Виды иконописи. Виды икон

Икона

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Разновидности икон

Составить классификацию икон можно по различным признакам. Наиболее часто можно встретить разделение икон по значению: венчальные, именные, праздничные, семейные или мерные.

Венчальные – это изображение Спасителя и Богородицы, которыми благословляют жениха и невесту, именные – изображения святых покровителей; мерные – то же, что и именная, только дарится ребенку на крещение и её высота соответствует росту малыша; семейные – опять же, именные, но вместо одного святого изображены покровители всех членов семьи; праздничные – изображают историю того или иного христианского праздника.

Иконопись — изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых. Наиболее важными в иконописи являются изображения Спасителя и Богородицы. Не удивительно, что столь много икон носят в себе именно этот сюжет.

Говоря об изображениях Христа, стоит начать с того, что любая из этих икон носит следующий смысл: отразить явление Господа на землю во плоти. Самым первым образом Христа был нерукотворный лик, «написанный» потом и кровью на платке. В иконографии «Спас Нерукотворный» присутствуют только оглавные изображения. Эти изображения восходят к древней легенде, окончательно сформировавшейся в среде францисканских монахов к XV веку. Во время крестного пути Спасителя на Голгофу, женщина по имени Вероника отерла Его лицо платом, на котором отпечатался Божественный лик. Это изображение передает муки и страдания Христа, как Агница Божия, который берет на себя грех мира. Основной же богословский смысл иконы «Спас Нерукотворный» – воплощение Сына Божия для спасения страждущего человечества.

Помимо нерукотворного образа различают также и другие виды изображений Спасителя. Икона «Господь Вседержитель» является одним из наиболее распространенных образов Христа. На ней изображен Иисус, одной рукой он благословляет, а в другой руке держит книгу. Ещё один важный образ – Господь на престоле. Иисус на нем изображен сидящим на престоле, что является символом царственности и, в то же время, символ вселенной. Кроме того часто в центр иконостаса выбирают икону «Спас в силах», которая также является одним из видов изображений Спасителя. Помимо изображения взрослого лика Христа, частым является и образ младенца Иисуса на руках у Богородицы.

Именно виды икон Божьей Матери наиболее богаты в своем разнообразии. Большую их часть можно объединить в группы. Каждая из этих групп будет восходить к одному из образцов изображения, обладающего своими отличительными чертами. Какие же это типы икон, и каковы их особенности?

Один из вариантов изображения – это икона Умиление. Многие весьма известные иконы относятся к этому виду. Характеризуется это изображение тем, что Богоматерь и младенец прильнули друг к другу ликами своими, воплощая в себе бесконечную любовь. Наиболее известной иконой вида «Умиление» является Владимирская.

Другие два известных вида: Одигитрия и похожая на неё Казанская икона Божьей Матери. Одигитрию также называют Путеводительница, так как она символизирует дорогу, которую проходит человек к спасению своей души. На иконе данного вида изображена Богородица, на одной её руке младенец Иисус, а другая рука её указывает на Спасителя, как на путь к очищению души.

Другой вид икон Божьей Матери – Знамение. Это образ Богородицы, где воздевает она руки в молитве за всех людей. В районе груди её изображается круг, в котором мы видим младенца Иисуса.

Икона «заступница» изображает Богоматерь без младенца. Она пишется в полный рост, и фигура повернута вправо. Иногда в руках изображается свиток.

Целая серия икон относится к виду акафистные. Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как «Неупиваемая чаша», «Неопалимая Купина» и другие. Им молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Также, говоря про различные типы иконы, стоит упоминать не только об их содержании, но и о технике изображения. Различают канонические и академические стили написания, которые достаточно существенно отличаются друг от друга. Наиболее древним является канонический стиль. «Канон» – традиция, привычное устоявшееся изображение. Такой стиль характеризуется двухмерным изображением, символичным, где некоторые отдельные детали, такие как элементы одежды или цвета, играют наиболее важную роль. Что касается икон “академического письма”, то они характеризуется реалистичностью. Иконы академического стиля восходят к образцам западноевропейской живописи. Этот стиль иконописания пришел в Россию с Запада и получил развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.

Читать еще:  Флоренский павел. Павел александрович флоренский

Классификация икон

По сюжетам иконы можно разделить на:

  • Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
  • Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятииХриста.
  • Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
  • Иконы святых и сил бесплотных.
  • Иконы праздников и событий священной истории.
  • Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии — сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По технике исполнения выделяют:

  • живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперныеиконы, иконы, написанныев технике масляной живописи, и т. д.
  • вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
  • литые иконы
  • резные иконы
  • печатные или типографские иконы
  • сводчатый алтарьскладная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.

Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

Изображение ангелов на иконах

Известно несколько видов изображений Ангелов на иконах. В ранних изображениях Ангелов, дошедших до нас, они изображались без крыльев. В более поздних изображениях Ангелы были уже с крыльями и нимбами над головой. Все Ангелы всегда изображались в туниках. Но иногда Архангел Гавриил, который был предводителем воинства по защите Божьего Престола, изображался в доспехах. Так же, иногда, Ангелов изображали в монашеских одеяниях. Цвет одежды так же имел большое значение, так как он показывал службу Ангела, то есть, что именно Ангел делал. Все изображения на иконах были строго регламентированы, их цвет и изображения Ангелов.

Размеры икон

В старину размеры икон не были случайны. Существовал пропорциональный ряд из двеннадцати размеров. Только иконы иконостаса не подчинялись этой закономерности, в этом случае размеры икон выбирались с учётом размеров архитектурного пространства храма. Все старые прориси икон вписываются в эти двеннадцать размеров. Киоты для икон также изготавливались в соответствии стандартным размерам досок.

В иконописном цехе художественно-производственного предприятия «Софрино» при написании икон используется ряд стандартных размеров (4х8, 6х7, 11х13, 11х22, 18х24, 24х30, 30х40, 40х50, 50х60 и т.д.).

Иконопись

Иконопись (от икона и писать) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Виды икон (полная версия)

Какие бывают иконы? Классификация икон. Школы иконописи, стилистические особенности икон. Иконописные каноны и традиции.

Существует огромное количество икон. Все их можно разделить на виды по следующим основным признакам:

  • по месту нахождения;
  • по сюжету;
  • по количеству изображаемых персонажей;
  • по количеству самостоятельных композиций;
  • по объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур);
  • по стилистическим особенностям;
  • по технике исполнения;
  • по размеру;
  • по проявлению (сил и благодати Небесных)
Читать еще:  Техника Дыхания Бесконечности. Второй вариант от Архангела Михаила

По месту нахождения иконы делятся на:

  • домовые: семейная (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерная (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальная (участвующей в обряде венчания), именная (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п.;
  • храмовые: иконостасные, заамвонные и т. д.;
  • путные (дорожные);
  • выносные – иконы, участвующие в Крестном ходе;
  • обетные – икона, написанная по особому обещанию.

По сюжетам иконы можно разделить на:

  • иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата;
  • иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют так называемые «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа;
  • богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников;
  • иконы святых и сил бесплотных;
  • иконы праздников и событий священной истории;
  • символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей бывают одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. –частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются:

  • ростовые иконы – изображающие персонажей в полный рост;
  • тронные иконы -полное изображение фигур восседающих на престоле;
  • поясные иконы – изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже;
  • огрудные иконы – изображение фигур в пределах линии пупа;
  • оплечные иконы – изображение фигур в пределах линии груди;
  • оглавные иконы – изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц.

Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи (по географическому признаку):

  • Новгородской;
  • Ростово-Ярославская;
  • Московской;
  • Псковской;
  • Тверской;
  • Киевская;
  • Владимиро-Суздальское;
  • Фряжская;
  • Греческая;
  • Корсунская;
  • Сербская;
  • Устюжская;
  • Костромская;
  • и т. д.

Кроме того, стилистическими особенностями выделяются иконы, выполненные знаменитыми иконописцами, такими как Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Дионисием и др., каждый из которых являлся родоначальником своей собственной школы (мастерской, окружения). Строгановская школа иконописи возникла от имени сольвычегодских купцов Строгановых -больших любителей изящного искусства.

По технике исполнения выделяют:

  • вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья
  • литые иконы
  • резные иконы
  • печатные или типографские иконы
  • сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон;
  • живописные иконы, среди которых можно назвать:
      • Энкаустические

Выполненные техникой живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

Выполнялись красками, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

      • мозаические,
      • иконы, написанные в технике масляной живописи и т. д.

По размеру существует несколько характерных наименований:

  • листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
  • пядница (пятка) — икона размером в пядь.
  • осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.

По проявлению (сил и благодати Небесных) выделяют чудотворные иконы — отмеченные необычными явлениями по типу чудотворения иконы:

  • явленные (чудесно обретёнными),
  • мироточивые (выделяющими миро);
  • целительные и т. д.

Публикации

Какие бывают иконографические типы иконы Христа 05.03.2018 14:46

Изображение Христа имеет крестчатый нимб. Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как “облако”, “туман”, “ореол”. Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: “И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце ” (Мф.17.2). Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога “Я есмь Сущий” (Исх.3.14), сказанные Моисею. Обычно Богочеловека Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий – небесную и Божественную природы Спасителя. Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу – это клав, в античном мире – знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли.

Рассмотрим иконографические типы иконы Христа:

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа “Спас на убрусе” лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая – на Востоке. В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик Спасителя своим платком, когда он нес на Голгофу крест. И чудесным образом лик Христа запечатлелся на ткани (потому существуют западные изображения Христа на плате, где Он изображен в терновом венце, с кровавыми подтеками, со скорбным и мученическим выражением, часто с закрытыми глазами). Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести чистый плат, Спаситель прикладывает свой лик к ткани, и его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись, тут же получает исцеление от страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню.

Читать еще:  Быстрая рассорка на соперницу. Сильная рассорка на соперницу в домашних условиях

Появление иконы “Спас на чрепии объясняется следующим преданием. Царь Авгарь установил Нерукотворный Образ в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, вернулся в язычество. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Эдессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ. Но при этом увидел, что изображение Спасителя отпечатлелось на черепице, где был скрыт Нерукотворный Образ (отсюда и название «Спас на чрепие»). После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Обе святыни – Спас на убрусе и Спас на чрепии –утеряны.

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель (Пантократор) — это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. Обычно фреска или мозаика “Пантократор” находится в центральной купольной части церкви. На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Различаются несколько вариантов композиций – изображение фигуры в рост, поясное изображение (огрудное) и оплечное.

Спас на Престоле

Фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии как зеркальные по отношению друг к другу.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов, разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого). Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: “И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник” Лук.2.42). Эммануил переводится как “с нами Бог”. У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: “Итак, Сам Господь даст вам знамение: “Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил”(Ис.7.14).

Христос Ветхий Деньми

Спаситель изображен по видению пророка Даниила в облике седовласого старца, Ветхого днями: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан.7.9). Также в Книге Откровений мы читаем: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел… подобного Сыну Человеческому, глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр.1.12-14). Широта употребления этого образа ограничена его эсхатологической тематикой (т.е. темой конца мира и Второго Пришествия). По этой причине он не встречается в моленных иконах. Преимущественная сфера бытования — храмовые росписи.

Источники:

http://www.baget1.ru/Icon/Icon.php
http://www.glavikona.ru/stati/obshchie/vidy-ikon-polnaya-versiya
http://hram-kaluga.ru/publikacii/news_post/kakiye-byvayut-ikonograficheskiye-tipy-ikony-khrista

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: