“Я сделаю вас ловцами человеков”. Что значит быть «ловцами человеков»

Я сделаю вас ловцами человеков…

50 заметок о Святой Земле
11: Я сделаю вас ловцами человеков…

Русский поэт, живущий в Израиле, Анри Волохонский, рассказывал: «Беседовал я как-то с одной дамой, учёным. Полная, влюбленная в себя иудейка говорила о чудесах Христа так: “Мы чудеса вашего Иисуса уже все изучили и даже можем их повторить. Единственное есть чудо, секрет которого мы разгадать не можем: как Иисус ходил по воде. »
Анри прищурился: «А вы есть поменьше не пробовали. »

Сегодня – два слова об одном чуде Христа.

Помните, как произошло призвание учеников в Евангельском рассказе Луки?
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним (Лк.: 5-я глава).

В чем секрет этого чуда? Дело в том, что вода этого озера по температуре неоднородна. Здесь есть холодные слои и теплые. Рыба обычно сбивается в небольшие косяки и плывет в теплом слое. С борта лодки этот косяк никак не обнаружить. Поэтому издавна самым лучшим вариантом рыбной ловли была ловля сетью. Если получится попасть в косяк, можно считать, что тебе улыбнулась удача. А если не удастся, то смиряйся. Не думайте, что галилейские рыбаки глупые. Существовало множество подсказок, признаков того, где и в какое время можно найти рыбу, но все-таки здесь очень многое зависело от везения.

На иллюстрации, которую я привожу ниже, показаны основные методы ловли рыбы.

Бедные люди закидывали маленькие сеточки с берега:
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети (в оригинале – сеточки.прот. К.П.) в море, ибо они были рыболовы (Мф. 4: 18);
Состоятельные люди имели суда, с которых ловили большими сетями. Самым лучшим вариантом был тот, когда в работе задействовались две лодки. Сеть закрепляли на одной и на другой лодке, и они медленно плыли, захватывая в свой невод все, что попадется по пути.
Свое судно имели и другие призванные Христом Апостолы:
Видел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4: 21-22).

Смысл чуда – в том, что Иисус показал сверхъестественное знание, знание, которым может обладать только Бог. И именно это – обнаружение божественности Христа – вызвало трепет Петра: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
В Евангельском рассказе мы видим, что профессионалы, трудившиеся всю ночь, ничего не поймали, но Иисус знает путь рыбы в глубине! Он говорит – закиньте! И сети переполняются.

Рассказ, с которого я начал, кроме всех прочих граней и смыслов, лично мне очень много дает. Он учит меня тому, что нужно доверять Господу, отложив свое самомнение. Только Господь знает, что лучше и как должны развиваться события. А ты себя предоставь Господу в распоряжение. Закинь сети по слову Его!


Фотография 1900 года. Интересно, что вплоть до середины 20-го века рыболовное ремесло дошло в том виде, каким оно было во времена Христа.


И опять 1900 год. Стереопара. Вставив такую карточку в специальное приспособление и поднеся к глазам, можно было увидеть объемное изображение. 3D наших прабабушек.
Обратите внимание, как ближайшая к нам лодка погрузилась в воду. Людей ли там много, или богатый улов, но лодка сильно осела. И сразу вспоминается Евангельская история про бурю на Галилейском озере и про то, как волны захлестывали лодку с Апостолами. Чувствуя, что они на волосок от гибели, ученики стали кричать, чтобы Иисус их спас.


Фотография 1930-х годов. После улова.


От причала нашего отеля отъезжают рыбаки. Пойманный улов будет подан на обед. (Фото предоставлено нашей паломницей Викторией Светличной.)


Обратите внимание : как сегодня ловят рыбу? С помощью специальных радаров, которые фиксируют косяки рыб. Сбрасывают сети и косяк окружают. Вот это как раз то, что я говорил о чуде Христовом. Современные технологии позволили совершать то, что Господь Иисус Христос совершил 2 тысячи лет назад благодаря Божественному всеведению.

Интересная фотография – панорама Галилейского озера, которую я нашел на сайте:http://izgoba.com

И еще. Кому интересно посмотреть, как выглядела лодка времен Христа, рекомендую:
https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=349

Немного о призвании Апостолов и курьезное личное чудо на эту тему:

что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Писания, откровения, толкования, мысли…

Главное меню

Навигация по записям

Я сделаю вас ловцами человеков

Итак, это обетование я решил рассмотреть первым. Мы это Божье обещание находим в Евангелии от Матфея.

Читать еще:  Разбилась чашка на работе приметы и суеверия. Значения примет разбитых стаканов и кружек

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
(Матф.4:18-22)

Само по себе обетование очень простое. Начиная тему обетований, мы по сути и начинаем исследование именно этого обетования. Именно о нем мы и будем говорить все время на протяжении этой темы.

Но с этим событием, связано одно распространенное заблуждение. Оно заключается в том, что, якобы, Иисус шел по берегу и увидел будущих апостолов. Те ни сном, ни духом! Подходит Иисус и у них сносит крышу, они бросают все и бегут вслед Учителя.

Давайте разберемся. С кем тут говорит Иисус? С Петром, Андреем и двумя братьями Зеведеевыми, Иаковом и Иоанном. А теперь идем к Евангелию от Иоанна. Ни кто же не сомневается в том, что Иоанн писал правду об Иисусе.

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
(Иоан.1:35-39)

Каждый из нас, безусловно, ни один раз читал эти стоки. Но мало кто задумывается о времени, когда это происходило. А происходило это сразу после искушения Иисуса дьяволом в пустыне. Но, это не главное, а главное то, что здесь Иоанн указывает своим ученикам на Учителя и те, первый раз с Ним знакомятся. Мало того, они пробыли у Него «день тот». А теперь, внимание! Как звали этих учеников? Правильно!

Первого звали Андрей, а второго?… Про второго пока попридержу, скажу о первом. Итак, один из учеников – Андрей. Стоп! Но ведь Матфей пишет, что Андрей стал учеником Иисуса только после известного события, о котором мы читали выше. Иисус шел, шел, увидел, сказал, Андрей и другие пошли за Ним. Может быть, кто-то врет? Забегу вперед. Никто не врет и не ошибается.

Матфей ни в коем случае не говорит, что это было их первое свидание. Это мы себе придумали. Прочтите еще раз текст Матфея. Там нет ничего о том, что они первый раз увидели Христа. Там так же нет ничего о том, что эти рыбаки именно там стали учениками Иисуса. Это наше изобретение. Но об этом позже.

Теперь, кто же второй ученик? Ответ проще, чем кажется. Пишет об этом событии тот, кто это видел. Иначе говоря, там был Андрей и, как минимум, один из братьев Зеведеевых, а именно автор текста – Иоанн (не путать с Иоанном крестителем и Златоустом).

Итак, уже 2 участника событий, описанных у Матфея, знакомы с Учителем. Идем дальше.

41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.
(Иоан.1:41,42)

Итак, Петр, задолго до событий, описанных Матфеем, следует за своим братом Андреем и становится учеником Иисуса. Именно тогда Иисус дал Петру это имя – Петр. А Матфей так и пишет, что Симон в то время уже называется Петром (Мф.4:18).

Итак, как минимум трое из описанной четверки у Матфея, в момент истории на берегу, уже были знакомы с Иисусом, и даже были к тому времени Его учениками.

Я не могу знать, почему так получилось, что Его самые знаменитые в будущем ученики, в один прекрасный день оказались не вместе с Учителем. Все, что я могу, лишь предположить, основываясь на некоторых косвенных указаниях Писания.

Дело в том, что Иисус начал учить только после события на берегу озера. А что же он делал до этого?

До этого Иисус успел побывать в Назарете, где в тамошней синагоге сказал знаменитое: «ныне исполнилось писание сие». Где его хотели сбросить с горы. Потом Он побывал в Капернауме. Там, тоже в синагоге он изгнал беса и этих всех вверг в ужас. После этой синагоги он побывал у тещи Петра (значит, в то время Петр был с Ним). И там же он исцеляет всех и бесов изгоняет. Во время всего этого он провозглашает благую весть.

Совершенно невозможно подсчитать, сколько прошло времени с момента знакомства Петра, Иоанна и Андрея до их встречи на берегу озера. Одно можно сказать точно, они были знакомы и даже ходили с Ним в качестве Его учеников (это все есть в евангелии от Луки и от Иоанна).

Так вот, провозглашать Евангелие Иисус начал сразу же, как только вышел из пустыни. А вот учить, начал только тогда, когда Иоанна взяли под стражу. И уже после этого произошло событие на берегу озера (Матф 4 глава).

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
(Матф.4:12)

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:17)

Например, судя по евангелию от Иоанна, Крестителя заключили позже событий с Никодимом. То есть, все, что до Никодима, это еще не начало учения, а лишь проповедь Евангелия. Канна Галилейская, разгон торговцев в Храме (по Иоанну), «разруште сей Храм, и Я в три дня восставлю его», все это происходило до начала учения.

Как видно, промежуток времени был не малый. Что там произошло, сказать трудно. Я могу лишь предположить, что будущие апостолы не получали от Иисуса того, ради чего они искали Его, и почему оставили Иоанна. По этому бросили свое хождение за Учителем и вновь занялись рыбалкой. Но, когда наступило время Иисус подошел именно к ним, зная их, и имея на нах Свои планы.

Читать еще:  К чему снится эвакуация. «Эвакуация к чему снится во сне? Если видишь во сне Эвакуация, что значит? Если приснился плохой сон

Ученики же не под впечатлением пошли за Иисусом, как иногда нам хотят преподнести. О каком впечатлении можно говорить, когда они уже ходили с Иисусом, и даже, возможно, разочаровались. Они пошли потому, что он сказал: «сделаю вас».

Помните, Елисей долго ходил за Илией. Он ходил и мечтал, когда же, наконец, великий пророк чему-то его научит. Он был терпелив до конца. Апостолы же, оказались не такими твердыми. И это замечательно. Это немного сбрасывает с них налет «святости» от религии. И тем самым это приближает их к нам, открывая реальность для нас Божьих обетований.

Но, сами понимаете, это лишь мои догадки. Так как у меня нет более оснований для этого, кроме того, что уже сказал.

Но, вернемся к теме исследования. Иисус и сегодня говорит нам: «Следуй за Мной, и Я сделаю тебя ловцом человеков».

Тот факт, что Иисус позвал тех, кто бросил свое хождение с Ним, должен нам сказать, что их достоинство не очень велико. Он выбирал апостолов не по тому, как они хороши, а скорее наоборот. В своем выборе он явил свою любовь ко всем, показал свою великую милость к самым слабым, сделав их, таких «неверных», своими ВЕРНЫМИ учениками. И это должно нам сказать еще кое-что. Это Он делает нас верными, Своей силой, и никак иначе. И делается это через рождение свыше, которое делает возможным то самое познание, о котором говорит Петр.

Итак, что нужно? Нужно следовать. Нужно ли «делать себя»? Нет, потому что Он сказал: «Я сделаю тебя».

Его фраза «ловцами человеков», это параллель с тем ремеслом, которым занимались будущие апостолы. Если бы он подошел к токарю, вероятнее всего Он сказал бы: «сделаю тебя точильщиком людей». Подошел бы к продавцу: «продавцом жизни вечной». То есть, не нужно из этой фразы делать учение. Единственное, что можно сказать об этом, что своим «следуй за Мной», он объявил о начале «занятий».

Итак, вот первый урок. Если я хочу познать Его, т.е. стать одним целым с Ним, я должен буквально «следовать» за Ним. И тогда Он Сам будет делать меня. Следовать за Ним, это, исполнять Его обетования и заповеди.

Если я хочу кого-то узнать поближе, мне нужно жить с этим человеком. Необходимо делить с ним кров, хлеб, тепло, проблемы и т.д. Просто не обойтись без того, чтобы всегда быть там, где этот человек. Точно так же и с Иисусом. Если я хочу Его познавать, я должен быть там, где Он хочет быть и делать то, что Он хочет делать или делает. Только так я могу почувствовать то, что чувствует Он и начать думать так, как думает Он. А без этого, все останется одной лишь теорией.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 4:19

Свт. Иоанн Златоуст

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

Евангелист Иоанн иначе описывает их призвание. Из его слов видно, что это призвание было уже второе, — о чем можно заключить из многих признаков. Именно, у Иоанна говорится, что они пришли к Иисусу, когда Иоанн еще не был посажен в темницу; а здесь — что они пришли после его заточения. Там Андрей призывает Петра (Ин. 1:41-42), а здесь обоих сам Христос. Притом Иоанн говорит, что Иисус, увидев Симона, идущего к Нему, сказал: «ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Ин. 1:42). А Матфей утверждает, что Симон уже назывался этим именем; именно он говорит: «видел Симона называемого Петром» (Мф. 4:18). То же показывает и самое место, откуда они были призваны, и многие другие обстоятельства, — например, и то, что они легко послушались Его, и то, что оставили все: значит, они еще прежде были хорошо приготовлены к этому. И действительно, из Иоаннова повествования видно, что Андрей приходил в дом к Иисусу и слышал от Него многое (Ин. 1:39); здесь же видим, что они, услышав одно только слово, тотчас за Ним последовали. Вероятно, что они, сначала последовав за Иисусом, потом оставили Его, и увидев, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идет возвратить их к Себе. Вот самый лучший образ ловли.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

Здесь они показали себя истинными сыновьями Авраама, потому что подобным образом, услышав глас Божий, последовали за Спасителем. В самом деле, они тут же оставили земной промысел, чтобы собирать вечную прибыль, оставили земного отца, чтобы обрести Отца Небесного, поэтому не без основания удостоились стать избранными. Итак, Господь избрал рыбаков, которые, сменив рыбацкий труд на лучший, от земной рыбной ловли обратились к небесной, чтобы из глубокой пучины заблуждения уловить для спасения человеческий род, подобно рыбам, как Сам Господь говорит им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Это же Он и раньше обещал, говоря через пророка Иеремию: Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и будут охотиться на них. Поэтому апостолов, как мы знаем, называли не только рыбаками, но и охотниками: рыбаками потому, что сетями евангельской проповеди они уловляют из мира всех верующих, а охотниками потому, что людей, бродящих в заблуждении этого мира, словно в лесу, и живущих по обычаю зверей, они ловят небесной охотой для спасения.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Ефрем Сирин

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

См. Толкование на Мф. 4:18

Читать еще:  Молитвослов православный на русском языке читать онлайн. Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

Прав. Иоанн Кронштадтский

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

Сделаю вас ловцами человеков. Хорошие ловцы – апостолы Христовы. Всю вселенную уловили в свой невод. Правда, апостолам стоила эта ловля многих трудов, и даже голов их; но было за что потрудиться, было за что и головы положить: они собирали плод не в этот привременный живот, а в вечный живот, да и сами, презрев жизнь свою в этой жизни, сохранили ее в животе вечном; жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную (Ин. 4,36); ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12,25) – говорит Господь наш Иисус Христос. Да, чудные ловцы! Чудная ловля! Вечный Ловец уловил земных ловцов в Свою блаженную вечность; а призванные Им ловцы уловили туда же братию свою – человеков, исхитивши их из уст мысленнаго волка – диавола, погубляющего нерадивых в бездне своей. За то вечная слава и ловцам, и уловленным, вечный покой тем и другим. Но ведь и мы, братия, попали в апостольский невод. Что же будет нам? Неотменно ли все мы будем в Царстве Небесном? – Под большим сомнением. Так сказать надобно, что добрые и благочестивые христиане будут приняты в Царство Небесное, а злые будут извержены вон, во тьму кромешную. На каком это основании я говорю? – на основании слов Самого Спасителя; а Его слово – все равно что самое дело. Вот что Он говорит: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13,47–50). Видите, братия, что ожидает весьма многих из нас: выбросят вон из апостольского или церковного невода и ввергнут в печь огненную.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Иероним Стридонский

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

См. Толкование на Мф. 4:17

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-20 Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним

Смотри, какими послушными людьми были они,- тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

См. Толкование на Мф. 4:18

Еп. Михаил (Лузин)

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

«Ловцами людей»: Проповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

(Почти буквально Мк. 1:17). Нескольких слов было теперь достаточно, чтобы ученики пошли за Спасителем. Идите за Мною — выражение это вполне соответствует еврейскому (леху ахара), которое по употреблению у евреев означало ученичество. Спаситель говорил: идите за Мною, т.е. будьте Моими спутниками и учениками.

И сделаю вас ловцами человеков: Симон и Андрей были рыбаками в прямом смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле; вместо обыкновенной рыбы апостолы будут уловлять людей в сеть евангельскую.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это — Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Церковь Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси.

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. То есть сделаю вас учителями, чтобы сетью слова Божьего вы уловляли людей в этом лживом мире, полном бурь и волнений, неустойчивом и неверном, всегда исполненном опасностей и ни для кого не надежном, где люди не ходят, а принуждены носиться, словно против воли. Ведь дьявол в своей ярости, изобретая для людей множество страстей, обманывает их, будто исполнит все, что они пожелают, и с радостью подталкивает к дурным поступкам, чтобы люди поедали друг друга, как бывает у рыб, когда более сильные пожирают более слабых; чтобы люди, придя в плодоносную землю Тела Христова и став членами Его Тела, не жили на [той] плодоносной земле, на земле сладостной и всегда покойной, где нет сокрушительных бурь, разве что для испытания веры и приумножения терпения. Чтобы люди ходили, а не носились, чтобы не поедали друг друга, живя вместе, а поддерживали друг друга. Вот, [говорит Господь], Я даю вам в руки новое Евангелие и необычную сеть из различных речений и связных притч, дивных чудес и многообразных поучений, – сеть, сплетенную из многочисленных, будто проходящих по ней волнами туда и сюда повествований, связанную, словно крепчайшими узлами, угрозами суда и обетованиями блаженств и сверх того надежно скрепленную Божественным провидением и знанием скрытых помыслов, исповеданиями демонов и воскрешениями мертвых. Так [даю], чтобы, захватив разумных человеков, она могла в своих складках бережно сохранять этот улов в полной безопасности, чтобы уловленные ею никоим образом не могли случайно выскользнуть, словно бы сквозь некую лазейку, не замеченную Святым Духом, Который сплел эту сеть.

Источники:

http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ja-sdelaju-vas-lovcami-chelovekov.1980/
http://hislove.ru/?p=1972
http://bible.optina.ru/new:mf:04:19

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: