Псалом 72 на русском языке.

Псалом 72

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс.72_3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28).

Пс.72:1 . Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

Пс.72:6 . Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

Пс.72:7 . выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

«Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

Пс.72:9 . поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

«Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

Пс.72:10 . Потому туда же обращает­ся народ Его, и пьют воду по­лною чашею,

Пс.72:11 . и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «п ить. по­лною чашею» , отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

Пс.72:13 . [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

Пс.72:14 . и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Пс.72:15 . Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

«Очища ть сердце» , «омыва ть в невинности руки» , «подверга ть себя ранам. и обличениям» – значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос – есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его «винов ным пред родом сынов Твоих» , т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

Читать еще:  Блог пользователя лариса карташова - сообщения с тегом "краеведение". Обращение епископа алатырского и порецкого федора к шумерлинцам

Пс.72:16 . И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

Пс.72:17 . доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Колебания автора разрешились «во святилище» . Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.

Пс.72:18 . Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Пс.72:19 . Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Пс.72:20 . Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

Пс.72:25 . Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? – «И с тобою ничего не хочу на земле» – кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения – кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

Пс.72:26 . Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

Пс.72:27 . Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

Пс.72:28 . А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо – приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть. вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или – вечную жизнь.

Псалом 72

Псалом Асафу

Псалом Асафа.

1 Коль благ Бог Израилев, правым сердцем.

1 Как благ Бог Израилев к правым сердцем!

2 Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя.

2 А у меня едва не пошатнулись ноги, ещё немного – и поскользнулись бы стопы мои,

3 Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря.

3 ибо я возревновал на беззаконников, видя у грешников мир.

4 Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их,

4 Ибо нет ужаса в смерти их и твёрдости в наказании их.

5 в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран.

5 В трудах человеческих их нет, и с людьми не подвергнутся ударам.

6 Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим.

6 Потому овладела ими гордыня до конца, оделись они в неправду и нечестие своё.

7 Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца.

7 Выйдет, как из тука, неправда их: дошли до произвола сердца;

8 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша.

8 замыслили и заговорили в злобе, произнесли на высокое неправду:

9 Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.

9 подняли к небу уста свои, и язык их прошёл по земле.

10 Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них.

10 Поэтому обратится народ мой сюда, и обнаружится, что дни их полны.

11 И реша: како уведе Бог? И аше есть разум в Вышнем?

Читать еще:  Что означает видеть во сне яблоко. Сонник Яблоки

11 И сказали они: «Как рассудил Бог! И есть ли знание у Всевышнего?

12 Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство.

12 Вот эти грешники – и процветают они, навек завладели богатством!»

13 И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои,

13 И сказал я: «Так напрасно сохранял я праведным сердце моё, и омывал среди невинных руки мои,

14 и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних.

14 и пребывал израненным весь день, и обличал себя до утра».

15 Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, eмуже обещахся,

15 Но если бы сказал я: «Буду так рассуждать!», то стал бы для рода сынов Твоих вероломным.

16 и непщевах разумети: сие труд есть предо мною,

16 И постарался я это понять; это – тяжкий труд для меня,

17 дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их.

17 доколе не войду во святилище Божие и не уразумею конца их.

18 Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася.

18 Так, за коварство их Ты назначил им зло, низверг их в превозношении.

19 Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое.

19 Как внезапно пришли в запустение, исчезли, погибли за беззаконие своё!

20 Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши.

20 Как сновидение пробуждающегося, Господи, во граде Твоём образ их Ты уничтожишь.

21 Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася.

21 Когда разгорелось сердце моё, и внутренности мои изменялись,

22 И аз уничижен и не разумех, скотен бых у Тебе.

22 тогда был я ничтожен и не понимал, стал подобен скоту пред Тобою.

23 И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою,

23 Но я постоянно с Тобою; Ты поддержал правую руку мою,

24 и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси.

24 и советом Твоим направил меня, и со славою принял меня.

25 Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?

25 Ибо что мне на небе? И чего я восхотел без Тебя на земле?

26 Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век.

26 Изнемогло сердце моё и плоть моя, Боже сердца моего, и Бог – моя доля вовек.

27 Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе.

27 Ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут, погубил Ты всякого, изменяющего Тебе.

28 Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони.

28 А для меня – благо прилепляться к Богу, возлагать на Господа надежду мою, чтобы возвестить мне все хвалы Твои во вратах дочери Сиона.

Коль благ Бог Израилев, правым сердцем. Мои же вмале не подвижистеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их, в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них. И реша: како уведе Бог? И аше есть разум в Вышнем? Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство. И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних. Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся, и непщевах разумети: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их. Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася. И аз уничижен и не разумех, скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони.

Читать еще:  Похороны плащаницы. Порядок звонов, совершаемых в страстную седмицу

Псалтирь 72 псалом

Временное благоденствие нечестивых

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 72 псалом

Пс. 72 Этот псалом является утверждением всеблагости Божией, хотя и рассматривает тему торжества зла и несправедливости в мире, выражающегося в благоденствии нечестивых. Таким образом, данный псалом во многом перекликается с книгой Иова. Кроме того, он имеет немало общего с Пс. 36 и 48.

72:1 Как благ Бог. Очевидно, что псалом был создан уже после того, как его автор разрешил все отягощавшие его душу и омрачавшие его взаимоотношения с Богом сомнения.

72:2 едва не поскользнулись стопы мои. См. ком. к ст. 1.

72:4 им нет страданий. Псалмопевец явно преувеличивает: нечестивые также страдают, однако их страдания скрыты за фасадом внешнего благоденствия.

72:6 гордость. Точнее: «гордыня», т.е. нежелание выказывать свои несчастия перед Господом и просить у Него помощи.

72:9 поднимают к небесам уста свои. Т.е. судят о делах небесных – предмете, им чуждом.

72:10 пьют воду полною чашею. Очевидно, «пьют беззаконие, как воду».

72:12 благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Эти слова подводят итог всему сказанному о нечестивых.

72:13 не напрасно ли я очищал сердце мое. Это и есть то главное сомнение, разрешить которое ему помогла встреча с Богом.

72:14 подвергал себя ранам. и обличениям. Речь идет о покаянии и страданиях псалмопевца.

72:17 доколе не вошел я во святилище. Сомнения псалмопевца развеялись, когда он предстал пред Господом в Его святилище. Там на душу его снизошел мир.

не уразумел конца их. В святилище псалмопевцу открылось, что конечная участь нечестивых – смерть и разрушение; Бог восстановит справедливость, которой недостает людям в земной жизни. См. статью «Последний суд».

72:20 Как сновидение. Когда Господь обратит на нечестивых Свой гнев, все их благоденствие уподобится развеявшемуся сну.

72:21 Когда кипело сердце мое. Псалмопевец вспоминает о пережитых им сомнениях во всеблагости Господа.

72:23 Ты держишь меня за правую руку. Псалмопевец представляет Господа в образе своего проводника или даже поводыря.

72:24 примешь меня в славу. Эти слова допускают двоякое понимание. С одной стороны, может подразумеваться такое Божие благословение, как земные слава и признание. Однако более вероятно, что речь идет о небесной славе в вечности.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/72
http://www.molitvoslov.com/text395.htm
http://geneva-bible.ru/19/72/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector