Можно ли оправдать ложь? Лгать или говорить правду, как сделать выбор.

Олдест Фрай «Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца. Как обмануть детектор лжи».

Как вы думаете, как часто человек сталкивается с ложью в жизни? На этот вопрос нет конкретных ответов, но одно известно точно — вранье стало частью наших будней. Обман стал отдельной сферой изучения психологии человека. Физиогномика исследует мимику человека и его повадки, что помогает распознать лжеца. Существует два направления в изучении лжи: как обмануть человека и как распознать неправду. Как же научиться подобному умению и как не попасться в ловушку вранья? Возможно ли обмануть полиграф? Как часто вы лжете? Ответы вы сможете узнать в книге Олдерта Фрая «Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца. Как обмануть детектор лжи».

Олдерт Фрай является преподавателем в Университете Портсмута на курсе прикладной социальной психологии. Он сделал огромный вклад в изучение эмоционального состояния лжеца и был удостоен множества наград. Большая часть его научных работ по теме «связи невербального поведения и обмана» опубликована и уже нашла отклик читателей. Автор был признан судебными органами на должность свидетеля судебной экспертизы.

Почему Олдерт решил написать эту книгу?

Писатель в своей книге разъясняет принципы распознания лжи по жестикуляции и мимике, или одним словом – по невербальному поведению. Это самый частый способ распознания неправды как в повседневной жизни, так и при работе правоохранительных органов. Бывалые лжецы знают, как скрывать подобное, что затрудняет работу с подозреваемым. Тогда в ход идут другие два способа: анализ сказанного и исследование физиологических реакций. Олдерт Фрай не претендует на то, что после первого прочтения книги вам станут ясны все принципы распознания лжи. Но его материал помогает обогатить знания о данной сфере и значительно расширить кругозор. Задача автора была в описании психологического состояния человека во время вранья.

Почему человек лжёт?

Первая часть книги сосредоточена на ответе на нелёгкие вопросы. Как распознать лжеца? Какие бывают причины лжи? Почему люди иногда не хотят узнавать правду?

Люди зачастую считают ответы на эти вопросы очевидными, но это не совсем так. В большинстве случаев они даже не подозревают, что самостоятельно закрывают глаза на правду и являются прекрасными лжецами. Связано это с тем, что мы привыкли врать в благих целях. Например, это можно связать с желанием не расстроить близкого вам человека, тем самым не делать ему больно. Человека толкают на ложь неловкость и стыд за свои слова или поступки. Автор сравнивает ложь с множеством оболочек личности и желанием скрыть свою душевную наготу.

Ложь — природное приспособление к выживанию. По утверждениям Митчелла, этот пример приведён в книге, лгут не только люди, но также звери и растения. Они изменяются для выживания. Орхидеи распространяют запах феромонов самок ос, чтобы самцы переносили пыльцу между различными из видов растений. Так и людям свойственна ложь, но в другом значении. Животные и растения поступают неосознанно, человек же способен полностью определить цену своих слов и должен знать, чем это может обернуться. Человеческая ложь является преднамеренным актом. В этом и есть отличие людей от всех животных и насекомых.

Ложь может различаться по нескольким критериям:

Гендерная ложь. Для мужчин и женщин свойственны разные типы лжи. Мужчины используют неправду, направленную на себя, а женщины чаще направляют её на других.

Возрастные различия. Враньё может зависеть и от возраста. Иногда дети врут и даже не осознают этого. Из-за своих фантазий они начинают сами верить в то, о чём говорят.

Черты личности. Ложь также зависит от личностных качеств человека. Для манипулятора будет нормальным использовать недостоверные факты для собственной выгоды.

Невербальное поведение — индикатор для оценки достоверности

«У кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, тот может быть уверен, что ни один смертный ничего не скроет от него. Если молчат его губы — проболтаются кончики пальцев; предательские знаки поползут из каждой его поры». Зигмунд Фрейд

О. Фрай описывает зависимость эмоций от невербального поведения. Рефлексы живут в нас и в первую очередь выдают нашу ложь. Скрывая ложь, мы стараемся скрыть проявление этих естественных рефлексов. Мы более легко можем солгать словесно, но всё равно будем проявлять признаки скрытия правды в своём поведении. Распознать такой момент является сложной задачей, и, например, на таможне такому навыку обучаются отдельно. Наше тело само начинает говорить за нас, и оно никогда не молчит. Автором книги ставятся вопросы: есть ли закономерности в невербальном поведении лжецов и людей, говорящих правду? Могут ли заметить эти различия наблюдатели? Ответ — да, могут. Эмоции всегда будут брать вверх над человеком, и также в книге описаны способы сокрытия правды лжецами.

Но как же раскрыть эту правду? На эту тему писали многие и будут писать дальше, поскольку есть огромное количество способов раскрыть ложь:

Используйте простые вопросы. Лжецы будут говорить больше и пространнее, дабы ввести заблуждение слушателя.

Неожиданные вопросы. Чтобы врун начал испытывать дискомфорт, ему можно начинать задавать неожиданные вопросы. По такому принципу работают сотрудники таможни.

Обращайте внимание на мелкие детали. Если некоторые факты расходятся — не делайте замечаний по их поводу. Пусть лжец будет уверен, что вы не заметили его клеветы.

Отдельное место в книге занимает глава про полиграф. Полиграф или же детектор лжи — это инструмент, оценивающий психоэмоциональное состояние тестируемого. Многие уверены в стопроцентной достоверности его информации, но это не так. Как и любая техника, он не может достоверно сказать, лгал человек или нет. С помощью лекарственных средств или принятия небольшой дозы алкоголя за день до прохождения детектора лжи можно спокойно солгать – и аппарат не всегда укажет на это. Болевые ощущения также могут свести с толку оборудование, поскольку электрические импульсы мозга будут исходить в ином количестве. Фрай здраво оценивает эту ситуацию и говорит о том, что не стоит брать в учёт результаты теста полиграфа в судебных решениях.

Сама книга является хорошим вариантом для тех, кто уже начал знакомство с искусством распознания лжи. В ходе текста читатель найдет примеры, разъясняющие ситуацию. Вы можете ознакомиться с множеством экспериментов и научных работ, на которые ссылается автор. О. Фрай, несмотря на свою научную деятельность, часто опирается и на чужие исследования, для кого-то это может показаться неудобным. Пропуск авторов работ не повлияет на ваше восприятие текста. Помимо текстовой информации, также будут предоставлены и табличные данные для хорошего усваивания информации. Это та книга, при прочтении которой необходимо будет мыслить и перерабатывать информацию.

Читать еще:  День ангела у ульяны. История происхождения и толкование имени иулиания

Олдерт Фрай смог показать сущность лжи. Научные труды мыслителя были оценены в должной мере, благодаря им стала доступнее информация о патологических лжецах. В книге дан анализ экспериментов и теорий, связанных с невербальным поведением.

Ложь. Почему всегда лучше говорить правду

Фрагмент книги Сэм Харрис. Ложь. Почему говорить правду всегда лучше. — М.: Альпина паблишер, 2015.

Ложь, даже самая маленькая, ― оружие страшной разрушительной силы. Под его ударами не устоят ни авторитет, ни многолетняя дружба, ни прочные отношения. Вы сами не заметите, как, увлекшись враньем, не сможете обходиться без него и потеряете самое дорогое ― доверие близких. Автор учит нас не попадаться лжи на крючок и убеждает, что открыто говорить правду гораздо выгоднее даже в самых сложных ситуациях.

Все, что описано в романах «Анна Каренина», «Мадам Бовари» и пьесе «Отелло», встречается и в жизни. Большинство человеческих пороков и случаев социального неблагополучия порождается и подпитывается ложью. Супружеская измена и другие виды предательства, финансовые махинации, правительственная коррупция, даже убийство и геноцид — все это подразумевает наличие у людей такого морального дефекта, как готовность лгать.

Ложь — это отказ сотрудничать с окружающими. Это одновременно и непонимание, и неготовность быть понятым. Лгать — значит собственноручно губить отношения.

Посредством лжи мы лишаем остальных людей возможности узнать наши взгляды на мир. И наша нечестность не только влияет на совершаемый ими выбор, но и определяет возможные альтернативы, причем порой совершенно непредсказуемо. Любая ложь — это покушение на независимость того, кого мы обманываем.

Если мы лжем кому-то одному, то потенциально переносим неправду и на многих других — даже на целые слои общества. Более того, мы обременяем себя последующей необходимостью поддерживать свой обман, и это может основательно усложнить нам жизнь. Можно уверенно утверждать: любая ложь омрачает наше будущее. Она требует дальнейшего «подкрепления». А правда не нуждается в таких жертвах и усилиях, ее достаточно просто повторить.

Ложь сильных мира сего оборачивается недоверием к правительствам и крупным корпорациям. Ложь слабых делает нас бесчувственными к страданиям других. Ложь сторонников теорий заговоров пробуждает сомнения в честности разоблачителей, даже когда те говорят правду. Ложь похожа на токсичные отходы, только в социальном плане: угроза отравиться этим ядом нависла над всеми нами.

Как изменятся ваши отношения, если вы решите никогда больше не лгать? Какая правда о вас неожиданно выйдет наружу? Каким человеком вы станете? И как сможете изменить тех, кто вас окружает?

На эти вопросы стоит найти ответы.

Зеркало честности

Как минимум одно исследование доказало, что 10% общения между супругами строится на лжих[1]. В ходе еще одного исследования выяснилось: в 38% случаях разговоры между студентами колледжа содержат ложь[2]. Обман — повсюду, причем сами лжецы называют отношения, выстроенные на обмане, менее приятными, нежели честное и правдивое общение. И в этом нет ничего удивительного: ведь доверие пробуждает самые позитивные чувства, а обман порождает подозрение и недоверие. Согласно исследованиям, люди ассоциируют все формы лжи с неполноценными отношениями — даже если речь идет о так называемой «белой лжи», призванной щадить чужие чувства[3].

  1. B.M. DePaulo and D.A. Kashy,“Everyday Lies in Close and Casual Relationships,” Journal of Personality and Social Psychology 74, no.1 (Jan. 1998): 63–79.
  2. B.M. DePaulo, et al.,«Lying in Everyday Life,» Journal of Personality and Social Psychology 70, no. 5 (1996): 979–995.
  3. P.J. Kalbfleisch,«Deceptive Message Intent and Relational Quality,» Journal of Language and Social Psychology 20, nos. 1–2 (2001): 214–230; T. Cole,«Lying to the One You Love: The Use of Deception in Romantic Relationships,» Journal of Social and Personal Relationships 18, no. 1 (2001): 107–129.

Как только человек решает говорить одну только правду, он сразу обнаруживает, что людей, разделяющих такую позицию, практически не встретишь: их очень мало. Честные люди — отрада для души: они говорят только то, что думают. Они не скажут вам в лицо одно, а за глаза — другое. Они откровенно сообщат, в чем ваша ошибка, когда вы сваляете дурака, — и именно поэтому их похвалу никогда не примешь за банальную лесть.

Честность — это дар, которым можно поделиться с другими. Это источник силы и гениальной простоты. Если мы попытаемся говорить правду вне зависимости от обстоятельств, нам не нужно будет готовиться ни к одному разговору. Если в прошлом мы никому не лгали, то в настоящем и будущем нам не надо будет следить за своими словами, чтобы не «путаться в показаниях». В любой момент мы просто можем быть самими собой.

Взяв за правило быть честными со всеми, мы избавляем себя от многочисленных масштабных проблем, и все это ценой всего лишь маленького неудобства: говорить только правду. Не стоит, однако, усугублять это неудобство: совсем необязательно, чтобы собеседники слышали от вас в свой адрес одну лишь горькую правду, то есть только нелицеприятные вещи и оскорбления. Ведь вы просто хотите поделиться с ними информацией, которая, на ваш взгляд, должна быть им интересна.

Но чтобы научиться комфортно жить с такой позицией, потребуется некоторая тренировка. Придется изменить планы, отказаться от приглашений, которые вам неинтересны, вести переговоры по контрактам, обсуждать чужую работу — и все это будучи честным перед самим собой в отношении того, что вы думаете и чувствуете. Для этого придется хорошенько проанализировать собственную жизнь — ведь чтобы не лгать, нужно понимать, что является правдой в данный конкретный момент. Придется покопаться в себе: что вы за человек? Насколько придирчивым и мелочным вы стали со своей правдивостью?

Может быть, вы обнаружите, что некоторые из людей, которых вы называли своими друзьями, таковыми не являются: ведь вы постоянно лгали, чтобы избегать общения с ними, или не высказывали своего истинного мнения, опасаясь конфликта. И ради чего вы должны делать это дальше? Возможно, вы осознаете, что если станете честным, то отношения с некоторыми людьми сохранить не получится. Все мы связаны узами, которые приходится поддерживать, нравится нам это или нет: семья, родственники мужа или жены, коллеги, работодатели и т.д. И тактичность часто позволяет сглаживать конфликты. Придержать язык или перевести разговор на относительно безопасные темы — это совсем не ложь (к тому же вам не придется отрицать правду в будущем).

Читать еще:  Гении минувших. Стикеры для ВКонтакте — новое выражение эмоций

Честность помогает выявить любые сбои в вашей жизни. Вы связаны отношениями с агрессивным человеком? В таком случае, если вы прямо будете отвечать окружающим на вопрос «Откуда у тебя синяки?», это заставит вас быстро разобраться со сложившейся ситуацией. У вас проблемы с наркотиками или алкоголем? Ложь питает и укрепляет любую зависимость. Если мы перестанем лгать о том, что у нас все в порядке, то нам уже не удастся губить свою жизнь втайне от окружающих.

Говоря правду, мы раскрываем те стороны нашей личности, которые хотели бы улучшить, но не смогли. Помню, как в выпускном классе средней школы мне поручили выступить с прощальной речью. Я отказался, сославшись на то, что такой чести должен быть удостоен выпускник, проучившийся в школе дольше меня. Но я солгал. Правда была в том, что я до смерти боялся публичных выступлений и всеми способами старался уклониться от них. Тогда я был не готов признать этот факт, а моя ложь позволяла не признавать его еще многие годы. Но если бы я тогда сказал директору школы правду, возможно, он переубедил бы меня и я потом не упустил бы каких-то важных вещей в жизни из-за своей робости.

Большая ложь

Большинство из нас с болью в сердце понимает, что общественное доверие к правительству, корпорациям и прочим официальным учреждениям подорвано ложью. Из-за лжи разгорались или затягивались войны: инцидент в Тонкинском заливе (который дал правовое основание президенту Джонсону использовать армию США во вьетнамской войне) и ложные сообщения об оружии массового уничтожения в Ираке служат примерами того, как ложь повлекла за собой вооруженные конфликты, которых можно было бы избежать. Когда правда наконец вскрылась, внешняя политика США стала вызывать у огромного количества людей лишь растущий цинизм. Многие начали сомневаться в легитимности любой военной интервенции: какие бы мотивы при этом ни озвучивались, люди подозревали, что это — ложь.

Фармацевтические компании повсеместно критикуют за дезинформацию о безопасности и эффективности их лекарственных препаратов. Ложь принимает разные формы, но часто это, вне всяких сомнений, обычная фальсификация данных. Новые препараты часто сравнивают с плацебо, а не с традиционными средствами, а при сравнении с продукцией конкурентов нередко указывается неверная дозировка. Еще более вопиющий факт лжи — это сокрытие фармацевтическими компаниями неблагоприятной информации. Эпидемиолог Бен Голдэйкр сообщает о сокрытии более 50% данных об испытаниях некоторых лекарственных препаратов. Следовательно, результатам исследований, которые «доказывают» преимущества какого-нибудь нового медицинского препарата, не стоит слепо доверять[1].

Большая ложь порождает во многих людях недоверие к власть имущим. Поэтому, что бы официальные лица ни говорили по поводу изменения климата, загрязнения окружающей среды, питания, экономической политики, международных конфликтов, медицины и десятков других тем, подавляющее большинство аудитории выкажет удручающее сомнение в адрес даже самых надежных источников информации. Публичные выступления с завидной регулярностью подрываются теориями заговора (2).

  1. ted.com.
  2. Возникают определенные разногласия, поскольку эксперты занимают позиции по обе стороны той или иной важной проблемы. Прийти к согласию по некоторым вопросам так и не удается. Но в случаях, когда власть имущих ловят на лжи или сокрытии конфликта интересов, возникает совершенно ненужная путаница.

Взять хотя бы распространенный страх перед детской вакцинацией. В 1998 году врач Эндрю Уэйкфилд опубликовал в журнале Lancet исследование, связывающее вакцину от кори, свинки и краснухи (MMR) с аутизмом. Впоследствии его исследование было признано «изощренной фальсификацией», а его самого лишили медицинской лицензии1.

Бесчестность Уэйкфилда имела весьма плачевные последствия. А из-за другой большой лжи оказалось невозможным исправить нанесенный им вред. Ведь корпорации и правительство порой лгут — либо во избежание судебной ответственности, либо для того, чтобы в обществе не началась паника. Поэтому стало очень трудно распространять правду о вакцине MMR. Уровень вакцинации резко упал, в особенности среди образованных и состоятельных семей, в результате дети стали болеть и даже умирать.

Здесь мы, вероятно, имеем дело с феноменом человеческой психологии: даже если ложь развенчают, даже если докажут полную несостоятельность фактов, мы все равно будем верить в нее. Например, если в СМИ распространится слух, будто известный политик упал в обморок во время предвыборной речи, значительный процент людей запомнит этот факт как истинный — даже если впервые услышали о нем именно в контексте опровержения! В психологии такой парадокс называется «эффект мнимой правды». Знание порождает доверие.

Давайте представим такую ситуацию: идет война, вы должны обманывать врага, потому что распространение дезинформации поможет спасти невинные жизни. Но границу между этой ситуацией и примерами, описанными выше, провести бывает очень трудно — особенно если кроме врагов ты будешь врать и друзьям. Понять, был ли каждый конкретный случай лжи на войне «правильным», можно лишь с позиции прошедших лет. В условиях войны и шпионажа человеческие отношения не ставятся на первое место, поэтому обычные правила общения здесь неприменимы. В ту самую минуту, когда начинают рваться бомбы, ложь становится просто еще одним оружием в арсенале воюющей стороны.

Разумеется, все понимают, насколько важно и необходимо соблюдение государственной тайны. Однако я не могу привести ни одной причины, которая оправдала бы ложь правительства своему народу. Не могу представить ни одной ситуации, когда было бы необходимо сделать это. «Оправданный» обман на уровне руководства страны похож на мираж: когда вам кажется, что до него уже рукой подать, факты свидетельствуют об обратном. И вред, причиненный нераскрытой правдой, исправить уже нельзя.

Подозреваю, что ложь простительна разве что шпионам — при условии, если мы считаем шпионаж этически оправданным приемом. Говорят, будто шпионы обязаны лгать даже близким и друзьям. Я бы так жить не смог, учитывая даже важность и благородные цели моего дела. Работа шпиона представляется мне абсолютным жертвованием личными этическими принципами ради великой благой цели — настоящей или воображаемой. Это своего рода моральное самоуничтожение.

Но мне кажется, относиться к жизни шпионов можно как к полету в космос. Так же как нам нет нужды беспокоиться о плотности своих костей в условиях антигравитации, нам не стоит задумываться и о том, поставит ли наше очередное высказывание под удар национальную безопасность. Этика войны и шпионажа — это этика чрезвычайных обстоятельств. А значит, она ограничена в применении.

Читать еще:  Крестопоклонная неделя в. Народные традиции Крестопоклонной недели

© С. Харрис. Ложь. Почему говорить правду всегда лучше. — М.: Альпина паблишер, 2015.
© Публикуется с разрешения издательства

Почему говорить правду всегда лучше

– Главными недугами нашего времени считаются ложь и двуличность. С точки зрения психологии, ложь – это дурная привычка, следствие скверного характера, плохого воспитания. А каков духовный взгляд на эту проблему?

– Думаю, главная причина, по которой люди лгут, – это страх и неуверенность в себе. Человек хочет казаться лучше, чем он есть, боится потерпеть неудачу. Если добавить к этому личные комплексы, амбиции, зависть, то ложь и притворство становятся и орудием достижения целей, и образом жизни такого человека.

Конечно, немаловажную роль в этой проблеме играют воспитание, уровень культуры, манеры, привитые родителями. Именно из семьи мы выносим фундаментальные понятия о жизни и «матрицу» поведения. К сожалению, в последнее время родители с младых ногтей пытаются учить детей добиваться своих целей любым способом. Это так называемая психология лидерства – если ты будешь добрым, честным и сентиментальным, то тебя просто «съедят» более сильные. Жизнь расценивается как конкуренция, борьба, а добродетельные черты характера – как слабость. Мы уже сейчас пожинаем горькие плоды подобного подхода к жизни – люмпенизация общества, неспособность услышать и понять другого, разобщенность и озлобленность. Как сказано в Священном Писании: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18:2). Ничего удивительного, ведь ложные приоритеты приводят к ложным целям. Изначально обман в данном случае заключается в том, что настоящий лидер – это не тот, кто умеет манипулировать людьми и во всем получить выгоду, а тот, кто способен пожертвовать собой ради других.

Я говорю об этом, чтобы было понятно, что ложь – это не только личная проблема отдельно взятого человека, но это то, что способно глобально влиять на жизнь всего общества и даже всего человечества. И при всех многообразных видах человеческой лжи, обстоятельствах возникновения, очевидно, что главная ее причина лежит исключительно в духовной области. Неслучайно второе имя диавола – Лжец, Клеветник. Вот исконная причина той темной энергии, с которой связана малейшая неправда, любое искажение истины.

Ложь – это не просто грех. Это главный «компонент» греха, это основа любого греховного действия или мысли. Наверное, человек никогда бы не грешил, если бы не обманывался посылами греха. Как говорит святитель Василий Великий, «Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда». Грех всегда обманывает человека, и в каждом своем падении согрешивший становится заложником лжи.

Согласно поучению преподобного аввы Дорофея, ложь проявляется трояко: мыслью, словом и самой жизнью. Если ложь мыслью состоит в непреднамеренной подмене себя подлинного некоей «ролью», в которой человек хотел бы себя видеть, то ложь словом – это уже сознательное искажение действительности. Понятием «ложь жизнью» авва Дорофей называет глубокую греховную испорченность человека, который привык к пороку, не боится его и не стесняется. Но поскольку общественное мнение все же осуждает порок, а ценит все-таки добродетель, то человек считает выгодным скрываться под добродетельной маской. Эта ложь заключается в циничной двойственности самой жизни.

Авва Дорофей называет три причины, побуждающие людей лгать, которые также являются основой всякого греха. Это, во-первых, сластолюбие, то есть стремление исполнить всякое свое желание; во-вторых, сребролюбие – стремление к приобретению материальных ценностей; и, в-третьих, славолюбие, которое в случае с иноками выражалось в нежелании смириться.

– Ложь вовне порождает ложь самому себе: человек перестает обличать себя, признаваться себе честно в содеянном. Это приводит к ложной исповеди и, как следствие, к депрессии. Как начать говорить правду себе? И чем чреват самообман?

– Святитель Феофан Затворник учит, что «надо уметь разделять себя на самого себя и врага, кроющегося во мне». Главная уловка диавола заключается в том, что он внушает человеку, будто его мысли и чувства – это и есть он сам. Когда мы начинаем отделять себя от собственных эмоций, чувств и мыслей, то они уже не могут управлять нами.

Самообман всегда связан с самооправданием, уверенностью в том, что виноватым в той или иной проблеме может быть кто угодно, но только не я сам. Уход от проблем подобным образом лишает человека возможности решать их. Поэтому преподобный Паисий Святогорец говорил: «Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с ним всякую связь». Нам нужно учиться нести ответственность перед Богом и людьми за свою жизнь, поступки и мысли. Не прятать голову в песок, а открыть сердце Богу, Который, видя искреннее устремление человека, всегда поможет и направит на путь истинный.

Точкой отсчета духовной жизни каждого является честный взгляд, обращенный внутрь себя. Поэтому и сказано святыми отцами, что первым признак выздоровления души – видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Пока человек не осознает глубину своего падения, не увидит свою немощь и собственными силами будет пытаться выстраивать свою жизнь – его ждет только разочарование и бесконечные блуждания. Страсти ослепляют нас, манипулируют сознанием. Поэтому, чтобы увидеть реальную картину своего положения, нужно сместить собственное эго из центра жизни и взглянуть на самого себя с другого ракурса. Важно, кроме своих недостатков и духовных болезней, увидеть еще и Того, Кто может от них излечить. Только во власти Господа спасти нас от нас самих, наших собственных страстей и греховных привычек. Без Бога честный взгляд на самого себя может закончиться унынием и отчаянием. Излечиваются духовные болезни благодатью, которую человек получает в Таинствах Церкви, молитве и покаянии.

Евангелие дарит нам не только правду о нас самих, но и надежду на исправление. У одного духовного писателя я встретил интересную аналогию. Он сравнил греховное падение человека с упражнениями на батуте: чем ниже точка падения, тем выше человек «поднимается» в покаянии. Поэтому знать правду о себе, честно обличать свои недостатки, видеть их – это не самобичевание или унижение, а единственный выход из кризиса личности.

Источники:

http://pikabu.ru/story/oldest_fray_lozh_tri_sposoba_vyiyavleniya_kak_chitat_myisli_lzhetsa_kak_obmanut_detektor_lzhi_6876443
http://psyfactor.org/lib/lie2.htm
http://pravoslavie.ru/86597.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: