Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Содержание

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Причины начала Реформации

В современной исторической науке под термином «Реформация», который переводится с латинского языка как «преобразование» или «исправление», принято понимать общественно-политическое движение, охватившее страны Центральной и Западной Европы в период XVI-XVII вв. Его целью было преобразование погрязшего в меркантильных интересах католичества и приведение его в соответствие с библейским учением.

Тормоз социального развития Европы

По мнению исследователей, история начала Реформации (обновления христианства) в Европе неразрывно связана с зарождением нового и быстро развивавшегося класса буржуазии. Если в период Средневековья католическая церковь, являясь неусыпным стражем феодальных устоев, полностью отвечала интересам господствующих классов, то в условиях новых исторических реалий она стала тормозом общественного развития.

Достаточно сказать, что в ряде европейских государств церковной собственностью являлось до 30% земель, обрабатываемых крепостными крестьянами. При монастырях создавались различные производственные мастерские, продукция которых не облагалась налогом, что приводило к разорению светских ремесленников, повсеместно уступавшим им в конкурентной борьбе.

То же относится и к сфере торговли, где церковь имела различные льготы, тогда как миряне, пытавшиеся заняться этим родом деятельности, облагались непомерными пошлинами. Ко всему прочему, и сами клерикалы были неистощимы на разного рода поборы и вымогательства, находя для них обоснования в умышленно искажавшемся ими христианском учении.

Буржуазия как движущая сила реформ

В сложившейся обстановке именно буржуазия, появившаяся ещё в XV веке и к началу следующего столетия набравшая силы, способствовала началу реформации – обновлению христианства – в Европе. Представители этого класса не только сумели занять ведущие позиции в экономике страны, но и стали претендовать на политическую гегемонию. Не желая отказываться от христианства, буржуазия, тем не менее, восставала против существовавшей формы католицизма, требуя её упрощения и удешевления.

Деловые люди, которых с каждым годом становилось всё больше, не желали тратить деньги на возведение грандиозных храмов и организацию пышных молебнов. Они предпочитали вкладывать их в производство, создавая всё новые и новые предприятия. Всеобщую ненависть также усиливало и откровенно непристойное поведение самих священников, беззастенчиво попиравших моральные принципы, заповеданные Христом.

Кроме того, одной из причин начала Реформации в Европе стало изменение в ней интеллектуальной среды и установление принципов гуманизма, являвшихся характерной чертой эпохи Возрождения. Установившийся с годами дух свободной критики дал возможность не только передовым людям того времени, но и широким массам по-новому взглянуть на явления культуры и религии. Однако в каждой из европейских стран этот процесс имел свои характерные отличия. В частности, отмечается, что там, где произвол духовенства был ограничен законодательными мерами, церкви удавалось дольше сохранять свои позиции.

Вольнодумец с берегов Британии

Начало Реформации в Англии было положено профессором Оксфордского университета Джоном Виклифом. В 1379 году он выступил с обращением, направленным против основного догмата Римской церкви о непогрешимости папы. Кроме того, маститый учёный и педагог ратовал за секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель и упразднение большинства институтов католицизма. Он же открыто заявлял о том, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не римский понтифик, самовольно присвоивший себе эту честь.

Чтобы придать своим высказываниям большей убедительности, Виклиф впервые перевёл Библию на английский язык, чем сделал её чтение доступным для широких масс светского населения страны. Чуть позже его соотечественникам стал доступен и полный текст Ветхого Завета. Таким образом, народ смог постигать христианское учение в его истинном виде, а не в той редакции, которую им предлагало католическое духовенство. Это также в значительной степени послужило неким стимулом и положило начало Реформации в Англии.

Чешский последователь Джона Виклифа

Говоря о том, кто положил начало Реформации в Чехии, обычно упоминают имя её национального героя Яна Гуса, выступавшего против засилья в его стране духовенства, присланного из Священной Римской империи. На формирование его мировоззрения во многом оказали влияние чешские студенты, вернувшиеся на родину после обучения в Англии и попавшие там под влияние идей Джона Виклифа.

Став в 1409 году ректором Пражского университета, Ян Гус широко пропагандировал взгляды английского реформатора и на их основе призывал к радикальным изменениям чешской церкви. Его выступления нашли отклик у широких народных масс, и чтобы пресечь нарастающие волнения, римский папа Мартин IV при поддержке императора Сигизмунда I инициировал судебный процесс, на котором чешский реформатор и его ближайший сподвижник Иероним Пражский были приговорены к сожжению на костре.

Зарождение лютеранства

Однако, несмотря на всю значимость деятельности Джона Виклифа и Гуса, начало Реформации в Европе (обновления христианства) принято связывать с именем видного немецкого богослова Мартина Лютера. Именно его именем названо одно из зародившихся в начале XVI века религиозных направлений ─ лютеранство. Остановимся вкратце на том событии, которое принято считать началом Реформации в Германии.

Благодатную почву для проведения в жизнь религиозных реформ создало охватившее все слои населения недовольство церковью. Крестьяне не могли больше терпеть губительнный для них десятинный налог, а ремесленники разорялись, не выдерживая конкуренции с освобождёнными от налогов монастырскими цехами, о чём уже говорилось выше. Получая огромные прибыли, духовенство ежегодно отправляло большую часть доходов в Ватикан, потакая ненасытным аппетитам римских пап. Кроме того, в городах с каждым годом расширялись земельные владения церкви, что грозило ввергнуть их жителей в кабалу.

О том, какое событие послужило началом реформации в Германии

Однако главным событиям суждено было разыграться не на островах Британии, и не в Чехии, а в Германии. На фоне всеобщего недовольства 31 октября 1517 года (обычно считают именно эту дату началом Реформации) на дверях собора города Виттенберга появилась копия письма, направленного доктором богословия Мартином Лютером архиепископу Мейнцскому. В этом документе, состоявшем из 95 пунктов, он подверг жёсткой критике многие устои современного ему католицизма.

В частности, он выступал против продажи индульгенций ─ грамот об отпущении грехов, выдаваемых всем желающим за определённую плату. Такой род бизнеса приносил церковникам колоссальную прибыль, хотя и шёл вразрез с христианским учением. Как известно, Христос в качестве единственного пути к спасению души называл веру, даруемую человеку свыше, а вовсе не церковные обряды.

Ещё в самом начале Реформации в Германии Лютер учил, что ни папа, ни духовенство не являются посредниками между людьми и богом, и их претензии на право отпущения грехов через святые таинства являются ложными. Кроме того, немецкий вольнодумец ставил под сомнение легитимность всех папских декретов и постановлений церкви, указывая на то, что единственным авторитетом в духовной жизни может являться Священное Писание.

Под его критику попал и целибат ─ обет безбрачия и вечного целомудрия, приносимый всем католическим духовенством. Лютер указывал на то, что это противление человеческой природе на деле оборачивается впадением в тягчайшие грехи. В документе, появившемуся на дверях собора, были и другие, не менее жёсткие упрёки в адрес церкви. Поскольку в то время печатное дело в Германии было уже налажено, обращение Мартина Лютера, растиражированное в местных типографиях, стало достоянием всех жителей страны.

Разрыв с официальной церковью

Получив известие о случившемся, Ватикан не придал этому серьёзного значения, поскольку случаи единичных бунтов в среде духовенства имели место и раньше. Именно поэтому начало Реформации в Германии прошло без каких-либо драматических событий. Однако ситуация в корне изменилась после того, как Лютер открыто поддержал осуждённого прежде Яна Гуса и выразил недоверие церковному трибуналу, вынесшему приговор. Это уже рассматривалось как попрание авторитета не только церковных иерархов, но и самого папы.

Не остановившись на этом, в декабре 1520 года Лютер публично сжёг папскую буллу ─ послание, в котором осуждались его взгляды. Это был беспрецедентный по своей смелости поступок, означавший полный разрыв с церковью. Светские власти пытались как-то замять скандал, и вновь избранный к тому времени глава Священной Римской империи, в которую, кроме Германии, тогда входила Италия, Чехия и частично Франция, вызвал к себе вольнодумца и попытался убедить в необходимости отречься от еретических взглядов.

Читать еще:  Голос Русской Церкви: Светлой памяти архидиакона Андрея Мазура. Сын Почаевской Руси

Вне светских законов

Ответив отказом и оставшись непреклонным в своих убеждениях, дерзкий богослов поставил себя вне закона на всей подконтрольной императору территории. Однако ничто уже не могло остановить надвигавшуюся волну религиозной реформации в Европе. Мартин Лютер благодаря своему выступлению получил широкую известность не только в Германии, но и за её пределами, и приобрёл много сторонников.

Полоса преследований и гонений

Если начало Реформации (обновления христианства) в Европе ограничилось относительно малой кровью, то после открытого разрыва Лютера не только с церковной, но и со светской властью последовали репрессии. Первыми на кострах инквизиции погибли два монаха, дерзнувшие вести антипапскую пропаганду в Нидерландах.

Вслед за ними на алтарь реформации положили свои жизни десятки других вольнодумцев. Сам Лютер спасся от верной гибели лишь благодаря Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому, почти силой укрывшему того, кто положил начало Реформации, в одном из своих замков. Спасаясь от преследований, Лютер не потратил время даром: переведя на немецкий язык текст Библии, он сделал её доступной всем своим соотечественникам.

Начало массовых выступлений

Но пожар религиозных мятежей разгорался с неудержимой силой, вылившись, наконец, в серьёзные социальные потрясения. Несмотря на то что представители каждого из слоёв населения по-своему трактовали учение Лютера, вся Германия вскоре была охвачена народными волнениями. Особенно ощутимый вклад в дело реформации внесло бюргерское движение, участниками которого были жители городов, возглавляемые Габриэлем Цвиллингом и Андреасом Карлштадтом.

Требуя от властей проведения немедленных и радикальных реформ, они проявляли исключительную сплочённость и организованность. Вскоре к ним примкнули и широкие массы сельских жителей, также кровно заинтересованных в изменении существовавших порядков. Следует отметить, что, как те, так и другие выступали не против христианства, а лишь осуждали алчность и корыстолюбие тех, кто присвоил себе право быть выразителями божьей воли и извлекать из этого немалые доходы.

Мятеж, переросший в Крестьянскую войну

Как это нередко бывало в истории, справедливые требования очень быстро переросли в «бессмысленный и беспощадный» бунт. Толпы народа принялись громить храмы и монастыри. В огне пожаров тогда погибли многие архитектурные памятники Средневековья и целые библиотеки уникальных манускриптов.

Вслед за чернью в ряды реформаторов влилось и рыцарство, представители которого также имели веские основания ненавидеть римское духовенство. Апогеем всего стала Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера, охватившая Германию в 1524 году и вскоре переметнувшаяся на всю Центральную Европу.

Кто такие протестанты?

В завершение рассказа о том, какие события послужили началом реформации в Германии, следует пояснить происхождение термина “протестантизм”, которым впоследствии стало именоваться направление христианства, основанное Мартином Лютером в первой половине XVI века. Дело в том, что после окончания в 1526 году Крестьянской войны был отменён так называемый Вормосский эдикт, которым император Священной Римской империи Карл V объявлял Лютера преступником и еретиком.

Однако всего через три года на заседании Рейхстага ─ высшего законодательно-совещательного органа империи ─ этому документу вновь была придана юридическая сила, что вызвало протест представителей 14 городов, где идеи мятежного богослова нашли всеобщее признание. Именно благодаря этим протестующим все сторонники Реформации впоследствии стали именоваться протестантами, а само направление религии ─ протестантизмом.

Заключение

Начало Реформации (обновления христианства) в Европе, кратко описанное в этой статье, вылилось в длительный процесс, в результате которого, наряду с католицизмом и православием, появилось ещё одно направление последователей учения, дарованного Иисусом Христом ─ протестантизм. Впоследствии и оно разделилось на несколько реформационных церквей, наиболее многочисленными из которых сегодня являются Лютеранская, Кальвинистская и Англиканская.

Урок 7 классе “Начало реформации в Европе. Обновление христианства”
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Конспект урока и презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства».

Цель: Изучая причины Реформации ее особенности, учащиеся приходят к пониманию причин раскола Европы на два враждебных лагеря католический и протестантский, как проявлению разложения традиционного общества.

  1. Определить время, раскрыть предпосылки и причины Реформации
  2. Познакомить учащихся с идеями и взглядами реформаторов (на примере Мартина Лютера)
  3. Выяснить социальный состав участников движения за реформу церкви и познакомиться с их целями
  4. Показать эпоху Реформации как революцию в сфере сознания людей в Новое время
  1. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
  2. Развивать умение работать с текстом учебника и исторического источника
  1. Развивать коммуникативные навыки, работая в группе
  2. Формировать толерантное отношение к людям другого вероисповедания

Оборудование: Карта «Европа в XVI веке»

Учебник «История Нового времени» под редакцией А.Я.Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина

Интерактивная доска – презентация «Начало Реформации в Европе»

Раздаточный материал (конспекты для заполнения для всех учащихся, таблица «Участники Реформации и их требования» для учащихся 1 группы, текст литературно-исторического источника для учащихся 3 группы)

Набор букв для физкультминутки.

Распечатка букв русского алфавита (на каждую парту)

Словарь: Реформация ,революция, лютеранская церковь, протестант.

Васко да Гама – лишний

А что объединяет оставшиеся имена – это ученые периода раннего Нового времени

А что объединяет оставшиеся имена – это гуманисты, а кто такие гуманисты (это люди, которые стали думать больше о мирской жизни, а не о загробной, в переводе человеческий)

Леонардо да Винчи

А что объединяет оставшиеся имена- художники эпохи Возрождения (красота человека физическая и духовное совершенство)

Научные знания, гуманисты, Возрождение как эти слова связаны с нашей сегодняшней темой урока.

К 16 веку появляется образ человека с новыми ценностями: образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду, который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно, складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения, происходящие в сознании людей, касались всех сфер жизни европейского общества. События, о которых мы с вами будем говорить сегодня на уроке начались в Германии и распространились по всей Европе. В Германии в начале 16 века не было единства. Ее территория окрашена в различные цвета. Сама Германия входила в состав Священной Римской империи.(карта)

Я предлагаю вам самостоятельно назвать тему нашего урока. На доске зашифровано главное слово, с которым нам сегодня предстоит работать. В слове 10 букв, каждая буква зашифрована под цифрой. Цифра – это номер буквы в алфавите.

Это слово: РЕФОРМАЦИЯ

Тема урока: Начало реформации в Европе.

Знакомство с проблемными заданиями:

1.Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?

Знакомство с планом урока.

  1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  3. Народная Реформация и крестьянская война
  4. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Ответы на эти вопросы вам предстоит дать в конце урока.

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей (записать в конспект)

Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.

Реформация – движение за переустройство церкви. (записать в конспект)

Задания по группам (по рядам)

1ряд – читает п.1 §11, формулирует причины Реформации

2 ряд – читает п.2 §11, заносит в бланк таблицы требования участников Реформации

3 ряд – работает по заданию к тексту литературно-исторического источника о причинах недовольства католической церковью.

Подводит итог о причинах недовольства всех сословий кат церковью. Записывают причины Реформации в конспект.

  1. потребность верующих в духовном обновлении

Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

что такое десятина?

Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Читать еще:  К чему снится узи беременной женщины. К чему снятся узи

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

Что такое индульгенция?

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

  1. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
  2. гонения церкви на науку

(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы – вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

Учащиеся 1 варианта подходят к одному столу, 2 – к другому 3 – к третьему . На столах лежат буквы. Задание: чья команда быстрее составит слово Реформация, Революция, Католики и правильнее даст их определение. Буквы на листах берут в руки, выстраиваются так чтобы прочесть слово.

Рассказ о Мартине Лютере.

В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь толчок, чтобы началась открытая борьба. Этим толчком стала торговля индульгенциями? С чем было связано оживление торговли индульгенциями? ( с развитием рыночных отношений)

В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер . Лютер окончил городскую школу, затем изучал право. Стал основателем университета в Виттенберге. Был профессором богословия.

На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»

1.осудил торговлю индульгенциями

2.церковь не может быть посредником между человеком и богом

3.предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.

Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император

Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.

Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.

Записывают дату начала реформации и имя Мартина Лютера

Учение Мартина Лютера – «спасение верой»

Основной вопрос «как достичь спасения души?»

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.

  1. человек спасется только верой
  2. вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека
  3. единственный авторитет в делах веры – Священное писание
  4. священники должны растолковывать Библию

должность священников – выборная

  1. не признавалось монашество
  2. церковь не должна владеть землями
  3. удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,богатые церковные одежды, пышные обряды)
  1. церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
  2. богослужение на родном языке

Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера

Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской (записать в тетрадь)

IV. Народная Реформация и крестьянская война

Краткий рассказ о Крестьянской войне и требования Томаса Мюнцера.

V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

  1. часть князей напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
  2. часть князей начала захват монастырских земель

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями: стр. 99 найти и записать в конспекты

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви -князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна, того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы) – церковь стала дешевой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К план-конспекту прилагается презентация Power Point.

Ступени мастерства Технологическая карта Открытого урока “Начяало Реформации в Европе”.

Ступени мастерства Прещентация Начало Реформации в Европе Часть№1.

Ступени мастерства Презентация к открытому уроку Начало Реформации в Европе.Часть №2.

История 7 класс.

Презентация к уроку всеобщей истории для 7 класса.

Тест с ответами.”Реформация и Контреформация&quot.

Презентация ” Начало Реформации в Европе. Обновление христианства”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ. ОБНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыповой О.Ш.

понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений; что популярность светского или религиозного учения зависит от его актуальности определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику распространения лютеранства. ЦЕЛИ УРОКА ПРОБЛЕМА ПЛАН УРОКА Причины Реформации в Европе Мартин Лютер и начало Реформации в Германии Учение Мартина Лютера – «спасение верой» Народная Реформация и крестьянская война «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания. Реформация – движение за переустройство церкви. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ

Вопрос: Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос: Чем были недовольны верующие? Ульрих фон Гуттен. “Вадиск, или римская правда”: “Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, несуществующая война с турками, и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заняты в Риме, хотя никогда не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией развалившихся храмов и турецкими походами. О трех вещах нельзя говорить правду: о папе, об индульгенциях и о безбожии» …» ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

Потребность верующих в духовном обновлении Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней. Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ Сбор десятины Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем. Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим. Сбор десятины

Продажа индульгенций (лат. indulgentia, «прощение»), в римско-католической церкви — частичное или полное освобождение церковью верующего от наказания за грехи путем покупки бумаги, ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ и на этом основании — от соответствующего искупительного действия, покаяния, налагаемого на грешника священником. Продажа индульгенций в начале XVI в. Гравюра на дереве

Читать еще:  Приснилось что душа вышла из тела. К чему снится душа — толкование сна по сонникам

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ Вмешательство духовенства в вопросы светской жизни гонения церкви на науку Князья жаловались на вмешатель ство духовных лиц в их дела города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе ,крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы. Сожжение еретиков во Франции Миниатюра XV в. Монахи. Средневековая миниатюра

Л. Кранах. Мартин Лютер. Огромное влияние на Реформацию в Европе оказал Мартин Лютер (1483-1546). Он закончил религиозную школу, затем Эрфуртский университет, после окончания постригся в монахи. После его окончания продолжил изучение теологии в Виттенбергском университете, где стал профессором, доктором богословия. МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ

Начало реформации было положено 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер на дверях собора г. Виттенберга поместил изложение 95 тезисов МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США 95 тезисов Лютера.

Выдержка из “95 тезисов” М. Лютера “. Каждый христианин, если он только действительно раскаивается, получает полное отпущение вины без индульгенции. Настоящим сокровищем церкви есть, конечно, не отпущения, а святое Евангелие величия и милости Божьей. . Христиан надо учить, что тот, кто видит бедного и несмотря на это, отдает деньги на индульгенции, получает не отпущения папы, а гнев Бога . . Утверждать, что крест отпущения, украшен гербами папы и установлен в храмах, имеет одинаковую ценность с крестом Христовым, является кощунством . “. Подумайте: 1. Против чего выступал М. Лютер? 2. Которые последствия для католической церкви могло вызвать его выступление? УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»

УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ» Основные положения учения М. Лютера: человек спасется только верой, вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека, единственный авторитет в делах веры – Священное писание. Мартин Лютер

УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ» Священники должны растолковывать Библию ,должность священников – выборная, не признавалось монашество, церковь не должна владеть землями, удешевление церковных обрядов ,церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам, богослужение должно вестись на родном языке Мартин Лютер в Эрфурте

Весной 1521 г. дело Лютера рассматривалось на Вормском рейхстаге в присутствии императора Карла V. Рейхстаг осудил новую ересь. В ответном слове Лютер сказал: Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ» «Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь».

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем – дело его жизни. УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ» Мартин Лютер сжигает буллу .Гравюра на дереве, 1557

В немецких землях началось массовое движение против католицизма. Бродячие проповедники призывали сбросить власть не только папы римского, но и светских феодалов. Борьба за Реформацию ширилась. В Германии она проходила в форме крестьянской войны(1524-1526) Вождем народной Реформации стал Томас Мюнцер НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА Крестьянин, выступающий с речью.

Томас Мюнцер. Гравюра Хр. Зихема НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах.Призывая народные массы к устранению зла, к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей, Мюнцер указывал, что в этом заключается основная задача реформационного движения. Он резко выступал против представления о «милосердном» Боге, стоящем над миром и требующем от людей смирения и подчинения существующему насилию. Согласно воззрениям Мюнцера, нет Бога вне нас самих, вне земного мира…

НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА Мюнцер ведет агитацию в народе

Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг. НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА Задание: покажите на карте основные районы восстания в Германии. Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной.

Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Прочитайте документ № 8. «12 статей», учебник (стр. 83-84) и определите основные программные требования восставших. Какие социальные группы участвовали в Крестьянской войне? НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА Титульный лист “12 статей”. 1525 г. Восставший крестьянин. Гравюра 1522 г.

НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА Формами борьбы восставших крестьян были сожжение документов с записями повинностей, дележ господского скота, захват земель, грабеж монастырей Немецкое крестьянское оружие XV – XVI вв. Ландскнехт нападающий на мирных жителей. Гравюра У. Франка.

НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА Дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили Было уничтожено 100 тыс. человек Взятие Т. Мюнцера в плен

«ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА» После разгрома крестьянской войны началась княжеская Реформация.Князья стали захватывать монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями. Часть князей, напуганная Крестьянской войной осталась верной католицизму. Вся Германия оказалась ввергнутой в вооруженное противостояние, князья и дворяне оказались разделенными на два лагеря. В 1529 г. император Карл V запретил лютеранство и присвоение церковного и монастырского имущества. Император Карл V

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами . Боясь потерять власть, Карл V в 1555 г. в Аугсбурге заключил мир с протестантскими князьями. Устанавливалось равенство католиков и протестантов, князья получили право устанавливать религию на своих землях. «ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА» Титульный лист первого издания текста Аугсбургского религиозного мира. 1555 г. Сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестанты – сторонники реформации церкви.

Жители земель должны были придерживаться веры своего князя, появился принцип «Чья страна, того и вера». Церковь была подчинена власти князей, протестантские проповедники (пасторы) находились на государственной службе. Пышные обряды отменили, из церкви убрали скульптуры, отменили поклонение иконам и святым мощам, церковь стала дешевой. «ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА» Лютеранская церковь

«ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА» Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Вопрос: как вы оцениваете значение этого мира для Германии? Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам. Распространение протестантизма в Европе

Мартин Лютер и герои Реформации. Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США

ЛИТЕРАТУРА Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1500-1800 гг.М., 2012 http://scibook.net/srednih-vekov-istoriya/moguschestvo-papskoy-vlasti-katolicheskaya-29762.html http://www.aif.ru/dontknows/file/1018837 http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/468/ http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st007.shtml

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • Латыпова Ольга Шарифовна
  • Написать
  • 16892
  • 28.06.2016

Номер материала: ДБ-134214

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • 28.06.2016
  • 615
  • 28.06.2016
  • 2596
  • 28.06.2016
  • 239
  • 28.06.2016
  • 266
  • 28.06.2016
  • 389
  • 28.06.2016
  • 1391
  • 28.06.2016
  • 855

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://www.syl.ru/article/354268/nachalo-reformatsii-v-evrope-obnovlenie-hristianstva-prichinyi-nachala-reformatsii
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/10/11/urok-7-klasse-nachalo-reformatsii-v-evrope-obnovlenie
http://infourok.ru/prezentaciya-nachalo-reformacii-v-evrope-obnovlenie-hristianstva-1134495.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: