий во имя Господне, / Бог – Господь, и Он явился нам. Стих: Прославляйте Господа, ибо Он благ, / ибо вовек милость Его. Пс 117:26А, 27А, 1

Апостол
к Титу (зачало 302):

Апостол
Послание к Титу, зачало 302А

Чадо Тите, явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом.

Сын мой Тит, явилась благодать Божия, спасительная всем людям, наставляющая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские вожделения, целомудренно, и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревнитель добрых дел.

Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновлением Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя.

Когда же явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – то не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости Он спас нас чрез купель возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали наследниками в надежде жизни вечной. Тит 2:11–14; 3:4–7

Аллилуия, глас 4:

Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни. Стих: Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих.

Аллилуия, глас 4

Стих: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов. Стих: Голос Господа на водах, Бог славы возгремел, Господь – на водах многих. Пс 28:1, 3

Евангелие от Матфея (зачало 6):

Евангелие от Матфея, зачало 6

Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Отвещав же, Иисус рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И, крестився, Иисус взыде абие от воды, и се отверзошася Ему Небеса, и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с Небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих.

В то время приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же препятствовал Ему, говоря: “Мне нужно от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне?” Но Иисус в ответ сказал ему: “Допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду”. Тогда он допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись Ему небеса, и увидел Он Духа Божия, нисходящего как голубь и спускающегося на Него. И вот, голос с небес, говорящий: “Это – Сын Мой Возлюбленный, на Котором Мое благоволение!” Мф 3:13–17

Вместо Достойно:

Величай, душе моя, / Честнейшую горних воинств, / Деву Пречистую Богородицу.

Вместо “Достойно”

Величай, душа моя, / честью высшую Небесных воинств / Деву Пречистую Богородицу.

Ирмос, глас 2: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, / изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, / обаче, Благая сущи, веру приими, / ибо любовь веси Божественную нашу: / Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

Ирмос, глас 2: Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, / и даже высший мира ум теряется, – как воспевать Тебя, Богородица; / но как Благая, залог верности прими, / ведь Ты знаешь и любовь божественную нашу, / ибо Ты – Защитница христиан, Тебя мы величаем.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/bu/2018-01-19/
http://www.kakprosto.ru/kak-920547-kak-sovershaetsya-sluzhba-na-prazdnik-krescheniya-gospodnya
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/kr08.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: